В Украине скоро начнется сезон спаржи или аспарагуса. Что происходит на рынке этой нишевой культуры, какими являются посевные площади и маржинальность, рассказала фермерша-первопроходец по выращиванию спаржи.
Беседуем с Ларисой Боден, основательницей компании «Агро-Фокус», которая в свое время была первой, кто рискнул начать выращивание аспарагуса. Сегодня идут последние приготовления к сбору урожая в полях Херсонщины, на предприятии разработана маркетинговая программа для продвижения продукции в социальных сетях.
Сколько в Украине гектаров под спаржей, можно ли дать приблизительную оценку?
– Можно считать, что площадь спаржи находится в пределах 250-300 гектаров, если учесть всех мелких производителей. На рынке присутствуют около шести производителей с площадями спаржи по 20-30 гектаров, и сложно посчитать количество производителей, которые выращивают аспарагус на 2-3 гектарах, а такие есть в каждой области.
Велика ли конкуренция среди производителей сейчас?
– Поскольку рынок аспарагуса растет, не могу сказать, что конкуренция очень жесткая. Наверное, она усилится через два – четыре года, поскольку аспарагус дает весомый урожай на второй, третий, четвертый годы. В этом случае увеличатся объемы, и производителю придется думать, как их продать.
Сейчас многие фермеры посадили небольшие площади аспарагуса, они учатся выращивать эту культуру, у них нет торговых марок, и они пытаются пристроить урожай, куда удастся. А через три-четыре года можно ожидать реально жесткую конкуренцию, и в этом случае будут выживать те фермеры, которые наладили эффективное производство, правильное хранение, имеющие сильную торговую марку. Тогда это будет совсем другой уровень конкуренции.
Можно ли ожидать, что через 3-4 года цена на спаржу снизится?
– Цена, естественно, упадет, но не так сильно. Аспарагус – это продукт, который имеет определенную европейскую цену – 2,50-2,70 евро за 1 кг, ниже которой редко снижается. В Германии самый ранний аспарагус можно купить даже по 19 евро за килограмм. Но нужно иметь такой культ продукта в стране. Я не верю, что завтра смогу продать аспарагус по 10 евро за килограмм в Украине, потому что нет такого ажиотажного спроса, нет семейной традиции, на Пасху употреблять аспарагус.
И опять-таки, если я не смогу продать аспарагус в Украине, то буду пытаться реализовать его по более высокой цене на экспорт, потому что за рубежом на него есть спрос. Наше расположение на юге Украины дает нам преимущества, мы получаем урожай как минимум на десять дней раньше, чем производители в северных частях Украины.
Как вы считаете, меняется ли культура потребления аспарагуса к лучшему?
– Она уже формируется, и все производители выполняют потрясающую работу в этом плане. В прошлом году Инстаграм был наполнен публикациями об аспарагусе. Все известные шеф-повара рассказывали, как его готовить, учили, как чистить, делились рецептами. Без этого культура потребления нового продукта вряд ли может развиваться.
Мы были удивлены, когда получали сотни публикаций в день от домохозяек, которые купили аспарагус, прочитав о его полезных свойствах. Они учились его готовить самостоятельно, делились собственными секретами приготовления, своими фотографиями. Мне кажется, что мы на правильном пути.
Тот спрос на аспарагус, который есть в Украине, он покрывается предложением?
– Спрос покрывается с мая. В апреле однозначно овоща не хватает, и есть ниша, куда расти с ранним аспарагусом. В принципе такая же ситуация, как и в Европе, и это обуславливает более высокую цену овоща в начале сезона.
Есть определенная сложность с доставкой спаржи в небольшие города отдаленных регионов. На сегодняшний момент мы стараемся работать с крупными торговыми сетями, у которых магазины представлены в областных и районных центрах.
Мы столкнулись с тем, что через наш Интернет-магазин, Фейсбук, Инстаграм получили огромное количество заказов из маленьких городков, которые не имеют глобального значения для торговых сетей. Потребители прочитали о полезности продукта, хотят его попробовать, а в эти регионы аспарагус на продажу не везут, и тут выход один – доставка с ближайших ферм.
Сезон спаржи длится два месяца: апрель и май. А что дальше, как удовлетворить спрос в другое время года?
– Вы знаете, в конце июня, понятно, еще есть заказы на поставки аспарагуса, но в это время уже появляются другие овощи, к вкусу которых мы привыкли с детства. И если бы была такая острая необходимость и экономическая выгода выращивать аспарагус круглый год, выращивали бы.
Как Covid-19 повлиял на рынок спаржи?
— У нас не было проблем с реализацией. Да, рынок замороженного аспарагуса резко просел, потому что рестораны практически не работали в прошлом году. Но по сегменту свежей продукции не могу сказать, что были сложности с реализацией, мы работали через розницу и увеличили продажи через Интернет, через социальные сети. В итоге через эти каналы мы продали почти одну пятую урожая.
Пострадали те, кто работали на рынках, но мы никогда не специализировались на такой работе. Сегодня 90% продукции берут розничные сети.
Аспарагус — особый продукт, его же нельзя продавать оптом на рынке?
— Еще три года назад на рынке аспарагус не встречался, а сейчас появляется все больше и больше. Это продукция небольших фермеров, которые купили рассаду аспарагуса или вырастили самостоятельно, у них небольшие объемы, и им очень сложно пробиться в розницу, поэтому для них лучший вариант – торговать на локальных рынках. Думаю, еще год-два, и аспарагус будет на рынке каждого города.
Аспарагус – тот продукт, который позволяет себя чувствовать королем кухни, непринужденно и легко, так как он очень прост в приготовлении, имеет очень высокую питательную ценность, с аспарагусом вы никогда не будете голодным. Особенно вкусен фиолетовый аспарагус, который имеет вкус молодого сладкого горошка.
Аспарагус можно употреблять и в сыром виде?
— Мы это подсмотрели в Германии: во время процесса сбора часто ломается верхушка, а верхние 10 см – они самые вкусные. В Германии такие «Грин типс» продаются по цене здорового красивого пучка в красивых коробочках. Мечтаем сделать что-то подобное, добавив линейку соусов.
В Европе очень много веганов, спаржевый перекус с оливковым маслом – это для организма и клетчатка, и правильные питательные вещества, и свежая зелень, и масло.
Какие разновидности спаржи популярны в Украине и почему?
– В Украине и во всем мире, кроме Германии, популярным является зеленый аспарагус. Германия – абсолютное исключение, они едят 99% белого аспарагуса, зеленый практически не выращивают и не едят. Почему в Украине отдают предпочтение зеленому? Потому что мы больше путешествуем в южные страны, где его подают на гриле, в супе. И зеленый легко готовить — достаточно положить на сковороду-гриль, добавить масло, лимонный сок, сыр пармезан и — готовая еда, гарнир к мясу или просто так.
Белый аспарагус – деликатный овощ, требует аккуратной чистки, нужно снять 2-3 мм, деликатно отваривать в вертикальном положении, чтобы верхушка была над поверхностью воды, и он требует специального яичного соуса, значит, и времени на приготовление. Хотя сейчас если вы спросите, что мы едим дома, то наша семья употребляет исключительно фиолетовый и белый.
Нужна ли упаковка для этого дорогого и нежного овоща?
– В странах Европы, особенно Франции, Германии, Италии покупатели любят приезжать за спаржей непосредственно на ферму. И в этом случае понятно, что упаковка не нужна. Если же вы продаете продукт в сети, в розницу, то желательно, чтобы он был упакован. Наша продукция в прошлом году продавалась в пучках в специальной прессованной бумаге, устойчивой к влаге. В связи с ковидом дополнительно упаковывали продукт в полиэтиленовые пакеты.
Сейчас планируем с помощью грантовых средств приобрести специальное оборудование для упаковки аспарагуса в специальные пакеты «Xtend», которые имеют пористую структуру, что позволяет аспарагусу дышать, выпустить углекислый газ и замедлить процесс старения и одеревенение. Упаковка зависит от канала сбыта, через который вы планируете реализовывать овощ.
Как получаете новые знания по совершенствованию технологии выращивания спаржи?
— В этом году специалисты компании, благодаря украинскому проекту по развитию бизнеса в области плодового овощеводства (UHBDP), имели возможность получить комплексную консультацию Анастасиуса Сиомоса, профессора овощных культур университета Аристотеля в Салониках (Греция). Это уникальный человек, который много путешествует, много знает, много консультирует. Он в течение 30 лет занимается вопросами выращивания, доработки и переработки аспарагуса.
У нас есть возможность задавать ему любые вопросы по аграрным технологиям, доработке, мы постоянно обращаемся: а почему такой стебель, а как это делать, а почему такая температура. Море вопросов, новая информация, которой другой опытный производитель с нами не поделится.
Значит, новыми знаниями вы вооружены, и можно рассчитывать на более высокую прибыль в этом сезоне?
— Вооружены! Но я бы хотела привести несколько фактов, которые развенчивают миф о супер прибыльности аспарагуса. Все видят высокую цену на полке и говорят: «Вау, вот они зарабатывают». Этот миф существовал до того момента, пока мы не знали о правильной переработке и хранении аспарагуса.
Когда у нас было 5 га земли, фактически мы продавали все «с колес». Мы не думали о том, что овощ нужно охладить, как его упаковывать, а как мы его будем доставлять. Завернули в бумагу и, по большому счету, это было все.
После курса лекций греческого профессора, знакомства с информацией, которую мы получали от селекционеров и немецких производителей, мы поняли, что вырастить спаржу – это треть процесса. А чтобы получить качественный овощ, хотя бы с 7-10-ти дневным сроком хранения, необходима правильная доработка.
Качество и срок хранения на полке зависят от скорости охлаждения стеблей с момента их среза на поле. Чем раньше утром мы срезали аспарагус, и чем быстрее он попал в гидрокулер – холодную воду, тем дольше срок его жизни на полке.
Какие еще нюансы уборки аспарагуса?
— Если мы собираем аспарагус в апреле, когда еще прохладно, то это один срок годности, если в конце мая, когда на улице +25 С, то необходимо быстро организовывать сбор, охлаждение, доставку и тому подобное. Нужно специальное оборудование – гидрокулер, который позволяет охлаждать аспарагус за 10-12 минут от температуры + 25 ° С на поле до температуры + 2 °C, которая нужна для хранения.
Более того, качество хранения аспарагуса зависит от влажности в холодильнике, количества аспарагуса в таре. Поскольку это самый интенсивно дышащий овощ, он выделяет невероятное количество углекислого газа.
Не поверите, но качество аспарагуса зависит и от метода укладки в ящики. Например, при транспортировке с Каховки в Киев важна вентиляция в автомобиле, от этого тоже зависит, в каком виде доедет овощ. Если стебли были неправильно сложены, то партия овощей может задохнуться в пути, и это уменьшит их срок годности.
Какие инвестиции в доработку аспарагуса существуют в вашем хозяйстве?
— Без правильной доработки создать качественный продукт практически невозможно. Но мы должны понимать, что мелким производителям это не под силу. Мы вкладываем в этом сезоне примерно 500 000 долларов, в том числе и грантовых средств. Поэтому без кооперации развитие рынка аспарагуса, мне кажется, невозможным.
Вспоминаем, как мы начинали. Невероятное содействие оказал канадский проект UHBDP, они помогли нам на старте. В 2016 году менеджеры проекта реально поверили в нас, рассказали о необходимости кооперации, они были той отправной точкой трансформации моего небольшого дела в бизнесе. Они подтолкнули меня найти партнеров для выращивания спаржи, формировать крупные партии, помогли нам купить трактор и первое упаковочное оборудование.
Насколько ваше предприятие удовлетворено кооперацией?
– Первая кооперация – это тоже был огромный опыт не просто научить выращивать, а научить партнеров верить, доверять, оценивать новый продукт, пытаться его реализовать, изучать его возможности.
Мы на сегодняшний момент открыты к кооперации в нашем регионе, к партнерству с фермерами, которые заинтересованы в выращивании, но они должны находиться на расстоянии не более 60-80 км от Каховки, чтобы могли оперативно привозить продукцию на доработку.
Конечно, они должны быть готовы учиться, и тогда мы гарантируем реализацию их продукции под нашей торговой маркой «Gourmet с Любимовки», так как на сегодняшний момент мы имеем контакты со всеми торговыми сетями Украины и будем рады развитию новых партнерств.
Автор: Оксана Король
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.