Жизнь в виртуальном мире не так далека, как может казаться. Мировые гиганты уже работают над ее воплощением в реальность.
Чтобы получить представление, что такое метавселенная, можно прочитать научно-фантастический роман Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» или же посмотреть экранизацию книги, которую в 2017 году на киностудии Warner Bros снял Стивен Спилберг.
Главный герой романа живет в 2045 году и убегает от нищеты и жестокой реальности в виртуальный мир «оазиса», в котором проживает под аватаром совсем другую жизнь. В нем он параллельно с учебой в школе, которая также происходит в «оазисе», проходит разнообразные квесты, совершенствует своего персонажа и даже влюбляется.
Метавселенная – это цифровая вселенная, к которой пользователь присоединяется с помощью гаджета – компьютера, смартфона, очков виртуальной реальности и сети. В метавселенной пользователь не просто просматривает контент, а находится в середине него.
Главной его особенностью должна быть возможность аватара без помех перемещаться между различными виртуальными мирами вместе с доступными ресурсами. Условно, в метавселенной пользователь может ездить на Lamborghini Gallardo из игры Need For Speed со снайперской винтовкой из Counter-Strike.
Такие возможности позволят создать виртуальную экономику и монетизировать время, проведенное в виртуальной реальности. Не удивительно, что о реализации проектов метавселенной в последнее время заявили многие крупные компании.
Почему Facebook, Microsoft и Fortnite строят метавселенные и когда они вообще могут появиться?
Epic Games и Fortnite
Онлайн игра Fortnite, созданная компанией Epic Games в 2017 году, разделила мир на «до» и «после». До того существовала только реальность, в которой люди проводили время за играми, а после того человечеству открылся параллельный мир, в котором в форме игры можно вести виртуальную жизнь.
Это был взрыв. За неполные четыре года существования Fortnite стал настоящей пандемией, опередив по темпам распространения даже коронавирус. На конец 2020 года в этой игре было зарегистрировано более 350 миллионов человек – 5% всего населения Земли.
Fortnite — это не просто онлайн игра. Пользователи заходят в нее как в социальную сеть, чтобы общаться с друзьями, ее бренды используют для рекламы и продакт-плейсмента. Например, созданные в ней игровые персонажи носят кроссовки Nike, в виртуальном мире Fortnite проводят премьеры трейлеров реальных фильмов, а известные музыканты дают концерты. Среди последних — Трэвис Скот, Ариана Гранде и Weezer.
И это еще не все. Игроки Fortnite имеют возможность переходить в творческий режим и создавать собственный контент, с возможностью дальнейшей его монетизации. Это могут быть костюмы, игровые механики, определенные эмоции или целые миры.
Но в Epic Games решили не останавливаться на достигнутом. В апреле этого года компания объявила о привлечении 1 миллиарда долларов инвестиций для преобразования Fortnite в полноценную метавселенную.
А особенно, что для этого есть все предпосылки. По мнению венчурного инвестора и евангелиста метавселенных Мэтью Болла, Fortnite уже и так является «протометавселенной». А миллиард инвестиций поможет компании реализовать свой план.
Кроме инструментов игры Fortnite в создании метавселенной Epic Games помогут:
игровой «движок» Unreal Engine, который уже используют для кинопроизводства – например, там частично был визуализирован телесериал «Мандалорец»;
собственная инфраструктура и онлайн-сервисы, которые помогают разработчикам реализовывать игры на всех возможных устройствах: Apple, Android, Microsoft, Sony, Nintendo, что помогает им быть «бесшовными» и приближает к метавселенной;
магазин и платежная система – тоже критически важные для элементов метавселенной.
По словам СЕО Epic Games Тима Суини, метавселенную должен обеспечить лучший опыт, чем могут предложить Fortnite, Netflix и другие развлекательные сервисы вместе взятые.
В виртуальном мире Fortnite уже сегодня можно погрузиться в жизнь, которая отличается от реальной
«Fortnite эволюционирует постепенно, метавселенная не будет резким событием. Это будет место для любых людей и творцов, включая бренды. В какой-то момент каждая компания будет там. Если вы производите автомобили, присутствие вашего бренда в метавселенной не станет рекламой. Это станет местом, где люди будут управлять вашими машинами и чувствовать их использование в игре.
Нам необходимо перейти от закрытых экономик, таких как Fortnite, Minecraft, Roblox и десятков тысяч других игр, к общему пространству.
Мы работаем над тем, чтобы развиваться в этом направлении с все большей открытостью, и, в конце концов, откроем экономику. Другие игры сделают то же самое. И, надеюсь, за 10 лет мы сможем сделать так, чтобы игроки играли в Roblox, Fortnite и Minecraft в одном мире и с одинаковыми социальными связями. Для этого нужна новая модель программирования, которая позволит бесшовным способом переходить из одного мира в другой. Однако пока такой модели не существует», — отметил Суини.
Но в направлении создания полноценной метавселенной движется не только Epic Games.
Facebook и виртуальная реальность
Соединение социальной сети и виртуальных (virtual reality, VR) проектов метавселенной хочет создать и Facebook. Об этом CEO компании Марк Цукерберг заявил в конце июля. По его словам, это будет полноценный виртуальный мир для общения, работы и развлечений, где пользователи могли бы ощущать физическое присутствие друг друга.
«Многие люди считают, что метавселенная – это виртуальная реальность, которая, как мне кажется, будет важной ее частью. И это та часть, куда мы инвестируем больше всего – VR-технология обеспечивает наиболее емкую форму присутствия человека.
Но метавселенная – это не только виртуальная реальность. Она будет доступна на всех наших AR- (дополненная реальность) и VR-платформах, а также ПК, мобильных устройствах и игровых консолях.
Многие также связывает метавселенную прежде всего с играми, но я не думаю, что это будут только они, хотя развлечения и станут большой частью процесса», – отметил Цукерберг.
В разработке устройств AR и VR сейчас сосредоточены около 10 тысяч сотрудников Facebook – это почти пятая часть всего персонала компании. Вдобавок к этому компания уже начала набор большого количества разработчиков именно для метавселенной.
На проект метавселенной Facebook в ближайший год направит 5 миллиардов долларов. Это больше, чем Илон Маск тратит на весь проект по освоению космоса.
Microsoft и корпоративная метавселенная
Еще до того, как Марк Цукерберг объявил о намерениях создания метавселенной, собственный вариант виртуального мира представила глобальная компьютерная корпорация Microsoft. Произошло это 26 мая. Правда, это не та метавселенная, доступ к которой будут иметь все желающие. Сейчас речь идет только о корпоративном ее варианте.
По словам главы Microsoft Сатьи Наделла, компания уже может предложить набор сервисов, которые позволяют смешивать цифровой и реальный миры. Например, создавать цифровые копии любых объектов, использовать интернет вещей для их синхронизации в виртуальном и реальном мире, и организовать удаленную работу в смешанной реальности в режиме реального времени.
Учитывая набор программ, который Microsoft анонсировал в своей метавселенной, эта платформа будет исключительно для работы.
BMW и Joytopia
5 сентября собственный виртуальный мир представил немецкий производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей и велосипедов BMW. Платформа мюнхенского гиганта носит название Joytopia.
«С Joytopia мы создали наш собственный проект метавселенной. Таким образом, мы отвечаем на потребности наших клиентов в индивидуализированном опыте работы в цифровом пространстве», – прокомментировал это событие Стефан Пониква, вице-президент по коммуникациям BMW.
На платформе уже провела свое выступление группа Coldplay. Поклонники могли просматривать концерт виртуально и даже взаимодействовать с музыкантами. Аватары могли танцевать под музыку и смотреть на сцену под любым углом, а также бегать, прыгать, летать и махать другим аватарам.
Однако из всех перечисленных выше примеров, Joytopia меньше похоже именно на «метавселенную», а больше – на обычный виртуальный концерт со спецэффектами. Предложит ли платформа немецкого автомобильного производителя нечто большее — покажет время.
Не только крупные компании стремятся создавать метавселенные, но и целые государства. Так в гонку за виртуальные миры включилась Южная Корея, решив создать альянс с участием крупного бизнеса, который разработал бы собственную VR-платформу национального уровня. В этой стране метавселенную считают следующим шагом в эволюции интернета и делают ставку именно на виртуальную реальность.
Сколько времени необходимо ждать для получения полноценного виртуального мира
Как видим, стремление создать полноценный виртуальный мир есть у многих могущественных мира сего. Но что может помешать каждому из них создать настоящую метавселенную? Это желание существует реализовывать проект самостоятельно, ведь делить лавры с другими ни один из них не хочет. А такой подход усложняет теорию «бесшовности» и растягивает этот процесс на неопределенный срок.
По мнению Мэтью Болла, уже бывалого венчурного инвестора, полноценная реализация метавселенной возможна лишь тогда, когда достаточно разовьются следующие 8 направлений технологий:
аппаратное оснащение, как для пользователей, так и для разработчиков метавселенной;
большая пропускная способность сети и децентрализация передачи данных;
мощные вычислительные системы;
виртуальные платформы – качественные иммерсивные цифровые симуляции с полным или частичным погружением;
новые инструменты и стандарты обмена данными;
новые платежные системы, которые позволяют расплачиваться цифровыми валютами;
качественный контент – продукты и услуги, созданные внутри метавселенной;
поведение пользователей, которые связаны с метавселенной.
По его мнению, каждый из этих пунктов критически важен для появления метавселенной, поэтому настоящий виртуальный мир может появиться лишь через десятилетия. И такой прогноз совпадает с мнением СЕО Epic Games Тима Суини.
Хотя всегда оптимистичный Марк Цукерберг, например, дает себе на реализацию проекта максимум 5-7 лет.
Действительно ли метавселенная – это будущее интернета или очередной хайп-проект, покажет только время.
Автор: Андрей Калистратенко
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.