Медицинская реформа: как европейские стандарты работают в Украине

02.09.2018 – Почти десятилетие в Украине обсуждают, что надо сделать для реформирования системы здравоохранения. Как нам реформировать экстренную медицинскую помощь?

Читайте также: Замминистра Александр Линчевский: Студенты будут сдавать те же медицинские тесты, но на английском

Александр Линчевский: Цель медицинской реформы – отсеять врачей с ложной мотивацией

Врачебная ошибка. Чем она грозит, и защитит ли нас от нее медицинская реформа

Польза в умеренности. О здоровье в 21 веке

Не дожить до 60. Почему украинцы умирают рано, и изменит ли это реформа

ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ ИЛИ НЕВЫКЛАДКА – В ЧЕМ РАЗНИЦА

Закон «Об экстренной медицинской помощи» приняли в июле 2012 года. Некоторые из его норм не внедрили. В частности, и из-за отсутствия нужной базы подзаконных нормативно-правовых актов и недостаточного финансирования.

В течение 2018 года нужно принять много подзаконных нормативно-правовых актов, которые позволят нормально заработать реформе экстренной медицины.

Это, к примеру, протоколы обработки вызова диспетчером. Они помогают определить, нуждается ли человек в выезде бригады экстренной помощи или в ином виде медпомощи.

Сейчас диспетчер боится отказать в выезде бригады, потому что опасается последствий для себя, поскольку всю ответственность за решение несет он.

Читайте также: Врач скорой Ярослав Вус: «Диспетчер имеет право отказать в вызове»

Если он четко будет отрабатывать протокол – это снимает с него ответственность. Ожидаем принятия закона «О добром самарянине», чтобы юридически защитить человека, владеющего навыками оказания первой помощи, от ответственности в случае, если ему не удастся спасти жизнь. Сейчас закон рассматривается в профильном комитете», – говорит руководитель проекта модернизации оперативно-диспетчерских служб ЭМП, эксперт РПР Роман Ланской.

Закон 2012 года определил, что «скорая» должна оказывать экстренную медпомощь только пациентам в неотложном состоянии (перечень таких состояний – имеется). Высокая температура, давление или головная боль – не повод вызывать экстренную медпомощь.

Это нужно для того, чтобы высвободить ресурсы для срочной помощи тем, кто без нее рискует не выжить. Например, чтобы человек с сердечным приступом не ждал, пока медики кое-где советуют, как сбить температуру.

По словам Ланского, по официальной статистике почти все вызовы – экстренные случаи.

И на самом деле 70-80% звонков касаются не экстренной помощи, а лечения длительных болезней, которые не предоставляются врачами скорой.

Экстренная помощь не занимается лечением, ее задача – стабилизировать состояние пациента и как можно быстрее доставить его в больницу.

Ее вызывают по номерам 112 или 103. Считается, что диспетчер должен оценить состояние пострадавшего с его слов или со слов тех, кто вызывает скорую, и направить нужную бригаду на место происшествия.

«Экстренную скорую вызывают при подозрении на инсульт, инфаркт, сильном кровотечении и тому подобное – когда каждая минута задержки грозит жизни и здоровью. При этом вызов экстренной помощи – со всем составом бригады, оборудованием обходится в среднем в 580 гривен», – объясняет Ланской.

Вызовы попадают в диспетчерские центры, которые автоматически или вручную переадресовывают их дальше.

Есть области, где работают объединенные оперативно-диспетчерские службы, когда с любой точки вызов он приходит в единый центр, а диспетчер может автоматически передать его ближайшей бригаде.

Это Днепропетровская, Одесская, Сумская, Харьковская, Херсонская область, частично – Винницкая, Тернопольская. И еще ряд областей.

Бригада экстренной медицинской помощи должна прибыть на место происшествия в течение максимум 10 минут в городе и 20 минут – в сельской местности.

Не экстренными случаями сейчас занимаются бригады «неотложной» помощи. Они прибывают на вызов в течение часа и оказывают медпомощь дома.

Ситуация сложная, потому что «неотложная» помощь недостаточно урегулирована на законодательном уровне. Изменения на уровне «первички» начались год назад, и именно с этого звена медпомощи должна быть вынесена «неотложная», ведь чаще всего речь идет об обострении хронических болезней и обычные манипуляции.

Но для этого нужно, чтобы все пациенты заключили декларации с врачом, а учреждения первичной медпомощи могли помогать в выходные, праздники и нерабочее время.

Пока этих изменений еще нет, реформа продолжается, поэтому сейчас на не экстренные вызовы едет бригада ЭМП», – объясняет Ланской.

Многие решения отданы на усмотрение регионов.

Руководитель центра экстренной медицины по статистике видит, как распределяются вызовы и по ним планирует работу.

Может сформировать две врачебных бригады (которые будут ехать на вызов, где требуется врач – например, инсульт), а остальные оставить фельдшерским и, впоследствии, парамедицинским бригадам.

Может корректировать продолжительность работы бригад и сокращать время изменения, если считает это целесообразным», – говорит Ланской.

При изменениях должен быть новый состав бригад экстренной медпомощи – они могут быть фельдшерские, парамедицинские, лекарственные или смешанные.

Реформа экстренной медицины вызывает много вопросов и эмоций, есть смысл разобраться, как решаются аналогичные проблемы в других странах.

ВРАЧ К ПАЦИЕНТУ ИЛИ ПАЦИЕНТ К ВРАЧУ 

Министр Ульяна Супрун объясняет: в Украине планируют совместить англо-американскую и франко-германскую системы экстренной помощи.

Англо-саксонская модель основывается на принципе «хватай и уезжай»: главная задача медиков – как можно быстрее доставить больного в больницу, где им займутся профессионалы.

По теории «золотого часа», наилучшие шансы на выживание имеют те, кто попал в операционную в течение часа или меньше после травмы; отсюда и понятие «платиновых десяти минут», во время которых парамедики должны транспортировать пациента.

Такой подход лучше всего работает в случае внутренних кровоизлияний в ситуациях вроде ножевого или пулевого ранения.

При такой системе потребности в квалифицированном враче нет: бригада укомплектована парамедиками, ориентированными на скорость.

Врач может дистанционно наблюдать за работой бригад: составляет протоколы, по которым те должны работать, иногда ему звонят за советом или разрешением на чрезвычайное вмешательство.

Системы экстренной помощи обычно тесно интегрированы с другими структурами быстрого реагирования – полицией и пожарными.

Главный пункт назначения для парамедиков – скорее больница скорой помощи, чем специализированные отделы общих больниц.

Медицина катастроф в англо-саксонских странах – достаточно самостоятельная дисциплина, отделена от «нормальных» врачей.

Франко-немецкая система, распространенная в странах континентальной Европы, работает по принципу «оставайся и работай».

В составе мобильной бригады есть квалифицированный врач, который должен не просто стабилизировать и перевезти пациента, а на месте сделать максимум, по возможности обходясь без госпитализации.

Если больного все же везут в больницу, это с большой вероятностью будет сразу стационарное отделение обычной больницы, а не больница скорой помощи.

Считается, что такой подход лучше работает в случаях сердечно-сосудистых заболеваний, когда главное – оперативное квалифицированное вмешательство даже без привлечения крупных больничных ресурсов.

Норма по времени прибытия на вызов – 10 минут в 80% случаев и не более 15 минут в 95%.

Врач в Германии не всегда сопровождает бригаду: в более поздней и более распространенной сегодня схеме на вызов выезжает бригада с менее квалифицированными медработниками, а врач при необходимости прибывает отдельно на спецмашине.

Это дает определенную гибкость, компромиссную между двумя крайностями: когда присутствие врача не обязательно, он может, не теряя времени выехать на другой вызов.

Независимо от присутствия врача, карета экстренной помощи оснащена более продвинутым медицинским оснащением. По сути, к пациенту привозят медицинское оснащение вместо того, чтобы поскорее везти его в больницу.

Считается, при перевозке на большой скорости без надобности пациент в критическом состоянии дополнительно рискует.

Украинская система в нынешнем виде – ближе к франко-немецкой системе.

Предлагая создание мобильных бригад, в которых не будет врачей (будут врачебные, фельдшерские и парамедицинские), Супрун приближает ее к англосаксонской.

Полноценное внедрение последней в Украине наталкивается на низкое качество дорожной инфраструктуры.

Дороги в украинских городах, тем более поселках, далекие от тех, которыми передвигаются парамедики в США, вкладываясь в «платиновые десять минут».

Супрун и сама это признает, добавляя, что на практике окончательный вид новой системы будет формироваться, в частности, и учитывая реальное состояние дорог.

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ТЕЛЕФОНУ ВМЕСТО ВЫЕЗДА БРИГАДЫ

Переход к системе парамедиков не сможет решить проблему неэффективного распределения ресурсов экстренной медицины, которыми злоупотребляют люди, не находящиеся при смерти.

Вопреки популярному желанию списать все на «тяжелое советское наследие», этот феномен – вызовы «скорой» по относительно мелочным поводам – повсеместно, в странах как англосаксонской, так и франко-германской модели. Как решить эту проблему в Украине – пока неизвестно.

В Германии, кроме общеевропейского экстренного номера 112, есть номера 116 и 117, по которым круглосуточно можно вызвать на дом врача.

Туда надо звонить при высокой температуре, ранении, что требует медпомощи, но не немедленно. При угрожающих жизни обстоятельствах; при сильных болях, которые совершенно невыносимые.

Врач, который приедет к вам, проконсультирует, выдаст лекарства, а при необходимости сам вызовет «скорую».

В Австрии есть два общенациональных «медицинских» номера: 144 для «скорой» и 141 для круглосуточного вызова участкового врача. Это позволяет высвободить ресурсы, которые иначе были бы направлены на «несерьезные» вызовы.

Во Франции номер единственный. Позвонив, человек объясняет свою ситуацию, после чего колл-центр решает, как лучше всего помочь – переключить на консультацию по телефону, отправить «скорую», врача общей практики или команду реаниматологов.

По придирчивой сортировке карета «скорой» едет по вызову лишь в 47% случаев.

В 28% дело ограничивается телефонной консультацией, в 22% отправляют обычного врача. Но и такая система не защищена от злоупотреблений и ошибок.

Французы также злоупотребляют вызовами. Если врач на выезде имеет такие подозрения, может отказаться подписать документ для покрытия стоимости выезда из системы общеобязательного страхования, или потребовать, чтобы пациент заранее оплатил услуги из собственного кармана, чтобы позже ему компенсировал расходы соцстрах.

В коллцентре тоже работают для минимизации выездов. Это приводит к таким трагедиям, которой стала смерть жительницы Страсбурга Наоми Мюзанга: 29 декабря прошлого года в 11 утра молодая мать позвонила в «скорую», жалуясь на сильные боли в животе.

Оператор не воспринял жалобы всерьез, отказался отправлять экстренную помощь и посоветовал вызвать врача обычной практики.

На слова: «Мне очень плохо, я умру», – она ответила: «Конечно, рано или поздно вы умрете, как и все».

Наоми вызвала обычного врача, тот, прибыв, вызвал для нее «скорую». И на это ушли часы, за которые у женщины случились два сердечных приступа, и она умерла в реанимации в 17:30.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Сложно представить дом, где бы в критической ситуации сверялись со списками «неотложных состояний» перед вызовом врача.

Особенно если все знают общенациональный телефонный номер, куда следует звонить в случае проблем со здоровьем.

В США злоупотребление экстренными вызовами массовое: там это единственный способ получить медпомощь для человека без медицинской страховки.

Что делать с пациентом, решают медики. Есть большая вероятность их ошибки, когда отказывают в госпитализации потенциально серьезному больному или привозят человека в больницу: пусть разбираются те, кто на это учился. Чаще всего так и поступают, что приводит к системному расточительству.

Призывать граждан быть сознательными в такой ситуации нет смысла.

Можно расширить доступ к обычным врачам, чтобы «скорая» не была единственной возможностью увидеться с медиком – речь идет и об очередях в украинских поликлиниках, которые кое-кто пытается обходить, обращаясь сразу в «скорую».

Повышение уровня доверия к «нормальной» системе здравоохранения – оптимальный путь к разгрузке экстренной медицины.

Авторы: Денис Горбач, Светлана Чернецкая, ГО «Украинский центр европейской политики».

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий