Современное состояние дегуманизации основ сосуществования людей в социуме, амбивалентность культурных приоритетов, по-разному сказываются на общественном здоровье.
Наблюдается явное нарушение механизмов управления элементов системы общественного здоровья, что сейчас функционируют довольно неслаженно и нуждаются в оптимизации существующих ресурсов и существенном усилении процессуальной стороны именно государственного управления ими, что существенно изменяют как теоретические, так и методические основы развития в контексте обеспечения конкурентоспособности и развития самоуправления.
Предложенные подходы к оценке конкурентоспособности, обеспечение понимания влияния факторов их производительности, сбережения здоровья и процветания, при этом следует принимать во внимание показатель, который ежегодно рассчитывает Всемирный экономический форум – Индекс глобальной конкурентоспособности.
Поэтому следует доказать целесообразность учета индекса, который составлен из 113 показателей, объединенных в 12 индикаторов, сгруппированных в три группы субиндексов: основные требования; усилители эффективности; факторы инноваций и совершенствования.
Цель работы заключается в обосновании прикладного применения механизмов управления созданием сберегающего здоровье образовательного пространства для обеспечения конкурентоспособности и развития самоуправления через формирование и совершенствование инструментария системы общественного здоровья.
Методология. Предложены идеи цивилизации и культурологического подхода к анализу феноменологии психолого-педагогических механизмов сбережения здоровья; полипарадигмальная методология современного исследования, которая включает системно-синергетический, контекстный, личностно ориентированный, деятельный, акмеологический, холистический и сберегательный здоровье аспект к образованию, естественнонаучные представления о биопсихосоциальном феномене человека.
А также идеи гуманности образования как фактора развития индивидуальности, социальной ответственности и обеспечение готовности к профессиональной деятельности; принципиальные положения международных и отечественных документов относительно сберегательной здоровье деятельности управленческих и педагогических кадров с учетом интересов самоуправления.
Осуществлен анализ, обобщение и синтез различных аспектов понятия сбережения здоровья.
Систематизированы теоретические сведения о влиянии психолого-педагогических факторов на сбережение здоровья через аналогию и конкретизацию в учебных заведениях путем оптимизации существующих ресурсов.
Результаты. Сделан вывод, что сберегающий здоровье подход является составной частью общего процесса развития, в частности и реализации новейших механизмов управления, как в образовании, так и в жизнедеятельности социума.
Обоснован ведущий инструментарий организационного механизма по влиянию факторов сбережения здоровья во всех звеньях системы образования для создания, сберегающего здоровье образовательного пространства и достижения конкурентоспособности с учетом элементов влияния на развитие самоуправления.
Предложенные подходы к внедрению в практику различных технологий, в том числе и сберегающих здоровье, являются перспективными, ориентируют на развитие, учитывая современные глобальные трансформации.
Ключевые слова: механизм; управление; сбережение здоровья; инструменты; образовательное пространство; конкурентоспособность; сберегающий здоровье аспект; самоуправление.
Дегуманизация принципов сосуществования людей в социуме, амбивалентность культурных приоритетов, по-разному сказываются на общественном здоровье. Наблюдается явное нарушение механизмов управления элементов системы общественного здоровья, что сейчас функционируют довольно неслаженно и нуждаются в оптимизации существующих ресурсов.
А также требуют существенного усиления процессуальной стороны именно государственного управления ими, существенно изменяют как теоретические, так и методические основы развития данных рынков в контексте обеспечения конкурентоспособности и развития самоуправления.
Таким образом, одним из самых проблемных мест является исследование аспектов комплексной оценки функционирования ценностного подхода к пониманию здоровья человека и общества, определение тенденций и перспектив психолого-педагогических механизмов сбережения здоровья, в центре которых должен быть не только больной, но и относительно здоровый человек.
Поэтому важной составляющей исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов эффективного усовершенствования методичных подходов по прикладному применению механизмов управления созданием сберегающего здоровье образовательного пространства.
Также важной проблемой на пути решения проблем управления создания сберегающего здоровье образовательного пространства является усовершенствование инструментария системы общественного здоровья, индексов, так и индикаторов для количественной и качественной оценки процесса. Поэтому актуальное значение приобретает вопрос изучения различных подходов к созданию сберегающего здоровье образовательного пространства и возможностей развития.
Цель статьи
Целью исследования является обоснование прикладного применения механизмов и инструментария управления созданием сберегающего здоровье образовательного пространства для обеспечения конкурентоспособности и развития самоуправления через формирование и усовершенствование инструментария системы общественного здоровья.
Изложение основного материала исследования
Государственные психолого-педагогические механизмы управления образованием имеют важное значение для социально экономического развития общества, наделяя людей соответствующими знаниями и умениями.
Они формируют здоровье ориентировочное, здоровье творческое и здоровье сберегательные компетентности для улучшения жизни всех субъектов сферы образования, в том числе управленцев, педагогических кадров, студентов, учащихся и их родителей, других работников отрасли.
В части первой Конституции указано: «Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не ниже определенного размера законом». В статье 43 отмечается, что каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровую окружающую среду и на возмещение причиненных нарушений этого права вреда.
В статье 50 Конституции Украины указывается, что каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.
В законе Украины «Об образовании» в статье 26 удостоверяется, что обеспечение безопасных и безвредных условий обучения, труда и воспитания в учебных заведениях возлагается на их владельца или уполномоченный им орган, на руководителя учреждения или учебного заведения.
Однако расчет показателей конкурентоспособности, вследствие использования инструментария для управленцев различных государственных вертикалей определяется не только его профессионализмом, уровнем квалификации, но и зависит от опыта, мастерства, владения профессионально значимыми качествами.
В частности ответственностью за собственное непрерывное профессиональное развитие, способностью к восприятию нового, творческого развития, инновационными поисками и открытиями, а также компетентной мобильностью.
Для того чтобы «оценить конкурентоспособность отдельных стран, обеспечив понимание влияния факторов их производительности, сбережения здоровья и процветания» следует принимать во внимание показатель, который ежегодно рассчитывает Всемирный экономический форум — Индекс глобальной конкурентоспособности.
Индекс составлен из 113 показателей, которые объединены в 12 индикаторов, сгруппированных в три группы субиндексов: основные требования, усилители эффективности; факторы инноваций и совершенствования.
Совокупность переменных на две трети состоит из результатов глобального опроса 1300 руководителей компаний из разных стран и сфер деятельности, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах, а на одну треть из общедоступных источников.
В том числе статистические данные и результаты исследований, осуществляемые на регулярной основе международными организациями.
Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причем ни один фактор не в состоянии в одиночку обеспечить конкурентоспособность экономики.
Для более детального исследования различных аспектов государственных механизмов сберегательной здоровье деятельности системы образования Украины, ее следует рассматривать также как много аспектную систему, функционирующую на основе вертикальных и горизонтальных государственных вертикалей.
Научное обоснование особенностей функционирования системы образования в территориальном аспекте необходимо для соответствующего воспроизводства разнообразия социально-экономических, природных, культурных условий общин Украины.
Очевидно, что актуализируется сущность государственных механизмов внедрения сберегающих здоровье технологий в образовательное пространство с целью сохранения здоровья детей и молодежи, трудоспособного взрослого населения; осознание педагогическими, научно-педагогическими работниками ответственности за сохранение здоровья как общественной ценности.
Отдельные авторы обосновывают сберегающие здоровье технологии как анализ представлений о понятии «сберегающих здоровье технологий». В системе образования это свидетельствует о необходимости выделения сберегающих здоровье образовательных технологий из гигиенического, медицинского и реабилитационного контекста, и усовершенствование педагогического наполнения данного понятия.
Бесспорно, важной частью управленческого процесса является конечная оценка его эффективности. Эффективность управленческой деятельности органов государственной власти является одним из необходимых условий успешного функционирования системы государственного управления для достижения конкурентоспособности с учетом элементов влияния на развитие самоуправления.
На фоне количественного экспонентного расширения образовательной системы, увеличения количества учебных заведений, резко обострились проблемы развития образования.
Среди насущных проблем выделен сберегающий здоровье аспект относительно относительного снижения качества и релевантности образования, соответствие его содержания современным требованиям, снижению прикладного применения механизмов государственного управления созданием сберегающего здоровье образовательного пространства.
Также следует отметить довольно слабое соответствие подготовки руководящих кадров образования указанным механизмам для удовлетворения потребностей образования; общественное положение в связи с пандемией СOVID-19, эпидемией туберкулеза, кори, первичной заболеваемости и наблюдается тенденция к снижению уровня заболеваемости населения Украины.
Поиски усовершенствования, как инструментов, так и механизмов мобильности государственного управления, оптимального распределения полномочий между различными вертикалями власти управления является предметом постоянного внимания власти.
Таким образом, вышеупомянутое требует мобильности в усовершенствовании механизмов государственного управления образованием, что остается весьма актуальным, особенно в условиях чрезвычайных вызовов для Украины.
Необходимость сохранения человеческого капитала в условиях глубоких противоречий общественного развития и глобального экономического кризиса ставит перед правительствами разных стран задачи в обеспечении развития молодежи как здоровой и образованной части общества.
Например, Мадридская конференция министров здравоохранения европейских стран (1981 г.) признала образовательное направление приоритетным для сохранения и укрепления здоровья населения. Согласно Оттавской Хартии (ВОЗ, 1986), положениями которой руководствуется мировое сообщество, образование по вопросам здоровья и здорового образа жизни – интегральная часть политики, которая призвана уменьшить влияние социальных, экономических и экологических неравенств.
Образование в современных условиях признают одним из самых весомых факторов укрепления здоровья и обеспечения сбережения здоровья молодежи наряду с развитием общин, политикой, законодательством.
Указанное свидетельствует о необходимости решения противоречий между поставленными перед образовательной отраслью Украины задачами, создать сберегающее здоровье пространство с учетом эффективного международного и отечественного исторического опыта, накопленного в этой сфере. Так, выявленный уровень проблемы, ее научная и социальная значимость сейчас становятся особенно значимыми.
Мы предлагаем еще одну парадигму психолого-педагогических механизмов государственного управления, в частности образования, именно в переходном обществе. Как конструктивный взгляд, концепция занимает место между второй и третьей парадигмами. Это подчеркивает приоритет совместного действия первого лица и подчиненных.
Движущим фактором указанной парадигмы развития такой управленческой системы являются сбалансированные государственные механизмы, когда учитываются интересы всех ее субъектов и подструктур. Такой подход предполагает отказ от устаревшего административно-командного альянса, а требует учета природной соответствующей самоорганизации субъекта и объекта управления.
При этом целевые функции управленческих структур и объектов управления сопрягаются через процессы диалогической адаптации, осуществляемые вследствие регулирования, взаимного приспособления этих функций в ходе полилогического, сопроводительного, образовательного мониторинга. Именно образование определяет конкурентоспособность государства на длительный период.
В ближайшей перспективе наиболее успешными на рынке труда будут специалисты, которые умеют учиться на протяжении жизни, критически мыслить, ставить цели и достигать их, работать в команде, общаться в много культурной среде и обладать другими современными умениями.
Сейчас востребованным становится специалист, способный быстро и эффективно ориентироваться в профессиональной среде, которая постоянно трансформируется, принимать квалифицированные решения, адаптироваться к новым условиям и обстоятельствам. Это является ведущими факторами успешной профессиональной самореализации личности с учетом базовых основ развития самоуправления.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Имеем все основания, сделать выводы, что сберегающий здоровье подход является составной частью общего процесса развития. В частности и реализации новейших механизмов управления, как в образовании, так и в жизнедеятельности социума становится ведущим инструментарием организационного механизма и влияния факторов сбережения здоровья во всех звеньях системы образования, для создания, сберегающего здоровье образовательного пространства и достижения конкурентоспособности с учетом элементов влияния на развитие самоуправления.
В то же время внедрение в практику различных технологий, в том числе и сберегающих здоровье, являются длительными и перспективными, особенно во время глобальных трансформаций.
Авторы: Лариса Горяная, доктор философии, кандидат педагогических наук, доцент, президент Международной академии культуры безопасности, экологии и здоровья, E-mail: gorjana2017@gmail.com, ORCID: 0000-0003-1130-3210
Наталья Вдовенко, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра глобальной экономики, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, Е-mail: nata0409@gmail.com, ORCID ID: 0000-0003-0849-057X, Researcher ID: J-5146-2017
Наталья Коробова, кандидат экономических наук, доцент, кафедра глобальной экономики, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, Е-mail: korobova_n@ukr.net, ORCID ID: 0000-0003-1952-8078
Роман Дмитришин, вице-президент Международной академии культуры безопасности, экологии и здоровья, лидер Совета ученического самоуправления «Надежда», президент СОШ № 297, действительный член КПНЗ «Киевская малая академия наук учащейся молодежи», отделение философии и обществознания, Е-mail: dmytryshynromann@gmail.com, ORCID ID: 0000-0001-5659-5013
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.