Миграционные факторы и проявления нестабильности социально-экономического развития

Проект выполнен в июне-декабре 2021 г. в рамках целевой программы научных исследований НАН Украины «Социально-экономическое развитие Украины в условиях глобальной нестабильности» коллективом ученых Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины в составе:

Доктора экономических наук, профессора, академика НАН Украины Е. Либановой (руководитель проекта), кандидата экономических наук, ст. научного сотрудника А. Позняка, доктора наук по государственному управлению, ст. научного сотрудника О. Малиновской, доктора экономических наук, ст. научного сотрудника О. Цымбала, кандидата соц. наук, ст. научного сотрудника И. Майданик, кандидата экономических наук, ст. научного сотрудника А. Хмелевской, кандидата экономических наук, ст. научного сотрудника А. Яроша, кандидата политических наук Т. Гнатюк, кандидата экономических наук, ст. научного сотрудника В. Черниченко, А. Гаврилюка.

В выполнении технических работ принимала участие А. Шморгун.

Ключевые результаты исследования. Периоды нестабильности являются неотъемлемой частью развития человечества. Хотя миграция, как любое явление, является нейтральной по своей природе, периоды нестабильности, что сейчас переживает Украина, превращают миграционные процессы преимущественно на негативные для государства явления. Поскольку они вызывают усиление выезда активной части населения в поисках заработка и лучшей жизни, и в то же время создают благоприятные условия для нарушений, трудовой эксплуатации и торговли людьми.

В истории независимой Украины отечественные специалисты выделяют такие фазы нестабильности, которые сопровождались спадами ВВП страны:

  1. Кризис 1998-1999 годов. Этот кризис возник как эхо мирового кризиса.
  1. Кризис 2009 года, в начале затронул промышленно развитые страны Европы и Азии, впоследствии начался в странах, что развиваются. Украина стала одной из наиболее пострадавших стран от этого кризиса.
  1. Экономико-политический кризис 2013-2015 гг. Кризис начался в 2013 г. на фоне политических протестов и усилился в 2014 г. в связи с началом антитеррористической операции на Востоке Украины.
  1. Пандемия COVID-19, которая стала причиной кризиса во многих странах в 2020 году. Пандемия привела к введению жестких ограничительных мер, которые повлияли не только на социальное развитие, но и на экономическое развитие стран мира.

В данном исследовании внимание сосредоточено на двух последних кризисах и вызванных ими ярких фазах нестабильности, которые привели к ухудшению социально-экономического климата в государстве и привели к новым тенденциям в миграционных процессах.

Проявления нестабильности социально-экономического развития, вызванные войной, имеют место до сих пор; распространение пандемии COVID-19 привело к усилению негативных последствий и появлению кумулятивного эффекта от взаимодействия проявления двух кризисов.

Миграционная ситуация в Украине в условиях нестабильности.

Внешняя трудовая миграция. Мировой опыт свидетельствует, что в кризисных условиях обычно происходит сокращение объемов международной миграции, увеличение доли денежных переводов на родину в структуре расходов мигрантов. Здесь мигранты усиливают поддержку своих родственников даже ценой ущемления собственного потребления. А также происходит изменение структуры занятости мигрантов, поскольку влияние кризисных процессов на различные виды экономической деятельности является неодинаковым.

Внешняя трудовая миграция в Украине в условиях пандемии COVID-19 потерпела такие трансформации:

— временное уменьшение масштабов с последующим постепенным восстановлением объемов;

— вынужденный возврат;

— вынужденный отказ от следующих поездок;

— распространение организованных поездок (в частности, сезонных сельских работников);

— интенсификация миграции медицинских работников;

— уменьшение инвестиционного потенциала денежных переводов;

— перспективное усиление интенсивности перехода временной трудовой миграции в постоянную форму;

— увеличение вероятности согласований мигрантов на рискованные позиции.

На первое место среди основных стран украинской трудовой миграции вышла Польша: по данным опроса по вопросам трудовой миграции (далее ОТМ) в 2015-2017 гг. там работали 506,5 тыс. украинских граждан.

Некоторые эксперты называют цифру в более 800 тыс. лиц и объясняют рост трудовой миграции из Украины в Польшу благоприятным польским законодательством, что дает возможность украинским гражданам получить доступ к легальному краткосрочному трудоустройству.

Ограничение перемещений через государственные границы косвенно усиливает тенденцию к росту интенсивности перехода временной внешней трудовой миграции в постоянную форму.

По данным социологического исследования адаптации и намерений интеграции украинских трудовых мигрантов в Польше, проведенного Аналитическим центром компании по международному трудоустройству «Gremi Personal», в феврале 2021 г. по сравнению с соответствующим периодом 2020 г. украинцы существенно больше планируют или уже реализуют открытие собственного бизнеса в Польше. А также воссоединение семей или создание семей с поляками/польками, покупку недвижимости.

Почти 2/3 опрошенных намерены получить разрешение на постоянное пребывание (карту постоянного местожительства). Однако меры, направленные на возвращение в Украину, осуществляли лишь 6% респондентов, еще 17% рассматривали возможность своего возвращения как очень вероятное.

Кризис 2014 г. повлек временное падение объемов частных денежных переводов в Украину на 23,9% против предыдущего года: с 9 667 млрд. долл. США до 7 354 млрд. долл. США.

Однако уже с 2015 г. объемы переводов в страну неуклонно растут, достигнув рекордной отметки 15 788 млрд. долл. США в 2019 г. Это соответствует общемировым тенденциям уменьшения мигрантами личных расходов в стране пребывания для усиления поддержки родственников на родине в условиях нестабильности. В 2020 г. объемы денежных переводов несколько уменьшились вследствие ограничения возможностей трудовых поездок за границу.

Однако, по оперативным данным Национального банка Украины, в 2021 г. зафиксирован рост объемов частных денежных переводов, начиная с марта, что свидетельствует о возобновлении трудовых миграций; в целом в течение января–ноября 2021 г. объемы частных денежных переводов в Украину выросли на 29,1% по сравнению с соответствующим периодом 2020 г.

В то же время после 2014 г. почти втрое уменьшились частные переводы из Украины (с 1 702 млрд. долл. США в 2014 г. до 627 млрд. долл. США в 2015 г.) и эта тенденция держалась до 2019 года, после чего начался медленный рост их объемов.

Результаты опроса ТЕМПЕР освещают основные аспекты применения социальных переводов трудовых мигрантов из Украины. Чаще всего, работая за рубежом, украинцы улучшают свою языковую квалификацию, о чем сообщили две трети респондентов. Речь идет как об изучении новых языков, так и об усовершенствовании имеющихся знаний в лингвистической сфере.

Характерной особенностью индивидуального прогресса в рамках этого типа навыков является почти одинаковая частота улучшения среди различных подкатегорий обратных мигрантов: превышение, зафиксированное среди горожан и лиц с высшим образованием, является незначительным. Лица, сообщившие об усовершенствовании лингвистических знаний за рубежом, в среднем владели 2,1 языком, остальные -1,6 языком.

Совершенствование языковых навыков скорее будет способствовать дальнейшим миграциям соответствующих лиц, чем улучшению возможностей их трудоустройства на отечественном рынке труда.

Однако предпринимательские навыки (понимание путей открытия собственного дела, осуществления отчетности, распространения рекламы) респонденты опроса ТЕМПЕР совершенствовали за рубежом реже всего. Причинами такой ситуации является, во-первых, характер деятельности, которой опрошенные занимались за рубежом и, во-вторых, отсутствием склонности у большинства лиц к ведению предпринимательства.

Образовательная миграция. После 2014 г. зафиксировано стремительное увеличение количества международных мобильных студентов из Украины, которые получают высшее образование в других странах, а также уровня «исходной» образовательной мобильности в Украине (отношение количества международных мобильных студентов из Украины к общему количеству студентов в Украине).

Украина в 2018 г. заняла 13 место по количеству международных мобильных студентов, которые выехали из страны (72,0 тыс.), уступив Италии (75,9 тыс. – 12 место), но опередив Бразилию (67,2 тыс. – 14 место), а также РФ (57,6 тыс. – 18 место).

В 2019 г. за рубежом учились 77 586 студентов из Украины (1,3% к общему количеству международных мобильных студентов в мире). Уровень «исходной» образовательной мобильности для Украины (соотношение студентов, что уехали на обучение к общему количеству студентов в стране) составляет 4,8%.

Также после 2014 г. стало отрицательным значение индикатора «чистый поток международных мобильных студентов», поскольку количество выбывших на обучение студентов в другие страны превысило количество студентов, которые приехали в Украину. В целом для Украины это является негативными тенденциями, как с точки зрения человеческого капитала, так и экономики образования.

Произошла также смена лидеров среди стран с наибольшим количеством студентов из Украины. Российская Федерация уступила первое место Польше не только из-за ухудшения украино-российских отношений, но и благодаря агрессивной политике последней по привлечению украинской молодежи, жестких критериев отбора студентов и перспективам выхода на рынок труда стран ЕС после получения диплома польских высших учебных заведений.

Германия занимает третью строчку среди стран, где учатся украинские студенты, благодаря высокому и конкурентоспособному качеству образования, территориальному расположению, а также наиболее доступной оплате за обучение среди других стран, дипломы которых высоко котируются на мировом рынке труда.

Опираясь на исследования последних лет по международной образовательной миграции по странам ЕС, можно предположить, что для будущих международных мобильных студентов из Украины немонетарные факторы будут играть все большую роль при выборе страны для обучения. В частности, учет различных аспектов качества жизни, неформальных сетевых связей и «эффекта волны», маркетинговой политики университетов, географической и языковой близости стран, а также возможности изучения иностранного языка и личностного роста.

Мобильность внутренне перемещенных лиц. Принадлежность АР Крым Российской Федерации повлекла начало процесса перемещения населения в материковой части Украины в марте 2014 года. Следующий гораздо более масштабный этап внутреннего перемещения произошел в результате развертывания боевых действий в Донецкой и Луганской областях в июне 2014 г.

В результате указанных событий украинское государство впервые в своей независимой истории столкнулось с массовым внутренним перемещением, объем которого составил 1,5 млн. человек и привел к ряду последствий в сфере миграции.

Среди основных проблем переселенцев – отсутствие собственного жилья и недостаточное финансовое обеспечение. Лишь 11% внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) имеет собственное жилье, а около 60% арендуют помещения.

Несмотря на тот факт, что по состоянию на март 2021 г. заработная плата занимает первое место среди источников дохода ВПЛ (60%), 54% этих лиц также рассчитывают на государственную помощь. Обеспечение потребностей ВПЛ создает нагрузку на государственный бюджет страны, несмотря на значительную финансовую и организационную помощь со стороны международных инвесторов и международных организаций.

Например, в 2014-2019 гг. из государственного бюджета предусматривалось 16,1 млрд. грн (в т. ч. 3 042,6 млн. грн в 2019 г.) для выплаты денежной помощи ВПЛ: ежемесячной адресной помощи и помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг. Среди переселенцев наблюдается более низкий уровень занятости, высокая зависимость от государственных выплат по сравнению с обще-украинскими показателями, а среднемесячный уровень дохода этой категории является ниже фактического прожиточного минимума.

Половина ВПЛ или экономит на питании, или может позволить себе только расходы на питание. В результате во времена нестабильности эта категория граждан прибегает к таким стратегиям выживания, как возвращение в места жительства до перемещения, к обращениям за помощью к государству, дополнительной занятости, выходу женщин на работу.

Внутригосударственная экономическая миграция. Общая численность внутригосударственных трудовых мигрантов, то есть лиц трудоспособного возраста (15-59 лет), которые работали вне места регистрации, по данным Госстата Украины в 2019 г. составила (в среднем за год) почти 2,2 млн. человек. В 2020 г. объем этой категории мигрантов сократился на более 100 тыс. человек, что очевидно связано с пандемией COVID-19 в Украине, которая могла стимулировать возвращение некоторых трудовых мигрантов в их зарегистрированные места проживания.

В течение 2015-2020 гг. почти каждый второй среди занятого населения трудоспособного возраста, который работал за пределами региона проживания, был из Киевской области. Последующие многочисленные группы данного контингента происходили из Житомирской и Черниговской области. Они в разные годы указанного периода составляли вместе от 11,4 до 17,0% от всего потока занятого населения трудоспособного возраста в Украине, что работало за пределами региона проживания.

Описанное распределение является вполне ожидаемым, поскольку основными поставщиками трудовых мигрантов является город Киев, Киевская область и соседняя с ней Черниговская и Житомирская область.

В рамках исследования было проведено два кластерных анализа с использованием нормированных показателей нагрузки незанятого населения на одно свободное рабочее место (лиц на конец года) по регионам для двух периодов – 2008-2013 гг. и 2014-2018 гг.

Основываясь на результатах кластерного анализа выделено три типа регионов Украины по характеру (не)благоприятности конъюнктуры рынка труда для ожидаемых внутригосударственных трудовых миграций, каждый из которых включает ряд подтипов.

Тип 1 включает регионы, имеющие благоприятную конъюнктуру рынка труда, являясь потенциальными регионами-реципиентами внутригосударственной трудовой миграции в Украине. Тип состоит из нескольких подтипов. Подтип 1.1 включает город-столицу Киев (в 2008-2013 гг. – также город Севастополь), где конъюнктура рынка труда является самой благоприятной среди всех регионов Украины.

Подтип 1.2 образован регионами, что имеют очень благоприятную конъюнктуру рынка труда (низшие показатели нагрузки незанятого населения на одно свободное рабочее место (вакантную должность), чем в среднем по стране) – Днепропетровская, Одесская и Киевская область (в 2008– 2013 гг. – также АР Крым).

Подтип 1.3 выделен только для второго периода (2014-2018 гг.), он сформирован регионами, которые в 2014 г. имели существенный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, однако, начиная с 2015 г. в регионах этого подтипа наблюдается благоприятная конъюнктура рынка труда – Волынская, Львовская и Черновицкая области.

Тип 2 состоит из регионов, которые характеризуются буферными значениями нагрузки незанятого населения на одно свободное рабочее место (вакантную должность). Тип 2 имеет два подтипа. В частности, подтип 2.1 включает в себя регионы со сравнительно благоприятной конъюнктурой рынка труда для потенциальных внутригосударственных трудовых мигрантов (нагрузка незанятого населения на одно свободное рабочее место является приближенной к среднему значению этого показателя по стране).

Подтип 2.2 преимущественно образован регионами с несущественно более высоким уровнем нагрузки незанятого населения на одну вакантную должность, чем в среднем по Украине. Эти регионы выступают в роли регионов-доноров внутригосударственных трудовых мигрантов.

Тип 3 объединяет в себе два подтипа. Подтип 3.1 состоит из регионов, среди которых превалирует неблагоприятная конъюнктура рынка труда. Подтип 3.2 включает регионы с очень неблагоприятной конъюнктурой рынка труда. Учитывая то, что регионы данного типа имеют глубокий дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, то они являются ключевыми потенциальными регионами-донорами рабочей силы для других регионов Украины.

Итак, результаты двух кластерных анализов указали на процесс потенциальной/ ожидаемой концентрации внутригосударственных трудовых мигрантов в главных метрополисных регионах страны. Это является довольно ожидаемым результатом, поскольку учеными подтверждено, что чем подальше от центра (ланга), тем ниже деловая активность и уровень жизни населения и, соответственно, больше стимулов к поиску работы вне места проживания.

На протяжении последних десятилетий в Украине шесть крупных городов функционировали как метрополисы:

1) город-столица Киев входит в состав мировой метрополисной сети;

2) города Харьков, Одесса, Днепр и Львов являются региональными метрополисами национального уровня;

3) до военно-политического кризиса городом-метрополисом был Донецк, однако в связи с временной не подконтрольностью он фактически потерял такой статус.

Потенциальными регионами-донорами внутригосударственных трудовых мигрантов являются регионы аграрной специализации, а также области, тяготеющие к зоне проведения Операции объединенных сил (Донецкая и Луганская области).

В период пандемии COVID-19 в Украине наблюдается существенное обострение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы. Так, по состоянию на 1 января 2021 г., в среднем по Украине, на одно свободное рабочее место претендовало 11 безработных (на 1 января 2020 г. – 6 человек).

Иммиграция в Украину. За последние пять лет количество иностранцев и лиц без гражданства (ОБГ) в Украине неуклонно росло даже в условиях социально-экономической нестабильности. Количество иммигрантов на конец III кв. 2021 г. достигло более 300 тыс. человек, кроме того, на учете ГМС находилось более 170 тыс. иностранцев и ОБГ, которые имели разрешение на временное пребывание на территории Украины.

Результаты социологического мониторинга, осуществляемого Институтом социологии НАН Украины, показывают, что пандемия COVID-19 спровоцировала тотальный рост ксенофобных настроений в отношении всех исследуемых этнических групп. Исключение составляют лишь россияне, социальная дистанция к которым остается относительно высокой (учитывая долю этого этноса в структуре населения страны и наличие у многих украинцев родственников в РФ), и украинцы, отношение к которым является стабильно благоприятным.

Взаимовлияние между миграцией и другими составляющими социально-экономического развития на современном этапе. В соответствии с изменением общего контекста происходит трансформация миграционного влияния на социально-экономическое развитие государства. Масштабы внешней трудовой миграции и денежных переводов в Украину чутко реагируют на введение карантинных ограничений, связанных с пересечением государственной границы.

Указанные события изменили роль частных трансфертов в социально-экономическом развитии Украины. Инвестиционный потенциал переведенных денег, который и раньше не использовался в достаточном объеме, в современных условиях почти сводится на нет. На первый план выходит стабилизационная функция трансфертов по поддержанию надлежащего или, по крайней мере, минимального достатка в условиях ограниченного трудоустройства и ведения предпринимательской деятельности.

Учитывая средние данные о существовании шаблона использования переводов из-за границы для лечения их получателей, очевидно, что эти средства в условиях эпидемии используются населением для лечения коронавируса и его последствий. Таким образом, происходит некоторое смягчение нагрузки на государственную медицинскую систему в регионах распространения внешней трудовой миграции.

Процессы трудовой и постоянной миграции имели ощутимое, но противоречивое влияние на формирование спроса на рабочую силу и уровня оплаты труда в стране. Установлено, что интенсификация миграционных процессов в течение 2015-2019 гг. вместе с резким поднятием минимальной заработной платы обусловила рост реальной заработной платы в целом и среди квалифицированной рабочей силы в частности.

Возможности межгосударственной трудовой миграции в упомянутый период лишили рынок труда Украины прогнозируемого взрывного роста безработицы в период наибольшей интенсивности сокращения рабочих мест. При этом интенсивное улучшение ситуации на украинском рынке труда не сказалось на заметном приостановлении процессов трудовой миграции и эмиграции. Причиной стала асимметричность процессов роста заработной платы имеющемуся количеству рабочих мест, вакансий и лиц, которые активно искали работу в разрезе профессиональных групп.

Детальный анализ информации об уровнях заработных плат представителей различных профессиональных групп, а также о профессиональном составе безработных и предлагаемых вакансий на основе рейтинга заработных плат в них делает возможным провести группировку подразделений профессий по уровню и мощности сформированных предпосылок для осуществления миграции. Можно выделить 4 кластера подразделений профессий:

I кластер — подразделения профессий, где сформировались наиболее мощные предпосылки, которые будут стимулировать внешнюю трудовую миграцию;

II кластер – подразделения профессий, представители которых активно разыскивают привлекательное рабочее место, обеспечивая значительный оборот соответствующей рабочей силы, часть из них при ухудшении ситуации будет прибегать к миграции;

III кластер – подразделения профессий, для которых характерен спрос на рабочую силу, что снижает стимулы для внешней миграции;

IV кластер — подразделения профессий с комбинированными мотивами.

Группирование подразделений профессий на кластеры в соответствии с формированием предпосылок миграции 

I кластер 

Профессионалы в области наук о жизни и медицинских наук

Специалисты в области биологии, агрономии и медицины

Специалисты в области пищевой и перерабатывающей промышленности

Служащие, связанные с информацией

Модели, продавцы и демонстраторы

Квалифицированные сельскохозяйственные рабочие и рыбаки

Рабочие в области точной механики, ручных ремесел и печати

Рабочие, обслуживающие машины, и сборщики машин

Водители и рабочие по обслуживанию передвижной техники и установок

Самых простых профессий в сельском хозяйстве и подобных отраслях.

II кластер

Законодатели, высшие государственные служащие, высшие должностные лица общественных и самоуправляющих организаций

Менеджеры (управители) предприятий, учреждений, организаций и их подразделений

Профессионалы в области физических, математических и технических наук

Преподаватели

Другие профессионалы

Другие специалисты

Рабочие, обслуживающие промышленное оборудование

Самые простые профессии торговли и сферы услуг.

III кластер

Руководители малых предприятий без аппарата управления

Специалисты в области образования

Служащие, обслуживающие клиентов

Работники, предоставляющие персональные и защитные услуги

Рабочие металлургических и машиностроительных профессий

Другие квалифицированные рабочие с инструментом.

IV кластер 

Руководители предприятий, учреждений и организаций

Технические специалисты в области прикладных наук и техники

Рабочие по добыче полезных ископаемых и на стройке

Самые простые профессии в добывающих отраслях, строительстве, промышленности и на транспорте

Самые простые профессии, которые являются общими для всех отраслей экономики.

Самым угрожающим как для Украины в целом, так и для рынка труда в частности является уменьшение численности молодых поколений. Наиболее ярко влияние данного фактора на потенциал рабочей силы демонстрирует динамика возрастной группы 15-24 года, который должен постепенно заместить рабочие места возрастной группы 50-59 лет, представители которой подходят к завершению своей трудовой активности.

В 2010 г. удельный вес молодых контингентов населения в возрасте 15-24 года почти равнялся аналогичному показателю населения в возрасте 50-59 года – 14,3 против 14,1% соответственно.

Однако в дальнейшем доля молодежи начала стремительно снижаться, достигнув в 2021 г. значения 9,4%, сократившись за исследуемый период на 4,9 процентные пункта (п. п.). Сокращение доли населения в возрасте 50-59 лет было зафиксировано в период 2014-2021 гг. и сейчас данный показатель достиг значения 13,5%, уменьшившись по сравнению с максимальным значением на 1,2 п. п.

Динамика демонстрирует формирование и углубление в Украине воспроизводственного провала поколений, что формирует широкий круг рисков не только для рынка труда, но и для всего общества в целом.

По данным ОТМ-2017 по сравнению с ОТМ-2012, в целом количество внешних трудовых мигрантов выросло на 10,3%, причем в возрастной группе 15– 34 года этот показатель составлял 1,0%, а в 40-59 лет – 22,1%. Такая тенденция обусловила изменение возрастной структуры внешних трудовых мигрантов.

Так, если в 2010-2012 гг. в их общем количестве преобладали лица в возрасте 15-34 года (45,1% против 40,1% возрастной группы 40-59 лет), то уже в 2015-2017 гг. соотношение кардинально изменилось, и доля трудовых мигрантов в возрасте 45-49 лет стала преобладающей (44,5% против 41,3% возрастной группы 15-34 года).

Сохранение в будущем указанной тенденции дает основания предположить, что за счет внешней трудовой миграции будут частично нивелироваться процессы углубления воспроизводственного провала нового поколения на рынке труда в Украине.

Регулирование миграционных процессов в новых реалиях. Дальнейший ход миграционных процессов в значительной мере зависит от эффективности мер по преодолению пандемии и темпов устранения проявлений ее негативных последствий. Экономическая нестабильность влияет на развитие, рынок труда, благосостояние населения и в странах пребывания мигрантов, и в странах их происхождения.

В странах-реципиентах в условиях кризиса спрос на дополнительную рабочую силу из-за границы уменьшается, однако это не приводит так к выезду мигрантов на родину, как до спада в интенсивности миграционных процессов, а точнее, к отсрочке осуществления переездов. Как свидетельствует зарубежный опыт, попытки некоторых стран назначения стимулировать мигрантов, которые в кризисных условиях потеряли работу, к возвращению на родину, не имели успеха.

Однако все большее распространение получают меры, направленные на защиту прав мигрантов и задержание необходимой для экономики иностранной рабочей силы как важного средства для более успешного восстановления экономики в посткризисный период.

С углублением глобальной взаимосвязанности и взаимозависимости обойтись без труда мигрантов оказалось крайне сложно. Несмотря на серьезные ограничения мобильности в период коронакризиса, ряд стран ввел исключения для иностранных работников, необходимых экономике, прежде всего для сезонных сельскохозяйственных рабочих (Греция, Италия, Израиль, Норвегия, Чехия, США). Возможность трудоустроиться получили определенные категории иностранцев, которые ранее такого права не имели, например, искатели убежища в Бельгии.

В Австралии, Бельгии, Ирландии, Канаде были сняты ограничения для трудоустройства иностранных студентов. В Греции сельскохозяйственным производителям разрешено нанимать иммигрантов, которые находились на территории страны нелегально.

Были применены меры по мобилизации иностранных работников охраны здоровья. Например, в некоторых провинциях Канады и штатах США введены временные лицензии для врачей, которые получили свои дипломы за границей, но не имели необходимого подтверждения в стране пребывания, в других странах (Бельгия, Германия, Люксембург, Испания, Ирландия) была введена ускоренная процедура признания полученной за рубежом квалификации медицинских работников.

В Великобритании приняли решения об автоматическом продлении на год виз врачам, медсестрам и парамедикам.

В то же время страны-доноры в кризисные периоды сталкиваются с необходимостью реагировать на реверсные миграционные потоки, которые могут привести к усилению напряжения на рынке труда, сокращению объемов валютных поступлений от граждан, трудоустроенных за рубежом, и уменьшению доходов домохозяйств.

Вместе с тем, возвращение мигрантов предоставляет шанс пополнения трудовых и интеллектуальных ресурсов, динамике развития экономики. Международный опыт свидетельствует, что возвращение мигрантов на родину должно рассматриваться не только как вызов, но и шанс получения страной дополнительных ресурсов.

Поэтому, по данным ООН, 63% стран мира разрабатывают и реализуют политику по содействию возвращению мигрантов и их реинтеграции. Соответствующие программы успешно действуют в Албании, Грузии, Испании, Польше, Португалии и других странах.

Конкретные применяемые меры различны по содержанию, однако характеризуются несколькими общими подходами. Во-первых, для их разработки необходима надежная информация относительно возвратившихся мигрантов (численность, размещение по регионам, возраст, пол, образование, профессия, причины и обстоятельства возвращения и т. д.), ведь потребности в помощи различных лиц имеют различия.

Во-вторых, эффективность мер государства зависит от того, насколько учтены запросы самих мигрантов. Поэтому необходимо участие мигрантов, их ассоциаций в разработке соответствующих программ. К такой работе должны быть привлечены также социальные партнеры, неправительственные организации.

Крайне важно участие местной власти, конкретных общин, куда возвращаются мигранты, поскольку реинтеграция происходит именно на местном уровне.

В-третьих, поддержка возвращения и реинтеграции мигрантов не должна восприниматься обществом как привилегия, соответствующие меры должны способствовать позитивным изменениям в интересах не только мигрантов, но и всей общины.

В-четвертых, крайне желательным является обеспечение поддержки соответствующих программ странами назначения мигрантов, на ее получении страны происхождения должны настаивать при межгосударственных контактах.

С одной стороны, ситуация, в которой мигрант находится за границей, его правовой статус, гарантии трудовых прав, доступ к социальному страхованию и т. п. имеют большое значение для успешной реинтеграции после возвращения. С другой — страны назначения могут оказывать прямую помощь объектам возврата.

Еще большую актуальность в условиях кризиса и нарастания обратного миграционного потока имеют государственные инструменты, направленные на продуктивное использование заработанных мигрантами средств во время работы за рубежом. Для многих стран мира переводы мигрантов являются важным источником валютных поступлений, дополнительным ресурсом борьбы с бедностью и развития экономики, объемы которых значительно превышают объемы прямых иностранных инвестиций.

В мире накоплен разнообразный арсенал мер, которые применяют страны происхождения мигрантов, направленных на использование миграции в интересах развития одновременно с минимизацией ее негативных последствий.

В основном они касаются механизмов поощрения переводов мигрантов и инвестиционного использования валютных поступлений от граждан за рубежом, а также привлечения диаспоры к развитию исторической родины. Они доказали свою эффективность и могут быть учтены при формировании миграционной политики.

Неоднозначные последствия миграции, вызванные ними вызовы, как и потенциал для развития, значительно повышают требования к Государственной миграционной политике страны.

Хотя в Украине создана довольно развитая законодательная база регулирования миграционных процессов, принята Стратегия государственной миграционной политики Украины (2017 г.) и ряд правовых норм требует дополнения и уточнения, усиления требует институциональное обеспечение и контроль над их выполнением, а также активизация международного сотрудничества в сфере миграции.

Основными направлениями деятельности государства в области миграции в условиях глобальной нестабильности и вызванной пандемией трансформации миграционных процессов и других сфер жизнедеятельности общества должны быть:

— защита прав и интересов мигрантов и создание условий для упорядоченной и безопасной миграции, в т. ч. противодействие неурегулированной миграции и торговли людьми, а в сфере внутренней миграции — всесторонняя поддержка внутренне перемещенных лиц;

— торможение миграционных потерь населения и создание условий для возврата мигрантов, в первую очередь тех, кто уехал за границу с трудовыми целями и считает свое пребывание за границей временным;

— содействие иммиграции работников, потребность в которых ощущается экономикой страны, и обеспечение интеграции прибывших в украинское общество в интересах и отдельных лиц, и общин их вселения.

Для разработки и реализации адекватных управленческих мер крайне важным является их информационное обеспечение. Речь идет не только о надежных статистических и аналитических данных, на которые должны опираться лица, принимающие решения. Для того чтобы такие решения поддерживались общественностью, она должна быть четко проинформирована о ситуации в миграционной сфере, что является важным предохранителем против возникновения мигрантофобий.

В правдивой и актуальной информации на всех этапах миграционного цикла нуждаются также мигранты. Эффективная миграционная политика невозможна без надлежащего ее институционального обеспечения. Первоочередными задачами подчистки институциональной способности является усиление взаимодействия различных субъектов, осуществляющих полномочия в сфере миграции, а также формирование высокопрофессионального кадрового потенциала.

Для успеха усилий государства в сфере регулирования миграционных процессов крайне важно международное сотрудничество, поскольку по определению миграция связывает две или и более стран, вследствие чего управление ней не может происходить только на национальном уровне.

Поскольку основной миграционный поток из Украины направлен в Европу, а интеграция страны в Европейский Союз является определяющим направлением ее развития, первоочередное значение принадлежит сотрудничеству в области миграции со странами ЕС. Несмотря на закономерно разные интересы страны происхождения, и стран назначения мигрантов, обе стороны заинтересованы в организованной, законной и безопасной миграции, что открывает реальные возможности для сотрудничества.

С целью обеспечения соответствия миграционной политики международным стандартам, необходимо определиться по присоединению к Глобальному договору о безопасной, благоустроенной и урегулированной миграции. Хотя Украина не принимала участия в голосовании за него на Ассамблее ООН, в совместном заявлении МИД Украины и Государственной миграционной службы Украины дана высокая оценка этому документу. И указано, что страна рассмотрит возможность присоединения к нему при более благоприятных условиях.

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий