Марсианин: как и когда Илон Маск колонизирует Красную планету

ЭП напоминает о планах Маска по колонизации Луны и Марса, рассказывает о достижениях SpaceX в 2021 году и планах компании на ближайшие годы.

13 мая компания SpaceX просила Федеральную комиссию связи США предоставить разрешение на первый испытательный орбитальный полет космического корабля Starship. Основатель компании Илон Маск рассчитывает, что через пять лет именно этот корабль доставит первых людей на Марс.

Если все пойдет по плану, то благодаря Илону Маску к 2050 году жителями Красной планеты смогут себя назвать около миллиона человек. Туда их доставит флотилия из тысячи кораблей Starship.

«Я основал SpaceX, потому что хотел помочь снизить стоимость космических перевозок, чтобы основать жизнь на другой планете», – так Маск очертил свою мечту при создании компании в 2002 году.

Кажется, для ее реализации он не остановится ни перед чем. Основатель SpaceX и генеральный директор Tesla в начале 2021 года заявил о намерении продать все свое имущество для колонизации Марса.

Учитывая существенный прогресс разработки первого частного пилотируемого космического корабля многоразового использования Starship, ЭП решила напомнить о планах Маска по колонизации Луны и Марса, рассказать о главных достижениях SpaceX в 2021 году и планах компании на ближайшие годы.

Система для переноса жизни на другие планеты

Планы по созданию концепции транспортной системы Mars Colonial Transporter SpaceX Илон Маск впервые озвучил в 2013 году. Однако подробности этого проекта предприниматель раскрыл лишь спустя три года.

В 2016 году на 67-м конгрессе Международной федерации астронавтики Маск представил проект ITS (Interplanetary Transport System – «Межпланетная транспортная система»). Благодаря этой транспортной системе, заявил миллиардер, Красную планету и колонизируют. К 2050 году ITS доставит на Марс около миллиона людей.

Основатель SpaceX убежден, что для выживания человечество обязано колонизировать другие миры. Марс для этого подходит лучше всего, поскольку условия на Красной планете отдаленно похожи на земные.

На соседней Венере высокая температура (на поверхности около 450 градусов по Цельсию), а спутники Юпитера и Сатурна, где также можно было бы создать колонию, расположены слишком далеко.

Принцип работы Interplanetary Transport System

По оценкам Маска, стоимость отправки человека на Марс составляет 10 млрд. долл. Предприниматель считает, что и 10 млн. долл. – это слишком дорого. Для сравнения: туристический билет на Международную космическую станцию стоит 30-40 млн. долл.

Сделать полет на Марс максимально доступным можно в рамках реализации проекта ITS. Для этого построят пилотируемые корабли, в которых могут разместиться 200 человек. Все путешествие продлится около 150 дней. Космический флот Маска, по замыслу его автора, будет состоять из тысячи кораблей.

Концепция ITS основывается на нескольких ключевых технологиях: многократности, дозаправке кораблей на орбите и использовании марсианского горючего – метана, который можно получать на Марсе из воды и углекислого газа. Двигатели на ракетах будут химическими, использование ионных или ядерных не рассматривается.

Изначально планировалось, что доставлять пассажиров и грузы будет транспортный корабль высотой 122 м, диаметром 12 м и грузоподъемностью до 550 тонн. Первая пилотируемая миссия на Марс должна была состояться в 2024 году.

Однако в 2017 году на 68-м Международном конгрессе астронавтики Маск анонсировал обновленный проект межпланетной транспортной системы. Ракета получила название BFR (Big Falcon Rocket), а ее диаметр уменьшился с 12 м до 9 м.

В сентябре 2019 года состоялась презентация обновлений проекта ITS. Для его реализации решили строить не BFR, а Starship. Отличие от предшественника сразу заметно, что вместо трех крыльев, которые также играли роль посадочных опор, остались два крыла и выдвижные опоры под ними.

Обновлению предшествовало успешное испытание раннего прототипа космического корабля Starhopper. Прототип лишь на одном двигателе Raptor поднялся на высоту 150 м и успешно приземлился неподалеку стартовой площадки.

С сентября 2019 года проект разрабатывается с названием Starship. После прыжка Starhopper SpaceX протестировала уже пятнадцать прототипов. Пять из них поднимались на высоту более 10 км, однако лишь пятый прыжок оказался почти полностью удачным. Корабль успешно приземлился, но у двигателей сразу вспыхнуло пламя, которое удалось потушить штатной системой пожаротушения.

Стоимость разработки Starship Илон Маск оценил в 5 млрд. долл.

Почему полет SpaceX на Луну под угрозой срыва

В апреле NASA выбрало SpaceX для подписания контракта стоимостью в 2,9 млрд. долл. на разработку первого коммерческого модуля для отправки людей на Луну. Компания Маска выиграла этот контракт у Blue Origin, которая принадлежит самому богатому человеку планеты Джефу Безосу, и у оборонного подрядчика Dynetics.

Выбор NASA закономерен: SpaceX опережает Blue Origin и Dynetics в разработке космических кораблей. Компания Маска с 2017 года на собственном носителе запускает на МКС свой грузовой корабль Dragon, а с 2020 года – пилотируемый Dragon 2.

Основанная в 2000 году компания Blue Origin пока умеет в беспилотном режиме отправлять многоразовую ракету к границе космического пространства и обратно. Ни одного коммерческого и пилотируемого запуска компания до сих пор не осуществила.

С 2012 года Blue Origin разрабатывает двухступенчатую или трехступенчатую тяжелую орбитальную ракету-носитель New Glenn. Первый ее запуск планировалось провести в 2021 году, но в феврале его отложили на четвертый квартал 2022 года. Ни одного испытательного запуска прототипа New Glenn еще не было.

Компания Dynetics, которая в 2019 году приобрела оборонная компания Leidos (США), создала лишь макет «лунного» посадочного модуля. Об испытаниях носителей или модулей речь пока не идет.

Несмотря на очевидное преимущество SpaceX, в мае 2021 года NASA обратилась в компанию с просьбой приостановить работы по созданию «лунного» посадочного модуля. Дело в том, что Blue Origin и Dynetics опротестовали решение космического агентства, обратившись в Счетную палату США.

Blue Origin указала, что NASA позволило SpaceX внести изменения в заявку, не предоставив ей ту же возможность. Компания Безоса также утверждает, что контракт расширяет «монополистический» контроль SpaceX над изучением космоса.

В решении NASA означает, что SpaceX должна прекратить все работы, связанные с лунной программой, до принятия решения Счетной палатой. Решение ожидается не позднее 4 августа 2021 года.

Главное о первом орбитальном полете Starship

Несмотря на задержку с реализацией месячного проекта, SpaceX планирует следующие шаги, которые приближают компанию к реализации проекта ITS. 13 мая с публичных нормативных документов Федеральной комиссии связи США стали известны подробности первого испытания космического корабля Starship и ускорителя многоразового использования Super Heavy в орбитальном полете.

SpaceX отправила в комиссию запрос на получение разрешения для орбитального испытательного полета, «запланированного не ранее 20 июня».

В документе кратко описан план мероприятия. Испытательный полет Starship Orbital состоится на космической базе в Техасе. Степень ускорителя отделится через 170 секунд после старта. Затем ракета-носитель вернется и приземлится на воду в Мексиканском заливе, примерно в 20 милях от берега.

Орбитальный Starship продолжит полет над проливом Флориды. Он будет двигаться на орбите до тех пор, пока не сядет на платформу, расположенную на поверхности Тихого океана примерно в 100 км от северо-западного побережья острова Кауаи (штат Гавайи). Starship будет находиться на орбите 90 мин.

Во время полета SpaceX впервые проверит совместную работу космического корабля Starship и ракеты-носителя Super Heavy. В запросе в комиссию сказано, что тестовый полет может состояться до 1 марта 2022 года. В листе указана и максимальная высота полета. Для Starship она составит 116 км. Это значит, что корабль пролетит чуть выше официальной границы между атмосферой и космосом.

«SpaceX имеет намерение собрать как можно больше данных во время полета, чтобы количественно оценить динамику входа в атмосферу и лучше понять, какие нагрузки испытывает транспортное средство в полете. Полетные данные закрепят последние изменения в конструкции транспортного средства и позволят настроить более совершенные модели для использования во внутренней симуляции», – отмечается в запросе.

SpaceX упорно идет к своей цели – созданию Межпланетной транспортной системы. Компания не учитывает четыре неудачных запуска Starship, которые стоили около 40 млн. долл. В марте SpaceX собрала в ангаре первую ступень крупнейшего в истории ракетного ускорителя Super Heavy Booster Number 1.

Корпус ускорителя состоит из 36 колец, которые также используются для сборки корабля Starship. Первый прототип Super Heavy BN1 будет иметь высоту около 67 метров от вершины до конца сопел двигателей Raptor. Вся ракета (космический корабль Starship и Super Heavy) будет иметь высоту не менее 120 м, что сделает машину самой высокой ракетой-носителем в истории человечества.

Ожидается, что в первом испытательном орбитальном запуске будут участвовать прототип ускорителя Super Heavy BN3 и корабль Starship SN20. BN1 останется на земле, и будет играть роль стенда для первых испытаний.

SpaceX планирует использовать BN2 для одного невысокого прыжка. Постепенно количество двигателей Raptor будет расти, пока не достигнет проектного количества — 28 штук. BN1 будет использовать только четыре двигателя.

Когда люди ступят на Марс и Луну

В 2016 году на 67-м ежегодном Международном конгрессе астронавтики Маск заявил, что оптимистичный часовой график предусматривает первый транспортный полет на Марс в 2022 году (доставка груза), а с экипажем – в 2024 году. На Красную планету экипаж прибудет в 2025 году.

Однако в 2020 году предприниматель несколько сместил сроки. Во время вручения премий Axel Springer, которые присуждаются авторам резонансных общественных идей, руководитель SpaceX заявил, что человек ступит на поверхность Марса в 2026 году. Если же все будет хорошо, то это событие может произойти на два года раньше.

Примечательно, что в соответствии с космической программой NASA «Атемида» высадка людей на Луну запланирована на 2024 год. Согласно соглашению между NASA и SpaceX, высадка произойдет с помощью лунного модуля, разработанного на базе Starship.

Автор: Всеволод Некрасов

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий