Раскрыты миграционные угрозы, связанные с внешними и массовыми внутренними межрегиональными миграциями, вызванными утратой Крыма и конфликтом на Донбассе, а также методологические и практические аспекты совершенствования управления интенсивными межгосударственными и межрегиональными миграционными процессами.
Их негативные последствия несут в себе угрозы национальной безопасности страны из-за конфликта на Донбассе, нелегальной миграции, обострения демографической ситуации, отъезда за пределы страны ученых и специалистов. Рассмотрены меры и задачи государственной миграционной политики, пути и методы регулирования внешних миграций населения.
Сформулированы предложения, касающиеся перспективных и действенных мер государственной миграционной политики Украины по упорядочению миграционного пространства, регулирования миграционного движения населения с позиций национальных приоритетов и региональных особенностей. А также личных потребностей мигрантов и предупреждения миграционных угроз национальной безопасности Украины.
Ключевые слова: внешние миграции, внутренние миграции, межрегиональные миграции, вынужденные массовые внутренние миграционные перемещения, межгосударственные миграции, зарубежные трудовые миграции, миграционные угрозы национальной безопасности, миграционные вызовы, государственная миграционная политика.
Постановка проблемы. В Украине миграционные процессы по-разному влияют на ее демографическое развитие, участие в международном разделении труда, выход на европейский и мировой рынок, социальную и национальную безопасность. Сейчас это обстоятельство приобретает особую актуальность, поскольку Украина в июне 2014 года подписала соглашение об ассоциации с ЕС.
Сегодня основная стратегическая задача заключается в сохранении государственного суверенитета, территориальной целостности Украины и интеграции в Европейское экономическое и миграционное пространство, обеспечении приближенных к мировым стандартам качества и продолжительности жизни, реализации прав и свобод граждан.
Анализ и учет современных миграционных тенденций в нашем государстве в контексте участия Украины в европейском и мировом миграционном пространстве рассматривается как один из важных факторов формирования собственной национальной политики. Эта проблема и непосредственно, и косвенно находится в плоскости национальной безопасности Украины.
По данным ООН, с апреля 2014 года (с начала боевых действий на Донбассе) из Донецкой и Луганской областей выехало около 2 миллионов человек, из которых более 1 млн. 300 тысяч человек переселилось в другие регионы Украины, а почти 500 тыс. человек эмигрировало в Российскую Федерацию.
Из Крыма переселенцами в Украину стали почти 25 тыс. человек. Больше всего внутренне перемещенных лиц из Донбасса размещено в Луганской области – 194 тыс., в Харьковской – 168 тыс., Донецкой – 112 тыс., Днепропетровской – 85 тыс., Киевской – 41 тыс., а в г. Киев – 39 тыс. лиц.
Эти данные являются приближенными к реальным. Поскольку точный подсчет в условиях боевых действий и проведения антитеррористической операции является невозможным.
Исходя из своего географического положения, уровня и особенностей социально-экономического развития, а также развития рынка труда и уровня заработной платы, Украина является активным участником международных экономичных процессов и одной из крупнейших стран – доноров рабочей силы в Европе. В условиях социально-экономического кризиса роль трудовых миграций как источника снижения напряжения на местных рынках труда существенно возрастает.
Стремительная активизация международной мобильности населения Украины, что происходит в условиях глобализации и нарастания интенсивности мировых миграций, выдвигает актуальную проблему – регулирование миграционных процессов, придание им организованного, безопасного и неконфликтного характера.
Совершенная миграционная политика необходима как для минимизации обусловленных миграцией рисков, так и для использования значительного положительного потенциала миграции в интересах развития страны и ее регионов.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследованиям миграционных процессов в Украине, их влиянием на демографическое развитие, уровень жизни, образования и занятости, в выходе на европейский и мировой рынок труда. А также на формирование миграционной политики и влияние миграции на социальную безопасность страны посвящены труды известных украинских ученых.
Это Либановой Е. М. (Libanova E.M.), Малиновской О. А. (Malynovska O.A.), Пирожкова С. И. (Pyrozhkov S.I.), Позняка О. В. (Pozniak O.V.), Прибытковой И. М. (Prybitkova I. M.), Садовой У. Я. (Sadova U.Y.), Хомры О. У. (Khomra O.U.), Шульги М. О. (Shulha M.O.), Драгуновой Т. М. (Dragunova T.М.), Овчинниковой О. В. (Ovchinnikova O.V.) и других.
Цель статьи заключается в исследовании вызовов и угроз, повлекших массовые межрегиональные и межгосударственные миграционные перемещения населения в отдельных регионах Украины, общих методологических подходов к изучению угроз современных миграционных процессов национальной безопасности страны в теоретическом и практическом аспекте и реализации мер государственной миграционной политики относительно их предупреждения и разрешения.
Основные результаты исследования. В Концепции государственной миграционной политики Украины, одобренной 30.05.2011 г. отмечается, что она направлена на обеспечение эффективного государственного управления миграционными процессами, создание условий для устойчивого демографического и социально-экономического развития государства.
А также на повышение уровня национальной безопасности путем предотвращения возникновения неконтролируемых миграционных процессов и ликвидации их последствий, согласование национального законодательства в сфере миграции с международными стандартами. Усиление социальной и правовой защиты граждан Украины, которые находятся или работают за рубежом, соблюдения принципов защиты интересов Украины.
На то, что угрозу национальной безопасности Украины представляют: нелегальная миграция; обострение демографического кризиса; отъезд за пределы Украины ученых, специалистов, квалифицированной рабочей силы.
Принятие важных законов и нововведений государственной миграционной политики дает основания утверждать, что основной побудительный мотив таких действий был обусловлен внешним фактором. В частности, реформирование миграционной сферы заметно активизировалось после того, как на саммите Украина-ЕС в ноябре 2010 г. Украине был предоставлен План действий по либерализации визового режима.
Методология теоретического обоснования и управления миграционными процессами в нынешних условиях предусматривает комплексный подход к анализу природы миграционного бытия во всей его совокупности и тех экономических, социальных, правовых и других факторов, которые присущи именно этому периоду, его причин и субъектов миграционных процессов, методов регулирования миграций.
Теория управления миграционным движением населения дает нам понимание миграции как специфического способа бытия, функционирования и развития детерминант и механизмов миграционной сферы, видов миграционных потребностей и интересов, особенностей их формирования и удовлетворения.
За годы государственной независимости в период реформирования экономики и трансформации всей социально-экономической системы, а также в связи с демократизацией общественной жизни, экономическим кризисом и падением жизненного уровня подавляющего большинства населения страны, характер, объемы, состав и направленность внутренних и внешних миграционных потоков претерпели существенные изменения и приобрели новое значение.
Эти изменения заключаются в том, что сократились до минимума объемы ежедневных потоков трудовой маятниковой миграции, практически прекратился массовый отток сельских жителей в города, а вместо этого имеет место частичная переориентация миграционных потоков населения из городских поселений в сельскую местность. В десять раз выросли объемы сезонной трудовой миграции и внешних трудовых поездок за границу.
Характерной особенностью нынешнего миграционного бытия в Украине является тенденция к значительному увеличению объемов межрегиональных миграций, а также интенсивных межгосударственных миграционных перемещений населения.
Сложными и очень часто взаимосвязанными являются проблемы внешних миграций населения Украины в целом и ее регионов. За годы государственной независимости можно выделить три основных периода межгосударственных миграционных перемещений населения: 1991-1993, 1994-2004, 2005-2014 годы.
Накануне и в годы распада СССР (1989-1991), а также в первые годы государственности Украины (1991-1993) в Украину из России, Казахстана, Узбекистана и других стран СНГ прибыло 2,4 млн. человек, значительная часть которых были переселенцами, которые искали работу, были представителями и потомками депортированных народов. А также лиц, которые были репрессированными, раскулаченными, и являлись политическими заключенными.
За 1991-1993 гг. численность населения Украины благодаря миграционному притоку, прежде всего из стран СНГ, увеличилась на 566,1 тыс. человек. Количество прибывших за эти годы составило 1 млн. 270,6 тыс. человек, а выбывших – 704,5 тыс. человек.
Глубокие и постоянные общественные изменения на территории бывшего Советского Союза сопровождались расширением процессов перемещения населения через государственные границы часто вынужденно, вследствие насилия и угроз.
Эти миграционные перемещения охватили свыше 9 млн. человек и по объемам в Европе были самыми внешними миграционными процессами со времен Второй мировой войны. В то же время более 2 млн. вынужденных переселенцев из Донбасса в 2014 г. являются одними из крупнейших миграционных переселений на территории Европы в начале XXI века.
Кризис миграции особенно обострился в настоящее время в связи с массовыми миграционными потоками беженцев и экономических мигрантов, вызванных войной, этническими особенностями и низким уровнем экономического и социального развития стран Северной Африки и Ближнего Востока (Сирии, Ливии, Алжира и других) в развитые страны Европы. Это создает регионально-континентальную проблему и определяет необходимость как организационного, так и нормативно-правового урегулирования.
Как известно, к основным причинам внешних миграций населения относятся:
1) вооруженные конфликты;
2) преследования по этническому признаку;
3) нарушения прав человека;
4) экономические трудности;
5) экологические катастрофы;
6) неспособность правительств наладить достойный уровень жизни.
Официально по состоянию на начало 2013 года в странах-реципиентах проживает более 1 млн. граждан Украины. Трудовых мигрантов, в тысячах человек составляет: в Италии – 208,8; Германии – 159,3; России – 126,4; Чехии – 116,4; Израиле – 97,6; Испании – 77,2; США – 59,9; Греции – 50,1; Португалии – 48,0; Канаде – 43,0. По данным Международной организации труда, в 2012 году количество украинских трудовых мигрантов составило почти 6 млн. человек, из них около 50% – молодежь в возрасте до 35 лет.
В Украине нет многолетней стратегии развития сельских территорий, соответственно, как следствие, мы наблюдаем проблемы миграции внутри страны. Поскольку многие села приходят в упадок, а то и просто исчезают, количество рабочих мест уменьшается, а заработная плата остается чрезвычайно низкой, люди не видят возможности и перспективы жизни в сельской местности.
Это заставляет сельское население мигрировать в города или за границу в поисках работы. Надо отметить, что в течение 1995-2010 гг. из областей Карпатского региона (Львовской, Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой) ежегодно продолжительностью от шести месяцев до года работали заграницей 300-500 тыс. лиц, большинство из которых были из сельской местности.
По состоянию на конец 2013 г. в сельских поселениях Украины проживала треть населения Украины, то есть 31,4% от общего количества. С 1993 г. численность сельского населения ежегодно сокращалась на 132 тыс. человек, в том числе и вследствие эмиграции. За 2010-2012 гг. численность сельского населения сократилась почти на 100 тыс. человек. Ежегодно за границу выезжает около 50 тыс. крестьян, 80,5% среди которых – молодежь и женщины.
В 2012 г. украинцы были пятой по численности после Турции, Марокко, Албании и Китая, группой граждан третьих стран, которые проживали на территории ЕС. Украина занимала первое место по доле эмигрантов в Польше и Чешской Республике, второе – в Российской Федерации, Словакии и Венгрии, третье – в Эстонии, четвертое – в Греции и Италии. В десяти странах численность украинских трудовых мигрантов превышала 100 тыс. человек.
Относительно значения межгосударственных миграций академик НАН Украины Е. М. Либанова справедливо отмечает, что «влияние внешней миграции на социально-экономическое развитие осуществляется, прежде всего, через изменение предложений рабочей силы на рынках труда, как в количественных, так и качественных параметрах. А также изменения численности и структуры населения, в частности его нетрудоспособной части, и связанные с этим колебания уровня демоэкономической нагрузки, спроса населения на те или иные товары и услуги».
Анализ показывает, что среди иммигрантов, прибывающих в Украину, по национальному составу доминируют две группы – украинцы и россияне. За 1991-2012 гг. в Украину перебрались более 1,5 млн. украинцев и почти 900 тыс. россиян.
Третьей группой по численности иммигрантов являются крымские татары, которые активно в течение этого периода возвращались в Крым – на свою историческую родину из мест депортации (Узбекистана, Казахстана, Российской Федерации). Так, в Автономную Республику Крым вернулись 260 тыс. крымских татар, около 20 тыс. болгар, армян, греков и представителей других национальностей, подвергшихся депортации по национальному признаку.
Актуальность проблем, связанных с массовыми межгосударственными миграционными процессами, более всего усиливается на фоне общего демографического кризиса, который охватил Украину, начиная с 1991 г. Она в значительной степени вызвала и кризис миграции, что в современных условиях проявлена в уменьшении интенсивности миграций в среднем количестве областей.
А также в увеличении на межрегиональном уровне из-за вооруженного конфликта на Донбассе и интенсивными потоками иностранных трудовых мигрантов. Детальный анализ внутренних региональных, межрегиональных и межгосударственных миграций населения Украины в (1991-2014 гг.) показан в работе.
На внутреннем региональном и межрегиональном уровнях снижается миграционная активность. Так, если в 1991 г. в пределах областей страны сменили место жительства 594,2 тыс. человек, то в 2000 г. – 461,9 тыс., в 2007 – 435,8, в 2013 – только 360,1 (на 56% меньше).
Также снизилась интенсивность обмена населения между регионами страны: на постоянное проживание в другие регионы в 1991 г. выбыло 354,8 тыс. человек, а прибыло 385,8 тыс. человек. В 2000 году зафиксировано по 274,9 тыс. человек прибывших и выбывших, в 2007 – по 276,0 тыс. человек, в 2013 – по 261,7 тыс. лиц, а в 2014 – 211,1 тыс. лиц.
Миграционные процессы, таким образом, являются своего рода демографической и демоэкономической «инвестицией» в регионы-реципиенты и, наоборот, вызывают старение населения и ухудшение трудового ресурсного потенциала в регионах-донорах. Особенно большое значение миграция имеет как фактор урбанизации, являющейся неотъемлемым источником количественного и качественного роста населения.
Миграция как социальный феномен и общественное явление нуждается в регулировании со стороны государственных структур, иначе она трансформируется в неуправляемую социальную систему.
Общеизвестно, что миграционная система, которая стихийно рождается и развивается, может приобрести нежелательные стабильные параметры и тенденции, конкретного содержания и определенной направленности, которые приводят к негативным последствиям. Так, в 1994 – 2004 гг. в Украине установилось отрицательное сальдо внешней миграции, которое ежегодно составляло почти 100 тыс. лиц.
Нужно указать, что, начиная с 2005 г. во внешних миграциях населения Украины имеет место положительное миграционное сальдо, которое за период 2005-2013 гг. составляет 190,8 тыс. лиц. Вместе с тем, Украина за годы государственной независимости через депопуляционные процессы потеряла 6,5 млн. человек, а в результате внешних миграционных перемещений населения потери составили более 1,1 млн. человек.
Среди 2,7 млн. человек, выбывших из Украины в период 1992-2012 гг. на постоянное проживание в другие страны, лица с высшим образованием составили 23,5%. О «вымывании» из Украины творческого ресурса свидетельствуют также сведения Государственного комитета статистики по трудоустройству украинцев, которые выезжают за границу легально работать по контракту.
Так, по обобщенным данным в 2006-2011 гг. 41-47% официальных трудовых мигрантов из Украины трудоустроено на должностях руководителей, специалистов, служащих. Еще 42-53% – по специальности. Украинцы сегодня составляют самую многочисленную группу легальных трудовых мигрантов в странах ЕС.
Согласно исследованиям Международной организации по миграции, каждый второй молодой украинец в возрасте от 20 до 35 лет проявляет желание эмигрировать из Украины. А возрастная структура украинских эмигрантов по пяти возрастным группам имеет следующий вид: мигранты в возрасте 15-19 лет – 3%, 20-24 года – 15%, 25-34 года – 34%, 35-44 года – 31%, 45 лет и старше – 17%.
Наибольшее количество мигрантов с Украины составляют лица с полным средним и средним специальным образованием (48%), то есть выпускники средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, училищ, техникумов и колледжей. Люди с базовым высшим образованием (24%) – выпускники высших учебных заведений с образовательно-квалификационным уровнем «бакалавр», а также лица с полным высшим образованием (18%), то есть выпускники высших учебных заведений с образовательно-квалификационным уровнем «специалист» и «магистр».
На глобальном уровне обостряется конкуренция за высококвалифицированные человеческие ресурсы, что обуславливает усиление угроз экономической безопасности государств с транзитивной экономикой, которые недостаточно защищают свой интеллектуальный капитал. За годы государственной независимости активизировались угрозы, связанные с деструктивными тенденциями интеллектуального развития Украины вследствие активизации миграционных потоков.
Отдельные исследователи и служащие считают, что в современных условиях базис интеллектуальной безопасности государства следует рассматривать шире, чем лишь «научный и образовательный потенциал общества, хозяйствующего субъекта, индивидуума», поскольку надо отделить врожденную и приобретенную компоненты интеллекта.
Важность не только сформированного специалиста, но и талантливости его как ресурса развития, ученые активно отмечают последние десять лет. Даже в отчете по глобальной конкурентоспособности стран и регионов за 2013-2014 гг. показатель «бегство мозгов» заменен показателем «способность страны удерживать таланты» (Украина занимает 140 позицию из 148 стран); добавлен показатель «способность страны привлекать таланты» (Украина занимает 136 позицию из 148 стран).
Это подтверждает неудовлетворительную политику государства по формированию кадрового потенциала развития экономики и связанные с этим риски относительно возможности обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности Украины, как на современном этапе, так и в будущем, поскольку подписано Соглашение об ассоциации с ЕС.
Для талантливого работника мотивацией эмиграции является не только более высокий уровень зарплат и социальных стандартов. Одной из самых весомых причин эмиграции талантливой молодежи является ограниченность возможностей, или даже и невозможность реализовать свои способности на родине.
Стабильная эмиграция творческой молодежи, «вымывание» креативного потенциала не только как сложившихся специалистов, но на уровне вузов и даже средних школ сегодня предопределяет системные угрозы о возможности обеспечения социально-экономического развития уже на современном этапе, и особенно в ближайшем будущем. Это требует неотложных мер обеспечения интеллектуальной компоненты экономической безопасности Украины.
По данным Международной организации по миграции, среди основных сфер трудоустройства украинских мигрантов различают следующие: строительство – 54%, домашний уход – 17%, оптовая и розничная торговля – 9%, сельскохозяйственных сектор – 9%, промышленность – 6%, другие виды работ – 5%.
Основными проблемами миграционной сферы в современных условиях является также экономический кризис и его негативные социально-экономические последствия; рост социальной напряженности в семьях; потеря трудового и человеческого потенциала, обусловленных структурой миграционных потоков; распространенность нелегальной трудовой миграции; несовершенство информационного обеспечения миграционной политики.
В области миграционной политики в ближайшее время необходимо принять следующие меры:
— активизировать переговорный процесс по заключению соглашений о взаимном устройстве граждан и их социальной защите со странами, где количество трудовых мигрантов-граждан Украины является наибольшим;
— способствовать ускорению внесения изменений в соглашения о сотрудничестве в сфере трудовой миграции и социальной защиты трудовых мигрантов;
— реализовывать меры по принятию проектов соглашений, регламентирующих движение рабочей силы со странами ЕС;
— активизировать переговорный процесс с целью имплементации положений Резолюции ПАСЕ «Последствия расширения Европейского Союза для свободы передвижения граждан государств – членов Совета Европы» в национальные законодательства этих государств;
— способствовать распространению через средства массовой информации сведений для граждан о возможности легального трудоустройства за рубежом;
— создать механизмы предотвращения снижения квалификации высокообразованных специалистов вследствие пребывания их на низко-квалифицированных работах за рубежом;
— подготовить комплексную государственную программу регулирования миграционных процессов с четким распределением полномочий и обязанностей центральных органов исполнительной власти и местного самоуправления;
— уменьшить масштабы нелегальной трудовой миграции населения за пределы страны; провести работу по внедрению аналитической отчетности с целью осуществления контроля над возвращением в Украину граждан, которым предоставлялись туристические услуги;
— создать действенные механизмы легализации доходов граждан, которые работают за рубежом: проработать механизм создания благоприятных условий для перевода в Украину денежных переводов трудовых мигрантов — граждан Украины;
— изучить систему налогообложения трудовых мигрантов других стран и нормировать режим налогообложения доходов трудовых мигрантов – граждан Украины.
Нелегальная внешняя трудовая миграция из Украины намного больше. Зарубежным работодателям выгодно иметь дело с нелегальными трудовыми мигрантами, так как лица, прибывшие в страну с целью заработка на незаконных основаниях, не имеют юридической и социальной защиты. Более того, они вынуждены соглашаться на любую работу – сезонную, трудную и опасную, тарифные ставки, устанавливаемые им, значительно ниже, чем ставки граждан своей страны.
Такого временного работника зарубежный работодатель может уволить без предупреждения, так как трудовой мигрант не может обжаловать это решение, потому что нарушает законодательство страны, где временно находится.
Внешние трудовые мигранты из Украины во многих странах вынуждены работать ненормированный рабочий день и во вредных условиях труда, имеют ограниченный или совсем не имеют доступа к медицинской помощи и социальной защите, незащищенные от низкой оплаты труда, профессиональных травм, болезней.
Эта проблема требует неотложного решения. Украина, как предусмотрено частью третьей статьи 25 Конституции Украины, гарантирует заботу и защиту своим гражданам, которые находятся за ее пределами. Такая же норма содержится в статье 8 закона Украины «О гражданстве Украины». Она направлена на законодательное обеспечение реализации указанного конституционного положения.
Структура правового урегулирования трудовой миграции, осложненной иностранным элементом, предусматривает: международные соглашения в сфере трудовой миграции; национальное законодательство; правовые акты волеизъявления участников правоотношений, связанных с трудовой миграцией.
Анализ двусторонних соглашений Украины с государствами о взаимном трудоустройстве и социальной защите свидетельствует о широкой географии легального трудоустройства украинских граждан.
В законе Украины «Об основах национальной безопасности Украины» к основным реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности Украины отнесены нелегальная миграция (в военной сфере и сфере безопасности государственной границы Украины) и отток ученых, специалистов, квалифицированной рабочей силы за пределы Украины (в социальной и гуманитарной сфере).
Нелегальная миграция из Украины в угрозы национальной безопасности не включена, угрозу национальной безопасности со стороны нелегальной трудовой миграции из Украины органы государственной власти и управления как центральные, так и на местах, недооценивают.
Поэтому, опираясь на опыт и практику высокоразвитых стран по защите национальных интересов, возможно, также применять самые разнообразные виды государственного административного регулирования и контроля над внешними трудовыми миграционными перемещениями и миграционной мобильностью населения.
Это – паспортно-визовый, цензурно-имущественный, политически-ограничительный, санитарно-эпидемиологический контроль. А также учет возраста, национальности, родственных связей мигрантов, установление квоты для иммигрантов и другие ограничения.
Регулирование миграционных процессов на макроуровне должно стать весомой составляющей социально-экономической политики государства.
Задачи по управлению миграцией, особенно ее внешними формами, заключаются не в том, чтобы возводить барьеры путем внедрения системы административно-ограничительных мер, которые не дадут возможности мигрантам попадать в число развитых стран. А в том, как на основе соблюдения прав человека и гуманных принципов управлять миграционными потоками населения, в частности, постоянных переселенцев и трудовых мигрантов с учетом интересов доноров и реципиентов.
Здесь регулирование миграционных процессов заключается не в том, чтобы ограничить свободу выбора, а в том, чтобы помочь решить эту проблему в каждом конкретном случае в рамках, целесообразных для общества и желательных для индивида.
Меры миграционной политики (прежде всего на региональном уровне) заключаются в том, чтобы, опираясь на имеющиеся научно-технические и организационно-финансовые средства добиться упорядочения миграционного пространства и взять под действенный государственный контроль те миграционные процессы, которые в нем происходят.
Среди этих основных задач и мероприятий в современных условиях являются:
1) сокращение масштабов нелегальной трудовой миграции за пределы страны;
2) обеспечение социальной защищенности украинских трудовых мигрантов за рубежом;
3) обеспечение возвратности внешних трудовых поездок;
4) как можно шире привлечение средств от зарубежной трудовой миграции в экономику
Украины;
5) предотвращение снижения квалификации высокообразованных специалистов вследствие выполнения ими за рубежом низко-квалифицированных работ;
6) недопущение нелегальной миграции, прежде всего — транзита нелегальных мигрантов через территорию Украины;
7) содействие возвращению в Украину этнических украинцев и представителей ранее депортированных народов.
Выводы. Сегодня особой актуальностью отличаются проблемы по осуществлению мероприятий по обустройству и трудоустройству вынужденных переселенцев из Крыма, Донецкой и Луганской области, охваченных войной. А также поддержка украинцев, проживающих в странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, урегулирование статуса крымско-татарского народа, сотрудничество с международными организациями в противодействии и борьбе с нелегальной миграцией.
Обустройство границ, приведение украинского миграционного законодательства в соответствие с требованиями международных норм и принципов миграции, урегулирование интенсивных потоков внешней трудовой миграции, социальной и правовой защиты украинских граждан, которые работают за рубежом, и предупреждение оттока интеллектуального потенциала.
Обеспечение интеллектуальной компоненты экономической безопасности является одним из важнейших приоритетов развития Украины, а потому реализация мер государственной миграционной политики в этом направлении должна предусматривать:
1) осуществление практических мероприятий по урегулированию образовательной миграции (сейчас за рубежом обучается более 60 тыс. украинских студентов и столько же иностранцев обучается в Украине) на трех уровнях. Это на государственном уровне, региональном и на уровне высших учебных заведений. Как с донорами, так и со странами–конкурентами на рынке образовательных услуг;
2) выявление талантливых лиц и обеспечение развития их способностей (учитывая приоритетные отрасли развития экономики государства);
3) системный учет и мониторинг творческого потенциала государства (формирование соответствующих баз данных и карт его пространственного размещения);
4) разработка механизмов противодействия негативным миграционным тенденциям творческих, и, особенно, креативных лиц, которые могут иметь деструктивное влияние на социально-экономическое развитие отдельных территорий и государства в целом;
5) формирование соответствующего институционального обеспечения по развитию и капитализации творческого потенциала государства и регионов;
6) внедрение организационно-экономичных механизмов привлечения талантов и привлечение творческого потенциала в реализацию социально-экономических программ развития регионов и отдельных проектов.
Решающая роль в регулировании трудовых миграционных процессов как в целом в Украине, так и в ее регионах принадлежит управлению социально-экономическими факторами, то есть такими условиями жизни и трудовой деятельности, которые могут изменяться в результате перераспределения капитальных вложений, фонда заработной платы, общественных форм потребления.
В нынешних условиях миграционная политика государства должна предусматривать систему правовых, административных, организационно-финансовых мер. А также информационное обеспечение правительственными структурами и общественными организациями и объединениями, упорядочение миграционного пространства, введение безвизового режима гражданам Украины со странами ЕС, регулирование миграционного движения населения с позиций национальных приоритетов, количественного и качественного состава миграционных потоков, их социальной, демографической и экономической структуры.
Режим и меры миграционной политики государства должны достаточно тщательно отслеживать миграционные процессы, современные тенденции и явления, оперативно реагировать на изменения и контролировать их с целью подчинения общенациональным и региональным интересам, личным нуждам мигрантов и в целом способствовать обеспечению национальной безопасности Украины.
Автор: М.Д. Романюк, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника, E-mail: Mykhailo.Romaniuk@pu.if.ua
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.