Контрабанда, лес-кругляк, рынок земли, лотереи, МВФ, ФЛП и другие вызовы для Зе!Кабмина

09.08.2019 – Пока на политическом «Олимпе» размышляют и решают, кто войдет в новое правительство, ЭП собрала список самых больших вызовов для будущих членов Кабмина. Там есть над чем работать.

Успех Владимира Зеленского и «Слуги народа» на выборах сделал этих людей ответственными за то, что будет происходить в Украине в ближайшие пять лет.

Накануне УП уже писала, какую кандидатуру премьер-министра Зеленский может внести на голосование нового парламента уже в сентябре. Явных фаворитов здесь нет. Так же нет ответа на вопрос, кто возглавит министерства и сколько вообще их теперь будет.

Конечно, большинство людей в Кабмине будут новыми, а вот проблемные вопросы, которые придется решать их преемникам, будут теми же самыми. Перед новым составом правительства стоит немало вызовов. Часть из них редакция ЭП перечислила ниже, но, скорее всего, это неполный список и вызовов намного больше.

В любом случае, описать их в рамках одной статьи не возможно, а наш shortlist – это больше о наболевшем. Итак, какие проблемы обязано решать новое правительство в первую очередь?

Рынок земли 

Безусловно, земельная реформа будет одним из самых больших вызовов для нового правительства.

Отменять или не отменять мораторий? Этот вопрос не стоит в повестке дня команды Зеленского и его представителей политической элиты. Исходя из риторики президентского офиса, сейчас обсуждается, по какой модели будет открыт рынок земли, и насколько быстро.

По словам руководителя офиса президента и одного из кандидатов на должность премьер-министра Алексея Гончарука, соответствующий законопроект должен быть принят до конца 2019 года.

«В нашей команде есть понимание, что если этого не сделать в этом году, то будет достаточно сложно», – заявил он в интервью Bloomberg.

В конце концов, публичная поддержка командой Зеленского рынка и презентация конкретной концепции законопроекта – то, чего не хватало, чтобы начать предметную дискуссию со всеми заинтересованными сторонами.

Кто будет автором этого видения, офис президента, парламент или Кабмин, не имеет значения. В любом случае именно чиновники и профильные ведомства будут на передовой, и будут нести наибольшую ответственность за земельную реформу.

Сейчас много знаков вопроса – будет ли у иностранцев право покупать землю, будут ли вводиться ограничения, фермеры могут ли рассчитывать на финансирование, кто будет иметь приоритетное право на покупку, стоит ли начинать с торговли государственной землей и прочее.

Удовлетворить всех точно не удастся. Поэтому будущему Кабмину в этой ситуации будет нелегко.

Вырубка и незаконный вывоз украинских лесов 

Мораторий на экспорт леса-кругляка с 2015 года так и не решил главной проблемы, из-за которой он был введен – он не уменьшил объемы вырубки лесов.

Так, по данным исследования британской неправительственной организации Earthsight, которая занимается изучением проблем незаконной вырубки лесов в мире, в 2018 году Украина стала крупнейшим экспортером нелегальной древесины в ЕС.

Мораторий не изменил ситуацию, поскольку закон позволяет вывозить лес под видом дров. Впоследствии стало понятно, что мораторий на лес был только очковтирательством, и вся торговля лесом перешла в тень.

За отказ его отмены в 2017 году Еврокомиссия отказалась предоставлять Украине транш на сумму 600 млн. евро. Это вызвало торговый спор между Украиной и ЕС в рамках ассоциации о свободной торговле.

Сейчас перед властью стоит вопрос, как наладить отношения с Европейским союзом, предотвратить незаконную вырубку и защитить интересы украинских деревообрабатывающих предприятий. Так же требует очищения и сама отрасль, ведь ее уже ставят в один ряд с нелегальным рынком янтаря и спирта из-за полубандитских группировок, которые контролируют лесхозы.

Чтобы уменьшить коррупционные риски и злоупотребления в лесной отрасли, нужна комплексная реформа Государственного агентства лесных ресурсов. Инициировать начало реформы в отрасли может именно правительство. Удастся ли навести порядок в этом коррупционном болоте с «темными» лесхозами, покажет время. Но на повестке дня правительства такой вопрос есть.

Тяжелое наследие – новый рынок электроэнергии

1 июля в Украине заработала новая модель рынка электроэнергии. Перед запуском Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и представительство ЕС советовали властям не спешить с запуском, указывая на очевидные проблемы.

Впрочем, правительство Владимира Гройсмана решило, что оттягивать больше нельзя. По новым правилам энергорынок работает уже месяц и если окончательные выводы делать рано, то основные болевые точки нового рынка уже вышли на поверхность.

Поскольку Гройсман на полную готовится к «цивилизованной передаче власти» преемникам, очевидно, что к ним перейдут и основные проблемы энергорынка, которые требуют немедленного решения.

А там сейчас хватает работы. Нацкомиссия по вопросам энергетики и коммунальных услуг признана неконституционной – надо писать новый закон. Заблокированы выплаты производителям «зеленой» энергии из-за иска Коломойского.

Рост цен для промышленности на 30% вместо обещанных Гройсманом 5-6%, за что бьют тревогу украинские металлурги. Или, например, «Укргидроэнерго», которое работает в предаварийном состоянии.

Договориться с МВФ

В 2018 году Украина подписала программу с Международным валютным фондом по программе stand-by. Она рассчитана на 14 месяцев. В течение этого времени страна может получить 3,9 млрд. долл., если найдет общий язык с кредиторами.

Впрочем, не все так просто. За это время Киев получил лишь один транш в размере 1,4 млрд. долл. После этого программа стала на паузу.

Новому правительству, скорее всего, придется договариваться о новой программе. ЭП уже писала о том, что Украина заинтересована в долгосрочной программе EFF или stand-by. EFF лучше, потому что возвращение взятых траншей больше растянуто во времени.

Недавно Фонд повторно заявил о том, что готов вернуться в Украину для продолжения коммуникации о новой программе – «после парламентских выборов, как только новое правительство будет способно определиться с приоритетами своей политики».

Как известно, меморандум подписывает четыре лица: президент, глава НБУ, министр финансов и премьер-министр. Из этой четверки фамилии двух последних сегодня еще неизвестны. Хотя, по информации ЭП, у Оксаны Маркаровой неплохие шансы остаться министром финансов в новом правительстве.

Пенсионная реформа. Второй уровень 

Реформировать пенсионную систему пробовали все премьеры: и Николай Азаров, и Арсений Яценюк, и Владимир Гройсман.

Последний масштабный правительственный реформаторский закон Рада приняла осенью 2017 года. Тогда депутаты изменили подходы к пересчету пенсий и провели тотальную ревизию спецпенсий и льгот.

После этого активизировалась дискуссия о следующем шаге — введении второго накопительного уровня. Правительство Владимира Гройсмана планировало ввести его еще с 2018 года, однако каждый раз этот вопрос откладывалось в долгий ящик.

Солидарен ли первый уровень пенсионной системы, он предусматривает, что уплаченные бизнесом и застрахованными лицами средства в Пенсионный фонд сразу же выплачиваются нынешним пенсионерам. Львиная доля таких средств – это ЕСВ. Сейчас этого ресурса не хватает.

Обязательный накопительный или второй уровень пенсионной системы предполагает, что человек в течение жизни откладывает часть дохода на специальный счет. Эти средства инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые инструменты. Предполагается, что сумма накоплений и инвестиционный доход увеличивают в перспективе размер будущей пенсии.

До выборов на повестке дня реяли два законопроекта о введении накопительной пенсионной системы. Первый – депутатский – лежал в парламенте с июля 2017 года и появлялся в повестке дня Верховной Рады 19 раз, но, ни разу не выносился на голосование.

За два дня до первого тура президентских выборов, Национальная комиссия ценных бумаг и фондового рынка также обнародовала свой законопроект о введении обязательного накопительного уровня. Воспользуется ли новый Кабмин этими наработками, трудно сказать.

Пока что с уверенностью можно сказать, что эта тема станет дискуссионной в парламенте – в составе «Слуги народа» есть сторонники разных моделей второго уровня.

Однако для начала чиновникам надо будет убедить международных кредиторов в необходимости такого шага, в том числе МВФ. Важной в этом процессе также будет позиция Всемирного банка. До сих пор мнения кредиторов сводилась к тому, что введение второго уровня пенсионной системы не актуально.

На выведенный капитал или на прибыль

Проблема налога на выведенный капитал в том, что создавая стимулы для предпринимателей инвестировать больше в свой бизнес, он еще может быть причиной огромной дыры в государственном бюджете. По крайней мере, в первые годы внедрения ПнВК этого точно не миновать. Именно этого больше всего боятся международные кредиторы, а именно МВФ.

Основная идея налога на выведенный капитал заключается в следующем: прибыль, полученная предприятием, не облагается налогом до тех пор, пока она не выплачивается владельцам в виде дивидендов.

Политическая и экспертная дискуссия вокруг введения налога на выведенный капитал длится более трех лет. В июле 2018 президент Петр Порошенко внес в Верховную Раду законопроект о введении ПнВК с 1 января 2019 года как приоритетный.

Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал Раде принять его за основу. Минфин также «включился» и начал искать бюджетные компенсаторы. Однако до его рассмотрения, по — сути, дело не дошло: найти компенсаторы не удалось, ведение ПнВК имело риск разбалансировать бюджет и сорвать сотрудничество с МВФ.

Как будет выпутываться из этой ситуации будущее правительство, пока непонятно. В офисе президента настроены на продвижение соответствующего законопроекта, но лишь при наличии компенсаторов бюджетных потерь.

Что делать/ничего не делать с ФОП

«Упрощенка» – это также палка на два конца. С одной стороны она позволяет бизнесу законно минимизировать налоговую нагрузку, с другой – остается невероятно чувствительным социальным вопросом.

МВФ в свое время настаивал на ее ликвидации. Были и отдельные депутатские инициативы, которыми предусматривалось ликвидировать 3-ю группу «упрощенки» и внести изменения в условия 2-ой группы.

Впрочем, любые попытки переформатировать систему порождают большой общественный резонанс. Пока что команда Владимира Зеленского не декларирует готовность расставлять в этом вопросе точки над «и» и выступает за сохранение упрощенки.

Однако все очень быстро может измениться, если на то есть «политическая воля».

Победить контрабанду 

В начале июня Владимир Зеленский дал и.о. главы СБУ Ивану Баканову две недели на то, что «разобраться с контрабандой» и отчитаться ему об этом. О чем отчитывался, и отчитывался ли вообще Баканов президенту, неизвестно.

9 июля президент даже указ издал – о борьбе с контрабандой. Цель указа – обнародовать обезличенные данные о таможенной стоимости товаров, перемещаемых через границу, ввести обмен информацией с другими государствами и прочее.

За последние пять лет правительства Яценюка и Гройсмана экспериментировали с различными вариантами противодействия незаконному перемещению товаров через границу. В свое время с этой целью Кабмин создал, а затем ликвидировал, Межрегиональную таможню.

Были созданы также специальные мобильные группы – так называемые «черные сотни», которые должны были контролировать таможенные посты, но эта инициатива также оказалась неудачной.

В итоге в июле 2018 года правительство узаконило присутствие полицейских в зонах таможенного контроля. Впрочем, их присутствие на таможне так же ситуацию не исправило, а еще больше ее усложнило.

Сегодня со стороны правительства ответственный за борьбу с контрабандой новый руководитель государственной таможенной службы Максим Нефедов. В интервью ЭП он заявил о целесообразности принять новый Таможенный кодекс и убрать из таможенных постов всех «лишних» контроллеров.

И опять же, задача у Нефедова не тривиальная – новый руководитель таможни должен сделать то, что не удавалось еще ни одному из его предшественников.

