Постановка проблемы. Определяющей чертой экономики современности является глобальный финансовый кризис. Он затрагивает интересы всех без исключения государств, свидетельствует о высокой взаимозависимости национальных экономик. Для Украины — это удручающее социально-экономическое явление, которое становится серьезным испытанием, как для отдельных субъектов рынка, так и государства в целом.
В плен социально-экономических рисков попадают все отечественные регионы. Ища собственные пути выхода из него, они пересматривают стратегии, программы социально-экономического развития, позиционируют себя как гармонизированные территориальные общественные системы (ТСС).
Экономика регионов находится в ожидании новых идей, действенных реформ. Об их эффективности можно будет судить лишь со временем. А сейчас показательным индикатором кризисного состояния региональной экономики остается миграция населения.
Миграция населения (лат. migratio – переселение) всегда связана с признаком территории, а, следовательно, выступает одним из ключевых понятий региональной экономики. Это не только специфическое геопространственное явление человеческого поведения, но и действенный инструмент регулирования воспроизводственных процессов ТСС.
В плановой экономике его широко использовали с целью оптимизации территориальной организации производительных сил. Именно через маятниковую трудовую миграцию советское государство решало проблему дефицита кадров крупных предприятий промышленности, расположенных в городах.
Сезонная трудовая миграция выступала средством покрытия потребности в рабочей силе предприятий южных сельскохозяйственных регионов, а вахтенные бригады – методом освоения территорий Сибири и Дальнего Востока.
В рыночной экономике государство не может оптимизировать миграцию населения в своих интересах, ведь человек имеет гарантированные права относительно самостоятельного выбора и реализации миграционного поведения. Однако это не означает, что государство должно оставаться в стороне от миграционных рисков, игнорировать их эффекты.
Анализ последних исследований и публикаций. Процесс формирования теоретических основ региональных исследований процессов миграции аккумулирует в себе положения ряда теорий – факторов размещения производства (Й.Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера), центральных мест (В. Кристаллера), региональной специализации и международной торговли (А. Смит, Д. Риккардо), взаимозаменяемости факторов производства – труда, земли, капитала (Э. Хекшера, Б. Оулина), учений пространственной организации хозяйства (А. Льоша).
Впоследствии к ним присоединились регионалы У. Айзард, Т. Райнер, неоклассики П. Самуэльсон, С. Энке и другие, которые заложили основы для изучения пространственных аспектов человеческой деятельности, их значения для понимания активности поведения лица, организации общественных форм этого поведения.
Цель этого изучения — проявление пространственных взаимосвязей не только между людьми и их деятельностью, но и между людьми и естественной или преобразованной географической средой.
Отечественная школа научных исследований проблем миграции в значительной степени обязана сотрудничеству украинских, российских, прибалтийских, польских ученых.
Так, среди представителей зарубежных стран, осуществивших на нее свое положительное влияние, следует назвать П. Бурдье (Франция), А. Вишневского (Россия), А. Волкова (Россия), Ж. Зайончковскую (Россия), Т. Заславскую (Россия), В. Моисеенко (Россия), В. Покшишевского (Россия), Л. Рыбаковского (Россия), Е. Фильрозе (Польша), А. Сове (Франция), Д. Тернера (США), Б. Хорева (Россия), А. Ягельского (Польша) и многих других.
Сейчас в Украине различные аспекты исследования миграции представлены целой плеядой ученых. Это А. Доценко, Я. Жупанский, Ф. Заставный, Е. Либанова, А. Паламарчук, Ю. Питюренко, М. Пистун, С. Пирожков, А. Позняк, И. Прибыткова, М. Романюк, В. Стешенко, С. Стеценко, М. Тымчук, У. Хомра, А. Шаблий и многих других. Формированию их научных взглядов способствовали исследования С. Подолинского, М. Птухи, Ю. Корчак-Чепурковского, И. Ланге, С. Томилина, А. Хоменко и других.
Более ста лет назад И. Франко писал: “Ищите главные причины эмиграции и устраняйте их! Не довольствуйтесь хватанием первого попавшегося агента, а присматривайтесь к ежедневной нужде, в которой живет народ, и советуйтесь, исправляйтесь, ставьте крепкие границы не из штыков, а из добрых порядков, из полезных для народа экономических и общественных институтов!”. Эти слова чрезвычайно актуальны сегодня, нацеливают внимание ученых на конструирование действенных моделей проукраинской миграционной политики.
Изложение основного материала исследования. Украинская миграция, которая в новейшую пору превратилась в характерную черту образа жизни значительной части населения, содержит ряд рисков. Речь идет, прежде всего, об опасности:
— дезинтеграции экономического пространства государства. Согласно нашим наблюдениям в Украине есть три группы интенсивных миграционных потоков рабочей силы, осуществляющих дополнительную нагрузку на региональные рынки труда и которые следует особенно отслеживать и регулировать, а именно: поток переселенцев из соседних бывших социалистических стран, которые оседают в восточных и южных регионах государства.
А также лиц, мигрирующих в поисках труда из горных районов Карпат в регионы с более благоприятными экономическими условиями занятости (прежде всего, г. Киев); беженцев из отдаленных стран, которые в качестве туристов попадают в Украину, оформляют статус беженца и, пытаясь максимально задержаться в приграничных населенных пунктах государства, «продуцируют» теневую занятость;
— деградации социального пространства государства. Украинская трудовая эмиграция «размывает» среду формирования среднего класса в собственной стране. Она нарушает структурные соотношения между «включением» и ”исключением» различных групп населения из социальных и экономичных процессов, между рынком и государством, между обогащением и маргинализацией (обеднением) населения, между обществом и личностью, между развитием экономики и состоянием окружающей среды.
Между сохранением национальной самобытности украинского этноса и распространением идей “мирового гражданства”;
— декомпозиции экистико-поселенческого пространства государства. Речь идет о явлениях так называемой детонации процессов маятниковой миграции между украинскими городами и селами. Вследствие чего растет депопуляция сельских поселений, избирательно урбанизируются крупные населенные пункты, прежде всего, в зоне влияния рынка труда столичного региона и отдельных восточных центров крупной индустрии.
А также распространяются нормы специфического (девиантного) поведения среди молодежи. Развитые страны, принимая во внимание, что система расселения не может быть рациональной, если в ее структуре более трети составляет доля сельского населения, предлагают собственные пути решения региональных проблем в части регулирования маятниковой миграции.
В частности, обосновывается, что процесс перекачки рабочей силы имеет конкретные пределы: он прекращается, если уровни оплаты труда в городе и на селе выравниваются, а сельское хозяйство – модернизируется. Численность городского населения стабилизируется, когда его доля в общем населении страны и общих доходах достигает 75%. Это приводит к сокращению миграции из села в город;
— деформации демографического пространства государства. Внимание привлекают проблемы деконцентрации человеческих ресурсов и рост дефицита рабочей силы на региональных рынках труда Украины.
Что в свою очередь является результатом не столько явления демографического перехода страны к новому типу воспроизводства населения (суженного), как зонального „вымывания” лиц репродуктивного возраста за пределы территории постоянного проживания и разбалансировки на этой основе половозрастной структуры жителей. Сейчас внешняя миграция экономически активного населения — это проблема национальной безопасности Украины.
Приведенные миграционные противоречия развития ТСС являются в значительной мере следствием глобализации экономики. Для осмысления ее значения в развитии отечественных ТСС стоит еще и еще раз критически оценить опыт зарубежных стран по противодействию миграционным рискам. Ведь сейчас именно украинская трудовая эмиграция «перепускается» через жесткие жернова зарубежных рынков труда, является носителем информации о плюсах и минусах миграционных социальных технологий.
Так, если взглянуть на экономику передовых стран мира полвека назад, то можно заметить, что ее удовлетворяло использование любой иностранной рабочей силы, без выдвижения к ней дополнительных требований. В середине 80-х годов ХХ века ситуация стала принципиально иной – требования бизнеса возросли как к квалифицированной иностранной рабочей силе в сферах высоких технологий и услуг, так и к дешевой рабочей силе.
Это повлияло на поведение правящих правительств в отношении иммиграционной политики. В странах ЕС, это получило свое выражение в двух отличных подходах к моделированию перспектив развития национальной экономики — с ориентацией на длительную — и краткосрочную трудовую миграцию. Руководству стран, поставившему своей целью преодоление демографического кризиса, удалось привлечение только квалифицированной рабочей силы.
А правительства стран, стремившихся к решению текущих проблем национальной экономики, о ”квалификационном сите» заботились меньше. Однако из-за частого использования труда иммигрантов и практики объединения семей эти страны де-факто начали постепенно превращаться в страны иммиграции иностранной рабочей силы (со всеми социальными, этническими национальными, религиозными и другими проблемами).
Встает вопрос, насколько значимым является приведенный зарубежный опыт других стран для решения проблем гармонизации развития отечественных ТСС, ведь в нашем случае речь идет не об общенациональных, а региональных инструментах воздействия. Ответ на этот вопрос следует, очевидно, строить на том, что современные региональные экономики переходят на принципиально новые схемы построения международных контрактов.
Экономика национальных государств больше ориентирована на потенциал региональных экономических сообществ. Нынешний кризис свидетельствует, что очень близким является то время, когда ”упор конкурентоспособности, переместится на эффективное функционирование местной экономики, а не на абстрактные средне-национальные показатели, и на способность региональных экономических сообществ самоорганизовываться».
Это означает, что главным аспектом новой институциональной схемы развития ТСС станет, по выражению В. Барнза и Л. Ледебура, способность сообществ любого уровня к диалогу с сообществами другого уровня. Что антиинфляционные и антирегрессионные меры правительства будут направляться в те местные экономики, которые в этом нуждаются.
Что инициативы по повышению квалификации рабочей силы будут работать для расширения контактов, пожизненного обучения в региональных экономиках. Сейчас же региональные сообщества требуют собственной системы измерения миграционных движений, специального набора инструментов, индикаторов диагностики миграционных явлений и процессов.
Возьмем для примера ТСС регион украинских Карпат (Закарпатская, Ивано-Франковска, Львовская, Черновицкая области), где проживает 13% населения Украины. По плотности населения регион приравнивается к альпийским странам: если в Закарпатской области он достигает 97 человек на 1 км2, в Ивано-Франковской – 100, в Черновицкой – 112, в Львовской – 118 человек на 1 км2 (при 77 человек на 1 км2 по Украине), то в Австрии – 98 человек на 1 км2, Чешской Республике – 130, Швейцарии – 180 человек на 1 км2 (2005 г.).
По данным официальной статистики Карпатские области имеют наиболее благоприятные шансы демографического воспроизводства практически из всех других областей Украины. Однако, несмотря на положительные показатели демовоспроизведения, тенденция к сокращению численности горцев вызывает серьезное беспокойство.
Причиной этому является миграция населения, которая за годы украинской независимости набрала традиционный, типично массовый и двойственный характер. Так, по разным данным, на временные работы за границу из Карпатских областей Украины ежегодно выезжают более 700 тысяч человек, „львиную” долю из них составляют квалифицированные рабочие. О постоянстве этой тенденции свидетельствуют данные как межпереписного периода 1989-2001годов, так и всех последующих лет.
По убеждению ученых-экономистов, миграция отражает нарушение равновесия между земельными и человеческими ресурсами ТСС, асимметрию в размещении факторов производства, дифференциацию в уровнях доходов и занятости населения, расхождения в уровнях региональных ставок заработной платы.
В регионе украинских Карпат имеются практически все указанные экономические эффекты миграции. Соответственно именно эти факторы следует «отрабатывать» в моделях гармонизации процессов развития анализируемой ТСС.
Так, об асимметрии в размещении факторов производства областей украинских Карпат сказано немало. Не только отсутствие плодородной земли, но и трудоемких объектов промышленности является причиной дефицита мест приложения труда.
Это, в сочетании с неудовлетворительными техническими характеристиками условий производства, — одна из острейших социально-экономических проблем развития региона, которая годами детерминирует уровень занятости жителей края. С учетом данных систем занятости основных административных центров значение показателя составляет 60,4% против 65,9% по Украине; что касается горных районов, то здесь значения значительно ниже.
О другом факторе миграции, а именно расхождении в уровнях региональных ставок заработной платы, нельзя говорить обособленно от общих проблем развития экономики края. Он является производным от многих факторов, в том числе и фактора технологичности производства. Так, по данным официальной статистики, степень изношенности основных средств региона колеблется в пределах 50%, из них в промышленности – 60%.
Отсутствие мощных инвестиций значительно ухудшает технические характеристики существующей системы рабочих мест. Лишь за последние годы средний возраст производственного оборудования вырос в промышленности почти в 1,5 раза, доля наиболее продуктивных и современных рабочих мест сократилась в несколько раз.
Ситуация с низким технологическим уровнем рабочих мест промышленности ухудшает технологическую основу роста производства, снижает уровень конкурентоспособности продукции, блокирует рентабельность и уровень оплаты труда.
Расхождения в уровнях региональных ставок заработной платы (мощного стимула вымывания квалифицированной рабочей силы) не ликвидируются, а наоборот – углубляются. Свидетельством является тот факт, что местная экономика все острее чувствует потребность в рабочей силе, которая отвечала бы современным квалификационным требованиям качества, была способной оперативно адаптироваться к конъюнктуре рынка труда.
К сожалению, в областях Карпатского региона цитируемое выше “региональное экономическое сообщество” слишком медленно реагирует на потребности продуцирования на местах европейской интеграционной среды. Не является достаточно ангажированным на реализацию идей выравнивания предельной производительности труда и заработной платы, которая соответствовала бы уровню квалификации работников (в контексте рассмотрения миграции как составляющей общей теории интеграции).
Хотя определенные сдвиги есть и в этом. Они касаются инициативной позиции руководства Львовщины по разработке программы обеспечения экономики области высокопрофессиональными рабочими кадрами — одного из наиболее действенных инструментов развития регионального рынка труда.
А также гармонизации миграционного оборота рабочей силы в традиционно избыточном регионе Украины (решение принято во исполнение поручения Кабинета министров Украины от 28 декабря 2006 года № 53740/2/1-06 и решения Львовского областного совета от 29 декабря 2006 года № 187 «Об областном бюджете Львовской области на 2007 год»).
Так, в результате разработки проекта программы ученым Института региональных исследований НАН Украины удалось очертить наиболее разбалансированные звенья в системе «образование–производство» региона. Выявить острую потребность в рабочих кадрах строителей, механиков, швей, рабочих в сфере металлообработки, электриков – классических представителей когорты трудовых мигрантов, установить профессионально-квалификационную асимметрию на региональном рынке труда, сформулировать концептуальные блоки и механизм решения поставленной задачи.
Дефицит квалификации рабочих кадров промышленных предприятий региона, проблемы их воспроизводства — это отражение специфики трансформационных процессов, происходящих на региональном рынке труда в условиях нынешнего кризиса. Другое дело, когда речь идет о предприятиях передовых государств, определившихся со своими стратегиями выхода из него, где все еще востребован труд отечественных „синих воротничков”.
А в случае, когда рабочие кадры являются объектом ажиотажного интереса транснациональных компаний, временно локализующихся в депрессивных территориях, среди которых фигурирует территория украинских Карпат, они провоцируют текучесть этих кадров на смежных предприятиях. „Взимают” на определенное время лучших работников, уничтожая тем самым идею наставничества не только в определенном трудовом коллективе, но и регионе в целом.
Это указывает на то, что без государственного лоббирования темы воспроизведения „синих воротничков” на отраслевых и региональных рынках труда Украина может оказаться перед угрозой интервенции иностранной рабочей силы со всеми ее экономическими и социально-этическими последствиями.
Здесь разработка программы обеспечения высокопрофессиональными рабочими кадрами экономики региона — это не просто путь к решению отдельной региональной проблемы, а предпосылка дальнейшего развития украинского социума.
Еще один аспект, о котором следует помнить при определении места миграции в гармонизации развития ТСС – кризис всегда является временным явлением. За фазой упадка следует фаза подъема экономически активной жизни ТСС. В жестокой борьбе за сферы рыночного влияния выигрывает тот регион, который оперативно перестроит свою экономику, сориентирует ее на высокие профессионально-квалификационные характеристики рабочей силы.
Более того, нынешний кризис сигнализирует о начале формирования нового экономического миропорядка – закономерного результата трансформаций в сфере разделения труда, активизации процесса перехода передовых обществ к новым концепциям труда и занятости населения, институции миграционных движений как проявления прав и свобод граждан на пути реализации концепции человеческого развития. Этому порядку будут соответствовать новые культурные ценности, профессиональная этика.
В свете сказанного достойны внимания исследования немецких ученых, которые не просто диагностируют горизонты изменений систем труда и занятости, а предлагают новые концепции. Так, П. Гроттиан вполне справедливо считает, что ныне глобальная миграция инвестиций, микроэлектронная революция блокируют условия для возвращения к классической полной занятости. Сокращение государственных бюджетов ведет к тому, что новые постоянные виды деятельности в общественном секторе создать сложно.
Ей на смену вырисовывается общество пяти видов труда (наемного, собственного, общественного, совместного, образовательного), и новому портфелю труда можно противопоставить портфель с доходом, который благодаря общественному труду, лучшим возможностям получить образование, взаимопомощи граждан может значительно сократить их расходы и сделает людей менее зависимыми от наемного труда.
«Если граждане возьмут на себя часть бремени, у государства высвободятся деньги на инвестирование в общественный труд, а не в управление социальным обеспечением”. Новые концепции труда — это и новые модели миграционной активности населения, измененные схемы построения международных контрактов в области региональных экономик.
Выводы. В Украине проблемы миграции, ее роли в гармонизации развития ТСС являются предметом постоянной дискуссии. Ведь риски, порожденные миграционными процессами населения на местах, сейчас выходят в ранг национальной безопасности государства. Дезинтеграция экономического, деградация социального, декомпозиция экистико-поселенческого, деформация демографического пространства государства – это те миграционные эффекты, которые требуют постоянного контроля.
В механизм противодействия этим рискам должны быть вовлечены как центральные органы власти, так и органы территориального управления, местного самоуправления, бизнес, общественные и другие структуры ТСС. Все четче очерчивается перечень требований к самому человеку, который под влиянием прогресса науки и техники, распространения передовых средств связи (цифровых технологий, интернета), вынужден ответственно относиться к конструированию своего будущего.
Сейчас в условиях глобального кризиса важной составляющей теоретико-методологического и методического обеспечения вектора реформ, поддержания сбалансированности территориального развития государства, инструмента преодоления миграционных рисков и общего социального напряжения в обществе должен стать задел экономической научной мысли.
О новых концепциях труда и занятости уже длительное время ведется дискуссия на страницах специальных изданий. Изучению их перспектив в условиях украинской региональной экономики стоит уделять значительно больше внимания.
Автор: У.Я. Садовая, доктор экономических наук, заведующая отделом Института региональных исследований НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.