26.10.2019 – В интервью УНИАН глава Министерства образования и науки Украины в очередной раз подчеркнула, что реформа образования в Украине будет продолжаться, рассказала о будущем дошкольного, профессионального и высшего образования в Украине, а также поделилась, с кем чаще общается в правительстве и при каких условиях готова уйти в отставку.
Вы уже не раз отмечали, что собираетесь продолжать реформы, начатые предыдущим министром Гриневич. Особенно те, что касаются НУШ. Сейчас по форме новой украинской школы учатся учащиеся 1-2 класса и 3 класса (100 пилотных школ). Что касается реформы средней и старшей школы, какие у Вас планы? С чего будете начинать реформу в базовой школе?
Реформа в базовой средней школе у нас по плану стартует в 2021 году. К тому времени мы должны завершить реформу начальной школы («пилотные» классы у нас двигаются на год быстрее). Что касается базовой школы, то сейчас мы на этапе разработки содержания. Мы готовим государственный стандарт базового среднего образования – рамочный документ, который должен определять ожидаемые результаты обучения на каждом из уровней базовой школы.
Почему его дорабатываем? Мы решили его более конкретизировать, чтобы учителям было легче с ним работать, чтобы родителям было понятнее, что же будет ожидать их детей.
Также хотим учесть, насколько это будет возможно, результаты исследования PISA, которое будет в декабре. Они касаются как раз необходимой нам категории. Хотим посмотреть и учесть выводы уже в новом государственном стандарте, под который будут разработаны новые образовательные программы, материалы, учебники.
Планируем подготовку учителей. Думаем, как нам охватить такое количество учителей. Очевидно, необходимо будет привлечь больший ресурс – государственные и внебюджетные не запрещенные законодательством источники. Ведь количество учителей значительно больше, чем в начальной школе. Это учителя-предметники, совсем другой подход и чрезвычайно больший вызов.
Поэтому, скорее всего, базовая школа будет двигаться так, как это предусмотрено нынешним планом реформы НУШ.
Что касается старшей школы. Мы понимаем, что есть очевидный запрос в обществе, причем от всех участников этого процесса (в первую очередь от детей), на то, чтобы школа изменилась. Что не так в нынешней старшей школе? Это два года (10 и 11 классы), которые чрезвычайно перегружены содержанием. Ученики/ученицы имеют 20+ предметов, которые не дают возможности углубляться в определенное направление, понять для себя, какая отрасль/сфера интереснее. Эта система не позволяет выбирать предметы, иметь индивидуальную траекторию.
В целом она не дает возможности внедрить те методики обучения и ту индивидуальную образовательную траекторию, которая сейчас является трендом в мире и является самым важным элементом качественного школьного обучения в старшей школе. С другой стороны, есть политический момент: реформа действительно растянута во времени и это имеет свой смысл. Потому что в образовании нельзя сделать изменения очень быстро. Это, к примеру, не та же полиция — уволили всех, набрали новых, аттестовали и все. Этот процесс намного медленнее, система сама по себе консервативнее. Поэтому реформа была рассчитана на 12 лет.
Но, очевидно, если мы начнем делать старшую школу в 2027 году – это еще плюс 8 лет – мы не знаем, доживет ли до того времени НУШ – эссенция, суть, философия, принципы, сохранится ли все это сквозь ряд правительств, парламентов. Парламентов, надеюсь, будет меньше, а вот правительства, как показывает статистика, меняются быстро. Мы не знаем, что будет к тому времени, и хочется, чтобы перемены наступили быстро, и они были гарантированными.
Поэтому мы думаем, что есть смысл рассматривать ускорение старшей школы – пока в планах 2024 года.
Но есть ряд вызовов. Первый из них – это трехлетнее обучение в старшей школе. Это дополнительный 12-й класс для тех учеников, которые сейчас учатся 11 лет. Соответственно, чтобы правильно работать с ожиданиями общества, чтобы люди понимали, для чего это делается, чтобы видели преимущества для себя этого дополнительного года, нам необходимо создать определенные условия в новой старшей школе. Конкретными действиями, шагами аргументировать 12-й год обучения. Вызов не тривиальный.
К 2024 году (это сейчас ориентировочная дата!) надо, во-вторых, создать сеть старших школ. Каждая область Украины совместно с МОН должна наработать эту сеть по определенным критериям, которых сейчас еще нет. Они должны быть отражены в законе «Об общем среднем образовании», который сейчас на рассмотрении в парламенте. Далее – на уровне подзаконных актов.
До конца 2019 года мы хотим выйти с концепцией старшей профильной школы – своеобразным рамочным документом в публичную презентацию: что такое старшая профильная школа, где было бы обозначено наше понимание этих звеньев.
Третий вызов – это учителя. Потому что, как я уже говорила, в старшей школе, очевидно, будет внедрена индивидуальная образовательная траектория. Ученики/ученицы будут выбирать предметы, которые они хотят изучать. Предметы, скорее всего, будут интегрированы. До этого всего необходимо готовить учителей, чтобы они могли работать в таком формате, которого сейчас в целом по всей Украине нет. Но, к слову, у нас уже есть школы, которые являются профильными, но лишь двухлетними.
Также стоит вопрос денег – сколько это будет стоить. Потому что по закону старшая профильная школа должна быть отдельным юридическим лицом и в идеале быть физически отделенной, чтобы старшеклассники не учились вместе с первоклассниками. Это требует огромных инвестиций в подготовку зданий. Для работы по академическим профилям, которые сейчас окончательно не сформированы, необходимо подготовить школы. Должны быть лаборатории, оборудование, материалы чтобы с ними работать. Речь идет об огромных инвестициях.
Вот все эти пункты надо сложить воедино, подсчитать, оценить риски и выбрать правильный вариант. Собственно сейчас мы над этим работаем. Меня радует то, что мы уже видим среди активных групп директоров школ, руководителей некоторых областей, управлений образования, даже отдельных университетов, как-то УКУ, желание работать совместно для более быстрого внедрения старшей школы. И эти группы уже имеют определенные свои концепции старшей школы. Есть понимание того, что этот процесс нужно делать быстрее, и наработки моделей уже происходит в разных средах.
Сейчас мы официально создаем рабочую группу при МОН для того, чтобы наработать концепцию старшей школы, различные варианты ее внедрения, как в масштабе всей страны (это самый амбициозный вариант!), так и двигаться отдельными пилотами, подготовить отдельные области, например, или отдельные школы.
Одним из приоритетов вашей команды Вы называли дошкольное образование. Назовите ваши ключевые шаги в этом направлении. И когда уже воспитатели и дети, в первую очередь, почувствуют эти изменения?
Все хотелось бы сделать быстрее, но это требует времени и ресурсов. Не могу гарантировать, что с сегодня на завтра будут изменения, но мы действительно хотим сделать.
Почему мы говорим в целом о дошкольном образовании? Мы убеждены и делаем на этом приоритет, что заслуга дошкольного образования в нашем обществе несколько недооценена. Дошкольное образование у нас по закону не является обязательным. Государство лишь гарантирует старшее дошкольное образование, но это право родителей, отдавать детей в учреждения дошкольного образования или нет.
Почему мы считаем, что это для дошкольника является сверхважным и это не просто наша бытовая мысль? Это доказывают исследования, что дети, которые учатся в учреждениях дошкольного образования, согласно своей возрастной категории имеют лучшее личностное развитие.
Они легче интегрируются, развивают свой эмоциональный интеллект, навыки исследовать мир. Весь спектр развития маленькой личности раскрывается через качественное дошкольное образование. Другая сторона вопроса — дошкольное образование является хорошим инструментом подготовки к будущему обучению в школе. Как показывает международное исследование, те 15-летние дети, которые имели лучшие результаты по математике, получали дошкольное образование.
Кто не учился в ДОУ – имели худшие результаты. Результат звена непрерывного обучения дает свои результаты и на старших этапах жизни. То же самое показывает наше мониторинговое исследование, которое делал Украинский центр оценивания качества образования: те дети, которые учились в вузе, лучше справляются в начальной школе. Очевидно, подготовка к школе не должна отрицать ценность детства как имеющего, в первую очередь, лелеять дошкольное образование. Это действительно является инструментом подготовки к школе и об этом необходимо не забывать.
У нас есть большая проблема, когда мы, сидя в МОН в Киеве, понимаем, что вся ответственность за дошкольное образование – это ответственность местной власти. Поэтому нужно продумывать законодательные механизмы влияния на две большие проблемы дошкольника. Первое – это доступ, а второе – качество. Когда мы говорим о доступе, то имеем две субпроблемы: доступ в сельской местности — там, где совсем нет садиков, и где охватывание дошкольным образованием на уровне около 57%.
В городах этот процент больше, но там другая проблема: садики есть, но очереди безумные. По состоянию на данный момент очереди составляют более 34 тысяч детей. Они с годами уменьшаются, но все, же сохраняются. В обоих случаях надо работать разными инструментами. Когда мы говорим о сельской местности, то сейчас думаем над разнообразием форм получения дошкольного образования. Это может быть семейное обучение, группы короткого дня, когда родители смогут отдавать ребенка на несколько часов, и это не является полноценным содержанием садика как такового.
Когда мы говорим о городе, то, очевидно, это вопрос застройки. Здесь МОН является вторичным игроком. Нужно работать с местными властями и доказывать им, что когда дается разрешение на застройку новых жилых комплексов, то они должны идти в паре с социальной инфраструктурой.
Однако мы точно можем заложить в законодательстве инструменты, которые будут стимулировать частную инициативу. Например, мы бы хотели ввести ваучеры на получение дошкольного образования, которые родители могли бы получить, платя свои налоги, и использовать их в частных дошкольных заведениях, которые сейчас активно развиваются.
Другой вопрос – это качество. Если есть доступ, но к плохому дошкольному образованию, то лучше пусть его не будет. Потому что можно так травмировать ребенка, что он всю жизнь будет страдать. Поэтому дошкольное образование должно быть качественным. Когда мы говорим о качестве, то есть несколько критериев.
Первое – это взаимодействие воспитателей с детьми. Здесь мы должны работать над подготовкой наших воспитателей – это реформа педагогического образования. Кроме того, мы должны дать надлежащий уровень повышения квалификации. Сейчас над этим не работает никто. Мы хотим применить подход, который практикуется в НУШ, и создать отдельную программу повышения квалификации для воспитателей.
Второй вопрос – это образовательное пространство. Он должен быть безопасным, комфортным и соответствующим содержанию дошкольного образования. Это должно быть помещение не для «сохранения» детей, а для их развития. Поэтому улучшение образовательной среды однозначно есть в наших планах. Сейчас мы работаем над концепцией дошкольного образования. Готовим закон «О дошкольном образовании», где разнообразим его формы.
Кроме того планируем с министерством финансирования проработать модель изменения финансирования дошкольного образования. Потому что мы понимаем, пока оно на местном уровне (а места у нас есть разные, разные территории), что-то изменить будет сложно.
Недавно я была в Харькове. Там есть замечательная ОТГ, которая построила собственный новый садик и содержит его. Другие ОТГ такого сделать не могут, или не хотят.
Еще один вопрос – это заработные платы. Мы в Киеве на уровне правительства можем повысить оклады воспитателей, но их некому будет платить на местах, потому что элементарно нет средств. Из-за этого, очевидно, система финансирования дошкольного образования также требует пересмотра. Сейчас в Минфине готовы к совместной с нами разработке концепции изменения финансирования дошкольного образования. Думаю, в ближайшее время мы выйдем на ее публичную презентацию.
Как Вы видите сочетание НУШ и дошкольного образования?
Наша задача – обеспечить качественное образование для непрерывного обучения. Оно должно быть по единому смыслу: по принципам, по философии, по ценностям. Если мы хотим дать детям мировые навыки 21 века — креативность, умение решать сложные задачи и так далее, то мы обязаны буквально «зашить» их на каждом уровне образования в соответствии с возрастными особенностями.
В проекте госбюджета-2020 на образование запланированы расходы в сумме 136,4 млрд. грн., что на 7,7 млрд. грн. больше, чем в 2019 году. В этой сумме и субвенция на НУШ. Меня интересует вопрос, как Вы будете контролировать использование средств на местах? И были ли уже случаи нецелевого использования государственных расходов? Что случилось с теми чиновниками?
Я лично не слышала о случаях наказания за нецелевое использование денег. Это больше вопрос к Счетной палате, к другим контролирующим органам. Нам, как Министерству образования и науки, а также Министерству финансов, все распорядители на местах должны ежемесячно подавать отчет по использованию субвенции. Мы видим цифры, как именно используется предоставленная субвенция.
К сожалению, это из года в год происходит очень медленно, неэффективно. Имеется ряд факторов. Во-первых, осложнены закупочные процедуры. Отдельные игроки, участвующие в тендерах, манипулируют этими процессами, затягивают закупки поступившими жалобами в Антимонопольный комитет.
Во-вторых, довольно неразвитый рынок качественного учебного оборудования, мебели для того нового образовательного пространства, которое предполагается для НУШ. В предыдущие годы сталкивались с тем, что просто нет такой продукции, которая бы удовлетворила спрос.
В-третьих, есть затягивание на местах из-за исполнительных органов. Не собираются сессии, поздно распределяют средства, поздно принимают решения по распределению в ОТГ, в районах. Это все занимает время и соответственно затягивает сами закупки. Поэтому уже не первый год есть случаи, что мебель или дидактика для НУШ поступают значительно позже.
В Украине существует дистанционное обучение. Есть конкретный список школ во всех городах Украины, которые должны обучать детей с неподконтрольных территорий (Донбасс, Крым). Но на практике не все школы соглашаются браться за таких деток. Как Министерство образования и науки Украины контролирует такие школы и куда обращаться, в случае отказа зачислять ребенка, скажем, из Донецка на дистанционное обучение в киевскую школу?
Мы, как Министерство образования и науки Украины, не можем прямо влиять на школы, поскольку мы не являемся их учредителями. Здесь нужно смотреть по каждому индивидуальному кейсу и работать с управлениями образования по каждой из таких ситуаций. В Украине сейчас более 3 тыс. детей, которые учатся дистанционно и в целом эта система работает. Но, конечно, есть какие-то рецидивы.
Мне лично, честно говоря, надо больше в это вникнуть. Сейчас мы над этим работаем. Хотим сделать оценку качества предоставления образовательных услуг гражданам с неподконтрольных территорий.
В конце октября в Мариуполе будет большой президентский форум, второй день которого будет направлен на гуманитарную политику. Там мы хотим обсудить состояние обеспечения права на доступ к качественному образованию, проговорить все нюансы и понять, как мы сможем улучшить предоставление дистанционного образования.
Больной вопрос — это повышение заработных плат учителям, которое запланировало предыдущее правительство.
Наша цель выполнить закон до 2023 года. Я не знаю, какой к тому времени будет прожиточный минимум. Правительство декларирует, цитирую: «…осуществить решительные шаги приближения к реальному прожиточному минимуму». Если он будет, скажем, 5+ тысяч гривен, то и наша цель становится более амбициозной, когда мы говорим о четырех прожиточных минимумов, как самом низком окладе учителей до 2023 года.
Сейчас сложно прогнозировать точно, сколько нам нужно будет денег до 2023 года. Но, если все будет происходить в терминах тех данных, которые есть сейчас, то с 2020 года выполнение принятых решений потребует 20+ млрд. грн., которые в нынешнем бюджете найти сложно. Это больше вопрос к Минфину и МЭРТ, где и как их взять.
Моя задача сейчас найти хотя бы какие-то средства на повышение заработной платы, по крайней мере, для отдельных категорий, которые являются наиболее уязвимыми, как, например, молодые учителя, которые вообще не мотивированы идти работать в школу.
Мы будем совместно с Минфином и МЭРТ искать эти дополнительные средства. Но это всегда некая игра, и я не единственная на этом поле. Есть еще другие министры, у которых тоже есть множество своих вызовов. Поэтому будет непросто. Но премьер-министр Алексей Гончарук, когда представлял программу действий правительства, также отметил, что ко второму чтению бюджета на 2020 год мы эти вопросы проработаем.
Вы говорили, что один из способов найти средства на повышение зарплат учителям – это «оптимизация» школ и создание сети опорных учебных заведений. А что будет с теми учителями, которые подпадут под сокращение?
Закрытие школ, оптимизация сети или любые другие синонимы – это не самоцель. Моя цель – дать лучшие результаты обучения детям, лучшее качество образования. Если мы посмотрим на стоимость подготовки одного ученика по Украине – это в среднем 21 тыс. грн. в год. Однако есть отдельные территории, области, которые готовят ученика более чем за 100 тыс. грн. в год.
И, к сожалению, пятикратное увеличение стоимости подготовки не является пропорциональным повышению качества образования. Потому что дети, которые учатся в малокомплектных школах, они имеют значительно худшие результаты знаний. Об этом говорят и результаты мониторинга исследования обучения в начальной школе.
Поэтому вопрос эффективной сети, вопрос нормальных полнокомплектных классов, где есть, скажем, свыше 15 детей (сейчас в законодательстве не определено понятие «малокомплектной школы», мы оперируем приближенными понятиями) – это все касается улучшения результатов.
И когда мы говорим об оптимизации сети, то речь не идет о том, что нам надо что-то закрыть или кого-то уволить. Нам нужно совместно работать над лучшими возможностями для детей.
Конечно, местная власть, оптимизируя сеть и переводя детей в опорные школы, должна понимать, как и куда она трудоустроит учителей. Большинство из них может перейти в ту же опорную школу вслед за своими детьми. Однако, конечно, должна быть системная государственная политика, над этим сейчас работает и Минсоцполитики, и МЭРТ по трудоустройству специалистов, по повышению квалификации, переквалификации, чтобы учителя могли увереннее себя чувствовать на рынке труда.
До конца октября мы будем иметь результаты по оптимизации сети за предыдущий год и уже более точно сможем сказать, сколько школ оптимизировали, и как это повлияло на качество работы. На самом деле процесс оптимизации школ существует давно, но он движется очень медленно. А дети в то время из года в год ходят в те школы, которые им не дают качественное образование.
Директоров школ уже перевели на контрактную форму работы. Что касается учителей: как Вы относитесь к переводу учителей на контракт?
Мое мнение положительное. Но, я считаю, мы не можем сделать это наскоком, одномоментно, в следующем году. Мы должны разработать концепцию такого перехода, понять, как может происходить переходный период. Сейчас в законе «Об общем среднем образовании» предлагается контрактная форма работы для педагогов, которые на пенсии. Это предлагало МОН в первом чтении закона и сохраняет до второго чтения. Но речь идет именно об этой категории. Обо всех учителях в законе пока не говорится.
Думаю, пока что это мы можем нарабатывать, как одну из концепций, к которой мы когда-то придем. В общем, я отношусь к вопросу контрактов положительно, но считаю, что это должен быть очень постепенный подход, который сможет не сломать систему и не принести больше вреда, чем пользы.
Среди приоритетов МОН Вы называли и высшее образование. Впервые в проекте бюджета предусмотрены расходы на развитие учреждений высшего образования в объеме около 300 млн. грн. Вы отмечали, что лучшие вузы должны получить ресурсы и автономию. А что будет с худшими? На что и кому именно будут идти эти средства?
Система финансирования, которую мы будем предлагать и напомню, что это финансирование из наших с вами налогов. Это деньги, которые мы с вами из наших карманов ежемесячно выкладываем и отдаем, в том числе, и на высшее образование, которое в целом не является качественным, будет базироваться на поддержке тех, кто лучший. Это подход, который применяется во многих странах, — так называемое финансирование по результатам.
Механизм, который мы хотим внедрить, следующий: если университет, имея финансовую, управленческую автономию, прилагает усилия, чтобы иметь лучшие программы, иметь лучших преподавателей, быть более активным в международной, научной деятельности, имеет больший масштаб (ибо он подтянул к своей сети меньшие заведения, они договорились об объединении) – такие заведения заслуженно должны иметь больше финансирования. Это заслуженно.
Такая система должна стимулировать университеты и в дальнейшем улучшаться, быть более качественной. Что такое качество в понимании обычного человека? Высшее образование, кроме того, что оно имеет миссию развития новых интеллектуальных знаний, оно также направлено на подготовку выпускников к трудоустройству на рынке труда, где требуется высшее образование. Сейчас такого нет.
Университеты, достаточно часто, в течение 5 лет «сохраняют» студентов, которые потом выходят на рынок труда и не могут себя найти. Это означает, что высшее образование не дало им тех навыков, знаний и умений, которые нужны на рынке труда. Тогда вопрос: зачем мы тратим деньги налогоплательщиков и основное – время этих молодых людей? Такого быть не должно. Поэтому университеты должны стремиться к тому, чтобы их выпускники получали лучшие возможности для трудоустройства и могли создавать новые интеллектуальные продукты. Их нужно к этому стимулировать.
Мы будем предлагать систему, которая будет основана на определенных критериях качества. Это будет очень постепенный механизм. Сразу скажу: не будет такого, что в следующем году все начнут с нуля. Нет. Университеты получат больше 80% того финансирования, которое они получают сейчас. Но будут внедрены определенные критерии, по которым остальные 20% будут им начисляться, основываясь на этих индикаторах качества.
По нашему моделированию, те университеты, которые сейчас являются большими, активными, лучшими, получат даже больше.
Кстати, такой подход к финансированию, не предусматривает отмену бесплатного высшего образования! Но весь механизм финансирования по результатам будет дополнен финансовой автономией университетов. Один из вариантов дать студенту/студентке лучшее образование — это привлечь хорошего, мотивированного, качественного преподавателя. Такой преподаватель может быть тогда, когда у него будут привлекательные условия работы: заработная плата, возможность свободно использовать средства из других источников.
Мы дадим университетам возможность мотивировать преподавателей дополнительными финансовыми стимулами, надбавками к зарплате из своих средств, если университет будет считать, что этот преподаватель этого достоин. В целом, этот механизм будет стимулировать и сами университеты быть заинтересованными в таких преподавателях.
Каким вы видите профессиональное образование в Украине? Как поднять его престиж? Есть какая-то «формула Новосад»?
К сожалению, какой-то магической формулы нет. У нас действительно очень высокий процент абитуриентов (около 75%) идет в высшее образование, а все остальные – в профессиональную среду, что создает чрезвычайный перекос на рынке труда, и работодатель не может найти себе работников. Складывается такая ситуация, что профессиональный сантехник в городе – просто на вес золота. Такую ситуацию, конечно, необходимо изменить.
Какой у нас план действий? Первый вопрос, который мы встречаем на каждом из уровней, это то, как мы тратим средства. У нас безумно большая сеть учреждений профессионального образования в Украине. В некоторых областях у нас есть 4-3 учреждения, которые дублируют друг друга.
Имея определенные финансовые возможности, мы хотим оптимизировать эту сеть, сделать более мощные центры профессиональной подготовки, центры профессионального образования, которые будут иметь больше ресурсов для собственной качественной образовательной среды, иметь оборудование, чтобы готовить людей. Значит, мы будем идти путем более эффективного использования средств через модернизацию сети.
Мы уже работаем над созданием семи центров профессионального совершенства в пилотных областях совместно с ЕС. Это будут крупные многопрофильные центры, которые будут иметь современное оборудование.
Почему сегодня профобразование неприглядное, кроме того, что есть определенное неприятие рабочих профессий? Потому что, когда ты приходишь в заведение профобразования и видишь станки 50-70-х годов прошлого века, то здесь нет ничего привлекательного! Если бы наши студенты видели, например, немецкие профессионально-технические школы, то, очевидно, это было бы привлекательнее.
Поэтому без инвестиций, без обновления оборудования этого всего не будет. Нам нужно эффективнее использовать имеющиеся расходы и дополнительно направлять из бюджета средства для создания среды профессиональных школ.
Другой вопрос – это содержание профобразования. Сейчас из многих профессий мы очень долго готовим специалистов, специалистов рабочих профессий. Например, мы можем 3-4 года готовить слесаря – ни один работодатель не будет столько ждать! Поэтому мы будем двигаться по пути обновления содержания и создания более гибких программ, которые, в том числе, станут базой для второго образования взрослых.
Например, если я уволилась с работы и хочу получить вторую профессию, то я смогу пойти на обучение в учреждения профессионального образования. Сегодня такой вариант невозможен.
Поэтому более гибкие программы, которые отвечают запросам рынка труда, — это путь, которым мы будем двигаться.
Также нам необходимо максимальное привлечение работодателей, чтобы тот смысл образования, который закладывается в программы, был максимально приближен к потребностям рынка труда. В общем, мы хотим улучшить механизм привлечения работодателей через региональные советы этих холдеров, где они смогут непосредственно влиять на качество профессионального образования, через дуальное образование.
Поэтому сеть, содержание и привлечение работодателей – если это не будет хаотичным движением, а системной политикой, то все эти элементы однозначно дадут свой результат.
Дополнительно, конечно, нам необходима популяризация профессионального образования. В Украине есть странный стереотип, что специалист по рабочей профессии получает меньшую заработную плату. Это абсолютно неправда. В будущем абитуриенты 8-9 классов будут получать разъяснения, какая у них может быть зарплата, если они пойдут в ту или иную рабочую специальность. Ведь она может быть большей, чем у экономиста на старте своей карьеры.
Вы одна из самых молодых членов нынешнего состава правительства. Чувствуете ли на себе проявления эйджизма?
Когда меня спрашивают о возрасте, то всегда этот вопрос идет в паре с тем, что я девушка. В нашем обществе молодая девушка на высокой должности – это что-то невероятное! Условно говоря, Себастьян Курц, который почти в 30 лет стал руководителем МИД в Австрии (самый молодой министр иностранных дел в мире), никого не удивил, и все были увлечены. Мне кажется, что это определенные стереотипные перекосы в нашем обществе.
Я лично в нашем коллективе не чувствую проявлений эйджизма. Отдельные случаи фамильярности, конечно, пресекаются, и люди быстро понимают, что мы здесь не делаем никакого различия по возрасту или статью.
Я откровенно считаю, в ситуации, когда возраст – это единственное, чего я не могу изменить, что уважение к человеку точно не измеряется (оно не увеличивается или не уменьшается) тем, сколько ей лет. Я одинаково уважаю своих коллег, которым за 65, например, и кому 23 года.
Лично я проявлений эйджизма не поддерживаю и других призываю это делать. Я убеждена, что людей надо судить по действиям, поступкам, а не по возрасту.
Что для Вас на сегодня в работе министра образования является самым трудным?
Честно? Ситуация с заработной платой.
С кем из министров Вы общаетесь чаще всего? Министром финансов?
Министр финансов популярна среди всех министров. До нее не всегда легко пробиться, но мы в конструктивных взаимоотношениях. Очень люблю/уважаю своего соседа по правительству Владимира Бородянского (глава нового Министерства культуры, молодежи и спорта, объединившего сразу три ведомства) – у нас много общих задач, ведь гуманитарная политика должна быть единая и системная. Часто пересекаюсь с министром здравоохранения (Зоряной Скалецкой).
Вообще, работаем со всеми. Мне очень комфортно в нашем правительстве.
При каком условии министр Новосад готова подать в отставку?
Думаю, таких условий много. Во-первых, если все правительство и премьер-министр уйдут в отставку, то однозначно уйду и я.
Я думаю, что это также моменты, когда я буду понимать, что не могу выполнить то, что пообещала, мне это не удается. Если я никак не могу это изменить, то должен наступить момент оценки состоятельности и нужно будет выбирать, остаешься ты или уходишь.
Конечно, я не смогу пойти на нарушение каких-то собственных принципов. Пока такого не случалось, но если будет определенное давление извне относительно каких-то неправомерных, коррупционных действий, то это однозначно «нет!». Если я не смогу этому противостоять, то, конечно, это вопрос «почему я в этой команде?»… Но по состоянию на сейчас такого нет, и я очень надеюсь, что не будет.
Что для вас значит счастливый ученик / студент, воспитатель / учитель / преподаватель?
Ни один из них не может быть оторванным от другого. Только счастливый учитель сможет воспитать, подготовить счастливого ученика.
Ощущение финансовой стабильности, того, что ты себя комфортно чувствуешь в социально-экономической ситуации – чрезвычайно важное. Но счастье для учителя – это гораздо больше. Как и любому человеку, счастье, чувство удовлетворенности придает понимание определенного личного признания, важности, нужности. Это однозначно имеет много общего с престижностью профессии учителя. Это то, над чем нужно работать в очень многих направлениях – от зарплаты в целом, до уважения к учителю. Понимание того, что учителя важны.
Когда мы говорим об учениках, то это очень индивидуальная история. Но мы хотим, чтобы выпускники/выпускницы были максимально готовыми к современности и имели те навыки, умения, компетентности, которые помогут им успешно жить, развиваться в мире, который постоянно меняется, быть готовыми к выбору своего дальнейшего профессионального развития.
Мы не можем сделать всех счастливыми, но мы точно должны сделать всех подготовленными к жизни.
Автор: Виктория Гордиенко
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.