В последние годы среди стран назначения украинских мигрантов заметно возросла роль соседних центральных европейских стран. Вызванные пандемией CОVID-19 карантинные ограничения обусловили усиление этой тенденции. Поскольку поездки в сопредельные государства, в том числе в Словакию, оказались более безопасными и легче осуществляемыми.
Хотя объемы миграции в Словакию значительно уступают тем, которые наблюдаются между Украиной и другими государствами Вышеградской группы, это довольно показательный пример для анализа общих тенденций миграции в регионе. Она быстро растет вследствие территориальной и культурной близости, увеличения потребностей соседней страны в дополнительных рабочих руках из-за рубежа, постепенной либерализации ее миграционной политики.
Граждане Украины выезжают в Словакию, прежде всего с целью трудоустройства, увеличивается образовательная миграция в соседнее государство, определенная часть перемещений носит торговый характер. Последствия миграции украинцев в Словакию неоднозначны.
С одной стороны, она способствует более тесным международным отношениям, развитию взаимодействия, трансфера знаний и опыта, однако, с другой, ведет к потере Украиной части трудового потенциала, снижению трудовой активности на родине, трудоустройство наших сограждан в неформальной экономике за рубежом имеет риски нарушения их трудовых прав, отсутствует социальная защита.
Целью этой статьи является анализ тенденций и определение особенностей миграции украинцев в Словакию с обоснованием приоритетов взаимовыгодного для обеих стран сотрудничества по регулированию мобильности (трудовой, образовательной, торговой) населения. Для ее достижения применены общенаучные методы познания: системный, сравнительный, структурно-функциональный.
Новизна исследования обеспечивается выявлением современных особенностей миграционных процессов между Украиной и Словакией по использованию новейших доступных статистических и фактических данных. По его результатам сделан вывод о том, что оба государства заинтересованы в переводе трансграничной миграции в правовую плоскость, обеспечении упорядоченного и безопасного передвижения людей.
В то же время для Украины основной интерес заключается в том, чтобы активная мобильность населения не провоцировала дальнейшее углубление диспропорций в уровнях жизни соседних государств, способствовала динамике развития.
Это требует деятельности по двум основным направлениям. Сохранение модели циркулярной миграции как альтернативы миграции переселенческой, предохранителя окончательных потерь части трудового и интеллектуального потенциала.
А также создание условий для использования заработков мигрантов, приобретенных ими знаний и опыта, установленных социальных связей для расширения возможностей предпринимательства, открытие новых рабочих мест в Украине и, соответственно, обеспечение предпосылок для сокращения трудовой миграции, возвращения мигрантов на Родину.
Ключевые слова: миграция населения Украины, трансграничная мобильность, малое пограничное движение, миграционная политика, Словацкая Республика.
Постановка проблемы и актуальность исследования. Определяющим трендом в развитии миграционных процессов населения Украины в течение последних десятилетий, является переориентация миграционного потока с восточного на западное направление, то есть на страны ЕС. Пандемия COVID-19, привела к усложнению трансграничных перемещений, обусловила уменьшение интенсивности миграционного потока, определенные изменения его характеристик.
Так, по данным Евростата, численность граждан Украины, которые имели разрешения на пребывание в странах-членах ЕС, действующие по состоянию на конец 2020 г., уменьшилась по сравнению с концом 2019 г. в основных странах назначения Западной и Южной Европы, а именно в Германии, Австрии, Италии, Португалии, Греции. Вместе с тем, этот показатель в соседних к Украине странах вырос: в Венгрии на 2,7%, в Польше на 5 , в Словакии — на 11,1, в Чехии на 13,9%.
В условиях карантинных ограничений выезды в сопредельные государства оказались для украинцев безопаснее и легче осуществляемыми, тем более что потребность в дополнительных рабочих руках в странах-соседях сохранялась. Насколько устойчивой будет тенденция к росту значения стран Вышеградской группы и стран назначения мигрантов из Украины, будет зависеть от общей миграционной ситуации в Европе, динамики развития стран-реципиентов и Украины.
Однако уже сейчас можно утверждать, что в центре Европы сложилась устойчивая миграционная система, функционирование которой особенно наглядно проявляется в приграничных регионах, ее формирование под влиянием пандемии ускорилось. Словакия является наименьшим по территории, населению и протяженности границы с Украиной соседкой, которая является членом Вышеградской четверки.
По объемам миграционные потоки между Украиной и Словакией значительно уступают тем, которые наблюдаются между Украиной и другими государствами региона. В то же время пример украинско-словацких перемещений населения является довольно показательным для анализа общих тенденций миграции в Центрально-Восточной Европе, дальнейших прогнозов их развития.
Целью статьи является анализ тенденций и определение особенностей миграции украинцев в Словакию с обоснованием приоритетов взаимовыгодного для обеих стран сотрудничества по регулированию мобильности (трудовой, образовательной, торговой) населения. Для ее достижения применены общенаучные методы познания: системный, сравнительный, структурно-функциональный.
Новизна исследования обеспечивается выявлением современных особенностей миграции между Украиной и Словакией по использованию новейших доступных статистических и фактических данных.
Анализ последних исследований и публикаций. Миграцию населения Украины за границу под разными углами зрения изучали экономисты, социологи, политологи. Значительный вклад в изучение миграции населения Украины, в том числе в Словакию, сделали Е. Либанова (E. Libanova), О. Позняк (O. Pozniak), М. Романюк (M. Romanyuk) и другие авторы.
Отдельным направлением миграционных исследований является изучение миграции украинцев в страны Вышеградской группы, которые осуществлялись в творческом сотрудничестве с учеными соседних стран.
Украинскую сторону в этих исследованиях представляли аналитики А. Бетлий (O. Betliy), К. Кульчицкая (K. Kul’chytska), И. Сушко (И. Sushko) и другие. В соседних странах над проблематикой работали польские ученые П. Кажмеркевич (P. Kaźmierkiewicz), М. Ярошевич (M. Jaroszewicz), чешские исследователи Д. Дрбохлав (D. Drbohlav), В. Стрелковска (V. Strelkovska), словацкие ученые В. Бенч (V. Benc), Л. Ваврова (L. Vavrova) и другие.
Анализируя миграцию украинцев в Словакию, большинство исследователей оставались в рамках неоклассической парадигмы экономики, которая утверждает, что рабочая сила движется туда, где заработки выше, а безработица ниже, что трудоустройство за границей вызвано значительной разницей в величине вознаграждения за аналогичную работу и большим спросом на нее в стране назначения.
В соответствии с неоклассическим подходом, примененным на микроуровне, миграция воспринята как инвестиция в дальнейшее накопление материальных ресурсов и человеческого капитала.
В парадигме так называемой новой экономики миграции территориальные перемещения рассматриваются не как индивидуальные, а как семейная стратегия, направленная на достижение домохозяйством определенных целей, например, улучшение жилищных условий или обучение детей, на снижение экономических рисков, страхование от неожиданных и неблагоприятных событий.
Дополняет понимание перемещений между Украиной и Словакией «сетевая» теория, в центре которой – миграционные сети, то есть социальные связи, которые соединяют мигрантов с семьями на родине, потенциальных мигрантов с соотечественниками за рубежом. Это социальный капитал, что упрощает и удешевляет перемещения, чем объясняется способность миграции до расширенного воспроизводства даже тогда, когда первичные экономические причины ее возникновения теряют свою остроту.
Трансграничные социальные связи лежат в основе парадигмы территориальной миграционной системы и трансграничного рынка, в том числе рынка труда, как его составляющей, системы, базирующейся на взаимосвязях и взаимных дополнениях.
Транснациональные рынки труда стали предметом серьезного внимания в региональных научных центрах Западной Украины. Они исследовались такими учеными, как М. Бачинская (M. Bachynska), М. Боль (M. Bil), К. Деркач (K. Derkach), У. Sadova, В. Рюль (V. Ryul’), Ю. Цыбульская (Y. Tsybulska) и другими. Частью миграционной системы «Украина — Восточная Европа» является миграционная система, объединяющая Украину и Словакию.
Такой подход развился из более широкой концепции транснационализма, которая сформировалась в 1990-е годы на основе изучения деятельности транснациональных корпораций, а впоследствии была имплементирована в миграционные исследования. При традиционном мышлении, когда границы национального государства кажутся естественной рамкой функционирования общества, миграция выглядит девиантным явлением, ее последствия обычно имеют коннотацию рисков или угроз.
Однако более современный взгляд на миграцию основывается на том, что мигрант одновременно является и иностранцем за рубежом, и гражданином дома, что он функционирует в обоих социальных пространствах и тем самым объединяет их, создавая возможности для взаимообогащения и развития.
Попадая в новую социальную среду, мигранты меняются и меняют свое окружение и в стране пребывания, и в стране происхождения, обеспечивающие распространение новых знаний и опыта по обе стороны границы.
Таким образом, мигранты способствуют прогрессивным преобразованиям на родине и улучшению имиджа страны происхождения за рубежом, а граница трансформируется из распределительной линии в место контактов и взаимосвязей.
Для понимания миграции украинцев в Словакию интересна также теория миграционного перехода, согласно которой модернизация общества обусловливает трансформацию не только демографического поведения населения, но и миграционной ситуации, превращения стран, при этом отдавали население тем, которые его привлекают.
После Второй мировой войны этот переход пережили страны Западной Европы, в 1970-х–1980-х годах страны европейского Юга, после 2004 г. благодаря динамике экономики в результате вступления в ЕС он начался в странах Центрально-Восточной Европы, в частности в Словакии.
Выход за рамки несколько упрощенного подхода к миграции, как экономически детерминированного явления, способствует также институциональная теория, согласно которой миграционные потоки отражают уровень вовлеченности страны в международные соглашения, проекты сотрудничества.
Институциональными факторами трансграничной миграции между Украиной и Словакией является Соглашение между Украиной и Словацкой Республикой о местном пограничном движении 2008 г. в редакции 2019 года. Оно предоставляет возможность жителям пограничной зоны свободно въезжать в 30-ти километровую зону соседнего государства и находиться там до 90 дней; иметь наличие преференций, предоставляемых в Словакии иностранцам, которые имеют статус «заграничного словака».
Поскольку Словакия является членом Европейского Союза, важным для миграционных перемещений между странами является не только национальное законодательство и двусторонние договоренности, но и законодательство ЕС, в т.ч. обретение украинцами права путешествовать на территории ЕС без виз.
Изложение основного материала. Факторы, которые определяют миграцию украинцев в Словакию, имеют внутренний и внешний характер. Причем именно внутренние факторы являются решающими для возникновения и развития миграционного процесса. Они хорошо известны, прежде всего, это значительно более высокая оплата труда за рубежом, чем в Украине.
Поскольку наиболее активно в миграционных перемещениях участвуют жители приграничных регионов, а Словакия граничит с Закарпатской областью Украины, проиллюстрируем этот тезис данными опроса, проведенного в Закарпатье Фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива осенью 2020 года.
Связи с ними по сравнению с результатами аналогичного исследования 2018 года, доля лиц, которые задумывались над эмиграцией, выросла с 28 до 49%, однако доля тех, которые не намеревались эмигрировать из-за каких-либо условий, уменьшилась с 46 до 34%.
Среди причин выезда закарпатцев за границу господствующими являются экономические преимущества. Покинуть страну в случае существенного ухудшения экономической ситуации (падение доходов, отсутствие работы с достаточной оплатой труда) в 2020 г. были готовы 28,3% респондентов, а по данным аналогичного опроса в 2018 г. – 20%.
Высокий уровень миграционной готовности, как привлечение жителей области к трансграничным перемещениям, в большой степени является следствием социально-экономической ситуации в ней. Так, по данным Госстата, имеющийся доход в расчете на одного жителя в Закарпатской области самый низкий по сравнению со всеми украинскими регионами, кроме пострадавших от войны Донецкой и Луганской областей.
Уровень безработицы (по методологии МОТ) стабильно выше, чем в среднем в Украине, а заработная плата, наоборот, ниже. В то же время в соседней Словакии минимальная заработная плата вчетверо преобладает этот показатель для Украины.
Кроме социально-экономических факторов, на интенсивность миграции влияют и другие обстоятельства. Например, удобное транспортное сообщение, миграционная активность родственников или близких друзей и тому подобное.
Упомянутый выше опрос населения Закарпатской области показал, что 17% закарпатцев имели родных или близких друзей. Они выехали на постоянное жительство за границу, 38,9 – таких лиц, которые выехали на работу за рубеж на длительные сроки, 40,1% – родных и друзей, которые до пандемии практиковали непродолжительные поездки на заработки.
Еще одним фактором миграции является, безусловно, наличие соответствующих этнических меньшинств по обе стороны границы. Граждане Украины словацкой этнической принадлежности, которые в соответствии со словацким законодательством могут получить статус словака, проживающего за рубежом, объективно имеют более широкие возможности для миграции в Словакию.
Этот статус дает право временно проживать в Словакии на протяжении 5 лет, учиться, работать, заниматься бизнесом. Чтобы его получить, нужно доказать, что лицо, или его прямые предки, является по национальности словаками, или что оно занимается общественной деятельностью, которая демонстрирует словацкое национальное сознание. Предполагается также базовое владение словацким языком.
По переписи 2001 г. среди граждан Украины насчитывалось лишь 6,4 тыс. словаков. Позже, как известно, перепись не проводилась. Однако по оценкам словацкого правительственного органа, который занимается делами словаков, живущих за рубежом, в Украине, в основном в Закарпатье проживают 12 тыс. словаков.
После 2014 г. количество ходатайств о приобретении статуса зарубежного словака выросло вдвое. Хотя в общем миграционном потоке доля этнических словаков незначительная. Как вследствие их малой численности, так и потому, что те, кто собирался эмигрировать, уже реализовали свои возможности раньше.
Родственные и дружеские связи между соотечественниками по обе стороны границы упрощают миграционные перемещения и поиск работы в зарубежном государстве не только для представителей этнического меньшинства, но и для их окружения, что принадлежит к титульной нации.
Для миграции украинцев в Словакию важным является режим границы, количество пересечений которой значительное. Режим существенно уменьшился в результате карантинных ограничений 2020 г., но уже в конце года начал восстанавливаться. Всего в 2020 г., по данным Государственной пограничной службы, граждане Украины выезжали в Словакию 336,5 тыс. раз, или в 2,5 раза меньше чем в 2019 г.
Несмотря на то, что длина украинско-словацкой границы лишь 97 км, на ней находятся пять пунктов пересечения (два автомобильных, два железнодорожных, один пешеходный), происходит строительство новых. После обретения независимости, когда украинцы смогли свободно передвигаться через границу со Словакией, действовал безвизовый режим, а жители приграничья могли выезжать в соседнее государство даже по внутренним паспортам со специальными вкладышами (органы внутренних дел оформляли до 60 тыс. таких вкладышей на год).
Интенсивность движения через границу со Словакией была чрезвычайно высокой и в 1999 году достигла более 800 тыс. выездов. В условиях системного кризиса переходного периода 1990-х годов основную массу пересечений границы осуществляли «челноки», то есть лица, которые собственноручно перевозили через границу мелкие партии товаров, как для собственного потребления, так и для продажи.
В 2000 г. Словакия ввела для украинцев визовый режим в связи с подготовкой вступления страны в ЕС, что сразу привело к уменьшению численности пересечений границы вдвое. Еще больше усложнились трансграничные переезды украинцев после присоединения в 2007 году Словакии в Шенгенскую зону, и после введения процедуры оформления виз по более строгим шенгенским правилам.
Вместе с тем население быстро приспособилось к новым реалиям. Ежегодно консульства Словакии оформляли более 50 тыс. виз. Количество отказов колебалось в пределах 1-2%, что было ниже, чем в среднем по странам Шенгенской зоны.
Трансграничной мобильности способствовало также подписанное в 2008 г. украинско-словацкое соглашение о местном пограничном движении, которое позволило жителям почти трех сотен населенных пунктов приграничья путешествовать в приграничные регионы Словакии без виз и находиться там, в течение 30 дней.
Позже с целью упрощения процедур межгосударственных поездок продолжительность пребывания на территории соседней страны была продлена до 90 дней. Получение Украиной в 2017 г. безвизового режима с ЕС значительно расширило возможности для миграционных перемещений украинцев.
Среди внешних факторов миграции граждан Украины в Словакию – лучшая экономическая, социальная, демографическая ситуация в соседней стране, потребности рынка труда, миграционная политика, а также географическая близость, языковое и культурное родство, наличие украинского этнического меньшинства.
Исторически Словакия не принадлежала к странам, которые привлекают мигрантов, более того, в результате миграции страна теряла собственное население. Так, в поисках лучших заработков выехали в более богатые страны ЕС или ездят туда на работу, проживая в Словакии, от 150 до 250 тыс. граждан.
Однако постепенно ситуация меняется. Хотя численность иностранцев в стране все еще сравнительно незначительна (она составляет чуть более полутора процентов населения), темпы ее роста едва ли не самые высокие в Европе.
Если в 1990-е годы большинство иностранцев в Словакии были гражданами Чешской Республики, после вступления в ЕС в 2004 г. их доля уменьшалась, в страну прибывали граждане других государств Евросоюза, в основном менеджеры и специалисты, а также иммигранты из третьих стран. Сначала это были выходцы из бывшей Югославии, где шла война.
В 2000-х годах начал расти иммиграционный поток из Украины. По состоянию на конец 2020 г. действующие разрешения на пребывание в Словакии имели 150 тыс. иностранцев, что на 5% больше чем в предыдущем году. 40% из них были гражданами стран ЕС, 60% – других стран, среди которых больше всего украинцев, а также граждан Сербии, Вьетнама и Российской Федерации.
В то же время, как утверждают специалисты, трансформация Словакии из страны, которая отдает население на принимающую ее территорию, не сопровождалась выработкой адекватной миграционной политики. Поскольку прибывшие из Югославии и из Украины были близки к словакам по языковым, культурным, религиозным характеристикам, потребность в разработке надлежащих правовых и административных механизмов в полной мере не осознавалась.
Новизна феномена миграции обусловила осторожное и часто негативное отношение словацкого общества к нему. До «миграционного кризиса» 2015-2016 годов, то есть массового прибытия в Европу беженцев с Ближнего Востока, миграционные вопросы находились на маргинесах общественного бытия.
Когда же правительство отвергло утвержденные Еврокомиссией обязательные квоты на переселение беженцев, как форму солидарности со странами-членами ЕС, которые страдали от крупнейшего миграционного давления, миграционные вопросы превратились не только в важную тему внутриполитических дискуссий, но и европейского интеграционного дискурса.
Словакия выдвинула идею «гибкой солидарности», то есть оказания поддержки в рамках ЕС другими, кроме переселения, средствами. Относительно таким подходом достигнут консенсус в политикуме и в обществе, однако господство негативных стереотипов в отношении миграции грозит накоплением нерешенных проблем в этой сфере, особенно трудовой миграции, которая приобретает все большее значение для развития страны.
Как и в большинстве европейских стран, население Словакии скоро уменьшится вследствие негативного естественного прироста и в связи с довольно многочисленной миграцией словаков за границу, и поэтому страна нуждается в пополнении.
Тем более что в последние десятилетия экономика страны успешно росла, сюда поступали значительные иностранные инвестиции, уровень безработицы был низким, а количество новых рабочих мест увеличивалось. Улучшая условия жизни, удалось достичь уровня ВВП на душу населения, что составляет 75% от среднеевропейского уровня.
Согласно опросу Словацкой бизнес-ассоциации, 50% работодателей остро ощущают нехватку работников, еще 35% заявили, что работников не хватает, хотя проблема не является острой. В то же время 41% субъектов бизнеса вынуждены отказаться от определенных заказов из-за нехватки рабочей силы. Наибольший спрос на операторов и монтажников машин и оборудования (42%), квалифицированных рабочих и мастеров (22%).
В концептуальном документе относительно перспектив миграционной политики Словацкой Республики указано, что страна будет стимулировать иммиграцию квалифицированных мигрантов и ученых из культурно родственных стран, в том числе и из Украины. Путем создания информационно-консультативных центров для мигрантов будет распространяться информация о возможностях образования и трудоустройства в Словакии.
С целью обеспечения потребностей рынка труда правительство Словакии упрощает процедуры трудоустройства работников из-за пределов ЕС.
Например, с 2018 г. производственное обучение иностранца не требует специального разрешения, такие разрешения оформляется лишь впоследствии, в случае трудоустройства мигранта и при условии, что безработица в уезде не превышает 5%, а профессия мигранта является дефицитной.
Срок пребывания вакансии в списке Управления по труду для поиска претендента среди словаков уменьшен с 30 до 20 дней. Либеральны требования к работодателю, который стремится нанять мигранта. Ранее он должен был доказать, что не осуществлял незаконного трудоустройства иностранцев в течение пяти лет, а теперь двух.
Введен институт дефицитных специальностей по найму носителей, о которых работодатели не должны информировать Управление по труду, если доля иностранцев не превышает 30% персонала. Список дефицитных профессий сначала пересматривался ежегодно, а ныне – ежеквартально.
Несмотря на это иммиграционная политика Словакии остается довольно жесткой. В то же время величина заработной платы в стране сравнительно невысока.
Поэтому Словакия пока не является лидером по популярности среди стран назначения мигрантов из Украины. Вместе с тем украинцы являются здесь крупнейшим иностранным сообществом из-за пределов ЕС. Так, по данным Евростата, на конец 2020 г. украинцы имели 40 тыс. разрешений на проживание в Словакии. В течение года было оформлено более 10 тыс. новых разрешений. Через карантинные ограничения их было меньше, чем в 2019 г. почти на 40%.
Однако общее количество действующих разрешений не только не уменьшилось, но и несколько возросло. Оно было на 11,1% больше предыдущего года, а в 2011-2020 гг. увеличилось более чем в семь раз. Как и миграция из Украины в целом, миграция в Словакию особенно быстрыми темпами росла после событий 2014 года, агрессии и войны.
Продолжительность в 86% разрешений на пребывание украинцев в Словакии, впервые выданных в 2020 г., составляет более 12 месяцев. В целом по Евросоюзу доля разрешений такой продолжительности для украинцев составляла 22,7%, а в Польше – лишь 10%, то есть в Словакию украинцы прибывают на относительно более длительные сроки, чем в большинство стран ЕС. На конец 2020 г. 6,2 тыс. граждан Украины имели разрешения на постоянное проживание в Словакии.
В течение 2020 года 69% разрешений на пребывание украинцев в Словакии были выданы в связи с осуществлением оплачиваемой деятельности. Важно отметить, что отношение к трудовым мигрантам из Украины в целом терпимое, словацкое население готово их принять, в отличие от выходцев с Ближнего Востока или Африки. Хотя тема миграции для словацкой общественной мысли остается токсичной, порожденные ей негативные мифы с украинской трудовой миграцией пока не ассоциируются.
По данным словацкого Управления по труду, социальным вопросам и семьи, по состоянию на декабрь 2020 г. в Словакии работали 14361 граждан Украины. Преимущественно это мужчины — 76%. Около трети из них работали до одного года, две трети – один — два года, более длительные сроки – лишь единицы. Основные сферы занятости — промышленность, в частности машиностроение, строительство.
Самые многочисленные среди украинцев операторы машин и оборудования (56,2%) и квалифицированные рабочие с инструментом (около 20%). Доля профессионалов невысока — примерно 7%, однако и неквалифицированных работников немного – 10%. Уровень образования занятых в Словакии украинцев в основном средний, лишь 26% имеют высшее образование разного уровня.
Заработки мигрантов составляют примерно тысячу евро в месяц у квалифицированных рабочих, 1,5 тыс. евро у специалистов, около 800 евро у работников более низкой квалификации. Крупнейшая община украинских мигрантов сконцентрирована в Братиславе и столичном регионе.
Однако официальные цифры относительно работников-мигрантов из Украины не отражают реальную численность украинцев, работающих в Словакии. Без разрешений на трудоустройство могут работать иностранцы, которые имеют статус «заграничного словака», или разрешение на временное пребывание, оформленное на другом основании. В случае найма такого лица работодатель должен лишь информировать Управление по труду о начале (прекращении) трудовых отношений.
Кроме того, в Словакии работает значительное количество украинцев, которые получили польские рабочие визы и были командированы в страну польским работодателем, а на самом деле – посредником по трудоустройству, что позволяет обойти местные правила.
Определенная часть украинцев, которая выезжает на работу в Словакию, главным образом на сезонную, не имеет никаких разрешений на трудоустройство, работают, используя возможность пребывания в ЕС в течение 90 дней благодаря безвиза, или в рамках «малого пограничного движения».
Хотя въезд этих граждан в соседнюю страну является вполне легальным, несанкционированное трудоустройство, а также превышение разрешенных сроков пребывания делает их нарушителями миграционного законодательства. По мнению экспертов, среди мигрантов в неурегулированном положении в Словакии, которых, по оценкам, насчитывается 15-20 тыс., украинцы могут составлять половину.
В 2020 г. из числа 1,3 тыс. нарушителей миграционного законодательства, выявленных компетентными органами Словакии, украинцев было 326 человек, то есть каждый четвертый. Цифры за 2019 год существенно больше – 2,2 тыс. выявленных нелегалов. В том числе 1,4 тыс. украинцев, следовательно, следствием пандемии COVID-19, кроме прочего, было значительное уменьшение трансграничной миграции. И, соответственно, связанными с ней нарушениями.
Суть претензий словацких властей к мигрантам из Украины в основном касались превышения разрешенных сроков пребывания (1369 выявленных нелегальных мигрантов из Украины в 2019 г. и 309 в 2020 г.).
Миграция в Словакию иногда связана с «серым» рынком труда и противоправными действиями также и на территории Украины. Часть поездок украинцев в соседнее государство имеет целью получение дохода путем перевозки небольших партий товаров и их продажи на родине.
В отличие от 1990-х годов, когда пересечение границы было, по сути, свободным, таможенные ограничения намного слабее, а транспортные расходы ниже, «челночная торговля» в настоящее время утратила свою коммерческую привлекательность для большинства украинцев, однако в приграничных населенных пунктах осталась актуальной.
Из-за дефицита рабочих мест с достойной оплатой труда она обеспечивает относительно высокий заработок, не требует приложения часто тщетных усилий к поискам работы, изнурительных поездок до рабочего места, дает возможность совмещать бизнес с работой в домашнем хозяйстве и заботой о семье.
Хотя такая торговля часто сопровождается нарушением таможенных правил, участием в коррупционных операциях, как показал упомянутый выше опрос фонда «Демократические инициативы», значительная часть жителей Закарпатья оправдывают теневую занятость и контрабанду. Скорее положительно к ним относятся 26% опрошенных лиц, отрицательно – 37%.
Торговая миграция снижает мотивацию к производительному труду, приводит к изменению структуры традиционных занятий жителей приграничья, поскольку благодаря границе – у кормильца исчезает потребность в расходовании значительных сил и времени на работу в домашнем хозяйстве, содержании скота или обработке больших площадей земли.
В последние годы профиль украинских мигрантов в Словакии претерпел изменения. После вступления Словакии в ЕС в 2004 г., когда начал развертывание миграционный поток с Украины, он состоял в основном из краткосрочных мигрантов. Прежде всего, жителей Закарпатья, которые осуществляли краткосрочные, но систематические выезды на заработки, часто работали в Словакии без надлежащих разрешений, выполняли тяжелую и непривлекательную работу на строительстве и в сельском хозяйстве.
После 2014 года, кроме традиционной группы, сформировалась новая группа мигрантов, которая характеризуется высоким образовательным уровнем, что ищет работу по специальности.
Это, например, IT-специалисты, врачи и средний медицинский персонал, Словакия которых привлекает тем, что перед приемом на работу им не нужно сдавать экзамен по языку. К этой группе мигрантов относятся также предприниматели, поскольку в Словакии значительно проще, чем в соседних странах, процедуры оформления разрешений на предпринимательскую деятельность. Мигранты этой категории прибывают в страну на более длительные сроки, преимущественно вместе с семьями.
Омолаживание и повышение образовательного уровня украинских мигрантов связано также и с образовательной миграцией, интенсивность которой растет. Поскольку существует соглашение о взаимном признании дипломов, гражданам Украины проще продолжать обучение в Словакии. Важным фактором избрания студентами Словакии является также финансовая доступность обучения в стране, географическая близость и хорошее транспортное сообщение, языково-культурное родство.
По данным Евростата, в 2020 г. количество впервые оформленных украинцам разрешений на пребывание в Словакии, выданных в связи с обучением (любые виды обучения, в т.ч. языковые курсы, стажировки и т. д.), было, несмотря на пандемию и карантин лишь немногим меньшим, чем в 2019 г. – 1642 против 1757. Показатель 2013 г. превышен почти в пять раз.
В словацких университетах обучается более двух тысяч украинских студентов, прежде всего в географически более близких к границе учебных центрах. Их численность стремительно растет – 188 студентов в 2013/2014 учебном году или только 3% всех иностранных студентов, и 1851 в 2017/2018 году, или почти четверть всех иностранных студентов.
Чаще всего украинские студенты изучают словацкий язык и культуру, общественные науки, информационные технологии, биологию, экологию. Словакия стимулирует образовательную миграцию в страну через механизм государственных стипендий. Обучение ведется по программам на словацком языке и является бесплатным. Студентам предоставляется жилье, льготы на проезд.
Получение словацкого диплома открывает дорогу к трудоустройству на территории ЕС и во многих случаях рассматривается как путь к дальнейшей миграции. По результатам онлайн-опроса украинских студентов в Словакии, проведенного аналитическим центром CEDOS, после завершения обучения 35,5% планировали переехать в другую страну ЕС, 20% – остаться в Словакии, вернуться в Украину – лишь 6,4%.
Благодаря имплементации в словацкое законодательство соответствующих директив ЕС, иностранные студенты имеют право работать 20 часов в неделю, оставаться в стране в течение 9 месяцев после завершения обучения с целью поиска работы. Для трудоустройства иностранцев-выпускников словацких университетов разрешение на трудоустройство не требуется.
Выводы и предложения. Миграция украинцев в Словакию по объемам сравнительно невелика, но демонстрирует тенденцию к быстрому росту вследствие территориальной и культурной близости, увеличению потребностей соседней страны в дополнительных рабочих руках из-за рубежа, постепенной либерализации ее миграционной политики.
Однако перемещение населения на украинско-словацкой границе происходят не столько вследствие добрососедских отношений между соседними государствами, сколько в результате асимметрии их развития. Для граждан Украины они имеют, прежде всего, трудовой характер, служат для поиска средств к существованию и для обеспечения достойной жизни.
Характерными чертами трудовой миграции украинцев в Словакии является существенное преобладание выезда из Украины над въездом, господство циркулярной модели перемещений. Также систематически повторяющихся, хотя и кратковременных выездов на работу за границу, которые дают возможность совмещать работу в соседнем государстве с заботой о семье и домашнем хозяйстве на родине, а также значительный сегмент торговой миграции, что является для некоторых людей важным источником дохода и основным занятием.
Последствия миграции украинцев в Словакию неоднозначны. С одной стороны, она способствует более тесным международным отношениям, развитию взаимодействия, трансфера знаний и опыта, а с другой, ведет к потере Украиной части трудового потенциала, снижению трудовой активности на Родине, к трудоустройству наших сограждан в неформальной экономике за рубежом и, соответственно, рискам нарушения их трудовых прав, отсутствию социальной защиты.
По результатам опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива осенью 2020 г. в Закарпатье, более 40% респондентов считали, что массовый выезд граждан на заработки мешает развитию области.
При таких обстоятельствах оба государства заинтересованы в переводе трансграничной миграции в правовую плоскость, в обеспечении упорядоченного и безопасного передвижения людей.
В то же время основной интерес заключается в том, чтобы активная мобильность населения не провоцировала дальнейшего углубления диспропорций в уровнях жизни соседних государств, способствовала динамике развития, что требует деятельности по двум направлениям: сохранение модели циркулярной миграции как альтернативы миграции переселенческой, предохранителя окончательных потерь части трудового и интеллектуального потенциала.
А также создание условий для использования заработков мигрантов, приобретенных ими знаний и опыта, установленных социальных связей для расширения возможностей предпринимательства, открытие новых рабочих мест в Украине и, соответственно, обеспечение предпосылок для сокращения трудовой миграции, возвращения мигрантов на родину.
Достижение этих целей возможно только при условии активного международного сотрудничества, а также целенаправленной деятельности средств внутренней политики на общегосударственном и региональном уровне. На межгосударственном уровне нужно достичь договоренностей по регулированию трудовой миграции, социальной защиты мигрантов, согласовать соответствующие процедуры.
Такие договоренности должны обеспечить более легкий доступ к официальному трудоустройству в Словакии, надлежащему социальному страхованию, предусматривать не только более либеральные правила, но и распространение надлежащей информации о рабочих местах, необходимых для трудоустройства документах, помощи в их оформлении, организации подготовительных языковых и профессиональных курсов и тому подобное.
Одной из форм взаимовыгодного сотрудничества могла бы быть поддержка зарубежными работодателями профессионального обучения и получения высшего образования в Украине, прежде всего по специальностям, в которых они заинтересованы, широкое использование с этой целью дистанционного обучения. Это способствовало бы трансформации оттока мозгов из Украины на их взаимовыгодную циркуляцию.
Стоит отметить, что с использованием такого инструмента, предусмотренного новым Пактом ЕС по миграции и убежищам, как «Партнерство по талантам», Словакия реализует проект «Таланты для Молдовы», опыт которого стоит изучения и учета.
Он предусматривает обучение/стажировку талантливых молодых специалистов из IT из Молдовы в Словакии с последующим 12-месячным трудоустройством в ведущих словацких компаниях и отвечает интересам обеих стран: Молдовы, заинтересованной в повышении квалификации своих специалистов, и Словакии, которая нуждается в дополнительной рабочей силе в соответствующей области.
Для реализации подобных инициатив важно сотрудничество служб занятости, рекрутинговых агентств, образовательных учреждений сопредельных государств, совместное проведение ярмарок вакансий, других мероприятий, которые бы способствовали поискам работы и за границей, и на родине потенциальными мигрантами или мигрантами-поселенцами.
Заинтересованные стороны могли бы организовать совместные информационные центры для мигрантов, которые бы оказывали индивидуальные консультации, а также наладить издание информационных материалов, распространять их через специализированный портал в интернете.
Важным каналом информационного сопровождения миграционного процесса и общественной коммуникации в сфере миграции, стоящим интенсивного использования, является сотрудничество с неправительственными организациями диаспор по обе стороны границы, поддержка самоорганизации мигрантов.
Необходимо развивать транспортную инфраструктуру, как и инфраструктуру границы, с тем, чтобы пересечение границы было более быстрым и комфортным, что упрощает трансграничную мобильность и уменьшает тем самым привлекательность длительного пребывания за границей. С этой же целью важно преодолеть коррупцию на пунктах пересечения границы и на таможне, работать в этом направлении совместно с соответствующими службами соседнего государства.
В общинах выхода мигрантов стоит изучать их потребности и возможности, ориентировать мигрантов на учреждение с использованием заработанных за границей средств, их вложение в востребованные общинами бизнесы. Миграционный компонент должен учитываться в программах трансграничного сотрудничества.
Для принятия взвешенных и адекватных решений необходим постоянный мониторинг миграционной ситуации, систематическое проведение научных исследований.
Автор: А.А. Малиновская, доктор наук по государственному управлению, старший научный сотрудник, главный научный сотрудник, Национальный институт стратегических исследований, Е-mail: malinovska@niss.gov.ua, malynovska@gmail.com, ORCID: 0000-0001-5305-0253, Scopus ID: 57190283069
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.