Минимальная налоговая нагрузка на 1 га сельскохозяйственной земли: что подготовили владельцам паев и арендаторам в законопроекте №3131-д?

23.07.2020 – Инициатива по детенизации сельскохозяйственной земли спровоцировала в обществе шквал критики и негатива под соусом, что украинцев хотят заставить продать за бесценок свои паи или насильно сдать их в аренду.

Речь идет о нормах, изложенных в трех законопроектах (3131, 3131-1, 3131-2), которые, по оценкам отдельных экспертов, обойдутся каждому владельцу пая в сумму в 6 тыс. грн.

После этого в дискуссию вмешался премьер Денис Шмыгаль и пообещал, что фермеры платить не будут. А сама инициатива поспешная. Вслед за ним огоньку в вопрос добавил президент Владимир Зеленский, который заявил: «Платить налоги должны все, потому что детенизации сельскохозяйственной земли не должно быть». Затем появился компромиссный вариант, законопроект №3131-д.

AgroPolit.com разбирался вместе с экспертами в том, что же на самом деле предлагается и какими будут последствия для владельцев паев, арендаторов, городских и государственного бюджета.

Сущность законопроектов о поставленном налоговом минимуме с 1 га сельскохозяйственной земли  

  1. Для кого устанавливается минимальное налоговое обязательство?

Для владельца пая и пользователя этой земли (арендатора, субарендатора).

  1. Суть налогового минимума?

Это минимум налогов, которые должны быть оплачены собственником земли или ее пользователем с 1 га с/х земли в год.

  1. Какой размер налогового минимума?

5% от НДО. Поставленное обязательство будет рассчитываться по каждому конкретному земельному участку отдельно. При среднем НОО 28 тыс. грн. с 1 га это составляет 1400 грн. в год. Сколько оно будет составлять для каждой области, можно посчитать, выбрав конкретный регион и отсчитав от НГО 5%.

Если владелец или пользователь с/х участка уплатит меньший объем налогов (а именно единый налог, налог на прибыль, земельный налог, НДФЛ, военный сбор), чем размер поставленного налогового обязательства, тогда он будет обязан доплатить разницу.

Таким образом, для всех добросовестных налогоплательщиков такое обязательство вообще не повлияет на размер налогов, которые ими уплачиваются. Теневикам нужно будет доплатить. Такой подход позволит выровнять условия конкуренции на рынке и получить дополнительные поступления в бюджеты всех уровней, прежде всего в бюджеты местных сообществ.

  1. Сколько законопроектов есть на сегодня о налоговом минимуме?

Четыре: 3131, 3131-1, 3131-2, 3131-д.

  1. Цель законопроектов?

Детенизация использования с/х земель. Под теневым возделыванием земли имеется в виду выращивание с/х продукции на земельных участках, которые фактически арендуются, но по ним не оформляются и/или не регистрируются договоры аренды (не уплачивается НДФЛ, военный сбор, зарплата в тени).

  1. Объемы теневой аренды с/х земли?

На сегодня около 40% земель сельхозназначения находятся в теневой обработке. Участки передаются в аренду за наличные средства, доходы с паев нигде не учитываются. Зарплаты нанятым работникам выплачиваются наличными без уплаты налогов. В 2019 году объем теневой аренды сельскохозяйственных земель в Украине составлял от 19 до 69 млрд. грн. А потери бюджетов всех уровней от недополучения налогов и других платежей составляют 6-22 млрд. грн. в год.

  1. Если физическое лицо имеет в собственности или в постоянном пользовании земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства, какая сумма налога должна уплачиваться?

Если человек имеет участок площадью до 1 га, то поставленное налоговое обязательство не будет применяться. Что это значит? Если у вас средний размер пая, например, условно 2,5 га, и вы самостоятельно их обрабатываете (не сдаете в аренду – официально или неофициально), тогда платить налог нужно будет с 1,5 га. Сейчас такая категория владельцев платит по закону только земельный налог.

  1. Как влияет налоговый минимум на получение субсидий из бюджета для владельцев паев?

Доходы граждан от продажи собственной с/х продукции не включаются для расчета бюджетной субсидии за оплату газа, если за год эти доходы не превышают 50 минимальных заработных плат.

Откуда взялась цифра в 6 тыс. грн. за паи и что она означает? 

Информационное пространство разорвала цифра в 6 тыс. грн. за паи в год для их владельцев от нового налога. Она взялась путем расчета, условно умножили средний размер пая по Украине (4 га) на средний показатель налоговой нагрузки в 1500 грн.

Эта законодательная инициатива несет значительную угрозу развитию мелкого фермерства на селе и может привести к потере единоличниками от 2,2 до 4,6 млн. га сельхозземель. Совокупные экономические потери для Украины ожидаются на уровне $60-123 млн., – говорит один из авторов этих расчетов, старший экономист проекта «Поддержка реформ в сельском хозяйстве и в земельных отношениях в Украине» Киевской школы экономики Олег Нивьевский.

С такими подсчетами не согласны другие эксперты.

Это нереальные цифры. В малых хозяйствах учета практически не ведется, выращенная продукция продается за наличные, услуги официально не оформляются, никакого контроля над эффективностью использования земли… Есть хозяйства, которые платят 6 и более тысяч гривен, а есть и те, что 300 гривен», – полемизирует член правления Всеукраинской ассоциации пайщиков, советник министра внутренних дел Украины Михаил Апостол.

Он также говорит, что приведенные Нивьевским цифры не соответствуют реальности.  «Какие реальные цифры могут быть, когда 80% реализация за «нал»? Поделите всю уплату налогов, а это 28 млрд. грн., на 42 млн. га с/х угодий – и будете знать реальную картину. Не манипулируйте непонятными статистическими цифрами».

Заместитель председателя ВАС Михаил Соколов говорит, что доплачивать 6000 грн. с 1 га тем, кто честно платит налоги, не придется.

Минимум, который предлагается установить законопроектом, сейчас на том уровне, который платит любой легальный с/х производитель, независимо от того, работает он как юридическое или физическое лицо, если он не уклоняется от уплаты налогов. Причем малые фермеры, которые сегодня легально работают, платят значительно больше, чем 5% от НДО (около 1400 грн. с 1 га), около 2000 грн. с 1 га. Многие платят еще больше – 4000-5000 грн. с 1 га.

В ВАС посчитали, что выручка с 1 га не может быть меньше 14 000 грн. (и это если работать откровенно плохо), а если хорошо, то не менее 20 000 грн.

Если земля обрабатывается физическим лицом, то оно должно уплачивать налог на доходы физических лиц и военный сбор со всех своих доходов, а это от 2800 грн. до 4000 грн. с гектара в год. Также к этой сумме нужно прибавить налог на землю и НДФЛ с арендной платы.

Если фермер зарегистрирован юридическим лицом, то он будет платить единый налог 4-й группы – около 280 грн. с 1 га, НДФЛ и военный сбор с арендной платы – не менее чем 600 грн. с 1 гектара (19,5% с 3000 грн.), НДФЛ и военный сбор со своих доходов (19,5% с 3000 грн.), тоже не менее 600 грн. с 1 га. Итого получаем 1480 грн. Причем я посчитал по минимуму, потому, что реальный доход с 1 гектара после уплаты аренды составляет 3000-6000 грн. в год. Более того, я не учел НДФЛ, ВС и ЕСВ по заработной плате…

Дольщики, если они официально сдают землю в аренду, в принципе никаких налогов со своего земельного участка платить не будут. Соответствующие обязанности возлагаются на арендатора, – говорит Соколов.

По мнению председателя ВАС Андрея Дикуна, законопроект №3131 действительно выравнивает налоговую нагрузку на 1 га и ставит всех в равные условия.

Более 13,2 млн. га обрабатываются «в черную». Более того, количество сельскохозяйственной земли, которая обрабатывается неофициально, ежегодно увеличивается. Итак, получается, что часть владельцев паев платят налоги, другие – нет. Это справедливо? Исходя из логики наших оппонентов – да, справедливо.

Пенсионеры, инвалиды, участники АТО и другие владельцы паев должны платить налоги, а «черные» фермеры-миллионеры и самозанятые единоличники, кстати, люди трудоспособного возраста, – нет. О том, что государство должно поддерживать мелких фермеров, не говорится. Такая поддержка обязательна, она уже есть, и ее нужно развивать дальше, – говорит он.

Так что с налогами все понятно: часть их платит, обрабатывая землю, другая – нет. Неуплата автоматически бьет по качеству жизни людей в сельской местности, потому что это недоразвитая социальная сфера как минимум. Отсутствие социальных гарантий и другие составляющие – продолжение последствий этой цепочки.

Единоличники это способ минимизации налогов или шанс на выживание людей на селе? 

Второй спорный момент возникает по поводу того, а как быть с теми владельцами паев, которые никому землю не сдают (ни официально, ни подпольно), а сами на ней работают, потребляют, или даже продают.

Пока никто не понимает, какое же количество этих единоличников. Одни кричат, что 13 млн. человек, а другие – 3,3-4,7 млн. единоличников, которые производят до 40% валовой аграрной продукции. Точная цифра станет известной, говорит председатель Госгеокадастра Роман Лещенко, когда заработает Аграрный реестр, единая база, в которую войдут все, кто легально работает на земле.

И здесь возникает когнитивный диссонанс. Одно дело, когда эти единоличники работают на земле для удовлетворения потребностей своих или своей семьи. Это, когда они потребляют сами все выращенное.

Другое – когда продают. В таком случае автоматически они должны по закону уплачивать НДФЛ (на продукцию, выращенную из более 2 га земли), но на практике этого никто не делает.

Под самозанятостью на селе замаскирована скрытая аренда. И так называемые единоличники обрабатывают не отдельные участки полей, а сотни гектаров, не платят ни копейки в местный бюджет, а местный бюджет – это зарплаты учителям, врачам, ремонты школ, дорог и тому подобное, – говорит председатель ВАС Андрей Дикун.

Его дополняет первый заместитель исполнительной дирекции Всеукраинской ассоциации общин Иван Фурсенко.

Критики рассказывают, что единоличники выращивают зерновые на 2-4 га своих паев, и мы пытаемся вытеснить их с рынка, отобрать землю. Но мы, же с вами знаем, что эффективные мелкие хозяйственники занимаются интенсивным производством, выращивая ту продукцию, которая реализуется на локальных аграрных рынках, – объясняет он.

Поэтому вопрос единоличников непростой, потому что с одной стороны часто такое хозяйствование превращается в теневое фермерство. С другой стороны, есть вопрос, а как быть с людьми, которые выращивают только для собственного потребления, в таком случае должны ли они платить такую же сумму, как, например, фермер или холдинг?

Как облагаются арендатор и собственник пая

Основатель онлайн-сервиса по получению и мониторингу информации о земельных участках «Feodal» Андрей Демьянович объяснил, какие налоги сегодня платит владелец пая в зависимости от использования своего пая.

Так, владелец пая, который сам обрабатывает земельный участок, платит земельный налог, а прибыль, если выращивает агропродукцию на площади свыше 2 га, должен был бы задекларировать в налоговой декларации. И этого никто не делает на практике.

Владелец пая, который сдает участок неофициально и де-юре ничего не выращивает на нем, платит только земельный налог.

Арендатор выступает налоговым агентом – выплачивает налоги за владельца пая: налог на землю и единый налог 4-й группы плательщиков, со ставкой единого налога максимум 0,95% от НДО. Для граждан-работников на этой земле: НДФЛ, ЕСВ, военный сбор.

Председатель аграрного комитета Николай Сольский объясняет:

Землепользователи, которые работают добросовестно, платят с 1 га более чем 2000-3000 грн. налогов и сборов в год. Это единый налог или налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по арендной плате за землю, НДФЛ с зарплаты работников, единый социальный взнос (ЕСВ) из зарплаты работников, военный сбор с зарплаты работников, военный сбор с арендной платы, а также НДС по изготовленной и реализованной продукции. Поэтому добросовестный налогоплательщик дополнительно платить ничего не будет.

Как это будет работать на практике, еще раз пояснил генеральный директор УКАБ Роман Сластен.

Налоговое обязательство не является отдельным налогом, оно сравнивается с суммой уже уплаченных налогов в составе земельного налога, единого налога 4-й группы, налога с доходов физических лиц и военного сбора, уплаченных в арендной плате за землю и с заработной платы работников, а также единого социального взноса (ЕСВ).

Например, если у фермера есть 10 га земли в обработке, он платит ориентировочно 270 грн./га единого налога 4-й группы в год и ежемесячный единый социальный взнос, который в настоящее время составляет 1 039 грн. Соответственно за год этих налогов фермером будет уплачено 15 168 грн. или чуть больше 1 500 грн./га. Таким образом, легально оформленным фермерам, также не придется ничего доплачивать.

Налоговый компромисс 3131-д 

После всех обсуждений комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики предложил компромиссную версию законопроекта о детенизации с/х земли – №3131-д.

Ключевые положения законопроекта имеют такой вид:

налоговое обязательство будет возникать только в отношении с/х участков от 1 га, то есть будет действовать для тех, кто обрабатывает значительные земельные площади, что, по сути, является сельскохозяйственным товарным производством;

обязательство не распространяется на приусадебные участки и огороды;

обязательство не распространяется на землю, которая находится в официальной аренде, за такое обязательство платит арендатор – это будет стимулировать арендаторов заключать официальные договоры аренды, а не договариваться с владельцами паев «на словах»;

при официальном оформлении договоров аренды владельцы паев становятся юридически защищенными и смогут отстоять свои права;

в бюджет будет уплачиваться исключительно разница между размером поставленного налогового обязательства и другими фактически уплаченными налогами.

Предполагается поэтапное введение поставленного налогового обязательства путем применения пониженных коэффициентов для его расчета. Вместо 4,5%, что начнут применять с 2024 года, предлагается коэффициент 3% – за 2021 год, 3,5% – за 2022 год, 4% – за 2023 год. Штрафы за неправильно рассчитанное поставленное налоговое обязательство по 2021 году начисляться не будут.

Кроме того, для физических лиц-предпринимателей, в частности семейных фермерских хозяйств первые 2 года (2021-2022 годы) ставка обязательства вообще будет нулевой. Эти нормы будут стимулировать развитие именно малых производителей и семейных фермерских хозяйств, которых у нас сегодня более ста, а должно быть десятки тысяч.

Кроме того для крестьянских фермерских хозяйств, то есть тех, кто обрабатывает от 2 га и выше, имеется возможность уплаты лишь 2% от нормативной денежной оценки.

Благодаря предложенному в проекте механизму детенизации производства, справедливой налоговой нагрузки с 1 гектара, местные бюджеты получат реальные дополнительные поступления. А все это – деньги, которые пойдут на поддержку и развитие социальной сферы села и его инфраструктуры, на школы и детсады, больницы, дороги и тому подобное.

Авторы: Наталья Белоусова, Виталий Хворостян

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий