Президент Владимир Зеленский дал задание запустить к тридцатилетию независимости искусственный спутник Земли. Об этом стало известно со слов вице-премьер-министра, министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олега Урусского. По его данным, глава государства ожидает вывода на околоземную орбиту космического аппарата дистанционного зондирования земли «Сич 2-30 (2-1)».
«Мы должны осуществить все необходимые меры, чтобы это произошло до конца 2021 года, года 30-летия независимости Украины. И это вполне реально при условии максимально эффективной работы и является насущной необходимостью», – отметил вице-премьер.
По мнению Урусского, задача Зеленского будет способствовать и экономике, и силовым структурам. «Кроме того, она позволит сэкономить бюджетные средства, которые сегодня тратятся на закупку услуг, предоставляемых подобными аппаратами заграницей», – написал он на своей странице в Facebook после правительственного совещания по созданию украинских космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.
Такие планы власти являются хорошей возможностью вспомнить, что же такое украинский спутник «Сич», в каком состоянии сейчас находится украинская космическая программа в целом, и не будет ли очередной проект под патронатом президента тихо похоронен после громкого празднования 30-й годовщины независимости?
Запуск, отложенный на шесть лет
Как отмечается на сайте КБ «Южное», спутник под проектным названием «Сич 2-1» (позже название изменили на «Сич 2-30») является модификацией спутника «Сич-2», запущенного в 2011 году.
Спутник «Сич-2-30» предназначен для получения цифровых изображений поверхности Земли в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах длин электромагнитных волн, а также для мониторинга параметров магнитосферы Земли. Его масса — 210 кг, пространственное разрешение, то есть размер наименьшего объекта, который может быть идентифицирован на спутниковом снимке, около восьми метров, срок эксплуатации – пять лет.
Хотя украинское правительство позиционирует «Сич 2-30» как принципиально новую разработку, это не совсем так. Работу над ним начали сразу же после запуска предыдущего «Сич 2». Эта версия спутника позволяла делать снимки в инфракрасном диапазоне. По ним в частности можно было прогнозировать зоны, которые находятся под риском подтопления и получать данные о вырубках лесов.
Однако спутник, рассчитанный, на пять лет эксплуатации, уже через год перестал выходить на связь и потерялся на околоземной орбите. Кстати, предыдущий спутник «Сич» также запускали к круглой дате – столетию академика Михаила Янгеля.
В 2012 году на программу зондирования Земли из космоса было выделено 415 млн. грн., значительная часть которых должна была быть потрачена на новый спутник, старт которого планировался на 2015 год.
«Аппарат будет запущен ракетой-носителем «Циклон-4» с космодрома Алкантара в Бразилии, – обещал тогдашний руководитель Государственного космического агентства Ярослав Стефанишин. – Он будет использоваться для оценки состояния озимых культур, дистанционного контроля снежного покрова, классификации поверхности ландшафта, выявления лесных и степных пожаров».
Однако вскоре оказалось, что запускать спутник неоткуда. Бразильский космодром, о котором говорил чиновник, так и не был построен (об этом речь пойдет ниже), а планы запуска аппарата переносились из года в год. Последний документ, в котором предусматривалось выведение спутника «Сич» на орбиту – правительственная «концепция космической программы на 2018-2022 годы», по которой старт должен был состояться в 2020 году.
Распоряжение Владимира Зеленского вселяет надежду, что, по крайней мере, в этом году украинский аппарат может быть выведен на орбиту. Правда, против этих планов звучат и возражения. Космическая отрасль в мировом масштабе развивается очень быстро, и за годы после своего создания «Сич 2-30» успел серьезно устареть. Разрешение снимков этого спутника уступает тому, которые мы покупаем у других стран.
Возникает вопрос, не лучше ли тогда сконцентрироваться на разработке более совершенных спутников – с разрешением 1 м и 0,5 м? Например, на аппарате «Сич 3», способном обеспечить зондирование Земли в радиолокационном диапазоне, независимо от времени суток и погодных условий.
Существуют и противоположные мнения. Например, относительно того, что запуск «Сич 2-30» даст возможность испытать в рабочих условиях украинские разработки, в частности сканер инфракрасного диапазона, разработанный Научным центром аэрокосмических исследований Земли вместе с конструкторами с завода «Арсенал». При этом для ряда прикладных народнохозяйственных нужд (в частности для контроля над аграрными ресурсами) качество тех снимков, которые сделает спутник вполне достаточное.
Не говоря уже о том, что новый спутник поднимет престиж государства, космические проекты которого претерпевали в течение последнего времени, и преимущественно заканчивались неудачами.
Провалы космического масштаба
Украинская космическая программа на протяжении всего времени своего существования представляла собой странный сплав безответственности, расточительности, бюрократизма и коррупции. Все это приводило к тому, что самые громкие из анонсированных программ оборачивались масштабными убытками, за которые, кстати, практически никто не ответил.
Самым масштабным провалом украинских космических планов можно назвать уже упомянутый украинско-бразильский проект стартового комплекса для запуска ракет «Циклон–4», на который из украинского бюджета было уплачено $672 млн. и из которого так и не взлетел спутник «Сич 2-30» в 2015 году.
Строительство космодрома в Латинской Америке предполагалось подписанным еще 21 октября 2003 года межгосударственным договором между Украиной и Федеративной Республикой Бразилия. Он предусматривал долгосрочное сотрудничество по использованию ракеты-носителя «Циклон-4» на пусковом центре Алкантара.
Для строительства космодрома была создана совместная компания «Алкантара Циклон Спейс», в которую вошли Бразильское космическое агентство, Государственное космическое агентство Украины, а также конструкторское бюро «Южное» и производственное объединение «Южмаш».
Стартовая площадка для ракет должна была быть готовой еще в 2006 году, однако сроки ее сдачи постоянно переносились. В 2009 году бразильская сторона говорила о 75% ее готовности, а в 2015 заявила о выходе из проекта. 16 июля 2015 года главе украинской дипломатической миссии в Бразилии была вручена официальная нота Министерства иностранных дел Бразилии о денонсации международного договора. А в соответствии с договором и положениями Венской конвенции о праве международных договоров 16 июля 2016 года истек срок подачи возражения со стороны Украины.
Тогда же КБ «Южное» выступило с резкой критикой в адрес Государственного космического агентства Украины, обвиняя его в том, что в течение года не было вынесено протестов против односторонней денонсации договора, со стороны космического агентства «не было предпринято никаких действий по выполнению закрепленных договором обязанностей и по защите интересов Украины». В космическом агентстве эти обвинения отвергали.
При этом по сей день нерешенными остается несколько юридических вопросов, в частности относительно имущества компании «Алкантара Циклон Спейс». Оборудование и техническая документация, созданные в рамках этого проекта, стоимостью $211,1 млн. хранится в Бразилии без определения их правового статуса.
Еще $196,2 млн. Украина должна выплатить по результатам судебных исков компаний Boeing против государственных предприятий «ПО Южный машиностроительный завод» и КБ «Южное» в деле о возмещении затрат на широко разрекламированном в свое время проекте «Морской старт».
Boeing обеспечил инвестиции под создание и функционирование морской площадки для коммерческих запусков космических аппаратов, а его разработчики – «Южмаш», КБ «Южное» и российская корпорация «Энергия», гарантировали возмещение вложенных средств, в случае возникновении проблем.
«Морскому старту» не удалось окупить вложенные в него средства из-за низкой интенсивности запусков. В начале реализации проекта «Морской старт» ожидалось ежегодное проведение не менее пяти запусков. Однако фактически за десять лет (1999-2009) их было осуществлено 30 – в среднем по три в год и в начале 2000 года «Морской старт» объявил о банкротстве.
Характерным примером неэффективного использования денег является и история с созданием первого телекоммуникационного украинского спутника «Лебедь», на который наша страна взяла кредит в $254 млн. у канадского правительственного агентства Export Development Canada (EDC), и который должен был быть запущенным в 2011 году, а уже в следующем году транслировать футбольное Евро-2012.
Однако со временем все пошло не так, как ожидалось: сначала Украина потеряла закрепленное за спутником место на геостационарной орбите, в 2014-м войска Российской Федерации вошли в Евпаторию, где располагался отечественный центр управления космических средств. После того, как такой же центр построили под Киевом, от участия в проекте отказалась канадская компания Macdonald Dettwiler and Associates Corporation, которая должна была поставлять технологическое оборудование для аппарата.
Кроме того, часть кредита в размере $8 млн. была перечислена на счета компании-посредника и исчезла в кипрских банках. В итоге, Украина продолжает выплачивать кредит за незапущенный спутник и одновременно судится с компанией-подрядчиком. Сам космический аппарат хранится на складе в России (запуск планировался с космодрома «Байконур»), а бывший руководитель «Укркосмоса» Сергей Капштык и бывший внештатный советник гендиректора Государственного космического агентства Михаил Гриншпон стали фигурантами дела о растрате денег.
Не намного лучше ситуации с украинскими спутниками является положение с украинскими ракетами-носителями.
Согласно статистике, размещенной на сайте Государственного космического агентства, последний из «Циклонов» был запущен еще в 2009 году, а доля Украины в запусках ракет-носителей в мире в прошлом году сократилась до 3%, и стремительно движется к нулю. Поскольку в упомянутой статистике «украинскими носителями» названа европейская ракета «Вега» и американская «Антарес», в которых украинскими компаниями производятся только определенные узлы, то можно сказать, что эра исконно украинских ракет уже завершается.
С международным участием также не все складывается наилучшим образом: 17 ноября прошлого года во время очередного запуска ракеты-носителя «Вега» в рамках миссии VV17 компании Arianspace, произошла аварийная ситуация со сбоем маршевого двигателя, которая привела к потере двух спутников. Производитель двигателя – ГП «Южмаш» сразу же заявил, что причиной аварии стали ошибки при монтаже, а сам двигатель был полностью исправным. Однако непонятно, поверили ли нам наши европейские партнеры.
Перечисляя неудачи украинского космоса, стоит вспомнить и о наших достижениях, которые хоть скромные, но все-таки есть. В первую очередь, речь идет о двух спутниках PolyITAN, созданных усилиями специалистов Киевского политехнического института. Первый из них был задуман как экспериментальный, на котором должны были отрабатываться методы по управлению малыми космическими аппаратами, прием и обработка спутниковой информации, второй стал частью европейской научной космической сети, предназначенной для исследования термосферы.
Характерно, что запущенный еще в 2014 году PolyITAN-1, срок службы которого предусматривался в один год, продолжает работать на орбите, телеметрия от всех его систем поступает на землю в штатном режиме.
Но и здесь не обошлось без ложки дегтя: единственный в государстве факультет, который готовил специалистов аэрокосмической отрасли – факультет авиационных и космических систем Киевского политехнического института – был ликвидирован в 2018 году. Притом, что уже упомянутой правительственной концепцией космической программы предусматривалось увеличение конкурса в учебных заведениях на соответствующие технические специальности на 30%.
Космическое агентство и его убытки
Все украинские космические программы реализуются соответствующей правительственной структурой – Государственным космическим агентством Украины, в сфере управления которого находятся два десятка предприятий, среди которых такие известные, как «Южмаш», «Хартрон», «Киевприбор», конструкторские бюро «Южное» и «Арсенал». Эффективность этого ведомства остается предметом дискуссий, тем более что последние его руководители никогда в жизни раньше не пересекались с космическими программами.
Предыдущий руководитель Государственного космического агентства Владимир Усов работал в транспортной компании, а затем перешел в совершенно другой бизнес: руководил медиакомпанией «Волна» и медиа-холдингом «Репортер», аффилированным с одиозным бывшим регионалом Сергеем Киваловым. На момент назначения на должность руководителя ГКАУ он был владельцем компании «Квамбио», которая специализировалась на разработке 3D-принтеров.
Однако это ему не помешало обойти на конкурсе на должность претендентов с опытом работы на «Южмаше», «Арсенале» и в Минюсте. Возможно, этому способствовал тренд на «новые лица», которого придерживались президент Владимир Зеленский и экс-министр экономики Тимофей Милованов.
Сразу после назначения на должность Владимир Усов заявил, что Украина должна создать собственный космический ракетный комплекс и будет делать вместо россиян двигатели для американских ракетоносителей.
Однако уже 16 ноября (за день до аварии ракеты «Вега») подал в отставку, уступив место Михаилу Леву – человеку так же далекому от космических проблем. Лев ранее работал адвокатом, впоследствии помощником у народного депутата VI созыва Михаила Соколова (Блок Юлии Тимошенко), в 2015-2017 годах возглавлял Саратскую районную администрацию в Одесской области.
Стоит сказать, что в первые дни после смены руководства, страница агентства в Facebook на несколько дней резко изменила тональность. С мягкой бравурной тональности на острую разоблачительную ноту, что позволило представить тот масштаб кризиса, в котором оказался украинский космос.
«Результат по области – 1 млрд. 38 млн. грн. чистого убытка, что в 23 раза хуже результата 9 месяцев 2019 года (чистый убыток 2019 – 44,3 млн. грн.), – сообщалось в ней об итогах первых трех кварталов прошлого года. — По состоянию на 30 июня 2020 года задолженность по зарплате составила 156 млн. грн., увеличившись против соответствующего периода прошлого года вдвое. Уволено 1646 работников космической отрасли (10,6 %). Износ основных средств по предприятиям отрасли на 30.09.2020 составляет 93%!».
Однако вскоре «гласность» покинула страницу ведомства, которое вернулось к своему обычному состоянию имитации деятельности: Михаил Лев, как и его предшественник, посещает изношенные предприятия и рассказывает работникам со средними зарплатами в 8,5 тыс. грн. о великих украинских космических перспективах. Новое руководство недолго возмущалось тем, что «инвестиционные проекты существуют только на уровне меморандумов», и вскоре уже само поставило подписание меморандумов на поток.
Только в течение января было сообщено о двух из них: с Вьетнамом по совместному производству космических аппаратов и с Австралией по строительству космодрома в штате Квинсленд. На словах все очень эффектно: в пресс-релизах предполагается строительство космодрома Кейп-Йорк с последующим использованием космических ракетных комплексов «Зенит» или «Циклон» для обеспечения вывода на орбиту коммерческих и государственных космических аппаратов производства Украины, Австралии и других стран мира.
Реально же, как свидетельствует украинская практика, у меморандумов есть два недостатка. Во-первых, они являются лишь декларациями о намерениях, которые могут быть реализованы, а могут – и нет. Во-вторых, подписанные документы можно эффективно использовать для имитации бурной деятельности, притом, что они, как правило, имеют свойство со временем забываться, и никто не требует с них отчета.
Кто, например, сейчас вспомнит о меморандуме, подписанном в 2018 году ГП «Антонов» с правительством Саудовской Аравии о строительстве в городе Таил завода, способного строить более 100 самолетов в год? А этот меморандум в свое время позиционировался как свидетельство огромного прорыва украинского авиастроения.
Так же забылся и широко разрекламированный проект по строительству космодрома в Канаде, анонсированный в 2019 году, с которого в соответствии с проектом уже в этом году должно было быть запущено восемь ракет «Циклон-4М» украинского производства (модификация «Циклона-4», который так и не взлетел в Бразилии).
Сейчас уже говорят о старте первых ракет в 2022 году, однако есть очень большие подозрения, что и в Канаде космический проект закончится так же бесславно, как и в Бразилии.
Кроме того, не трудно заметить, что значительный кусок работы Государственного космического агентства Украины составляют различные торжества и презентации непосредственно с освоением космоса не связанные.
Например, в течение всего прошлого года руководство агентства согласовывало с Национальным банком дизайн подарочной банкноты, приуроченной к 70-летию космонавта Леонида Каденюка. Или же создавало вместе с житомирским областным и городским советом, так называемый инновационный космический кластер «Полесье», который до прошлого января возглавляла Ирина Дячук – директор того самого житомирского музея космонавтики, куда президент Владимир Зеленский недавно приглашал владельца компании SpaceX Илона Маска.
13 января Кабинетом министров была одобрена общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа Украины на 2021-2025 годы, на реализацию которой планируется выделить 15 млрд. грн. Хватит ли этих денег? Предыдущая пятилетняя программа, подписанная еще правительством Владимира Гройсмана, предполагала значительно большее финансирование: за выделенные 25 млрд. грн. планировалось вывести на орбиту не только упомянутые «Сич 2-1 (2-30)» и «Лебедь», а еще и спутник «Сич 2-2». Как видим, ничего из упомянутого выше реализовано не было.
Сейчас же наступил особо ответственный период. Теперь обязательство вывести на орбиту спутник наши «космические» чиновники взяли на себя не только потому, что так написано в какой-то очередной государственной программе, а еще и потому, что есть волевой приказ президента. Не подведут ли?
Автор: Николай Полищук
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.