Рынок азартных игр и лотереи

За последние 5 лет украинские улицы заполонили сети полулегальных игорных заведений. Полулегальными их можно назвать, поскольку в Украине азартные игры запрещены, но такие заведения прикрываются государственными лотереями.

Лицензии у операторов на проведение лотерей тоже уже закончились, но они могут функционировать, пока не будет урегулировано соответствующее законодательство, а регулировать его никто не спешил, поскольку в отрасли оборачиваются миллиардные средства, которые проходят мимо государственного бюджета.

Несмотря на требования МВФ, отрасль так и осталась в тени.

Среди главных бенефициаров рынка азартных игр всегда фигурировали фамилии первых лиц государства. Учитывая, что в Украине изменилась власть, можно ожидать, что эти потоки ждет перераспределение.

О том, что этот процесс уже начался, может свидетельствовать тот факт, что сеть игорных заведений «Космолот» перешла от одного оператора лотерей, который доминировал на рынке последние 5 лет к другому, который в это время был вынужден отбиваться от атак.

Урегулировать правила в отрасли, привести их к международным стандартам, и направить сверхприбыли отрасли в бюджет будет сложной задачей для Кабмина из-за сильного лобби.

Уменьшить государственный долг

В июне 2019 года государственный и гарантированный государством долг Украины вырос до 80 млрд. долларов. В мае размер государственного долга по ВВП сократился до 59% от ВВП.

В общем, в соотношении госдолга к ВВП Украина демонстрирует, вроде бы, неплохие результаты. В 2018 году этот показатель сократился с 71,8% до 62,7%. При этом долг на уровне 60% от ВВП считается допустимым.

В связи с так называемыми «Маастрихтскими критериями» для стран-членов Евросоюза, а также для кандидатов на вступление в ЕС, государственный долг не должен превышать 60% ВВП страны.

Однако чтобы там, не было, но этот критерий не является сейчас определяющим для Украины. Государственный долг на уровне 60% – это существенная проблема для налогоплательщиков.

Так, Министерство финансов оценивает общий объем платежей по государственному долгу в 2019 году в 417 миллиардов гривен, что составляет около 40% доходов всего государственного бюджета.

Фактически правительству уже не стоит думать о привлечении средств для развития инфраструктурных проектов или экономики. С нынешним уровнем госдолга главная задача – вовремя рассчитываться по долгам, чтобы избежать дефолта. Минфин сегодня вынужден выходить на рынок заимствований, чтобы перекрывать старые долги.

Учитывая высокую ставку Национального банка, от которой зависит, в том числе стоимость государственных заимствований, и низкий кредитный рейтинг Украины, стоимость обслуживания госдолга росла.

Поскольку большая доля госдолга номинирована в иностранной валюте, а гривна может девальвировать, государственный долг все еще несет в себе немало рисков на макроэкономическом уровне.

Снизить стоимость обслуживания и сократить долг будет сверхсложным вызовом для нового правительства.

Сейчас российский газ в Европу поставляется через газотранспортную систему Украины в рамках контракта, который завершается 31 декабря 2019 года. Нового контракта Украина и Россия до сих пор не заключили.

Для Украины остановка транзитного потока означает потерю 3 млрд. долларов годового дохода, а это примерно 3% ВВП. Фактически страна за год может потерять весь экономический рост предыдущего года.

Россия стремится полностью отказаться от услуг украинского транзита. Для этого она строит газопроводы в обход Украины: «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Введение их в эксплуатацию позволит российскому монополисту поставлять те же объемы газа в Европу, что и сейчас, не используя украинские газопроводы.

Сейчас «Газпром» столкнулся с определенными трудностями по построению «Северного потока-2», и как все сложится в будущем спрогнозировать трудно. Однако последние расчеты «Нафтогаза» показали, что российская сторона имеет техническую возможность в следующем году не использовать украинский транзит, даже если не будет построен «Северный поток-2».

Переговоры по новому контракту проводятся в трехстороннем формате. В них принимают участие Украина, Россия и Еврокомиссия. Пока что конструктивного мало.

Российская власть хочет заключить с Киевом краткосрочное соглашение, чтобы выиграть необходимое время для завершения строительства газопроводов в обход Украины. Украина настаивает на долгосрочном, 10-летнем соглашении.

Следующие трехсторонние переговоры запланированы на сентябрь. К тому времени будущее транзита газа в ЕС неопределенное. Что будет после сентябрьской встречи – ключевой вопрос. Пока стороны на уступки не идут.

Субсидии и энергоэффективные мероприятия 

Дома в Украине в основном отапливаются газом, значительная часть которого импортируется. В 2018 году Украина закупила импортного газа на 3,12 млрд. долл.

Само население является крупнейшим потребителем — 11,2 млрд. куб м с 31,9 млрд. куб м за 2017 год, то есть более 35%.

Следовательно, экономия при потреблении тепла жилыми домами – стратегическая задача для энергетической безопасности.

Долг за коммуналку

По самым свежим данным Государственной службы статистики, на конец — мая 2019 года задолженность населения по уплате коммунальных услуг составила 57,2 млрд. грн. Для понимания масштаба долга – примерно столько предусмотрено в государственном бюджете на ремонт дорог по всей стране в текущем году.

Структура долга по типу услуг неоднородна: наибольшая задолженность населения за поставку природного газа – 26,2 млрд. грн. За централизованное отопление и снабжение горячей воды потребители задолжали 16,8 млрд. грн. Третьим по размеру долгом является поставка электрической энергии – 5,2 млрд. грн.

Что делают представители власти для устранения проблемы? Заключают договоры с потребителями о реструктуризации долга. В январе-мае 2019 года с населением было заключено 26,4 тыс. договоров по погашению реструктуризированной задолженности на сумму 191,3 млн. грн. или 0,3% от общей.

Эта сумма является мизерной, поэтому перед новым правительством стоит нетривиальная проблема – как мотивировать население платить по долгам.

Устаревший жилой фонд

Решение жилищных проблем жителей советской Украины происходило путем строительства массового жилья. Оно строилось, как временное и его эксплуатационный срок был рассчитан на 25-60 лет. В 2017 году должны были быть снесены или реконструированы первые «хрущевки», строившиеся в 1957 году.

По данным Минрегионстроя, сейчас в Украине около 700-800 млн. кв. м или 70%-80% жилого фонда является устаревшим. Такие дома по своему техническому состоянию не соответствуют нормативам безопасности и комфорту проживания.

75 млн. кв. м или 10% жилья вообще является аварийным и непригодным для проживания. В Киеве такого жилья около 9 млн. квадратных метров. Предельный срок их эксплуатации истек, а конструкции износились не менее чем на 60%.

Опыт других стран – государственные программы по реновации старого жилья. Реконструировать можно как отдельные дома, так и целые кварталы. Обычно, строится стартовый дом, куда переселяются жители первых домов, что готовятся «под снос». Далее отселение и снос целых кварталов происходит по принципу домино.

С 2006 года в Украине действует закон о реконструкции устаревшего жилья. Однако с тех пор реконструкция этих домов на практике так и не смогла произойти из-за несовершенства законодательства.

В этом году Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства представило новый законопроект, имеющий целью начать процесс реконструкции кварталов устаревшего жилья на практике. По словам представителей министерства, если закон о реконструкции устаревшего жилья в Украине примут в 2019 году, то понадобится еще 2-3 года, чтобы реновацию жилья можно было начинать.

Вопрос о том, кто будет заниматься реконструкцией, остается открытым. У государства «лишних» средств нет. Финансирование будущей программы возможно за счет средств местных бюджетов или инвесторов. Здесь уже новому правительству придется ломать голову.

Государство в смартфоне

«Государство должно стать сервисом» – пишет президент Зеленский. Реализовать этот лозунг в команде гаранта рассчитывают через проект «Государство в смартфоне», то есть сделать так, чтобы все государственные услуги любой гражданин Украины смог получить из любой точки мира с помощью смартфона за несколько секунд.

Это, кстати, тот вызов, который команда Зеленского уже несколько раз озвучивала сама.

Ранее ЭП уже писала о том, что «оцифровка» государства, полный переход с «аналогового» (бумажного) на цифровое правительство – это неизбежный этап эволюции. Каждая страна мира рано или поздно должна будет его пройти. ЭП также уже рассказывала о том, как может выглядеть «цифровая» Украина и какие преимущества это принесет.

Во-первых, это искоренение коррупции за счет исключения чиновников из процесса предоставления государственных услуг. Государственные услуги может предоставлять компьютерный алгоритм.

Во-вторых, это экономия времени людей. Электронное правительство в 2018 году могло бы сэкономить украинцам 39 396 рабочих лет или 345 млн. рабочих часов, что равняется примерно 562 человеческих жизней.

В-третьих, это ускорение экономичных процессов в стране, ускорение роста ВВП. В Эстонии, например, после аналогичных шагов скорость работы госаппарата выросла в 10 раз, эффективность работы налоговой системы выросла почти в 40 раз.

В-четвертых, это экономия денег за счет отказа от бумаги, принтеров, ксероксов, архивов, соответствующих сотрудников.

Что Украине нужно для быстрого и масштабного запуска проекта «Государство в смартфоне»:

— Принять законопроект «О публичных электронных реестрах» №8602 от 13.07.2018, потому что на сегодня в Украине существует хаос в сфере государственных электронных реестров.

— Форсировать создание единого демографического реестра для внедрения уникального идентификатора гражданина.

— Внедрить бесплатную версию электронно-цифровой подписи на базе MobileID.

— Ускорить развертывание сплошного покрытия территории Украины связью 4G на низких радиочастотах.

— Ускорить подключение электронных реестров к системе «Трембита».

— Создать независимую инспекцию по защите персональных данных граждан.

— Возложить на государственные учреждения обязанность по сбору данных для предоставления государственных услуг гражданину.

Сможет ли это сделать новое правительство? Вопрос открыт.

Запустить «большую» приватизацию

Это пыталось сделать ни одно правительство. Впрочем, как не называй корабль, он все равно не поплывет, если команда будет только имитировать работу. Как раз именно это и происходило последние годы: большинство государственных объектов, которые должны были выставить на конкурс, продолжали исполнять роль «кормушек» для отдельных политических сил.

Запуск приватизации происходил в это время преимущественно с экранов и на эфирах.

Так, еще летом 2014 года тогдашний премьер Арсений Яценюк анонсировал самую масштабную в истории Украины приватизацию. Затем Кабинет министров утвердил перечень из нескольких сотен объектов государственной собственности, которые подлежат приватизации. Среди них – «Центрэнерго», Одесский припортовый завод, «Сумыхимпром» и тому подобное.

В итоге ни один «объект» большой приватизации не продан до сих пор. «Знаковая приватизация», которая должна была стать образцом разгосударствления и драйвером для привлечения инвестиций, превратилась в смех.

Об этом очень красноречиво говорят следующие цифры: в 2014 году была осуществлена продажа объектов приватизации на 466 млн. гривен, в 2015 – на 250 млн. гривен, в 2016 – на 188 млн. гривен, в 2017 – на 3,4 млрд. гривен. В основном за счет продажи блокпакетов акций энергокомпаний, которые выкупила группа «СКМ» Рината Ахметова.

Приватизация в 2018 году принесла 268,7 млн. гривен при утвержденном парламентом законе о госбюджете плане в 18,8 млрд. гривен.

В этом вопросе Владимир Зеленский решил не быть оригинальным и начал, как и его предшественники, с громкого заявления. Он анонсировал проведение большой приватизации «уже в 2019 году». Никаких подробностей относительно предприятий, которые могут пойти с молотка первыми, глава государства не предоставил.

Авторы: Александр Колесниченко, Галина Калачева, Александр Моисеенко, Николай Топалов, Янина Корниенко, Всеволод Некрасов

Источник: Украинская правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий