Сергей Марченко возглавил Министерство финансов Украины 30 марта 2020 года в начале сложного коронакризисного периода. В интервью агентству УНИАН министр рассказал о состоянии переговоров с МВФ, своем видении пенсионной реформы в Украине, планах министерства на 2021 год и особенностях новой программы доступной ипотеки.
Как вы оцениваете на сегодня ситуацию с государственными финансами? Есть ли какие-то риски не выполнения госбюджета?
Ситуация с государственными финансами стабильная. При отсутствии непредсказуемых событий, мы выполним бюджет по доходам. Продолжаются активные переговоры с МВФ. Надеюсь, что в ближайшее время войдем в финал и достигнем общего понимания, как двигаться дальше.
С точки зрения доходов, бюджет достаточно напряженный, но реальный. Результаты января это подтверждают. Ведь фактические показатели поступлений в общий фонд на 3,5 млрд. гривен выше плановых. Перевыполнение в целом за счет налоговой службы — 3,4 млрд., но основное — это внутренний НДС. Сумма роста поступлений этого налога в 2020 году год к году составляет – 132,4 процентов. Мы достаточно существенно нарастили НДС. Эта положительная динамика — наш главный результат, который укрепляет государственные финансы Украины с прошлого года.
Существует подоплека – это детенизация. Подчеркиваю, при отсутствии неожиданных решений вижу конец года довольно оптимистичным, ведь мы начали год с рекордно высокими остатками на казначейских счетах по сравнению с соответствующими периодами в течение последних лет (71 миллиард гривен). Пик выплат по государственному долгу приходится на сентябрь текущего года. Ситуация вполне контролируемая и не вызывает беспокойства.
Недавно Кабмин утвердил ежегодную индексацию пенсий всем категориям пенсионеров с 2022 года. В этом году предусматриваются дополнительные выплаты для пенсионеров старше 75 лет. Еще премьер заявлял о повышении зарплат медикам и учителям. При этом рост тарифов на коммунальные услуги провоцирует увеличение объема субсидий. Готов ли бюджет к таким расходам?
Индексация пенсий обсуждается. Желательно, чтобы это было в пределах бюджетных назначений, чтобы не создавать дополнительных рисков. Насчет педагогов – расходы предусмотрены в бюджете. В отношении медиков — по результатам квартала будет понятно, какая ситуация. COVID-19 определяет нынешний тренд финансирования медицины. В прошлом году он был довольно хаотичным, но мы увеличили расходы на медицину более чем на 85 миллиардов гривен. Этот темп поддерживаем.
По поводу субсидий. По результатам отопительного сезона сделаем предварительные выводы. Сейчас критических проблемных вопросов не видим.
Можно ли уже оценить влияние январского карантина на экономику Украины?
Склоняемся к партнерским оценкам: НБУ оценивает это влияние на уровне 0,1-0,2 процента ВВП. Большинство экономических агентов адаптировалось. А декабрьские выплаты положительно повлияли на ситуацию. Основной потребительский спрос фактически был удовлетворен до начала локдауна. Субъекты имели возможность предварительно подготовиться, а государство создало определенную подушку безопасности.
Вернемся к переговорам с МВФ. Можно ли делать прогнозы относительно получения следующего транша? Как международные партнеры оценивают уровень выполнения структурных маяков?
Переговоры проходят в спокойном режиме. Возникают новые вопросы, в частности, регулирования рынка газа. Сейчас выстраиваются параметры, каким образом это должно быть согласовано с МВФ. Остаются и отдельные старые вопросы – антикоррупционная структура, НАПК, НАБУ, судебная реформа.
Есть нерешенные структурные маяки прошлого года по закону о банках и банковской деятельности. Однако правительство обеспечило с 1 января переход работы налоговой и таможни в формате единых юридических лиц. Этот маяк выполнен. Принято решение о ликвидации налоговой милиции, можно сказать, и этот пункт выполнен. Дискутируем с МВФ относительно бюджетных параметров 2022 года: как консолидировать бюджет, чтобы войти в параметры в 3,5 процента бюджетного дефицита.
Есть ли предельные сроки получения Украиной транша МВФ, после которых, в случае неполучения, могут начаться проблемы? Как это повлияет на погашение долгов Украиной в этом году?
Мы должны были получить транш в августе прошлого года. Делали для этого все возможное. По причинам, независящим от Минфина, этого не произошло. Но, несмотря на это, мы полностью выполняли взятые на себя обязательства, прежде всего – по обслуживанию и погашению долгов. Это — защищенные расходы, и нет никаких оснований полагать, что это повлияет на возможности государства обслуживать долговые обязательства.
Но, конечно, основной сценарий — это сотрудничество с МВФ. Этот курс позволяет ожидать продолжения сотрудничества с Всемирным банком, с Европейской комиссией. Речь идет как о получении кредитной помощи, так и в целом более лояльном отношении к Украине. Это позволит заимствовать под более низкую доходность, повысит стоимость наших ценных бумаг и, соответственно, снизит долговые риски страны.
Министерство финансов готово к любым сценариям, но мы уверенно надеемся минимизировать риски. Программа «Стенд-бай» рассчитана на 18 месяцев и подходит к концу в декабре этого года. Поэтому мы планируем получить средства от МВФ в рамках текущей программы до конца года.
От каких еще международных партнеров ожидается помощь в случае положительного решения МВФ?
Подвязку к продолжению сотрудничества с МВФ имеют средства второго транша макрофинансовой помощи ЕС (600 млн. евро).
Также с прошлого года ожидаем два транша DPL Всемирного банка по 350 миллионов долларов. На днях разговаривал с руководителем Всемирного банка в Украине. Обсуждали условия предоставления средств. Относительно первого транша — это staff level agreement с МВФ.
А для второго транша — принятие пакета аграрных законов, что, в принципе, реально. Верховная рада будет заседать через неделю в режиме пленарных заседаний. Поэтому есть шансы рассмотреть эти законопроекты и получить 700 миллионов долларов – два транша Всемирного банка.
Вы ранее заявляли о планах отказаться в ближайшие годы от кредитования Международного валютного фонда. Действительно ли это возможно и за счет чего?
Речь идет о кредитовании бюджета. Это — реальная ситуация, поскольку вариант, когда МВФ кредитует бюджет, нетипичен для фонда. Более понятным и приемлемым является переход на условия, когда средства от МВФ пополняют резервы НБУ и в основном направлены на поддержание платежного баланса. Есть соответствующие расчеты, чтобы говорить о вероятности отказа в 2023-м от кредитов напрямую в бюджет. Сделаем для этого все необходимое в 2021-2022 годах.
Какова сейчас ситуация на таможне и в налоговой? Есть ли успехи в борьбе с контрабандой и схемами НДС, о которых так много говорилось в прошлом году?
Мы довольны результатами работы налоговой, за прошедший год были перевыполнены плановые показатели почти на 50 млрд. гривен. И это учитывая падение экономической динамики. За счет детенизации и борьбы со «схемами» налоговой службе удалось справиться с поставленной задачей.
С таможней ситуация сложнее. Там происходили кадровые ротации. Наше недовольство работой ее руководства было связано с тем, что не были полностью выполнены требования по выполнению и даже перевыполнению бюджетных показателей. И при этом есть требования осуществлять реформирование, ведь таможня является высоко сенситивным к коррупции органом. В частности речь идет об искоренении контрабанды. Не собираюсь прикрывать эти негативные факторы и говорить, что там все хорошо.
Есть достаточно объективный показатель таможни — соотношение товарооборота, заходящего на территорию страны, и поступлений от таможни. Были периоды, когда мы выходили на хорошие показатели работы. Но они были нестабильными. Это свидетельствовало, что там нужны перемены. И мы их делали. Несмотря на то, что политически это было довольно трудно. Но факты есть факты, здесь надо смотреть лишь на результат – либо он есть, либо его нет.
Да, это зона нашей ответственности, в частности, по кадровым ротациям. Сейчас пришел новый руководитель, сформирована команда, есть надежда, что у них все получится.
А сейчас вы довольны работой нового главы таможни?
Пока рано давать оценки. В январе плановые показатели были выполнены. Увидим, как будет в феврале, марте. Все в их руках.
Недавно президент Зеленский отметил необходимость ускорить реформирование таможенной службы. Как сейчас происходит реформирование, что удалось сделать и что в планах?
План реформы таможни согласован с международными партнерами. Это фактически стратегический документ Министерства финансов – наша дорожная карта по трансформации таможенных органов. Прежде всего, речь идет о запуске формата единого юридического лица с 1 января. Мы это уже сделали. Дан старт экспериментальному проекту по тестированию таможенников по вопросам квалификации и благонадежности.
Разработали механизм унификации ставок ввозной пошлины на товары легкой промышленности. Запустили программу авторизованного экономического оператора (АЭО) в Украине – на сегодня уже она принята в работу, имеется одно заявление предприятия о предоставлении авторизации АЭО.
С 16 ноября осуществляется пилотное тестирование работы национальной электронной транзитной системы. С 7 ноября введена возможность представления перевозчиками общей декларации прибытия, как это предусмотрено Таможенным кодексом и Таможенным кодексом ЕС. С мая работает пилотный проект по автоматическому оформлению — это возможность автоматизированного выпуска товаров в соответствующий таможенный режим без участия должностного лица таможни.
Мы экспериментируем, внедряем различные новации, но еще раз скажу – это только начало. Требования к таможне достаточно серьезные. Они не только со стороны правительства, но и у президента вопрос таможни на личном контроле.
Правительство настроено уже со следующего года, внедрить в Украине второй уровень пенсионного обеспечения. Многие эксперты критикуют это решение ввиду отсутствия в стране инструментов для эффективного инвестирования накапливаемых средств на длительный срок, а также недоверия людей к негосударственным пенсионным фондам. С другой стороны — вечный дефицит Пенсионного фонда и растущее количество пенсионеров. Как вы оцениваете шансы данной реформы, сработает ли она в Украине?
Все имеющиеся на сегодня законопроекты, зарегистрированные в Верховной раде, не решают ключевую задачу. Пенсионная реформа не может быть фрагментарной, когда кто-то предлагает третий уровень накопительной системы, а кое-кто ведет речь о втором. Притом, что у нас нерешенный вопрос, что делать с солидарной системой, с надбавками к пенсиям, с разными действующими форматами начисления пенсий. Поэтому я скептически настроен к новациям и предложениям, которые сейчас есть.
Команда Минфина вместе с Всемирным банком разрабатывает системное решение. Мы должны понимать, каким образом в 2030-2040 годах выйти на ситуацию с эффективным накопительным элементом, когда его ввести, что делать с действующими системами. К тому, еще должны индексировать пенсии и обеспечить достойные выплаты действующим пенсионерам.
Кроме того, имеем дефицит Пенсионного фонда в 195,6 млрд. гривен. Дефицит постоянно растет, поскольку есть желание за счет госбюджета увеличивать пенсии. Поэтому это – комплексное решение, которое будем обсуждать с общественностью и экспертами. Должны предложить вариант, при котором найдем компенсаторы, например, второго уровня. Он возможен, к примеру, при инструментах финансирования в облигации государственного займа. Пока других вариантов не рассматриваем.
Надо понимать, что накопительная система – не для действующих пенсионеров. Мы должны их защитить и обеспечить им достойную выплату. Но говорить о том, что действующим пенсионерам или тем, кто должен выйти на пенсию в течение ближайших 10 лет, может быть интересен накопительный элемент – это самообман. Такой механизм должен интересовать наиболее активную ныне экономическую категорию. Но значительная ее часть, к сожалению, не готова платить ЕСВ, не понимает, зачем это нужно, и вообще не видит себя будущим пенсионером.
Как планируется реализовывать новую программу «Доступная ипотека»? Кто сможет ею воспользоваться?
Ипотеку под 7 процентов решили вводить параллельно с действующей программой бизнес-кредитования «5-7-9» за счет Фонда развития предпринимательства. Этот вопрос пока дискутируем, поскольку, к сожалению, не имеем еще ипотечного рынка, а только создаем определенные его сегменты.
Важно создать определенную экономическую динамику. Ввести мотивацию – развитие строительства нового жилья как ключевую идею проекта. Понимаем, что и здесь мы должны в нынешнюю ипотеку предоставить определенный толчок и ресурс. Конфигурация еще может быть изменена, обсуждаются различные варианты. Но ключевые маркеры – ставка 7 процентов, максимальная сумма ипотеки – 2 миллиона гривен, срок – до 20 лет, первый взнос – 15% стоимости.
Есть нормативная площадь, учитывая количество членов семьи. Берем к рассмотрению первичный и вторичный рынки жилья. Готовы этот вопрос обсуждать с банковской средой, чтобы уже в ближайшее время были выданы первые льготные кредиты.
Стремимся создать условия, при которых часть рисков переложить с банков на государство. Это — подъемная история, имеем достаточный ресурс, поэтому двигаемся в этом направлении.
Эта ипотека будет доступна любой семье или есть какие-то критерии?
Критерии предусмотрены действующим постановлением. Прежде всего, речь идет о внутренне перемещенных лицах, педагогах, медиках, работниках бюджетной сферы, молодых семьях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жителях общежитий и аварийных домов. Но в дальнейшем хотим отказаться от категорий и дать возможность всем гражданам воспользоваться доступной ипотекой.
В целом мы видим глобальные задачи в развитии доступной ипотеки. Это, в частности, внедрение новых финансовых инструментов, стимулирование конкуренции среди поставщиков финансовых услуг, что будет влиять на дальнейшее снижение процентной ставки.
Верховная рада приняла закон о создании Бюро экономической безопасности. Что это даст Украине?
Идея этого шага — минимизировать давление на бизнес. Этот орган будет координировать Кабмин. Кстати, создание органа по финансовым расследованиям является, частью, международных обязательств Украины, в частности, перед МВФ. Предполагается оптимизация структуры правоохранительных органов и материально-технической базы, внедрение новых аналитических подходов противодействия финансовым преступлениям, чтобы их предупреждать, предотвращать потери бюджета и минимизировать недобросовестную конкуренцию.
Но главное — не создать очередного монстра, который будет расследовать преступления в сфере экономики, с параллельным сохранением влияния других действующих правоохранительных органов. Это — самый большой риск, которого надо избежать. Свое мнение я высказывал публично до принятия закона – мы поддерживали создание аналитического департамента в системе Министерства финансов. Но это уже неактуально, поскольку закон принят. Теперь должны ликвидировать налоговую милицию.
Как вы оцениваете ситуацию на валютном рынке? Сейчас гривна укрепляется, надолго ли это?
Это типичное сезонное укрепление гривны. У нас перед посевной кампанией обычно обменивают валюту для закупки топлива, удобрений, семян. Вспомните, еще две недели назад был другой тренд.
Рекомендую не обращать внимания на незначительные колебания курса. Есть все основания, чтобы он был стабильным. Так же стабильным он был и в прошлом году, несмотря на кризис. Наблюдалась спекулятивная атака в марте, перед введением карантина, но, это было временное явление. Резервов Национального банка достаточно, чтобы удержать курс. Оснований для ухудшения курсовой динамики не вижу.
Что является главными планами Министерства финансов на 2021 год?
Сейчас мы обновляем стратегию деятельности Минфина, которую мы разработали в прошлом году. Немало задач уже выполнили, но впереди новые вызовы. Среди основных задач на этот год — поиск концептуального видения пенсионной реформы с бюджетными компенсаторами, перекалибровкой между местными и государственным бюджетами, поиском формулы – когда, как и для кого это делаем.
Важным элементом является создание Национального долгового агентства. Горжусь, что у нас работают лучшие в Восточной Европе специалисты по долговым рынкам. Почти каждая публичная транзакция, с которой Украина выходит на международные рынки капитала, получает признание лучшей транзакции в своем регионе от авторитетных международных изданий.
Национальное долговое агентство сможет комплексно и эффективно применять инструменты по управлению государственным долгом и, работая как отдельный центральный орган исполнительной власти, не будет зависеть от политических факторов, что важно для повышения доверия инвесторов и прогнозируемости процессов управления государственным долгом в долгосрочной перспективе.
Мы также продолжим внедрение среднесрочного бюджетного планирования – уже работаем над подготовкой Бюджетной декларации на 2022-2024 гг. как стратегического документа, который станет основой государственного бюджета на 2022 год. Кроме того, мы создаем базу для разработки среднесрочных прогнозов местных бюджетов.
В первом полугодии выйдем с пакетом инициатив по изменениям в Налоговый кодекс. Прежде всего, они будут направлены на урегулирование пробелов в законодательстве, позволяющих уклоняться от налогообложения. Но успокою, что особо резких новаций мы не планируем.
У нас в планах еще имеется желание ощутимо повысить эффективность использования бюджетных средств. Будем менять подходы к финансированию, например, высшего образования, социальной поддержки. Наша задача — обезопасить бюджетные средства от рисков нецелевого использования.
Для этого у нас есть механизм превентивной верификации государственных выплат, направленный на то, чтобы конечными получателями бюджетных средств были именно те граждане, которые действительно нуждаются в помощи. Будет также проведен аудит использования средств COVID-фонда Госаудитслужбой.
Кроме того, планируем создать на основе налогового университета современный научно-образовательный хаб по лучшим мировым образцам. Хотим, чтобы этот вуз стал одним из флагманов изменений образовательной среды. Это — качественное поле для успешной трансформации. Должны создать условия, чтобы его выпускники стали основой кадрового потенциала для Министерства финансов, налоговой, таможни, других государственных органов.
Автор: Екатерина Жирий
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.