15.10.2018 – Права потребителей в Украине массово нарушаются не только на этапе продажи некачественных товаров или оказания услуг. Часто это происходит еще до того, как человек пришел за товаром в магазин или заказал его в интернет-магазине. Потенциальный покупатель ловится «на крючок», когда товарная цепочка находится еще на этапе рекламного продвижения.
Реклама преследует современного человека повсюду, кочуя в души и сердца из телевизионных экранов, со страниц информационных изданий, билбордов и сити-лайтов на улицах, в метро и на других видах транспорта. Впрочем, часто она побуждает потребителя к приобретению неподходящего рекламируемого качества товара.
Читайте также: Руководитель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа: Иногда сложно понять чего больше – продукции или льда
Памятка заемщика банка по потребительскому кредиту
Аферы коллекторов. Как не платить долги, которых вы не создавали
Финансовый сервис MyFin поможет выбрать оптимальные предложения кредитов и вкладов
В принципе бурные рекламные потоки, направленные на потребителей, можно было бы воспринимать как нормальное экономическое явление, неотъемлемую составляющую свободного рынка. Если бы не одно «но». Дело в том, что огромный массив этой рекламы содержит недобросовестные посылы. Артикулируемые в них свойства и преимущества товара банально не соответствуют действительности.
Следовательно, человек, которого «зацепила» такая реклама, тратится на товар, ожидания от которого на самом деле очень завышены, а его качество оказывается весьма сомнительным. Часто покупатель не замечает манипуляции и продолжает и дальше выбрасывать деньги на ветер. Когда же обман разоблачается, то разочарованный потребитель, кроме сугубо материального, получает еще и значительный моральный вред.
Но хуже всего, что бывают случаи, когда недобросовестная реклама становится, хоть и косвенной, но весомой причиной возникновения у людей серьезных болезней. Заболевания вызывается опасными для здоровья ингредиентами определенного пищевого товара, который агрессивно рекламируется. Впрочем, случаи отечественной судебной практики, когда суд, на основе медицинской и других экспертиз, признавал прямую зависимость между болезнью потребителя и употреблением им опасного продукта, автору неизвестны.
Даже недавняя трагедия с массовым отравлением людей шаурмой в Киеве, кажется, не имела никаких правовых последствий — в смысле материальной компенсации потребителям со стороны недобросовестных предпринимателей.
В то же время, судебная система западных стран очень чувствительна к таким случаям. Например, в США недавно был случай, когда потребитель доказал в суде (и получил миллионную компенсацию), что его онкологическая болезнь возникла вследствие употребления питьевой «коммунальной» воды. Но эта вода годами загрязнялась токсичными веществами от химического производства неподалеку.
Итак, в противодействии недобросовестному продвижению товаров и услуг в различных сферах (например, бытовой химии или фармацевтической продукции) есть смысл. Начнем с рекламы пищевых продуктов.
Пищевая иллюзия
Несколько примеров, которые хорошо иллюстрируют типовые способы введения потребителей в заблуждение путем распространения недобросовестной и лживой рекламы. В целом, все эти кейсы характеризуются тем, что производители сознательно скрывают минусы продукта, при этом существенно раздувая преимущества. Часто в рекламе используются откровенно лживые утверждения, которые потребителю нелегко проверить на практике.
Типичный прием, который применяется рекламистами, — позиционирование пищевого продукта как такого, что создан на основе натуральных компонентов, имеет какие-то особые диетические или даже лечебные свойства. При этом, конечно, не предоставляется информация о его реальном составе, а именно – наличии растительных жиров, сои, красителей и ароматизаторов, прочих добавок, которые являются вредными для здоровья.
Например, некоторые производители «чудо-йогуртов» используют в рекламе типичную манипуляцию в отношении их содержимого. Они рассказывают потребителю о якобы «йогурте малиновом» или «йогурте персиковом». Хотя на самом деле фруктов там нет и близко; иллюзия же их наличия создается благодаря ароматическим добавкам, которые часто бывают вредными для здоровья.
Из этой же серии – название продукта «Сэндвич-сыр с пармезаном». В действительности, пармезаном в сырах и не пахло, однако «правильный» вкус создавал тот же ароматизатор (кстати, сырная компания поплатилась за недобросовестную конкуренцию и введение потребителей в заблуждение штрафом в 1 миллион гривен от Антимонопольного комитета Украины).
Каждый из нас чуть не ежедневно видит и слышит рекламу о «обезжиренном» или «низкокалорийном» сыре. Хотя в тех сырах, которые продаются, доля жира иногда достигает 7-8%, что отнюдь не является диетической нормой. Еще один типичный пример – «масло без холестерина». Если это правда, то в таком продукте нет ни грамма молока, он изготовлен из растительных жиров.
Кстати, здесь следует вспомнить зафиксированное АМКУ нарушение пищевых стандартов днепровским производителем масла, которое он позиционировал как «Масло сладкосливочное крестьянское» с содержанием молочного жира в 72,7 %. На самом же деле, им оказался спред, который содержал 52,1% растительных жиров.
Сегодня активно рекламируется так называемый кофе с коллагеном. Рекламисты рассказывают про «новую улучшенную формулу кофе, что еще больше заботится о красоте вашей кожи, волос и ногтей». Некоторые даже утверждают, что этот «обогащенный» кофе является омолаживающим средством, помогает избавиться от морщин и даже лечит артрит.
Но действительно ли кофе с этим веществом является чудодейственным бальзамом? Коллаген – это природный белок, который содержится в соединительных тканях нашего организма и обеспечивает их прочность. Именно поэтому производители косметических средств часто включают его в состав кремов, лосьонов, туалетной воды и прочее.
В то же время, по мнению ряда медицинских экспертов, коллаген практически не всасывается пищеварительной системой, следовательно, его польза от употребления вместе с кофе весьма сомнительна. Впрочем, такой рекламный трюк толкает потребителей к активному приобретению «чудодейственного» кофе по повышенной цене.
Неправомерной является реклама, в которой проигнорирована важная информация, которая может изменить понятную для потребителя сущность. Наглядным примером может служить реклама курятины, в которой утверждается, что две порции куриной грудки содержат меньше жиров, чем, скажем, бюргер. Как следствие, потребитель получает обманчивое впечатление, что поджаренные куриные грудки полезнее для здоровья, чем бюргеры, что на самом деле не соответствует действительности.
В контексте представления ложной информации в рекламе, стоит также вспомнить случай из практики Антимонопольного комитета последних лет — относительно неправомерного стимулирования производителями продажи вареных колбас и сосисок под названиями «Детская», «Детская сливочная» и «Детские».
Причем, дело касалось ряда известных производителей мясной продукции. Дело в том, что согласно ГОСТ, изделия с такими названиями являются рекомендованными МОЗ Украины для питания детей дошкольного и школьного возраста и диетического питания, и это предусматривает более жесткие требования к составу сырья.
Однако производители колбасной продукции присваивали название «Детская» продукции для массового потребления. Антимонопольный комитет признал, что это является распространением ложной информации в рекламе и на этикетках товаров. АМКУ обязал производителей устранить нарушения закона, соблюдать пищевые стандарты в отношении этих изделий, а также указывать на этикетках и в рекламных материалах – «рекомендовано для питания детей дошкольного и школьного возраста и диетического питания».
На самом деле, похожих примеров по введению в заблуждение потребителей пищевых продуктов, к сожалению, немало в отечественной практике. Впрочем, едва ли не самым действенным способом предотвращения мошенническим методам в рекламе должна стать судебная практика.
Введение в заблуждение потребителя: как реагирует судебная система (США, ЕС и Украина)
Показательны три примера (американский, европейский и украинский) из судебной практики – именно в сфере защиты потребителей от недобросовестной рекламы. Эти кейсы очень хорошо иллюстрируют это.
Так, вначале 2000-х в США производитель хлебобулочных продуктов, рекламируя свои изделия на телевидении, утверждал, что они якобы способствуют похудению. Огромное количество потребителей поверило этой рекламе.
Убедившись в обмане, они через профильную общественную организацию в судебном порядке добились опровержения этих рекламных манипуляций. Суд обязал компанию-производителя «собственноручно» (в том числе, и на телевидении) опровергнуть эту недобросовестную рекламу. В рекламном ролике позднее были добавлены слова, что этот хлеб не делает людей более худыми, а просто он нарезан более тонкими ломтиками.
В 2016 году Немецкое общество защиты прав потребителей обратилось в суд о признании рекламы определенного чая недостоверной. Дело в том, что на упаковке немецкого чая, который обещал «малиновое и ванильное приключение», были изображены ягоды малины, цветы ванили, а также делалась подпись о «натуральном аромате». Собственно, из списка ингредиентов следовало, что чай на самом деле содержал ароматизаторы, идентичные натуральным.
Дело было направлено местным судом сразу в Суд Европейского Союза на предмет соответствия Директиве ЕС о рекламе пищевых продуктов. Суд сообщества рассмотрел этот иск в отношении недостоверной рекламы чая, которая дезориентирует потребителей относительно его ингредиентов.
В решении было акцентировано на том, что потребитель имеет право на корректную, нейтральную и объективную информацию о любом продукте, которая не должна вводить его в заблуждение. Было признано, что указание на ингредиенты, которые на самом деле отсутствуют в продукте, дезориентирует потребителя. А потому – эта реклама противоречит соответствующим положениям Директивы.
А это – один из пока немногочисленных примеров из отечественной судебной практики. Речь идет о постановлении Высшего Хозяйственного суда Украины по делу от 2014 года. Суд признал неправомерными действия ПАО «Галичина» в ряде рекламных продуктов – в отношении территории происхождения сырья товара, обозначенного «Из чистых Карпат» в сочетании с надписью «Галичина» родом из Карпат, где природа является экологически чистой, а коровки дают особенно полезное и богатое на вкус молоко».
Суд квалифицировал эту рекламу как вводящую потребителей продукции в заблуждение. Поскольку на самом деле, около 20% сырья для изготовления молочной продукции родом из Львовской области, а другие – из областей, не относящихся к Карпатскому региону. Причем, некоторые из них находятся в зонах усиленного радиоактивного контроля.
Кстати, в этом деле есть еще один интересный нюанс. Производитель апеллировал к тому, что якобы спорная фраза «Из чистых Карпат» зарегистрирована как торговая марка. Впрочем, в своем постановлении суд отметил, что право на торговую марку уступает праву потребителя на получение достоверной информации о пищевых продуктах, в частности правдивых данных о месте происхождения сырья. Торговая марка не освобождает от обязанности сообщать достоверную информацию и не защищает от злоупотребления ею для того, чтобы обойти требования к рекламе и маркировке товара.
В сфере защиты прав потребителей от недобросовестной рекламы пищевых продуктов действует особый алгоритм защиты, который в целом определяется законами «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О защите от недобросовестной конкуренции», «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов», а также недавно принятым законом «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обороту и маркировке органической продукции».
Вместе с тем, базовыми критериями их правоприменения является практика Антимонопольного комитета Украины, отечественная и международная судебная практика. И чтобы не попасть на «крючок» мошенников от рекламы пищевых продуктов, потребитель должен знать эти инструменты защиты своих прав, по крайней мере, конспективно.
Автор: Олег Титамир, президент «ОО Украинская организация защиты потребителей услуг».
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.