Кризис может негативно повлиять на бизнес модели государственных банков

В условиях кризиса государственные банки увеличили объемы покупки ОВГЗ, кредитования муниципалитетов и инфраструктурных проектов. Доступ к кредитам рефинансирования от НБУ позволяет им осуществлять такие операции в больших объемах. Об этом говорится в отчете о финансовой стабильности, который подготовил Национальный банк Украины.

Такая практика приемлема в текущем году, несмотря на резкий рост дефицита бюджета и трудности с привлечением финансирования от других кредиторов.

Однако в дальнейшем она может иметь нежелательные последствия для бизнес-моделей и инвестиционной привлекательности госбанков. Поэтому эту практику нужно максимально свернуть в посткризисный период.

К слову, Евразийский фонд стабилизации и развития предлагает на выгодных условиях такие услуги, как организация финансирования инвестиционных проектов, финансовые кредиты, инвестиционные кредиты, гранты на социальные проекты и др.

В этом году до рекордных значений возрос дефицит государственного бюджета. Это обусловлено необходимостью поддержания экономики, оказания помощи уязвимым слоям населения и финансированием мер по борьбе с распространением COVID-19. На этот год также запланирована реализация масштабных инфраструктурных проектов, в частности строительства дорог государственным предприятием «Укравтодор», что также требует привлечения значительных объемов средств.

Благодаря возобновлению сотрудничества с МВФ Украина получит значительные объемы внешнего финансирования. Однако этого не будет достаточно для покрытия дефицита бюджета. Поэтому остается необходимость привлекать средства на внутреннем рынке через размещение ОВГЗ. В отличие от предыдущего года, интереса у иностранных портфельных инвесторов в правительственных облигациях практически нет. Поэтому важную роль в финансировании дефицита будет играть банковский сектор.

Традиционно крупнейшими держателями ОВГЗ являются государственные банки. По состоянию на конец мая они имели на балансе облигации стоимостью 386 млрд. грн., или 84% общего объема бумаг в собственности украинских банков. Из этой суммы 231 млрд. грн. – справедливая стоимость ОВГЗ, которые госбанки получили через докапитализацию в предыдущие годы.

В марте – мае госбанки совокупно увеличили свои инвестиции в ОВГЗ на 60 млрд. грн. Частные финучреждения значительно менее активны на рынке ОВГЗ, хотя в дальнейшем их спрос может расти, учитывая высокий уровень ликвидности.

Активное приобретение ОВГЗ государственными банками существенно изменит структуру их активов. По оценкам НБУ, доля правительственных ценных бумаг в активах на конец 2020 года может вырасти до 50%. Хотя эти инструменты не несут кредитных или валютных рисков, такое изменение будет иметь определенные негативные последствия.

Госбанки, по сути, могут стать квазифондами финансирования государственных программ. Это будет оспаривать их основную функцию – кредитование, и вызовет необходимость корректировки бизнес-моделей, снизит долю классического банковского бизнеса в операционных доходах.

В то же время возрастет доля фондирования от НБУ в пассивах, стоимость которого привязана к учетной ставке. А это – появление дополнительных процентных рисков.

Другое нежелательное следствие – дальнейшее увеличение доли государства в банковском секторе. В результате расчистки сектора и национализации «Приватбанка» доля государственных банков выросла до более половины активов системы. Государством четко определено, что эта доля должна в дальнейшем неуклонно снижаться. Однако наращивание ОВГЗ в активах госбанков усложнит достижение этой цели.

Значительного финансирования государственными банками дефицита бюджета и инфраструктурных проектов в текущем году не избежать – это элемент вынужденной краткосрочной антикризисной политики.

Крайне важно, чтобы приобретение ОВГЗ происходило на рыночных условиях и взвешенно. Однако в следующих годах от практики финансирования дефицита бюджета нужно отказаться, тем самым обеспечив сохранение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности государственных банков.

Изменения регуляторной среды 

В первом полугодии 2020 года парламент принял приоритетные для финансового сектора законы, которые были предпосылками для начала новой программы сотрудничества с МВФ. Приняты законы о запрете возврата на рынок неплатежеспособных банков и о рынке земли, который впервые дает возможность предоставлять землю в залог по банковским кредитам. НБУ обнародовал новые требования к финансовому мониторингу и ввел антикризисные меры в ответ на пандемию.

Приняты важные для финансового сектора законы:

об усовершенствовании некоторых механизмов регулирования банковской деятельности, что в частности делает невозможным возвращение на рынок неплатежеспособных банков. Если решение НБУ о выводе банка с рынка будет признано неправомерным, то владельцы такого банка смогут претендовать на компенсацию ущерба. Это будет устанавливаться на основании отчета независимого аудитора;

об упрощении привлечения инвестиций и внедрении новых финансовых инструментов, он совершенствует инфраструктуру рынков капиталов. Закон регулирует вопросы по заключению и исполнению деривативных контрактов; работу организованных товарных рынков; обеспечение защиты прав владельцев облигаций, в частности, через институт собрания держателей облигаций, в соответствии с лучшими мировыми практиками;

о рынке земли, что создает законодательное поле для введения рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения. Так, согласно закону действие моратория на продажу аграрной земли отменяется с 1 июля 2021 года, банки смогут стать владельцами земли только при условии, если земельный участок достался им в качестве залогового имущества по непогашенному кредиту. Такие участки банки должны продать на земельных торгах в течение двух лет после получения права собственности;

об изменениях в администрировании и уплате налогов, который имеет целью введение международных стандартов налогового контроля для всех участников международной торговли и имплементации положений Плана противодействия практикам размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (План действий BEPS). Принятие этого плана действий является предпосылкой для дальнейшей валютной либерализации и соответствия дорожной карты НБУ.

Для смягчения последствий карантинных ограничений из-за пандемии был принят закон (с изменениями и дополнениями) о поддержке налогоплательщиков на период осуществления карантинных мероприятий. Им предусмотрено действие налоговых и неналоговых льгот, упрощение административных процедур до окончания карантина.

Прежде всего, такая поддержка предусматривает отмену штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, за начисление пени, установление моратория на проведение документальных и фактических проверок, а также за установление особого льготного периода обслуживания кредитов для населения и бизнеса.

В частности запрещено налагать штрафные санкции за несвоевременную уплату потребительских кредитов и повышать процентную ставку за пользование таким кредитом по другим причинам, чем плановая смена плавающей процентной ставки по договору.

Дополнительно пролонгировано на четыре года действие закона Украины “Об упрощении процедур реорганизации и капитализации банков”, согласно ему банки смогут по упрощенной процедуре в срок до трех месяцев осуществить реорганизацию путем присоединения; до шести месяцев – капитализацию или добровольно прекратить банковскую деятельность без прекращения юридического лица до 2024 года.

Также снижены минимальные требования к уставному капиталу банков с 500 до 200 млн. грн., а НБУ предоставлено право устанавливать для отдельных банков и юридических лиц, имеющих намерение осуществлять банковскую деятельность, дифференцированный минимальный размер уставного капитала, но не ниже 200 млн. грн.

Ранее капитал в размере 500 млн. грн. банки должны были сформировать до 11 июля 2024 года, а до 1 января 2021 года – 300 млн. грн. На конец мая в секторе работало 44 банки с зарегистрированным уставным капиталом менее 500 млн. грн. и 29 банков с уставным капиталом менее 300 млн. грн.

В свою очередь НБУ принял решение, чтобы облегчить прохождение банками кризиса. Более подробно действия НБУ и финансовых регуляторов других стран в ответ на коронакризис описаны во Вставке 1. Регуляторная реакция на кризис.

Ужесточены требования к банкам для списания проблемных активов

В апреле 2020 года НБУ утвердил Постановление № 49, которым установил минимальные критерии списания полностью зарезервированных активов. Так, если банк не имеет обоснованных ожиданий восстановления финансовых активов, то он должен списать кредит до наступления, хотя бы одного из событий:

когда просрочка погашения суммы долга или его части составляет более 36 месяцев;

когда за предыдущие 36 месяцев банком не получены существенные платежи (более 10% от балансовой стоимости такого актива);

когда банком не получены существенные поступления от реализации залога или взыскания обеспечения, или если банк не имел доступа к залогу в течение предыдущих 36 месяцев;

если банк трижды подряд не смог осуществить продажу такого финансового актива;

если у банка есть информация, что задолженность должника была списана другим банком.

В то же время списание не является прощением долга. Банк должен продолжать меры по возврату задолженности. Эти же критерии для списания предусмотрены апрельским Постановлением КМУ, действие которого распространяется на государственные банки.

Внесены изменения и в Положение об организации процесса управления проблемными активами в банках, а именно установлено к банкам требование о разработке внутрибанковских положений о списании задолженности. Положения должны содержать критерии отсутствия ожиданий восстановления финансовых активов.

Банки должны ежегодно до 1 октября анализировать обесцененные активы и проверять, выполняются ли критерии для списания. Утверждение этого пакета документов ускорит процесс списания банками кредитов, зарезервированных на 100%.

Введено долгосрочное рефинансирование банков

С целью поддержки долгосрочного кредитования, НБУ в дополнение к стандартным краткосрочным инструментам рефинансирования, внедрил долгосрочное – на срок до пяти лет с плавающей ставкой. При необходимости банки смогут досрочно погашать кредиты в любой момент.

Первый тендер по предоставлению таких кредитов состоялся в мае. Участие в нем приняли 11 банковских учреждений, которые в целом получили почти 2.4 млрд. грн. на срок от одного до пяти лет.

НБУ также изменил график проведения тендеров и срочность стандартных инструментов регулирования ликвидности. Размещение депозитных сертификатов и предоставление краткосрочных кредитов рефинансирования отныне будет происходить вдвое чаще.

Двухнедельные депозитные сертификаты станут недельными, а краткосрочные кредиты рефинансирования, предельный срок которых ранее составлял 14 дней, теперь выдаются на срок до трех месяцев. Ставка по этим инструментам будет оставаться на уровне учетной ставки НБУ.

Подготовлены условия для запуска процентного свопа с банками 

В ближайшее время НБУ введет новый финансовый инструмент – процентный своп с банками, тем самым предоставляя толчок для запуска рынка процентных свопов. Сделка своп будет предусматривать получение доходов по плавающей процентной ставке в обмен на уплату фиксированной процентной ставки, начисляемой на условную сумму. Стороны после заключения сделки регулярно обмениваются этими платежами. Размер плавающей ставки будет рассчитываться на основании Украинского индекса межбанковских ставок по кредитам и депозитам овернайт (UONIA).

Таким образом, банки могут превратить плавающие платежи по кредитам или депозитам в фиксированные платежи, минимизируя собственный процентный риск. Это в свою очередь будет способствовать развитию долгосрочного кредитования, как предпринимателей, так и населения, в том числе и ипотеки. НБУ будет проводить операции своп процентной ставки путем количественного или ценового аукциона.

В аукционах смогут участвовать банки, которые предварительно заключили с НБУ соответствующий генеральный договор и сформировали необходимый гарантийный фонд. Фонд может состоять из ОВГЗ, национальной или иностранной валюты, размещенной на счетах НБУ без уплаты процентов.

Обнародован новый порядок проведения финансового мониторинга банками

В конце апреля текущего года введены в действие новые требования законодательства по вопросам финансового мониторинга, а в мае НБУ утвердил и обнародовал соответствующее положение для банков. Банки будут применять новые требования для новых клиентов с момента вступления в силу закона и для существующих клиентов – во время плановой проверки их данных.

Одна из важных новаций нового законодательства – возможность удаленной идентификации клиента. Отныне для открытия счета в банке визит в отделение не требуется. Для этого достаточно верификации идентификационных данных клиента с помощью системы BankID НБУ, квалифицированной электронной подписи (КЭП); других возможных механизмов верификации. Аналогичные нормы будут введены и для небанковских учреждений после перехода их под регулирование НБУ.

Также обновлены требования к выявлению конечных бенефициарных владельцев. Отныне банки во время идентификации и верификации юридических лиц должны использовать информацию не только из Единого реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, но и из других источников.

Кроме того, усиливается ответственность субъектов первичного финансового мониторинга за осуществление требований финмониторинга, в том числе и надлежащей проверки информации.

Упрощены отдельные согласительные процедуры в сфере лицензирования банков 

НБУ в мае 2020 года упростил подходы к мониторингу финансового состояния юридических лиц и имущественного положения физических лиц – владельцев существенного участия в банке. В частности, уменьшен объем информации, которую ежегодно должны предоставлять владельцы существенного участия, обновлена методика оценки их финансового состояния, что будет способствовать улучшению сущностного анализа.

Условия и риски небанковского сектора

Риски платежеспособности рисковых (non-life) страховщиков

Рынок рискового (non-life) страхования в Украине в последние годы растет, хотя уровень проникновения страховых услуг все еще умеренный. На рынке работают многие финансовые устойчивые страховые компании, предоставляющие качественные услуги.

В то же время часто конкуренцию им создают недобросовестные игроки, деятельность которых снижает доверие потребителей к этому рынку. Ключевыми проблемами многих компаний является недооценка собственных обязательств по страховым контрактам и отсутствие высококачественных активов для их выполнения. Поэтому НБУ ужесточит требования к страховщикам, чтобы гарантировать их финансовую устойчивость.

В будущем они будут все в большей степени базироваться на пакете европейского законодательства Solvency. Компании должны будут повысить качество корпоративного управления и внедрить эффективные системы внутреннего контроля. Это все будет способствовать росту доверия потребителей и более динамичному развитию рынка.

Развитие страхового рынка является недостаточно динамичным

Объемы рискового (non-life) страхования в Украине стали расти, начиная с 2000-х годов, несмотря на значительное сокращение количества страховых компаний в последние годы. Вместе с тем, уровень проникновения страховых услуг в Украину очень низкий. Соотношение страховых премий к ВВП всего 1.4%, что вчетверо ниже, чем в среднем в мире и Европе. Страхование жизни, в отличие от большинства стран мира, практически отсутствует.

Более десятилетия соотношение страховых выплат к премиям колебалось на уровне около 25%, что позволяло получать значительную прибыль. Особенности законодательства создали огромные стимулы использования страховых компаний для ухода от налогообложения. Иногда эта деятельность комбинируется с классическим страхованием, в частности физических лиц, что создает для них риски. Ведь в таком случае страховые компании не слишком озабочены качеством услуг и обеспечением собственной финансовой устойчивости.

Ключевыми проблемами рынка являются недооценка технических резервов и недостаточность приемлемых активов для их покрытия, что может создавать проблемы с выполнением обязательств перед клиентами.

Занижение обязательств – распространенная практика

Размер обязательств по договорам страхования отражается оценочными техническими резервами. Эти резервы должны рассчитываться на надежных данных и релевантных предположениях. Для типовых массовых продуктов рискового страхования необходимый уровень резервов можно оценить с использованием статистической информации с рынка.

Если риски являются мелкими и гомогенными, то объем резервов в расчете на один контракт должен быть сопоставим для разных компаний. Это свойство позволило провести сравнительный анализ размера страховых резервов. Выявлено, что треть выборки может быть существенно недооценена.

Недооценка рисков происходит и на этапе установки самого страхового тарифа. Часто он определяется не путем качественного андеррайтинга, учитывая необходимость покрыть потенциальные страховые выплаты, а с соображений ценового демпинга. Существенная часть премии остается у посредника, в то время как все страховые выплаты осуществляет страховщик.

Много компаний в этом сегменте не получают достаточно премий для полного покрытия возможных выплат и административных расходов. Поэтому некоторые из них вынуждены занижать или задерживать выплаты.

Качество активов многих страховых компаний неудовлетворительное 

Качественные и ликвидные активы нужны страховым компаниям, чтобы вовремя осуществлять страховые выплаты. Такими активами, в частности, являются ОВГЗ и средства на депозитных счетах. Именно эти составляющие являются основными компонентами качественных активов украинских страховых компаний.

В то же время многие страховщики инвестируют в неликвидные активы, реальную рыночную стоимость которых установить невозможно – в капитал предприятий, акции и инвестиционные сертификаты. Заявленные в финансовой отчетности доходы от таких активов в среднем менее 5% в год, что значительно ниже текущей доходности депозитов или ОВГЗ, несущих меньшие риски. А превратить их в ликвидные средства почти невозможно. Некоторые из ценных бумаг арестованы или же их обращение остановлено.

Другая существенная составляющая активов ряда компаний – дебиторская задолженность, что часто на практике не имеет никакой рыночной стоимости. Вызывает беспокойство и большая доля требований к перестраховщикам. При этом около трети премий передано страховщикам, платежеспособность которых является неуверенной, а, следовательно, вероятность получения возмещения невелика.

Даже депозиты часто не находятся в распоряжении страховых компаний постоянно. Некоторые банки держат средства на банковских счетах исключительно на квартальные даты. После этого средства со счетов трансформируются в другие активы. Из проанализированных 150 финучреждений подобная динамика характерна для более половины компаний. Но в целом их депозиты в банках составляют менее 20% общих депозитов страховщиков.

Все вышеуказанные проблемы приводят к тому, что заявленный многими страховыми компаниями уровень капитала является завышенным, а показатели финансовой устойчивости не соответствуют действительности.

Рынок нуждается в коренном изменении правил игры 

Развитие рынка страхования сдерживается несовершенным регулированием, которое по многим аспектам не согласуется с принципами страхового надзора (Insurance Core Principles) Международной ассоциации работников надзора над рынком страхования (IAIS) и европейским законодательством Solvency.

НБУ инициирует изменение правил регулирования страхового рынка, в частности законодательства. Обновленные правила игры должны обеспечить благоприятные условия для развития платежеспособных и добросовестных страховых компаний, защитить их от проявлений недобросовестной конкуренции. Потребители должны получить дополнительные гарантии того, что их права будут защищены, и они вовремя и полностью будут получать страховые возмещения.

Приоритетом для НБУ будет усиление финансовой устойчивости страховых компаний, внедрение лучших практик корпоративного управления и систем внутреннего контроля, заблаговременное реагирование на появление финансовых проблем и нарушений защиты прав потребителей финансовых услуг.

Риски рынка кредитных союзов

Кредитные союзы – один из видов небанковских финансовых учреждений, которые стремительно росли в конце 1990-х и начале 2000-х годов в Украине. После кризиса 2008-2009 годов рост этого сегмента приостановился, сейчас он нуждается в новом импульсе для развития. Для этого НБУ намерен изменить регулирование кредитных союзов, чтобы сделать их более финансово устойчивыми. Будут введены более жесткие требования к системе управления и внутреннего контроля, нормативам ликвидности и платежеспособности.

Также НБУ считает, что перечень услуг, которые могут предоставлять кредитные союзы, должен быть расширен. Рост доступности банковских услуг и стремительное развитие финансовых компаний являются на сегодня основными вызовами для развития кредитных союзов.

Сейчас число учреждений, которые реализуют классическую модель деятельности кредитного союза, остается невысоким

Это заключается в том, чтобы предоставлять кредиты другим членам за счет взносов и депозитов других членов. Поскольку работа классических кредитных союзов базируется на принципе взаимопомощи, то их кредиты должны предоставляться на более выгодных условиях, чем банковские.

Часто кредитные союзы стремятся реализовать и социальную функцию: поддержку общины, кооперативов, небольших локальных производителей. Именно поэтому они иногда получают международную финансовую поддержку, которая, в частности, способствовала их активному развитию до 2008 года. Внешней финансовой поддержкой объясняется рост кредитования кредитными союзами малого бизнеса, прежде всего агросектора с 2016 года.

Однако со временем такую классическую модель деятельности реализуют все меньше финучреждений. Рынок значительно сузился вследствие кризиса 2008 – 2009 годов и стагнирует уже в течение десяти лет. С тех пор количество кредитных союзов, объем депозитов и кредитов сократились в 2-3 раза. Треть из зарегистрированных кредитных союзов не работает, а почти 70% членов неактивные.

В кредитных портфелях многих союзов преобладают потребительские кредиты 

Теперь едва ли не единственное конкурентное преимущество кредитных союзов в сегменте потребительского кредитования – это расположение в отдаленных населенных пунктах, где не работают другие финучреждения. Прямую же конкуренцию с банками и финансовыми компаниями кредитные союзы часто не выдерживают. В частности, их ставки по кредитам не ниже, а местами выше, чем ставки по банковским кредитам.

Также, в отличие от банков, кредитные союзы не оказывают сопутствующие финансовые услуги. Финкомпании же имеют преимущество перед кредитными союзами из-за быстрого и удобного дистанционного кредитования. Поэтому прирост кредитного портфеля кредитных союзов очень умеренный.

Во многих случаях основа бизнеса кредитных союзов – дорогое кредитование на текущие нужды лиц с невысокими доходами зачастую без должной оценки платежеспособности и реального залога. Качество таких кредитов посредственное, 15-17% из них просрочено более чем на 90 дней.

Кое-где кредитный портфель союзов концентрированный через направление средств на бизнес-потребности руководителей и связанных с ними лиц. Такие практики противоречат классическим принципам работы кредитных союзов. В то же время кредитные союзы часто имеют мягкие подходы к оценке кредитного риска, его реального уровня, а, следовательно, и резервы занижены, а показатели достаточности капитала завышены.

Инструменты финансирования и поддержки платежеспособности кредитных союзов ограничены

Большинство кредитных союзов, составляющих три четверти общих активов сектора, получают фондирование преимущественно за депозиты. Несмотря на то, что кредитные союзы предлагают привлекательные проценты по депозитам, средние темпы роста вкладов в течение трех последних лет составляли лишь 7%. Это значительно ниже, чем темпы роста доходов населения или прирост банковских депозитов.

Такое отставание объясняется высокими рисками для вкладчиков и отсутствием системы гарантирования. В то же время часть кредитных союзов не привлекают депозиты вообще, для них основным источником финансирования являются дополнительные паевые взносы членов. Из-за своей возвратности они, по сути, не являются инструментом капитала, это скорее квазидепозиты. Их проще привлечь, для этого даже не нужно заключать договор. Но по этой, же причине такие взносы нестабильны.

Более того, кое-где дополнительные паевые взносы осуществляются на короткий период, исключительно ради получения доли прибыли кредитного союза, что распределяется. Соответственно эти взносы не обеспечивают надежности базы фондирования.

Единственным источником капитала для союзов является прибыль. К 2017 году кредитные союзы пользовались статусом неприбыльных организаций и преимущественно распределяли полученную прибыль между членами. Вместе с тем изменения налогового законодательства создали предпосылки для удержания прибыли и ее направления в резервный фонд.

Поэтому в последние годы собственный капитал кредитных союзов рос за счет этой составляющей. Пока никаких других действенных инструментов поддержания платежеспособности, кроме накопления прибыли, не существует.

Капитал растет медленно из-за низкой операционной эффективности и прибыльности

Благодаря высокой стоимости займов спрэд между кредитными и депозитными ставками кредитных союзов достигает 31%. Несмотря на это, соотношение операционных расходов к доходам (CIR) превышает 75% из-за небольших масштабов деятельности и значительных административных расходов. После формирования резервов в кредитных союзах практически не остается прибыли на пополнение капитала. Признание подлинного качества кредитного портфеля может усугубить эту ситуацию.

Кредитным союзам нужен импульс для развития

Чтобы получить новый толчок для развития, кредитные союзы должны восстановить доверие своих членов, повысить собственную финансовую устойчивость, расширить спектр услуг и улучшить их качество.

Для этого НБУ планирует изменить правила регулирования кредитных союзов, в том числе через инициирование изменений в законодательство. Будут установлены более высокие требования к корпоративному управлению и системе внутреннего контроля, расширен перечень инструментов привлечения фондирования, создан механизм поддержки платежеспособности членами кредитных союзов и устранена неоднозначность неприбыльного статуса.

Рекомендации

Чтобы обеспечить финансовую стабильность, нужна слаженная работа всех участников финансового рынка: Национального банка, банков, небанковских финансовых учреждений и других регуляторов рынка, а также действенная поддержка органов государственной власти. Национальный банк предлагает государственным органам и финансовым учреждениям свои рекомендации и обнародует собственные планы и намерения на ближайшее время.

Рекомендации органам государственной власти 

Обеспечить полноценное выполнение условий сотрудничества с международными донорами

МВФ согласовал новую программу стенд-бай для Украины в размере около 5 млрд. долл. США на 18 месяцев. Программа предусматривает реализацию реформ для сохранения финансовой стабильности, восстановления устойчивого экономического роста после завершения пандемии и структурных изменений экономики.

Все взятые Украиной обязательства в рамках этой программы, как и обязательства по программам сотрудничества с Всемирным банком и ЕС, должны быть выполнены в полном объеме для достижения целей этих программ.

Принять законы, которые будут способствовать развитию финансового сектора:

о расширении перечня кредитных договоров, на которые распространяется действие закона Украины “О потребительском кредитовании” (№ 1109). С целью защиты заемщиков, действие указанного закона будет распространено на микрокредитные договоры – сроком до одного месяца и с общим размером кредита не более одной минимальной заработной платы. В то же время согласно предложению, максимальная сумма взыскания с должника не может превышать двойного объема основного долга, независимо от договоренности сторон;

о фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве. Основным видом деятельности фонда будет предоставление частичных гарантий по кредитам малым и средним производителям сельскохозяйственной продукции. Такая гарантия будет уменьшать риски банков и позволит предоставлять значительные финансовые ресурсы небольшим агропроизводителям даже при неполном покрытии займа залогом. Ведь фонд обеспечит возврат части убытков банкам в случае дефолта должников;

изменения к закону о банках и банковской деятельности для совершенствования системы корпоративного управления и внутреннего контроля в банках, дальнейшей гармонизации требований к капиталу с нормами европейского законодательства.

Также необходимо фундаментально пересмотреть правила вывода банков с рынка в соответствии с требованиями BRRD. Это бы усилило возможности НБУ и ФГВФЛ вовремя реагировать на финансовые проблемы банков и действовать на опережение. Соответствующие законопроекты, разрабатываемые в сотрудничестве с МФО, будут переданы на рассмотрение в ВРУ.

Обновить законодательство по регулированию небанковского финансового рынка 

Правила регулирования небанковских учреждений требуют фундаментального пересмотра в отдельных сегментах. Для этого нужно принять несколько новых законов взамен устаревших существующих. Первым должен стать рамочный закон о финансовых услугах, который бы заложил общие принципы регулирования сектора.

Вторым шагом будет принятие новых законов о страховании, о кредитных союзах и финансовых компаниях.

Усилить регулирование первичного рынка недвижимости

Схемы финансирования на первичном рынке остаются сложными и запутанными. Сам рынок – крайне непрозрачным, а требования к репутации застройщиков до сих пор практически отсутствуют. Права инвесторов постоянно нарушаются, сроки ввода в эксплуатацию переносятся, а проекты замораживаются, и ситуация вполне может обостриться из-за спада спроса во время карантина.

В декабрьском отчете о финансовой стабильности НБУ предоставлял рекомендации увеличить прозрачность первичного рынка недвижимости и усилить защиту прав инвесторов. Пока эти факторы будут сдерживать восстановление ипотеки.

Ускорить реализацию стратегии реформирования госбанков

Внедрение новых стратегий «Ощадбанком» и «Укрэксимбанком» происходит медленно. Частично это объясняется длительным процессом обновления наблюдательных советов и менеджмента банков. Банки должны ускорить внедрение новых бизнес-моделей, которые улучшили бы их операционную эффективность и дали возможность генерировать приемлемые объемы чистой прибыли.

Также целесообразно ускорить реализацию мер, направленных на постепенный выход государства из банковского сектора.

Рекомендации банкам

Большинство рекомендаций банкам, предоставленных в предыдущих отчетах о финансовой стабильности, остаются актуальными. Учитывая вызовы коронакризиса, банкам рекомендуется:

осуществлять мониторинг макроэкономической среды и состояния отдельных секторов экономики. Для планирования показателей деятельности на следующие 12 месяцев НБУ рекомендует банкам полагаться на консервативные предположения и прогнозы;

повысить оценки ожидаемых кредитных убытков и своевременно формировать резервы по МСФО 9, чтобы в будущем избежать эффекта обрыва (cliff effect), когда однократное признание убытков в значительных объемах негативно влияет на достаточность капитала;

отслеживать показатели платежеспособности должников, при необходимости оперативно реагировать на проблемы, предлагая жизнеспособные реструктуризации;

активизировать работу с неработающими кредитами, в частности списать кредиты, что зарезервированы на 100%;

продолжить снижение депозитных ставок с учетом низкой инфляции и снижения учетной ставки НБУ;

в дальнейшем поощрять переход клиентов к безналичным расчетам и бесконтактному проведению операций, обеспечивая бесперебойную работу всех необходимых сервисов;

адаптировать бизнес-модели к работе в условиях затяжного кризиса, в частности оптимизировать операционные расходы.

Начать расчет NSFR и капитала под операционный риск в тестовом режиме 

С августа начинается тестовый расчет NSFR, который продлится до конца года. С начала 2021 года NSFR станет обязательным для выполнения. Тестовый расчет даст возможность НБУ определить начальное значение норматива и переходный период, в течение которого банки смогут достичь значения NSFR на уровне 100%.

До 31 августа банки должны подать в НБУ тестовые расчеты требований к капиталу под покрытие операционных рисков. Расчет потребности в капитале с учетом операционного риска должен начаться с января 2022 года. Поэтому банки, получив первые тестовые результаты, будут иметь время для подготовки к внедрению новых требований к ликвидности и капиталу.

Обеспечить выполнение требований нового законодательства о финансовом мониторинге на уровне банков

Введение в действие нового закона о финансовом мониторинге наделило банки новыми функциями и требует от них улучшения внутренних процедур. Этому будет способствовать внедрение риск-ориентированного подхода во всех процессах субъектов первичного финансового мониторинга.

Банки должны будут сосредоточить больше внимания на проверке операций клиентов, несущих высокий риск, перечень которых сужен. Вместе с тем финучреждения смогут автоматизировать анализ других клиентов. Эти изменения не должны повлиять на свободное и необременительное для клиентов проведение безрисковых операций.

Воздержаться от выплаты дивидендов в условиях кризиса 

Банки должны поддержать экономику в период кризиса и способствовать восстановлению бизнеса в послекризисный период, что потребует наличного капитала. Также банкам нужен дополнительный капитал из-за ожидаемого ухудшения финансового состояния заемщиков и соответствующего роста убытков от кредитного риска. Поэтому банкам следует воздержаться от выплаты дивидендов, по крайней мере, пока существует значительная неопределенность по поводу макроэкономической ситуации.

Кроме того, после прохождения активной фазы кризиса, НБУ постепенно будет восстанавливать требования к буферам капитала, расширять перечень рисков к покрытию капиталом и вернется к повышению весов риска для потребительских кредитов.

Рекомендации небанковским финансовым учреждениям 

НБУ будет вводить пропорциональный и риск-ориентированный подход к надзору и регулированию небанковских финансовых учреждений. Свое видение НБУ отразил в соответствующих «белых книгах» для страховых компаний, кредитных союзов, финансовых компаний, факторинга, ломбардов и финансового лизинга. В нескольких из этих сегментов НБУ планирует фундаментально изменить принципы регулирования.

Однако на первых этапах небанковским финансовым учреждениям следует сконцентрироваться на нескольких направлениях:

на обеспечении прозрачной структуры собственности;

на повышении качества финансовой и статистической отчетности;

на выполнении требований к финансовому мониторингу;

на усилении качества корпоративного управления и построении системы внутреннего контроля.

Планы и намерения Национального банка 

Завершить принятие полномочий по регулированию рынка небанковских финансовых услуг

Организационно НБУ подготовился к осуществлению регулирования и надзора над небанковским финансовым сектором с начала июля. Сначала в полном объеме будут действовать правила регулирования небанковских учреждений, утвержденные предыдущим регулятором. Однако в дальнейшем планируется их постепенная адаптация.

Первоочередные намерения НБУ — разработать пакет нормативно-правовых актов о лицензионных и регистрационных процедурах, условиях осуществления деятельности, требованиях к платежеспособности, структуре собственности и руководителям финучреждений. Для отдельных сегментов рынка будут разработаны новые законопроекты, учитывающие лучшие международные практики.

Внедрение новых принципов регулирования будет постепенным и продлится не менее трех лет. Этому будет предшествовать их широкое публичное обсуждение с привлечением представителей заинтересованных сторон.

Продолжать гармонизацию банковского регулирования с европейским законодательством

НБУ будет с внедрением ключевых требований европейского законодательства в сфере банковского регулирования. В частности до конца года подготовит и предоставит на рассмотрение банкам концепцию покрытия капиталом рыночного риска. Она будет базироваться на упрощенном стандартизированном подходе (Simplified Standardized Approach), который применяется к учреждениям с небольшими торговыми портфелями и простыми финансовыми инструментами.

Внедрение новых требований к покрытию капиталом рыночного и операционного рисков планируется осуществить в 2022 году.

Также НБУ намерен внедрить новую структуру регулятивного капитала и банковского регулирования второй опоры (Pillar 2), в частности установлены требования к оценке внутреннего капитала и ликвидности банков (ICAAP, ILAAP). С учетом кризисных условий, график внедрения отдельных новых правил может быть адаптирован.

Провести обзор качества активов (AQR) банков после завершения острой фазы кризиса 

Оценка качества активов позволит выяснить, корректно ли банки отражают состояние кредитного портфеля и формируют резервы. Важно, чтобы заявленные суммы на уровне достаточности капитала банков отражали реальное положение дел, поэтому регулятору и всему финансовому рынку важно понимать, что банки признали полные потери от роста объема неработающих кредитов.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий