Министр инфраструктуры Владислав Криклий: У меня специфический характер, поэтому делиться мы не будем

30.09.2019 – Новый министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий рассказал, как он связан с Аваковым, что он собирается делать со «смотрящими», которых не мог уволить его предшественник, что будет с сообщением с Россией, и как противостоять аппетитам Коломойского.

Новый министр инфраструктуры Владислав Криклий перешел на новую должность из структур МВД, где довольно успешно занимался построением прозрачных сервисных центров нового образца и был советником Арсена Авакова по IT-вопросам. Влияние последнего на свое назначение Криклий отрицает.

Среди ключевых приоритетов на новом посту 32-летний министр называет диджитализацию процессов в транспортной отрасли и создание максимального количества сервисов для предоставления услуг в электронном формате. Именно минимизацию человеческого фактора Криклий считает наиболее эффективным оружием в борьбе с коррупцией.

Новый министр утверждает, что имеет полный карт-бланш на увольнение людей, которые в последние годы работали на карманы конкретных бизнес-групп.

На самом деле именно борьба со «старыми лицами» может стать настоящим экзаменом для Криклия и одновременно позволить опровергнуть влияние Авакова на принятие кадровых решений в новом Министерстве инфраструктуры.

По данным ЭП, интересы Авакова в транспортном ведомстве представляет Юрий Лавренюк, который с 2016 года занимает должность заместителя министра и отвечает за портовое направление.

После новости о том, что Лавренюк может остаться, сразу несколько профильных ассоциаций опубликовали письма на имя президента и премьера с просьбой не допустить его переназначения, поскольку с ним, вроде бы, связаны едва ли, не все коррупционные скандалы последних лет.

Криклий пока не готов освободить Лавренюка, и говорит, что этот вопрос надо лучше исследовать. При этом в интервью ЭП министр уже анонсировал увольнение ряда других скандальных чиновников, не разобравшись до конца, кто эти люди. Речь идет о Дмитрии Чалом и Игоре Ткачуке, с ними связывают деструктивные процессы в Одесском морском порту и «Украинском дунайском пароходстве».

По данным ЭП, упомянутые люди входят в окружение Лавренюка и назначались при его содействии. «Если оставят Лавренюка, то не тронут и Ткачука с Чалым», – говорит собеседник ЭП.

Хотя шансы на его освобождение, на самом деле, не очень большие – кроме протектората Авакова, в активе у Лавренюка также хорошие отношения с руководителем офиса президента Андреем Богданом.

Однако не исключено, что все изменится, по крайней мере, Криклий верит, что он может уволить любого.

В интервью ЭП министр рассказал о планах на первые 100 дней, связях с Аваковым, кадровых ротациях в министерстве и на предприятиях, подчиненных ему, возможной компенсации компании Игоря Коломойского за облет России и реформе в «Украинской железной дороге».

– Вы известны для широкой общественности, как экс-руководитель главного сервисного центра МВД и экс-советник Арсена Авакова. Что было до этого? 

– Если брать начало карьеры – я работал в классическом банке, занимался ценными бумагами. После этого имел финансово-кредитное учреждение, занимался бизнесом. Довольно неплохо, но примерно год-полтора. В 2008 году начался мировой финансовый кризис и именно тогда я пошел работать в инвестиционный бизнес, потому что кризис – это как время потерь, так и время возможностей.

Мы этим пользовались. Была возможность консультировать, дешевле покупать, дороже продавать. Собственно, тогда много активов в Украине продавалось, покупалось, рынок ценных бумаг тоже с большими дисконтами торговался, можно было долги купить дешевле, чем, собственно, крупные украинские предприятия и корпорации и занимались, а мы помогали.

Но больше всего меня привлекала всегда не просто классическая инвестиционная составляющая инвестиционного бизнеса, а нечто инновационное, нечто более технологичное. Поэтому я начал работать в направлении IT-индустрии, и имел даже несколько стартапов.

– Что это за стартапы? 

– Один из них – Ticket Solutions, это кассовое хозяйство, автоматизация кинотеатров, театров и различных развлекательных заведений. И, в том числе, онлайн-система продажи билетов, которая позволяла все это автоматизировать. Это один из проектов. Кроме того, были проекты, связанные с интернетом вещей.

На тот момент смарт-технологии только появлялись. Я надеюсь, что этот проект себе когда-то покажет. И, собственно, в этом направлении было немало интересных инициатив, которые позволяют людям пользоваться современными технологиями, получать сервисы и услуги быстро.

– Теперь вы министр. Как вы оказались на 12-м месте в списке «Слуга народа», а впоследствии возглавили Министерство инфраструктуры?

– Это не связанные вещи. Относительно списка. Я давно планировал возвращаться обратно в бизнес, потому что устал немного от одного места на госслужбе. Более того, там в последнее время уже энтузиазм терялся, потому что какие-то законодательные инициативы умирали, постановления тоже довольно долго согласовывались и умирали, началась предвыборная политическая турбулентность, и было неинтересно.

Было желание что-то изменить. Мы, круг молодых и амбициозных людей, начали движение «Люди важны», там был Алексей Гончарук, Оксана Нечипоренко и Елена Шуляк. Я тоже вошел в это движение. Мы, правда, думали, что выборы будут позже, провели несколько крупных мероприятий, уже имели много сторонников.

Затем стало известно, что выборы проводятся досрочно. Поэтому решили, кто имеет политические амбиции, идет по своему плану. А потом, когда начали формировать команду, решали, кто будет в этой двадцатке, тридцатке партии «Слуга народа», меня пригласили, переговорили, сказали, что знают о результатах прежних реформ, которыми я занимался, и высоко их оценивают.

Меня спросили, имею ли я желание присоединиться к команде. Я подтвердил. А то, что буду 12-м, я на самом деле узнал только во время первого съезда. Потому что я вообще не рассчитывал на это. Собственно, это для меня тоже стало своего рода сюрпризом.

– Каковы ваши планы на первые 100 дней?

– Я не буду говорить общие вещи, такие как «навести порядок» и прочее. Обязательно мы хотим начать процедуры реорганизации «Укртрансбезопасности» и «Укравтодора». Это важный и чувствительный вопрос. Потому что дорог нет, дороги убивают.

Конечно, что первую-вторую неделю я тратил на то, чтобы ознакомиться с организационными структурами: кто работает, кто, чем занимается, какие-то слухи, информация коррупционного характера, какие-то замечания к отдельным людям и организациям.

Мы точно будем менять наблюдательные советы в части зависимых представителей. Они были назначены прежней властью по политическому признаку, поэтому будет неправильно их оставлять. Планируем дать очередной импульс ускорению по корпоратизации тех предприятий, где это было начато, но не очень интенсивно двигалось и менялось. Конечно, имеем KPI мой и министерства. Я это довожу до коллег.

Мы должны максимальное количество законодательных инициатив наработать, потому что последние пять лет план выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС был на уровне 24%. Я имею амбициозную цель хотя бы до конца года добиться выполнения Соглашения об ассоциации в части инфраструктуры на уровне 80-90%.

– Кто вводил вас в курс дел министерства, откуда вы получали информацию? Это была команда бывшего министра или ваши люди?

– Команды бывшего министра по введению меня в курс дел не было, по крайней мере, я об этом не знаю. Преград тоже не создавали. «Булаву» передали гражданским способом, все нормально. Я так понимаю, Владимир Омелян тоже переживает за будущее. Я так же за свою бывшую организацию переживаю, чтобы там все было хорошо, и изменения продолжились.

Самое болезненное, что может быть – это когда ты ушел, и все умерло, ведь это и твоя ответственность. Можно начать реформы, которые без тебя не способны работать, но лучшая реформа – когда нет зависимости от каких-то персоналий, от одного человека. Когда уже настроены определенные скрипты, условия, как законодательные, так и технологические, организационные, по которым работает все министерство, независимо от того, кто на какой должности, и какая фамилия или имя за этой должностью стоит.

– Вопрос в другом: кто именно дал вам информацию, что «вот у нас есть Министерство инфраструктуры, у нас есть болевые точки, коррупционные риски здесь, здесь и здесь»? 

– Во-первых, СМИ постоянно читаю. К Министерству инфраструктуры немало внимания приковано. Понимаю, что, наверное, когда я исчезаю из локаторов средств массовой информации, и все думают, что я стал таким монахом-отшельником, аскетом.

На самом деле, я считаю, что приоритет – это делать работу и говорить о результатах, а не о намерениях. Это мой базовый принцип. Поэтому хочется что-то показать. Мы сделаем сейчас какие-то важные, понятные и тактильные вещи, о которых любой человек может сказать: «Здесь действительно сделали, молодцы», и об этом тогда будем говорить.

Хочу меньше рассказывать и вводить в заблуждение о каких-то мифических, абстрактных планах, что мы сделаем через 4-5 лет, презентовать какие-то большие непонятные стратегии. Хочется говорить о конкретных вещах, потому что инфраструктура – это базовая вещь, это трамплин для того, чтобы экономика двигалась вверх.

– Да, коммуникация – это очень важно, потому что если будет информационный вакуум… 

– Мы понемногу начинаем. Две недели безумия, теперь уже начинаем общаться со СМИ. Меня вводили в курс дел, информировали. Кроме СМИ, конечно, и коллеги. Я же тоже могу анализировать, кто как выполняет поручение, кто как работает. Я уже понемногу собираю команду.

Вчера назначили заместителей. В ближайшее время назначат еще. Надеюсь изменить некоторые директораты, запустить еще три новых. Все эти процессы позволяют погружаться в работу и видеть, кто как себя показывает и работает.

– Вы говорили о простых вещах, предлагаю на них и сосредоточиться. У вас был опыт борьбы с коррупцией на местах? Кто в вашей команде будет отвечать за это направление? 

— Я думаю, что по этому направлению мы будем еще менять руководителя соответствующего антикоррупционного управления. Мой лучший опыт показывает, что надо бороться не с фамилиями.

Понятно, когда есть конкретные факты, правоохранителям надо максимально способствовать, чтобы они это реализовывали, потому что брать на себя ответственность за какого-то там условного Ноняка (глава «Укртрансбезопасности» Михаил Ноняк, был уволен на заседании правительства 25 сентября) у меня никакого желания нет.

Поэтому, конечно, мы с такими людьми и другими «профессионалами» будем расставаться, их увольнять. И не только потому, что это запрос общества, а потому что это, к сожалению, антипрогресс. Это те вещи, за которые очень не любят власть. И такие вещи мы будем максимально быстро ликвидировать.

А относительно того, чтобы не было никаких коррупционных проявлений, то здесь просто. Я как человек, который обожает информационные технологии и автоматизацию, хочу, чтобы все это работало максимально без людей. Там, где есть человеческий фактор, есть риски. Поэтому, меньше человеческого фактора – меньше риска.

Собственно, поэтому мы строим единую отраслевую информационную систему по инфраструктуре. Будет максимальное количество сервисов, административных услуг, коммуникаций, обращений, все будет происходить через электронное взаимодействие, насколько это возможно.

Понятно, что физическое взаимодействие тоже должно быть параллельно, но приоритетным должно быть электронное. Там нет человеческого фактора, там некого подкупить, там все понятно и прозрачно. Собственно, этим мы будем заниматься, в том числе, как одним из приоритетных направлений.

– Входят ли в ваши планы на 100 дней кадровые ротации в министерстве и на государственных предприятиях, которые вам подчиняются? 

— Конечно, что входят. Уже назначили двух заместителей. И я думаю, что в департаменты, в которых у нас есть вакантные должности, будем конкурсы объявлять. То же будет касаться и государственных предприятий.

Конечно, там, где уже прошла определенная корпоратизация, мы это не планируем менять. Опять же, здесь вопрос не в том, чтобы изменить ради изменения, а здесь вопрос в том, где собственно есть проблемы и нет четкой стратегии, или защищались интересы конкретных бизнес-групп, а не всей отрасли. С такими людьми мы точно будем прощаться.

– Вы уже знаете определенные фамилии, можете назвать?

– Знаю и пока не хочу говорить. Думаю, что это будет отдельное, возможно, даже целое информационное событие относительно того, когда мы эти изменения проведем.

– Давайте я попробую вам помочь. Юрий Лавренюк (заместитель министра инфраструктуры) остается? 

– К нему есть много вопросов на самом деле, я так понимаю, у работников портовой отрасли и в СМИ. Я просто понимаю, что там есть определенное противостояние между некоторыми группами влияния. Поэтому мне надо разобраться еще в этой ситуации.

Пока еще не было его представления на переназначение, необходимо понять, насколько соответствуют действительности те замечания, которые звучат в его адрес в СМИ.

– Противостояние, между какими группами влияния? 

– Между группами, я имею в виду, в медиа. Определенные обвинения имели адресный характер, поэтому мне надо разобраться. Но вы правильно задаете вопрос, он действительно активно сейчас обсуждается, анализируется. Я думаю, что в ближайшее время я буду принимать решение.

– Значит, Лавренюку никто ничего не гарантирует?

– А гарантий ни у кого нет, в том числе у меня.

– Дмитрий Чалый.

– Кто такой Дмитрий Чалый? Это какой-то порт?

– Это руководитель «Украинского дунайского пароходства», он был назначен вне конкурса. Я задавал раньше этот вопрос Омеляну, и он сказал, что это было политическое назначение. Кто за него «просил», он не сообщил. 

Есть много публикаций о злоупотреблениях в УДП. В прошлом году произошел скандал с продажей теплохода: на взятке в 260 тысяч долларов поймали советника Чалого Марка Кривопальцева. Об этом писал Юрий Луценко в Facebook. Но сейчас Кривопальцев ходит на работу, у него все нормально, так, же как и в Чалого. 

– Интересно.

– Вы этот вопрос еще не изучали?

– Нет, к этому вопросу, откровенно говоря, еще руки не дошли… Фамилию Чалый слышал, Кривопальцева… Еще не по всем направлениям успел разобраться. Но спасибо за месседж, я себе это сейчас помечу в телефоне.

По всем, кто у нас назначены с нарушениями, вне конкурса – это вообще для нас мед, потому, что очень быстро этот вопрос можно решать, без всяких судебных исков и попыток с их стороны пойти на больничный и где-то скрываться.

– Как насчет Игоря Ткачука, руководителя Одесского морского парта?

– Здесь я точно знаю, что политический вопрос был. Вообще по портовой отрасли, во всех портах и по Администрации морских портов у нас будет перезагрузка.

— Вы слышали о «винницких смотрящих», махинациях с государственными буксирами?

 И если не ошибаюсь, это вы эту информацию публиковали, относительно того, что там занижается стоимость специально, искусственно, чтобы создавать неконкурентные условия для государства или, иначе говоря, развивать бизнес-интересы за счет государственных.

Такие вещи, конечно, недопустимы. Поэтому пусть там подышат воздухом последние дни, но я надеюсь, что очень быстро будет реакция.

– Вы писали пост о том, что надо навести порядок в «Укравтодоре». Еще вы вспомнили 40-метровую схему разделения дорог. Означает ли это, что будет уволен Богдан Юлик? 

– Вообще-то Новак (уволенный накануне глава «Укравтодора» Славомир Новак) мне сказал, что на этой неделе Юлик по собственному желанию ушел (20 сентября стало известно, что Юлик уволился по собственному желанию). Сегодня я узнаю, что он, вроде бы, ушел снова на какой-то больничный.

Если меня будут вводить в заблуждение в таких элементарных вещах, где есть запрос общества и скандал на скандале был с этим Юликом, я считаю, что это будет попытка меня политически подставлять. Я не дам этого сделать. С Новаком мы попрощаемся (24 сентября Новак подал в отставку, правительство уволило его на следующий день).

— Например, тот же Омелян сделал немало полезных дел, и мы ему задавали эти вопросы, но он не мог освободить этих людей, зная о проблемах, которые там есть. 

– Такую возможность всегда можно найти, когда есть желание. У меня есть желание. Политические договоренности или еще какие-то вещи, как вы понимаете, отсутствуют, и здесь полный карт-бланш на изменения, на реформы. Я считаю, это просто с моей стороны будет неправильно – этого не делать.

– Как можно описать ваши отношения с Арсеном Аваковым?

– Отношений нет, мы не родственники. Отношения были рабочие, когда он был министром, а я руководителем главного сервисного центра МВД. Собственно, он поддерживал наши реформы.

Мы сделали одну из самых образцовых реформ в системе МВД. Об этом много писали, и вы это знаете. В 2017-2018 годах мы признавались в топ-10 реформ в Украине. Собственно, на этом примерно и заканчиваются все отношения.

– Вы с ним сейчас не общаетесь?

– После назначения, откровенно говоря, нет. Кроме как на Кабмине, когда мы встречаемся.

– Он вам не звонит, ни о чем не просит?

– Нет.

– Если представить ситуацию, что вам звонит Аваков и просит оставить кого-то из руководителей госпредприятия, которого вы хотите уволить, какой будет ваша реакция? 

– Я себе трудно такое представляю. И ранее в МВД ни разу мне не звонили по поводу каких-то указаний, того оставить, того назначить. Никогда Аваков такого не делал.

– Кто является костяком вашей команды? Он уже сформирован?

— Пока команда формируется. Поэтому, если говорить о костяке, он, наверное, где-то за пару недель уже будет сформирован. Наталью Форсюк и Александру Клитину 18 сентября назначили заместителями.

Форсюк ранее возглавляла инициативу COST – это прозрачное строительство и финансирование дорожной отрасли. Она и будет отвечать за наиболее приятное – за «Укравтодор» и «Укртрансбезопасность». Клитина будет отвечать за европейскую интеграцию, за международные отношения.

Собственно, чем она и занималась, еще, когда создавала и возглавляла офис реформ при Министерстве инфраструктуры. И жду еще некоторые назначения.

– Омелян выступал за полное прекращение железнодорожного сообщения с Россией. Как вы смотрите на этот вопрос?

– Этот вопрос другого характера. Если говорить политически, то, конечно, можно было бы все-таки заблокировать. Озвучу несколько цифр. Для примера, за 8 месяцев 2019 года перевезено 7,7 млн. тонн грузов, которые направлялись транзитом, и проездная оплата составляла 3,5 млрд. гривен.

– Речь идет о пассажирских перевозках. 

– Вы же знаете, что в пассажирских перевозках эти рейсы – одни из немногих, которые являются прибыльными. Более того, у нас немного сообщений. Мы просто создадим, наверное, дополнительные препятствия для граждан, которые все равно вынуждены ездить туда по разным причинам. Тогда они будут ездить через Беларусь.

Мы и так для экономики Беларуси уже хорошие условия создали.

У нас есть так же и соглашения, которые не отменены. В ВТО 5-я статья говорит о том, что должен существовать транзит, и ни одна из сторон-подписантов не должна ограничивать это транзитное право или блокировать его.

Значит, если мы нарушаем правила ВТО, это надо решать не только на украинском уровне, но и на международном. Иначе получается, что мы теряем свой транзитный потенциал и нарушаем часть соглашения с ВТО.

Относительно того, как авиацию развивать. Мы больше хотим говорить об авиации, о развитии в этом контексте.

Во-первых, начинать надо точно с внутренних перевозок. И тут мы однозначно все на одной волне. И это будет стимулировать рост авиамобильных внутренних перевозок.

Если мы, например, рассмотрим возможность отмены налога на добавленную стоимость на внутренних перевозках, это уменьшит стоимость билета и поможет предоставлять более конкурентные, доступные услуги, будет больше граждан пользоваться услугами авиаперевозок.

Что касается международных перевозок и именно в части России, опять же, вопрос чувствительный, его надо очень осторожно изучать. Потому что любая компенсация что происходит, даже социальных компонентов, за счет бюджета.

В действующем бюджете это не заложено. Поэтому оно априори не может быть. Надо же понимать, что бюджет – это такой большой пирог, где у вас половина пирога, а людей, желающих его съесть, на 10 пирогов. Поэтому вы не можете всем все компенсировать. Потому что потом другие захотят что-то компенсировать. Но создавать стимулы точно можно.

Например, если мы будем понимать, что происходит такой рост авиации и авиаперевозок, в том числе, международных, как сейчас – в среднем 20% в год, то понятно, что можно пересмотреть тарифную политику по аэронавигации, тарифную политику по аэропортовым сборам.

За счет роста можно уменьшать стоимость, и тогда будет еще больше авиаперевозок, и авиакомпании от этого выигрывают и сами аэропорты тоже от этого не проигрывают, потому что они за счет роста будут все это компенсировать себе.

– Относительно пирога и желающих откусить кусок, мы все знаем, кто является акционером МАУ (Игорь Коломойский), и у него в последнее время не было проблем с тем, чтобы откусить какой-то кусок. Мы это прекрасно видим на рынке нефтепродуктов.

– Я имею специфический характер и пироги плохо готовлю, поэтому, собственно, мы не будем делиться.

— Прямые дотации — этот вопрос рассматривается вообще? 

— Пока такой вопрос даже не рассматривался.

– Никаких переговоров не было?

– Нет. Теоретически, конечно, можно говорить об этом, когда будет готова экономика. Пока экономика к этому не готова. Надо искать. Вопрос логичный. Если откровенно, спокойно, не говорить: «ай-ай-ай, МАУ, Коломойский». Оно логично, потому что понятно, почему компания из-за какой-то политической ситуации должна терять деньги.

Более того, это перевозки, и у нас много перевозок дотируется, это нормальная практика, и такая мировая практика есть, это не уникальный какой-то кейс. Но учитывая то, что это влечет дополнительную нагрузку на бюджет, это все надо правильно и взвешенно просчитывать, понимать, за счет какой модели.

Возможно, за счет роста самого рынка просто просматривать это в другой способ, как я только что отметил, за счет других тарифов. Мы сейчас уменьшим дивидендную политику для компаний государственной собственности. Раньше они 90% прибыли платили, со следующего года 50% прибыли. Пожалуйста, у вас появляется определенный финансовый ресурс.

– Ротации в составе руководства предприятий и ведомств авиационной отрасли запланированы?

– Пока в этом направлении не смотрели. У нас фактически в авиационной отрасли только два государственных аэропорта – это «Львов» и «Борисполь». С аэропортом «Львов» я уже общался и их стремительное развитие мне нравится.

Относительно «Борисполя» сказать, что они какие-то неправильные вещи делали, не развивали аэропорт, тоже нельзя. Но я думаю, что определенные вещи можно будет просматривать.

По крайней мере, в «Борисполе» мы начнем с наблюдательного совета, а аэропорт «Львов» будет ли вообще начинать процедуру корпоратизации, потому, что там нет наблюдательного совета, это госпредприятие, которое фактически всю свою политику формирует решением руководства.

— Премьер-министр недавно очертил 5 главных задач для Украины. В пункте про инфраструктуру он указал, что первоочередные задачи – это восстановление 24 тысяч км дорог, 15 аэропортов и 5 морских портов. Что он имел в виду под фразой «восстановление морских портов»? Кажется, они все работают. 

– Имелось в виду увеличение глубин, чтобы порты были не просто номинальными, а фактически работали. Потому сейчас с большой глубиной дна, которая бы позволяла заводить судна класса «Панамакс» и развивать торговое мореплавание – у нас таких фактически три порта. Остальные порты значительно менее глубоководные.

Как вы понимаете, это уже ограничивает возможность определенной логистики. Что касается аэропортов, то речь шла о региональных, потому что государственных аэропортов нам так много не надо, а региональные, конечно, надо развивать, возвращать. Мы уже по этому поводу ведем активные дискуссии с международными финансовыми партнерами.

Я думаю, что с несколькими аэропортами мы точно сможем попробовать поработать в формате концессии, когда полоса обеспечивается государством как объект стратегической инфраструктуры, а сам аэропорт уже будет развивать и платить за это, и выполнять какие-то инвестиционные условия того партнера, который по результатам конкурса будет выбран.

– Значит, речь идет о развитии, а не о восстановлении?

– Да, больше о развитии.

– «Украинская железная дорога» сейчас подчинена… 

– Не нам.

– Вы собираетесь это менять?

– Хочется.

– Что делаете для этого?

– Обратился к премьер-министру и общаюсь с Министерством экономики, которому передана УЖД. Поскольку у нас очень много задач по железной дороге, то как-то неправильно, когда мы, не имея до нее отношения, но при этом формируем в этой части политику и еще должны кучу проблем решать.

Поэтому, конечно, мы этот вопрос подняли. Я надеюсь, что в ближайшее время Кабмин поддержит, чтобы ее подчинить и передать в нашу сферу управления.

— Останется ли на должности Евгений Кравцов? Премьер-министр недавно комментировал этот вопрос, и у него не было четкого ответа. Перед интервью на определенных ресурсах была информация, что УЖД может возглавить нынешний руководитель «Укрпочты» Игорь Смелянский.

– Я видел. На второстепенных ресурсах. Это сразу начинает наводить на ряд мыслей.

– У вас есть возможность ответить. 

– Я «Страна.UА» не читаю и не являюсь заказчиком этой статьи, но я слышал эту историю. Там и Кравцов расстроенный бегает, и Смелянский расстроен. Говорит: «Да что же такое. Еще не успел на «Укрпочте» сделать, уже меня куда-то перебрасывают». Поэтому все расстроены, наверное, кроме того, кто всю эту легкую интригу затеял.

Относительно «Украинской железной дороги». У нас планируется, в любом случае, большая реформа. И мы уже совместно с нардепами работаем, и вчера имели большой круглый стол, обсуждали закон о железнодорожном транспорте, которым мы предполагаем создание трех независимых операторов, чтобы убрать конфликт интересов, чтобы УЖД в хорошем смысле теряла свое монопольное положение, и в то же время развивался рынок.

Это будут три оператора: первый будет отвечать за доступ к инфраструктуре, два других – за пассажирские и грузовые перевозки. Поэтому на вопрос, кто будет менеджером, трудно ответить, потому что это будет три оператора, фактически мы будем иметь трех менеджеров. Даже если Кравцов или Смелянский теоретически получит одну из должностей, то у нас еще как минимум остается один оператор, который также кто-то должен возглавить.

– Значит, Кравцов остается? 

– Нет, я же не говорил, что Кравцов остается. Я говорю, невозможно, чтобы Кравцов оставался руководителем «Украинской железной дороги», поскольку мы будем создавать три оператора. И это уже будет отдельная процедура избрания менеджера того или иного оператора.

Но мы точно будем проводить конкурс прозрачным способом. Если мы будем иметь какое-то отношение к УЖД, а не только в части формирования тарифной политики, мы будем на этом настаивать.

— Если вы будете иметь отношение к УЖД, интересно, возможными ли будут такие вещи? Фамилии и фото будут другими? Это про 2017 год. 

В начале 2017 года Владимир Омелян передал в НАБУ документы с информацией о коррупции в «Украинской железной дороге». Впоследствии экс-министр все реже вспоминал об этой истории, в результате чего она полностью исчезла из информационного пространства. Ни один из фигурантов этой «схемы» не наказан до сих пор, а некоторые из них остаются на должностях.

– Классные вопросы-провокации, возможно. Я надеюсь, что невозможно. Вы мне показываете…

– Понятно, что никто из этих людей не наказан.

— Давайте активнее работать сообща.

– Некоторые из них до сих пор остаются народными избранниками. 

– Да, один из них. Я считаю, что если создаются какие-то искусственные условия, коррупционные схемы, конечно, надо за это привлекать к ответственности. Потому что мы хотим в Европу, но с такими вещами мы от Европы очень быстро отходим и идем в другую сторону.

– Согласно декларации, в 2015 году вы приобрели квартиру площадью 120 кв. м. за 768 тысяч гривен. Получается примерно 6,5 тысяч гривен за квадратный метр. В СМИ писали, что эта квартира расположена в элитной новостройке. Как так получилось?

– Очень элитная новостройка. Вышло просто. Предлагаю всем тщательно изучать информацию, потому что, к сожалению, почтенный ресурс «Честно», на котором вы, наверное, посмотрели, не очень разобрались.

Квартира, эта приобретенная еще родителями и подарена мне. 2004 год, до кризиса, на 18-летие, если не ошибаюсь. Заключили инвестиционный договор. Это печально известная компания «Консоль», владельцем которой является Владимир Константинов, который сбежал в Крым, и там он сейчас является спикером.

Компания работала по принципу финансовой или строительной пирамиды, они брали кучу комплексов и не сдавали их в эксплуатацию. Очень долго судились все, кто можно, и только в 2015 году, уже было решение суда о том, чтобы принудительно дать юридический адрес и ввести в эксплуатацию, у меня, наконец-то появились права, а не просто какая-то бумажка на 4 страницы, который назывался «инвестиционный договор» на эту квартиру.

Поэтому и стоимость 2004 года, и имущество де-юре и де-факто 2004 года. А собственность саму я получил, потому что квартира была до этого как объект незавершенного строительства. Это вся история.

– Вы входили в рабочую группу, которая занимается решением вопроса «еврономеров». Основное требование «АвтоЕвроСили», с ней вы, как я понимаю, консультируетесь – это отмена возрастного коэффициента. Это возможно? 

– Мы же Мининфраструктуры, а не Минфин. Мы готовы на любые вещи. Я вообще предлагаю, чтобы ввести, как в Грузии, доллар, за два, или три «кубика». Как вариант звучал, ввести коэффициент на марку, и все.

Тогда будет простая формула, никогда не будет спекуляций, что машина в худшем состоянии. Заказывают какие-то услуги оценщиков, те занижают стоимость, и начинается вся эта коррупционная история. Я за очень простые и примитивные алгоритмы. Ибо там, где все примитивно, нет коррупции. Там, где начинается какая-то тяжелая калькуляция, там сразу появляется коррупция. Пока не услышали, к сожалению.

Но как раз после интервью с вами у меня будет встреча с Максимом Нефедовым (глава Таможенной службы), и я надеюсь, мы сможем найти понимание. На самом деле это удобным для людей будет, и администрировать тоже будет более удобным. Потому что с калькуляторами таможенными реально не очень просто.

Но здесь и другая проблема, которую я прекрасно понимаю. Это же прогноз поступлений в бюджет, все эти вещи закладываются в бюджет, на эти вещи с бюджета строятся дороги, обеспечивается медицина, образование. И конечно, сделать доступно, дешево, чтобы ничего не шло в бюджет, значит, где-то на соответствующую сумму меньше что-то будет профинансировано.

Поэтому здесь я не готов брать на себя ответственность, здесь надо точно консультироваться с Минфином, точно смотреть прогнозы поступлений и как это повлияет на баланс.

Автор: Николай Топалов

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий