Минимальная заработная плата: практика Украины и опыт стран Европейского Союза

На основе компаративного анализа минимальной заработной платы в Украине и странах-членах Европейского Союза выявлено, что размер этой социальной гарантии, даже после повышения, остается одним из самых низких среди анализируемых стран.

Установлено, что в европейской практике используют три основных подхода к установлению минимальной заработной платы, а именно: на основе минимальных потребностей работника (этот подход присущ и Украине); на основе установления размера, который в 2-2,5 раза превышает прожиточный минимум, и на основе сопоставления размеров минимальной и средней заработной платы.

Обосновано, что в течение последних лет размер минимальной заработной платы в Украине устанавливали с нарушением норм закона «Об оплате труда».

Акцентировано внимание на рисках резкого повышения размера основной социальной гарантии в области доходов (увеличение безработицы, перевод части работников на неполный рабочий день, возможное увеличение неформальной занятости). И определены позитивные и негативные черты такого нововведения. В частности, к негативным отнесены: изменение содержания понятия «минимальная заработная плата» и поспешность принятия решения о ее повышении.

Учитывая опыт стран-членов Европейского Союза, представлены предложения по уменьшению негативного влияния от вышеуказанных нововведений.

Ключевые слова: минимальная заработная плата, должностной оклад, прожиточный минимум, среднемесячная заработная плата.

Постановка проблемы. Провозгласив курс на евроинтеграцию, Украина задекларировала стратегическую цель – «достижение европейских стандартов жизни», следовательно, и обеспечение основных государственных социальных стандартов и гарантий на уровне стран Европейского Союза (ЕС). Одной из таких гарантий является минимальная заработная плата, которая применяется как в Украине, так и в подавляющем большинстве стран ЕС.

С 01.01.2017 г. в Украине произошло резкое повышение размера указанной социальной гарантии и изменение содержания самого понятия «минимальная заработная плата», что повлекло многочисленные дискуссии о целесообразности принятия такого решения и его последствий на ряд социально-экономических показателей. Это актуализировало проблематику исследования.

Анализ исследований. Вопрос минимальной заработной платы всегда был в центре внимания ученых и практиков, поскольку эта социальная гарантия влияет на ряд показателей социально-экономического развития страны. Заслуживают внимания результаты исследования группы авторов, освещенные в монографии под общей редакцией А. Колотая (A. Kolot) и Г. Куликова (H. Kulykov), труды Е. Либановой (E. Libanova) и других украинских ученых.

Они рассматривали минимальную заработную плату как способ государственного регулирования доходов населения, как основу для построения тарифной сетки, исследовали последствия введения дифференциации минимальной заработной платы по видам экономической деятельности и ее соотношение с другими социальными стандартами и гарантиями.

Практика установления минимальной заработной платы в странах ЕС освещена в трудах А. Каминской и П. Левандовского (A.Kamińska, P. Lewandowski), Т. Шультена (Т. Schultenа), Л. Функа и Х. Леша (L. Funkа and H. Leschа) и других.

Однако слишком низкий размер этой социальной гарантии в Украине по сравнению со странами ЕС, несмотря на повышение, способствует распространению такого явления как бедность среди работающего населения, усиливает миграционные процессы в направлении выезда за границу высококвалифицированных специалистов и создает предпосылки для распространения иждивенческих настроений среди населения. Это обуславливает потребность в исследовании обозначенной проблематики.

Целью данной статьи является компаративный анализ минимальной заработной платы в Украине и странах ЕС для изучения возможности внедрения европейского опыта в украинскую практику, а также исследования возможных последствий влияния резкого повышения указанной гарантии на доходы и занятость населения с разработкой соответствующих предложений по уменьшению негативных последствий этого нововведения.

Изложение основного материала. Одобренные изменения в действующее законодательство относительно содержания понятия «минимальная заработная плата» привели к реформированию системы оплаты труда. В частности, новое определение этого понятия уже не содержит нормы, что это плата за простой неквалифицированный труд, вносящий существенные изменения в порядок формирования тарифной сетки.

Если раньше тарифная ставка рабочего первого разряда, которая является основой для формирования тарифной сетки, должна была устанавливаться «в размере, превышающем законодательно установленный размер минимальной заработной платы», то теперь «минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере, не меньшем чем прожиточный минимум для трудоспособных лиц».

Такие изменения позволяют искусственно приблизить соотношение минимальной и средней заработной платы в Украине к европейским стандартам: в ЕС минимальная заработная плата составляет 50-60% от среднемесячной. В Украине в течение 2010-2016 гг. наметилась тенденция к снижению вышеупомянутого показателя (с 45,35% в январе 2010 г. до 30,9% в декабре 2016 г.).

Тезис об искусственном приближении соотношения минимальной и среднемесячной заработной платы до европейских стандартов подтверждается тем, что вследствие изменения содержания самого понятия «минимальная заработная плата» и существенного занижения официального утвержденного прожиточного минимума (в декабре 2016 г. на 53,4%), размер должностного оклада работника первого тарифного разряда остался вдвое ниже. Чем минимальный размер заработной платы. Занизив тем самым на 52% и должностные оклады работников высших тарифных разрядов.

Таким образом, повышение с 01.01.2017 г. минимальной заработной платы до 3200 грн можно назвать индексацией этой социальной гарантии. Такой шаг правительства, несмотря на масштабную критику этого решения, является оправданным с точки зрения социальной защиты работников с самой низкой оплатой труда.

В то же время, установление должностного оклада первого тарифного разряда, на уровне искусственно заниженного прожиточного минимума, как указано выше, не обеспечивает дифференциацию должностных окладов в соответствии с профессиональным уровнем и приводит к «уравниловке» в оплате труда работников 1-11 тарифного разрядов.

Изменение содержания самого понятия «минимальная заработная плата» в сочетании с необходимостью проведения доплаты до минимального уровня значительной части работников, привело к нивелированию или уменьшению роли большинства мотивационных факторов. Это премий, надбавок за высокие достижения в труде, за классность водителям автотранспортных средств, доплаты за выполнение особо важной работы на определенный срок и тому подобное.

Резкое повышение минимальной заработной платы можно оправдать и тем, что доля расходов на оплату труда в структуре операционных затрат деятельности предприятий, по данным Государственной службы статистики Украины, в 2010-2015 гг. колебалась в пределах 7,3–10%.

По данным Евростата, в странах Западной Европы она достигала до 45 процентов. Такая низкая доля расходов на оплату труда в Украине, свидетельствует о возможности значительного повышения заработной платы работникам без роста цены продукции.

Высокий уровень бедности, в том числе и среди работающего населения, и значительная доля социальных трансфертов в структуре доходов граждан тоже обусловливали необходимость вышеуказанного решения, ведь повышение минимальной заработной платы является значительно более продуктивным методом борьбы с бедностью, чем различные формы социальной помощи.

Кроме того, минимальная заработная плата в Украине, даже после повышения, остается одной из самых низких в Европе. Ее покупательная способность намного ниже, чем в других странах. Так, за минимальную заработную плату в Украине можно купить 58 «борщовых наборов», в Польше – 185, а в Великобритании – 230.

Высокий уровень заработной платы среди Европейских стран зафиксирован в Люксембурге, Монако, Бельгии, Ирландии и Нидерландах, что соответствует уровню экономического и социального развития этих стран и свидетельствует о реализации в них концепта достойного труда в части его оплаты. Наименее защищенными этой социальной гарантией являются наемные работники Молдовы.

На начало 2017 г. минимальная заработная плата в этой стране составляла 99 евро (в 2015г. – 79 евро). Самым низким в этой стране, по сравнению с другими странами ЕС, является, и объем ВВП на душу населения (в 2015 г. – 1851,2 долл. США). В Украине аналогичный показатель составлял 2115,0 долл. США, а минимальная заработная плата в 2015 г. – 51 евро.

Сравнивая приведенные выше показатели, а именно ВВП на душу населения можно утверждать, что повышение минимального уровня заработной платы в Украине целесообразно было осуществлять постепенно. Например, ежеквартально в течение предыдущих двух лет на 10-15%. Ведь чем короче интервал между сроками корректировки, тем больше изменение минимальной заработной платы будет соответствовать изменению факторов, которые на нее влияют.

Способствовало этому и снижение в 2016 г. нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального взноса до 22% и отмена уплаты этого взноса наемными работниками. Однако в 2015-2016 гг. повышение минимальной заработной платы было незначительным – на 31,4% (с 1218 грн до 1600 грн).

Считаем, что наибольший вред предпринимателям был нанесен не резким повышением минимальной заработной платы, а их неготовностью к такому наспех принятому решению. Кроме того, увеличение размера основной социальной гарантии осуществлено с нарушением п. 3. ст. 27 Бюджетного кодекса Украины и п. 4.1.9 ст. 4 Налогового кодекса Украины.

Приближение минимальной заработной платы производилось в течение 2017 г. до размера фактического прожиточного минимума в несколько этапов. Например, с 01.01.2017 г. – на 30% (2080 грн), с 01.04.2017 г. – на 30% (2704 грн), с 1.07.2017 г. – на 30% (3515 грн) дало  возможность предпринимателям скорректировать свои бизнес-планы, уменьшить негативное влияние от резкой неожиданной дополнительной нагрузки на расходы предприятий и дало возможность исследовать влияние изменения на другие показатели.

По рекомендациям МОТ при определении уровня минимальной заработной платы необходимо учитывать не только потребности работников, но и их семей, а также экономические факторы, в том числе необходимые условия экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости».

Действующее законодательство Украины практически дублирует рекомендацию МОТ. В частности в законе «Об оплате труда» указано, что «размер минимальной заработной платы определяется с учетом потребностей работников и их семей, стоимостной величины достаточной для обеспечения нормального функционирования организма трудоспособного человека.

А также для сохранения его здоровья набора продуктов питания, минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности, а также общего уровня средней заработной платы, производительности труда и уровня занятости».

К сожалению, несмотря на резкое повышение с 01.01.2017 г., уровень минимальной заработной платы в Украине не полностью учитывает потребности даже самого работника, не говоря уже о его семье, поскольку он является ниже фактического прожиточного минимума для трудоспособного населения, рассчитанного на одного человека по определенной методике.

Кроме того, обновлены в 2016 г. нормы основных видов продуктов питания, которые учитываются в ходе расчета прожиточного минимума, они практически не изменились с 2000 г., и не отвечают минимальным потребностям человека и реалиям жизни.

Считаем, что причиной такого состояния является отсутствие методики определения минимальной заработной платы, что создает возможности для манипулирования размером этой социальной гарантии.

В целом, в европейской практике применяются три подхода к расчету минимальной заработной платы:

1) на основе минимальных потребностей работника. По этому подходу размер минимальной заработной платы определяется на основе прожиточного минимума (внедренный в Украине). Однако считают, что его целесообразно использовать только в военное время;

2) на основе установления размера, который в 2-2,5 раза превышает прожиточный минимум. В некоторых странах эти дополнительные расходы учитывают при расчете потребительской корзины. Так, например, в Великобритании в него включено 350 составляющих, среди которых: расходы на садовника, шампанское, пиво, акустическую гитару. Во Франции в этом наборе присутствуют услуги парикмахера, приобретение косметических средств, аренды автомобиля, такси;

3) на основе сопоставления размеров минимальной и средней заработной платы. Рекомендуемое ЕС значение этого показателя — 60%, а Международной организацией труда (МОТ) – 50%.

Институт минимальной заработной платы действует в 22 странах ЕС. В то же время в Австрии, Дании, Италии, Кипре, Швеции и Финляндии единый размер минимальной заработной платы на законодательном уровне не утверждается, однако существует практика заключения коллективных соглашений между социальными партнерами и утверждения минимума зарплаты для некоторых профессий. Заметим, что коллективные соглашения могут иметь и общий обязательный характер.

Например, в Финляндии общественная комиссия при Министерстве социальных дел и здравоохранения, как правило, принимает решение об обязательном выполнении заключенных коллективных соглашений всеми работодателями. На Кипре в результате долгих дискуссий в конце 2015 г. достигнуты договоренности о фиксации размера минимальной заработной платы в коллективном договоре в сфере металлообрабатывающей промышленности.

В девяти странах ЕС (Португалия, Словения, Испания, Чехия, Польша, Греция, Словакия, Хорватия, Нидерланды) уровень минимальной заработной платы в одностороннем порядке определяет правительство. Несмотря на это, в Хорватии, Португалии, Словении и Испании для определения минимальной заработной платы на 2016 г. были предварительно проведены консультации с социальными партнерами, что свидетельствует о действенности принципа социального партнерства в этих странах.

В Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве, Венгрии, Румынии, Германии, Ирландии, Великобритании размер минимальной заработной платы определяется правительством после необязательных рекомендаций социальных партнеров.

Так, в Венгрии в соответствии с Трудовым кодексом Кабинет министров устанавливает минимальный размер заработной платы после консультаций с национальным экономическим и социальным советом. Правительство также проводит консультации с социальными партнерами в рамках трехстороннего постоянного форума работодателей и работников, однако рекомендации не являются обязательными.

В Болгарии и Латвии роль консультативного органа играет национальный совет по трехстороннему сотрудничеству, в Эстонии – Эстонская конфедерация профсоюзов и конфедерация работодателей.

Еще в четырех странах ЕС (Бельгия, Люксембург, Мальта и Франция) определение минимальной заработной платы происходит в соответствии с установленным правилом и на основе консультаций с социальными партнерами. В этих странах указанная социальная гарантия подлежит обязательной автоматической индексации в соответствии с индексом потребительских цен.

Во Франции эта норма действует в случае повышения потребительских цен более чем на 2%. В Люксембурге минимальную заработную плату корректируют ежеквартально в соответствии с механизмом индексации доходов граждан.

Таким образом, европейская практика свидетельствует, что уровень минимальной заработной платы является важным индикатором не только построения системы достойного труда, но и социально-экономического развития страны. Поэтому корректировка ее размера должна происходить с учетом изменения цен и общих доходов населения с целью социальной защиты наименее оплачиваемых работников и обеспечения стабильности тарифной системы, уменьшения риска инфляционного давления.

Однако в Украине не всегда выполняется требование об учете экономических факторов. Так, при расчетах минимальной заработной платы практически не учитывают текущий и прогнозный уровни роста макро показателей украинской экономики. В частности, темп прироста минимальной заработной платы в некоторые годы (2002, 2005, 2010) значительно превышал темп прироста ВВП на душу населения. Наибольший разрыв по прогнозным показателям будет в 2017 г.

Такую ситуацию можно оправдать не слишком высокой долей оплаты труда в структуре ВВП (в 2002 г. – 44%; 2005 – 47,4, 2010 – 48,0, 2015 – 39,1%) и значительным разрывом в 2015 г. между повышением минимальной заработной платы и индексом инфляции. Тем не менее, необоснованно резкое повышение минимума зарплаты без видимых признаков экономического роста приводит к увеличению уровня безработицы, росту цен и снижению покупательной способности населения.

Экономическая теория, подтвержденная мировой и отечественной практикой, свидетельствует о том, что повышение минимальной заработной платы может привести как к увеличению доходов, в первую очередь, неквалифицированных рабочих, так и к увеличению безработных среди этой категории населения.

Практика ведения бизнеса в Украине свидетельствует, что во время очередных нововведений (особенно в виде «шоковой терапии») предприниматели не спешат выводить зарплаты из тени. Наоборот, по требованию повысить заработную плату, они прибегают к оформлению работникам отпусков без сохранения заработной платы, переводу работников на частичную занятость, официальному сокращению их с последующим привлечением к неформальной занятости.

В то же время, несмотря на высокий уровень тенизации экономики Украины (40% в 2015 г.; 35% в 2016 г.), это является весомым препятствием на пути становления института достойного труда и экономического роста. А также снижение в 2016 г. ставки единого социального взноса и высокий размер штрафов за нарушение трудового законодательства, повышение минимальной заработной платы может побудить работодателей к выводу части заработной платы из тени.

Это позволит увеличить поступления в бюджеты разных уровней за счет налога с доходов физических лиц и уменьшить дефицит Пенсионного фонда Украины. Тем не менее, одновременное увеличение безработицы приведет к дополнительным расходам и нивелирует эффект от возможных дополнительных поступлений.

Высокая вероятность увеличения безработицы подтверждается и практикой других стран. Например, в Венгрии в начале 2001 и 2002 годов правительство почти удвоило заработную плату (за два года). В результате произошло значительное снижение занятости. Особенно сильное сокращение количества занятых лиц зафиксировано в малом бизнесе.

Также повышение минимальной заработной платы привело к снижению способности остаться на старом рабочем месте или найти работу для низко квалифицированной категории работников. Повышение минимальной заработной платы имело наиболее негативное влияние на депрессивные регионы Венгрии и низко квалифицированную категорию работников.

Последнее исследование МВФ в отношении стран Центральной и Восточной Европы показало, что повышение минимальной заработной платы на 10% увеличивает безработицу на 0,4%. По этой зависимости в Украине стоит ожидать увеличения безработицы на 8%, то есть до 9,9%. Почти такой прогноз Национального банка Украины. Занятость сократится на 5 п. п. по сравнению с 2016 годом, что будет соответствовать 10% уровню безработицы (по методологии МОТ).

Также в инфляционном отчете регулятора говорится, что снижение официальной занятости будет непропорциональным – в большей степени произойдет за счет увеличения количества высвобожденных работников из малых и средних предприятий и физических лиц-предпринимателей, что, прежде всего, объясняется почти двукратным увеличением налогового давления на предприятия на едином налоге. Частично такое снижение компенсируется увеличением неформальной занятости.

Кроме того, увеличение среднего уровня оплаты труда в экономике может стимулировать возвращение на рынок труда части тех отчаявшихся лиц, которые начнут поиски работы, и, как следствие, уровень безработицы может дополнительно увеличиться.

В то же время, официальные данные Государственной службы занятости свидетельствуют о снижении в январе-феврале 2017 года количества зарегистрированных безработных по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

По состоянию на 01.03.2017 г. этот показатель меньше на 13,6% (на 68,9 тыс. лиц), чем по состоянию на 01.03.2016. В январе 2017 г. по сравнению с декабрем 2016 количество зарегистрированных безработных увеличилось на 9,8% (на 38,2 тыс. человек), а в феврале 2017 г. по сравнению с январем 2017 г. – еще на 2,4% (на 10,3 тыс. лиц).

Количество лиц, которые получили статус безработного в январе 2017 г., было на 17 994 человека больше, чем в январе 2016 года. Среднемесячный размер пособия по безработице в феврале 2017 уменьшился по сравнению с январем 2017 г. на 4,57% (на 92 грн), что может свидетельствовать об увольнении в январе части работников с низким уровнем оплаты труда.

По результатам очередного ежеквартального опроса руководителей предприятий относительно текущей и будущей деловой активности, инфляционных и курсовых ожиданий, изменений экономической ситуации в стране, который был проведен с 8 ноября до 8 декабря 2016 года, возобновились ожидания респондентов относительно уменьшения количества работников на своих предприятиях в следующие 12 месяцев.

Баланс ожиданий выглядит так: -4,3% (в III квартале 2016 года -0,9%). При этом максимальное уменьшение количества работников респонденты прогнозируют на предприятиях сельского хозяйства (баланс ответов -25,0%).

Не способствует эффективной занятости и росту необоснованная дифференциация в оплате труда на всех уровнях.

В частности, неоправданной является ситуация, когда минимальная заработная плата составляет 3200 грн, заработная плата профессора большинстве государственных высших учебных заведений: 10-20 тыс. грн, министра соответствующего министерства: 20-120 тыс. грн, а руководителя государственного предприятия – более 1 млн. грн. Такая ситуация усиливает теневые тенденции на рынке труда.

Считаем, что размер в оплате труда должен базироваться на результативности работы, степени ответственности, по вкладу в развитие государства и должен обеспечивать дифференциацию в соответствии с профессиональным уровнем, образованностью, опытом и результатами работы.

Таким образом, несмотря на оживление на рынке труда через мотивировку безработных лиц к поиску работы (минимальная заработная плата в феврале 2017 г. больше среднемесячного пособия по безработице на 1277 грн), увеличение уровня безработицы в Украине до 10% (по методологии МОТ) является вполне реальным. Однако этот тезис можно подтвердить или опровергнуть только по результатам первого полугодия.

Ведь для сокращения должности без нарушения законодательства необходимо минимум два месяца, а бюджетные учреждения окончательные данные по фонду заработной платы на 2017 год получили в конце февраля. Поэтому утверждение штатной численности работников состоялось не раньше февраля-марта 2017 г. и реальное количество высвобожденных работников в связи с повышением минимальной заработной платы мы смогли узнать не раньше мая 2017 г.

При этом надо помнить, что критическое значение уровня безработицы как индикатора экономической безопасности государства равно 9% и его превышение – прямая угроза не только экономической, но и национальной безопасности Украины. Поэтому одной из первоочередных задач Кабинета министров Украины должна быть наработка мероприятий, направленных на стимулирование занятости населения.

В плане действий правительства на 2017 год не указано четких сроков выполнения мероприятий в рамках обеспечения достойного труда в Украине, за исключением реформирования Государственной службы занятости (до 1 августа 2017 г.) и создания на ее базе Национального агентства занятости.

Считаем, что в условиях ограничения финансовых ресурсов нецелесообразно менять название соответствующего государственного органа, поскольку это вызовет дополнительную нагрузку на фонд оплаты труда, в связи с высвобождением работников и будет способствовать возможности увольнения работников с оглядкой не на профессиональную компетентность, а из-за отношения руководства.

Расширение или частичное изменение функций государственного органа возможно и без изменения его названия.

В отличие от активных дискуссий о влиянии повышения минимальной заработной платы на уровень безработицы, сомнений по поводу увеличения доходов населения вследствие нововведения практически не возникает ни у кого. По нашему мнению, существенного улучшения благосостояния населения не стоит ожидать, потому что существенное изменение размера основной социальной гарантии стоит назвать индексацией, а не повышением.

Можно сказать, что правительство выполнило основное назначение минимальной заработной платы — защитило наименее оплачиваемых работников. Поэтому, в первую очередь, повышение оплаты труда будет касаться указанной категории работников.

Это, с одной стороны, позволит вывести часть заработной платы из «тени», а с другой заставит отдельных предпринимателей сократить количество таких работников или перевести их на неполный рабочий день. В худшем случае — будет побуждать к неформальной занятости отдельных работников.

Остается также проблемой налогообложения минимальной заработной платы, поскольку это существенно занижает размер полученных доходов. Например, при начислении заработной платы в размере 3200 грн работник получит только 2576 грн (18% налог с доходов физических лиц и 1,5% – военный сбор). В то же время, в большинстве стран ЕС налогообложение заработной платы с минимального размера не осуществляется.

 Исходя из приведенного выше, приходим к выводу, что в Украине определение размера минимальной заработной платы как одной из основных социальных гарантий происходит с нарушением требований закона «Об оплате труда».

Считаем, что определять минимальную заработную плату нужно не только как основную государственную социальную гарантию, но и как фактор экономической безопасности страны.

Поскольку «неоправданно низкий размер заработной платы, включая минимальную, приводит к снижению производительности труда и потребительского спроса, падению продолжительности жизни, повышению уровня заболеваемости населения и сокращению его численности, ухудшению криминогенной ситуации. А также заставляет граждан «сесть на иглу» государственных социальных пособий и субсидий».

К сожалению, среди индикаторов экономической безопасности нет ни одного показателя, связанного с минимальной заработной платой.

Как индикаторы экономической безопасности целесообразно было бы использовать индекс Кейтца (отношение минимальной заработной платы к среднемесячной). А также отношения размера должностного оклада (тарифной ставки) работника первого тарифного разряда и отношения минимальной заработной платы к размеру прожиточного минимума.

Учитывая изложенное, можем констатировать, что повышение минимальной заработной платы в Украине до 3200 грн было необходимым шагом, поскольку в результате резкого увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и другие товары первой необходимости большинство работающего населения не имеет возможности удовлетворить свои минимальные потребности.

Это создает дополнительную нагрузку на бюджет: выплата помощи малообеспеченным, субсидии на возмещение расходов на жилищно-коммунальные услуги и тому подобное.

Такое решение необходимо было осуществлять постепенно в течение года на основе проведения соответствующих расчетов и моделирования нескольких вариантов развития событий с возможностью внедрять при необходимости соответствующие стимуляторы для обеспечения достойной оплаты труда и компенсаторы возможных рисков.

Выводы. На основе компаративного анализа минимальной заработной платы в Украине и странах-членах ЕС установлено, что размер этой социальной гарантии в Украине остается одним из самых низких среди анализируемых стран. Это является одной из причин, которые оправдывают резкое повышение в 2017 г. минимальной заработной платы в Украине.

Среди других причин определены: несоответствие размера минимальной заработной платы фактическому прожиточному минимуму для трудоспособного лица; низкая доля оплаты труда в себестоимости продукции. Снижение доли оплаты труда в структуре ВВП; высокий уровень бедности среди работающего населения и большое количество получателей социальных трансфертов среди населения.

Исследования европейской практики определения размера минимальной заработной платы позволили выделить три подхода к этому процессу: на основе минимальных потребностей работника, на основе размера, который в 2-2,5 раза превышает прожиточный минимум и на основе установления соотношения минимальной и среднемесячной заработной платы.

В Украине определение размера минимальной заработной платы как одной из основных социальных гарантий осуществляется частично на основе объективных показателей социально-экономического развития, не в полной мере учитывая реальные потребности среднестатистической украинской семьи, а частично на основе конъюнктурных соображений политических сил.

К положительным аспектам двойного увеличения размера минимальной заработной платы относятся приближение минимальной заработной платы до размера фактического прожиточного минимума; оживление на рынке труда через усиление материальной заинтересованности работников простых профессий и увеличение производительности труда.

А также уменьшение количества получателей государственной поддержки вследствие увеличения их доходов и вывод части заработной платы из «тени» при условии надлежащего контроля со стороны соответствующих органов.

Основными рисками резкого повышения заработной платы являются: увеличение безработицы, перевод части работников на неполный рабочий день, возможное увеличение неформальной занятости.

Среди недостатков рассматриваемого нововведения выделены изменения сущности понятия «минимальная заработная плата», что привело к «уравниловке» в оплате труда работников 1-11 тарифного разрядов, и поспешность принятия такого решения, что вызвала эффект «шоковой терапии» для бизнеса и побудила предпринимателей к корректировке бизнес-планов в авральном режиме.

Для восстановления должностных соотношений необходимо привести прожиточный минимум до фактического его размера. И, используя опыт стран ЕС, установить законодательную норму обязательной корректировки основных государственных социальных стандартов и гарантий в сфере доходов в соответствии с индексом инфляции в случае повышения потребительских цен более чем на 2%.

Уменьшить негативное влияние на уровень занятости населения можно лишь при условии первоочередного внедрения мероприятий по стимулированию занятости населения, в первую очередь путем создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.

Используя опыт европейских стран, и учитывая экономическую ситуацию в Украине, следует постепенно переходить к формированию минимальной заработной платы на основе установления размера, который в 2-2,5 раза превышает прожиточный минимум. Однако самым первым шагом должно стать согласование размера этого социального стандарта с реалиями жизни.

Автор: Г.С. Лопушняк, доктор экономических наук, профессор, Киевский национальный экономический университет им. В. Гетмана, E-mail: Lopushnyakgs@ukr.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий