Леонид Корейба: Треть инвентаризированных земельных участков отсутствуют в Государственном земельном кадастре

19.01.2019 – Свободный рынок земли и выборы – будет ли контакт? Какие исходные данные для земельных отношений оставил 2018-й и чего ждать в новом году? Прогнозы и оценки читайте в эксклюзивном интервью председателя Центра развития земельных правоотношений в Украине Леонида Корейба.

Читайте также: Игорь Швайка: Аграрная политика в Украине сегодня безголовая или вообще отсутствует

Виктор Шишкин: Конституционный суд не может снять земельный мораторий, потому что это политическое решение

Замминистра Максим Мартынюк: В земельном вопросе нас в течение 17 лет пугали мифами

Консультант Всемирного банка Денис Низалов: Если сейчас цена гектара пашни – $1,5 тысяч, то после открытия рынка она возрастет до $3,5 тысяч

Каких изменений ждать в сфере земельных отношений в этом году?

Депутаты опять на год продлили земельный мораторий, выбрав из 17-ти вариантов один – №9355-5. Как считаете, это хорошо или плохо? Почему?

C’est la vie (селяви). Вспоминается именно эта французская поговорка. Независимо от того, что я думаю, владельцы земельных паев и люди, которые не имеют никакого отношения к земле, депутаты его снова продлили. Мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения действует в Украине с 2001 года. Его снятие все равно не имело бы никакого юридического следствия.

В частности, о юридической ничтожности продления моратория перед голосованием заявил, заместитель председателя комитета ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко. Но это было бы мощным сигналом, это дало бы нам возможность перейти от дискуссии «снимать/не снимать мораторий» к обсуждению проектов законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Я однозначно считаю, что это тормозит развитие земельных правоотношений в Украине.

Наше государство, избрав проевропейский вектор развития, должно придерживаться его и в отношении земли.

Нардеп Алексей Мушак и его коллега по цеху Виктор Пинзеник зарегистрировали два постановления (№9355-П и №9355-П1) об отмене голосования за мораторий на год – по кнопкодавству. Будут ли, по Вашему мнению, практические последствия от этого? И является ли это основанием для отсутствия отсрочки моратория с 1 января 2019 года?

Думаю, что это лишь лишний раз привлечет внимание к систематической проблеме с «кнопкодавством» в этой Раде. Никаких последствий от таких постановлений не будет по двум причинам:

1) отменив решение о моратории, рынка все равно бы не получили, так как отсутствует закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

2) даже если бы голосование и отменили бы, представьте, какое количество законов таким образом можно было бы отменить? Ведь «кнопкодавство» — повсеместно. Многие депутаты «кнопкодавили» в течение созыва более 100 раз. Поэтому это красивый жест — об отмене голосования, но, к сожалению, без оптимистичного будущего.

В рамках запущенной нами онлайн-карты с результатами голосования местных общин за мораторий следует, что только 10 советов – за, а остальные против, или воздержались. О чем свидетельствует такая неопределенность людей и за какое время ее реально можно исправить? Какие 3 шага помогут в этом? 

Данный вопрос популизирован и токсичен. Имеем интересную ситуацию, когда в Раде, теоретически, могли бы не продлевать мораторий, но электорат хочет продолжения. Поэтому здесь, как нигде и никогда, наши избранники упорно и в очередной раз выполнили то, чего хочет большинство.

Неправильные лозунги вроде: «Иностранцы скупят нашу землю за бесценок», «Крестьяне потеряют последнее» – полностью дезориентируют рядовых людей, и им кажется вполне очевидным, что продавать нельзя.

Совсем же по-другому реагируют на конкретные примеры: у вас есть участок, обрабатывать его самостоятельно вы не хотите сдавать в аренду за $100-200 в год, не хотите, а продать не можете. Это честно? Не нарушаются ли конституционные права? Но, к сожалению, популистская идеология превалирует над здравым смыслом, и все «защитники украинской земли» вновь празднуют победу на год. Исправить это нелегко и, как видим, быстро не получается.

Я считаю, что мы, как общественный союз «Центр развития земельных правоотношений в Украине», помогаем ускорить этот процесс. Мы проводим инвентаризацию и открываем территориальным общинам глаза на ситуацию с их землей. Сколько на самом деле собственников умерли, кто не получил земли, сколько они недополучают в бюджеты. А, главное, это люди, обычные владельцы паев, которые узнают от нас, сколько на самом деле они могут иметь средств сегодня, как регистрируются договоры и почему лучше заключить договор на аренду на 7, а не на 49 лет. Это первое.

Второе – проводить надлежащую информационную кампанию на уровне страны о важности данной реформы.

Третье – обеспечить на государственном уровне возможность получить дешевые кредиты нашим украинским фермерам. Хотелось бы, чтобы после запуска рынка малые фермеры не исчезли, а лишь увеличивали свою долю в аграрном секторе Украины.

ТОП-3 ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРОВАЛОВ И ДОСТИЖЕНИЙ 

Какие, по Вашему мнению, ТОП-3 достижений и ТОП-3 провалов в сфере земельных отношений по 2018 году? Почему? И как это в целом влияет на земельные отношения?

ТОП-3 достижений:

Передача 1,5 млн. га сельскохозяйственных земель в объединенные территориальные общины.

Закон 2498-VIII от 10.07.18 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса о коллективной собственности на землю, совершенствование правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение рейдерства и стимулирование орошения в Украине».

С 1 января 2019 г. он даст возможность проводить инвентаризацию массивов сельскохозяйственных земель, формировать полевые дороги и лесополосы, а также сдавать их в аренду. Да еще много положительных изменений, которых все ждали.

Электронные аукционы. Бесспорно, это является шагом в будущее. Такие аукционы реализуются ГП «Сетам» и «Прозорро» и возвращают доверие к тому, что в земельных делах все может быть «по-честному».

ТОП-3 провалов:

Продление моратория.

Проваленные законопроекты (№7118 и другие) о передаче распоряжения землями за пределами населенных пунктов на места.

Закон Украины от 10 июля 2018 года № 2497-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств».

Когда читаешь пояснительную записку к данному законопроекту, становится грустно: «Объемы неофициального (фактически – теневого) рынка в секторе крестьянских хозяйств в последние годы существенно возрастают: по экспертным оценкам, по овощам он превышает 80%, по мясу – 60%, по молоку – 40%. К тому же, еще несколько лет назад данные показатели были на 10-15% ниже».

Печально потому, что самое большое «зло», что не платят налоги в бюджет — это простые крестьяне, которые тяжело работают на земле, чтобы прожить. По моему мнению, лучше бы начали с прогрессивной налоговой ставки, как в Европе, а не снова «обирать простых людей».

Как изменилась ситуация с оцифровкой земельных данных в Украине за год? Какой процент земель, по Вашим данным, уже внесено в Госгеокадастр? 

У нас нет своих данных по стране, но, анализируя ситуацию с теми общинами, где мы проводили инвентаризацию, внесено 2/3. Вообще, по данным Госгеокадастра, внесено в ГЗК 75% земель. Динамика постоянно положительная, а больше всего регистрируется частная форма собственности, далее – государственная и коммунальная.

Кстати, интересна динамика по коммунальной форме собственности, где города, в сравнении с селами и поселками, регистрируют в 4 раза больше. Не все еще понимают важность формирования участков. И чем дальше от Киева — тем больше пробелов в ГЗК.

Как оцениваете результаты тестового режима запущенного портала для нормативной денежной оценки земель? Успеют ли его очистить от ошибок к Новому году?

В целом положительно, что это произошло. Это очень масштабный и нужный проект. Сейчас портал работает в опытном режиме – думаю, еще долго он так будет работать. Ошибок хватает, но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Я надеюсь, что от ошибок очистят так быстро, как только смогут, но дедлайн к Новому году – это слишком быстро и «не по-человечески». Новый год и Рождество Христово – для госслужащих тоже.

Каковы результаты Вашего проекта по инвентаризации земель в Украине, и какие планы на 2019 год? 

Мы успешно начали проект по бесплатной инвентаризации с Чоповецкой ОТГ Житомирской области. Наши ожидания лишь подтвердились, треть всех участков отсутствовала в ГЗК. Нашли участки, которые обрабатывались без аренды, это ПАИ, владельцы которых умерли. Данная информация, которую мы передали председателю общины, в следующем году поможет существенно увеличить земельные поступления.

Недаром говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Сейчас мы продолжаем, на завершении следующая община – Потиевская (также Житомирской области).

Предварительно ситуация аналогичная: треть инвентаризированных земельных участков отсутствуют в Госземкадастре. И, что самое удивительное, это не из-за отсутствия конкуренции, ведь на территории общества работает 13 агропредприятий. Просто пока можно не платить, зачем платить? Думаю, ни для кого не является секретом, что налоговое сознание у нас – слабое место. Но мы помогаем общинам и сознательным фермерам сегодня работать прозрачно. Девиз нашего общественного союза: «Порядок стимулирует развитие».

Мы за развитие Украины и земельных правоотношений, и уже сегодня делаем для этого конкретные шаги. Следующий год для нас станет решающим, ведь он даст возможность использовать наш уникальный опыт в новом ракурсе: провести инвентаризацию массива сельскохозяйственных земель. Это новые возможности не только для нас, но и для аграриев, территориальных общин и государства.

Кроме того, еще в этом году мы имеем 3 общины, которым планируем провести инвентаризацию сельхозземель.

Сейчас есть очень много обращений от общин со всей Украины, например Летичевской ОТГ, они неоднократно обращались и писали, поэтому, прежде всего из-за их настойчивости, обязательно в следующем году им поможем. Мы сразу планировали, что деятельность будет общеукраинской, а не только в пределах нашей родной Житомирской области.

Сегодня средний возраст пайщиков – 60-70 лет, а 1,4 млн. землевладельцев уже умерли за годы действия моратория. Адекватны ли эти данные, по вашему мнению, и какая тенденция будет наблюдаться дальше?

Владельцев паев есть почти 7 млн. По данным Госгеокадастра, 1,2 млн. владельцев уже умерли. 121 тысяча паев, по данным того же Госгеокадастра, не нашли владельцев. Количество не вложенных паев вообще почти никак не учитывается. Стоит отметить, что эти данные, по моему мнению, слишком занижены и не имеют близкого отношения к реальной ситуации, потому что она на самом деле еще хуже.

Однако, не все так плохо: средний возраст пайщиков – 60-70 лет, но они имеют, в подавляющем большинстве, детей и внуков, а те, фактически, распоряжаются землей. Сейчас в Украине сохраняется тенденция на увеличение арендной платы за такие земли, а это, в свою очередь, положительно влияет на количество паев, которые наследуются, в которых находятся собственники.

Также новый закон 2498-VIII предусматривает, если владельцы не найдутся до 2025 года, то паи станут коммунальными. Это, опять же, ускорит процесс. Поэтому тенденция на следующий год – активизация всех субъектов.

Земельная децентрализация 2019 года – наблюдалось ли торможение, почему, и можно ли (как?) исправить это в 2019 году? 

Децентрализация – одна из самых успешных реформ в Украине. И, на удивление, земельная децентрализация также произошла частично, и она успешна. 665 ОТГ должны были получить 700 тыс. га земель, а получили 1,5 млн. га. Это вдвое больше, несмотря на весь скептицизм и недоверие, что были сначала. Все, кто имеют отношение к земле, помнят, что до Госгеокадастра распорядителями были РГА.

Все слышали страшилки, что земли уже не осталось, все «раздербанили». А тут вдвое больше обещанного, инвентаризация за государственный счет, еще и осталась земля. Это лишь подтверждает лишний раз, на каком уровне учет земельных ресурсов в нашей стране. Обидно только то, что Рада не смогла оказать поддержку законопроектам, которые бы комплексно решали данный вопрос и передали бы распоряжение землями в общины.

Но это компромиссное распоряжение №60-р от Кабинета Министров Украины, возможно, даже лучше решило ситуацию и сняло существующую напряженность в отношении государственных земель сельскохозяйственного назначения.

С 2019 года ОТГ становятся распорядителями невостребованных паев, они являются управителями не вложенных паев и все, что не будет приватизировано, получают до 2025 года в коммунальную собственность. Остается только инвентаризировать все земельные ресурсы и эффективно их использовать в интересах своих территориальных общин и Украины в целом.

А наш общественный союз «Центр развития земельных правоотношений в Украине» является надежным партнером для ОТГ, добросовестных фермеров и агропредприятий на пути к устойчивому развитию и эффективному и прозрачному землепользованию.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий