В статье освещены результаты исследования современной международной динамики личных переводов мигрантов, оценки их масштабов и последствий. Отмечен рост роли миграции, в частности трудовой, и для стран происхождения, и для стран направления мигрантов, выяснено непосредственное влияние миграционных перемещений и поступлений переводов мигрантов на рынок труда и макроэкономическое развитие в целом.
Определено, что вследствие роста масштаба выезда жителей более бедных территорий (прежде всего из-за отсутствия возможностей занятости и низких доходов), сохранения, по крайней мере, в течение первых лет, тесных связей со своими семьями, оставшимися в странах происхождения, личные переводы из-за рубежа способствуют заметному повышению доходов и снижению уровня бедности их получателей. А также снижению уровня территориального неравенства в странах утечки мигрантов.
Проанализировано влияние на формирование основных коридоров миграционных потоков и объем личных переводов географической близости стран отправителей и получателей и законодательной открытости по международной трудовой миграции в странах получателей. Оценен масштаб и макроэкономические последствия личных переводов мигрантов, их влияние на бедность; определены положительные результаты и риски.
Положительное влияние отражается в общем снижении уровня и глубины бедности и неравенства за счет прямой помощи домохозяйствам, которые нуждаются в этом больше всего, рост уровня потребления и инвестирования в стране в целом.
Среди рисков выделено следующее:
1) повышение уровня бедности через ускоренный рост цен,
2) повышение неравенства населения благодаря формированию существенных различий уровня жизни домохозяйств, которые получают переводы из-за границы, и тех, которые такого источника доходов не имеют,
3) формирование зависимости получателей переводов от их отправителей. Доказано, что миграция и личные переводы мигрантов являются чрезвычайно сложными явлениями с неоднозначными последствиями.
Для Украины поступление значительных средств из-за рубежа является важным резервом улучшения социально-экономической ситуации. Однако для получения максимальной выгоды необходима взвешенная политика, основанная на всесторонней оценке имеющихся рисков и шансов развития, содействии установлению и сохранению систематических связей Украины с диаспорой, преодолении распространения в украинском обществе «настроений на эмиграцию».
Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, миграционные коридоры, личные переводы мигрантов, макро — и микроэкономические последствия масштабных переводов, бедность, неравенство.
Постановка проблемы и актуальность. Миграционные перемещения приобретают все больший масштаб в современном мире, что является одним из главных признаков его глобализации. Потоки мигрантов, ранее направленные преимущественно из менее развитых стран в более развитые экономики, разнообразятся, связывают между собой страны примерно одинакового уровня экономического развития. А иногда формируются притоком работников из более развитых экономик в менее развитые страны.
Упрощение пересечения границ, а в ряде случаев и полная отмена специальных процедур, способствует формированию принципиально новых трансграничных перемещений и новых потоков личных денежных переводов.
Масштабы личных переводов мигрантов в значительное количество стран превышают суммы поступлений из международных источников, в частности прямые иностранные инвестиции, поступления частного капитала, официальные трансферты. Они непосредственно влияют на платежный баланс, кредитный рейтинг, развитие финансово-банковских систем, уровень инфляции, платежеспособный спрос населения, общую экономическую ситуацию стран-получателей.
В то же время частные переводы поступают непосредственно к населению и быстро сказываются на благосостоянии их получателей, в частности очень быстро влияют на уровень бедности и территориального неравенства в странах происхождения мигрантов. Но при отсутствии эффективной политики часто провоцируют снижение экономической активности и замедление процессов трудоустройства, «иждивенческое» поведение в семьях мигрантов и настрой детей на дальнейшую жизнь исключительно за рубежом.
Оценка масштабов личных миграционных переводов, поступающих в Украину, их распределение, исследования макро — и микроэкономических последствий является необходимым исследовательским фундаментом формирования эффективной политики в отношении украинских мигрантов, в частности, направленной на получение максимальных выгод и минимизацию рисков поступления масштабных средств.
Анализ последних исследований и публикаций. Масштаб миграционных перемещений и переводов средств мигрантами своим близким в стране происхождения обусловливает постоянное внимание исследователей к этим явлениям.
Основные достижения представлены в работах зарубежных исследователей Р. Адамса (R. Adams), С. Альварез-Тинаджеро (S. Alvarez-Tinajero), А. Бараджаса (A. Barajas), Л. Барбоне (L. Barbone), Ж. Вахба (J. Wahba), М. Гапена (M. Gapen), Е. Еканауаке (E. Ekanayake), Я. Лукассена (J. Lucassen), Л. Лукассена (L. Lucassen), Б. Маккормика (B. MacCormick), Х. Михалиса (H. Mihalis), П. Монтиэла (P. Montiel), Д. Пейджа (J. Page), К. Пиетка-Косинской (K. Pietka-Kosinska), Э. Родригеса (Э. Rodriguez), Н. Спатафора (N. Spatafor), Е. Тионгсона (E. Tiongson), И. Топинской (I. Topinska), К. Фулленкампа (C. Fullenkamp), Е. Funkhouser, Р. Чами (R. Chami), С. Яхиаха (S. Jahjah).
Среди отечественных исследований, прежде всего, стоит упомянуть подготовленный Национальной академией наук Украины Национальный доклад «Украинское общество: миграционное измерение». И работы А. Гайдуцкого (A. Gaiduckyi), Е. Либановой (E. Libanova), И. Майданик (I. Maidanik), О. Малиновской, М. Романюка (M. Romaniuk), У. Садовой (U. Sadova), М. Шульги (M. Shulga).
Однако исследования, выполненные обычно по данным одной страны, не позволяют оценить ситуацию в целом. К тому же, несмотря на наличие, довольно разветвленной статистической базы, которую поддерживает Всемирный банк, Международный валютный фонд, Евростат, Международная организация миграции, данные разных структур, являются противоречивыми, а оценки масштаба миграций населения стран, образованных в результате распада СССР и Югославии, значительно преувеличены.
Соответственно, целью данной статьи определена оценка масштаба и направлений миграционных переводов, их влияния на макро — и микроэкономические ситуации в стране-реципиенте в мировом контексте.
Новизна работы. Не ограничиваясь течением процессов на макро — и микроуровне, авторы стремились выяснить территориальные различия в уровне жизни населения, в частности бедности и неравенства, связанные именно с поступлением средств из-за рубежа. Авторам удалось показать, что сложность и взаимосвязь различных влияний, особенности местных политик приводят к тому, что одни и те же процессы положительно влияют на ситуацию в одних странах и негативно – в других.
Методы исследования. В научном исследовании были применены методы сравнения, обобщения, синтеза и анализа, абстрактно-логический, аналитический, исторический и системный подходы. На основе анализа баз данных таких международных и отечественных институтов как Всемирный банк, Евростат, Организация объединенных наций, Государственная служба статистики Украины осуществлена оценка масштаба и влияния поступлений личных переводов мигрантов для стран их происхождения на макро — и микроуровне.
Изложение основного материала исследования. Масштабы миграции в современном мире. Современный миграционный обмен населением является одной из главных составляющих глобализации, развития транснациональных рынков труда, создания единого образовательного, культурного, языкового пространства, обмена идеями и технологиями, приобщения всех землян к результатам прогресса в цивилизации.
В отличие от миграций XVII-XIX вв., направленных преимущественно в одну сторону (из стран Старого Света в Новый, прежде всего в США и Канаду, в Австралию и Новую Зеландию), современные перемещения приобрели разнонаправленный характер, часто обратный, даже довольно хаотичный. Чем дальше, тем чаще человек не просто живет и работает за пределами страны своего происхождения, а в течение жизни несколько раз меняет страну проживания.
Все большую роль играют транснациональные корпорации, расположенные в нескольких странах. Границы становятся прозрачнее, а пересечение их упрощается.
Свободный обмен рабочей силой, возможность свободного выбора места жительства и/ или работы являются неотъемлемой составляющей интеграции любой страны в международное сообщество, базовым правом каждого человека. Собственно, именно этим в наибольшей степени определяется степень интеграции. Самой высокой является интеграция стран, население которых свободно, безо всяких ограничений реализует свой выбор.
Широко известным примером является Евросоюз, в рамках которого граждане любой страны, входящие в него, могут жить и работать там, где хотят, где они нашли приемлемое жилье и, при необходимости, работу. В этом контексте упрощение для украинских граждан режима пересечения границ многих стран мира (так называемый безвиз) – это далеко не наивысшая степень интеграции.
Во-первых, украинцы могут находиться на территории этих стран без дополнительных документов в течение ограниченного времени (обычно максимум 90 дней в течение 180-денного периода).
Во-вторых, для оплачиваемой работы нужна специальная рабочая виза или ее аналог – разрешение иммиграционной службы или службы занятости, без этого документа легально можно заниматься только волонтерством. Исключением для украинских заробитчан является Польша, но ограничения по сроку пребывания существуют и там.
Безусловно, каждая страна имеет право ограничивать доступ граждан так называемых третьих стран на свою территорию, а Украина является именно такой страной для ЕС и других государств, с которыми заключены двух — или многосторонние соглашения об упрощенном режиме пересечения границ. Такие возможности имеет исключительно страна-реципиент, а страна-донор не должна ограничивать право своих граждан на эмиграцию, по крайней мере, в демократический способ.
Сама по себе глобализация, ее развитие и распространение на все большее количество стран означает неизбежный рост масштаба международной миграции.
Кроме углубления различных международных контактов этому будут способствовать четвертая промышленная революция и связанная с ней цифровизация экономики, развитие транснациональных корпораций, размещение значительной части производств за пределами стран регистрации головного офиса.
Различные принципы и ставки налогообложения в разных странах, что провоцирует движение финансового и человеческого капитала, дальнейшее упрощение (отмена) процедур пересечения границ в сочетании с сугубо демографическими процессами – стремительным старением населения в целом и рабочей силы, в частности в экономически развитых странах.
Ныне население и рабочая сила концентрируются в одних регионах мира, а производство (включая службы) – в других. Судя по ожиданиям по развитию социально-демографических и экономичных процессов, в будущем такой территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы будет только усиливаться.
Так, в начале 2017 года 7,5% населения 28 стран-членов ЕС, 17,1% населения США и 21,9% населения Канады составляли мигранты. Конечно, чем выше качество жизни и доходы и проще процедура приобретения легального вида на жительство и работу, тем выше доля иммигрантов в стране. В частности, в Люксембурге этот показатель составляет 47,6%, в Швейцарии – 24,9%, на Кипре – 16,4%, в Австрии – 15,2%, а в Польше и Румынии – 0,6.
По данным Всемирного банка, в 2017 году за пределами стран своего происхождения проживали 266 143,8 тыс. человек, из них 5 995,3 тыс. (то есть 2%) рождены в Украине. Тем не менее, далеко не все они являются мигрантами в точном понимании этого термина – до 1991 года 15 независимых на сегодня стран были частями СССР, и переезд из одной республики в другую был актом исключительно внутренней, а не внешней миграции.
Именно с распадом СССР связаны масштабные перемещения, когда многие люди возвращались в места своего рождения (или даже рождения своих родителей), с которыми сохранялись определенные родственные связи, например, из республик Средней Азии, Кавказа, некоторых регионов России.
Во многих случаях такие возвраты осуществлялись под угрозой этнических притеснений и конфликтов вследствие усиления националистических движений. Именно из-за этого вернулись сотни тысяч людей в Украину, и сальдо внешней миграции в 1992 году достигло 287,8 тыс. человек.
В то же время и многие жители Украины переехали в Россию, Латвию, Литву, Беларусь, Грузию и тому подобное. Аналогичные территориальные перемещения наблюдались и, например, на бывшей территории Югославии.
Итак, украинскими мигрантами являются все лица, рожденные в Украине, выехавшие с ее территории после 1991 года. Что касается тех, кто переехал в другие республики во времена существования СССР, то выделить из них настоящих внешних мигрантов сугубо статистическими методами представляется невозможным.
Вероятно, потребуется специальный опрос и учет их самоопределения. Но чем дальше, тем меньше смысла имеют такие уточнения. Помощь родственникам, оставшимся в странах происхождения, от таких мигрантов обычно является не слишком значительной и регулярной – все зависит от устойчивости и сохранения родственных связей.
Необходимо подчеркнуть, что понятие «мигрант» является широким и не имеет отдельного определения по международному праву. Условно оно означает лицо, которое по разным причинам временно или навсегда покинуло место своего проживания, пересекая международную границу. Оно охватывает различные юридические категории, например, семейные мигранты, трудовые мигранты, международные студенты и др.
В контексте этой статьи речь идет о трудовых мигрантах, которые временно пересекли границу с целью трудоустройства. Поэтому более точным представляется определение резиденции, что используется в системе национальных счетов (СНР08) и платежного баланса (КПБ6), согласно которому резидентом страны является лицо, проживающее в данной стране более года, и имеет именно здесь сильнейшие связи и экономический интерес.
Ориентированные на определение мигрантов из-за несоответствия страны постоянного проживания стране происхождения статистические базы, не учитывают сотни тысяч краткосрочных трудовых мигрантов, которые отправляются за пределы родины с целью заработков и действительно обеспечивают значительное повышение уровня жизни своих родных и близких путем переводов.
Оценивая влияние трудовой миграции на уровень жизни населения, следует принять во внимание и то, что в случае возврата из-за рубежа мигранты чаще тех, кто не работал за пределами родины, открывают собственный бизнес. Бесспорно, сказываются приобретенные навыки, знания, опыт и тому подобное, но особое влияние оказывают продолжительность работы в развитых странах и общая сумма сэкономленных средств.
Масштаб международных миграций, а, следовательно, и перечислений мигрантами части своих доходов семье, которая осталась в стране их утечки, с усилением процессов глобализации неизбежно будут расти. Нет смысла пытаться остановить эти процессы, значительно более эффективным направлением действий представляется оценка их влияния на социально-экономическую и политическую ситуацию, определение и минимизацию имеющихся рисков, прогнозирование дальнейшего развития.
Чрезвычайно важным для страны является поддержание систематических связей с мигрантами, особенно недавними, оказание им помощи в сохранении национального самосознания.
Масштаб международных денежных переводов. За последние десятилетия денежные переводы стали одним из главных и самых обсуждаемых явлений в международных финансах, поскольку суммы денег, отправленные с одних стран в другие, растут очень быстро и часто превышают суммы поступлений из государственных и международных источников.
Сегодня уже нет сомнений, что международные переводы – как средства, что присылают мигранты, так и международная помощь – существенно влияют на экономику стран, что являются международными донорами рабочей силы (прежде всего развивающихся стран) и одновременно реципиентами указанных средств, на благосостояние населения, бедность и неравенство.
Исследования, выполненные А. П. Гайдуцким по украинским данным, показали, что международные денежные переводы помогают не только семьям, но и стране в целом. Это происходит благодаря основным механизмам экономического роста, в частности через каналы влияния миграционного капитала на текущий счет платежного баланса страны, рост национального дохода, рост национальных сбережений и инвестиций.
Предпосылки для значительных международных потоков денежных переводов создают сами масштабы международной миграции и распространенная практика трансграничных связей. Бесспорно, большая часть средств поступает в страны с низким и средним уровнем доходов населения, но не гнушаются этим источником и жители богатых стран.
По оценкам Всемирного банка, общая сумма официально зарегистрированных переводов мигрантами в 2018 году достигла 689 млрд. долл. США (vs 663 млрд. в 2017 году), включая из 529 млрд. поступлений в страны с низким и средним уровнем дохода (vs 483 млрд. в 2017 году).
Таким образом, удельный вес поступлений в страны с низкими и средними доходами в общем объеме денежных переводов только за год вырос с 73 до 77%. В целом же глобализация, рост возможностей международной трудовой миграции и упрощение механизмов доставки средств повлекли удвоение объема денежных переводов за последние десять лет.
15 стран мира, включая, пять европейских, в течение 2018 года получили более 10 млрд. долл. США каждая; Украина в этом списке занимает 12 место. Приведенные данные свидетельствуют, что по объему средств в расчете на одного постоянного жителя (325 долл. США) Украина уступает только Бельгии (997,2 долл.) и Франции (406,6 долл.).
В определенной степени это отражение не столько масштаба внешней миграции (по сравнению со многими странами, даже Европы, они не впечатляют), сколько достаточно высокой квалификации украинских мигрантов и получения ими высоких доходов – с одной стороны, и сохранения довольно тесных связей с родственниками, которые остались на родине, – с другой.
Но в то же время только для экономики Египта поступления средств от мигрантов имеет большее значение, чем для Украины (11,6% ВВП vs 11,4%). Это является свидетельством, во-первых, очень низкого развития украинской экономики, во-вторых, выдающейся роли внешней миграции как стратегии жизнедеятельности значительной части населения, в-третьих, вероятно, высокого уровня тенизации экономики, то есть значительного недоучета фактического ВВП.
Среди стран Европы и Центральной Азии Украина уже несколько лет является крупнейшим получателем переводов от своих зарубежных мигрантов и входит в 10 стран с самым высоким удельным весом переводов в ВВП. Стоит обратить внимание на то, что сумма поступлений в Украину достигла нового исторического максимума, и значение этих средств по благосостоянию домохозяйств, которые их получают, трудно переоценить.
В общем, объем поступлений в Украину средств от зарубежных заробитчан растет очень быстро (только по сравнению с 2014 годом в 2,2 раза), хотя, вероятно, сказываются и уточнения их вычисления и рост масштабов в использовании официальных каналов пересчета средств.
Отражением того, что переводы мигрантами средств, своим близким и родным является весомой составляющей бюджетов, а, следовательно, жизненной стратегией значительной части украинского населения, является превышение общей суммой поступлений из-за рубежа от суммы отправлений.
В богатых европейских странах ситуация противоположная. Наибольшие поступления формируются благодаря компенсациям работникам немецких, британских и французских граждан, работающих в США, и личным переводам своим странам у португальцев, литовцев, поляков и болгар, которые работают за границей.
Коридоры миграционных потоков и личных переводов. Важную роль в формировании основных коридоров международной миграции и личных денежных переводов играет географическая близость стран отправителей и получателей.
Перемещения населения между двумя странами, то есть «двусторонние коридоры», часто составляют основную долю общего объема миграции. Примерами являются мигранты из Алжира во Франции, с Кубы и Сальвадора в США, из Новой Зеландии в Австралии. Иногда одна страна имеет мощные миграционные связи сразу с несколькими. Так, многие мигранты из Индии ныне живут в Объединенных Арабских Эмиратах (3 миллиона), США и Саудовской Аравии (по 2 миллиона).
Несмотря на то, что миграционные связи между странами обычно довольно устойчивы, время от времени наблюдаются всплески, связанные с резкими изменениями среды обитания. Например, в 2017 году из-за конфликта резко – 3,3 миллиона человек — выросла миграция сирийцев в Турцию.
В целом, по данным 2017 года, крупнейшими миграционными коридорами в мире являются:
— Мексика — США (12,7 миллионов мигрантов),
— Индия – ОАЭ (3,3 млн.),
— Россия — Украина (3,3 млн.),
— Украина – Россия (3,3 млн.),
— Сирия — Турция (3,3 млн.),
— Бангладеш – Индия (3,1 млн.),
— Казахстан – Россия (2,6 млн.),
— Китай — США (2,4 млн.),
— Россия — Казахстан (2,4 млн.).
Коридоры личных переводов не всегда тождественны миграционным. В Европе в 2017 году самый большой коридор денежных потоков почти со всеми странами-соседями имела Франция, в основном за счет поступлений вследствие пограничных и сезонных перемещений.
Во многих случаях это обусловлено более низкой стоимостью жилья и соответствующим стремлением жить во Франции, а работать в соседних странах, бесспорно, довольно близко от границы. В частности, из Швейцарии поступило 11,6 млрд. евро, из Люксембурга – 5,2 млрд. евро, из Германии – 2,7 млрд. евро. Подобная ситуация наблюдалась в Бенилюксе, где стоимость жилья и жизни в целом очень сильно варьирует.
Крупнейшим рынком труда для европейцев за пределами ЕС-28 закономерно является швейцарский, откуда значительные денежные потоки поступают во Францию (11,6 млрд. евро), Италию (4,4 млрд. евро), Германию (4,3 млрд. евро), Португалию (0,8 млрд. евро), Австрию (0,6 млрд. евро). Заработки мигрантов в Лихтенштейне являются значительным источником дохода для соседней Австрии (0,5 млрд. евро), а в Норвегии – для Швеции (1,1 млрд. евро).
Но географический фактор не всегда является решающим. Сказываются и традиционные связи, и наличие мощной диаспоры, и знание языка. Так, например, работа в Германии является основным источником дохода и соответственно переводов средств сезонными работниками из Румынии (1,8 млрд. евро), Сербии и Турции (0,8 млрд. евро). Франция является крупнейшим коридором миграционных трансфертов в Марокко (2 млрд. евро) и Португалию (1,1 млрд. евро).
Свободное передвижение рабочей силы в рамках рынка труда ЕС обуславливает то, что почти две трети денежных переводов не пересекают его границы. Но уровень привлечения мигрантов из третьих стран к своим рынкам труда довольно сильно варьирует даже в пределах ЕС. Так, большинство денежных потоков из-за границы союза отправлено из Польши (97% общего объема отправленных из страны средств – вероятно, значительная часть этих средств поступила в Украину), Франции (73%) и Италии (70%).
В то же время переводы из-за пределов ЕС составляли 75% общих поступлений в Италию и 63% поступлений в Австрию.
Оценка масштаба личных переводов. Общая сумма личных переводов из-за рубежа часто превышает сумму прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в частности, когда речь идет о бедных странах с ненадежной защитой частной собственности, нестабильной социально-экономической и/или политической ситуацией, то есть с неблагоприятным инвестиционным климатом.
Однако, в целом, в значительной степени благодаря глобальным процессам, в мире наблюдается прямо пропорциональная связь между объемами переводов и ПИИ.
За последние десятилетия денежные потоки в развивающиеся страны значительно выросли и почти достигли уровня ПИИ (в среднем это составляет треть прибыли от экспорта), вдвое превышают поступления частного капитала, почти в 10 раз превышают официальные потоки капитала, и более чем в 12 раз превышают официальные трансферты.
Однако не все страны эффективно используют эти переводы, в частности далеко не везде их направляют на создание и/или развитие бизнеса, образование, здравоохранение.
С 2009 года суммарные поступления личных переводов мигрантов постоянно превышают ПИИ, причем с 2013 года разница между этими показателями стремительно увеличивается. Само по себе это явление не является ни положительным, ни негативным – например, подобная ситуация длительное время наблюдается в Польше; оценивать нужно исключительно последствия этого соотношения.
Важным индикатором макроэкономического значения поступлений средств от мигрантов является доля личных переводов в ВВП. Вполне понятно, что эта характеристика формируется под влиянием, по крайней мере, нескольких факторов: численности мигрантов, их заработков и расходов в странах временного пребывания, отношений с родственниками и близкими на родине и тому подобное – с одной стороны, и объема ВВП – с другой.
Важное значение имеет степень тенизации экономики, в частности точность исчисления ВВП, например, есть много оснований считать официальные оценки ВВП Украины неполными.
В целом, по данным 2018 года, в мире насчитывается 29 стран (включая Украину), где поступления средств от мигрантов превысили 10% ВВП, и три страны (Тонга, Кыргызстан и Таджикистан), где этот показатель превысил 30%.
Только пять стран из этой группы – Молдова, Косово, Черногория, Украина, Босния и Герцеговина – расположены в Европе. Причем три страны – Косово, Черногория, Босния и Герцеговина – являются частями бывшей Югославии, и, скорее всего, имеют тесные экономические связи с семью странами, образовавшимися в результате ее распада, а также являются традиционными очагами формирования потоков трудовых мигрантов в Европе.
Львиная доля указанных 29 стран (81%) входят во вторую (с высоким уровнем) и третью (со средним уровнем) группам по индексу человеческого развития.
Вероятно, что сравнительно низкие значения поступлений от мигрантов для ВВП стран с очень высоким уровнем человеческого развития обусловлены их экономической ситуацией. Прежде всего, высоким ВВП и высокими заработками, то есть отсутствием необходимости в помощи со стороны тех, кто работает за границей, а к странам с низким уровнем – недостаточным образованием и плохой профессиональной подготовкой мигрантов, и, соответственно, их малыми заработками в странах временного пребывания.
Среди европейских стран наиболее зависимыми от этого источника валютных поступлений являются, Молдова (16,1% ВВП), Косово (15,8%), Украина (11,4%), Черногория (11,4%), Албания (9,6%), Сербия (9,1%), Хорватия (4,9%), Латвия (3,7%).
Поскольку личные переводы мигрантов не облагаются налогом, они имеют не прямое влияние на доходы бюджета, а косвенное, через рост общего спроса в стране их поступлений, в том числе и на товары зарубежного производства, через увеличение инвестирования, рост количества рабочих мест и тому подобное.
Таким образом, средства, поступающие от мигрантов из-за рубежа, меняют суммы поступлений в бюджет исключительно благодаря изменению базы налогообложения.
Макроэкономические последствия поступлений личных переводов мигрантов. Теоретически дополнительные поступления средств положительно влияют на экономику страны, хотя бы благодаря увеличению платежеспособного спроса населения и соответствующему расширению возможностей производства. Но нельзя игнорировать и изменения поведения получателей этих средств: их стремление работать, повышать свою квалификацию, создавать новые рабочие места и тому подобное.
Вполне вероятной – и, увы, распространенной является ситуация, когда родственники мигрантов просто ожидают переводы от них, превращаясь тем самым в своего рода рантье. В частности, есть свидетельства того, что семьи, которые получают денежные переводы из-за рубежа, уменьшают свои усилия для поиска рабочего места, становятся более разборчивыми относительно потенциальной работы.
Иными словами, денежные переводы, полученные от трудовых мигрантов, семьи в странах-получателях воспринимают как дополнительный нетрудовой доход, рост которого ведет к снижению их экономической активности и занятости. В результате уменьшения предложения рабочей силы на местных рынках труда искусственно создаются диспропорции, в свою очередь препятствующие открытию новых или экстенсивному развитию имеющихся предприятий.
Есть достаточно примеров весомого влияния личных денежных переводов на баланс международных платежей. В частности, в 2017 году Бельгия, Латвия и Литва избежали дефицита счета текущих операций именно благодаря денежным переводам. Бельгия, которая имела профицит текущего счета (3,2 млрд. евро), без поступления переводов от своих мигрантов столкнулась бы с его дефицитом (2,1 млрд. евро), то есть прямое влияние личных переводов на платежный баланс Бельгии в 2017 году составил 5,3 млрд. евро.
Основная часть переводов поступала от бельгийцев, занятых на пограничных работах в соседних Люксембурге и Нидерландах и в европейских институциях.
Профицит баланса текущих счетов Латвии, который составил 0,2 млрд. евро, без поступления переводов из-за границы превратился бы в дефицит в 0,5 млрд. евро, то есть прямое влияние переводов составляет 0,7 млрд. евро.
Основной приток личных денежных переводов был получен благодаря краткосрочной и/ или сезонной работе в Великобритании (0,2 млрд. евро). В Литве профицит баланса за 2017 год составил 0,4 млрд. евро, но без поступлений средств от мигрантов баланс счета текущих операций также был бы дефицитным (0,3 млрд. евро), следовательно, прямое влияние переводов измеряется в 0,7 млрд. евро. Основные средства поступили из США, Великобритании и России.
Конечно, в отличие от прямых инвестиций только небольшая часть личных денежных переводов направляется на открытие бизнеса, но каждая гривна, потраченная в Украине, так или иначе, работает на отечественную экономику. Даже если деньги тратятся на текущее потребление, они увеличивают совокупный платежеспособный спрос, следовательно, создают предпосылки для заработков (безусловно, далеко не всегда легальных) довольно широкому кругу.
Достаточно проанализировать территориальную дифференциацию новостроек в сельской местности, в частности, обратить внимание на разницу между поселениями, многие жители которых работают за рубежом, и теми, где работников практически нет.
Учитывая неравномерность территориального распределения, частных денежных переводов и прямых иностранных инвестиций, следует сделать вывод, что, по крайней мере, те территориальные общины, откуда уезжает на заработки много людей, получают безусловную выгоду.
Таким образом, макроэкономические последствия масштабных денежных переводов являются довольно сложными и противоречивыми. Безусловно, положительными являются:
— рост национального дохода (в случае, если денежные переводы передаются через официальные каналы);
— приобретение страной-реципиентом репутации кредитоспособной на международных кредитных рынках;
— приобретение страной-реципиентом возможностей стабилизации баланса счетов национального платежного баланса.
— рост потребления и связанное с этим создание новых рабочих мест.
Однако при отсутствии эффективной государственной политики, в частности, по стимулированию и направлению полученных средств от мигрантов, вполне возможны и негативные последствия, связанные, прежде всего, с усилением рисков:
— подорожание национальной валюты и соответствующее негативное влияние на экспорт;
— дестабилизации слабых экономик;
— рост инфляции;
— уменьшение совокупного предложения рабочей силы и замедление трудоустройства безработных.
Вероятно, что именно особенности политики в странах происхождения мигрантов существенно меняют макроэкономические результаты поступления средств. Соответственно, результаты различных исследований либо доказывают положительное влияние, либо опровергают это утверждение, либо просто не находят статистически значимой связи между реальным ростом ВВП на душу населения и денежными переводами.
Важным примером для Украины является Польша, которая на протяжении длительного времени демонстрирует значительные успехи и масштабный миграционный обмен населением как с высоко развитыми странами, так и по параметрам экономического развития, уровня и качества жизни населения, что значительно уступают Польше. Польша сейчас является одновременно и страной-донором, и страной-реципиентом мигрантов и их переводов.
В экономике Польши денежные переводы играют важную роль на протяжении последних десятилетий. С 1995 года сумма поступлений постоянно растет, особенно быстро после вступления Польши в ЕС, благодаря чему большинство европейских рынков труда стали доступными. До мирового финансового кризиса сумма личных переводов в Польшу превышала трансферты из ЕС.
По оценкам, денежные переводы увеличили среднегодовой рост реального располагаемого дохода в 1994-2010 годах из гипотетических 2,7 до 2,9%, что, в свою очередь, повлекло среднегодовой прирост потребления домохозяйств на 0,1%.
Таким образом, без поступления средств от мигрантов из-за рубежа польская экономика развивалась бы медленнее и имела бы большие территориальные диспропорции, поскольку переводы сосредоточены в некоторых более бедных регионах, откуда эмиграция была особенно сильной.
В любом случае практически неизбежным следствием масштабных личных переводов средств является рост неравенства между странами, которые получают значительные суммы от своих мигрантов, и теми, что не имеют таких возможностей.
Важным аспектом влияния личных переводов на экономику страны, в которую они поступают, является ускорение развития финансово-банковской системы: средства, поступающие через банковскую систему, аккумулируются на банковских счетах. В частности в Украине имеются 53% домохозяйств с «долгосрочными мигрантами», 44% домохозяйств с «краткосрочными мигрантами» и только 21% домохозяйств без мигрантов.
Личные переводы мигрантов, поступающие в крупные по размеру страны, неравномерно распределяются по территории, поскольку регионы различаются по мобильности, образованию и квалификации населения, по ситуации на местных рынках труда, в конце концов, по силе родственных связей, которые по-разному влияют на помощь мигрантов своим близким людям на родине.
При прочих равных условиях, масштабные поступления валюты способствуют:
— повышению развития местной экономики путем стимулирования потребления, росту спроса на местные товары и услуги, созданию рабочих мест;
— потенциальному росту местного капитала, который может быть реинвестирован в предпринимательство;
— удовлетворению основных потребностей населения (текущее потребление, медицинские и образовательные услуги, жилье);
— противостоянию социально-экономическим рискам, связанным с безработицей, инвалидностью, несчастными случаями, заболеваниям;
— развитию социальных/семейных отношений (торжественные события в поселениях, свадьбы, похороны);
— повышению социального и материального статуса довольно широких слоев населения;
— уменьшению укоренившегося неравенства и бедности (по полу, по числу детей, по этнической принадлежности).
В то же время из-за поступления средств:
— усиливается спрос на товары импортного, а не местного производства;
— повышаются цены на землю, недвижимость, строительные материалы.
Влияние личных переводов мигрантов на уровень бедности в стране их происхождения. Влияние денежных переводов на сокращение бедности происходит как на микроуровне (прямая помощь домохозяйствам), так и на макроуровне (влияние на инвестирование и потребление в стране). Его исследовали многие ученые, в частности в Украине – А. Малиновская, И. Майданик.
В настоящее время среди различных форм поступления средств в менее развитые страны (включая международную денежную помощь, прямую помощь одной страны другой, ПИИ, частные кредиты) именно личные переводы мигрантов являются эффективным способом поддержки бедных слоев населения. Эти денежные переводы, в отличие от потоков частного капитала или официальной помощи для развития, максимально быстро поступают в семьи, которые нуждаются в деньгах.
Этот тезис подтверждается результатами ряда исследований. В том числе выполненных по Программе международной миграции и развитию Всемирного банка, которыми доказано, что увеличение на 10% переводов от каждого мигранта влечет снижение уровня бедности на 3,5%. В среднем увеличение удельного веса общей суммы переводов в ВВП на 10% адекватно снижению уровня бедности на 1,5–1,6 процента.
И снова стоит обратиться к опыту Польши. По расчетам, денежные переводы в 2008 году поступали в сравнительно небольшое количество домохозяйств в Польше (2,5% или около 330 тыс. домохозяйств или 1,2 млн. человек). В то же время это было очень значительной поддержкой тем, кто их получал: примерно 635 злотых на человека, или 62% общего дохода (по данным HBS).
В основном денежные переводы поступали в малые города и сельские районы, где было трудно найти работу, следовательно, наблюдалась наибольшая миграция. Таким образом, денежные переводы оказывали большое влияние на благосостояние и бедность в этих регионах, уровень бедности там снизился из гипотетических 19 до 17%.
Самыми эффективными личные переводы мигрантов оказываются в снижении бедности населения стран, расположенных вблизи центров притяжения миграции (США, развитые страны Европы): они, как правило, получают большие суммы переводов, при этом переводы равномернее распределяются среди населения.
Такие денежные переводы поступают домохозяйствам, которые в них нуждаются больше всего и являются во многих случаях единственным источником дохода, который получают эти семьи. Денежные переводы обычно используют на потребление, образование, медицинское обеспечение, приобретение товаров длительного пользования, а также на погашение кредитов и для инвестирования в малый бизнес. Безусловно, денежные переводы влияют на потребительское поведение домохозяйств.
В общем, чем беднее домохозяйство, тем большая доля средств направляется на текущее потребление. В зависимости от уровня бедности домохозяйств средства используются, в первую очередь, на потребление. А уже потом идут на образование, жилье, инвестирование, потенциал которого был исследован А. П. Гайдуцким. Экономические колебания в странах-получателях не имеют сильного влияния на поток денежных переводов.
Объем переводов имеет определенное общее влияние на уменьшение бедности. Согласно исследованиям, большинство международных мигрантов (69,7%) направляют средства для удовлетворения «основных потребностей семьи». Важно, что согласно результатам большинства исследований, положительное влияние на благосостояние получателей переводов наблюдается как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Однако нельзя игнорировать и рисков, связанных с тем, что:
— ускоренный рост цен, который традиционно больше влияет на бедные слои населения, провоцирует рост уровня и глубины бедности;
— растет структурное неравенство между теми, кто получает переводы из-за рубежа, и теми, кто их не получает;
— формируется зависимость получателей переводов от их отправителей;
— создается определенное давление на мигрантов, что ухудшает качество их жизни за рубежом.
Выводы. Основные каналы влияния личных переводов на экономику стран их получения. Таким образом, личные переводы мигрантов оказывают очень сложное и противоречивое влияние на экономику стран-реципиентов. Масштабное поступление средств часто имеет положительные результаты в одних странах и отрицательные в других. Сказываются различия в государственной политике, в местной экономической ситуации, в настроениях населения.
Основными каналами воздействия являются следующие:
— повышение располагаемых доходов получателей переводов;
— уменьшение уровня бедности, особенно внезапной (помощь поступает максимально быстро);
— снижение территориального неравенства (средства поступают в основном в бедные местности, где недостаточное развитие экономики и рынка труда влечет повышенный отток населения);
— рост платежеспособного спроса населения, что влечет увеличение инвестиций в соответствующие сектора;
— увеличение объемов производства, а, следовательно, создание дополнительных рабочих мест;
— трансформация экономической активности местного населения (в одних странах и местностях увеличение спроса на рабочую силу влечет за собой рост занятости, а в других регулярное поступление средств уменьшает мотивацию их получателей работать);
— рост инфляции (в местностях с высоким уровнем зависимости от переводов роста инвестиций в жилье семей мигрантов приводит к росту стоимости земли, недвижимости и строительства);
— формирование «потребительского» поведения у детей из семей мигрантов;
— формирование наставлений исключительно на «дальнейшую судьбу за пределами родины» у детей из семей мигрантов (ориентация на получение образования и дальнейшую жизнь исключительно за рубежом);
— увеличение доходов бюджетов (центрального и местных). Вследствие расширения базы в налогообложении;
— развитие финансово-банковской сферы.
Само по себе поступление значительных средств из-за рубежа является важным резервом улучшения социально-экономической ситуации в стране-реципиенте. Однако для получения максимальной выгоды необходима взвешенная политика, которая основывается на всесторонней оценке имеющихся рисков и шансов развития, во-первых, минимизации и максимизации, во-вторых, содействие установлению и сохранению систематических связей Украины с диаспорой, преодоление распространения в украинском обществе «настроений на эмиграцию».
Авторы: Е.М. Либанова, академик НАН Украины, доктор экономических наук, профессор, директор, Институт демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины, E-mail: libanova@ukr.net, ORCID 0000-0001-7170-7159
О.С. Фтомова, соискатель, Институт демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины, E-mail: oftomova@hotmail.com, ORCID 0000-0001-8550-3544
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.
Комментарии
17 июня 2023, 13:06 Максим
Интересная статья о денежных переводах!