Известный американский инвестор, ментор и совладелец нескольких IT-компаний Мартин Кашубовский уже 30 лет работает с инновациями в различных проявлениях. С недавних пор он занимает должность исполнительного директора института инноваций и предпринимательства в университете Олд Доминион (Норфолк, штат Виржиния, США).
Уже несколько раз Мартин посещал Украину и другие постсоветские государства. В октябре известный бизнес-коуч снова приезжает к нам. В рамках CRDF Global BootCamp Ukraine, податься на участие в котором можно до 27 сентября, Кашубовский будет консультировать украинские стартапы. В интервью K750 Мартин рассказал о том, как развивать инновации в компаниях и странах, и почему нельзя просто так взять и скопировать опыт Кремниевой долины.
Читайте также: 50 миллионов на гранты. Интервью с координатором запуска Ukrainian National Startup Fund Деборой Фейрлам
Как развивается глобальная стартап – экономика: главные выводы исследования Startup Genome
Девять украинских стартапов в сфере чистых технологий
Роман и Андрей Зинченко – о Greencubator, TeslaCamp и о «зеленых» трендах в Украине и мире
Инновационный сити-гайд: что делать, куда идти, где останавливаться и с кем знакомиться в Таллинне
«Ощущение острой потребности»
Вы работаете в мире бизнеса и стартапов еще с 90-х годов. Как с тех пор изменились подходы к инновациям?
Процесс инноваций сейчас кажется более осознанным. Компании и организации часто (хотя и не всегда) планируют, как именно они будут внедрять инновации, с кем реализовывать инновационные проекты и как они могут получить пользу от инноваций.
Теперь, по крайней мере, в некоторых случаях, иметь дело с инновациями значительно проще, чем в прошлом. Скорость компьютеров, «облачные» технологии, новые программы и инструменты упростили процесс разработки новых продуктов. Социальные медиа позволяют быстро получать фитбек от клиентов и оперативно изменять свои разработки согласно этим отзывам.
Когда мы говорим об инновациях, мы имеем в виду только новые технологии?
О, нет. Я редко говорю об инновациях только с технологической точки зрения. Важно сосредотачивать свое внимание не на том, как работает новая технология, а КАКИМ ОБРАЗОМ она применяется.
Раньше была популярной мысль, что инновации будут рождаться каждый раз, когда будут собираться несколько умных людей, которые придумывают новые технологии. Со временем стало понятно, что речь совсем не о технологии, а о том, как компании используют эти технологии, чтобы запустить новые процессы или создать лучшие продукты. Поэтому инновации – это история, как о технологиях, так и о бизнес-модели.
По моему мнению, инновационность бизнес-модели столь же важна и потенциально полезна, как и большинство технологических достижений. Посмотрим на экономику общего пользования (sharing economy). Uber и AirBnB предлагают не так и много технологических новаций. Взамен эти компании создали новые способы монетизации недооцененных активов, изменив бизнес-модели, связанные с такими сервисами, как совместные поездки и проживание.
Может ли каждая компания быть инновационной?
Да, практически любая. Никогда не будет, не хватать замечательных идей и людей, которые понимают, что делать для достижения лучших результатов.
Конечно, инновационные процессы являются более сложной задачей для крупных компаний, чем для стартапов. Крупный бизнес имеет сложившуюся культуру, определяющую характер его действий. У компаний возникает страх перед неудачами и страх перед изменениями. Поэтому обязанностью каждого работника на всех уровнях организации является работа над собой, что позволит не бояться преобразований и возможных неудач.
Что бы вы посоветовали компаниям, которые пытаются внедрять инновации?
Во-первых, направлять время и ресурсы на трансформационные инновации, но оставаться открытыми к простым и постепенным достижениям. Во-вторых, обращать внимание на людей в организации, которые действительно хотят помочь в совершенствовании нововведений.
Важным вопросом является финансирование инноваций. Нужно выйти на местных инвесторов и государственные источники финансирования. Следует найти как можно больше ресурсов для финансирования инновационных программ, чтобы сохранять гибкость и динамику развития.
Нужно уметь принять неудачу, но лишь тогда, когда эта неудача научила вас чему-то важному. Помните – над инновациями нужно работать каждый день, чтобы сделать их частью культуры вашей организации.
Из вашего опыта, какие факторы или поведение могут мешать внедрению инноваций в компании или организации?
Действительно, нужно помнить ряд важных вещей, чтобы не убить инновационный дух организации. Не стоит думать, что инновации происходят автоматически после того, как вы запустите несколько процессов или наймете Chief Innovation Officer. Не нужно создавать барьеры для инноваций – не позволяйте юридическим и бухгалтерским отделам уничтожать хорошие идеи.
Нужно позаботиться об организации таких простых вещей, как проведение «мозговых штурмов». Позволяйте людям высказывать свои предложения, призывайте их выходить за рамки и не забывайте вознаграждать инноваторов, когда они пробуют что-то изменить. При этом не забывайте о долгосрочном плане внедрения инноваций. Не бросайтесь реализовывать каждую идею, не оценив ее критически.
Страх и сопротивление изменениям убивают инновации. Не ждите, пока наступит кризисный период и инновации станут необходимостью. Тогда, вероятно, будет уже слишком поздно.
Отличается ли процесс создания культуры инноваций на уровне компании и страны?
Внедрять инновации в отдельных организациях легче. Там работает немного людей, а значит, проще отсеять тех, кто противится инновациям и поощрить тех, кто поддерживает перемены. Когда же речь идет о городе, регионе или целой стране, задача усложняется. Ведь в городах и странах живет больше людей, работает больше организаций, и каждая из них имеет свою стратегию, свои метрики и собственные подходы к пониманию успеха или неудачи.
Впрочем, существует множество способов создания или совершенствования инновационной культуры. Одним из ключевых аспектов является разработка «ощущение острой потребности» (sense of urgency) – веры людей в то, что в случае, если они не будут использовать новаторские подходы, их бизнес, регион или страна будут страдать.
Часто такие страны имели существенные проблемы, их экономика находится в состоянии кризиса, они не знают, что ждет их в будущем. Переживая за то, что их может постигнуть крах как страну, жители этих государств каждое утро думают над тем, что бы такого придумать, чтобы покончить с этими проблемами.
Мне приходилось видеть большое количество компаний, которые, несмотря на свои лидерские позиции на рынке, оказываются не в состоянии найти свое следующее весомое преимущество – и начинают отставать. В аналогичной ситуации может оказаться и регион или страна.
С другой стороны, я видел несколько стран (Украина – одна из них), которые решили, что именно инновации выведут их из проблемной ситуации, которые использовали это «ощущение острой потребности» для движения вперед.
Если говорить конкретнее, то, на мой взгляд, непродуктивно сосредоточивать свое внимание, лишь на одной или двух крупных инициативах. Более полезно испытывать много новых вещей одновременно.
Среди таких инициатив могут быть инкубаторы, акселераторы, конкурсы, коворкинги, микрокредитование, фонды для стартапов на ранней стадии, краудфандинг и так далее. Когда становится понятно, какие решения приносят положительный результат, а какие нет, нужно масштабировать первые и быстро отказаться от последних. Я всегда советую инноваторам и политикам в США – важно не только нетерпеливо относиться к темпам внедрения инноваций, но и видеть ситуацию в перспективе и помнить о том, что для изменения культуры требуется время.
Страны со стабильными экономиками меньше занимаются инновациями. Это не хорошо, но и не плохо. Эти страны просто идут своим путем. Но когда страна, и не только страна, но и отдельная компания, организация, город или регион пытаются изменить свою культуру, «ощущение острой потребности» может им помочь.
От космической инженерии – до института инноваций
В университете вы изучали космическую инженерию. Почему, в конце концов, решили работать в бизнесе, быть ментором для стартапов?
Да, по специальности я действительно космический инженер. Раньше я работал со многими компаниями, связанными с Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Я никогда не работал на NASA напрямую, но участвовал в проектах агентства, в частности в программе Space Shuttle.
Но, честно говоря, NASA и компании, работающие на агентство, являются крупными, бюрократизированными, медленными организациями. Я был разочарован темпами развития инноваций в этих компаниях.
Со временем я понял, что для того, чтобы сделать что-то важное, мне лучше начать собственное дело, чтобы работать совместно с инноваторами, что стремятся двигаться вперед. То есть мне легче было достичь своей цели в стартапе или в статусе ментора или инвестора, чем работая в крупной организации вроде Boeing или NASA.
Вы долгое время работали со стартапами и бизнесом. Как вы получили работу в университете? Расскажите о вашей роли исполнительного директора Центра инновационного предпринимательства (Center for Enterprise Innovation) в Университете Олд Доминион (Old Dominion University)?
Да, я работал в разных организациях и компаниях, в том числе и в своих собственных. И я был очень рад консультировать стартапы. И около четырех лет назад ко мне пришли представители Университета Олд Доминион и попросили помочь с их инновационной программой. Правду говоря, в университете мало что делалось в направлении инноваций – и я почувствовал, что могу помочь им изменить эту ситуацию.
На самом деле, мы недавно реорганизовали CEI в новую более масштабную организацию под названием Институт инноваций и предпринимательства (Institute for Innovation & Entrepreneurship). Это хорошая новость. Несмотря на то, что мы и делали доброе дело в рамках CEI, но были ограничены в использовании ресурсов.
В рамках новой организации мы сможем объединять программы для поддержки местных предпринимателей с нынешними и новыми университетскими программами, что поможет выявить инновационные решения и найти менеджеров, капитал и корпоративных партнеров для этих проектов.
Какие возможности для предпринимателей открывают инновационные центры, в частности инновационный центр в Университете Олд Доминион?
Как я уже отмечал, Олд Доминион ранее не предпринимал активных мер в направлении инноваций. Инновационный центр, а также другие программы помогли наладить связи с внешним миром – более тесно объединиться с сообществом, инвесторами, венчурными капиталистами, крупными компаниями и другими университетами. Например, мы наладили отношения с центром NASA, который находится в нашем регионе. Также сейчас на базе университета происходит много государственных исследований.
CEI (теперь часть большего IIE) имел широкий спектр программ, направленных на то, чтобы помочь людям запустить или развивать собственный бизнес. Это включает программы для женщин-предпринимателей, предпринимателей-ветеранов и компаний, которые стремятся выйти на новые рынки – как в США, так и за рубежом.
В рамках различных программ также осуществляется сотрудничество с местными и региональными политиками, которые помогают создавать новые программы для поддержки инноваций и предпринимательства. Среди них – создание нового акселератора, несколько проектов в сфере кибербезопасности и судостроения, а также создание нового инновационного хаба для морских перевозок. Мы также очень активно помогаем нескольким правительственным организациям найти новые пути для популяризации инноваций.
Новые кремниевые долины
The Economist пишет, что стартапы покидают Кремниевую долину – в частности, из-за высокой стоимости жизни в районе Залива. В то же время в некоторых регионах вроде Колорадо появляются программы, которые поощряют стартапы строить свой бизнес именно там. Означает ли это, что скоро мы услышим о новых «кремниевых долинах» на территории США? Или «клонировать» опыт Кремниевой долины невозможно, и теперь, скорее, инновационные хабы будут распространены по всему миру?
Кремниевая долина остается самой динамичной инновационной экосистемой в мире. Но действительно, это не единственное место, где можно запускать и развивать собственный бизнес. Мы видим много мест, где умные люди собираются и создают инновации.
Когда в регионах пытаются полностью скопировать происходящее в Кремниевой долине, они совершают ошибку. Такой ход никогда не сработает. Да, вы можете вынести некоторые уроки из опыта Долины, но вы должны фокусироваться на том, что хорошо работает в вашем регионе.
Например, мой регион специализируется на развитии технологий в хорошо знакомых нам отраслях – морской, логистической, аэрокосмической (на территории региона находится центр NASA), индустрии беспилотных систем, кибербезопасности.
Неважно, вы развиваете экосистему Киева, Львова или Одессы, самое главное – это осознать свою уникальность. Вы должны фокусироваться на том, что умеете, а не пытаться стать следующей Кремниевой долиной. Если коротко, то сейчас мы наблюдаем поразительный рост стартапов в местах, где раньше их почти не было. И это хорошая новость – как для этих отдельных стран, так и для всего мира.
Вы выросли в Детройте – городе, что был известным, прежде всего, как колыбель американской автомобильной индустрии. Несколько лет назад медиа всего мира писали о Детройте совсем по другой причине – город обанкротился. Возрождается ли Детройт? Возвращаются ли туда инновации?
Короткий ответ – да. Детройт быстро растет, ведь город как раз сосредоточился на инновациях, стартапах и на поиске новых бизнес-моделей. Автомобильная отрасль тоже никуда не делась. Я не скажу, что изменения, которые происходят в Детройте, легко реализовать, но город движется в правильном направлении.
Я слежу за Детройтом не только потому, что это мой родной город. Ранее я выступал с презентацией, которую я назвал «Рассказ о 4 городах». Эта презентация была посвящена городам, которые в свое время пережили серьезные экономические потрясения. Первым городом является Детройт-город, который полностью зависел от автомобильной индустрии, «обвалившейся» во время глобального финансового кризиса 2008 года.
Вторым городом является Денвиль, штат Виржиния. Денвиль был мировым лидером в текстильной промышленности, которую в 1970-ых переместили в другие штаты, а затем и в другие страны (в частности Китай, Вьетнам, Бангладеш), а также в табачном производстве, которое резко упало вследствие снижения уровня курения в США. Третьим городом я обычно называл Ереван, переживший большой экономический шок после падения Советского Союза. Но иногда я привожу в качестве такого примера Львов.
Всем трем городам восстановиться после серьезных потрясений помогли инновации, стартапы. Эти города не пытались полностью восстановить то, что было раньше – вместо этого они искали новые пути. Четвертым городом в моем рассказе является город, где я сейчас живу – Норфолк, штат Виржиния. 45% экономики Норфолк зависит от военных расходов США. И поэтому я задаю вопрос: а должен ли Норфолк пережить такой же экономический шок, как Детройт, Ереван или Денвиль, прежде чем город станет на путь инноваций?
Вы консультировали стартапы в разных странах, в частности неоднократно бывали в государствах постсоветского пространства – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Украине. Что можно сказать о развитии инноваций в этих странах?
Все эти страны отличаются между собой, и на это есть много причин. Но если каждая из них будет работать в каком-либо направлении, пробовать что-то новое, налаживать сотрудничество между государственным и частным секторами, привлекать к этому процессу учебные заведения и не разочаровываться, когда не все сразу получается – она добьется успеха.
Большим преимуществом всех этих стран бывшего Советского Союза являются блестящие люди и, например, хорошая система образования, на которую можно опираться. А что же есть общего между всеми этими государствами? Я бы сказал, что их отличает sense of urgency.
Похоже на то, что Тбилиси не фокусируется на вопросе инноваций, как это делают Львов, Киев и Ереван. Ереван – это прекрасный пример. Когда я впервые посетил столицу Армении, там почти не существовало программ для стартапов. Тогда в Ереване был только один инкубатор. Сейчас просто невозможно успеть за всем, что там происходит.
Что запомнилось из поездок в Украину и Беларусь? Каковы ваши ожидания по развитию инноваций в Украине?
Я был в Минске в 2012 году как гость посольства США. Мне предложили провести неделю семинаров для нескольких местных университетов, а также провести некоторое время с группой местных ангелов из сети Business Angel&Venture Investors Network. Я был впечатлен страстью и отдачей будущих предпринимателей в Беларуси.
Тогда я с удовольствием отметил, что основатели стартапов уже тогда были заинтересованы в создании экосистемы, которая могла бы конкурировать на глобальном уровне. С тех пор у меня не было возможности поехать в Минск снова, но я хотел бы увидеть, каких успехов им удалось достичь.
В Украине, как и в Армении, я впервые побывал в 2010 году, в рамках поездки с CRDF Global. Тогда мы провели семинары для предпринимателей в Донецке и Одессе. Я также посетил Киев. В этой же поездке меня попросили приехать во Львов, чтобы провести краткую оценку экосистемы этого города – проверить, достаточно ли проводится мероприятий, оправданы ли затраты CRDF на поддержку Инновационного центра. Тогда Львов был не готов. Мы вернулись на следующий год с командой CRDF STEP – и за это время Львов достиг значительных успехов.
После этого я еще несколько раз бывал в Львове и Киеве. В прошлом году мы также посетили Днепр. Во время каждого из визитов я наблюдал огромный прогресс в развитии местных экосистем и улучшение общего состояния бизнеса. Столько всего происходит – как в Львове, так и в Киеве. Когда я впервые увидел UNIT.City, я подумал: «О Боже, когда это успело произойти?».
В целом, я действительно оптимистично настроен в отношении Украины. Да, существуют вызовы на востоке страны, но здесь очень много прекрасных людей, которые пытаются изменить ситуацию к лучшему. За этим приятно наблюдать.
Автор: Ольга Дубенская
Источник: K750
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.