Министр финансов Сергей Марченко о бюджетном процессе во время пандемии COVID-19

Министр финансов Сергей Марченко о бюджетном процессе во время пандемии COVID-19 в интервью для Украинского радио.

Как пандемия влияет на финансовое состояние страны и просчитано ли влияние локдауна на экономику

Я бы начал с другого. Давайте не планировать локдаунов, я призываю всех вакцинироваться, ведь нынешняя статистика показывает, что без этого никак нельзя обойтись. Чтобы обезопасить себя от возможных карантинов и локдаунов, надо сделать прививку. Будут ли локдауны общенационального масштаба? Я не уверен, что такие ограничения необходимы и возможны, потому что локальные карантинные меры могут решить те проблемы, которые есть. Однако локальные меры будут применены в отношении тех территорий, где люди не вакцинируются.

Если работники заведений и их клиенты будут иммунизированы, то проблем не будет. Я скажу честно, что не уверен, должно ли государство помогать тем, кто не вакцинируется.

Влияние на бюджет минимально, потому что нет локдауна. Если ограничения и будут, возможно, тогда влияние будет, если будет направлено меньше средств сектору потребления. Например, в ресторанный гостиничный бизнес, ведь он в первую очередь страдает от каких-либо карантинных мер. Я не могу сказать, что это существенно повлияет на государственный бюджет. Впрочем, с точки зрения экономической активности, конечно, локдаун повлияет на финансовое состояние страны. Поэтому я еще раз призываю всех вакцинироваться.

Сколько денег Украина потратила на закупку вакцины

В этом году на закупку вакцины запланировано потратить из бюджета 12 миллиардов гривен. В следующем году мы также предусматриваем расходы на вакцинацию, там будет примерно 3 миллиарда гривен. Кроме того, Всемирный банк предоставил кредитную помощь – 30 миллионов долларов, а будет еще дополнительно 90 миллионов долларов. Есть инициатива Covax в этом вопросе и помощь других стран, поэтому вакцины достаточно. По поводу вакцин, которые теряют пригодность — это информация, которую должен предоставлять Минздрав, я ее не готов комментировать.

Какой будет поддержка бизнеса

Если для этого потребуется, то средства найдут. Однако чтобы не доводить до закрытия заведений, нужно вакцинироваться. Мы никого не заставляем, однако люди должны нести ответственность. Если они не хотят вакцинироваться, тогда пусть сидят дома. Если мы хотим бороться с «Дельтой», то должны вакцинироваться. Примеры быстрого распространения «Дельты» в других странах достаточно показательны.

Сейчас мы изучаем возможность введения обязательного ПЦР-тестирования для работников, которые не будут вакцинироваться. Это будет происходить за их собственный счет. В Соединенных Штатах Байден заявил, что все государственные служащие должны быть вакцинированы. Если они этого не делают, тогда каждый день сдают ПЦР-тесты. Также рассматриваем возможность, чтобы такие служащие не могли работать офлайн вообще. Тогда они не смогут приходить на рабочее место.

Я – министр финансов и очень плохо отношусь к раздаче денег из бюджета, если для этого нет рациональных причин. Поэтому я ничего не обещаю. Когда возникают критические ситуации, тогда мы ищем возможности. Было два критических состояния во время пандемии, в тот период мы находили возможности, потому что был общенациональный локдаун. Я не буду говорить, что мы раздадим деньги тем, кто закроется. Я предлагаю другое решение — вакцинироваться. Сделайте это и работайте, никто не будет препятствовать в работе.

Каковы особенности бюджета-2022

Этот бюджет имеет четкие признаки и характеристики, по которым можно его описать. Во-первых, — это бюджет на медицину. 34 миллиарда гривен, почти треть бюджета, направляются именно на медицину. Речь идет о повышении заработных плат врачей, закупке необходимого оборудования, борьбе с коронавирусом, о вакцинации – это приоритет №1.

Дальше — оборона. Только 17 миллиардов туда уйдет из государственного бюджета. Еще будут средства, которые дают наши международные партнеры: Великобритания, Франция, США присылают деньги, которые можно использовать на улучшение вооружения.

Третий приоритет — ветераны АТО, которых в следующем году полностью обеспечат жильем. Почти 4 тысячи человек получат жилье благодаря государству. На эти цели выделяют 5,5 миллиардов гривен. Следующий приоритет — образование, на которое уйдет 17 миллиардов гривен, дополнительно из них средства пойдут на повышение стипендий. Также произойдет рост заработных плат педагогов.

Также приоритетом этого бюджета являются инфраструктурные проекты, а еще перепись населения и цифровизация тоже нашли поддержку в этом документе.

Будет ли прохождение бюджета-2022 беспрепятственным

Пока трудно сказать. Мы передали бюджет в парламент в среду, там его изучают. Конечно, будут предложения, мы готовы к дискуссиям, будем обсуждать все вопросы. На данном этапе я не вижу особых проблем, потому что этот бюджет трудно критиковать, поскольку есть четкие фокус-группы. Конечно, кто-то хочет поддерживать другие категории, об этом можно будет дискутировать, говорить, но без разбалансировки бюджета. Мы не можем себе позволить вздуть доходы, которые потом не сможем выполнить.

Кто из министерств больше всего «тянет одеяло»

Минздрав, Минсоцполитики, ведь на социальную сферу уйдет 320 миллиардов гривен, из них профинансируем Пенсионный фонд на 200 миллиардов гривен. Далее идет Министерство обороны, там только по общему фонду бюджет 131 миллиард гривен. Существенный объем расходов поступит в Министерство образования.

Нормально ли, когда налоговое законодательство меняется во время бюджетного процесса 

Законопроект №5600, проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений, является важным. Он касается тех бизнесов, которые злоупотребляют властью, которые создали себе условия, что их мы считаем несправедливыми. Да, очень много негативного восприятия.

Я понимаю, почему это происходит. Простых граждан этот законопроект не касается, он касается крупного бизнеса, который не платит налоги. Будет меньше злоупотреблений, если этот проект примут. Наша налоговая система станет более справедливой. Я агитирую за этот законопроект и при этом скажу, что есть законопроект, который мы подали во время, поэтому за него надо голосовать.

Ранее бюджет и налоговые изменения подавали «под елку», никто не с кем не консультировался, за ночь голосовали, документа до того никто не видел. Сейчас бюджет мы подаем во время, налоговые изменения, которые установлены законодательством. Мы были готовы к тому, что парламент их поддержит до 1-го июля, тогда бы проблем не было. Мы бы рассчитывали бюджет на базе проекта №5600. Этот проект — это дополнительный ресурс, его нет в бюджете.

О деньгах, выделенных на перепись населения

Поблагодарите, что мы нашли деньги на перепись населения в 2023 году. 400 миллионов гривен – это начало процесса, который будет осуществляться с помощью электронных средств переписи. Если нужно будет его еще больше финансировать, то мы это сделаем.

О сотрудничестве с Международным валютным фондом

Рамку доходов мы уже прислали, но не обсуждали, рамку расходов также прислали. Будет миссия — будем обсуждать. Процесс продолжается, и мы открыты к диалогу. Наши обязательства по параметрам дефицита мы соблюдали. В прошлом году у нас была непростая дискуссия, надеюсь, что в этом году нам будет проще.

О приезде миссии должен объявлять МВФ. Мы будем готовы к встрече уже завтра. Первые встречи у меня запланированы на следующей неделе.

Министр Марченко доволен ходом украинских реформ

Я не имею задания оценивать со своей стороны ход реформ в других сферах. У меня есть моя зона ответственности. Я осуществляю координацию и коммуникацию на уровне правительства с МВФ. Оценку должен давать фонд вместе с соответствующими органами, которые являются ответственными за те или иные реформы.

Продолжаются ли таможенная и налоговая реформы 

Те обязательства, которые мы на себя взяли как орган Министерства финансов по созданию единых юридических лиц в формате единой таможни и налоговой, то мы их обеспечили и осуществили соответствующие меры. На данном этапе продолжаются трансформационные процедуры внутри этих органов, поэтому обязательства по этому показателю мы не выполнили.

О Бюро экономической безопасности

ГФС не осуществляет наполнение бюджета, ведь это правоохранительный орган, который осуществляет расследование преступлений в сфере налогообложения. Министерство финансов занимается процессом ликвидации ГФС, который идет четко по плану. ГФС будет ликвидирована в срок, предусмотренный законодательством.

По поводу деятельности БЭБ. Да есть задержка. Я надеюсь, что в ближайшее время вопросы будут решены. Минфин не отвечает за создание БЭБ. Оно подчиняется правительству. Способ подчинения не определяет действительность. Вопрос в кадрах и философии структуры в том, чтобы сформировать правильно культуру органа с самого начала.

Почему происходит мизерный рост зарплат и пенсий

Сейчас минимальная зарплата составляет 6000 гривен. С января будет уже 6500 гривен, в октябре – 6700 гривен. Бюджет формируется по календарю, но экономика так не живет. Эти цифры тщательно просчитаны и под них есть база расчетов. Здесь важно не навредить. Повышать минимальную заработную плату надо аккуратно, с учетом макроэкономических факторов, учитывать уровень потребления и то, что бизнес должен иметь возможность платить такие заработные платы, и смотреть на уровень инфляции.

Быстрый рост заработных плат, в том числе и минимальных, — это инфляционный фактор, поэтому мы осторожно должны к этому подходить. Должен быть баланс. Как повышение повлияет на динамику экономических субъектов – это вопрос, скорее негативный, чем позитивный. Я помню, что в прошлом году было много критики со стороны бизнеса, что их заставляют платить высокую заработную плату.

В прошлом году я был сторонником этого решения, потому что это было обосновано, но в этом году, после перерасчетов, считаем, что предложенный темп является достаточным. В этом году произошел существенный прирост, но это не значит, что он должен быть таким каждый год. Это будет означать, что мы не заботимся об экономике вообще, а думаем лишь об одном показателе – минимальной заработной плате. Мы можем себе позволить именно такой рост.

На что увеличат расходы

В СНБО создан Центр дезинформации, который должен финансироваться. Туда пойдет 53 миллиона гривен. Я не думаю, что это большая цена вопроса для борьбы с дезинформацией.

Для «Большого строительства» дополнительных средств не предвидится, кроме тех, которые есть в дорожном фонде.

В секторе безопасности и обороны СБУ получила незначительный прирост – 1 миллиард гривен.

Принятый закон о реформе органов прокуратуры предусматривает существенный рост заработных плат у прокуроров. Мы должны выполнять закон, но не можем выполнить в той мере, в какой должны, поэтому нашли средства, чтобы минимально закрыть потребности этого органа. Либо принимайте те законы, которые мы можем выполнить, либо не задавайте вопросы министру финансов, почему мы ищем средства на прокуратуру.

В целом аграрный сектор мы поддерживаем на 8 миллиардов гривен.

Что ждет пенсионеров в 2022 году

С 1 марта 2022 года состоится индексация. Пенсия будет расти в соответствии с ростом прожиточного минимума. Состоятся выплаты для тех категорий, в отношении которых решения были приняты в этом году, в частности пенсионерам-военнослужащим, на это предусмотрено 10 миллиардов гривен.

Кроме того, недавно правительством принято решение о том, что люди в возрасте 70+ получат надбавку, на это выделено 3 миллиарда гривен. Пенсионный фонд – не реформированная структура, поэтому я призываю реформировать пенсионное законодательство. Мы уделяем внимание этому вопросу, нарабатываем предложения, чтобы запустить второй уровень.

Те, кто официально платит ЕСВ – это люди, которые работают в государственной сфере, все другие уклоняются от уплаты налогов или имеют законную возможность их не платить. Я точно об этом знаю, потому что имею статистику. Сознательные граждане должны понимать, что платят ЕСВ не для себя, у нас солидарная система пенсионного обеспечения. У сознательных граждан есть родители и дедушки, которые получают мизерную пенсию, они должны понимать, что ЕСВ они платят тем, кто получает эту пенсию. Так работает солидарная система.

Рассчитывал ли Минфин сумму на субвенции местным бюджетам накануне отопительного сезона 

Да, конечно. Правительство должно подставить плечо тем гражданам, которые не смогут платить за отопление, поэтому сейчас мы увеличили средства на выплату субсидий в этом году на 12 миллиардов гривен. Эти средства позволяют закрыть выплаты субсидий в декабре и частично в январе. С этим вопросом в парламенте все будет решено. Проблем у граждан нет.

Есть местные бюджеты, у которых недостаточно средств на выплату социальных нужд, а есть местные бюджеты, которые осуществляли модернизацию. С каждым из этих вариантов нужно будет размышлять, и говорить о финансировании. Однако это не должна быть история о поддержке всех, потому что это происходит из средств налогоплательщиков.

Какие еще изменения будут в бюджете-2022 

Предусматриваются выплаты шахтерам, военным, будут субсидии. Еще есть инфраструктурные статьи, в частности программа дорожного строительства, на которую также направлены дополнительные средства.

Как в Украину привлечь инвесторов

Мы можем говорить только о проектах международных финансовых организаций и различных кредитных программах правительств других стран. Здесь возникает вопрос нашего активного сотрудничества с этими организациями. В прошлом году была рекордная выборка средств Всемирного банка, и мы одна из топ стран нашего региона по выборке этих средств. Вопрос прямых инвестиций я бы адресовал Министерству экономики, ведь это их зона ответственности.

Мы создали условия для привлечения серьезных инвестиций. Впрочем, мы — достаточно специфический регион, что тоже надо понимать. Несмотря на все усилия, которые прилагает власть, мы с одной стороны являемся перспективной страной, с другой – военные действия не дают инвесторам сюда прийти, им надо долго и убедительно показывать, что у нас все нормально.

Об украинских мигрантах, которые перечисляют средства в Украину 

С точки зрения баланса — хорошо, что они присылают деньги, а с точки зрения экономики в целом – не очень. Нужно создавать рабочие места здесь, чтобы никто не ехал за границу.

Когда примут бюджет-2022

21 сентября состоится его презентация, потом будет время на подготовку выводов, предложений народных депутатов, будут работать комитеты. Парламент должен проголосовать за этот документ в первом чтении. Далее, если будет успешное голосование, документ вернут правительству, оно его доработает. В конце происходит финальное голосование.

Нам нечего скрывать, поэтому «под елку» мы не будем показывать бюджет. Мы готовы к дискуссиям, бюджет необходимо будет полностью раскрыть и обсудить каждую цифру. Поэтому у нас все максимально просто.

Источник: Правительственный портал

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий