За последние десять лет отказ от детей – чайлдфри – набирает обороты по всему миру. Украина – не исключение.
Американские ученые-социологи из Мичигана на днях опубликовали результаты нового социологического исследования, в которых утверждают, что отсутствие детей не делает жизнь чайлдфри хуже — они точно так же счастливы, как и другие категории людей. По каким причинам отказ от отцовства становится трендом? Искренней ли является чайлдфри — позиция молодежи, или лишь желанием бросить вызов обществу? Следует ли бороться с такой позицией и убеждать ее адептов?
На эти и другие вопросы в интервью «Главкому» ответила психотерапевт Мария Фабричева.
«Инстинкт завет нас заняться сексом, а сформированная кора головного мозга говорит: надень презерватив»
Сознательный отказ иметь детей — это зрелая или незрелая позиция?
Любой зрелый выбор — это когда человек точно знает, почему он именно такой, что это лишь его решение. Решение касается только его, и никоим образом не переадресовывается на других. В таком случае человек не считает нужным поговорить на эту тему самовольно.
Часто случается, что человек принял какое-то решение, но при этом при встрече с новым человеком он сразу проверяет реальность. Начинает эту тему, хотя про нее не спрашивали, потому что это вообще неуместно. В таком случае это незрелая позиция, человек якобы принял решение, но внутри все равно есть какой-то двигатель сомнения, и человеку хочется об этом поговорить.
Если же человеку при этом решении хорошо, он живет, кайфует, и при этом не осуждает «противоположный лагерь». Тогда это личный, осознанный выбор. Это касается любой позиции — чайлдфри или какой-то другой.
Решение не иметь детей принимают люди, у которых нет детей – фактически, они не знают, от чего отказываются. Насколько такое решение может быть зрелым?
Да, это люди без опыта общения со своими биологическими детьми, но при этом они имели контакт с детьми: у кого-то есть братья, сестры, у кого-то перед глазами проходит история соседской семьи. У кого-то есть опыт, который ассимилировался чтением книг, просмотром телепередач и так далее — то есть это решение должно иметь свою основу.
Кроме того, если мы говорим о взрослом выборе, есть следующее дополнение, что человек всегда может передумать. В случае если та и другая позиция, не была вызовом обществу, если она не была токсичной – это когда чайлдфри переходит в чайлдхейтинг: когда много гнева и ненависти направлено на детей, как следствие, на их родителей.
Человек жил при определенных обстоятельствах, которые подтолкнули его к такому решению. Потом что-то изменилось, поэтому человек изменил свое решение. Люди сами по себе не статичные. Нас так воспитывали: «слово пионера, как гранит…», поэтому если ты принял какое-то решение, то не можешь его изменить. Но это не так. Жизнь меняется, меняются обстоятельства, меняются смыслы, потребности, даже ценности могут измениться. И вот человек однажды просыпается и понимает, что у него появилась потребность на продолжение рода. Это хорошо.
Продолжение рода – это инстинкт, это потребность, заложенная в подсознании. Исходя из этого, много ли в вашей практике убежденных, «идейных» чайлдфри, или больше тех, кто ловит хайп?
В практике я сталкиваюсь с представителями обоих «лагерей» людей. Могу сказать, что те из них, которые приняли осознанное решение, всегда тише. Обычно слышны сомневающиеся. Создается впечатление, что они все незрелые, неуверенные, постоянно вызывают на конфронтацию.
Теперь насчет инстинктов. До образования в мозге sapiens коры, которая дает возможность анализировать, это был сугубо животный инстинкт. Люди вступали в сексуальный контакт с определенным периодом под влиянием инстинкта для того, чтобы появилось потомство, а племя росло. На сегодняшнее время инстинкт продолжения рода может быть нивелирован, сублимированный.
Человек — существо агрессивное. В древние времена убивать – тоже было инстинктом. И человек убивал не потому, что хотел убить, а что его племя хотело есть. Человек мог убить представителя другого племени за добычу. И кем был такой человек? Героем. Это в современном мире мы можем начать анализировать: «А почему ты его убил, а почему ты не договорился?».
Эволюция человека равна эволюции мозга, и очень многие моменты стали не столь инстинктивными, как это было раньше. Поэтому за инстинктом продолжения рода стоит еще много потребностей. Понимаете? Инстинкт нас приглашает заняться сексом, а сформированная кора головного мозга говорит: «надень презерватив на всякий случай».
Какие основные причины такого решения, и до конца ли осознанные или нет?
Очень часто эти причины могут лежать в глубинах бессознательно. Люди до конца не понимают истинных причин этого решения, находят для себя какие-то объяснения. Это ответ, как лейтмотив: «я точно знаю почему, отстаньте от меня».
Если мы заглянем в глубины бессознательного, там причин может быть несколько. К примеру, понимание, что позиция взрослого выгоднее, чем позиция ребенка – люди бессознательно защищают детей от сложности, несправедливости этого мира.
Другой пример — глубинный страх не справиться, или что повторится какая-то трагическая история и тому подобное. Иногда бывает, что у человека настолько комфортная, яркая, насыщенная жизнь, что он не хочет ничего менять. А уж на эти три точки может наслаиваться что угодно. Но я за то, что если перед нами человек, который принял решение и точно знает, почему он это сделал, мы не должны навязывать ему противоположное мнение. Это уже не толерантное отношение к чужому выбору.
Если такая позиция другого человека вызывает у вас активное сопротивление, сдержите себя от того, чтобы воспитывать других.
Потому что когда мы начинаем навязывать что-то, то действуем исходя из своих страхов. В нас просыпается внутренняя эгоистичная бабка, которая нашептывает: «а что же будет с нами, с людьми, если все перестанут рожать? Как так? А с кем мой ребенок будет дружить? А внук мой с кем будет дружить через двести лет?». Значит, мы хотим все контролировать, и оставить все, как есть. Бывает, что страх перед процессом вынашивания, процессом родов сильный, потому что в детстве (или не в детстве) испугался.
Вероятно, в таком случае речь должна идти не о первой беременности…
Понимаете, человек — существо, которое фантазирует. Нашему бессознательному мышлению все равно — случилось это с нами, или это информация, которая была услышана. Иногда чужой опыт наделен смыслами сильнее, чем личный.
Поэтому я, когда работаю с женщинами старшими, всегда говорю: «девушки, я вас умоляю, не рассказывайте о процессе рождения ребенка как о кошмаре и подвиге. Не пугайте других, дайте людям принять личное решение, а не решение, основанное на вашей страшилке». Об этом важно помнить и родителям. Когда мама рассказывает сыну или дочери, как тяжело она рожала, где-то в 70% случаев такой ребенок является носителем чувства вины. Потому что мать не хотела делать больно, но одно появление на свет равно мучениям другого человека.
«Поколения 20-30-летних не хотят делиться любовью»
А вы прослеживаете зависимость от позднего рождения детей и отказом от отцовства с экономической ситуацией в стране?
Знакомое дело. Можно родить ребенка рано, спонтанно, после незащищенного секса в 18-19 лет – потому что у человека нет плана, что делать дальше. Был план «окончу школу – выйду замуж – рожу ребенка – буду воспитывать. А там посмотрю. А там уже и 40». Мы понимаем, что когда ты фантазируешь в 15, то для тебя 40 – это уже пенсия.
В 40 оказывается, что жизнь продолжается. На то, как человек чувствует себя в 40, напрямую влияет состояние экономики отдельно взятой страны.
Так, в далекие времена люди по ряду причин – голод, войны, болезни и тому подобное редко доживали до 40. Понятно, что тогда рожали и в 13, и в 14 – когда наступал период полового созревания. Сейчас продолжительность жизни изменилась. В Украине же «третий возраст», то есть после выхода на пенсию, – это самый лячный возраст, очень мало людей представляют свою старость в позитивном русле. Есть страх, который толкает родить в 20, 25 чтобы иметь возможность, потом помочь детям. В Европе ситуация иная.
Психолог Екатерина Гольцберг в интервью «Главкому» рассказывала, что поколение, которому сейчас 20 лет весьма аутичное и инфантильно. Согласны ли вы с этим, и может ли это быть причиной отложения или отказа от отцовства?
Согласна. Поколение людей, которым сейчас 20-30 лет, называют «снежинками». Снежинки прекрасные, очень хрупкие, но при этом внешне колючие. Есть проблемы с инфантильностью, проблемы с ответом на вопрос «кто я?».
Это эхо со времен, когда нашим бабушкам запрещали быть собой, было тоталитарное государство, которое говорило, какими всем быть. На психологическом уровне давало «не высовывайся и не будь собой», и транслировало следующему поколению. Следующее поколение, отцов «снежинок», влетело в революционные взломы, когда родились в одном государстве, а жили в другом. Задача была одна: выжить.
Мы имели свободу, но как пользоваться этой свободой, никто не рассказывал. В моем поколении немало ранних заключений браков, раннего рождения детей. Мы — трудоголики, которые постоянно думают, как выжить. А вот своих детей всегда оберегали. Поэтому они инфантильны, нежны, потому что им родители стараются дать все, чего не было у них в детстве.
Эти дети не хотят делиться любовью, хотят, как можно дольше побыть детьми. У детей своих детей не бывает. Срабатывает логика: «если на психологическом уровне я не чувствую себя взрослым, почему я должен с тобой делиться чем-то? Я пойду, попью кофе, поработаю».
Еще один важный момент, что «снежинки» больше ориентированы на зарубежный опыт. Они имеют много информации и видят, что нет ничего страшного в том, чтобы родить ребенка в 40, 45. В Италии люди университет заканчивают в 35-38, и ничего, все хорошо. На Сицилии пока ребенок живет с родителями, до тех пор родители его содержат.
Понятно, что когда молодой человек выходит в этот мир, он видит, сколько удовольствия от него можно получить. До карантина можно было взять рюкзак, купить билет на лоукост – и вот ты уже гуляешь уже по другому городу, исследуешь мир. Когда тебе настолько весело, ты в своей стае и когда видишь, как меняется жизнь новоиспеченных родителей, десять раз подумаешь перед тем, как выпасть из стаи и делиться всем своим временем с другим существом.
«Призвание любого человека — быть счастливым и прожить свою жизнь так, чтобы она устраивала его»
Ребенка рожает женщина, женщина может остаться одна с этим ребенком. Не корректнее ли говорить о решении чайлдфри более актуально именно для женщин?
Я сейчас займу непопулярную позицию в отношении женщины, да простят меня мои подруги. Не согласна, и вот почему. Процесс зачатия ребенка невозможен без участия двоих. Пусть условно возможен, ибо медицина не стоит на месте, но есть материал: сперматозоид и яйцеклетка. Мужчина участвует в процессе. К примеру, если мы снова заглянем в Европу, во многих странах в декрет ходят по очереди.
В Швеции декрет можно разделить, три дня мама сидит с малышом, три дня папа и оба работают – кайф. И все инстинкты включены, все работают, все наслаждаются этим процессом. На глазах у одного из родителей ребенок научился улыбаться, у другого ходить, фоточки, счастье, крутяк. Точно так же, если пара сошлась по интересам, оба чайлдфри, то почему бы и нет? Они оба что-то делают вместе, они кайфуют.
Если мы говорим о зрелом решении относительно появления на свет ребенка, то мы не обойдемся без решения двух и позиции двух. Поэтому партнерам надо разговаривать друг с другом. Не фантазируйте, а узнавайте о позициях друг друга, в том числе и относительно рождения детей. Если один из партнеров осознанно не хочет иметь детей, а другой хочет, то, наверное, кому-то придется очень поступиться своими желаниями и мотивами.
Так, женщина вынашивает ребенка, женщина рожает и женщина проводит первый год, до трех лет, а то и дольше с ребенком, она в постоянном контакте. А мужчина, если он в семье, остается финансовым тылом, но при этом имеет все возможности общаться с детьми.
Среди ваших клиентов, которые отказываются иметь детей, кого больше: женщин или мужчин?
Трудно выстроить статистику, потому что моя основная аудитория — это женщины, ко мне в процентном соотношении приходит 70% женщин и 30% мужчин. Мужчин меньше, поэтому точной статистики не получится.
В то же время хочу заметить на разном отношении социума. Одно дело — мужчина, которому 40 и у него нет детей, и которому социум говорит: «Ок, это мужик, не хочет – и нормально. Он карьеру делает, на «Мерседес» и дом заработал, живет прекрасно».
Другое дело — когда женщина заявляет о похожей позиции: у общества к ней больше вопросов, ей напоминают, что она мать, что она должна… Наш социум до сих пор видит призвание женщины в том, чтобы родить. Но это не всегда так. Призвание любого человека — быть счастливым и прожить свою жизнь так, чтобы она устраивала его.
Автор: Наталья Сокирчук
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.