Мигранты с неурегулированным статусом в Украине: попытка количественной оценки

Украина, как и многие другие страны, сталкивается с вызовом оценки численности мигрантов с неурегулированным статусом на своей территории. При отсутствии обоснованных оценок государственные органы не могут четко планировать мероприятия по противодействию неурегулированной миграции в государстве, в т. ч. разработку программ по регуляризации.

Кроме того, отсутствие качественного оценивания также приводит к распространению завышенной информации о количестве мигрантов с неурегулированным статусом, способствует распространению неприязненного отношения к мигрантам, использованию проблематики неурегулированной миграции в политической борьбе.

Целью статьи является формирование оценки численности мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства), которые находятся в Украине, не имея на то законных оснований. Новизна исследования заключается в создании научно обоснованного алгоритма оценки численности мигрантов с неурегулированным статусом.

Представленная оценка опирается на данные официальной статистики органов исполнительной власти с использованием достижений международного опыта и результатов опросов, осуществленных во время исследования, реализованного Международной организацией по миграции в 2020 г.

Методы исследования. Анализ документов – нормативно-правовых актов, статистических данных, материалов научных исследований. Метод опроса; метод структурированных интервью; социологические методы. Система методов оценки объемов неурегулированной миграции (методы мультипликации, коэффициентов, демографический метод, метод повторного учета, метод наращивания социальных сетей и прочие); сравнительный метод.

Осуществлена оценка тенденций неурегулированной миграции в Украине на основе официальных данных.

Установлено, что в Украине наблюдается заметный рост количества выявленных Государственной миграционной службой Украины мигрантов с неурегулированным статусом, увеличение количества не пропущенных органами Государственной пограничной службы потенциальных мигрантов с неурегулированным статусом и тенденция к стабилизации численности задержанных за незаконное пересечение государственной границы.

Предложена система методов для оценки численности мигрантов с неурегулированным статусом, на основе ее применения установлено, что соответствующая численность в Украине на конец 2019 г. составляла от 37,7 до 60,9 тыс. лиц. Разработан алгоритм оценки численности мигрантов с неурегулированным статусом в последующие годы.

Ключевые слова: миграция, неурегулированная миграция, мигранты с неурегулированным статусом, миграционная политика.

Постановка проблемы, актуальность. Проблема неурегулированной миграции иностранцев является достаточно острой для Украины и имеет много аспектный характер. Контингент мигрантов с неурегулированным статусом довольно неоднороден и состоит из разных групп.

К нему относятся иностранцы, которые въехали/находились в Украине вполне легально, но потеряли свой статус, например, бывшие студенты, которые по разным причинам прекратили обучение или не выехали из страны после его завершения; лица, которые прибыли в Украину нелегально или с использованием фальшивых документов; искатели убежища, которым отказано в предоставлении статуса беженца / дополнительной защиты и которые использовали все возможные апелляционные процедуры.

Кроме того, этот контингент населения чрезвычайно изменчив. Одни мигранты въезжают, другие выезжают из страны, на их численность, как и на численность населения в целом, влияют демографические факторы, а также случаи потери/приобретения того или иного статуса.

Предотвращение неурегулированной миграции является важной составляющей миграционной политики.

Хотя количество мигрантов с неурегулированным статусом в Украине сравнительно меньше чем в странах ЕС, отсутствие обоснованных оценок их численности приводит к распространению преувеличенной информации о количестве мигрантов с неурегулированным статусом, способствует распространению неприязненного отношения к мигрантам, использованию проблематики неурегулированной миграции в политической борьбе.

Кроме того, в таких условиях соответствующие государственные органы не могут четко планировать меры по противодействию неурегулированной миграции в государстве, в частности разработку программ по регуляризации.

В данном исследовании термины «мигрант с неурегулированным статусом», «неурегулированная миграция» употребляются для обозначения терминов «нелегальный мигрант», «незаконный мигрант», «нелегальная миграция», «незаконная миграция», которые используются в законодательстве Украины, отчетности и в государственных органах и в их публикациях.

Использование термина «неурегулированная миграция» соответствует практике Международной организации по миграции (МОМ) и международным документам, в частности Нью-йоркской декларации о беженцах и мигрантах и Глобальному договору о безопасной, благоустроенной и урегулированной миграции. Это связано с тем, что употребление прилагательных «нелегальный», «незаконный» в отношении мигрантов имеет негативную коннотацию, распространяет в обществе стереотипы, которые приводят к дискриминации.

Анализ последних исследований и публикаций. В науке накоплен достаточный опыт оценки численности мигрантов с неурегулированным статусом, детальный обзор которого представлен в исследовании О. Малиновской (O. Malynovska). При этом, несмотря на разнообразие подходов к измерению контингента мигрантов с неурегулированным статусом, ни одного универсального метода оценки численности этой категории населения в мировой практике не существует.

Более или менее вероятная оценка требует комбинации различных подходов и использования исходных данных различной природы. Большинство оценок относительно неурегулированной миграции, которые приводятся в научной литературе, сформировано методом мультипликации с использованием доступных данных по мигрантам с неурегулированным статусом, то есть задержаний, выдворений и тому подобное.

Исследователи предполагают, что неизвестную величину можно рассчитать, исходя из известной ее части, если правильно определить мультипликатор, то есть множитель, который отражает пропорциональную связь между величинами.

Например, для оценки неурегулированного миграционного потока чаще всего используют пропорцию 1:2. Она сформирована американским ученым Д. Массеем (D. Massey) на основе изучения миграционных историй нескольких тысяч мексиканцев за 30-летний период.

Исследование показало, что на каждую попытку нелегального проникновения в США, вскрывшуюся правоохранителями, приходилось две, которые были успешными. Однако пополнение контингента мигрантов с неурегулированным статусом происходит не только вследствие нелегального въезда, но и из-за потери мигрантами, которые въехали законно, оснований для пребывания в стране.

На основе исследования, проведенного Евростатом среди африканских мигрантов, был сделан вывод, что численность мигрантов с неурегулированным статусом на 1/3 формируется вследствие нелегального въезда и на 2/3 – незаконного продления пребывания.

В Украине, к сожалению, серьезных научных исследований неурегулированной миграции не проводилось. Следствием такой ситуации стало тиражирование без каких-либо научных обоснований информации о количестве мигрантов с неурегулированным статусом, что является, очевидно, завышенной, — от 700 тысяч до 1,6 млн. человек.

Целью статьи является формирование оценки численности мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства), которые находятся в Украине, не имея на то законных оснований. Новизна исследования заключается в создании научно обоснованного алгоритма оценки численности мигрантов с неурегулированным статусом.

Статья отражает результаты исследования, проведенного в 2020 г. коллективом ученых (с участием автора) на запрос Государственной миграционной службы Украины в рамках проекта «Поддержка управления миграцией и убежищем в Украине» (IMMIS), реализованного Международной организацией по миграции (МОМ) при финансовой поддержке Европейского Союза (далее – исследования неурегулированной миграции 2020 г.).

Оценка численности мигрантов с неурегулированным статусом, представленная в статье, осуществлена автором лично и опирается на данные официальной статистики Государственной службы статистики, Государственной миграционной службы и Государственной пограничной службы с использованием достижений международного опыта и результатов опросов, полученных во время исследования МОМ.

Методы исследования. Анализ документов – нормативно-правовых актов, статистических данных, материалов научных исследований; метод опроса; метод структурированных интервью; метод включенного наблюдения; метод фокус-групп; метод саморегистрации; система методов в оценке объемов неурегулированной миграции (методы мультипликации, коэффициентов, демографический метод, метод повторного учета, метод наращивания социальных сетей и прочие); сравнительный метод.

Изложение основного материала. Официальную информацию о неурегулированной миграции в Украине предоставляют ведомства, в обязанности которых относится предотвращение этого явления, прежде всего Государственная миграционная служба Украины (далее – ГМС) и Государственная пограничная служба Украины (далее – ГПС).

Ведомственная статистика, однако, фиксирует не лиц, а совершенные административные действия. Значит, если одно и то же лицо в течение отчетного периода не раз попадало в поле зрения компетентных органов, соответствующее число раз, оно и было учтено.

ГМС осуществляет учет мигрантов с неурегулированным статусом, выявленных на территории Украины, решений о сокращении сроков пребывания, об отмене разрешений на иммиграцию и вида на постоянное и временное проживание, о добровольном и принудительном возвращении, принудительном выдворении из Украины. В 2019 г. органами ГМС было выявлено 12,9 тыс. мигрантов с неурегулированным статусом.

На протяжении всего периода, когда учет неурегулированной миграции ведется ГМС (эта функция передана от МВД в 2012 г.), численность выявлений росла, хотя и не достигла показателей первого десятилетия 2000-х годов, когда выявления осуществлялись органами МВД (14-15 тыс. человек в год в 2008-2010 гг.).

В частности, в 2017 г., по сравнению с предыдущим годом, количество выявлений увеличилось в полтора раза. В последние два года ежегодный темп прироста показателя составлял около 15%. Однако в 2020 г. количество обнаруженных уменьшилось более чем втрое в связи с пандемией COVID-19.

Госпогранслужба фиксирует численность мигрантов, задержанных при попытке незаконного пересечения границы, за нарушение правил пребывания иностранцев в Украине, за нарушение режима в пунктах пропуска через границу и за другие нарушения, не пропущенных на территорию Украины, а также переданных соседними государствами в соответствии с соглашениями о реадмиссии.

В течение 2013-2019 гг. зафиксировано 8,2 тыс. случаев задержания органами пограничной службы иностранцев и лиц без гражданства за незаконное пересечение границы и 52,8 тыс. случаев не пропуска в Украину потенциальных мигрантов с неурегулированным статусом.

Причем, если ежегодное количество первых значительно уменьшилось по сравнению с показателями прошлого десятилетия и демонстрирует тенденцию к стабилизации, то количество вторых после заметного уменьшения в 2016 г. снова начало расти.

Основной причиной не пропуска в Украину является не подтверждение цели поездки (7,7 тыс. человек или 77,4% от общего в 2019 г.), другие распространенные причины – ограничение въезда/ выезда (по решению уполномоченных органов), недействительность документа, не подтверждение наличия финансового обеспечения и превышение срока регистрации (по 4,1–7,5% от массы).

Задержанные за незаконное пересечение границы составили в 2019 г. 5,3% всех задержанных пограничниками мигрантов с неурегулированным статусом (в 2018 г. – 35,5%, в 2017 г. – 23,4%), остальные были задержаны за нарушение правил пребывания иностранцев в Украине и за другие правонарушения.

В 2020 г. в связи с пандемией COVID-19 интенсивность пересечений государственной границы Украины иностранцами резко уменьшилась, соответственно количество мигрантов, задержанных при попытке незаконного пересечения границы, уменьшилось против 2019 г. почти на четверть, численность потенциальных мигрантов с неурегулированным статусом, не пропущенных через государственную границу, – почти вдвое.

В 2013-2019 гг. основная часть мигрантов с неурегулированным статусом были задержаны при попытке незаконного пересечения границ со странами ЕС во время движения из Украины. Больше всего задержаний приходилось на словацкий (28,8%) и венгерский (23,9% от общего) участок границы.

Среди участков границы со странами бывшего СССР больше всего задержаний зафиксировано на границе с Молдовой, причем подавляющее большинство нарушителей составляли граждане именно этой страны. В то же время 58,6% фактов не пропуска потенциальных мигрантов с неурегулированным статусом приходилось на границы с постсоветскими странами (в том числе 32,0% – на границе с Российской Федерацией), еще 39,9% – на воздушном участке границы.

В рамках исследования неурегулированной миграции в 2020 г. осуществлен опрос экспертов. Это лидеров общин мигрантов, государственных служащих, представителей неправительственных и международных организаций (НПО и МО). В том числе почтовый опрос глав региональных подразделений ГМС, опрос мигрантов (непосредственное интервьюирование и опрос в социальных сетях), фокус-групповая дискуссия.

Полевые работы были проведены в Киеве, Харькове, Одессе, Мукачево, Львове, Луцке, Чернигове, а также в трех пунктах временного размещения беженцев (ПТРБ) и трех пунктах временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно находятся в Украине (ПТПІ).

В результате пандемии COVID-19 и введения карантина в Украине большинство интервью было осуществлено в онлайн-режиме, по телефону или с привлечением помощников в регионах. Основные результаты исследования изложены в аналитическом резюме.

Письменный опрос глав территориальных подразделений ГМС охватил все 24 региональных управления. В ходе опроса экспертов проведено 52 интервью, в том числе с лидерами общин мигрантов – 18, с государственными служащими – 20, представителями НПО – 12, представителями МО – 2. Способом непосредственного интервьюирования опрошено 84 мигранта, которые являются гражданами 29 стран Азии и Африки, а также бывшего СССР.

Опрос в социальных сетях охватил 93 человека из 32 стран мира. Полученная информация позволила оценить ряд параметров неурегулированной миграции, которые невозможно обнаружить по данным официальной статистики.

Оценка численности мигрантов с неурегулированным статусом в Украине осуществляется в условиях 2019 г. и на основе применения системы методов, каждый из которых включает несколько вариантов расчета.

Основой для расчета является именно официальные статистические данные, результаты опроса 2020 г. используются для определения поправочных коэффициентов, которые предполагается использовать как для оценки параметров явления в 2019 г., так и при разработке алгоритма оценки численности мигрантов с неурегулированным статусом в последующие годы.

Первый метод опирается на сведения о численности мигрантов, проживающих в Украине на законных основаниях, и на оценочных значениях (по данным опроса) удельного веса лиц, не имеющих никаких оснований для пребывания, среди всех мигрантов.

По состоянию на конец 2019 г. численность первых четырех перечисленных контингентов иностранцев и ОБГ в Украине по данным ГМС составила соответственно 284,8, 133,1, 1,3 и 0,8 тыс. лиц.

К сожалению, статистический учет ГМС не предоставляет информацию о количестве лиц, которые имеют справку об обращении за защитой, на конкретный момент времени, поэтому при оценке численности этого контингента будем ориентироваться на сообщения сотрудников Агентства ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), относительно количества искателей убежища, которые включены в базы данных организации.

Таких насчитывалось 3,5 тыс. лиц, следовательно, общая численность мигрантов, проживающих в Украине на законных основаниях, составляет 423,5 тыс. человек.

Для интерпретации результатов следует иметь в виду, что мигранты и лидеры общин мигрантов сообщали лишь о ситуации среди своих земляков, при этом озвученный ответ вполне может отражать нежелание опрошенных «выносить сор из избы».

Однако государственные служащие и представители НПО чаще имеют дело с мигрантами с неурегулированным статусом или такими, которые стремятся его урегулировать, находящихся в процедуре урегулирования статуса или имеют проблемы с урегулированием и продлением статуса; в то же время, например, с иммигрантами эти категории экспертов сталкиваются редко, что не может не привести к завышенным оценкам доли лиц с неурегулированным статусом среди мигрантов.

Выбор средней величины для обобщенной оценки тоже имеет свою специфику. С одной стороны, средняя арифметическая учитывает мнение всех опрошенных, но, с другой стороны, на нее сильно влияют крайние величины, обычно далекие от реалистичности оценок – речь идет как об утверждении отсутствия фактов неурегулированной миграции в целом, так и об оценках на уровне 80-100% от массы.

Медиана также практически не подвержена зависимостью от крайних значений. Однако, как показали вычисления, и она может приобретать нереальные величины – так, большинство участников интернет-опроса сообщили об отсутствии лиц с неурегулированным статусом среди их земляков, что определило нулевое значение медианы показателей, притом, что среднее арифметическое за счет ряда резко завышенных оценок составило 10%.

Анализ распределения ответов респондентов показал наличие существенного разброса данных. Коэффициент вариации составляет 112,9% по итогам опроса экспертов, 119,8 – по итогам анкетирования мигрантов и 255,3% – по итогам опроса мигрантов в соцсетях.

Это свидетельствует, что анализируемые совокупности являются крайне неоднородными, соответственно значения среднего арифметического показателя не могут рассматриваться как типичные.

В таких условиях используем медиану и учитываем четыре ее значение: три – по данным опроса трех отдельных категорий экспертов и одно – по результатам анкетирования мигрантов, показатель, полученный в результате опроса мигрантов в соцсетях, не берем во внимание как явно ошибочный. Искомое значение доли мигрантов с неурегулированным статусом, определяется как медиана для ряда из четырех чисел (16,3%, 15,0, 10,0 и 5,0%) и составляет 12,5%.

Согласно расчетам, численность мигрантов с неурегулированным статусом по первому методу оценки составляет 60,9 тыс. лиц.

Второй метод оценки учитывает имеющиеся данные по выявленным мигрантам с неурегулированным статусом и оценку респондентов относительно процента выявленных среди всех мигрантов с неурегулированным статусом.

В 2019 г. органами ГМС на территории Украины было выявлено 12,9 тыс. мигрантов с неурегулированным статусом, в целом за 5 лет (2015-2019 гг.) – 45,2 тыс.

Понятно, что использование любого значения из этих величин для определения численности контингента выявленных мигрантов с неурегулированным статусом, которые находятся в Украине на конец 2019 г., будет некорректным.

Первая величина является явно заниженной из-за не учета задержанных лиц в предыдущие годы. Вторая величина будет завышенной, поскольку часть этих лиц выехали из Украины. Или, наоборот, урегулировали статус пребывания, к тому же некоторые лица могли быть задержанными дважды за пятилетний период.

По свидетельству опрошенных мигрантов, продолжительность пребывания в неурегулированной ситуации обычно не превышает шести лет, эксперты, несмотря на сообщения об отдельных случаях чрезвычайно длительного пребывания отдельных лиц в неурегулированной ситуации (назывались сроки до 28 лет), сходятся на мысли, что основная часть мигрантов урегулируют свой статус пребывания в течение пяти лет.

Если взять количество лиц, задержанных 4 года назад, с коэффициентом 0,2, лиц, задержанных 3, 2 и 1 год назад – соответственно с коэффициентами 0,4, 0,6 и 0,8, а задержанных в году, для которых производится оценка. И в полном объеме, просуммировать и из полученной суммы вычесть 15% на вероятность повторного учета, то численность контингента выявленных мигрантов с неурегулированным статусом, которые находятся в Украине на конец 2019 г., можно оценить в 26,5 тыс. лиц.

Коэффициент вариации показателя по итогам опроса экспертов составляет 36,7%, по итогам анкетирования мигрантов – 38,8%. Эти величины выше критерия однородности совокупности (33,0%), однако превышение является небольшим. Это дает возможность отказаться от оценок на основе медианы и взять лишь средние арифметические по мигрантам и экспертам.

Если брать во внимание два значения – общий показатель по данным опроса экспертов и показатель по результатам анкетирования мигрантов, то средняя величина между ними составит 70,3%.

Если же учитывать вместо одного три отдельных показателя для разных категорий экспертов, то среднее из четырех значений составит 69,9%. Поэтому считаем целесообразным искомую величину доли выявленных среди мигрантов с неурегулированным статусом считать в 70,0%.

По расчетам по данному методу оценки, численность мигрантов с неурегулированным статусом составляет 37,7 тыс. лиц.

Третий метод опирается на сведения о численности задержанных лиц, за незаконное пересечение границы при въезде в страну, а также оценок относительно уровня успешности попыток такого пересечения и относительно доли лиц, попавших в страну путем незаконного пересечения границы, среди всех мигрантов с неурегулированным статусом.

В международной практике чаще всего используются коэффициенты Ks=2 и pc=1/3 (33,3%).

По результатам проведенного в ходе исследования опроса мигрантов средняя арифметическая величина из валидных ответов на вопрос о проценте успешных попыток нелегального проникновения в Украину составила 65,0%.

Это соответствует величине Ks=1,9, опрошенные лидеры общин мигрантов и представители НПО сходятся на мнении, что процент успешных попыток пересечения границы на въезде превышает 60,0% (Ks чуть больше 1,5) и только государственные служащие убеждены, что лишь 34,6% попыток оказываются успешными (Ks=0,5).

Среди них самые низкие оценки предоставляют представители Государственной пограничной службы, которые, по сравнению с другими экспертами, с большим оптимизмом оценивают успешность деятельности своих коллег по задержанию нарушителей границы.

По сообщениям самих мигрантов, 35,5% их знакомых, о которых респонденты предоставили информацию, попали в Украину путем нелегального пересечения границы, особенно часто об этом сообщали представители Шри-Ланки, Сомали и ряда других африканских стран, а также Бангладеш.

Что касается доли лиц, которые нелегально пересекли границу, среди мигрантов с неурегулированным статусом, то по данным опроса экспертов, она составляет 20,0%. Самые высокие оценки дают представители международных и неправительственных организаций, самые низкие – государственные служащие.

А по данным опроса мигрантов – 51,5%. Такой высокий показатель отчасти объясняется чрезмерным представительством мигрантов с неурегулированным статусом и тех, кто имеет проблемы с урегулированием, в совокупности опрошенных.

Международная пропорция (33,3%) примерно соответствует среднему из двух показателей. Поэтому для расчетов по представленному методу представляется целесообразным использовать именно международные пропорции, как более устоявшиеся величины, тем более что они в достаточной степени соответствуют результатам, полученным в ходе опросов.

В течение 2019 г. на участках границы со странами СНГ органами Государственной пограничной службы за незаконное пересечение границы были задержаны 316 человек, в целом за последние пять лет – 1203 лица, не пропущено потенциальных мигрантов с неурегулированным статусом – в соответствии 4202 и 20 031 человек.

На границе со странами ЕС речь идет преимущественно о нелегальном выезде мигрантов из Украины, а применение коэффициентов успешности нелегального въезда для пересечения воздушного участка границы вряд ли имеет смысл.

Если учесть лица, задержанные/не пропущенные в текущем году в полном объеме, и задержанные/не пропущенные в предыдущем году – с коэффициентом 0,8, задержанные/ не пропущенные 2, 3 и 4 года назад – в соответствии с коэффициентами 0,6, 0,4 и 0,2 (пользуясь принципом постепенного урегулирования мигрантами своего статуса или выбытия из Украины в течение пяти лет, аналогично расчетам по второму методу), то получаем условную численность контингента в чуть более 10,0 тыс. лиц.

По расчетам согласно формуле (6) получаем оценочную численность мигрантов с неурегулированным статусом в Украине в 60,1 тыс. человек, что почти совпадает с результатами расчетов по первому методу.

В ходе исследования был апробирован также четвертый, демографический метод, который заключается в оценке общей численности мигрантов на основе сведений об их вкладе в воспроизводство населения (рождаемость и/или смертность) и отчислении из полученного результата численности мигрантов, проживающих в стране на законных основаниях.

Этот метод в целом является перспективным, однако соответствующие расчеты могут быть осуществлены только после проведения следующей Всеукраинской переписи населения и подведения итогов.

Итак, на основе применения трех методов оценки можно утверждать, что численность мигрантов с неурегулированным статусом в Украине на конец 2019 г. составляла от 37,7 до 60,9 тыс. лиц.

Алгоритм оценки численности мигрантов с неурегулированным статусом в последующие годы включает расчеты по трем представленным методам в соответствии с формулами (2), (4) и (6) с последующей интерпретацией результатов: «Численность мигрантов с неурегулированным статусом в Украине, по оценкам, составляет от (минимального из трех полученных значений) к (максимальному из трех полученных значений)».

Выводы. Анализ данных показал, что в Украине наблюдается заметный рост количества выявленных ГМС мигрантов с неурегулированным статусом, увеличение количества не пропущенных органами Государственной пограничной службы потенциальных мигрантов с неурегулированным статусом и тенденция к стабилизации численности задержанных за незаконное пересечение государственной границы.

Общее количество задержанных обоими ведомствами фактических мигрантов с неурегулированным статусом превысило в 2019 г. 14 тыс. лиц, потенциальных выявлено более 10 тыс. лиц. При этом ведомственная статистика не охватывает лиц, которым удалось избежать обнаружения, она склонна к повторному учету и включает слишком ограниченный круг социально-демографических характеристик данного контингента мигрантов.

Исследование неурегулированной миграции в 2020 г. способствовало устранить пробелы информационного обеспечения анализа этой составляющей миграционного движения и впервые получить обоснованные оценки численности иностранцев, которые проживают в Украине без каких-либо правовых оснований. По его результатам и с учетом международного опыта проведения аналогичных работ, было разработано несколько методов оценки численности контингента мигрантов с неурегулированным статусом в Украине.

Осуществленные расчеты позволили прийти к выводу, что численность мигрантов с неурегулированным статусом, которые находились в Украине на конец 2019 г., могла составлять от 37,7 до 60,9 тыс. лиц. Следовательно, результаты оценивания опровергают миф о значительных объемах неурегулированной миграции в Украине.

Для осознания объемов незаконной миграции в Украине и выработки необходимых мер по предотвращению этого негативного явления желательно осуществлять научные исследования этой проблемы на систематической основе, с целью периодического (раз в 5 лет) уточнения поправочных коэффициентов в методике расчета объемов неурегулированной миграции.

Автор: А.В. Позняк, кандидат экономических наук, зав. сектора, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, е-mail: olex_poznyak@ukr.net, ORCID: 0000-0002-1323-3896, Scopus ID: 57195780028; 57189273845

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий