Маркетинговые исследования конъюнктуры овощного рынка в Украине и мире

В статье исследована конъюнктура на внутреннем и внешнем рынке с целью анализа предложения на различные виды овощей на рынке Украины и факторов влияния на них.

Одной из приоритетных задач в современных политических и экономических условиях является улучшение продовольственного обеспечения населения продуктами питания собственного производства, в частности овощной продукцией. Во всем мире и в Украине наблюдается растущий спрос на овощную продукцию. Отрасль овощеводства динамично развивается, однако не полностью удовлетворяет потребности населения в обеспечении качественной овощной продукцией.

Для принятия определенных управленческих решений субъекты хозяйствования должны владеть информацией о конъюнктуре рынка овощей, на которых они функционируют. Из-за отсутствия взаимной согласованности действий со всеми звеньями маркетингового комплекса, овощная продукция является не конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Цели. Целью статьи является анализ конъюнктуры овощного рынка в Украине и мире, факторов влияния на них и исследование передового опыта для внедрения на национальном рынке.

Метод (методология). При изучении развития овощного рынка использовались следующие методы: элементы теории логики; методы теоретического обобщения и абстрактно-логический, методы сравнения и группировки; метод классификации; системный анализ (теоретическое обобщение и формирование выводов).

Результаты. В результате проведенного исследования рассмотрены две основные группы критериев оценки конъюнктуры рынка: экономические и социальные. Проанализирован мировой опыт, который доказывает, что около 80% сельскохозяйственной продукции находится, сбыт в сельскохозяйственных кооперативах.

Обобщенно, что Украина входит в первую семерку мировых лидеров по валовому производству овощной бахчевой продукции, однако по уровню урожайности среди 20-ти передовых стран мира Украина занимает лишь 15-е место.

Итак, практическая значимость проведенного исследования заключается в необходимости развития совершенного рынка овощной продукции в Украине, что предполагает использование опыта развитых стран со сложившимися цивилизованными рыночными отношениями, в частности на кооперативной основе.

Ключевые слова: конъюнктура; овощной рынок; маркетинговые исследования; спрос; предложение; экономические критерии.

В современных политических и экономических условиях, которые динамично меняются, вызвали значительные изменения во внешнеторговой конъюнктуре и внутренней социально-экономической ситуации одну из приоритетных задач, что является улучшением продовольственного обеспечения населения продуктами питания собственного производства, в частности овощной продукцией.

Современный отечественный рынок овощной продукции характеризуется относительно низким уровнем развития инфраструктуры и наличием целого комплекса проблем практически во всех его звеньях: от производства продукции до ее реализации конечному потребителю в свежем и переработанном виде.

Такая ситуация обуславливает высокий уровень потерь, недостаточное развитие отечественной перерабатывающей отрасли, доминирование импортной продукции в некоторых свежих сегментах и практически во всех сегментах переработанных овощей. Из-за нестабильной экономической ситуации снижение покупательной способности населения в потреблении овощной продукции продолжает оставаться недостаточным, не превышая в последнее время 80% нормы.

Таким образом, поиск путей усовершенствования в функционировании национального рынка овощей приобретает все большее значение.

Изложение основного материала исследования  

Анализ конъюнктуры овощного рынка на внутреннем и внешнем рынках является необходимым условием формирования эффективной стратегии и тактики развития маркетинга в этой области. Ведь соотношение между спросом и предложением на рынке овощной продукции обуславливает переливание капитала и перемещение ресурсов между отраслями и регионами, влияет на уровень и динамику цен и, следовательно, является ключевым фактором формирования доходов производителей.

В научной литературе конъюнктуру рынка определяют как существующую на рынке экономическую ситуацию, соотношение между спросом и предложением, уровнем и динамикой цен, товарными запасами и другими показателями.

Для оценки состояния конъюнктуры рынка овощной продукции на внешнем и внутреннем уровнях и принятия решения о привлекательности овощного бизнеса используют соответствующие критерии, в частности спрос, предложение, товарные запасы, цены и тому подобное, а также интересы производителей, продавцов и покупателей, потребителей овощной продукции.

Критерии оценки конъюнктуры рынка и овощного также, условно разделяют на две основные группы: экономические и социальные. С помощью экономических критериев оценивают состояние овощного рынка на благоприятность для бизнеса, по социальным критериям можно выявить степень учета интересов клиентов овощного рынка.

К критериям экономической направленности относят: соответствие товарных запасов нормативным; сбалансированность товарного ассортимента и спроса на овощную продукцию; достижение темпов роста продаж для получения прибыли. Критериями социальной направленности являются: достижение уровня потребления товаров; фактические затраты времени на покупку продукции и восприятие овощного бизнеса и продукции.

В овощеводстве система маркетинга должна охватывать такие составные части, как семеноводство, заготовку, хранение, транспортировку, товарную доработку и переработку, оптовую и розничную торговлю.

Также важным аспектом является неконкурентоспособность отечественной продукции, несоответствие товарного вида, упаковки, калибровки современным потребительским ожиданиям.

Особенность рынка овощной продукции такова, что свыше 80% производимой продукции производится в личных подсобных хозяйствах и на предприятиях малого аграрного бизнеса. А именно эти категории производителей в наименьшей степени оснащены современным оборудованием и мощностями по хранению, имеют меньше возможностей по привлечению финансовых ресурсов на модернизацию производства, и, соответственно, имеют меньше шансов на выгодную реализацию своей продукции.

Неразвитая логистика приводит к существенным потерям продукции во всех стадиях товародвижения от производителя к потребителю. Эти потери достигают 40-50% в процессе хранения, транспортировки и переработки. Так, основные потери овощной продукции приходятся на стадию обработки и переработки, хранения, транспортировки и производства при выполнении механизированных технологических процессов.

Актуальным для внутреннего рынка остается вопрос формирования цен, именно разницы закупочных и розничных цен. Цена – важная характеристика овощной продукции, которая занимает особое место в системе маркетинга. Ее основная цель — стимулирование сбыта и продажа товара. Овощи открытого грунта, как правило, попадают от производителя к перекупщикам  оптового звена, которые добавляют к стоимости хозяйства до 60%.

В наценку закладывают налоги, потери при хранении, расходы на транспорт и прочее. Розничная сеть добавляет еще не менее 30%. В результате «на полке» продукт получается в два раза дороже, чем у сельхозпроизводителя, который эти овощи выращивает.

За исследуемый период в мире посевные площади под овощами выросли в 1,7 раза. И если в регионе Дальнего Востока они увеличились почти в 5 раз – с 5 до 24,5 млн. га, то в регионе «ЕС– 27», они наоборот уменьшились на 33,1%, или почти на 1,3 млн. га. Во всех регионах планеты наблюдается общая тенденция роста средней урожайности овощей, которая наиболее заметна в регионах ЕС – 27 – на 130,2 ц/га, Северной Америки – на 99,8 ц/га и Ближнем Востоке – на 97,7 ц/га.

Изменения в доходах населения жителей развитых стран вызывают существенную диверсификацию диетического перехода к продуктам с большим уровнем добавленной стоимости. А среди такой продукции овощная занимает ведущие позиции. Итак, мировой рынок овощей динамично развивается. Он играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности, и поэтому, естественно, возникают основания для того, чтобы назвать его одним из приоритетных.

Украина входит в первую семерку мировых лидеров по валовому производству овощебахчевой продукции.

По показателям производства овощебахчевой продукции в расчете на одного человека в год Украина занимает девятое место в мире (194 кг) и даже опережает США (152 кг). Однако по уровню урожайности среди 20-ти передовых стран мира Украина занимает лишь 15-ое место.

В Украине разработана государственная программа поддержки развития сельскохозяйственной кооперации, причем такие рынки могут быть кооперативными, как это есть в США и Голландии.

Маркетинговые исследования национального рынка овощной продукции позволили установить, что для ведения овощного бизнеса Украина имеет значительные резервы. Согласно информации государственного комитета статистики Украины, валовые сборы основных овощных культур в 2021 году по сравнению с 2010 годом выросли на 69,2% за счет повышения уровня урожайности на 74% при одновременном снижении посевных площадей на 2,9%.

Однако в связи с последними событиями в экономике себестоимость производства овощей для сельхозпроизводителей существенно возросла (более чем на треть) за счет увеличения цен на семена и технику, удобрения и средства защиты растений.

Как было ранее отмечено, отечественная овощная продукция неконкурентоспособна по ценам по сравнению с импортной продукцией.

Невысокая стоимость импортной продукции обусловлена не только применением «ускорителей роста», но и тем, что импортный товар производится на субсидированных фермах, что делает его дешевле, в связи, с чем отечественным овощеводам приходится находиться в менее выигрышных конкурентных условиях.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что отрасль овощеводства развивается в последнее время интенсивно, объемы производства продукции растут за счет роста урожайности посевов, что требует постоянных инвестиций в эту отрасль.

Однако в Украине еще не сформированы цивилизованные рыночные отношения, в том числе на кооперативной основе, которые бы сочетались с механизмом государственного контроля.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

В ходе исследования был проведен анализ рынка овощей, который показал эффективное развитие отрасли не только в мире, но и в Украине. Благодаря переходу на здоровое и правильное питание в развитых странах наблюдаем растущий спрос на овощную продукцию. Украина по объемам валового производства овощебахчевой продукции занимает седьмое место в мире, а в расчете на одного человека – девятое.

Однако по уровню урожайности среди 20-ти передовых стран мира Украина занимает лишь 15-ю позицию.

Как показывает передовой опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой в производстве сельскохозяйственной продукции, и в частности овощной, преимущественно небольшим фермерским хозяйствам с развитой системой маркетинговых кооперативов и рынков, данная разработка заслуживает внедрения в отечественную практику.

Авторы: Алла Гуменюк, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, менеджмента и управления бизнесом, Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, E-mail: allagumen@ukr.net, https://www.reseacherid.com/rid/AAC-87092019, ORCID ID: 0000-0003-4333-0478

Елена Гарматюк, старший преподаватель кафедры маркетинга, менеджмента и управления бизнесом, Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, E-mail: garmatiuk85@gmail.com, https://www.reseacherid.com/rid/ AAE-49322019, ORCID ID: 0000-0002-2589-3269

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий