13.07.2019 – В европейских странах адаптация к новой модели рынка электроэнергии продолжалась 5-7 лет, конечно, Украина не станет исключением. У нас новая модель заработала с 1 июля, и уже в течение первой недели работы было выявлено много проблем, на преодоление которых уйдет не один год.
На прошлой неделе «Главком» встретился с консультантом по вопросам функционирования энергорынка Украины Кшиштофом Рогульским, в активе которого – запуск энергорынков в нескольких европейских странах, первой из которых была родная Польша.
Эксперт одобряет тот факт, что правительство не стало переносить сроки запуска рынка. И что интересно, еще до запуска рынка Рогульски спрогнозировал, а точнее, рассчитал падение цены в первые дни работы новой модели. А еще он делает прогнозы на будущее – для некоторых участников энергорынка они очень болезненны.
1 июля в Украине стартовала новая модель энергорынка, разработанная по европейским стандартам. Как подобные реформы вводились в разных странах Европы и в чем особенная ситуация в Украине?
Многие подозревали, что будет хуже, чем произошло в действительности. Но не было ничего такого, чего не было в других странах. Когда перед запуском энергорынка меня убеждали в необходимости перенести срок на три месяца или даже на год, я предложил представителям облэнерго (теперь это операторы системы распределения), которых мы обучали работе в новых условиях: а вы напишите мне план, что нужно сделать для того, чтобы быть лучше готовым, чем сегодня. Но никто ничего так и не написал. Так зачем же переносить сроки?
Мы запускаем в Украине новый энергорынок уже 11 лет… Традиционные энергетики всегда считали, что им лучше работать в старой модели. Вот, скажем, если придет прокурор и спросит: почему ты так дешево продавал электроэнергию, то в ответ услышит: иди к государственному регулятору и спрашивай его. Была нулевая ответственность.
Но были и такие энергетики, которые выступали за ускорение реформ. В частности президент «Энергоатома» Юрий Недашковский был категорически против переноса сроков запуска нового энергорынка.
Да, есть немного компаний, которые считают, что новая модель – это для них шанс увеличить объемы реализации электроэнергии, получить большую маржу, наладить более эффективное сотрудничество. Для этих компаний новый рынок – это счастье. Но 98% энергетиков считает, что это угроза, ведь придут какие-то чужие, заберут у них клиентов, а потому они ничего не хотели менять.
«К 1 июля Украина оставалась предпоследней страной Европы…»
В каких странах вы участвовали в реформировании энергорынка?
Это уже шестой рынок, в запуске которого я участвовал, не считая любимой Польши. Но она была первой – я там был и субъектом рынка, принимал участие в разработке законов, был членом государственной комиссии по внедрению рынка. А когда во времена Чубайса началось реформирование энергорынка России (2003 год), я, как сотрудник американских компаний, принимал участие в реформах РАО «ЕЭС». Потом был Казахстан, Венгрия, Чехия, Словакия и, наконец, Украина.
Реформирование энергорынков всех этих стран предусматривало переход от предыдущей модели английского пула до рынка прямых контрактов: предыдущая модель не способствовала конкуренции между субъектами рынка. К 1 июля Украина оставалась предпоследней страной Европы (последняя — Беларусь), энергорынок которой все еще работал по предыдущей модели.
Первыми либерализовали свой рынок ведущие страны ЕС – Германия, Франция, Италия… Как долго длился переход на новую модель у них и когда завершился этот процесс?
Модель рынка прямых контрактов изобрели в США — впервые ее ввели в конце 70-х в Калифорнии, а уже потом – где-то примерно 20-25 лет назад – в ведущих европейских странах. С момента принятия закона и до запуска рынка проходило 2,5-3 года.
В Польше и других странах восточной Европы либерализация рынка началась 20 лет назад, а постепенное введение различных составляющих рынка продолжалось около восьми лет, но там введена немного другая модель: сначала был запущен оптовый рынок, а уже потом – розничный.
В Украине все наоборот – сначала розничный — с 1 января 2019 года, а уж затем оптовый. Благодаря этому удалось избежать стресса: когда начинал действовать оптовый рынок – и чтобы там не случалось, государственный регулятор продолжал устанавливать тарифы для бытовых потребителей. И все было в «шоколаде».
Рядового украинца интересует, сколько будет стоить электроэнергия в будущем, ведь цены для населения должны сравняться с ценами для юридических лиц?
Во всех европейский странах, как и в Украине, на момент старта новой модели оставалась проблема субсидирования населения за счет юридических лиц — всего на ее решение ушло около семи лет. А если бы это сделали сразу после либерализации рынка, то цены на электроэнергию для физических лиц сразу бы выросли в три раза, ну а для юридических лиц — снизились бы на 30%. Главную роль в решении проблемы субсидирования должен играть государственный регулятор – НКРЭКУ.
«В СССР до 1956 года население вообще не платило за электроэнергию»
Если Украина пойдет по подобному сценарию, то примерно через семь лет тарифы для населения также вырастут, втрое, или, впятеро?
Все будет зависеть от того, какие будут приняты решения – это нужно было сделать до запуска новой модели энергорынка. Как энергетик, я стою на стороне интересов энергетиков. Откуда взялись такие низкие цены на электроэнергию? Видимо не все знают, что в СССР до 1956 года население вообще не платило за электроэнергию – она, как воздух, была бесплатной. Если сравнить, сколько стоит оборудование для создания мобильной связи с оборудованием для электростанции в пересчете на один кВт мощности, то разница колоссальная.
Конечно, нельзя сравнивать цены на электроэнергию в Германии и Украине, где зарплаты намного ниже. Но стоимость строительства одного энергоблока ТЭС мощностью 1 тыс. МВт в Германии и Украине стоит одинаково – в среднем 2 млрд. евро. Из-за торможения роста тарифов у энергетиков никогда не хватает средств на инвестирование строительства новых энергоблоков. А потому они строят за счет банковских кредитов.
На строительство блока нужно привлечь кредит на 15 лет, а лучше – на 25 и обязательно под гарантию возврата займа. А, следовательно, компания должна ежегодно платить 250 млн. евро на погашение кредита. Кстати, гарантией возврата не может служить цена электроэнергии, а государственный бюджет.
А если строит станцию частная компания, то, что в таком случае служит гарантией?
К примеру, немецкий концерн E.ON, который поставляет электроэнергию потребителям 16 стран (более 20 млн. потребителей), имеет большие капиталы и поэтому может выделить средства на строительство станций. Но если этот концерн берет средства в кредит на строительство, то гарантией возврата займа выступают распределительные сети, которые, в случае неуплаты, кредитор может отобрать через суд.
Стало ли для вас неожиданностью, что в первый же день запуска нового рынка цена на электроэнергию тепловых электростанций упала на 25%? Почему это произошло?
Нет, мы со своими консультантами просчитывали цену и постоянно говорили, что она стопроцентно упадет на рынке «на сутки вперед», ведь в Украине есть профицит электроэнергии – он составляет 36% (производство превышает спрос на 36%). Мы знали, что сначала цена упадет, а потом будет колебаться вверх-вниз – и так будет примерно три месяца.
В европейских странах основную роль играет рынок форвардных контрактов (договор, заключаемый сторонами об осуществлении поставки в будущем без права изменять цену). Если поставщик покупает электроэнергию на год вперед, тогда цена будет самая дешевая. В европейских странах за 16 лет после запуска рынка прямых контрактов цена для клиентов на оптовом рынке упала на 46% — падение продолжалось до того времени, пока на рынке был профицит электроэнергии, то есть, ее производили больше, чем требовали покупатели. В Украине аналогичная ситуация.
Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития событий на украинском рынке?
Сегодня на энергорынке Украины работает более 1,5 тыс. поставщиков электроэнергии, часть из которых имеет лишь одного мощного потребителя. Но часто такие поставщики не подготовлены к работе на новом рынке, а поэтому возникают огромные проблемы. К примеру, поставщик заключил договор с клиентом, купил для этого определенный объем электроэнергии, но на закупку следующего транша на форвардном рынке или на рынке на «сутки вперед» у него не хватило средств.
Правила рынка обязывают делать 100% предоплаты – но в первую неделю после запуска рынка поставщики освобождены от такого обязательства. Значит, платить за товар нужно сразу заранее, тогда как реализация закупленной электроэнергии будет осуществляться в течение следующих 30 дней. А, следовательно, у поставщика должна быть большая финансовая ликвидность.
Конечно, в течение месяца поставщик продаст с маржой закупленный на рынке товар, а значит, заработает свою прибыль, но у него должен быть финансовый ресурс на 40 дней. Кроме 30 дней еще дополнительно 10 дней необходимо потратить на работу с клиентами – на формирование, печать, доставку клиентам платежек, и т. п., чтобы обеспечить поставку электроэнергии.
Часто бывает так, что поставщик неправильно закупает электроэнергию, неправильно рассчитывает свои финансовые ресурсы, а заканчивается это банкротством. Так было в Польше и других европейских странах: в течение первого квартала многие поставщики обанкротились.
«Главком» писал о том, что с начала 2019 года в Украине заработала новая модель розничного энергорынка и тогда на смену облэнерго пришли новые поставщики. По данным НКРЭКУ, на конец 2018 года 683 поставщиков вновь готовы были заменить облэнерго – столько было зарегистрировано в реестрах операторов систем распределения (бывшие облэнерго).
Компания-поставщик формирует платежки и обеспечивает расчеты с потребителями, а оператор распределения обслуживает сети – фактически, это те же облэнерго, но они потеряли возможность торговать электроэнергией. Всего в Украине было выделено из состава облэнерго 25 компаний, на которые возложены функции поставщика «универсальных услуг» – они на первом этапе поставляют электроэнергию бытовым потребителям по установленной государственным регулятором цене.
Либерализация энергорынка предусматривает функционирование сразу пяти рынков, на которых цены различаются в разы. Как должен сориентироваться поставщик, чтобы «правильно» покупать электроэнергию и устанавливать самую низкую для потребителя цену?
Основной ресурс компания-поставщик должна закупать по форвардным контрактам на Украинской энергетической бирже, чтобы потом обеспечивать электроэнергией своих клиентов в течение года – на бирже должно быть реализовано более 70% всего ресурса. И что важно – именно на бирже формируется цена, которая станет базовой при установлении цены для потребителей.
К примеру: сегодня поставщик подписал договор на закупку электроэнергии на весь 2020 год по цене 1,6 грн. за кВт/ч, и тогда потребителю предлагается цена 1,65 грн., то есть, поставщик будет иметь прибыль 5 коп с каждого проданного кВт/часа. В течение всего года клиенты поставщика будут иметь стабильные цены, но это станет возможным лишь при условии, что закупка осуществлена раньше, чем наступит 2020 год.
Что же происходило в странах Центральной, Западной, Восточной Европы, Прибалтике и Великобритании? С момента запуска рынка в 2008 году уже были запущены новые модели во всех европейских странах – цены упали в среднем на 60%. Например, торги начинались со 130 евро за тысячу кВт/час (или за МВт/час), а упали в некоторых странах до 20-40 евро, то есть почти в четыре раза.
Цены падали так, что некоторые тепловые электростанции уже не имели средств на закупку угля, поэтому станции останавливались. И так было не только в Польше – такой была тенденция во всей Европе.
Конкуренция – двигатель прогресса… Но что, же случилось с генерирующими компаниями?
Этот рынок придуман не в пользу энергетиков, его цель – предоставить право выбора потребителю. К сожалению, часть генерации порезали на металлолом, но после этого образовался дефицит мощностей, а, следовательно, цены на электроэнергию поползли вверх, то есть, рынок перестал быть рынком покупателя, а стал рынком продавца.
Хотя до этого на протяжении 16 лет это был исключительно рынок покупателя – именно он решал, по какой цене покупать электроэнергию. Генерирующие компании выставляли свои заявки, но желающих продать было больше, чем желающих купить, поэтому цена падала.
И Украина не стала исключением – сейчас на рынке есть профицит электроэнергии. Дальнейшая ситуация будет зависеть от того, насколько эффективно будет работать поставщик, хотя в этом есть большое сомнение.
«Во всех европейских странах есть малообеспеченные лица, которым никто не хочет поставлять электроэнергию»
Учитывая то, что оптовая цена на электроэнергию имеет тенденцию к снижению, то в соответствии со временем должна падать и цена для населения?
Это очень сложный вопрос — не факт, что цена для населения будет снижаться. Цена падала для юридических лиц, потому что на рынке прямых контрактов была очень жесткая конкуренция, тогда как на рынке бытовых потребителей такой конкуренции не было. К тому же, цены для населения в европейских странах достаточно долго устанавливал государственный регулятор.
Думаю, в Украине еще долго тарифы должна устанавливать НКРЭКУ, хотя в законе о энергорынке сказано, что через два года регулирования не будет.
К примеру: поставщик не заинтересован подписывать договор с малообеспеченным пенсионером, который очень мало потребляет электроэнергии. Если поставщик купит на рынке по 2 грн. за кВт/час, то пенсионеру продаст по 2,1 грн. И тогда все расходы поставщика – билинг (автоматизированная система формирования, выставление счетов к оплате и прием платежей), зарплата персонала — должны уложиться в эти 10 коп.
Но если малообеспеченный клиент потребляет меньше определенного объема, он становится невыгодным, то есть, предприятие-поставщик начинает работать убыточно. Обычно во всех европейских странах до 50% малообеспеченных физических лиц, которым никто не хочет поставлять электроэнергию. Однако если учесть общее количество физических лиц, которых поставщик обеспечивает электроэнергией, то его рентабельность будет около 20%.
Чтобы поставщики не отказывали малообеспеченным клиентам, государственный регулятор обязывает поставщика продавать для них электроэнергию по социальному тарифу до конца жизни, ведь никто не должен жить без света. Главную роль в этом вопросе играет регулятор.
Вводилось ли в других странах возложение специальных обязанностей (ПСО) по поставке электроэнергии по льготным ценам?
Да, там также продавали электроэнергию по определенному государственным регулятором тарифу. Но для тех клиентов, которые потребляли большие объемы, такие тарифы не действовали – с ними подписывали индивидуальные договоры.
В Украине определенное количество потребителей имеет зонные счетчики, которые фиксируют ночное потребление электроэнергии по льготным ценам. Можно ли эти счетчики переоборудовать в приборы почасового учета?
В пяти европейских странах для учета в случае физических лиц, которые мало потребляют, введено такое понятие, как работа по профилю – это среднестатистические данные для определенной группы потребителей. Им поставщики продают электроэнергию согласно снятым профилям.
Получается, вообще не нужно устанавливать почасовые счетчики для каждого потребителя?
Нет, не нужно. Лишь некоторые страны установили такие счетчики для бытовых потребителей. Другие, в частности Польша, пользуются профилями.
Если окажется, что поставщику не хватает электроэнергии, заранее закупленной по форвардным контрактам. На каком рынке он сможет докупить и как в таком случае вырастет цена для покупателя?
На рынке каждый день идет интенсивная работа. Если за день до осуществления поставки окажется, что закупленной ранее электроэнергии не хватает, например, из-за смены погоды, поставщик разрабатывает новый график потребления на завтра. Но уже нельзя будет купить по низкой цене на «Украинской энергетической бирже» в ГП «Оператор рынка», то есть, на рынке на «сутки вперед» — на этом рынке цена может быть выше. А уже потом докупать придется на балансирующем рынке (где цены самые высокие, могут в 10 раз превысить цены внутрисуточного рынка).
Но зачем тогда балансирующий рынок, если закупки уже сделаны на следующий день на рынке на «сутки вперед»?
Потому что поставщик вам сделал на следующий день новый план, а вы, вместо того, чтобы потреблять электроэнергию, взяли и поехали в гости к маме, а значит, у вас получилось нулевое потребление. Поэтому все эти спланированные объемы поставщик продаст, а иногда и докупит, на балансирующем рынке, но там цена будет еще выше.
Принцип рынка таков: чем раньше поставщик начинает закупать электроэнергию, тем дешевле она будет стоить. И чем ближе ко дню поставки, тем дороже источники энергии. На балансирующем рынке остаются самые дорогие источники, потому что все остальные источники уже продали свою электроэнергию.
Есть только одно исключение из этого правила: если поставщик, который ранее закупил электроэнергию, вдруг обанкротился, тогда ценовые предложения на рынке зашатаются. Реальная цена в течение года имеет 8760 почасовых значений – и я могу определить цену электроэнергии каждого часа.
Кстати, поставщик заинтересован, чтобы его клиенты больше потребляли ночью, чем днем, ведь тогда он может сделать более дешевые закупки на год вперед (базовая ночная электроэнергия, всегда, дешевле), потому, что электроэнергия для покрытия пиковых нагрузок в энергосистеме вдвое дороже, чем базовая.
Кроме того, в выходные дни бывают провалы в потреблении, поэтому поставщик должен закупить объемы, которые бы учитывали эти провалы. Это не всегда удается, поэтому поставщик стимулирует ночное потребление и в выходные дни – есть даже такая оферта: в выходные – бесплатная электроэнергия.
Украинцам будут ли предлагать бесплатное потребление ночью и в выходные дни?
Будут. Поставщики сами должны рассчитать такую оферту. В какой — угодно момент клиент сможет сам выбрать себе такого поставщика, который предлагает более выгодные цены, чем тариф, установленный НКРЭКУ для населения. В условиях рынка поставщик разрабатывает так называемые «продукты электроэнергии».
Например, в Польше один мощный шведский концерн купил крупного поставщика в Польше, у которого было 2,5 млн. клиентов. Учитывая то, что цена на шведском рынке была иной, чем в Польше, шведы сделали перерасчет, а потом для своих клиентов разработали 1800 продуктов (коммерческих предложений), но одновременно предлагали не больше, чем 150.
«Украинский рынок не «накормит» тысячу поставщиков, останется около 100 – и это очень много»
Какие ваши прогнозы: когда придут в Украину такие мощные поставщики?
В Украине уже несколько зарубежных компаний открыли свои представительства, но все хотят пережить первый квартал работы нового рынка. Украина очень похожа на Польшу: здесь есть 16,5 млн. потребителей, а в Польше – 17,2 млн. У нас на энергорынке сначала было 900 поставщиков, а осталось примерно 70. Рынок отсекает тех, кто не умеет эффективно работать или не имеет ликвидного ресурса.
Считаю, что украинский рынок не «накормит» тысячу и больше поставщиков, останется около 100 – это и так очень много. Примерно 1200 поставщиков обанкротятся и тогда клиенты начнут себе искать других поставщиков – это касается юридических лиц.
Аукционные торги запущены на Украинской энергетической бирже, но премьер Гройсман заявлял, что со временем перейдут на систему ProZorro. Как вы оцениваете такую перспективу?
Думаю, этого не будет никогда, ведь в ходе торгов, во-первых, должны работать биржевые механизмы, а во-вторых, должен быть такой важный элемент, как клиринг – он определяет, как должны осуществляться финансовые расчеты и предоставление гарантий. Форвардные торги – это чисто финансовый рынок, поэтому трейдерами становятся банкиры, а не энергетики – они торгуют только обещаниями предоставления товара, тогда как важным элементом является финансовое обеспечение сделки.
Уместно уточнить, что система обеспечения сделок – это не оплата за электроэнергию, а оплата гарантии ее реализации. Это система депозитов, которая гарантирует, что сделка не будет расторгнута – так прописано в законе о энергорынке. Производитель электроэнергии не может во второй раз продать свой товар.
Видимо мощные генерирующие компании сами создают компании-поставщики электроэнергии?
Да, это правда. Но фишка в том, что заключенное один раз соглашение на реализацию электроэнергии уже не может быть разорвано. Подписывать такие соглашения можно только на биржах, потому что там действует специальный механизм, который позволяет ежесуточно производить расчеты, сколько необходимо положить депозитов на счет (сейчас в Украине счета, которые обеспечивают торговлю на бирже, компании открывают в «Ощадбанке»), сколько снять – происходит ежедневное сопровождение подписанной на бирже сделки.
На «Украинской энергетической бирже» продают газ, нефтепродукты, а теперь начали торговать еще и электроэнергией. Это нормально?
В странах Европы также действуют объединенные биржи — так работает рынок. Когда в Чехии запустили рынок электроэнергии, энергетики начали торговать еще и газом, потому что это дешевле, с точки зрения обслуживания. Поставщики получили возможность платить не два взносы, а один гарантийный взнос для начала торгов на бирже – один из элементов обеспечения, о которых шла речь выше, и они «выбили» с рынка всех газовиков.
Каковы, по вашему мнению, недостатки закона об энергорынке?
В законе не прописана торговля на бирже. Там прописан аукцион, но кто и как должен его организовывать – не прописано.
В первый день торгов на внутридомовом рынке были технические проблемы, обусловленные некорректными заявками некоторых участников рынка. Будут ли проблемы из-за того, что этот рынок вовремя не запустился?
Поверьте, все прошло более-менее нормально – все, кто хотели, сделали необходимые закупки. Я считаю, что внутридомовой рынок можно не запускать еще три месяца и ничего необычного не произойдет. В Польше этот рынок не работал 6 лет, и все было нормально. Важно, чтобы работал форвардный рынок, ведь только он дает гарантию цены на поставку электроэнергии в год, а также рынок на сутки вперед.
Автор: Наталка Прудка
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.