Министр финансов Украины Сергей Марченко о бюджете, дефолте и стабильности гривны

Проект госбюджета-2021 является реалистичным и сбалансированным. Он не раздут относительно доходов, не популистский по расходам. Дефицит его сокращается — в 2022 году он составит минус 4,5% ВВП, а в 2023 г. – минус 3,5% ВВП. В этом заверил в эксклюзивном интервью «Радио Свобода» министр финансов Украины Сергей Марченко.

Он также ответил на вопрос, к чему бы мог привести Украину дефолт, не слишком ли много затрат на Офис президента и на медучреждения для власть имущих и как министр воспринимает постоянные предложения некоторых народных депутатов отправить его в отставку.

Александр Лащенко: Господин Марченко, 29 к 1. Да? Гривна-доллар. На следующий год так планируете?

– Среднегодовой.

– Среднегодовой курс. В последнее время никакого катастрофического падения гривны нет. Но определенное проседание фиксируется вот в эти сентябрьские дни, оно есть по официальному курсу НБУ. Откуда такая уверенность в прочности национальной денежной единицы Украины в 2021 году?

— Я начну с этого года. Есть уверенность в том, что НБУ продолжит свою стабильную политику. Это первый фактор. Другой фактор — это макроэкономика. В связи с локдауном у нас баланс импорта-экспорта выравнивается в этом году. В следующем он опять же изменится в пользу импорта. Но мы видим возможность перекрыть за счет других источников валютную недостачу. Поэтому я не вижу особых рисков в части валютно-курсовой политики и валютно-курсовой стабильности.

Я считаю, что динамика будет, волатильность не будет значительной и будет колебаться в нынешних пределах.

— Значит, все-таки 29 к 1. Да, такой курс гривны к доллару рассчитываете? 

— Мы так считаем.

Самостоятельно мы пока не готовы финансировать дефицит бюджета 

— Но все это на фоне довольно высокого дефицита бюджета. На уровне 6% ВВП. Это очень высокая цифра. Этот фактор, не помешает ли удержанию курса гривны в следующем году на таких показателях? 

– Наоборот. Мы считаем, что одним из источников покрытия дефицита бюджета у нас являются внешние заимствования. Это сотрудничество с МВФ, с нашими международными партнерами. Это обязательное условие для следующего года. Мы не рассматриваем других вариантов. Самостоятельно мы пока не готовы финансировать дефицит бюджета. Поэтому это будет приток валюты, который позволит нам профинансировать дефицит.

Упреки относительно величины дефицита бюджета я считаю необоснованными по нескольким причинам. Первая причина — это циклы экономической динамики. В этом году все страны мира пережили страшный кризис. Экономический спад достигал уровня 50-летней давности.

– Да. Из-за коронавируса…

— Коронавирус повлиял на экономику. И мы не отличаемся от других стран. Возможно, у нас ситуация немножко лучше с точки зрения экономических потерь, но экономические стимулы и государство, которое может через бюджет перераспределять и давать стимулы для экономики, для всех стран на данном этапе – это один из основных таких маркеров в следующем году и в этом году.

Поэтому сказать, что мы можем радикально сократить дефицит – это было бы неправильно как с точки зрения экономической теории, так и с точки зрения последствий для экономики, для граждан. Потому что процент ВВП стоит 45 миллиардов гривен. Мы сократили с 7,5%, которые сейчас есть в этом году, до 6%. Мы фактически его сократили… Считайте: 45 плюс 22,5 — это фактически та цифра. Мы сократили на 68 миллиардов по сравнению с …

– … но не 3%. Сколько он в развитых государствах, условно говоря, экономически? Украина отстает вдвое, если 6% дефицита.

— У нас 6%. А в других странах он еще выше.

— Например?

— Например, та же Британия, США – там дефицит выше 15%. Испания, Италия – 11-12%. Соседние страны? Польша также имеет более высокий дефицит. Польша на следующий год планирует 6% дефицит бюджета. Это соизмеримо с нами. Но считайте, у Польши другие стартовые возможности. Они интегрированы в ЕС.

Поэтому в данном случае мы хотим быть самостоятельно независимыми, строить собственную долговую политику. Я не вижу в этом проблемы. Проблема была бы в том, если бы мы пытались себя обмануть и сделать дефицит, условно, 3%.

Проблема была бы, если бы мы пытались себя обмануть и сделать дефицит, условно, 3% 

— Согласитесь, есть государства, которые имеют и такой дефицит — 3%.

— Есть государства, которые имеют такой дефицит. Вопрос в том, каково соотношение между ВВП и дефицитом. Если планируются какие-то интервенции, существенным будет рост ВВП, то это может быть так.

Мы планируем в следующем году 4,6% роста ВВП. И по этим параметрам, я считаю, у нас все достаточно так нормально, умеренно. Этот бюджет реалистичен. Он не вздут относительно доходов, не популистский по расходам. Этот бюджет сбалансирован. И мы постараемся… Например, в 2022 году дефицит уже будет 4,5%, а в 2023-м – 3,5%.

Мы вместе с бюджетом подали индикативы по каждому министерству до 2023 года с четким указанием сумм расходов, которые они могут получить. Значит, мы провели практику среднесрочного планирования, которую, к сожалению, мы не смогли вовремя сделать из-за коронакризиса в июне.

«Мы сейчас заимствуем дешевле, погашая предыдущие дорогие долги» 

— В этой связи вы настаиваете, что неправы ваши критики, которые утверждают, что такой высокий показатель дефицита бюджета, запланированный на следующий год, и другие вещи – это просто попытка сейчас в условиях, действительно объективного кризиса, и войну не будем забывать, которая продолжается, нынешнему правительству за счет следующих поколений жить. Что скажете таким критикам? 

— Это некорректное высказывание. Потому что надо смотреть те заимствования, которые мы сейчас делаем, на какой период времени они осуществляются, какая доходность. Например, мы сейчас заимствуем длинные инструменты. Мы не пытаемся заимствовать короткие. Заимствовать длинные инструменты – это низкая доходность.

Мы позаимствовали, евробонд у нас был с рекордной ставкой за 13 последних лет – 7,25 в долларах США. И в евро в начале года была также доходность довольно низкая – 4,374, мне кажется.

Значит, с точки зрения мысли о будущих поколениях, мы сейчас заимствуем дешевле, погашая дорогие долги предыдущего периода времени. Почему именно мы увеличили, например, ГБР по сравнению с НАБУ? Объясняю. НАБУ было создано еще в 2015 году. И к этому времени бюджет НАБУ был уже сформирован, и мы его четко понимаем, и мы индексируем на уровень инфляции, и мы индексируем действительно те вещи, которые действительно необходимы.

ГБР — орган, который был создан довольно недавно. У них нет абсолютного обеспечения ни компьютерной техникой, ни набранного достаточного количества людей. Это вопрос сугубо технический. И люди, которые действительно хотят разобраться, они могут спросить у нас.

Больше денег на офис президента?

Мы четко объясним, почему, например, мы увеличили. То же самое касается Офиса президента.

— 40%, в самом деле?

— 300 миллионов гривен с плюсом. Я объясню! За последние годы, я думаю, что, наверное, за 5-6 лет, президенты Украины не считали необходимым заботиться об офисе, думать о расходах офиса и так далее. В связи с этим уровень зарплат служащих, а это люди, которые работают в Офисе президента, сравнивая с секретариатом Кабмина и аппаратом Верховной Рады, значительно ниже.

— Ну, а сколько? Это же государственные служащие – можно интересоваться. Сколько рядовой работник получает в месяц?

— Я думаю, что до 20 тысяч гривен нормальный специалист должен получать в Офисе президента. В Кабмине и в Верховной Раде значительно больше.

Я готов взять на себя эту ответственность 

— Вы считаете, что надо уравнять все это?

— Это не то, что я считаю. Это была бы нормальная практика. Потому что они соизмеримы по своим функциям. Когда мы это сделали, нас начали упрекать, что это какая-то, извините, политика. Я готов взять на себя эту ответственность. Мы считаем бюджет – увидели диспропорцию, мы перечислили. И сейчас, насколько я знаю, в офисе считают необходимым провести сокращение и уменьшить расходы до уровня 2020 года. Хорошо. Это их решение…

— Значит, при этом заложено больше финансирования на следующий год?

– Во втором чтении рассмотрения бюджета по предложениям народных депутатов можно изменить.

По поводу упреков, что мы не работали с парламентом. В связи с тем, что у нас были достаточно жесткие ограничения по подготовке бюджета, в связи с тем, что в августе месяце – к сожалению, были парламентские каникулы, мы подготовили бюджет именно под начало сентября, сбалансировали его, провели необходимые консультации с главными распорядителями средств, министерствами. И, по законодательству, у нас не было необходимости проводить консультации с депутатскими фракциями, группами.

Потому что на данном этапе мы готовили бюджет, это вариант бюджета Кабинета министров, который потом в Раде дорабатывается, конечно, по предложениям народных депутатов. Мы готовы к этому. Консультации только начинаются. Поэтому все эти упреки я считаю необоснованными.

— Относительно представления в Верховной Раде. Я так понимаю, что крайние сроки принятия бюджета в первом чтении – 20 октября. До нового года должны принять, не будет никаких затягиваний? Бывали раньше примеры в истории Украины, когда затягивали.

— Мы открыты. Нас упрекали, что мы не успеем до 15 сентября. Успели. Сейчас говорят, что там что-то не так. Я готов к дискуссии. В вопросах, знаете, иногда есть политика, есть политические вещи, а иногда есть технические вещи. Я готов дискутировать по техническим вещам. По политическим также, но здесь их надо отличать.

— Есть вопросы к вам в Твиттере, страница «Радио Свобода». 

Человек с ником «Агатангел». Я цитирую его. «По вашему мнению, есть ли экономические основания для увеличения расходной части украинского бюджета на социальные программы, учитывая кризис, отсутствие возможности для роста? Не грозит ли это в перспективе дефолтом и галопирующим ростом инфляции?».

– Все необходимые социальные расходы, которые заложены в бюджете, тщательно просчитаны и обеспечены в полной мере. Речь идет и о выплате пенсий в полном объеме, и о проведении индексации пенсий, и о доплате пенсий пенсионерам, так называемая доплата «75 плюс», и о других наших социальных необходимых обязательствах.

Будет ли это влиять на наши обязательства по выплате долговых платежей? Не влияет. Потому что это разные вещи. Потому что мы говорим о расходах, а здесь идет речь о финансировании. Мы считаем, что статью финансирования мы будем иметь возможность обеспечить в полной мере. И нет сейчас оснований говорить, что может быть невыплата каких-то долгов.

Дефолт Украины — катастрофа или … ок? 

– Исключается дефолт, не может идти и речи, вы настаиваете на этом?

– Дефолт исключается.

– Это слово в частности, прозвучало давно из уст известного, далеко не последнего бизнесмена Игоря Коломойского. Зеленский еще только к власти как президент приходил. Приводили СМИ мнение Коломойского в интервью Financial Times. Он приводил примеры Греции, Аргентины, которые, с точки зрения Коломойского, показывают, что «мы должны относиться к нашим кредиторам, как Греция, это пример для Украины. Сколько раз объявляла дефолт Аргентина? И ничего. Они реструктуризировали долги — сейчас все нормально».  

Правда, в Греции, как мы знаем, этот период дефолта две недели продолжался, и все равно и кризис благодаря сотрудничеству с международными финансовыми организациями удалось этой стране тогда, 5 лет назад, унять. 

Для Украины такая аргументация уместна? Это же не только Коломойский высказывал. Хотя из его уст это имеет особый вес, это является возможностью дефолта?

– Для того чтобы комментировать такие вещи надо, как минимум, быть специалистом в сфере долговой политики или работать в инвестиционной сфере, на инвестиционных рынках.

Аргентина так делала 9 раз. Как вы думаете, можно ли 9 раз обманывать своих соседей? 

Я приведу простой пример. Вы живете на площадке с соседями. Вы пришли к ним однажды и говорите: одолжите мне деньги – мне нужно купить холодильник. Соседи скинулись — вы купили холодильник. А потом прошло несколько… Вы говорите, что я не могу вам отдать всю сумму, давайте я вам половину отдам. Соседи говорят, что ты же наш сосед, хорошо, простим. И Аргентина так делала 9 раз.

Как вы думаете, можно ли 9 раз обманывать своих соседей? Это нормальная практика? Я считаю, что даже один раз, если вы так сделаете, в следующий раз вам просто дверь не откроют, скажут, что уважаемые товарищи, которые хотят позаимствовать…

— …по-русски звучит «Единожды солгав»…

– …вот нельзя этого делать. Это не является практикой, которую вообще стоит копировать и об этом даже рассказывать, говорить, что это прекрасные инициативы! Когда об этом говорят уважаемые народные депутаты, то у меня волосы встают дыбом. Думаю, что хорошо, это можно сделать раз, а потом забудьте про все остальное лет на 5. Вам не будет никто доверять. Мы это уже проходили, кстати.

Выходим из долговой ямы? 

— Но насчет именно госдолга. За 2 года Украина увеличивает долг более чем на 10% ВВП. По крайней мере, это утверждение заместителя председателя бюджетного комитета Рады Владимира Цабаля. На конец 2018 года уровень госдолга к ВВП Украины – почти 61%. А сколько сейчас?

— Сейчас у нас уровень долга 85 миллиардов долларов США. В процентах? Мы хотим уменьшить его в следующем году до 63,4. Сейчас на конец года будет 68. Это прогнозный показатель.

Этот год у нас кризисный 

— Значит, выходим из долговой ямы? Если это назвать долговой ямой. 

— Мы постепенно выходим. Этот год у нас кризисный. И у нас есть риск того, что наш долг немножко увеличится. Но в связи с тем, что последние годы была достаточно умеренная и взвешенная долговая политика, госдолг снизился с 80% в 2015 году до почти ниже 60% в конце прошлого года.

Деньги на медицину вообще и на «Феофанию» в частности 

– Павел Козенко (продолжаю цитировать вопросы зрителей «Радио Свобода», подготовленные еще до эфира) спрашивает в фейсбуке: «Почему медицина, согласно проекту бюджета-2021, будет финансироваться на уровне 4% ВВП, если в законе о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения сказано минимум 5%?  

А Национальная служба здоровья Украины посчитала, что для выполнения программы медицинских гарантий государство должно выделить около 225 миллиардов гривен по полноценному обеспечению населения медицинскими услугами. В проекте бюджета на программы медгарантий эта служба заложила лишь около 150 миллиардов гривен. Этого мало. Что скажете – по медицине, эти цифры соответствуют действительности?». 

— Приведенные цифры соответствуют действительности. Но реальность такова, что мы можем выйти на уровень 5% в 2023 году. Должны быть соразмерны наши потребности с нашими возможностями.

Действительно есть потребность обеспечить необходимыми расходами медицину из госбюджета. И в следующем году расходы на медицину увеличиваются почти на 28 миллиардов гривен. И это достаточно серьезная сумма. Это один из основных приоритетов следующего года.

Но позволить себе увеличить на 100 миллиардов мы не можем. Потому что если ваш первый вопрос о дефиците бюджета, то вот вам ответ. Это почти 2% дефицита, даже больше. Если мы хотим идти таким путем, то мы можем идти, но это будет путь в никуда. Потому что мы не сможем покрыть этот дефицит. Здесь надо исходить из реальности.

Покажите, где именно взять, у кого забрать – у педагогов, в сфере культуры, в сфере спорта или, возможно, у военных?

Есть другой вопрос. Говорят, что перераспределите из других министерств. Я говорю: покажите, где именно взять, у кого забрать – у педагогов, в сфере культуры, в сфере спорта или, возможно, у военных? Говорят: вы решайте – вы же Минфин. Нет, так не бывает. Мы решаем, и бюджет не устраивает… Когда на Кабмине бюджет рассматривается, то тех министров, которые довольны бюджетом, не было, и нет, и никогда не может быть. Потому что все недовольны. Хочется всегда больше.

— Денег всегда мало.

— Поэтому давайте исходить из реальности. До 5% от ВВП к 2023 году можно обеспечить.

— Но в этой связи не факт, что не хватает государству средств. Насколько можно судить по предложенному проекту бюджета, будет удовлетворена просьба государственного управления делами (ГУД) выделить миллиард гривен бюджетных средств на программы по предоставлению средств медицинским учреждениям, но вот по этим формулировкам бюрократическим… речь идет о четырех заведениях ГУД. И одна из них вот эта легендарная «Феофания». И на это все больше денег выделится. Если я не ошибаюсь, на 200 миллионов гривен больше, чем в 2020 году.

– Да.

— Получается, что на это деньги есть?

– 200 миллионов и 100 миллиардов – это разные вещи. Вот вы говорите, что вот у вас есть «Феофания». Так что, вы предлагаете закрыть «Феофанию» в период коронакризиса, в период, когда надо лечить? Возможно, нужно открыть доступ в «Феофанию» для всех.

— А вы за открытый доступ? 

– Конечно. Я считаю, что все медицинские учреждения должны быть в единой системе медицинских гарантий предоставления медицинских услуг. И нет исключений. И поэтому вот эти все сравнения… Ну, забрать 200 миллионов у «Феофании» и дать их на систему медицинских гарантий – это ни о чем, если там потребность 100 миллиардов. Вы же прекрасно понимаете, что вопрос не в «Феофании».

И на вакцинацию против COVID-19 

– Конечно, коронавирус никуда не девается. На следующий год не будет соответствующего фонда, но будет финансирование. Есть цифры. Даже на вакцинацию запланировали. Расскажите об этом.

— Это была такая инициатива. Мы решили, что средства нужны на вакцинацию. Поддержали эту инициативу и премьер, и президент. Стоимость одной вакцины были посчитаны — где-то около 6 долларов США. И мы заложили сумму, мы считаем необходимую сумму для того, чтобы покрыть минимальную потребность для категорий граждан, которые действительно будут нуждаться в обязательной вакцинации. Не добровольной, а обязательной. Те же медики.

И там где-то речь идет о более 7 миллионах вакцин, что может быть закуплено. Поэтому мы сделали шаг, который позволяет этот вопрос решить. На 2,6 миллиарда гривен запланировано финансирование на эту программу.

В следующем году мы готовы будем предусмотреть предоставление ипотечных кредитов для 30 тысяч семей 

– Галина Штефанец – так она подписалась в фейсбуке на странице «Радио Свобода». «Новые реформы — чтобы создать рабочие места. Люди не работают, зарплаты минимальные, люди не живут, не отдыхают, не идут в рестораны. От труда зависит обороноспособность страны. Что с этим делать?». Здесь немало разных аспектов.

— В данном случае мы говорим, какие у нас экономические посылы для экономической динамики. Мы должны тогда говорить, что через бюджет мы имеем возможность предусмотреть финансирование инфраструктурных проектов. Это дополнительные рабочие места. Это имеется в виду дорожное строительство, ремонты школ, больниц, строительство спортивных сооружений. Это рабочие места. Далее это программа ипотечного кредитования. В следующем году мы готовы будем предусмотреть предоставление ипотечных кредитов для 30 тысяч семей.

— А сейчас сколько предоставляется?

— Сейчас практически ничего не предоставляется. Это новая программа.

— Почти с нуля до 30 тысяч?

– Да. Мы капитализируем новое учреждение, которое сможет предоставлять ипотечные кредиты и также предоставлять финансовый лизинг, кредит. Это строительство жилья.

Потом. Впервые в бюджете программа – закупка пассажирских вагонов. Пассажирский парк вагонов никто не обновлял уже долгий период времени. Для Украинской железной дороги это невыгодный вид бизнеса, потому что он низкий по тарифам и не покрывает даже себестоимость. Поэтому этот вопрос также стоял остро как для государства, чтобы показать, что мы в этом направлении также создаем экономические стимулы.

Далее идет речь о региональном развитии. Фонд регионального развития – 9,4 миллиарда. Аграрная сфера — 4,2 миллиардов предусмотрено дополнительно, это расходы на сферу. И я только назвал те сферы, которые лежат на поверхности. И я считаю, что именно, стимулируя через создание спроса со стороны государства на такой род услуг или сервисы, мы можем создать необходимое количество рабочих мест.

Минимальная зарплата растет, инфляция разгоняется? 

— Насчет минимальной зарплаты — тоже очень важная вещь. 6 тысяч с нового года и с 1 июня – 6 500. Сейчас 5 тысяч. При этом же существует угроза инфляции. Не будет ли разгона инфляции, если поднимать минималку?

– Если поднимать минималку резко и не применять определенных предохранителей, которые есть у НБУ, то есть не контролировать денежную массу, то это может частично повлиять на инфляцию. Расчеты показывают, что воздействие может быть в пределах одного или полпроцента. Не больше. Это расчеты НБУ. В данном случае идет речь о том, как будут развиваться события следующего года.

Инфляционная динамика этого года. В августе месяце инфляция к декабрю — 1,2%. Год к году – 2,5%. Это в этом году. У нас фактически дефляционный тренд. Значит, вопрос больше стоит, каким образом создать условия для того, чтобы инфляция вышла в пределы пять, плюс-минус 1%, как заложено в меморандуме с МВФ. Поэтому я не вижу рисков на данном, конкретном этапе, что у нас будут какие-то резкие инфляционные шоки.

Я не вижу, что у нас будут какие-то резкие инфляционные шоки 

— Максимум 1%?

— Это максимум. 1% – худший вариант.

Денис Пудрик – «С точки зрения профессиональных качеств вопросов не было» 

— Еще один вопрос. Опять же страница «Радио Свобода» в фейсбуке. Сергей Афанасьев (такой ник у нашего читателя): «Марченко согласовал назначение Дениса Пудрика на должность главы одесской таможни». Минфин… Таможня — это тоже ваш приход, скажем так. Вы знаете, сколько было критики. Кстати, даже от господина Саакашвили. Дело даже не в персоналиях. Денис Пудрик возглавил одну из самых крутых таможен Украины. К нему очень много вопросов. Что скажете в ответ насчет господина Пудрика теперь, если вы его кандидатуру согласовывали?

— Я на этот вопрос уже отвечал. Меня часто спрашивают о назначении тех или иных лиц на таможню. Мы как Минфин, согласно закону, должны согласовывать назначения региональных руководителей. И по представлению руководства таможни мы осуществляем такое согласование.

Мы можем проверить на наличие или отсутствие уголовных производств в отношении того или иного лица. Это для нас может быть причиной не назначать. И мы проводим собеседование. И по результатам собеседования, проверок и так далее оценить достоинства того или иного человека, я считаю, сложно.

По поводу Дениса Пудрика. По нему вопросов не было до его назначения. Потом появились вопросы в прессе относительно его состояния и так далее. Я думаю, что можете спросить Дениса Пудрика. И он объяснит, каким образом он сформировал свое состояние.

– Вы не жалеете сейчас, что такая кандидатура утверждена на ключевой пункт таможни в Украине?

— Я не знаю, как бы я действовал, зная резонанс. Или, может быть, я проверял бы на имеющиеся у него состояния, задал бы этот вопрос Денису Пудрику? Я, возможно, задал бы вопрос. Знаете, можно многое посмотреть. Но с точки зрения профессиональных качеств к нему вопросов не было.

— И то, что он раньше там работал, то это плюс, а не минус, как вы считаете. Я так вас понимаю?

— В таможне очень много….

— Не «новое лицо» господин Пудрик, согласитесь. 

– На таможне сложно с новыми лицами. Все лица на таможне плюс-минус одинаковые. Вопрос в том, что выполняют ли они плановые показатели?

– А выполняют ли, кстати, плановые показатели? Сейчас уже не о господине Пудрике. В целом таможня заработала лучше? 

– Таможня выполняет плановые показатели, начиная с мая месяца. Май, июнь, июль, август – стопроцентное выполнение.

— А перевыполнение есть? 

– Мы надеемся, что последние решения позволят повысить эффективность и возможность усилить борьбу с контрабандой. И таможня будет перевыполнять показатели.

– С мая – 100%. А до мая, сколько в среднем плана выполняла таможня?

— Не было выполнения в этом году. Это было впервые в мае. План не выполнялся. Недобор был в среднем до 5 миллиардов гривен.

— А сейчас нет недобора?

— Сейчас нет недобора.

Украина и МВФ без даты нового транша 

— И, конечно, Украина и МВФ. Вот заявление председателя комитета Верховной Рады по вопросам финансов Даниила Гетманцева, что, мол, Украина может получить очередной транш МВФ уже в декабре этого года. Как мы знаем, совет директоров МВФ утвердил программу сотрудничества с Украиной на 5 миллиардов долларов. Пока только один транш поступил. 

– 2,1 миллиарда.

— Можно надеяться, что господин Гетманцев прав с таким оптимистичным прогнозом, зная реакцию МВФ. Мы знаем, что есть и реакция МВФ после подписания этой программы. Ведь есть и определенные требования по действительно борьбе с коррупцией в Украине, другие вопросы. Что скажете, в декабре новый транш от МВФ возможен?

— Я не знаю, откуда у председателя комитета такая информация. Я такой информацией как министр финансов и человек, который в правительстве отвечает за переговоры с МВФ, не владею.

— Что скажете как министр, на каком сейчас этапе?

— На данном этапе мы проводим переговоры с МВФ. И мы хотели бы, чтобы в ближайшее время, предоставляя всю необходимую информацию, получить просмотр программы, иметь приезд онлайн-миссии в Украину. Это такой условный приезд. Потому что в период коронакризиса – никто не будет физически приезжать. Но мы хотели бы, чтобы это было определение по дате.

Мы делаем для этого все необходимое. И сняли ограничения по зарплатам, и проводим досрочно аудит фонда Кабмина, и так далее, то есть, проводим реформу таможни в статусе единого юридического лица. Мероприятия, которые мы предполагали выполнить, мы стараемся выполнять вовремя и в полном объеме.

Никто эту дату назвать не может, кроме самой миссии и представителей миссии 

— Но сейчас определенную дату вы можете назвать или нет? 

— Дату мы назвать не можем. Я думаю, что в этой стране никто эту дату назвать не может, кроме самой миссии и представителей миссии.

— Кирилл Шевченко, глава НБУ, заявил о том, что новый прогноз НБУ построен на предположении, что второму траншу от МВФ в этом, 2020 году – быть.

— Мы тоже надеемся. У нас других сценариев в Минфине нет. Мы закладывали эти средства в бюджет. И мы ожидаем, что нам удастся получить эти средства до конца этого года. Мы делаем для этого все возможное.

— Кстати, насчет коронавирусного фонда и денег на дороги. Как вы сейчас оцениваете? Много критики по этому поводу. 

— Критики много. Но я вам скажу простые цифры. С 66 миллиардов средств фонда даже с дорогами использовано 23. На дороги использовано меньше десяти. Вопрос стоит в эффективности использования этих средств и возможности некоторых министерств правильно распоряжаться бюджетными расходами. Было бы хуже (я вам объясню), если бы в декабре месяце мы половину средств фонда использовали, а половину не использовали.

И возник вопрос, почему же мы не приняли в тот период времени те решения, которые позволили бы нам более эффективно распоряжаться государственными финансами. Потому что в декабре месяце дороги уже никто не построил бы. А сейчас мы можем говорить, что мы имели возможность более эффективно использовать фонд.

Это было решение Верховной Рады. Я не считаю в этом большой проблемы. Это еще один такой шаг, с точки зрения поддержки экономики, экономической динамики. И представителей фонда мы также в этом убеждаем. Это нормально.

Что остается в «тени»? 

— А какой оборот сейчас «теневой» экономики в Украине? Можно назвать хотя бы более или менее точную цифру? Разные же цифры приводят. Проблема остается.

— Это не совсем вопрос Минфина. Потому что, если бы мы начали считать «теневую» экономику, то мы были бы Минэкономики. Есть разные цифры — от 70% до 50%. Называют разные цифры.

Из «тени» вывели примерно от 15% до 20% НДС за последние четыре месяца

Борьба с НДС-схемами доказала, что мы из «тени» вывели примерно от 15% до 20% НДС за последние четыре месяца. И мы эту детенизацию заложили фактически в бюджете следующего года. Значит, если будет такая же эффективность поступления НДС, бюджет следующего года будет вполне реалистичным к исполнению.

Автор: Александр Лащенко

Источник: «Радио Свобода»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий