15.01.2020 – В своем первом полноценном интервью министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель рассказал о позиции сторон и конфликтах во время газовых переговоров с Россией, о последствиях подписания транзитного контракта, об отношениях с Игорем Тинным и про свое отношение к руководителям стратегических госкомпаний в энергетике.
НАК «Нафтогаз Украины» и АО «Газпром» вечером 30 декабря подписали пятилетний контракт на транзит российского газа по территории Украины. 31 декабря 2019 года истекал срок предыдущего десятилетнего контракта.
Контракт предусматривает, что «Нафтогаз» будет заказывать мощности по транспортировке в ООО «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ). По крайней мере, первое время.
В целом «Газпром» обязался прокачивать не менее 65 млрд. кубов в 2020 году и по 40 млрд. кубов в последующие четыре года. Как известно, годовая транспортная мощность украинской ГТС составляет 140 млрд. кубов газа. В 2019 году она прокачала 89,6 млрд. кубов, в 2018 – 87 млрд. кубов.
Пакетные договоренности также предусматривали выплату «Газпромом» $ 2,92 млрд. «Нафтогазу» в счет долга по выигрышу в Стокгольмском арбитраже. Эти деньги «Газпром» перечислил 27 декабря.
Взамен Украина отказалась от дальнейшего процесса в арбитраже на $12,2 млрд. из-за недополучения доходов от ГТС, а также от штрафа Антимонопольного комитета в размере $7,4 млрд.
Подписание транзитного контракта до последнего висело на волоске. Председатель правления НАК Андрей Коболев говорил, что шансы на его подписание до Нового года приближаются к нулю.
Контракт стал возможен после того, как 20 декабря в Минске российская и украинская делегации неожиданно подписали протокол заседания, исполнение которого было завершено через 10 дней подписанием транзитного договора.
Украинскую делегацию на переговорах представляли: министр энергетики Алексей Оржель, исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, директор ОГТСУ Сергей Макогон и председатель Нацкомиссии по регулированию энергетики (НКРЭКУ) Валерий Тарасюк.
В разгар переговоров, «БизнесЦензор» записал интервью с профильным министром Алексеем Оржелем о ходе переговоров. Но сразу опубликовать его не удалось.
«Россияне нервничают, давайте отложим публикацию, чтобы не навредить переговорам», — предложил Оржель.
Поэтому «БизнесЦензор» публикует интервью уже после подписания договора с коррекциями. В нем Оржель ответил на вопрос относительно хода газовых переговоров, мотивации россиян, последствий заключения контракта. А также — о коммуникации с бизнесменом Игорем Тинным и конфликте с главой НЭК «Укрэнерго» Всеволодом Ковальчуком.
О ГАЗОВЫХ ПЕРГОВОРАХ
— На какой юрисдикции настаивала российская сторона для арбитража по транзитному контракту?
— «Газпром» был против Шведского права и арбитража (Стокгольмский арбитраж дважды выносил решение в пользу «Нафтогаза»). Они настаивали на английском праве и как альтернативе – на Швейцарском арбитраже.
— Почему нельзя было заключить договор напрямую между ООО «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) и «Газпромом»? Зачем нужен был «Нафтогаз» между ними?
— Украинская сторона настаивала на том, чтобы контракт заключался по европейским правилам. Значит, чтобы «Газпром» заключал договор непосредственно с оператором газотранспортной системы.
«Газпром» отклонял эту позицию. Они настаивали на том, что работают с газотранспортными агентами даже в Европе. Они предложили, чтобы газотранспортным агентом стала австрийская компания OMV (Österreichische Mineralölverwaltung AG).
Она активно работает с «Газпромом», но она европейская, публичная, имеет рейтинг. Мы считали ее привлечение позитивом.
— Какая функция должна была быть у OMV? Она должна быть посредником между «Газпромом» и ОГТСУ?
— Это даже не посредник. Есть компании, для которых это бизнес. Они заключают договор с газотранспортной системой, собирают для них необходимый объем и транспортируют по графику. Тем самым на этом зарабатывают. Другими словами – это транспортный агент.
Но надо было еще договориться с этой компанией. Надо было получить решение ее наблюдательного совета. Поэтому вариант с OMV отпал.
Исходя из этого, европейская сторона также искала контрагента на эту роль. Но мы ставили условия, чтобы это была публичная европейская компания с рейтингом не менее Fitch А — (высокая кредитоспособность, но зависит от экономической ситуации).
Нам было принципиально показать, что здесь нет никаких «договорняков», схема транзита прозрачная и публичная.
— Еще раз, а почему «Газпром» отказался подписывать типовой договор ОТГСУ на бронирование мощностей по транспортировке газа?
— Во-первых, наш типовой договор еще не совсем соответствует европейским правилам (договор утверждается НКРЭКУ, процедура занимает два месяца). Таков был аргумент «Газпрома». Это все было в процессе переговоров.
Значит, «Газпром» предложил свой вариант с OMV, но не получилось. Тогда мы сказали, что таким образом «Газпром» ухудшил наше положение, и требовали за это большие объемы прокачки и более длительные сроки договора. На это «Газпром» указал на несовершенство типового договора ОГТСУ.
Конечное предложение российской стороны было таково: давайте первый квартал этим транспортным агентом будет НАК «Нафтогаз». Но потенциально через квартал эту функцию может выполнять другая компания, в том числе – уполномоченная «Газпромом».
Для нас принципиальным были две вещи, чтобы у нас, наконец-то исчезли прямые взаимоотношения с «Газпромом» и соответствующие риски. А также – чтобы этим транспортным агентом была публичная европейская компания.
— Много кто видит «измену» в том, что Украина в обмен на транзитный договор и выплату $2,9 млрд. долга «Газпрому», откажется от иска на $12,2 млрд. в Стокгольмском арбитраже из-за неполучения доходов от ГТС и от решения Антимонопольного комитета (АМКУ). По ним «Газпром» оштрафован на 172 млрд. грн. (около $7,4 млрд. по нынешнему курсу).
— Эти цифры – максимально возможный потенциальный бенефит, максимально возможное обеспечение иска. Далеко не факт, что мы бы смогли получить такие деньги.
$12,2 млрд. – это новый иск, который мы подали согласно формуле потери всей неполученной выгоды за 15 лет. Значит, если бы 15 лет, нужных на полную амортизацию трубы, у нас был бы нулевой транзит, мы бы требовали $12,2 млрд. недополученной выгоды.
Мы специально запустили отделение оператора ГТС по модели Ownership Unbundling («разделение собственности» вместо модели «создание независимого оператора»), чтобы этот иск был возможен. Мы использовали его в процессе переговоров, как один из аргументов.
Но ведь все понимают, что в данном случае, этот аргумент зависит от многих факторов. Например, осуществляет ли «Газпром» поставки газа, или нет.
Я уверен, что в случае отсутствия контракта «Газпром» пытался бы осуществить поставку хотя бы незначительных объемов. Он бы пытался забронировать мощности оператора ГТС в день, на неделю.
Мы бы, в свою очередь, выставили высокий тариф, но сам факт прокачки хотя бы незначительных объемов газа через ГТС – ослабил бы нашу позицию в судах. Соответственно, шанс выиграть заявленную сумму значительно уменьшался бы.
Кроме того, они бы подали встречные иски: «А почему мы должны вам компенсировать ГТС»?
— Если через пять лет, по окончанию действия контракта, «Газпром» откажется от транзита, Украина сможет возобновить свои претензии на остаточную сумму от $12,2 млрд.?
— Надо говорить правду. Юридически мы этого не сможем сделать.
Мы исходили из той логики, что транзит даже зафиксированных в протоколе объемов принесет нам больше, чем возможный выигрыш в арбитраже по оценкам юристов.
По подсчетам, мы гарантированно получим от транзита за пять лет не менее $7,2 млрд. Сумма может быть и больше в зависимости от объемов прокачки, но не меньше. И до этого мы уже получили $ 2,9 млрд. по выигранным арбитражам.
— Значит, вообще не факт, что мы получили бы $12,2 млрд. в случае отсутствия транзитного контракта?
— Оптимистическая оценка выигрыша – максимум $2 млрд. Базовая оценка – $1,4 млрд. От транзита мы получим больше чистой прибыли, не говоря про общий доход.
— Что делать с решением АМКУ? Оно выглядит, как PR-ход Украины. Понятно, что очень трудно взыскать с «Газпрома» штраф в $7,4 млрд., наложенный украинским государственным учреждением.
— Именно потому, что перспектива взыскания этих средств выглядит сомнительно, мы согласились на отказ от этого решения.
— Как это должно было выглядеть юридически? АМКУ должна была отменить собственное решение?
— Они не могут отменить свое решение. Тем более украинский суд в последней инстанции оставил его в силе.
Есть иск «Газпрома» в Инвестиционный арбитраж Женевы (Швейцария). И в рамках урегулирования этого спора 30 декабря подписано мировое соглашение. Они отозвали свой иск в арбитраж, а мы отказались от взыскания штрафа.
Решение АМКУ было подтверждено только в украинской юрисдикции. Как мы могли обеспечить его выполнение, я даже не представляю.
— Могли бы обеспечить, если подтвердили его в международном суде, которого боится «Газпром».
— Но это практически невозможно. У «Газпрома» было много аргументов для доказательства, что он не является монополистом. Например, то, что в 2009 году был подписан соответствующий договор, согласно которому Украина согласилась работать на таких условиях.
Чего боялся «Газпром»? Он боялся, что Украина может арестовать соответствующий объем газа, который прокачивается по нашей ГТС. Но такой наш шаг выглядел бы негативно в глазах европейцев.
— Какими будут тарифы на транзит газа для «Газпрома»?
– Давайте исходить из того, что сегодняшний тариф $2,56 за прокачку тысячи кубометров газа на 100 км (тариф в транзитном контракте, действовавшем в 2009 – 2019 годах) — это не тариф, определенный согласно европейской методике – НКРЭКУ рассчитает новый тариф, который и будет установлен на пять лет.
БЦ: НКРЭКУ утвердила новые тарифы ОГТСУ 24 декабря. Они составляют: 101,93 грн. за тыс. кубов на точках входа и 124,16 грн. за тыс. кубов на точках выхода (европейский принцип тарифа на транспорт газа). Если разделить плату за вход и выход из ГТС тысячи кубов газа на средний транзитный маршрут – тысячу километров – стоимость прокачки тысячи кубов на 100 км составляет 22,6 грн., или меньше одного доллара США. Это примерно в три раза меньше, чем в предыдущем транзитном контракте.
— Каким был принцип тарифообразования для транзита российского газа?
— Глава «Газпрома» Алексей Миллер подчеркивал, что мы в договоре фактически требуем предусмотреть принцип ship or pay (качай или плати) с объемами 65 млрд. кубов в первый год действия договора и по 40 млрд. кубов – четыре следующие года.
Поэтому на пятилетний регуляторный период, в течение которого будет действовать договор, цена прокачки на эти объемы транзита будет фиксированной. Весь транзит, что будет заказан больше оговоренного объема, будет иметь больший тариф, потому что есть коэффициенты увеличения в зависимости от сроков бронирования.
Если заказываете за три месяца, платите одну цену, если за месяц – выше, за неделю – еще выше, за сутки – наибольший тариф.
24 декабря НКРЭКУ приняла решение об изменении тарифов ОТГСУ. И мы можем видеть, что на внутренние точки выхода для украинских потребителей тарифы не увеличились (в случае нулевого транзита тариф ОГТСУ должен был вырасти в три раза).
Это значит, что по условиям контракта мы уж точно покрываем расходы на содержание «трубы» и зарабатываем на ней.
Надо сказать, что окупаемость содержания ГТС только за счет транзита с нынешними тарифами на транспортировку предусматривает прокачку лишь 25 млрд. кубов газа в год.
Надо помнить, что система может прокачивать 140 млрд. кубов в год, а прокачивает 80 млрд. В 2019 году – 87 млрд. из-за того, что Европа готовилась к прекращению транзита по украинскому направлению.
Нам нужно 25 млрд. кубов при текущем тарифе для содержания системы в разветвленном состоянии, в котором она существует сейчас, без оптимизации. Если бы еще оптимизировать «трубу» в течение этих пяти лет, то можно получить еще большую прибыль.
Мы все время оценивали транзит с той точки зрения, что «Газпром» должен покрыть все расходы на ее содержание. Но у нас собственная добыча 22 млрд. кубов. Кроме того, мощности бронируют независимые трейдеры для импорта. Все они платят за пользование ГТС.
— Премьер Алексей Гончарук 24 декабря анонсировал снижение среднего чека для потребления газа примерно на 30%. О чем он говорил?
— Это приблизительная прогнозируемая цифра. Произошло уменьшение цены на 7-8% на фьючерсы по продаже природного газа на январь 2020 года. Мы видим большую конкуренцию на рынке.
Важно, что сейчас теплая погода. Это также бьет по ценам на газ из-за меньшего потребления. Сейчас уже много трейдеров переходят в форвардную позицию (продажа ресурса в будущем по фиксированным ценам), чтобы реализовать хоть как-то тот газ, который закачали в газовые хранилища.
Что касается слов премьера, он говорил о сравнении тарифов на централизованное отопление за декабрь, с тарифами ноября. На отопление действует еще старый тариф, который учитывает старую цену газа. В платежках за декабрь, которые потребители получат в январе, должен быть перерасчет, что сделает платеж меньше в среднем на 27%.
Если никаких чрезвычайных ситуаций на рынке газа не будет, мы ждем дальнейшего снижения цены.
— Не будет ли так, что все население, которое по умолчанию получило гарантированную цену в 5500 грн. за тыс. кубов без НДС, будет получать газ дороже, чем на рынке. Очевидно большинство бытовых потребителей не настолько продвинутые лица, чтобы вовремя подать заявление поставщику о выходе из гарантированной цены?
— С одной стороны мы пытаемся подготовить население к запуску рынка с 1 мая 2020 года. Предложить потребителям рыночные механизмы.
БЦ: Дальше был разговор о том, что подписание транзитного контракта еще не состоялось. Но контракт все-таки был подписан 30 декабря, поэтому вопрос о «гарантированной цене» для населения вновь становится актуальным.
— По вашему мнению, почему последние полгода российская сторона демонстрировала подготовку к отказу от украинского транзита, но за неделю до нового года подписала протокол заседания, который предусматривает контракт? Это связано с санкциями против «Северного потока — 2» (СП-2), которые Конгресс США проголосовал 12 декабря из-за несоответствия СП-2 третьему энергопакету?
— Санкции США очень помогают Украине. Но я не думаю, что они были введены именно для подписания транзитного договора. Я думаю, еще это будет длительный процесс. Мы же понимаем, что наши американские друзья также от этого выиграют, потому что с перспективой смотрят на Европейский газовый рынок (министр имеет в виду возможные поставки LNG на европейский рынок).
— А что говорят об этих санкциях наши европейские друзья?
— Европейская комиссия очень взвешенно к этому подходит. Они говорят, что и на газопровод СП-2 распространят европейские правила. Чем больше у них точек входа газа, на которые распространен третий энергетический пакет, тем им лучше.
Значит, в конечном счете, европейская сторона также выиграет, потому что заставит СП-2 работать по европейским правилам.
Русские всегда ведут себя слишком уверенно. Но они понимают, что все готовились к прекращению транзита. Мы прогнозировали другой сценарий. Если бы не было контракта, они бы прокачивали объемы газа, мы бы выставляли им большие счета за незабронированную мощность согласно европейским правилам. Они бы их не признавали и не платили.
Мы бы вошли в долгий затяжной конфликт. И не понятно, какой бы из него был бы выход.
— На ваш взгляд, россияне согласились, потому что поняли, что отсутствие транзитного контракта будет невыгодно всем сторонам, включая них самих?
— У меня впечатление, что там было давление с европейской стороны. С европейской стороны были те, кто хотел использовать подписание транзитного контракта, как аргумент против санкций.
— Правда ли, что несколько украинских компаний договорились о прямых поставках газа от «Газпрома» в 2020 году?
— Насколько мне известно, это фейк.
— Рассматривается ли вопрос покупки газа «Нафтогазом» напрямую у «Газпрома»?
— На самом деле любой, кто имеет ресурс, и кто работает в рамках украинского законодательства, может продать на рынке газ. Если мы не хотим, чтобы у нас были прямые поставки из России, не смотря на экономическую выгоду, то всегда есть инструмент адресных санкций по этим компаниям.
Такое решение должен принимать Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО).
— А «Газпром» потенциально согласен продавать газ Украине?
— Он не то, что согласен, он проявлял заинтересованность. Потому что для него Украина также является рынком сбыта. Он борется за рынки.
Но наши внутренние добытчики газа, которые заинтересованы, не пускать сюда ресурс «Газпрома», чтобы рыночная цена была выше.
— Сколько мы можем себе позволить покупать газа из одного источника?
— Есть антимонопольные правила и решения СНБО о том, что могут быть поставки газа не более 30% из одного источника.
Но, несмотря на то, что война продолжается, всегда есть возможность принять политическое решение и запретить покупку газа у «Газпрома» полностью.
О КАДРАХ
— Во время своей пресс-конференции 2 декабря вы сказали, что принято политическое решение о смене руководства всех стратегических предприятий, включая НАК «Нафтогаз» и НЭК «Укрэнерго». Когда ждать увольнения председателя правления «Нафтогаза» Андрея Коболева? В марте 2020, когда у него заканчивается контракт?
— Я не могу комментировать этот вопрос, потому что эти две компании не входят в сферу управления Минэнерго. У них есть наблюдательные советы, которые должны проанализировать соответствующие показатели работы менеджмента компаний и на основании этого будут принимать решение.
— Вас удовлетворяет работа менеджмента государственной генерации «Центрэнерго»? Из-за продаж электроэнергии ферросплавным заводам Игоря Коломойского по прямым договорам, предприятие закончит год с убытком.
— Там будут убытки около 90 млн. грн. за четвертый квартал 2019 года. Проблема, что они не весь свой объем электроэнергии продают на рынке на сутки вперед (РДН). Часть действительно продают по прямым договорам.
— Насколько мне известно, с июля по октябрь «Центрэнерго» продавало весь ресурс напрямую заводам Коломойского через аукционы на Украинской энергетической бирже (УЭБ). В ноябре перешли на РДН, где продавали 90% своей электроэнергии, а в декабре вновь перешли на прямые договоры.
— Да. Здесь надо регулировать рынок. Почему так получилось? Ноябрь был теплым. Было много ресурса в ГП «Гарантированный покупатель», которое все больше покупает и продает «зеленую» электроэнергию.
Мы еще с лета оптимизировали графики работы АЭС, чтобы подготовиться к зиме. Поэтому было много электроэнергии в «Энергоатоме». Был импорт.
Все это стало причиной очень низкой цены электроэнергии на РДН в ноябре. При такой цене тепловым станциям трудно работать с рентабельностью. В ноябре они продавали электроэнергию ниже себестоимости.
Это стало причиной того, что в декабре Кабмин утвердил изменения в постановление о специальных обязанностях поставки электроэнергии, согласно которым операторы систем передачи и распределения должны покупать ресурс для технологических потерь на рынке, а не по фиксированной цене.
Таким образом, мы увеличили спрос на рынке, что повлекло за собой увеличение рыночной цены.
Но у нас есть определенные вопросы к механизму аукционов, после которых заключаются прямые договоры. Сейчас мы будем отрабатывать улучшение этой процедуры. Я знаю, что там можно отменять торги, если тебе не нравится покупатель. Надо бить на меньшие лоты, чтобы была конкуренция.
— УЭБ не является классической биржей, как ГП «Оператор рынка». Поэтому если трейдеры «Центрэнерго» заинтересованы продать ресурс именно завода Коломойского, то легко могут это сделать.
— Согласен. И это не правильно. Должен купить тот, кто заплатил больше, а не ферросплавный завод.
Это системная ошибка, которая была заложена при запуске рынка.
— Что правительство будет делать, чтобы изменить эту ситуацию?
— Правительство исправит методологию по двусторонним аукционам, чтобы была настоящая, а не показная конкуренция.
Есть вариант заставить государственные компании большинство ресурса продавать на РДН. Но даже «большая компания, которая занимает монопольное положение» (вероятно, министр имеет в виду ДТЭК Рината Ахметова, который контролирует около 70% тепловой генерации) постоянно посылает нам сигналы о том, что ТЭС продают мало электроэнергии, соответственно шахты добывают меньше угля, не получают доход.
Но такая же ситуация на «Центрэнерго». Из-за сокращения потребления, у нас запасы на складах ТЭС – 2,8 млн. тонн угля, сокращение его добычи на 11% по году. Так уж случилось, что столько угля нам не нужно. На сегодня импорт угля нужен только для Луганской ТЭС, на которую нет возможности подвозить топливо из Украины.
С другой стороны – «Центрэнерго» закупает уголь убыточных государственных шахт по цене выше рынка. Это еще одна проблема, которая влияет на финансовые результаты компании.
23 декабря Фонд государственного имущества (ФГИУ), в подчинении которого находится «Центрэнерго», сменил трех членов наблюдательного совета компании. Насколько я понимаю, там будут и дальнейшие кадровые изменения.
Как сказал премьер-министр, компания должна показывать прибыль. Если этого не будет, будут приниматься соответствующие решения.
— Вы говорили, что Юрий Недашковский уволен с должности президента НАЭК «Энергоатом» в ноябре из-за «неэффективного менеджмента». Можете сказать, за что именно он был уволен?
— Это «Атомкомплект». Это графики ремонтов АЭС, что выливается в низкий коэффициент использования установленной мощности (КИУМ). В наших АЭС он самый маленький в мире.
БЦ: Директор обособленного подразделения «Атомкомплект» Валерий Васильков подозревался в нанесении убытков «Энергоатому» из-за того, что в 2008 – 2012 годах подписал несколько соглашений с чешской Škoda JS (на то время она принадлежала российскому «Газпромбанку») на закупку оборудования по завышенным ценам. В 2008 – 2012 годах президентом «Энергоатома» в очередной раз был назначен Юрий Недашковский.
Мы посмотрели показатели работы по всем атомным станциям. У Ровненской АЭС показатели были лучшими. Поэтому мы поставили ее директора Павла Павлишина временно исполняющим обязанности. И рассматриваем его как главного кандидата на должность по результатам конкурса.
— Устраивает ли вас работа Игоря Сироты, руководителя «Укргидроэнерго» – государственного оператора ГЭС и ГАЭС? Интересно, что Сирота занимает свою должность с 2010 года.
— «Укргидроэнерго» корпоратизирована. Там есть наблюдательный совет, есть показатели работы руководства. Они стали больше зарабатывать в связи с запуском рынка электрической энергии.
Какая позиция? Мы можем принять решение после анализа работы.
На работу компании влияет много факторов. На 2020 год планируется уменьшение производства из-за того, что теплая зима и нет снега. Посмотрим.
— Всем на рынке известна ваша взаимная неприязнь с и.о. председателя правления НЭК «Укрэнерго» Всеволодом Ковальчуком. Причина этого в том, что вы заняли министерское кресло, на которое претендовал он, или есть и другие конфликты?
— На самом деле может я и не хотел занимать это кресло. Просто так уж случилось.
— Всеволод Ковальчук тоже говорил, что не хотел его занимать. Правда ли, что вам предлагали стать заместителем министра Ковальчука, но вы отказались?
— Этого мне не предлагали. Мне предлагали, как я считаю, место хуже. Не с точки зрения названия, а с точки зрения проблем, которые там нужно решать.
К НЭК «Укрэнерго» у меня есть простые вопросы. Это выполнение инвестиционной программы, которую они не выполняют, а потом переутверждают ее в НКРЭКУ.
Есть вопросы к строительству «Кременской» подстанции. Там были двусторонние движения. Кто-то не утверждал землю, кто-то не строил. Но факт, что сейчас ПС «Кременская» сильно бы помогла.
БЦ: ПС «Кременская» необходима для повышения пропускной способности передачи электроэнергии из ОЭС Украины на север Луганской области. Проблема стала насущной после того, как летом 2019 года РФ заблокировала поставки угля на Луганскую ТЭС, которая входит в ДТЭК Ахметова. Тогда север Луганщины оказался в ситуации нестабильного электроснабжения.
«Укрэнерго» начало строительство ПС «Кременская» еще в 2017 году. По утверждению компании, строительство не происходило из-за затягивания согласований разрешений со стороны Кабмина Владимира Гройсмана. Сейчас «Укрэнерго» обещает достроить «Кременскую» до июня 2020 года.
Также есть некоторая дополнительная информация, которая не подтверждена правоохранительными органами. Ее еще надо проверять. Но, опять, я не орган управления этой компании. У нее есть наблюдательный совет. Органом управления является Минфин.
— Ранее вы возглавляли «Украинские ассоциации возобновляемой энергетики» (УАВЭ), одним из основателей которой был крупный игрок на рынке возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Игорь Тинный. Ему приписывают большое влияние на вас. Сейчас вы часто общаетесь?
— Он был одним из десяти учредителей УАВЭ. Первый раз я его увидел, когда проходил собеседование на должность руководителя УАВЭ. Почему именно мне предложили эту должность? Потому что руководитель Ассоциации должен быть равноудаленным от всех участников.
Да, Игорь действительно был одним из самых активных участников УАВЭ. С другой стороны, мне незнакомы другие его интересы, кроме ВИЭ.
Ни какого влияния он на меня не оказывает. Но несмотря на то, что у нас довольно нормальные отношения, а он работает во многих бизнесах, иногда я обращаюсь к нему за советом относительно того или иного человека.
— В некоторых бизнесах Тинный – партнер Юлии Левочкиной, сестры Сергея Левочкина, нардепа от фракции Оппозиционная платформа «За жизнь» (ОПЗЖ), которой фактически руководят Виктор Медведчук и Юрий Бойко. Слышал версию о том, что Бойко — Медведчук через Игоря Тинного назначили в правительство своего человека.
— Вы видите это влияние? Как оно реализовано? (смеется). Можно посмотреть по заместителям, или по действиям министерства.
— А вы общались с Тинным, когда работали в Нацкомиссии регулирования энергетики (НКРЭ) в 2006 – 2014 годах? Говорили, что именно вы готовили документы на зеленые тарифы для малых ГЭС Тинного.
— В НКРЭ никогда с ним не общался. По поводу зеленого тарифа, то я занимал в регуляторе соответствующую должность, разрабатывал порядок получения зеленого тарифа. Поэтому 90% всех зеленых тарифов, которые издавались в то время, проходили через меня.
Слишком много конспирологии. Мы назначили заместителем министра Алексея Рябчина, который в прошлом созыве был народным депутатом от фракции «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Но в какой-то момент СМИ написали, что Рябчин – это человек от Коломойского.
— Министерство готовится ли к введению аукционов на получение зеленого тарифа, которые должны быть начаты в 2020 году?
— Подготовка идет. Мы разработали порядок их проведения, согласовали его со всеми заинтересованными центральными органами власти.
В конце января мы будем предлагать изменения в закон об альтернативных источниках энергии и в закон о рынке электроэнергии. Мы не поддержали законопроект №2543 о реструктуризации зеленого тарифа, который предложили народные депутаты.
— Этот законопроект писали владельцы объектов ВИЭ.
— Да. Им предложили разработать компромиссный вариант пересмотра зеленого тарифа. Но ведь компромисс – это не исполнение желаний одной стороны.
— Правительство Владимира Гройсмана находилось в состоянии постоянного конфликта с главой НКРЭКУ Дмитрием Вовком и его преемницей Оксаной Кривенко. В ноябре новым главой НКРЭКУ стал Валерий Тарасюк. Какие у вас отношения с руководителем регулятора?
— У меня впечатление, что в последнее время регулятор взял хороший темп, продуктивно работает. НКРЭКУ поддержала нас в газовых переговорах. Тарасюк был членом делегации. Впечатления положительные.
Автор: Сергей Головнев
Источник: «БизнесЦензор»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.