Максим Нефедов: Для людей, которые привыкли покупать себе Rolls-Royce, размер зарплаты не имеет значения

22.10.2019 – Глава новой Государственной таможенной службы Украины Максим Нефедов в интервью УНИАН рассказал, какие новшества будут введены на таможне, почему невозможно подсчитать объемы контрабанды, зачем встречался с известными украинскими контрабандистами и каким образом планирует победить в противостоянии с ними.

В Украине идет процесс реорганизации Государственной фискальной службы путем ее разделения на налоговую и таможенную службы. И если в первой новый руководитель появился в мае, то руководителя второй правительство смогло назначить только в начале июля, после многонедельной борьбы со «сторонниками» теневых экспортно-импортных схем.

Таможенную службу возглавил первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов. Перед ним стоит немало вызовов: масштабная контрабанда, кадровые проблемы, изношенная инфраструктура, которые порождают значительные очереди на границе, и закоренелая репутация одного из самых коррумпированных госорганов страны. И это – далеко не полный перечень проблем.

О том, чего следует ожидать от реформы Таможенной службы, Максим Нефедов рассказал в интервью УНИАН.

В этом году правительство начало процесс реорганизации Государственной фискальной службы (ГФС) путем ее разделения на государственные налоговую и таможенную службы. Налоговая служба уже полноценно заработала. На какой стадии сейчас находится подготовка к запуску Таможенной службы, которую вы возглавляете с июля? 

Мы движемся примерно на 65-70 дней медленнее, чем Налоговая служба, потому что именно на такой срок конкурс по отбору руководителя таможни был заблокирован судом. Соответственно, я просто физически начал работу позже. Уже пройдены все юридические формальности: регистрация лица, казначейские счета, печать, структура, сметы… Сейчас мы находимся в процессе перевода людей в центральный аппарат.

Автоматически переводите всех людей?

Конечно, нет. Мы проводим собеседования и определяемся, кого надо повысить, а кого, возможно, и не переводить.

Также у нас уже утвержденная региональная структура. Надеюсь, что уже на текущей неделе начнется регистрация юридических лиц региональных таможен, будут назначены исполняющие обязанности руководителей на местах.

Как только будут переведены все таможенники с печатями (оперативные сотрудники, которые занимаются оформлением товаров в пунктах пропуска), можно будет принимать распоряжения на уровне правительства, какие функции в таможенном деле будут переданы от Фискальной службы в новообразованную Гостаможслужбу. Ориентировочно это произойдет в ноябре.

После этого начнется процесс ликвидации ГФС?

Да, после этого начнется процесс ликвидации ГФС, который, как свидетельствует практика, займет много лет. Ведь до сих пор еще не ликвидировано Министерство доходов и сборов, которое мы знаем как пресловутый «Минздох». От него у нас остались церкви и много чего интересного. А решение о его ликвидации было принято еще в 2014 году. Этот процесс медленный.

Для чего правительство недавно объявило конкурсы по отбору заместителей главы ГФС, ведь она находится в стадии ликвидации?

Эти конкурсы на замещение должностей для людей, которые, де-факто, станут заместителями в Таможенной и Налоговой службах. Просто для того, чтобы провести их как можно быстрее, было принято решение объявлять конкурсы в старую структуру. Я не думаю, что для людей, которые будут подавать заявки на конкурс, существует большая разница. Ведь потом они будут переведены в новые органы.

Определились ли вы со своими заместителями?

Моя работа сейчас заключается в том, чтобы агитировать людей подавать заявки на конкурс. Было бы хорошо, если бы ко мне пришли хорошие люди. Я встречаюсь с аудиторами, юристами, консультантами, брокерами, таможенниками. Некоторые из них уже отошли от дел, а я их призываю вернуться, ведь постов много. Сейчас конкурс уже объявлен, началась подача документов.

Правительство приняло решение об оптимизации региональной структуры таможни, уменьшив количество таможен. Какие из них останутся, а какие будут ликвидированы? 

Из 26-ти существующих таможен останутся 16. Две будут иметь межрегиональный статус, то есть будут действовать на территории всей Украины. Это — существующая на сегодня энергетическая таможня, а также запланированная к созданию координационно-мониторинговая таможня, в рамках которой будут создаваться центры компетенции. Такая необходимость вызвана одной из актуальных проблем в операционной работе таможни.

Считается, что таможенник должен уметь все: не только оформлять экспортно-импортные операции, хотя, например, в Германии — это разные профессии, но и может оформить машину, уголь, электроэнергию, железнодорожный вагон, или отличить реальный Louis Vuitton от подделки во время осмотра товаров. Понятно, что это – фикция. Этим я хочу сказать, что мы перегружаем собственных сотрудников, а затем обвиняем их в не очень качественной работе.

Поэтому хотелось бы построить нормальный механизм, который работает, например, в банках или в страховых компаниях. Младшие сотрудники, будут работать с менее рисковыми товарами или операциями. И будут те, кто будет работать со сложными товарами, например, с товарами интеллектуальной собственности.

Ведь далеко не каждый специалист умеет и может с этим работать. Собственно, создание энергетической таможни и является признаком того, что предшественники также пришли к выводу, что для работы со сложными товарами необходимо иметь большую компетенцию. Постепенно будем такие центры компетенции создавать.

Остальные таможни, которые работают в одном или нескольких регионах, будут укрупнены, потому что мне очень не нравится такой факт, что имеется конкуренция между региональными таможнями. Как может госорган конкурировать друг с другом? Мы понимаем, что, де-факто, это имеет место, когда кто-то устанавливает более либеральные условия для кого-то и перетягивает себе клиентов. Это странно и неправильно.

Поэтому мы перераспределяем таможенные посты, стараемся сделать все логистически более эффективно, и избавиться от странных вещей. Например, почему в Киеве две таможни — Киевская и Киевская региональная? Понятно, почему это сделали, ведь Киев – большой город, много надо постов создать, поэтому и поделили на две. Но, почему не на четыре? Можно же еще добавить правобережную и левобережную таможни…

В следующем году вообще будем переходить на единое юридическое лицо, и эти вопросы останутся в прошлом.

Когда именно это произойдет?

Наша цель – завершить этот процесс до сентября следующего года. Но для этого надо принять еще целый ряд изменений в законодательство.

Что будет с работниками ликвидированных таможен?

Работники не должны бояться этого процесса, ведь я найду место для каждого профессионала. Конечно, непрофессионалов и коррупционеров будем постепенно вычищать. Но когда мы говорим об объединении таможен, то это — юридическое объединение, которое не означает, что исчезнут таможенные посты или переходы. Они остаются на своих местах, просто будут подчиняться другому юридическому лицу, в чем я не вижу больших проблем.

Подсчитывали ли вы экономию средств, при такой оптимизации региональной структуры Таможенной службы?

Предполагаем, что при переходе на единое юридическое лицо сможем перераспределить примерно 600-800 должностей в пользу оперативных сотрудников. Сокращая количество административного персонала, мы увеличим количество людей, которые реально стоят на границе и оформляют грузы.

Я сторонник маленького компактного государства, но работа таможенников — это работа паритетная с таможнями других стран. Если поляки выставляют на пункте пропуска 150 человек, то мы не можем выставить 20 человек, уверяя в их очень эффективной работе. Понятно, что будет разная пропускная способность с обеих сторон границы, которая спровоцирует соответствующие очереди. Поэтому не надо увеличивать количество персонала, но желательно перераспределять его, свободные кадры направлять на границу для ликвидации очередей.

Кстати, об очередях. В интернете почти ежедневно распространяется информация о километровых заторах грузовиков на границе в ожидании прохождения таможенных процедур. Что с этим планируете делать? 

Наш пассажиропоток и товаропоток с Европой растет. В то же время, последний пункт пропуска был построен на западной границе еще в советское время. Понятно, что какие-то мелкие пункты открывались, но большие – нет. Более того, существующие пункты не увеличиваются, дороги не становятся шире, и это большой вызов.

В наследство нам досталась инфраструктура, за которую на самом деле стыдно. Очень часто это не вопрос косметического ремонта, нужно делать все с нуля. Почему-то никто никогда этим не занимался, сейчас мы эту работу начинаем. К сожалению, не можем обещать, что за год перестроим всю инфраструктуру. Это требует миллиардов гривен, но начнем с наиболее критических точек.

Каких именно?

Это — крупнейшие пункты пропуска на западной границе. Многие из них работают с существенным превышением расчетной пропускной способности. Они физически перегружены, поэтому никакие призывы работать лучше не приведут к улучшению ситуации. Кроме того, нужно закупать сканеры, камеры, весы и другую технику. Также надо менять механизм работы многих пунктов, поскольку он настроен под другой трафик.

Сейчас много говорят о концепции «Государство в смартфоне». Таможня тоже объявила о намерении сделать современными и удобными свои рабочие процессы. Это поможет уменьшить очереди?

Да. Наша идея заключалась в том, чтобы сделать электронную очередь. Но прежде, чем ее делать, надо дать возможность доехать до пункта пропуска, потому что очереди, как правило, начинаются далеко до него.

В то же время, какой смысл в том, что у водителя есть аппликация, на которой он может забронировать время для прохождения таможенного контроля, если он через несколько километров стоит в огромной очереди? Поэтому надо выделять полосы для этих целей, или строить накопительные парковки. Есть много идей, над которыми мы работаем.

Обсуждали ли вы эти идеи с руководством Министерства инфраструктуры? Нашли ли поддержку?

Да, обсуждал с Мининфраструктуры. Также в начале октября у меня была встреча в Государственном агентстве автомобильных дорог. Работаем на всех фронтах. Концептуально, нашел поддержку.

Кроме технического переоснащения, какие факторы могут способствовать сокращению очередей на границе? 

Электронизация таможенных процессов и кадровая реформа. Понятно, что есть отдельные узкие места, но на каждом этапе можно и нужно работать лучше. Мы бы очень хотели сделать предварительную авторизацию пассажирского трафика. Если вы едете на собственной машине, то можете не только забронировать себе время, но и предварительно представить таможне документы для ускорения прохождения контроля.

Также очень хотим перейти на получение информации обо всех грузах, это позволит пропускать их быстрее. В этом деле будет очень полезной имплементация недавно принятого и подписанного президентом закона о совместном транзите с ЕС, который вводит единые форматы документов, финансовых гарантий.

Какие еще законодательные изменения помогут таможне работать более эффективно? 

Надеемся, что скоро президентом будет подписан, и в следующем году будет имплементироваться недавно принятый парламентом закон об авторизованных экономических операторах. Речь идет о выделении «белого» трафика — компаниям, которые готовы открывать доступ в свою бухгалтерию. Соответственно, они будут иметь много льгот, в частности, ускорение прохождения таможенных оформлений при пересечении границы, что позволит разгрузить их для других типов трафика.

Кроме того, в первом чтении уже принят законопроект об усилении борьбы с нарушениями на таможне, связанными с правами интеллектуальной собственности.

Также мы сейчас заканчиваем подготовку и согласовываем с Международным валютным фондом законопроект о едином юридическом лице таможни. Это достаточно объемный документ, который требует изменений в десятки законов, в том числе, в трудовое законодательство, подсудности и подследственности, оперативно-розыскной деятельности. В следующем году мы продолжим эту работу.

Вы также анонсировали изменения в существующий Таможенный кодекс Украины и принятие его в новой редакции. О каких именно изменениях идет речь? 

До изменений в Таможенный кодекс еще далековато. Будем их подробно обсуждать с бизнесом. Думаю, все прояснится весной.

Какой будет кадровая реформа на таможне?

Это вопрос квалификации таможенников, их мотивации, соответственно, и поднятия зарплат, создания бонусной системы, перевода их на контрактную службу. Все это надо делать одновременно. Нельзя сказать, что мы сосредоточимся только на развитии инфраструктуры, а все остальное будет как-то так себе работать. Только в комплексе это точно даст результат.

Нашли ли вы поддержку правительства в вопросе повышения заработных плат таможенников и в финансировании самой Таможенной службы? 

Мы сейчас над этим работаем с бюджетным комитетом Верховной Рады и Министерством финансов. Понятно, что это вопрос сложный, но я убежден, что без его решения мы никогда не избавимся от коррупции на таможне. Я не верю, что в Львове или в Одессе кто-то пойдет работать на таможню, на заработную плату в размере 6500 гривен и обрадуется этому изобилию.

Есть существенные подозрения, что часть этих людей идет работать на таможню из-за желания получить коррупционные доходы, а часть людей, возможно, такая некачественная, что не нашла себе никакой другой работы вообще. Поэтому мы должны постепенно повысить зарплаты таможенникам до уровня зарплаты таможенного брокера, это взаимосвязанные профессии. Если так произойдет, то мы сможем постепенно набрать людей, вычищая плохие кадры.

Понятно, что поднятие зарплат даже в десять раз не сделает из коррупционера святого. Ведь для людей, которые привыкли покупать автомобили класса люкс, типа Rolls-Royce (а это не шутка, у нас есть таможенники, у которых такие авто указаны в декларациях), размер зарплаты не имеет значения. Но увольнение именно таких сотрудников даст возможность набрать на их место этических профессионалов, которые придут не воровать, а честно работать.

Оценивали ли вы объем контрабанды в Украине? Как собираетесь ее преодолеть? 

Если бы мы знали точно ее объем, то она бы не была контрабандой. Мы понимаем, что речь идет о десятках миллиардов, но точных объемов не сможет сказать никто. Мы также понимаем, что у нас есть целые отрасли, которые находятся в тени, потому что не видим их в таможенной статистике.

Что это за отрасли?

Например, мы все ходим лечить зубы, таких клиник много. Но если вы попытаетесь найти стоматологию или медицину в нашем импорте, то ее будет очень-очень мало. Выходит, украинцы — самая здоровая нация в мире. Таких примеров много.

Также можно посмотреть на разницу в объемах импорта и экспорта между странами Евросоюза и Украиной. Из стран ЕС товары вывозятся по одним инвойсах, а дальше — есть такой термин «ломаются» — и приезжают в Украину или другие товары вообще, или со значительно уменьшенной стоимостью, а иногда и весом. Это ярко видно на примере обуви. Но точные оценки контрабанды невозможны, бороться с ней надо на многих этапах.

Какие меры принимает таможня для противодействия контрабанде?

Все, что может делать таможня, условно разделено на три этапа контроля. Первый — обмен информацией, или сверка со странами происхождения, получение предварительной информации от корабельных линий, которые везут товары, и все для того, чтобы, условно, телефоны iPhone не превращались в керамическую плитку после прибытия в Украину.

Второй — физический контроль во избежание рисков попадания на рынок контрабанды. Когда приезжает машина с надписью Second Hand, все равно надо в нее заглянуть, потому что, возможно, там какие-то брендовые вещи. И это — самый болезненный вопрос, труднее всего автоматизировать процесс. Это требует существенных инвестиций в инфраструктуру. Это вопрос весов, сканеров, автоматических камер, которые должны быть объединены в единую систему.

Третий, последний этап — статистическая информация, которая дает нам понимание трендов и позволяет обнаруживать странные совпадения. Когда в одном винтаж, одежда, и абразивные круги, то это явно «красный флажок» — что-то там не так. Трудно представить компанию, которая торгует одновременно джинсами и абразивными кругами. Это то, на чем мы будем концентрироваться в первую очередь.

К сожалению, в большинстве стран также есть коррупция. Поэтому нужно развивать одновременно все три блока контроля, взаимодействовать с другими органами, и только тогда это будет победа. В частности, для нас очень важно, чтобы на этапе реализации незаконно ввезенных товаров Налоговая служба также боролась с этими явлениями. Ведь, если контрабандный товар будет сложнее продать, меньше будет мотивации его завозить.

Разумеется, если мы составляем протоколы о нарушениях, а судьи-коррупционеры их отменяют, то это усложняет нашу работу. Все должны делать свой вклад в свержение этой скалы.

Наиболее распространенные схемы реализации контрабандных товаров в Украине?

Схемы с физическими лицами-предпринимателями (ФЛП), которые работают без кассовых аппаратов и с теневым оборотом. Также реализация таких товаров происходит на некоторых рынках, на которых торгуют прямо из контейнеров, или через интернет-магазины. В реальности за этим стоит организованный незарегистрированный бизнес.

На самом деле не важно, каким именно каналом контрабанда попала в страну: почтой, или в контейнере, или «муравья» перенесли через границу, главное — если такой товар можно легко продать, значит, на него есть спрос. И здесь вопрос не только в наказании нарушителей, а в том, чтобы вывести из тени бизнес, найти для него аргументы, комбинацию кнута и пряника, чтобы он заработал «в белую».

Ежедневно таможенники останавливают огромные партии контрабанды на границе и конфискуют ее. А что происходит с этим товаром дальше? Когда, наконец-то, каждый украинец сможет купить те же конфискованные iPhone, например, на электронных торгах?

Во-первых, это требует принятия необходимых подзаконных документов. Я надеюсь, что через месяц мы с этим справимся. Сейчас завершаем повторную подачу документов о продаже всего таможенного конфиската на электронных аукционах «Prozorro. Продажи».

Сейчас таможня продает конфискованный товар. Но сначала составляется соответствующий протокол о нарушении, происходит конфискация. После этого необходимо судебное решение, чтобы на законных основаниях реализовать такой товар. А в этом контексте очень важна и судебная реформа, потому что из-за некоторых решений судов не все товары доходят до этапа реализации.

Помочь снизить уровень контрабанды мог бы обмен таможенной информацией с нашими торговыми партнерами. Как этот процесс сейчас происходит, налажено ли взаимодействие с таможенными органами других стран?

Сейчас такой обмен почти не происходит. Конечно, есть какие-то уникальные случаи, которые, в большинстве, базируются на сотрудничестве коллег с разных сторон границы, когда они в прямом смысле переходят границу ногами и осматривают товары.

Единственная страна, с которой хоть что-то минимально было настроено в плане обмена — Польша. Там с помощью смс сообщений таможенники присылали в Украину информацию о весе транспортных средств, выезжающих из Польши, и затем переходили на email-переписку.

Таможенное сотрудничество — сложный вопрос, потому что он касается не только нормативной базы и каких-то межправительственных договоров, но и доверия, чего, к сожалению, украинской таможне очень сильно не хватает.

Что именно вы имеете в виду?

Украинские таможенники по-разному себя зарекомендовали, это демотивирует наших коллег из других стран делиться информацией. Но, я надеюсь, что этот процесс будет двигаться. Эта кропотливая работа распадается на два блока: на обмен коммерческой информацией и обмен информацией, которая юридически называется контрабандой, то есть оружие, наркотики и тому подобное. Второе настроить легче, над этим мы уже сейчас эффективно работаем. С коммерческой информацией сложнее, но если вообще не начинать, то ничего и не будет сделано.

Проводите ли вы инвентаризацию имущества таможни, ИТ-аудит систем? 

Да. Но аспектов много.

Есть ли на балансе Таможенной службы какие-то странные или непрофильные объекты? 

На балансе таможни, например, есть горнолыжный курорт в Львовской области.

Что с ним планируете делать? Он действующий?

Выставлять на приватизацию. Он действующий, есть кресельный подъемник, ратраки, гостиница. Есть еще много чего интересного. Например, элитная недвижимость, куча автомобилей. Сейчас проводим инвентаризацию имущества.

Когда планируете завершить этот процесс?

Уже второй руководитель инвентаризационной комиссии внезапно болеет.

Странно. Может, это совпадение? 

Может совпадение. Сейчас вирусы. Осень.

Вы отметили международные почтовые отправления как одну из известных схем по уклонению от уплаты таможенных платежей. Каким путем будет двигаться Украина для противодействия этому?

Это действительно вызов для всех стран на сегодня, потому что объемы интернет-торговли постоянно растут. Для решения этой проблемы необходимо найти компромисс между свободой торговли и созданием определенных условий. Раньше никогда не было такой ситуации, чтобы украинские, либо польские ритейлеры конкурировали не только с бизнесом внутри страны, но и с такими технологическими гигантами, как Amazon, Alibaba и другими.

Встает вопрос, справедлива ли такая ситуация, когда украинский бизнес платит здесь налоги и взносы, арендует помещение, нанимает людей, в отличие от мировых гигантов? В то же время, мы не можем ограничить право человека покупать джинсы в Amazon. Я сам покупаю там, потому что не могу со своим ростом найти на себя брюки необходимой длины.

С другой стороны, мы должны найти какой-то компромисс. Возможно, он заключается в отмене налогов для украинского бизнеса, чтобы он имел возможность конкурировать с мировым. Но к этому мы вернемся впоследствии, и в данном контексте актуальные вопросы лимитов, налогообложения.

Сейчас наша цель – бороться с реальными нарушениями и криминалом, предотвращать ввоз товара для дальнейшей реализации крупных коммерческих партий под видом личного заказа. Я не считаю убедительной эффективность установления лимита на безналоговый ввоз посылок. Я даже выступаю за повышение лимита, по крайней мере, до ранее установленного уровня — 150 евро, потому что результат, которого мы добились путем его снижения, увы, не впечатляет. Нормы необходимо пересматривать.

Будут ли проверяться почтовые перевозчики, которые предоставляют такие услуги? Я также покупаю вещи за границей и однажды не успела отправить перевозчику инвойс с указанием стоимости приобретенных товаров, но, к моему удивлению, мой пакет успешно прошел таможню, хотя там было несущественное превышение таможенной стоимости, и я должна была бы заплатить налог…

Если у вас было несущественное превышение, и вы ничего за это не заплатили, то это как раз нормально. Администрировать платежи — условно, три гривны — для таможни, для бюджета не имеет никакого экономического смысла. Мы только на бумагу потратим больше, чем соберем.

Еще раз подчеркиваю, меня не интересуют на этом этапе люди, которые покупают штаны не за 100 евро, а за 120, и должны уплатить с этих 20 евро налог за превышение лимита в госбюджет. Это — не очень эффективно. Таможня даже не умеет сейчас администрировать эти платежи. Но, чтобы к этому вернуться в будущем, мы должны сделать возможным онлайн-растаможку. Предоставить людям возможность подавать упрощенные декларации за три минуты и уплату пошлины карточкой вместо сегодняшних обязательных посещений банка.

Встречались ли вы с одиозным львовским контрабандистом Ильей Павлюком, и с какой целью?

Скажу честно: встречался со многими крупными контрабандистами Украины. Однажды. Для того чтобы донести один простой месседж — таможня теперь будет работать по-новому, им не удастся договориться со мной и с моими заместителями.

Даже, если они надеются, что смогут договориться с другими госслужащими в высоких кабинетах, я не буду выполнять указания и приказы. Не буду никого назначать, или наоборот — не назначать, или закрывать глаза на какие-то нарушения.

Лично с Павлюком у меня был разговор минут семь, возможно, десять. Потому что было о чем говорить. Такие беседы я имел с большинством таких людей.

Вас услышали?

Я не уверен, что они меня услышали. Но мы будем бороться, чтобы все работали «в белую».

Если говорить об указаниях и приказах, поступают ли вам уже такие указания «сверху»? Например, по поводу определенных назначений на должности в таможенной службе? Давят ли на вас? 

Пока не поступали указания, и не давят. Давят только в контексте того, что результат надо давать быстрее.

Автор: Александра Данько

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий