08.05.2019 – После ускоренного роста в течение последних двух лет ожидается, что в 2019 г. динамика мировой экономики существенно замедлится. Нарастание геополитических конфликтов и действие протекционистских мер приведут к сужению спроса и сокращению темпов роста мировой торговли. Больше всего от вышеупомянутых факторов пострадают страны Еврозоны и отдельные EM, в частности, Турция. Об этом говорится в инфляционном отчете Национального банка Украины.
Внешние предположения прогноза
Временно постепенное приспособление стран в новых геоэкономических условиях приведет к некоторому ускорению роста мирового ВВП в 2020-2021 годах. В результате, средневзвешенный показатель темпов экономического роста стран – ОТП Украины был пересмотрен в сторону снижения на всем прогнозном горизонте, самое существенное – на 2019 год: до 2.3%.
Комментарий: Роботы против людей: кто победит в Amazon?
Соответственно, слабый спрос, рост цен на мировых товарных рынках будет достаточно вялым. Из-за замедления экономического роста и риски дефляции монетарная политика ведущих центральных банков будет оставаться мягкой. Вследствие этого для стран ЕМ, условия на мировых финансовых рынках остаются относительно благоприятными.
Экономический рост США будет постепенно замедляться из-за исчерпания положительного эффекта от налоговых стимулов и действия, протекционистских мер. Все еще благоприятные финансовые условия и хорошие показатели рынка труда обеспечат сохранение темпов роста выше потенциального уровня. Ожидания относительно замедления экономики, как США, так и глобальной экономики потребует от ФРС США более мягкой монетарной политики, чем предполагалось ранее.
Так, сейчас финансовые рынки оценивают, что ставка по федеральным фондам в течение 2019 г. — первой половины 2020 годов не будет меняться. Также успокаивающее влияние на участников рынка будет иметь приостановление сокращения баланса ФРС в сентябре 2019 года.
Рост экономики еврозоны замедлится на фоне неопределенности по реализации Brexit и ухудшения внешнеторговых условий. Причем значительное замедление будет в крупнейшей экономике – Германии в результате сужения торговли с Китаем из-за косвенного воздействия торгового противостояния между США и Китаем, что ограничило покупательную способность Китая; низких объемов экспорта в США вследствие увеличения импортных пошлин на отдельные товары европейского производства.
Дополнительным фактором остаются внутренние проблемы в автомобилестроении, на которые приходится львиная доля в промышленности и экспорте.
Существенное замедление экономической активности в Германии окажет негативное влияние на страны – ОТП, в первую очередь страны Еврозоны и ЦВЕ. Причем влияние на страны ЦВЕ будет двойным: через внешнюю торговлю и через фонды финансирования ЕС для этих стран. Ведь именно Германия является лидером по взносам в бюджет ЕС – 19%.
Относительно устойчивый потребительский спрос, поддержанный ростом занятости и заработных плат, в предыдущие периоды будут способствовать экономическому росту стран ЦВЕ.
При таких условиях, инфляция в Еврозоне будет оставаться ниже целевого диапазона. Согласно ЕЦБ продолжит поддерживать экономику посредством реинвестирования доходов от ценных бумаг, долгосрочных операций по рефинансированию и удержанию на низком уровне процентной ставки. Ожидается, что изменение ключевой ставки возможно не ранее середины 2020 года.
Замедление роста внешней торговли будет также сдерживающим фактором для экономик стран СНГ, в частности РФ, Беларуси и Казахстана. Также может пострадать экономика Турции, прежде всего из-за сокращения внешней торговли с Еврозоной. Ведь Еврозона является крупнейшим торговым партнером и иностранным инвестором Турции. Дополнительными факторами будут внутриполитические проблемы страны на фоне нарастания инфляционного и девальвационного давления.
Страны Азии, в частности, Китай и Индия останутся лидерами по темпам экономического роста. И хотя в Китае ожидаются наименьшие темпы экономической активности за последние 30 лет, страна и в дальнейшем будет оставаться одним из основных драйверов мировой экономики.
Поддержку экономике Китая будут предоставлять фискальные и монетарные стимулы, в частности, снижение налогового давления и увеличение расходов на инфраструктурные проекты (а именно, автомобильных и железнодорожных путей сообщения).
Замедление внешнего спроса и мировой торговли приведет к сдерживанию роста цен. В результате, мировая ценовая конъюнктура для украинских экспортеров, выраженная индексом ЕСРІ, останется на прогнозном горизонте близкой к текущей. Незначительное повышение уровня ЕСРІ по сравнению с предыдущим прогнозом в 2019 году связано, прежде всего, с пересмотром цен на железную руду.
Так, мировые цены на железную руду будут оставаться на относительно высоком уровне в течение 2019 года, несмотря на нисходящий тренд. Весомой причиной такой динамики будет имеющийся дефицит железной руды на мировом рынке вследствие ограничения производственных мощностей одного из мировых лидеров – компании Vale в результате масштабной аварии.
Дополнительными факторами будет рост спроса со стороны Китая и перебои с поставками железной руды из Австралии в результате ухудшения погодных условий. Однако в дальнейшем наращивание объемов производства компаниями Rio Tinto и BHP Billiton на фоне уменьшения государственной поддержки инфраструктурных проектов в Китае, приведет к постепенному снижению цен.
Цены на сталь на мировых рынках будут оставаться близкими к текущим уровням. Ожидается, что спрос на сталь в 2019 и 2020 годах продолжит увеличиваться. Однако темпы роста будут умеренными – 1.3% и 1%35 соответственно – из-за замедления темпов роста мировой экономики.
В то же время спрос на сталь в Китае будет оставаться относительно устойчивым в 2019 году, и будет постепенно снижаться с 2020 года по мере исчерпания стимулирующих правительственных эффектов. Несмотря на относительно слабый мировой спрос, высокие цены на сырье будут удерживать от снижения котировки на сталь и стальную продукцию.
Мировые цены на зерновые постепенно будут повышаться на прогнозном горизонте в условиях ускорения роста мирового потребления и изменения погодных условий. Ожидается, что мировое производство пшеницы в 2018/2019 МГ будет ниже на 4% г/г из-за значительно меньшего показателя в РФ, ЕС, Австралии и Турции. Частично нивелировать снижение урожая будет его рост в США, Канаде, Аргентине и Индии.
Как следствие, из-за незначительного роста объемов потребления запасы пшеницы сократятся на 2.2% г/г в 2018/2019 МР. Кроме того, на дальнейший рост цен на пшеницу влияет ухудшение погодных условий в Австралии, которая входит в пятерку крупнейших мировых экспортеров пшеницы.
В то же время мировое производство кукурузы в 2018/2019 МР вырастет на 2.9% г/г, а потребление – на 4.3% г/г и достигнет рекордно высокого уровня, что превысит объемы производства. Однако наличие необходимого уровня переходящих запасов позволит компенсировать эту разницу. В результате цены будут колебаться в узком диапазоне с постепенным восходящим трендом.
На мировом рынке энергоносителей, несмотря на временные разнонаправленные тенденции цен на нефть и газ, ожидается, что в дальнейшем они будут двигаться в одном направлении. Так, мировые цены на нефть после некоторого роста в начале 2019 года в дальнейшем будут колебаться в диапазоне 60 – 70 долл./бар. Поддержку ценам будут оказывать сокращение поставок нефти странами ОПЕК+ и санкции США против Ирана и Венесуэлы.
В то же время ожидается, что спрос на нефть будет оставаться стабильно высоким и в 2019 году он вырастет на 1.2 – 1.5 млн. бар./сутки. В последующие годы темпы его роста будут замедляться из-за снижения потребления нефти, прежде всего за счет увеличения доли электромобилей, особенно в Китае.
Мировые цены на природный газ после стремительного снижения стабилизируются с последующим слабым восходящим трендом. Ожидается, что спрос на сжиженный природный газ вырастет более чем на 20% к концу 2020 года. Причем наибольший рост спроса демонстрирует Китай, который нарастил импорт природного газа в 2018 году на 40% г/г. Одновременно ускоренными темпами будет расти предложение, прежде всего за счет производства в США, России, а также к ним присоединились Австралия и Катар.
Инфляционное развитие
Инфляция снизится до 6.3% к концу этого года и достигнет целевого диапазона уже в начале следующего года, а среднесрочного целевого уровня в 5% – в конце 2020 года. Определяющими факторами такого ее замедления будут жесткие монетарные условия и сдержанная фискальная политика. Также среди основных факторов дальнейшего снижения инфляции являются такие:
— снижение темпов роста заработных плат, уровень которых постепенно приближается к соответствующему показателю соседних стран, в условиях ослабления интенсивности миграционных процессов;
— укрепление обменного курса гривны в первом квартале 2019 года, что будет тормозить темпы роста цен на непродовольственные товары;
— удешевление газа на мировых рынках, которое будет отображаться в изменении цен на внутреннем рынке;
— увеличение предложения продовольственных товаров как отечественного, так и иностранного происхождения.
Базовая инфляция продолжит замедляться (до 5.0% в текущем году и 3.7% в последующих), прежде всего благодаря уменьшению давления со стороны совокупного спроса. Цены на рыночные услуги все еще будут расти больше всего среди всех компонентов базового ИПЦ, однако этот рост существенно замедлится в соответствии с динамикой заработных плат.
Низкая импортируемая инфляция по умеренной волатильности курса гривны также будет способствовать снижению, как базовой инфляции, так и темпов изменения цен на сырые продукты.
Цены на сырые продовольственные товары на всем прогнозном горизонте будут расти довольно умеренно (на 3-4%) благодаря ожидаемому увеличению предложения на внутреннем рынке, в том числе импортируемых товаров. Соответственно, ожидается сдерживающее влияние и на цены продуктов питания с высокой степенью обработки, входящие в состав базового ИПЦ.
Среди компонентов инфляции высокими темпами все еще будут расти административные цены (13.9% – в текущем году, и около 10% – в среднесрочной перспективе), отражая приведения отдельных тарифов до рыночных уровней и повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Внутренние тарифы на газ для населения достигнут импортного паритета уже в 2019 году, и в дальнейшем будут определяться, прежде всего, динамикой мировых цен и обменного курса гривны.
Базовая инфляция продолжит замедляться (до 5.0% в текущем году и 3.7% – в последующих), благодаря жестким монетарным условиям и сдержанной фискальной политике, что обусловят снижение давления со стороны совокупного спроса. Также этому будет способствовать постепенное замедление роста заработных плат на фоне снижения интенсивности трудовой миграции из-за уменьшения разрыва между зарплатами в Украине и за рубежом.
Стоимость рыночных услуг, на которую в значительной мере влияет заработная плата, все еще будет расти больше всего среди всех компонентов базового ИПЦ, однако темпы ее роста существенно замедлятся. Импортируемая инфляция (одежда и обувь, бытовая техника и т.п.) ожидается на низком уровне, на фоне умеренной волатильности обменного курса. Замедлению базовой инфляции также будут способствовать вторичные эффекты от снижения инфляции продуктов питания и топлива.
Продовольственная инфляция на всем прогнозном горизонте будет достаточно умеренной (на 3-4% ежегодно) благодаря ожидаемому увеличению предложения на внутреннем рынке, как за счет внутреннего производства, так и импорта. Фактором сдерживания продовольственной инфляции в среднесрочной перспективе и снижение его волатильности будет развитие сельского хозяйства как результат инвестиций и роста производительности в отрасли.
Административные цены продолжат расти высокими темпами на прогнозном горизонте, отражая приведение отдельных тарифов до рыночных уровней и повышения акцизов. В текущем году они вырастут на 13.9%, а основной вклад будет определять подорожание табачной продукции (ожидается на уровне 19%) вследствие повышения акцизного налога на нее.
В связи с удешевлением газа на спотовом рынке в ЕС, ожидается, что тарифы на газ для населения достигнут импортного паритета уже в текущем году, что позволит внедрить механизмы рыночного ценообразования на газ для населения уже в краткосрочной перспективе.
Повышение административно регулируемых цен в 2020 – 2021 годах пересмотрено до 9.9% и 9.7% соответственно (с 11.1% и 10.3% в предыдущем прогнозе) из-за низких мировых цен на газ в гривневом эквиваленте, и будут определять внутренние тарифы на газ для населения и зависимые от них централизованное отопление и горячее водоснабжение.
Наибольший вклад в административную инфляцию останется за табачной продукцией, стоимость которой будет расти в значительной степени из-за дальнейшего повышения ставок акцизных сборов.
Подорожание алкогольной продукции прогнозируется в пределах 6-9% ежегодно на прогнозном горизонте. Рост стоимости услуг коммунальной сферы и муниципального транспорта из-за повышения заработных плат для работников также будет формировать существенный вклад в рост административно регулируемых цен.
Цены на топливо в 2019 году рассматриваются, как сдерживающий фактор для общей инфляции (вырастут лишь на 3.4%) за счет относительно стабильной цены на нефть на мировых рынках. Дальнейший ежегодный рост цен на топливо оценивается около 5% из предположения неизменности в ставках акцизов.
Прогноз инфляции не изменился по сравнению с предыдущим Инфляционным отчетом на всем прогнозном периоде, однако, были пересмотрены отдельные ее компоненты. Прогноз административно-регулируемых цен в 2020 – 2021 годах пересмотрен в сторону снижения за счет низких мировых цен на газ в гривневом эквиваленте. Прогноз базовой инфляции в следующем году пересмотрен с 3.6% до 3.7% из-за более высокого темпа изменения цен на рыночные услуги (около 6%).
Вставка 6. Оценка точности макроэкономических прогнозов НБУ
Реализация монетарной политики при режиме IТ базируется на использовании макроэкономических прогнозов, поскольку влияние монетарных инструментов на инфляцию и другие макроэкономические показатели происходит со значительной задержкой во времени. Конечно, каждый макроэкономический прогноз является объектом неопределенности, и почти всегда фактические значения индикаторов отклоняются от прогнозов.
В то же время, способность центрального банка предвидеть будущие тенденции является одним из наиболее важных элементов успешного проведения монетарной политики.
Соответственно, НБУ ввел практику ежегодного оценивания своих макроэкономических прогнозов, в частности по систематической проверке наличия ошибок в одну сторону, способности предвидеть разворот тенденций, сравнению точности прогнозов во времени и с другими организациями.
В данной вставке представлены ключевые выводы относительно характеристик прогнозов основных показателей: ИПЦ, ВВП и сальдо текущего счета платежного баланса.
Прогнозы НБУ по инфляции характеризуются высокой точностью, особенно краткосрочные прогнозы в 2016 и 2018 годах. Поквартальный профиль прогнозов метко повторял фактическую динамику годовой смены ИПЦ во второй половине 2017 года — 2018 году.
Однако, резкое неожиданное повышение цен продовольственных товаров в 2017 году вместе со значительным давлением со стороны заработных плат (на фоне более стремительной, чем предполагалось, миграции) обусловили достаточно значительные отклонения инфляции от прогнозных траекторий в 2017 году. При этом скорость снижения инфляции с IV квартала 2017 года очень близка к прогнозным профилям.
Отдельно были проанализированы прогнозы на конец года, учитывая наличие соответствующих целей в Основных принципах.
Прогнозы НБУ по ИПЦ на 2016-й год почти не пересматривались, а их ошибки были несущественными. Консенсусные прогнозы участников рынка (FE40) в 2015-2016 годах были значительно пессимистичнее.
Прогноз НБУ по инфляции на конец 2017 года повышался дважды: в I и IV кварталах 2017 года, но все равно оказался ниже фактического. Ошибки прогноза были обусловлены преимущественно неожиданными шоками, о чем указывалось выше. Консенсусные прогнозы FE были очень близки к прогнозам НБУ, что свидетельствует о неожиданном характере инфляционных шоков для большинства прогнозистов.
Прогноз НБУ по инфляции на 2018 год также пересматривался несколько раз в сторону повышения, прежде всего во второй половине 2017 года. В 2018 году просмотры были минимальны и обусловлены более высокими, чем ожидалось ранее, темпами роста отдельных административно регулируемых цен и тарифов (в частности, стоимости проезда в транспорте, табачной продукции, тарифов на газ и водоснабжение), а также, более быстрым ростом заработных плат. Участники рынка также ожидали несколько более низкую инфляцию в течение 2017-2018 годов.
Также было проведено сравнение прогнозов НБУ с прогнозами других ведущих организаций: такими как Министерство экономики, Альфа-Банк Украина, ICU, Dragon Capital, FE, Райффайзен Банк Аваль, J.P. Morgan, ОТП Банк, Goldman Sachs, МВФ, консенсусными прогнозами: FE, Сопѕепѕиѕ Economics (CE) и опросами НБУ финансовых аналитиков (опрос). Рейтинг прогнозов строился на основе средних абсолютных ошибок прогноза (MAE).
Точность прогноза организации была определена как разница между средней ошибкой ее прогноза и средней ошибкой по всем организациям.
Однако прогнозы делаются в разные моменты времени, поэтому для нивелирования “временного эффекта”, чем раньше сделан прогноз, тем выше может быть его ошибка. Были также рассчитаны и скорректированы средние абсолютные ошибки (Adj. MAE). Для этого ошибки умножаются на весовой коэффициент, который становится большим при уменьшении промежутка времени от прогноза до появления фактических данных.
Меткость прогнозов НБУ по инфляции является средней среди прогнозов других организаций и не сильно отличается от прогнозов МВФ и FE. Нескорректированные ошибки прогнозов ИПЦ НБУ ниже средних, однако, скорректированные ошибки несколько выше среднего уровня.
Прогнозы НБУ относительно реального ВВП также были достаточно точными, особенно на 2018 год. В 2016-2017 годах они пересматривались в обе стороны из-за внешних (торговые войны, изменения объемов промышленного производства в Китае, изменения цен на нефть и металлы, торговые санкции и т. д.) и внутренних шоков (ускорение роста заработной платы, прекращение торговли с неподконтрольными территориями, изменения ожиданий относительно объемов урожаев).
Прогноз НБУ по ВВП на 2018 год был очень близок к факту и справедливо был более оптимистичным, чем консенсусный прогноз.
Точность прогноза НБУ по ВВП средняя среди прогнозов всех охваченных организаций и является почти одинаковой независимо от учета временных эффектов. Скорректированные ошибки прогнозов между всеми организациями особо не отличаются, а наилучшее качество демонстрируют консенсусные прогнозы.
Прогнозы текущего счета были достаточно волатильными, учитывая открытый и сырьевой характер экономики и ее уязвимость к внешним шокам. Такие события, как Brexit, противостояние между Китаем и США, кризис в Турции и другие весьма сильно влияли на экономики стран ОТП Украины и, соответственно, приводили к разнонаправленным просмотрам прогноза платежного баланса Украины.
В 2016-2017 годах фактические значения дефицита текущего счета преимущественно превышали прогнозные. Это происходило, прежде всего, из-за ускорения объемов импорта машиностроения. Прогноз дефицита текущего счета на 2018 год неоднократно пересматривался как в сторону повышения, так и снижения, отражая эффекты внезапных шоков. Среди которых были: стремительные колебания цен на энергоносители, рекордный урожай зерновых и др.
Кроме того, в течение 2018 года были существенно пересмотрены данные о размерах денежных переводов от трудовых мигрантов.
Точность прогноза НБУ по сальдо текущего счета выше по сравнению с прогнозами большинства организаций, несмотря на значительные пересмотры прогнозов и преимущественное недооценивание размера дефицита. Ошибки прогнозов НБУ без учета временного эффекта являются самыми низкими по сравнению с другими организациями, а скорректированные ошибки также являются относительно низкими.
В целом прогнозы НБУ и консенсусные прогнозы (которые, как правило, точнее, чем индивидуальные прогнозы) в большинстве случаев очень близки, а ошибки прогнозов часто обусловлены неожиданными шоками.
Сравнение точности прогнозов НБУ (инфляции, ВВП, сальдо текущего счета) с результатами других центральных банков региона (Чехии, Сербии, Польши, Венгрии) показали, что в среднем точность прогнозов НБУ сопоставима.
Спрос и выпуск
Рост экономики Украины в 2019 году замедлится до 2.5% (после 3.3% в 2018 году), однако ускорится уже со следующего года (до 2.9% и 3.7% в 2020 – 2021 годах соответственно).
В 2019 году основными сдерживающими факторами для экономического роста будут:
— слабый внешний спрос из-за замедления роста экономик ОТП;
— сдержанная фискальная политика, определенная необходимостью погашения значительных объемов государственного долга;
— достаточно жесткие монетарные условия, необходимые для приведения инфляции к среднесрочной цели 5%;
— снижение урожаев зерновых и масличных после рекордных показателей в 2018 году;
— политическая неопределенность, связанная с двойными выборами, что замедляет инвестиционную активность.
Частично действие этих факторов будет компенсировано улучшением условий торговли, связанными со снижением цен на природный газ и выше, чем в прошлом году, мировыми ценами на железную руду.
Основным драйвером экономического роста останется частное потребление, однако его рост в текущем году замедлится до 4.7% на фоне снижения темпов роста реальных доходов домохозяйств – заработных плат, пенсионных выплат, а также денежных переводов из-за рубежа.
Рост инвестиционной деятельности в 2019 году также замедлится (до 5.7%) из-за роста политической неопределенности в год двойных выборов, однако уже со следующего года ускорится. В отличие от 2018 года, экспорт будет расти благодаря восстановлению металлургии, однако будет ограничиваться замедлением спроса со стороны стран ЕС и Турции. Импорт будет расти быстрее, чем экспорт, для удовлетворения как инвестиционных, так и потребительских нужд. Вклад чистого экспорта в ВВП останется отрицательным.
В 2020-2021 годах рост реального ВВП ускорится – до 2.9% и 3.7% соответственно. Этому будут способствовать постепенное смягчение монетарной политики, что будет стимулировать внутренний спрос, а также активизация инвестиционной активности на фоне стабилизации политической ситуации. Сдерживать экономический рост будет сокращение объемов транзита природного газа в Европу в результате строительства обходных газопроводов.
Частное потребление и дальше будет основной движущей силой роста экономики, однако темпы его роста постепенно уменьшаются из-за замедления роста доходов домохозяйств в Украине. В частности на фоне сдержанной фискальной политики ожидается умеренный рост минимальной заработной платы и оплаты труда в государственном секторе.
На фоне охлаждения экономики ЕС и сокращения разницы в заработных платах (в т.ч. благодаря стремительному росту заработных плат в Украине в предыдущих годах) интенсивность трудовой миграции снизится, что также обусловит снижение темпов роста переводов из-за рубежа. Несмотря на замедление, темпы роста частного потребления продолжат превышать рост ВВП на прогнозном горизонте, и в определенной степени будут определяться смягчением монетарной политики и ростом кредитной активности.
Активизация инвестиционной деятельности в 2019 году также замедлится (до 5.7%) из-за роста политической неопределенности в год двойных выборов. Жесткие монетарные условия, а также продолжение роста доли расходов бизнеса на оплату труда будут ограничивать инвестиционную деятельность в этом году.
В 2020 – 2021 годах инвестиционная деятельность несколько ускорится благодаря ожидаемой стабилизации политической ситуации, смягчению монетарной политики и стремительному восстановлению кредитования. Однако в целом темпы роста инвестиций в основной капитал будут ниже (в пределах 6-7% ежегодно), чем в последние несколько лет, в связи с постепенным достижением уровня инвестиций, который был характерен для экономики Украины в докризисный период.
В частности ожидается, что инвестиции в основной капитал постепенно будут повышаться до почти 20% ВВП в 2021 году. Активная инвестиционная деятельность по-прежнему ожидается в отраслях, которые, прежде всего, ориентированы на экспорт продукции (в частности сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность), а также зависимы от наращивания капитальных расходов бюджета (дорожное строительство).
Вклад чистого экспорта в ВВП будет оставаться отрицательным на всем прогнозном периоде, однако будет сокращаться, прежде всего, из-за постепенного роста физических объемов экспорта. В текущем году ожидается его прирост на 1.1%, прежде всего за счет наращивания поставок продукции металлургии, что связано с восстановлением производства после окончания ремонтов на некоторых предприятиях.
Однако невысокие темпы роста определяются ослаблением спроса со стороны стран ЕС и Турции. В 2020-2021 годах темпы роста физических объемов экспорта будут оставаться невысокими из-за сокращения объемов транзита природного газа в Европу.
Ожидается, что физические объемы импорта в текущем году вырастут на 4.8% как за счет потребительского, так и инвестиционного импорта. Рост реальных доходов домохозяйств будет формировать все еще значительный спрос на потребительский импорт. Инвестиционный импорт будет расти в основном за счет машин и оборудования. В 2020 – 2021 годах рост импорта замедлится (до 2.9% и 3.5% соответственно), в частности за счет сокращения объемов закупки газа за рубежом.
В среднесрочной перспективе его доля в импорте будет снижаться, чему будет способствовать повышение энергоэффективности, снижение потребности в технологическом газе для транзита и постепенный рост внутренней добычи энергоресурсов.
Оценка факторов потенциального уровня ВВП и циклической позиции экономики Украины
В 2019-2021 годах продолжится ускорение роста потенциального ВВП – с текущих темпов около 2.5% до почти 4% в 2021 году. Главным драйвером останется рост производительности факторов производства.
Взнос капитала в изменение потенциального ВВП станет положительным (в отличие от предыдущего года) с начала 2019 года благодаря увеличению доли капитальных инвестиций. Это позволит интенсифицировать производство из-за более быстрого обновления основных фондов по сравнению с их износом.
Однако отрицательный вклад рабочей силы останется фактором, который будет сдерживать рост потенциального ВВП на прогнозном горизонте. Это обусловлено нехваткой квалифицированных работников, особенно рабочих профессий, вместе с естественным сокращением населения. В то же время отрицательный вклад рабочей силы будет меньше, чем в предыдущие годы, что связано, прежде всего, с замедлением миграционных процессов из-за конвергенции заработных плат и насыщения рынка труда.
В течение II-IV кварталов 2018 года наблюдался положительный разрыв ВВП, вследствие улучшения условий торговли, оживления потребительского и инвестиционного спроса, а также рекордного урожая кукурузы. В 2019 году ожидается возвращение к отрицательному разрыву выпуска, что в 2020-2021 годах расширится до уровня около 1% от потенциального ВВП из-за сдержанного внутреннего и слабого внешнего спроса.
Доходы населения и безработица
Уровень безработицы на всем прогнозном периоде ожидается на уровне 8.7% (по методологии МОТ), что близко к оценкам естественного уровня. Достаточно высокий уровень естественной безработицы определяется структурными факторами, такими, как несоответствие работников квалификационным требованиям работодателей, а также миграционными процессами.
Замедление миграционных процессов (в т.ч. за счет постепенного насыщения рынка труда Польши на фоне охлаждения экономики ЕС) и выравнивание диспропорций на рынке труда постепенно будут снижать давление на повышение заработных плат. Соответственно рост средней номинальной заработной платы к концу прогнозного периода замедлится ниже, чем 9%. А в реальном измерении – до 4%, что будет, соответствовать росту производительности в экономике, и не будет создавать дополнительного инфляционного давления.
Фискальная политика
Влияние фискальной политики на совокупный спрос на всем прогнозном периоде оценивается как сдерживающее. Структурный дефицит сводного бюджета ежегодно будет уменьшаться, а общий дефицит прогнозируется на уровне 1.5% ВВП, прежде всего из-за ограниченных возможностей правительства по наращиванию государственного долга в период пиковых выплат по ним.
Соответственно ключевым предположением прогноза остается дальнейшая реализация Украиной своих обязательств по программе сотрудничества с Международным валютным фондом. Это, кроме непосредственного финансирования от официальных кредиторов, позволяет сохранить доступ к международным рынкам капитала и снизить премию за риск при формировании ставки для новых заимствований.
Повышение социальных выплат и монетизация субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг, которые уже произошли в I квартале этого года, не будут создавать значительного дополнительного давления на спрос. Хотя эффекты этих отдельных факторов незначительны, в совокупности их влияние может быть ощутимым, если скажется на инфляционных ожиданиях в условиях усиления неопределенности в год двойных выборов.
Общий рост расходов СЗДУ в текущем году прогнозируется на уровне 10.4%. Расходы социального характера возрастут примерно на 12%. Соответственно в таких условиях рост капитальных расходов существенно замедлится. Однако их уровень по отношению к ВВП будет оставаться близким к 3.5%. Налоговые поступления СЗДУ увеличатся на 11%, что будет определяться, прежде всего, ростом поступлений от НДФЛ и ЕСВ из-за еще значительных темпов повышения номинальной заработной платы в экономике.
Из-за сдержанной фискальной политики на всем прогнозном периоде будет сохраняться постоянный первичный профицит бюджета (более 1% ВВП ежегодно), что в условиях сохранения высоких темпов роста номинального ВВП и низкой волатильности обменного курса будет определять дальнейшее снижение уровня государственного и гарантированного государством долга.
Платежный баланс
В 2019 году дефицит текущего счета сохранится на уровне предыдущего года и составит 3.3% ВВП в результате действия разнонаправленных факторов. Поступления от продажи прошлогоднего рекордного урожая кукурузы и эффекты благоприятных условий торговли, прежде всего из-за снижения цен на энергоносители, будут нивелироваться охлаждением экономик стран — ОТП, что отразится на экспортных поставках и объемах денежных переводов от трудовых мигрантов.
На прогнозном горизонте дефицит текущего счета будет расширяться до 4% ВВП, в 2021 году вследствие сокращения объемов транзита газа и слабого спроса со стороны стран ОТП на фоне ускорения внутреннего инвестиционного спроса.
В 2019-2021 годах приток инвестиционного и долгового капитала частного сектора на фоне сохранения высоких реальных процентных ставок будут основным источником финансирования дефицита текущего счета.
В то же время дальнейшее выполнение Украиной взятых обязательств по программе сотрудничества с МВФ и, соответственно, получение официального финансирования остаются ключевым предположением макроэкономического прогноза. Это позволит улучшать условия доступа к международным рынкам капитала и поддерживать живой интерес нерезидентов к ОВГЗ в национальной валюте, а значит профинансировать выплаты по внешнему государственному долгу в 2019-2021 годах.
В результате объемы международных резервов сохранятся на уровне 21-22 млрд. долл. на прогнозном горизонте.
В 2019 году дефицит текущего счета сохранится на уровне предыдущего года под влиянием разнонаправленных факторов. Улучшение условий торговли, прежде всего из-за снижения цен на энергоносители, и рекордный урожай кукурузы 2018 года будут нивелировать эффекты замедления экономик стран – ОТП Украины, особенно ЕС и Турции. Последнее скажется на объемах экспорта, как товаров, так и услуг по транспортировке газа, а также денежных переводов.
В 2020-2021 годах дефицит текущего счета расширится из-за стремительного сокращения объемов транзита газа и слабого спроса со стороны стран ОТП. В то же время такое расширение будет сдерживаться постепенным ослаблением РЭОК гривны.
Рост объемов экспорта товаров в 2019 – 2021 годах замедлится до 2-3% (по сравнению с 9% в 2018 году). Это связано как с низким внешним спросом, так и со снижением цен на железную руду и черные металлы. В 2019 году высокие физические объемы поставок аграрной продукции благодаря рекордному урожаю кукурузы и подсолнечника будут основным драйвером экспорта. В 2020 – 2021 годах рост объемов экспорта будет обеспечиваться, прежде всего, металлургической и машиностроительной отраслями.
Темпы роста объемов импорта товаров в 2019 – 2021 годах замедлятся как за счет энергетической, так и за счет неэнергетической составляющих. В 2019 году энергетический импорт будет сокращаться в первую очередь из-за падения цен на газ и нефть.
Дальнейшее сокращение в 2020 – 2021 годах будет обусловлено уменьшением объемов импортируемого газа благодаря наращиванию объемов внутренней добычи, снижению его потребления населением, а также сокращению потребности в технологическом газе.
Замедление темпов роста неэнергетического импорта до 5-6% (по сравнению с 13% в 2018 году) в 2019-2021 годах будет происходить, прежде всего, за счет потребительских товаров на фоне замедления роста доходов населения. Инвестиционный импорт также будет довольно сдержанным в 2019 году на фоне двойных выборов, однако с 2020 ускорится, несмотря на снижение инвестиций в альтернативную энергетику.
В 2019 году ожидается сохранение профицита торговли услугами: дальнейший рост IT-услуг будет компенсироваться уменьшением поступлений за транзит газа из-за снижения тарифов, так и объемов транспортировки. Однако с 2020 года ожидается снижение положительного сальдо до нуля вследствие уменьшения объемов транзита газа почти вдвое из-за введения в эксплуатацию обходных газопроводов.
В 2019-2021 годах темпы роста денежных переводов от трудовых мигрантов значительно замедлятся из-за снижения интенсивности миграционных процессов вследствие дальнейшей конвергенции заработных плат и насыщения рынка труда, а также охлаждения экономической активности стран ЕС и России.
В 2019 – 2021 годах выплаты по начисленным дивидендам останутся на уровне 2018 года на фоне дальнейшей либерализации движения капитала и относительно высоких финансовых результатов предприятий.
Основным источником покрытия дефицита текущего счета на всем прогнозном горизонте будет поступление долгового и инвестиционного капитала частному сектору. В 2019 году, с одной стороны такие поступления будут сдерживаться политической турбулентностью, а с другой – будут поощряться высокими процентными ставками.
В 2020-2021 годах ожидается увеличение притока долгового капитала на фоне снижения политической неопределенности и продолжения сотрудничества с МВФ.
В 2019 – 2021 годах ожидается значительное замедление роста наличной валюты вне банков благодаря продолжению процессов дедолларизации на фоне снижения инфляционных ожиданий, высоких процентных ставок в национальной валюте и умеренной волатильности обменного курса.
Поступления государственного сектора от официальных кредиторов в 2019 – 2021 годах вместе с размещением ОВГЗ и внутренним привлечениям дадут возможность профинансировать выплаты по внешним государственным обязательствам (около 20 млрд. долл.). В отличие от предыдущих лет в 2019-2020 годах ожидается рост портфеля ОВГЗ, номинированных в гривне, в собственности нерезидентов из-за привлекательной доходности и снижения курсовой волатильности.
Незначительный дефицит сводного платежного баланса на прогнозном горизонте будет профинансирован за счет чистых поступлений средств от МВФ. В результате международные резервы в 2019-2021 годах останутся на уровне 21-22 млрд. долл. По состоянию на конец 2021 года они будут покрывать 3.2 месяца импорта будущего периода и составят 74% от композитного критерия МВФ относительно адекватности резервов.
Монетарные условия и финансовые рынки
Ожидается, что снижение инфляционного давления будет обеспечивать условия для постепенного смягчения монетарной политики. Несмотря на снижение номинальных процентных ставок в условиях улучшения инфляционных ожиданий, реальные ставки будут оставаться относительно высокими. Это обеспечит достаточно жесткие монетарные условия для замедления инфляции до целевого уровня в 2020 году.
Следующие шаги будут зависеть от реализации инфляционных рисков и улучшения инфляционных ожиданий. Вместе с тем усиление рисков финансовой стабильности и независимости НБУ могут приостановить снижение учетной ставки.
По нашим оценкам, банковская система перейдет к дефициту ликвидности в конце 2020 года. Главными факторами ее снижения будут осуществление правительством выплат по внешним обязательствам в течение следующих двух лет и увеличение наличности в обращении на фоне роста транзакционного спроса. Это отразится на основных операциях НБУ по регулированию ликвидности. Потребность банков в кредитах рефинансирования вырастет, а объемы размещения ДС НБУ снизятся.
Рост транзакционного спроса на наличные в некоторой степени будет компенсироваться дальнейшим развитием безналичных расчетов. Наличные будут расти более медленными темпами, чем номинальные потребительские расходы, а соотношение МО к ВВП будет продолжать снижаться. По нашим оценкам оно составит 9.7% на конец 2019 года и снизится до 9.1% в 2021 году. Такая динамика наличных денег вместе с ростом корсчетов банков приведет к приросту денежной базы на уровне 9% в 2019 году и около 6% в 2020 и 2021 годах.
Сохранение высоких реальных процентных ставок в 2019-2020 годах будет стимулировать рост сбережений в национальной валюте. Ожидается, что годовые темпы прироста депозитов (9-10%) будут выше, чем наличных (6%). В результате прирост денежной массы на прогнозном горизонте составит 8-9%. Восстановление кредитной активности банков также будет поддерживать прирост денег в экономике.
Рост кредитов будет сдержанным из-за высоких рисков институционального характера и значительной доли проблемной задолженности. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий будут способствовать уменьшению долларизации депозитов и кредитов.
Постепенное сужение профицита ликвидности банковской системы и переход к ее дефициту в конце 2020 года будет предопределяться ростом наличных денег в обращении и значительными выплатами правительства по внешним обязательствам.
Предполагается, что финансирование внешних выплат будет осуществлено за счет привлечения правительством средств на внутреннем рынке и последующей покупки валюты. Это частично будет компенсироваться покупкой НБУ иностранной валюты для пополнения международных резервов. При таких условиях направленность основных операций НБУ по предоставлению или изъятию ликвидности будет определяться ее структурной позицией.
Снижение инфляционного давления будет сопровождаться смягчением монетарных условий, что будет способствовать ослаблению РЭОК гривны в 2020 ‒ 2021 годах. Ключевая ставка в реальном выражении будет снижаться с текущих 10-11% до нейтрального уровня ‒ 3-4% в 2021 году.
Риски прогноза
Основным внутренним риском для базового сценария макроэкономического прогноза НБУ считает традиционное усиление неопределенности в год президентских и парламентских выборов, что может повлиять на финансовый рынок и инфляционные ожидания.
Одним из проявлений этого риска может стать непринятие бюджета до конца года из-за выборов в парламент и затягивание формирования состава нового правительства Украины. Другим – рост бюджетных расходов социального характера из-за предвыборных инициатив политиков, таких как стремительное повышение социальных стандартов, в частности минимальной зарплаты.
Повышение социальных стандартов более высокими темпами, чем темпы роста производительности труда в экономике в первую очередь скажется на инфляционных ожиданиях.
Для инфляционного развития пока сохраняется неопределенность, связанная с продолжением администрирования правительством тарифов на природный газ и электроэнергию для населения и сроками перехода на рыночное ценообразование.
Со стороны внешней среды весомым риском базового сценария является ухудшение внешних условий, из-за чего возможен переход мировой экономики в фазу рецессии, а также снижение мировых цен на сырьевые товары.
Риски более резкого замедления мировой экономики в последнее время растут на фоне усиления геополитических конфликтов, неопределенности относительно реализации Brexit, стремительного снижения темпов роста Еврозоны, повышения волатильности на финансовых рынках. Изменение внешних условий будет отражаться на поступлениях валюты в страну по текущему счету, на возможности государства и частного сектора привлекать долговые ресурсы на международном рынке капитала и на спросе нерезидентов на номинированные в гривне ОВГЗ.
Сохраняются существенные риски, связанные с эскалацией военного конфликта, как на востоке страны, так и в Азовском море и новыми торговыми ограничениями со стороны России. Эти риски существенно влияют на инвестиционный климат в стране, премию за риск, а также на формирование инфляционных и курсовых ожиданий.
Дополнительная неопределенность генерируется со стороны объемов транзита газа через территорию Украины с 2020 года в результате строительства обходных газопроводов в Европу.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.