Министр Алексей Чернышов: Мы еще раз подчеркнули о невозможности повышения тарифов. И мэры под этим подписались

Уже почти год Алексей Чернышов возглавляет одно из приоритетных ведомств – Министерство развития общин и территорий. Приоритетное ведомство, поскольку именно ему выпадает заниматься децентрализацией – самой успешной, по недавней оценке Европарламента, украинской реформой.

Также – «Большим строительством», которое, как известно, является едва ли не самым главным проектом президента Зеленского. От реализации этого проекта зависят рейтинги действующего президента. Еще одно направление это сотрудничество с мэрами, восстановление которого для Киева сейчас принципиальное.

«Зависит от региона, но обычно мэр большого города – на свои территории – имеет влияние большее, чем глава ОГА», – искренне признает Чернышов.

Мы встретились, чтобы поговорить не только о политике. Поговорили о тарифах, «составляющих» платежек, конкретных инструментах развития конкретных территорий (от индустриальных парков до приграничного сотрудничества), уголовной ответственности для прораба в случае нарушения строительных норм (в рамках реформы ГАБИ), полномочиях райсоветов, которые не определены даже через четыре месяца после избрания. Про все то, что затрагивает абсолютно каждого украинца.

Читайте в большом разговоре с Алексеем Чернышовым.

«Нам все равно надо идти к рыночным взаимоотношениям между поставщиками и потребителями» 

Соня Кошкина: Я сомневаюсь, как к вам лучше обращаться: господин министр развития общин и территорий или господин будущий премьер-министр? Слухи о чем сейчас активно циркулируют. 

За последний год работы я привык к тому, что слухи могут преобладать над объективной реальностью. Сейчас я работаю министром развития общин и территорий Украины. У нас много амбициозных целей, есть качественные результаты и достижения.

Олег Базар: Слухи возникли сразу после того, как 9 февраля вы подписали от имени Кабмина меморандум о цене на газ с мэрами городов.

С. К.: Действующий премьер Денис Шмыгаль при этом почему-то просто стоял сбоку. По моей информации на том, чтобы именно вы подписывали меморандум, настояли мэры – со Шмыгалем у них отношения не очень сложились.

Я так не говорил бы. Денис Анатольевич, если не ошибаюсь, в этот день уезжал в командировку. Был риск, что подписание меморандума совпадет во времени с его отъездом, поэтому правительство уполномочило меня и исполняющего обязанности министра энергетики Юрия Витренко подписать его. Меморандум также подписали руководство НКРЭКУ и «Нафтогаза», поэтому я не вижу в этом какого-то дополнительного месседжа. Его нет, я вас уверяю.

О. Б.: Кто вел переговоры по меморандуму с городскими главами? 

С мэрами вел переговоры премьер-министр, министр развития общин и территорий, приобщались и другие. В основном это была командная работа. До этого мы шли где-то две недели.

О. Б: Меморандум выполняется? 

Какова была цель меморандума? Он заключен между правительством Украины и мэрами городов, чтобы обеспечить стабильное существование в пределах этого отопительного сезона предприятий теплокоммунэнерго. Потому что после того, как был найден путь в ограничении цены на газ для населения до 6,99 грн./куб.м., предприятия, которые поставляют тепло и горячую воду в многоквартирные дома, все равно получают газ по рыночной цене, которая, разумеется, стала выше в этом году. Почему — это отдельный разговор.

Мы нашли путь, по которому «Нафтогаз» предоставляет рассрочку предприятиям теплокоммунэнерго на оплату платежей – они должны платить за газ 6,99 грн./куб.м, а разница отсрочивается по меньшей мере до 1 октября. До 1 октября правительство Украины и участники этого меморандума найдут путь урегулирования этой тарифной разницы. Сейчас предприятия ТКЭ могут стабильно поставлять услуги и не рисковать обанкротиться, потому что могут рассчитаться за газ.

Вторая ситуация: меморандум обеспечивает и гарантирует неизменность тарифов на протяжении этого отопительного сезона. Отмечу, что тарифы все равно не повысились бы, поскольку мораторий на их повышение установлен пакетом, так называемых антиковидных законов. Мы еще раз просто подчеркнули невозможность их повышения. И мэры под этим подписались.

С. К.: Меморандум как-то влияет на цифры в платежках? 

Прямо не влияет. Еще раз подтверждаю, что тарифы у нас неизменны, они остаются такими же, как и были. Меморандум еще раз политически фиксирует понимание всех сторон, что тарифы неизменны. Почему люди получают именно такие цифры в платежках? Есть два параметра: например, если мы сравниваем январь 2020 года и январь 2021 года, важным аспектом будет среднемесячная температура. В прошлом сезоне это была плюсовая температура, в этом году – рекордные морозы. Понятно, что потребление тепла увеличилось.

Вторая ситуация: цена на газ. Прошлой зимой мы даже делали скидку в платежке, потому что цена на газ была очень низкой – меньше 4000 гривен за 1000 кубов. Тарифы не изменились, но изменилась цена на газ. Итак, скидки нет, цена выросла, потребляем больше – отсюда и арифметика. Но мы не могли допустить, чтобы люди платили еще больше, поэтому нашли, собственно, вариант, при котором предприятия ТКЭ продолжают стабильно функционировать и население, которое имеет прямые договоры о поставке газа, получает его за 6,99 грн./куб. м.

С. К.: Что люди увидят в платежках за февраль?

70% платы за коммунальные услуги в зимний период составляет теплоснабжение, несмотря на то, каким образом мы его получаем – централизованно, через газ или электричество. Когда мы через температурные показатели потребляем больше, соответственно и платим больше.

Нам все равно надо идти к рыночным взаимоотношениям между поставщиками и потребителями. Другого пути нет, иначе мы не урегулируем ту драму, которая образовалась в ЖКХ за 30 лет, – долги и несоответствующие реальности тарифы.

У нас есть только один путь – повышать энергоэффективность домов и квартир. Что делает государство? Оно имеет несколько инструментов, как стимулировать и финансировать это направление. В частности, термомодернизация – утепление фасадов, замена окон, дверей, установка счетчиков. У государства есть программа «теплых» кредитов, Фонд энергоэффективности и тому подобное.

Например, в прошлом году мы заключили соглашение с Европейским инвестиционным банком на 300 миллионов евро, все эти деньги пойдут на улучшение энергоэффективности общественных зданий: детских садов, школ, больниц.

Термомодернизация приводит к экономии не менее 50% при потреблении тепла. Это много. Если посчитать, то вся страна может в какой-то момент потреблять на 50% меньше. Извиняюсь за долгий ответ, но что это значит? Фактическая независимость государства также состоит из энергетической независимости. Если мы сможем существенно сократить потребление, станем намного сильнее.

О. Б.: В предыдущем нашем с вами интервью говорилось о том, что Фонд энергоэффективности как раз работает, не слишком эффективно, извините за тавтологию. 

Да. Мы, и я лично тоже, критиковали Фонд энергоэффективности. Мы не удовлетворены показателями его деятельности за предыдущий период. Были проведены соответствующие совещания, и мы поставили амбициозную цель – 1000 заявок и проектов этого года, которые фонд должен реализовать. Деньгами он обеспечен.

Должен признать, что правительство не выполняет свои обязанности по ежегодному финансированию фонда, но мы договорились, что по результатам первого квартала мы пересмотрим возможности финансирования. Сейчас фонд деньгами полностью обеспечен.

О. Б.: Это сколько?

Донорская часть – это 100 миллионов евро. Со своей стороны ежегодно мы должны предоставлять 1,6 млрд. гривен финансирования.

О. Б.: Ваше министерство инициировало создание жилищно-коммунальной инспекции. Что это за орган? Для чего он? 

Жилищно-коммунальная инспекция – это новый орган, который будет контролировать качество коммунальных услуг и справедливость тарифов за эти услуги. Такого органа пока не существует. Нашим министерством разработаны законопроекты, они уже поданы в Верховную раду и зарегистрированы, и в этом году мы планируем запустить такую инспекцию. Это будет арбитр в отношениях потребителя с исполнителями услуг. Сейчас их качество никто не оценивает.

О. Б.: Как это будет выглядеть? 

С. К.: Чье это подразделение структурно? Как оно будет представлено на местах?

Инспекция будет центральным органом исполнительной власти и будет иметь соответствующие территориальные представительства в каждой области.

«Дом для пожилых людей в Харькове, где произошел пожар, был не то что не зарегистрирован, а не введенный в эксплуатацию, он не был построен легально!» 

О. Б.: 18 февраля комиссия по расследованию пожара в харьковском доме престарелых, которую вы возглавляете, предоставила правительству окончательный отчет. Насколько нам известно, проверили тысячи заведений, и у 60% были найдены нарушения. 

21 января произошла действительно ужасная трагедия в городе Харькове. Правительством в тот же день была создана государственная комиссия по расследованию причин той чрезвычайной ситуации. По решению правительства, эту комиссию возглавил я.

Мы все понимаем, что речь идет о случае, который выявил системную проблему. Обнаруженная проблема имеет системный характер и касается не только домов или пансионатов для пожилых людей, но и наркозависимых пациентов. Это должны быть профессиональные заведения, а мы сейчас имеем полулегальные или совсем нелегальные, незарегистрированные объекты.

О. Б.: Сколько их проверили? Более тысячи?

За первые две недели проверки мы имели информацию о более чем 600 заведений по всей Украине. И их гораздо больше тысячи. Объект, где произошел пожар в Харькове, был не то, что не зарегистрирован, он не введен в эксплуатацию, не был построен легально! Не имел физических признаков, которые имели бы правовые причины для проверки. И это проблема, потому что, с одной стороны, мы стремимся уйти от регулирования, с другой стороны – именно эта сфера нуждается в тотальной регуляции, лицензировании, проверках. Итак, причины, почему это произошло, понятны.

О. Б.: Причины — в отсутствии государственного контроля? 

Проблема может быть решена только комплексным способом. В первую очередь, это законодательное регулирование этой сферы – Минсоцполитики сейчас нарабатывает законодательство в этой сфере.

Вторая ситуация не менее важна. Кроме законодательной регуляции, это еще и роль органов местного самоуправления. Мы проанализировали опыт европейских стран. Роль органов местного самоуправления в решении таких проблем для пожилых людей и для людей, которые должны получать дополнительную заботу от государства или муниципалитета, достаточно велика.

Конечно, эти объекты, как в Харькове, так и в других городах рекламируются. Туда приезжают «скорые» регулярно, оттуда людей, к сожалению, вывозят ритуальные службы. Сказать, что их никто не видел, нельзя. Это не подпольный центр безопасности секретной службы. Это публичное заведение, они десятками работают в каждой области.

Мы сделали тотальную проверку. Конечно, усиливаем роль муниципальных и областных объектов – это хосписы, областные центры. Департаменты социальной защиты получили задание отработать это направление соответствующим образом. Но я согласен, это очень большая проблема.

«В нашей стране позиция мэра более важна и ответственна, чем главы ОГА» 

С. К.: Ваше ведомство отвечает за значительную часть «Большого строительства», которое является одним из приоритетов для главы государства. В том числе для восстановления стремительно падающего рейтинга. Политический и экономический эффект от него получить планируете? 

Во-первых, «Большое строительство» — это крутая программа, которая меняет жизнь украинцев не на бумаге, а на самом деле. Во-вторых, это большие государственные инвестиции в то время, когда мир и Украина находятся в глобальном кризисе, и именно это является государственным ответом на эту ситуацию.

Государственные инвестиции создают дополнительную динамику, толчок для развития экономики. Как мы их измеряем? Со своей стороны имеем такие показатели по мировой практике, что если государственные инвестиции в медицинские, образовательные учреждения составляют 2% расходной части ВВП, это создает дополнительно на 3-4% больше занятости.

С. К.: За какой промежуток времени?

Почти в следующем году. Поэтому в этом году мы уже планируем рассчитывать фактический эффект, будем измерять и экономические последствия.

О. Б.: Вы заявили, что в 2021 году государство впервые начнет строить не только объекты социальной инфраструктуры, но и «объекты экономического развития», на которые должно было бы пойти до 30% ресурсов. Что это должно быть, ведь в плане написано достаточно абстрактно – «индустриальные парки», «экономические агломерации», «объекты туристической инфраструктуры»? Как эти объекты будут выбираться?

Докладываю, что наша задача развивать не только социальную структуру, но и создавать экономические основания для развития. Я уверен, что проекты экономического роста являются тем ответом, который должен быть со стороны государства. Это мой личный приоритет. Я, если так можно сказать, лоббирую или создаю реформу ГФРР, одним из основных приоритетов которой является не только увеличение самого фонда, но и изменение приоритетов и пропорций инвестиций в социальные проекты и проекты в развитие.

Что такое развитые объекты? Здесь все просто. Развитые проекты создают дополнительную стоимость в регионе и рабочие места для жителей этого региона. Почему мы заботимся именно о развитии проектов? Потому что государство уже давно должно было это сделать. Сегодня, если я не ошибаюсь, 12 из 24 областей Украины имеют показатель ВРП, ниже 75% от среднего государственного. Представляете?

В трех областях количество населения составляет меньше миллиона, в частности, это: Черниговская, Кировоградская, Черновицкая. Еще пять областей приближаются к этому критерию очень быстро.

С. К.: Количество населения уменьшается из-за оттока людей за границу?

В первую очередь.

С. К.: Беседуя с мэрами на тему «Большого строительства», мы видим такую тенденцию, у мэров и руководителей ОГА разные взгляды на инфраструктурные проекты.

Давайте откровенно, в нашей стране позиция мэра более важна и ответственна, чем главы ОГА.

О. Б.: В пределах своего региона мэр областного центра 100% влиятельнее.

Это даже не обсуждается. Особенно в таких регионах, где численность городского населения значительно превышает, чем сельское. В Харьковской или Днепропетровской областях — более 80% городского населения. На Ивано-Франковщине или Буковине – показатели ниже, городского населения здесь – более 40%. И роль облгосадминистраций в этих регионах разная. Конечно, все зависит от фигуры, от профессиональных и личных качеств.

О. Б.: Давайте вернемся к «проектам экономического развития». 

Важным достижением правительства и Минрегиона в прошлом году было то, что мы разработали и утвердили государственную стратегию регионального развития на семь лет. Эта стратегия является основой для соответствующего применения на уровне регионов. Она определила ключевые цели деятельности государства в рамках реализации региональной стратегии, в том числе по развитию инфраструктуры, фокуса приоритетов с точки зрения развития инфраструктуры, вопросам сплоченности государства и регионов. Она и определяет, какие именно дороги надо строить, где приоритет и в чем надо развиваться.

Также хочу напомнить, что мы впервые в нашей истории разработали разделение на функциональные типы территорий. Их 10. И они, на мой взгляд, удачно и системно разработаны, потому, что дают возможность распределять деньги не только между областями, но и между функциональными территориями.

Например, первая зона из десяти — горные территории украинских Карпат. Это сразу несколько областей, которые мы должны развивать. Далее, макрорегион Азов — Черное море. Это побережье Черного и Азовского морей. Там одни и те же проблемы. Мы знаем это по опыту Одесской, Херсонской, Запорожской областей.

Далее, например, пограничные региональные зоны. На востоке и на западе они разные: в первом случае – в неблагоприятных условиях, во втором – наоборот. Есть монофункциональные города, например шахтерские регионы, нуждающиеся в совершенно иной логике.

О. Б.: Когда появятся проекты по этим функциональным зонам?

Они уже постепенно появляются. Впервые в истории Украины Стратегия регионального развития имеет план мероприятий, которые будут финансироваться. И львиная доля этого плана будет финансироваться из Государственного фонда регионального развития. В результате реформы ГФРР, которая уже на финальной стадии, мы увеличим размер ГФРР с 1% расходной части государственного бюджета Украины на 2% в следующем году и до 3% с 2023 года. С учетом сокращения этого года, 3% – это почти в шесть раз больше, чем сейчас.

О. Б.: Если говорить о развитии объектов, как их отбирали, по каким критериям? Почему именно в этом регионе? Какая методология? 

Могу дать бюрократический ответ, что есть областные комиссии, которые осуществляют соответствующий отбор по критериям. Они голосуют, потом предлагают нам.

О. Б.: Но ведь не всем областям перепало.

Все области будут обеспечены средствами из ГФРР, потому что действует формульное распределение средств между регионами.

О. Б.: Да везде ли будут проекты?

Когда вы говорите «не перепало», здесь есть определенный диссонанс, потому что именно области предлагают нам, какие проекты они считают целесообразным реализовывать. Но мы поставили условие, что 30% из них должны быть развитыми. Это было мое условие. Потому что у некоторых областей есть проблема с формулировкой таких проектов, потому что одна задача – построить какое-то количество социальных объектов: амбулаторий, садиков. На этом уже все руку набили.

Важнее задача — определить, каков приоритет развития региона, какая индустрия должна быть усилена, где брать специалистов, создание какого именно производственного центра нужно стимулировать. Это намного сложнее.

Какие это проекты? Отвечаю на ваш вопрос. Скажем, создание муниципального инновационного технологического парка в городе Винница. Это и IT-школа, и детские техноцентры, и коворкинг, центр развития предпринимательства, лаборатории и тому подобное.

Далее – первый центр креативной экономики. Я пока не скажу, в каком городе он будет. Мы проводим конкурс, но это супер штука. Это такая научно-производственная IT-лаборатория, которая будет способствовать развитию IT-сектора. Мы хотим в некоторые города привлечь дополнительное развитие IT-индустрии, туда, где этого нет.

О. Б.: Как создать IT-кластер в городе, где просто нет компаний этого сектора? 

Почему нет компаний? Потому что нет специалистов, нет предпринимательства как фактора создания таких компаний. У нас есть города, особенно на востоке Украины, где создаются такие центры креативной экономики, мы обучаем там людей двум аспектам. Первое: это развитие IT-сектора, второе — это предпринимательство.

О. Б.: Если в регионе нет сильной «политехники», что готовит специалистов, эти специалисты там и не появятся. Извините, никто не поедет жить в Черкассы, чтобы заниматься там IT, если можно жить в Харькове, Одессе, в Львове или в Киеве. Какой в этом смысл?

Я могу привести следующие аргументы. Когда мы говорим о центре креативных индустрий, о центре креативной экономики, речь идет о том, чтобы научить людей брать на себя ответственность и начинать быть предпринимателем.

Второй вопрос: мы считаем, что IT-направление является одним из ключевых для развития нашей экономики, является нашим приоритетом. Я не говорю вам именно о Черкассах, я говорю, что мы отбираем город, где это будет реализовано, и такой город будет не один. Постепенно каждый год мы будем делать комплекс.

С. К.: В какие сроки вы рассчитываете получить отдачу, если принять во внимание такую высокотехнологичную, сложную отрасль, как IT? Кроме построения инфраструктуры, туда должны приехать специалисты — это лет пять минимум? 

О. Б.: Вообще ли считается экономический эффект от таких проектов? И как его посчитать?

Естественно. Я добавлю еще одно направление — создание индустриальных парков. В следующем году это будет Киевская область, город Буча, Житомирская область, Львовская, Донецкая область, город Мариуполь. Конечно, когда мы говорим про эти все проекты, роль государства не заменяет частного бизнесмена, который должен реализовывать эти проекты. Они же экономические, должны работать сами по себе.

Роль государства — создать дополнительные условия для того, чтобы появлялись такие объекты. И, конечно, отдача, о которой вы спрашиваете, будет с того момента, как будут созданы рабочие места.

С. К.: Два-три года минимум?

Это два-три года, но как по мне это быстро. Очень быстро. Сегодня мы как государство конкурируем за капитал. Создание 100 рабочих мест – это уже событие, потому что этому событию предшествует привлечение капитала – государственного или частного.

О. Б.: Если государство инвестирует в так называемое экономическое развитие, например, миллион гривен, то, что оно должно получить в ответ?

Оно получит стимул для развития региональной экономики. Мы вкладываем, например, миллион в развитие инфраструктуры сетей, строим дороги, железнодорожный путь или предоставляем преимущества с точки зрения энергетических сетей, благодаря этому должен привлекаться частный капитал. Как международный, так и – что даже более важно – украинский. В Украине также есть капитал.

«Община становится основной единицей, где есть власть и ресурс» 

О. Б.: Недавно Европейский парламент в своей резолюции признал реформу децентрализации наиболее успешной в истории страны. Такое признание дает для нас какие-то стимулы, шансы на дальнейшее более тесное сотрудничество или это просто политическая оценка? 

Это оценка, которую мы очень уважаем. Она важна для Украины как государства, для ее административно-территориального устройства, для дальнейшего развития. Оценка приятная, но наше дело мы делаем не ради оценок. Мы делаем это для создания предпосылок развития государства.

Действительно, в прошлом году, на пятом году реформы децентрализации, в период пандемии, в период экономических ограничений была образована конфигурация объединенных территориальных общин – почти из 12 000 до 1470. Вы помните, какие были острые обсуждения, где люди даже перекрывали дороги, но мы нашли компромиссное решение по каждой области. И каждая область делала это вместе с нами.

Второй этап – ликвидация старых и образование новых районов: вместо 490 – образовано 136 районов. По новому административно-территориальному устройству проведены местные выборы. Проведены достаточно стабильно.

Сейчас мы живем по новому административно-территориальному устройству, которое не менялось в нашей стране очень-очень долго. Есть отдельные районы, которые сформировались в 1920-1930-х годах прошлого века совсем с другой моделью управления, администрирования, в другой политической и экономической системе. Этот вопрос давно требовал решения, потому что районы были другие по численности, по логике своего формирования и существования.

Сейчас они базируются на общинах, меняется перераспределение имущества и полномочий, все идет на уровень общин. Община становится основной единицей, где есть власть и ресурс. Я, откровенно говоря, этим очень горжусь. И считаю, что Минрегиону вместе с профильным комитетом Верховной рады и Офисом президента удалось реализовать эту важную реформу на этой стадии.

О. Б.: Но осталось немало нерешенных вопросов. Например, полномочия райсоветов. 

Мы определим их.

О. Б.: Но ведь не определили пока! Людей выбрали почти четыре месяца назад, а полномочия до сих пор четко не очерчены.

Действительно, часть ответа на эти вопросы еще должна быть сформирована. Сейчас два законопроекты находятся в Верховной раде, и довольно скоро будут приняты. Тогда уже на 100% мы будем иметь ответ. Но прошу не беспокоиться по этому поводу. Реформа идет очень быстро, что-то может не восприниматься.

В Минрегионе есть направление, которое возглавляет мой заместитель Вячеслав Негода, по которому мы фактически несколько раз в неделю проводим если не выездные, то онлайновые совещания с областями, с министерствами. Потому что децентрализация касается всех – от социальной политики до здравоохранения, МВД. Это фундаментальная перемена, которая произошла в нашем государстве почти незаметно для большого количества граждан. Это говорит о качестве проведенной «операции».

О. Б.: Еще один нерешенный вопрос – на счетах «старых» районов есть почти 3,5 млрд. гривен нераспределенных средств. У одних районов денег много, у других почти нет. 

Да, по данным Госказначейства, есть 3,4 миллиарда гривен остатков средств, образовавшихся на конец бюджетного периода. Однако есть такие бюджеты, которые после пересдачи не имеют свободных остатков. Это констатация факта. Есть и такие районы, которым хватит финансирования до конца года.

С. К.: Есть и такие районы, бюджет которых составляет 50 тысяч гривен. Что с этим делать?

Конечно, государство решит этот вопрос. Это responsibilities государства — не перекладывать на уровень райсоветов ситуацию. Всегда говорят, что что-то недофинансировано, но, в конце концов, государство это финансирует. Не было такого, чтобы государство осталось в стороне. Конечно, мы решим этот вопрос.

С. К.: По состоянию на 17 февраля назначено лишь 21 из 119 председателей РГА. Когда будут назначены остальные? 

Сейчас уже 35. И идет очень активная работа. Кандидаты проходят спецпроверки, процесс назначения занимает какое-то время, даже тогда, когда решение принято. По подавляющему большинству кандидатов решения приняты, идет формальный процесс назначения. На каждом очередном заседании правительство согласовывает десятки кандидатов.

О. Б.: РГА всегда были достаточно крупными работодателями в районе. Районное управление образования, медицины. Количество районов в Украине уменьшилось с 490 до 136. Очевидно, что уволено огромное количество чиновников. 

С. К.: Несколько недель назад самой популярной новостью у нас на сайте было сообщение об увольнении 655 работников из мэрии Днепра. Значит, этот вопрос людей волнует. 

Это чувствительный вопрос, но он имеет потенциальное решение. Конечно, когда мы сокращаем количество районов, количество райгосадминистраций, общее количество работников РГА будет меньшим. Что происходит с теми работниками райгосадминистраций, которые не находят свое место в новой РГА? Наиболее частый случай – они идут работать в общины. Крупнейший работодатель в районах сейчас – это община.

О. Б.: Община не способна трудоустроить всех уволенных работников РГА.

Сейчас большое количество общин предлагает конкурентоспособную заработную плату, они отбирают исключительно профессионалов, и по некоторым специальностям или должностям идет конкуренция с райгосадминистрациями за специалистов. Понятно, что на тех, кто просто просиживал штаны в райгосадминистрациях, спроса нет.

Кроме того, уже утверждена типовая структура райгосадминистрации, которая предусматривает привлечение новых специалистов, например, в направлении диджитализации.

Добавлю еще, что, по типовой структуре, структурные подразделения РГА сгруппированы фактически по двум направлениям: 1) осуществление исполнительной власти и обеспечение взаимодействия; 2) осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления.

С. К.: Возможно, после проведения местных выборов следовало бы усилить коммуникацию между органами государственной власти и местным самоуправлением? В прошлом году мэры откровенно жаловались на нехватку коммуникации.

Действительно, мы считаем нужным усиление профессиональной коммуникации и работу между областными представителями исполнительной власти, то есть облгосадминистрациями, а также общинами, мэрами городов и избранными депутатами областных и районных советов. Также, по моему мнению, необходимо усилить инструменты, которые дадут возможность более эффективно координировать эту деятельность. Ассоциация городов Украины объединяет только города Украины. А я говорю о платформе, которая соединила бы всех — о конгрессе местных и региональных властей.

О. Б.: На прошлой неделе Зеленский подписал указ о его создании.

Да, учреждение этого органа базируется на результатах реформы децентрализации. Конгресс имеет целью развитие отношений на качественно новом уровне между центральной и местной властью. Уверен, мы сможем объединить всех региональных и местных лидеров, потому что это и есть реальная власть, которая представляет людей.

«Архитектор, застройщик, прораб – все они будут нести персональную уголовную ответственность в случае нарушений или отклонений» 

О. Б.: На каком этапе сейчас реформа ГАСИ? В конце года Кабмин принял два постановления в контексте этой реформы, на подходе еще одно. 

Это моя любимая тема. И мы не остановимся, пока не завершим эту реформу. Я уверен, что в этом году мы доведем ее до логического завершения.

В октябре 2020 года мы вернули постановления и решения Кабинета министров Украины в соответствие с действующим законодательством. Фактически мы ликвидировали ранее созданную Государственную инспекцию градостроительства и Государственную сервисную службу градостроительства (ГИГ и ГССГ) соответствующим решением правительства и создали новую структуру – Государственную инспекцию архитектуры градостроительства (ГИАГ), которая будет работать вместо ликвидированной ГАСИ.

ГАСИ будет ликвидирована, она уже в состоянии ликвидации, и это не обсуждается. Что будет происходить потом? Потом надо принять новый закон, который будет регулировать всю эту деятельность.

Хорошая новость – концепция закона разработана и согласована со всеми стейкхолдерами: народными депутатами Украины, профильным комитетом Верховной рады, Конфедерацией строителей Украины, Офисом простых решений, Ассоциацией городов Украины и застройщиками, представителями рынка. Со всеми наработали концепцию законопроекта, согласовали и сейчас уже завершаем разработку именно законопроекта, который в ближайшее время подадим в ВР.

О. Б.: Ранее вы заявляли, что система перестанет выдавать разрешения на строительство, желающий что-то застроить просто сообщает об этом в службу. 

Да.

О. Б.: Как предотвратить нарушения правил в таком случае?

В основе архитектурно-строительной реформы является либерализация возможности строительства и криминализация ответственности участников этого процесса.

Вы правильно сказали, что пока разрешительная система уходит в прошлое, и фактически при наличии необходимых документов вы по умолчанию имеете право просто уведомить государство, что начали строительство того объекта, который соответствует функциональному назначению вашего земельного участка и разработанной проектной документации. Что происходит потом? Вы вносите данные в Единую электронную систему в сфере строительства, которая уже работает с конца 2020 года, и подача документов уже происходит таким образом.

После этого в процессе строительства принимают участие соответствующие специалисты: архитектор, застройщик, технический надзор, прораб и тому подобное. Все эти люди будут нести персональную уголовную ответственность в случае каких-то нарушений или отклонений. Раньше такой ответственности не было, а сейчас она очень размыта. Вы же видите, какие объекты кое-где возникают, и никто еще не понес за это уголовной ответственности.

Я считаю, что именно такой должна быть основа этого законопроекта. Он должен стимулировать строительство. Моя задача как министра, я говорю об этом на каждом шагу, – удвоить объем капитала в строительную отрасль. Мы хотим, чтобы в строительстве было больше инвестиций. Чтобы отрасль была более либеральной. Кстати, один из показателей индекса Doing business – эффективность и легкость получения разрешений. Мы разрешения делаем такими, что они существуют по умолчанию, если есть соответствующие документы.

О. Б.: Есть ли концепция того, как будет выглядеть персональная ответственность? Ошибся архитектор, что его ожидает: от 3 до 7 или от 2 до 5 лет лишения свободы? 

Это определено изменениями в Уголовный кодекс. Принятие законопроекта о ГАСИ требует также изменений в другие действующие документы, в том числе в Уголовный кодекс.

О. Б.: 17 февраля Кабмин одобрил разработанную вами концепцию внедрения СИМ — технологий – строительного информационного моделирования. Это что такое? Что дают эти виртуальные возможности строительства?

Действительно, на очередном заседании правительство Украины утвердило разработанную Минрегионом концепцию внедрения технологий строительно-информационного моделирования, СИМ — технологий, которые активно используются во всем развитом мире. Использование этих технологий дает возможность более тщательного планирования, контроля и разработки объектов застройки по городам, районам и другим локациям.

Конечно, некоторые проектировщики уже используют эти технологии, поскольку они позволяют проследить эволюцию строительства. Построили вы 3D-модель дома, но решили заменить окно или какую-то комнату, соответствующим образом меняются все параметры и расчеты. Это на самом деле удобный элемент.

О. Б.: СИМ-технология будет стандартизированной для всех строителей страны?

Постепенно через четыре года мы должны воплотить ее в жизнь на 100%.

О. Б.: Государство будет навязывать строителям какой-то продукт? 

Почему навязывать? Продукты существуют, это открытая возможность.

О. Б.: И это не будет так, что застройщик будет вынужден купить у государства или какого-то посредника определенный сервис? 

Конечно, нет. Государство не торгует системами, которые делают СИМ-техологии. Это открытый рынок. Но это и надежность зданий, и безопасные характеристики.

О. Б.: Для не строителей объясните, что эта технология позволяет увидеть? То, как будет выглядеть здание после возведения?

Там много удобных моментов и для заказчика, и для, например, городской администрации.

О. Б.: И для потенциального покупателя, очевидно?

Да. Можно увидеть, как все будет выглядеть с применением технических решений. Это уже не просто кем-то нарисованный красивый дом. Это проекция с учетом технологий, расчетов, конструкций, материалов, технических показателей. В том числе влияние на сети, на соседей, инфраструктуру, интеграцию микрорайонов и тому подобное.

О. Б.: Нагрузка на канализацию района? 

В том числе. Поэтому мы и стремились принять эту концепцию как можно скорее. Раньше можно было прийти в горсовет, показать какой-то проект на бумаге, разработанный 30 лет назад. И тебе говорят: строй.

С. К.: С этим понятно. Ключевые темы вроде все. Что еще сейчас актуально для Минрегиона, возможно, для вас лично, что не вспомнили?

Таких тем много. Мы сейчас активно работаем над темой безбарьерной среды. Сейчас идет работа над национальной стратегией безбарьерного пространства. Многие начинания Минрегион имеет в сфере цифровизации. На этот год полностью обновлена концепция состава проектов программы президента «Большое строительство» с фокусировкой внимания на экономичные и социальные проекты.

Я считаю, что пандемия в прошлом году научила всех нас многому, в том числе эффективно работать в условиях неопределенности рисков. Уроки усвоены, работаем. Направлений работы на самом деле очень много.

Автор: Соня Кошкина, Олег Базар

Источник: LB.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий