Бизнесмен из Броваров искал способ, как увеличить добавленную стоимость меда и теперь производит древний медовый напиток в промышленных масштабах. Что это за продукт и станет ли он новой «визитной карточкой» Украины.
К слову, для выполнения требований пожарной безопасности организациям розничной торговли (включая рестораны) нужно использовать специальные гидрофильтры для ресторанов, подробнее смотрите на сайте Yatagan.biz. В данном случае гидрофильтры для мангалов, хосперов, грилей, печей и тандыров позволяют избежать загрязнения вентиляции сажей, копотью и нагаром, и, тем самым, исключить риски возникновения пожаров в помещении (при своевременном техническом обслуживании гидрофильтра).
Украина занимает первое место в Европе и входит в пятерку крупнейших производителей меда в мире. В 2020 году украинские предприниматели экспортировали более 80 тыс. тонн меда, что принесло им почти 140 млн. долл. Эта цифра могла бы быть больше, если бы бизнес продавал не сырье, а продукцию с добавленной стоимостью.
Что можно изготовить из меда и экспортировать?
Предприниматель из Броваров Сергей Липко построил первую в Украине промышленную медоварню, где изготавливают сикеру – алкогольный напиток на основе меда и фруктов. Завод перерабатывает 60 тонн меда в год и производит около 200 тонн напитка, который делали восточные страны еще три тысячи лет назад.
Сколько стоило наладить производство уникального напитка из традиционного для Украины продукта и как происходит этот процесс?
От редакции. Малый и средний бизнес формирует более половины экономики Украины. Его представители не имеют возможности лоббировать собственные интересы, как это делает крупный бизнес, но они всегда приспосабливаются к условиям и находят новые пути для развития.
ЭП поддерживает и разделяет принципы, которыми руководствуются представители малого и среднего бизнеса в постоянном стремлении к росту. Поэтому редакция будет делиться с читателями интересными историями его представителей. Это не будут истории об оглушительных успехах и больших доходах. Это будут истории о том, как влюбленные в свое дело украинцы шаг за шагом развиваются, работают сами и дают работу другим и делятся своим опытом.
Напиток с тысячелетней историей
«Сикера — это напиток шумерского происхождения», — начинает разговор владелец медоварни Сергей Липко. Первые упоминания об этом напитке встречаются на глиняных табличках «Эпос о Гильгамеше», датированных VIII-VII столетиями до нашей эры.
Алкогольный напиток из винограда шумеры называли вином, а из других фруктов – сикерой. Ее шумеры готовили из меда и фиников.
Сикера (дословный перевод – пьянящий напиток) до десяти раз упоминается и в Библии: «Вино – глумливое, сикера – буйное; всякий, кто восхищается ими, неразумен».
Несколько лет назад Липко попытался воссоздать древнюю рецептуру с применением современных технологий и использованием натуральных ингредиентов. «У нас есть правило: не добавлять в медовые напитки спирты и сахар. Мы единственные в мире, кто производит такой медовый напиток», – убеждает ЭП владелец медоварни.
Липко занимается пасеками пятнадцать лет, имеет полсотни ульев, но называет себя пасечником-любителем. Говорит, что украинский мед — самый дешевый в мире и при этом один из самых качественных.
Чтобы увеличить добавленную стоимость продукта, он решил заняться медоварением. Если оптовая стоимость килограмма меда колеблется в пределах 50 грн., то в конечном продукте – сикере – его цена в три-четыре раза выше.
«Мы рассуждали о том, что можно делать из меда, чтобы придать ему большую добавленную стоимость. Думали о крем-меде, фармацевтических изделиях с медом, но случайно попали на семинар Василия Соломки (почетный пасечник Украины), который возрождает медоварение в Украине», – вспоминает предприниматель.
Так появилась идея заняться медоварением.
От экспериментов до современного производства
Первые попытки сделать медовый напиток предпринимались в домашних условиях: в гараже. В течение трех лет Липко экспериментировал с рецептурой и различными фруктами. В результате из полученных 28 вариантов сикеры отобрал четыре.
«Делаем сикеру из сока черной и красной смородины, яблочного, ежевичного соков и меда. Во время брожения мед не теряет полезных свойств, особенно микроэлементов. Продукт отличается от напитков из массмаркета, которые содержат эссенции и усилители вкуса. Это натуральный продукт», — говорит Липко.
Рецептуру напитка шлифуют до сих пор, экспериментируют с различными фруктами, но уже в промышленных условиях. «Для тех, кто делает пиво, достаточно две недели, чтобы понять, какой это напиток. Нам для этого нужен год», – говорит предприниматель.
Как правило, традиционные напитки на основе меда – десертные, сладкие. Хотя сикера изготавливается из меда, это сухой алкогольный напиток с минимальным содержанием сахара, поэтому его можно потреблять с мясом и другими продуктами.
Приготовление сикеры начинается с 1600-литрового котла, куда заливают мед и воду. Пастеризуя эту смесь в течение 10 минут, с меда снимают белок. Для изготовления тонны готового напитка требуется около 300 кг меда. За год медоварня Липко может перерабатывать до 60 тонн меда, но не любого. Нужен монофлорный мед — собранный из одного вида медоносов, поэтому большую часть сладкого продукта предприниматель покупает у пасечников.
«Три вида сикеры мы делаем из липового меда. Покупаем его у пасечников из Сумской области, которые имеют пасеки в лесах. Красную сикеру делаем из подсолнечного меда, который покупаем на Черкасщине», — рассказывает Липко.
После подготовки меда, в котел заливают соки ягод. Их тоже пастеризуют и смешивают с медом для сбраживания. «Мы не покупаем готовые соки. Закупаем ягоды у фермеров со всей Украины. Пока мы не готовы поставить соковыжималки на заводе, поэтому сотрудничаем с партнерами», – рассказывает владелец медоварни.
Ягоды не отжимают, а перетирают, чтобы в сырье оставалось максимальное количество полезных веществ. Сахар не добавляют. Дальнейшее производство происходит автоматизировано. На предприятии работает только пять человек, которые могут производить 200 тонн напитка в год.
Далее напиток перемещают в баки, где происходит сбраживание с соблюдением оптимального температурного режима для каждого вида сикеры. «Важный момент – возможность создавать нужный температурный режим. Красная сикера лучше всего бродит при температуре 22 градусов, белая — при 18 градусов», — объясняет Липко.
Чем быстрее будет происходить брожение, тем качественнее получится напиток. В условиях гаражных экспериментов брожение могло длиться до года. На заводе благодаря температурному режиму, правильно подобранным дрожжам, возможности прокачивать кислород через напиток, время брожения сокращается до 15 дней.
После этого сырье перекачивают в цех созревания, которое длится 9-12 месяцев. Здесь поддерживается температура 11 градусов. «Это комната, где происходит магия: смородина может приобретать аромат клубники», – говорит владелец медоварни.
На предприятии есть собственная лаборатория, поэтому на всех этапах приготовления сикеры технолог отбирает образцы для анализов. Тщательный анализ проходит и мед. Мы делаем анализы напитка на сахаристость, кислотность и многие другие показатели на всех этапах производства. Определяем уровень сахара и влаги в меде, – рассказывает технолог и заведующая лабораторией Наталья Кравчук.
Во время созревания напитка пробы отбираются каждые три месяца. После созревания продукт фильтруют и разливают в бутылки на автоматизированном итальянском оборудовании. Оно позволяет разливать тысячу бутылок в час.
Для разлива напиток подогревают до комнатной температуры. Перед закорковыванием бутылки из нее вытесняют воздух инертным газом аргоном, чтобы сикера не окислялась. Ручной труд нужен только для упаковки бутылок.
Медоварня за миллион долларов
Для реализации проекта потребовались немалые средства. Взять их в кредит под умеренные проценты невозможно, жалуется Липко. Предприниматель вкладывал в производство собственные сбережения, а остальные средства одолжил: «Я позвонил пятерым друзьям и собрал 120 тысяч долларов под честное слово. Горжусь тем, что у меня есть такие друзья».
Оборудование покупали поэтапно, большинство изготавливали в Украине. «Сейчас можем выпускать 200 тонн сикеры в год. Если добавить еще несколько баков для сбраживания, то объем можно довести до 400 тонн. Мечтаем создать современное предприятие с объемом производства более 10 тысяч тонн», – говорит предприниматель.
Проект завода разрабатывала компания из Дании, строительство велось под ее наблюдением. Возведение предприятия стоило около миллиона долларов. Если не увеличивать объемы производства, то завод окупится примерно за шесть лет.
«Мы думали, что поскольку это первая и уникальная промышленная медоварня в Украине, то к нам выстроится очередь, и все будут просить еще. Однако жизнь внесла свои коррективы. Мы поняли, что производство — это всего лишь 15% усилий», — говорит Липко, показывая на значительные запасы непроданной сикеры на складе.
Пандемия существенно повлияла на продажи, поэтому на складе немало запасов продукции.
Медоварню начали создавать в 2017 году. Первая продукция поступила на рынок в феврале 2020 года, а в марте ввели локдаун. Рестораны закрылись, что существенно повлияло на объемы продаж. Кроме того, из-за пандемии нет возможности презентовать напиток на выставках в Украине и за рубежом.
Сикера продается в более чем 40 магазинах, одной сети супермаркетов и в интернет-магазинах. Однако этого мало для полноценного охвата рынка.
«Мы вели переговоры с потенциальными партнерами из Китая, к нам приезжали делегации из Франции, собирались приехать представители американского рынка, но как раз закрыли въезд в Украину», – говорит владелец медоварни.
Он добавляет, что в Украине невысокое доверие к алкогольным напиткам отечественного производства, даже когда речь идет о производителях качественной продукции. «Наши коллеги заказывали исследования маркетологов. При одинаковой цене и качестве украинских и зарубежных напитков 90% украинцев купят иностранный напиток», – сетует Липко.
Сейчас на медоварне тестируют производство пятого вида сикеры, а летом представят Pet-Nat-газированный слабоалкогольный напиток на основе меда.
Владелец бизнеса подчеркивает, что развитие пчеловодства могло бы приносить Украине значительный доход, и не только от продажи меда и медовых продуктов. Украина является лидером по экспорту масла. Урожайность подсолнечника после опыления пчелами повышается на 20-30%. Объемы экспорта измеряются миллиардами долларов, поэтому опыление конвертируется в значительную часть дохода аграриев.
«Такие проекты, как этот, дают возможность развиваться пасечникам. Мы готовы покупать мед по более высоким ценам, поэтому мед становится конкурентным», – говорит Липко.
Автор: Владимир Рыхлицкий
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.