Министр энергетики Игорь Насалик: Умножьте платежку за свет на 2,6 и почувствуете себя россиянином

22.06.2019 – Каденция действующего правительства заканчивается. Большинство министров торопятся на парламентские выборы: кто-то уже нашел себе место в партийных списках, кто-то выбирает округ. И именно во время этого политического цейтнота Кабмину придется пройти большое испытание – запустить в действие новую модель энергорынка Украины по европейским стандартам.

На прошлой неделе «Главком» встретился с министром энергетики и угольной промышленности Игорем Насаликом. Именно он отвечает за изменения на энергорынке и его функционирование в новых условиях. Остроты моменту добавляет тот факт, что команда нового президента настроена остановить реформу буквально за считанные дни до момента запуска новых правил.

Но разговор с Насаликом начался с прозаического вопроса: идет ли он на выборы? Потому что уже через месяц-второй в кабинет руководителя Минэнерго, в котором до сих пор на почетном месте висит портрет Петра Порошенко, зайдет новый хозяин…

Игорь Степанович, на выборы пойдете?

Сейчас решаю: 50 на 50.

Если пойдете, то на мажоритарку, потому что в списках вас не заметно?

Да. Я же попал в цугцванг: в правительство я был выдвинут от БПП. Но теперь правительство идет на выборы своей партией, а БПП – своей. И если бы я пошел к одним или другим, то одного из них я бы предал. Поэтому если пойду на мажоритарку, то пойду как самовыдвиженец. Просто сейчас мы готовимся к запуску энергорынка, и я не смогу заниматься и выборами, и рынком одновременно. Надо выбирать между интересами государства и интересами отдельного округа.

В правительство вы попали по квоте БПП, это именно поэтому в вашем рабочем кабинете до сих пор висит портрет Порошенко?

Но ведь не я вешал этот портрет… У меня принцип: я его не вешал, я его и не снимаю.

До сих пор вы себя считаете членом команды Порошенко?

Естественно.

Перейдем к главной теме нашего разговора: запуск новой модели энергорынка…

Сначала должен сказать: я имел приглашение на все телеканалы обсудить эту тему, но всем отказал, а с вами согласился встретиться. Я вам скажу, почему остановился на «Главкоме»: потому что вы даете объективную информацию.

Очень благодарим за доверие. Так каков ваш прогноз: с 1 июля будет запущена новая модель энергорынка, победит ли законопроект президента о переносе запуска на год?

Если оценивать ситуацию по теории вероятности, то вероятность запуска с 1 июля — 70%. Соответственно, вероятность переноса на более поздний срок — 30%. Вообще, считаю, что введение новой модели рынка электрической энергии — это первоочередная задача для правительства. И если бы Кабмин не мог бы справиться с этой задачей, то, очевидно, должен был бы обратиться в Верховную Раду с просьбой перенести сроки. И если рынок не готов, тогда кто-то в процессе подготовки не выполнил своих обязательств.

На сегодня Министерство энергетики и угольной промышленности, как главный центр формирования этого рынка, не обращалось к правительству, не обращались мы и в Верховную Раду.

А вот обращение президента к парламенту об отсрочке нового энергорынка поступило после того, как 31 мая на заседании Совета национальной безопасности и обороны состоялась дискуссия между Андреем Герусом (представитель президента в Кабинете министров) и всеми другими участниками энергорынка. В отличие от Геруса, все остальные участники подтвердили: новая модель энергорынка готова к запуску с 1 июля.

Премьер уверяет, что правительство приняло все необходимые для запуска энергорынка документы. А вот USAID настаивает на переносе запуска новой модели рынка на 1 октября из-за неготовности нормативно-правовой базы, ИТ-систем, коммерческого учета, механизмов финансирования гарантий, что может привести к росту цены на электроэнергию. Вы же убеждаете, что цена вырастет для не бытовых потребителей не более чем на 5-6%. Кто прав?

Чтобы определить, кто прав, надо просто разобраться, кто именно формирует рынок. В законе о рынке электрической энергии четко расписаны функции каждого такого участника – всего их четыре.

В частности, это Министерство энергетики и угольной промышленности, которое готовит нормативно-правовую базу — 12 июня на заседании Кабмина мы завершили процесс ее формирования: утвердили разделительный баланс для «Оператора рынка и гарантированного покупателя».

Согласно закону о рынке электроэнергии, с 1 июля прекращает свою деятельность ГП «Энергорынок» как оптовый покупатель-продавец электроэнергии, а его подразделения – оператор рынка и гарантированный покупатель трансформированы в отдельные госпредприятия, которые будут отвечать за организацию работы нового оптового рынка. Руководителями ГП «Оператор рынка» правительство назначило экс-члена НКРЭКУ Владимира Евдокимова, ГП «Гарантированный покупатель» — заместителя директора центра «Энергоатома» по внедрению новой модели рынка Константина Петриковца.

Мы полностью сформулировали и синхронизировали с регулятором (НКРЭКУ) позицию относительно возложения специальных обязанностей (ПСО) по поставке электроэнергии населению по льготным ценам за счет компенсации разницы между рыночной и регулируемой ценой за счет других участников рынка.

Правительство постановлением № 483 от 5 июня возложило ПСО для нужд населения с 1 июля 2019 года до 31 декабря 2020 года на государственные предприятия «Энергоатом», «Укргидроэнерго» и оператора системы передачи «Укрэнерго». А также на других участников рынка — операторов систем распределения и передачи и поставщиков универсальных услуг. 12 июня в это постановление правительство внесло изменения, обязав «Энергоатом» продавать электроэнергию на аукционах не менее 90% от всего объема производимой АЭС электроэнергии.

Итак, наше министерство завершило формировать всю нормативно-правовую базу. Госрегулятор (НКРЭКУ) также сообщал, что готов к введению новой модели. ГП «Энергорынок» также создало все необходимые механизмы для функционирования нового рынка. НЭК «Укрэнерго», она, к сожалению, не в составе Министерства энергетики и угольной промышленности, а входит в сферу управления Министерства финансов, также готова.

Я встречался с Василием Шкураковым (заместитель министра финансов), который ведет эту тему в Минфине, он получил подтверждение того, что «Укрэнерго» также готово присоединиться к введению рынка.

«На завершающем этапе реформы мы отпустим цены в свободное плавание – это произойдет уже через 3-4 года» 

Руководство «Укрэнерго» обвинило вас в манипуляциях с ПСО и ценой на электроэнергию – якобы начнется неконтролируемый рост. Какие ваши аргументы, что этого не произойдет?

Цены на электроэнергию для населения — мне очень странно, когда человек с «Укрэнерго» комментирует позицию возложения специальных обязанностей, к которой не имеет никакого отношения. Думаю, он, в первую очередь, должен комментировать вопросы, за которые отвечает, — коммерческий учет, балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг. А за введение новой модели рынка отвечает министр – я полностью отвечаю за то, как он будет работать.

С введением новой модели рынка не должна резко подняться цена на электроэнергию не только для населения, но и для не бытовых потребителей. Для не бытовых потребителей цена увеличится на 5-6%, поскольку даже при формировании прогнозного баланса на 2019 год, по расчетам НКРЭКУ, уже на второе полугодие было предусмотрено увеличение оптовой рыночной цены на электроэнергию на 8-9%. Поэтому очевидно, что рост цены произошел бы, даже если бы новая модель не вводилась.

Мы сбалансировали систему таким образом, что она не приведет к росту цены для населения, которую, кстати, не повышали с марта 2017 года. Стоит также знать, что цена электроэнергии для населения Украины в 2,6 раза ниже, чем в России, в 2,7 раза ниже, чем в Беларуси. И если вы хотите почувствовать себя русским в Украине, то ту платежку, которая пришла за электроэнергию, умножьте на 2,6 раза — и вы почувствуете себя россиянином. А если хотите почувствовать себя датчанином, то умножьте свою платежку на 10.

Мало кто знает, что в некоторых областях для населения стоимость самой электроэнергии – 0 грн. Вы можете такое представить? Там на систему передачи и систему распределения идет 1,06 грн., поэтому в Закарпатье, где, слишком длинные линии электропередачи пролегают в гористой местности, средств на оплату самой электроэнергии в тарифе уже не хватает и поэтому она стоит 0,0 грн., а в некоторых областях – всего 10 копеек за кВт-час.

Проблема платежей обострилась еще и из-за сбоев после запуска с 1 января новой модели розничного энергорынка. Тогда – из-за неготовности «Укрэнерго» выполнять функцию администратора коммерческого учета — основную нагрузку по сбору, обработке и передаче данных от всех потребителей в ГП «Энергорынок» возложили на операторов системы распределения (бывшие облэнерго). Объемы расчетов возросли в несколько сотен раз, ведь администрировать нужно было миллионы точек учета, и все это делали вручную.

В результате в ГП «Энергорынок» и до сих пор поступают искаженные данные о потреблении электроэнергии, а, следовательно, стало невозможно рассчитать реальные балансы – а это же основа для расчета стоимости электроэнергии. Эта проблема существует до сих пор?

Да, мы не можем сейчас считать суточные балансы.

Если не считаются балансы, тогда и цену электроэнергии нельзя рассчитать. Получается, на рынке никто не знает, по какой цене генерирующие компании продают свой товар на «Энергорынок», а поставщики не знают, по какой цене покупают там электроэнергию и затем продают ее потребителям?

В чем суть энергорынка? Во-первых, дать потребителю право выбора – ранее электроэнергию продавали только облэнерго, а цену регулировало государство, других поставщиков не было. Согласно закону «О рынке электрической энергии», первый этап реформы стартовал 1 января – тогда была введена либерализация розничного энергорынка ради введения конкуренции между компаниями, которые поставляют электроэнергию конечным потребителям.

Тогда много говорили о том, что реформы будут иметь негативные последствия для энергосистемы Украины, но она работает. Бывшие облэнерго занимаются распределением электроэнергии потребителям…

Ранее «Укрэнерго» не осуществляло учета, информационная автоматизированная база коммерческого учета имеется в ГП «Энергорынок» и операторы системы распределения должны были синхронизировать свою деятельность с «Энергорынком». Теперь эта база будет передана новосозданному ГП «Гарантированный покупатель». С 1 июля ГП «Энергорынок» больше не будет работать на рынке, но предприятие остается — ради решения долговых обязательств участников энергорынка.

А задача «Укрэнерго» — наладить полноценный коммерческий учет, ведь с 1 июля ГП «Энергорынок» в соответствии с законом не имеет права выполнять функцию администратора коммерческого учета – им станет «Укрэнерго». В компании уже создан соответствующий софт (программное обеспечение) – это так называемая платформа Датахаб, которая должна обсчитывать весь рынок электроэнергии.

«Главком» сообщал, что руководитель НЭК «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук на днях подтвердил, что платформа еще не готова и находится на стадии внедрения и тестирования, которое закончится 24 июня. Эксперты рынка утверждают, что тестирование нужно продолжить.

Раньше самая главная проблема была в том, что все небалансы электроэнергии списывали на население — через дотационные сертификаты. Это и стало причиной того, что операторы системы распределения так упорно противятся вхождению в новый рынок, потому, что у них на сегодняшний день не было проблем: все небалансы и все потери, которые были в системе, они возлагали на население, и они компенсировались через дотационные сертификаты. А теперь начнется совсем другая история. Новая система делает правила работы прозрачнее и понятнее. И я думаю, что государство от этого только выиграет.

Законопроект о переносе сроков запуска рынка стал для вас неожиданностью? 

Ну почему же неожиданностью? Я очень много слышал, как Андрей Герус отстаивает перенос сроков запуска нового рынка на год. Я думаю, это мнение навязано президенту. В Кабмине я его (Геруса) попросил только об одном: Андрей Михайлович, учите, пожалуйста, материальную часть.

Потому что когда он говорит о необходимости положить ПСО также и на тепловую генерацию, то я не понимаю, как можно при стоимости электроэнергии от тепловиков по 1,50-1,60 грн. за кВт-час, возложить обязательства для населения, потребляющего электроэнергию по средневзвешенной цене примерно 1,06 грн. — это усредненный показатель по Украине. Ну, Нобелевскую премию можно было бы дать…

Были ли попытки президента проконсультироваться с профильным министром по этой теме? 

Пока нет. Я думаю, если бы такая встреча состоялась, то мнение президента о том, стоит ли переносить срок запуска рынка прямых контрактов на целый год, поменялся бы.

Кстати, еще, будучи депутатом Верховной Рады, я участвовал в разработке закона «О рынке электроэнергии». И когда в этом законе поставлена задача, то ее нужно не анализировать, а выполнять, потому что закон уже работает более двух лет. А президента Зеленского убедили в том, что якобы резко возрастет цена на электроэнергию. Я могу сказать: она не изменится.

Она не изменится ближайшие полтора года?

Возложение специальных обязанностей по поставке электроэнергии по льготным ценам для населения предусмотрено до 31 декабря 2020 года. Мы же пока говорим про полгода – о переходном периоде. В любом случае в дальнейшем нужно вносить изменения, ведь мы не можем возлагать эту функцию на «Энергоатом» и забирать на ее выполнение 90% атомной энергии. Это не справедливо.

Получается, обирают «Энергоатом»? Но почему, же тогда президент НАЭК Юрий Недашковский обеими руками за своевременное введение рынка прямых контрактов?

Нет, не обирают, атомщики не проигрывают, а наоборот — выигрывают. Сейчас установлена регулятором цена на электроэнергию от «Энергоатома» — 57 копеек за кВт-час, а после 1 июля они будут продавать 90% электроэнергии по 57 коп — для выполнения ПСО, а оставшиеся 10% — на рынке на сутки вперед. А там цена достигает 1,6-1,7 грн. за кВт-час. Поэтому «Энергоатом» ничего не теряет, ведь эти 10% компания сможет продать в три раза дороже, чем по ныне действующему тарифу — по 1,6 -1,7 грн. за кВт-час.

В итоге от реализации этих 10% доходы в общем балансе компании составят 30%. А значит, расширяются возможности для финансирования новых проектов.

Наконец Юрию Недашковскому дали свободу на право реализовать хотя бы 10% атомной электроэнергии, тогда как до этого все 100% у него были в узде. В таком режиме «Энергоатом» будет работать полгода, а потом мы увеличим долю для реализации на рынке на сутки вперед с 10% до 20-25%. Но тогда цена для населения будет расти. На завершающем этапе мы ее отпускаем в свободное плавание и на этом завершаем процесс – это произойдет уже через 3-4 года. 

Но тепловая генерация (75% которой принадлежит Ахметову) много лет подряд в 3,5 раза дороже, чем атомная. Не считаете ли вы, что НКРЭКУ тормозит развитие атомной энергетики?

Больше всего «горе» Геруса — это «Роттердам». Эту формулу НКРЭКУ ввела в марте 2016 года. А когда появился министр Насалик Игорь Степанович? 14 апреля 2016 года, то есть через месяц после введения «Роттердам+». Министр не может изменить установленную регулятором формулу, но министр из-за введения рынка электрической энергии эту формулу закроет.

Поэтому вопрос к тому же Герусу: ты так боролся с «Роттердам+», а с июля эта формула не будет работать. Так почему же ты теперь против введения нового рынка, однако, пытаешься продолжить функционирование «Роттердам+»? Поэтому я не согласен с позицией Геруса: он сказал, что у ДТЭК нет конкурентов, поэтому он может устанавливать любые цены.

Бытует мнение, что на рынке два монополиста: ДТЭК и «Энергоатом» — они якобы договорятся и будут диктовать цены. 

Нет, «Энергоатом» не монополист, потому что у него уже забрали 90% электроэнергии на ПСО, и он выходит на свободный рынок только с 10% производимой на АЭС электроэнергии. Что же происходит на этом рынке? Тепловые электростанции работают в двух параметрах: параметр базы (базовый режим энергосистемы характеризуется ровным графиком потребления) и параметр суточного регулирования (для сглаживания пиковых нагрузок энергосистемы в течение суток). Кто с тепловиками конкурирует в «базе» на рынке на сутки вперед, где цена значительно выше, чем на рынке прямых контрактов?

«Энергоатом» конкурирует только своими 10%, ведь только такой долей «Энергоатом» участвует в базовом режиме энергосистемы на рынке на сутки наперед. Еще с ДТЭК в базе конкурируют «Донбассэнерго», «Центрэнерго» и, как ни странно, — «зеленые» производители. Их не учитывают, но они уже занимают почти 4% в общей структуре производства электроэнергии в Украине.

И вот этот «Гарантированный покупатель», выходя на рынок, «несет» туда и «зеленых» — и это стопроцентная гарантия, что их электроэнергию там купят. База для ДТЭК сужается за счет конкурентов — это первая часть. В «базе» работает где-то 60-65% тепловиков, а еще 35% тепловой генерации выходит на балансирующий рынок. Там они сталкиваются с таким мощным конкурентом, как гидроэнергетика. Поэтому если разложить общую картинку их конкуренции на более дорогом рынке на сутки вперед по базе и суточному регулированию, то доля ДТЭК будет, лишь около 25%, а может, и меньше – и это очень хорошо.

Несмотря на все это ДТЭК ведет активную информационную кампанию за введение нового рынка. Именно ДТЭК наиболее заинтересованы в запуске новой модели? 

Наиболее заинтересован «Энергоатом». А вторые среди наиболее заинтересованных — это гидроэнергетики, а уж третьи — тепловики. На сегодняшний день у тепловиков тариф 1,30 грн. за кВт/ч – он не покрывает топливную составляющую. Все тепловые электростанции сегодня работают себе в убыток.

Все, кто попадает в кабинет Игоря Насалика, сразу видят напоминание: он не только министр энергетики, а еще и угольной промышленности 

«Укргаздобыча» просто утилизировала 40 млрд. грн. 

Давайте поговорим о результатах конкурса на подписание соглашения о разделе продукции в условиях освоения нефтегазового участка «Дельфин» на шельфе Черного моря. Межведомственная комиссия Минэнергоугля 12 июня вскрыла поданные заявки. Как вы оцениваете первые результаты?

После объявления конкурса было много разговоров о том, что он готовится под одну компанию — Фронтера. Но в действительности участком «Дельфин» заинтересовались четыре компании. Первая – американская Trident Black Sea, которую связывают с Ильей Пономаревым (экс-депутат Госдумы РФ, который эмигрировал в Украину), объявила о намерениях вложить в разработку участка «Дельфин» $1 млрд.

Вторая Caspian Drilling International Ltd – дочерняя структура государственной нефтяной компании Азербайджана Socar, которая имеет очень большой опыт разработки углеводородных месторождений на Каспийском море. Третья структура, которая также подала заявку — фирма «Укрнефтебурение», аффилированная с Коломойским и достаточно обеспечена финансово. Ну, и американская Frontera. Я не могу сейчас сказать, кто из них выиграет.

Правительство объявило прием заявок на заключение соглашения о разделе продукции 12 апреля. Сбор заявок длился два месяца. Председатель Межведомственной комиссии – министр Игорь Насалик. Условия предусматривают срок соглашения — 50 лет. Победитель должен обеспечить геологическое изучение недр на участке, включая с бурением, не менее пяти скважин в течение первого этапа (пяти лет). Минимальный объем инвестиций, который должен быть осуществлен в этот период, будет определен по результатам конкурса, но должен составлять не менее 1,5 млрд. грн.

Но могут ли поступить и еще заявки?

Могут, но только те, которые были присланы до 17:30 11 июня — при условии, что на почте будет сделана отметка о времени, когда они были отправлены – тогда заявители еще будут иметь право участвовать в конкурсе.

И когда станет известным финальный список? 

На следующем заседании Межведомственной комиссии.

Интересно, почему почти 20 лет соглашения о разделе продукции не работают в Украине, ведь соответствующий закон был принят еще в конце 90-х?

А я вам скажу, почему не работают. У нас было два показателя, которые оценивают добычу углеводородов в Украине. Объем защищенных балансовых запасов в Украине – 1 трлн. куб м газа, а добыча – всего 1,8% от этих запасов, тогда как средняя добыча в развитых странах Европы 7-9%, а в Норвегии даже 12%. Если бы Украина дошла хотя бы до среднего показателя в 6%, то это означало бы, что мы должны добывать свыше 60 млрд. кубометров газа в год.

Но тогда так, же интенсивно нужно было бы приращивать разведанные запасы – прирост должен превышать годовую добычу примерно вдвое. Но эти соотношения нарушаются из-за отсутствия должного финансирования геологоразведочных работ.

Начиная с 1998 года, как народный депутат, я входил в состав парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, а потому знаком с этой проблемой. Тогда осуществлялись налоговые отчисления на геологоразведочные работы. Значит, добыли один кубометр газа, продали его, и из вырученной суммы за каждый кубометр какая-то часть шла на геологоразведку. И поэтому государство имело на это финансы.

Поэтому геологи открывали новые запасы газа. Но все запасы передавались в государственную компанию «Укргаздобыча», которая с 2016 и до 2020 года должна была нарастить добычу газа с 14,5 млрд. кубометров до 20 млрд. (согласно Стратегии 20/20). Но они просто утилизировали около 40 млрд. грн., не получив никакого результата. Это и обусловило нас реализовать философию введения соглашения о разделе продукции с целью привлечения на конкурсной основе инвестора, готового вкладывать многомиллиардные инвестиции в поиск и добычу нефти и газа.

Вот вы говорите «утилизировали 40 млрд. грн.», а руководитель «Укргаздобыча», при котором это все произошло, просто встал и покинул свою должность…

Он (Олег Прохоренко) подал заявление, но сначала утилизировал огромные суммы. Кстати, я едва получил данные о ситуации с добычей газа, мне их не предоставляли. Поэтому я вынужден был через Кабмин направить в НАК «Нафтогаз Украины» письмо с просьбой предоставить информацию. И тогда оказалось, что около 40 млрд. грн. ушло на программу добычи, но дополнительный ресурс газа не появился. Поэтому я так и говорю: утилизировано.

К примеру, частная фирма, не буду называть ее, вложила в одно из месторождений $100 млн. в глубокое бурение – глубина более 5-6 тыс. метров, и получила дополнительную добычу газа в 1 млрд. кубометров. Тогда как «Укргаздобыча» потратила 40 млрд. грн., эквивалент $ 1,5 млрд., но «увеличили» добычу газа на ноль кубометров.

Поэтому мы и объявили конкурс на заключение соглашений о распределении продукции, чтобы сделать, прежде всего, конкуренцию «Укргаздобыче», а еще – чтобы привлечь фирмы, которые имеют опыт добычи и готовы вкладывать средства в освоение глубоководных месторождений.

«Укргаздобыча» тоже имеет опыт. Что на самом деле там не так?

Когда компания «Укргаздобыча» представила программу Кабмина «20/20», официально было заявлено, что программа предусматривает не просто остановить падение добычи, но и нарастить объемы добычи. Добиться ощутимого наращивания добычи решили с помощью применения так называемых технологий гидроразрыва пластов (ГРП) – это когда в пласт закачивают под большим давлением воду с песком для образования трещин, которые высвобождают газ.

В результате 40 млрд. грн. «Укргаздобыча» списало на гидроразрывы. Но это очень тонкий инструмент, который можно было применять только на газодефицитной площади, для того, чтобы увеличить добычу. Неправильное использование гидроразрыва приводит к уничтожению добычи. Но газовики заключили контракты и пошли на гидроразрывы, то есть использовали механизм, не приемлемый к тем месторождениям.

Ну, это и есть ответственность правительства также. Как можно было назначать руководителем «Укргаздобычи» не специалиста в добыче газа. Только за то, что он знает английский, учился в западных вузах?

Когда он представлял эту программу (о ГРП), у меня с ним был огромный конфликт. Мои доводы были не восприняты – в результате имеем то, что имеем.

Однако в первые же месяцы работы за такие «достижения» Прохоренко позволили назначить себе зарплату более чем в миллион гривен в месяц…

Да, 40 млрд. грн. он утилизировал, миллион зарплаты получил, а потом написал заявление и ушел. Я думаю, что этим должны заняться правоохранительные органы. И что интересно, меня в 2016 году заставляли, чтобы министерство представило программу развития газодобычи, на реализацию которой должны использовать $6,2 млрд.

Я сказал, что не подпишу ни одну цифру. Концептуально я согласен, что нужно наращивать добычу, но согласовать, где они должны делать те гидроразрывы, я отказался, потому что это прямой криминал. Я настоял на этом. И в результате прошла та программа, которую я предлагал.

Вернемся к теме «Дельфина». В случае если предложения одной из компаний вас не устроят, как будет действовать правительство? 

В конкурсную комиссию привлечены эксперты из всех отраслей – очень толковые люди. Если проанализировав все предложения, мы поймем, что ни одна из компаний не имеет финансового ресурса и опыта вхождения в «Дельфин», я буду выходить с предложением объявлять новый конкурс.

Заключительное решение по Кабмину, а комиссия будет предоставлять Кабмину свои предложения. Но сначала нужно проанализировать поданные предложения. К примеру, одна американская компания подала заявку на тысячу страниц, вторая – на 600. Люди очень основательно подошли к участию в конкурсе.

Какие объемы углеводородов там планируется добывать?

Речь идет о серьезных объемах, но этого вам никто заранее не скажет. Это глубоководный шельф Черного моря, и уже известно, что один из потенциальных инвесторов заявил о готовности инвестировать миллиард долларов.

Прогнозные ресурсы Черного и Азовского морей в газовом эквиваленте оцениваются в пределах 4-13 триллионов кубических метров. Мировые лидеры добычи нефти и газа постоянно интересовались запасами, хранящимися в территориальных водах Украины.

Нужно ли проводить геологоразведку на «Дельфине», будут ли задействованы наши институты? 

Геологоразведка там частично есть, но все равно 3D-геологоразведку нужно сделать в любом случае, это будет стоить около $80 млн. Если, же подключить наши институты, то они будут это делать 5-6 лет, а сейчас есть методологии, которые позволяют это сделать за 8-9 месяцев. Точно так, как это делали, к примеру, на Каспии или в Мексиканском заливе.

А какие прогнозы по добыче на глубоководном шельфе Черного моря, которое по залежам углеводородов может стать вторым Каспийским и Северным морем? 

Прогнозы хорошие. Не случайно заявки на участие в конкурсе подали такие мощные компании — никто не думал, что такого уровня фирмы придут в Украину. Одно из требований конкурса – чтобы был опыт бурения. К примеру, азербайджанская Socar имеет огромный опыт работы на Каспии, они, поэтому и подали заявку, потому что знают, что Каспий примерно такой, как и Черное море. Они хорошо владеют информацией.

Еще хотел бы добавить, что на «Дельфине» не будет никаких нюансов, потому что спорные с «Черноморнефтегазом» участки мы выделили, их нет. Мы сделали все прозрачно и понятно.

Украинская компания «Укрнефтебурение» (бенефициар – Коломойский), думаю, также может выйти с большим ресурсом. Я еще не видел документы, говорить рано.

«Даже если бы нашим Углепромом руководил Илон Маск, никакого результата не было бы» 

Сколько средств из госбюджета на 2019 год направлено на поддержку угольной отрасли, в частности, на модернизацию государственных шахт?

В последние пять лет на модернизацию угольной отрасли из бюджета не выделено ни копейки, и в этом году – также. Все, что предполагалось в бюджете, шло на зарплату. Государственные шахты убыточны, ведь средневзвешенная себестоимость добытого угля — почти 3700 грн. за тонну. Шахтный фонд старый: есть одна самая молодая шахта – ей 30 лет; еще 15 шахт — моложе 50 лет, а срок эксплуатации остальных шахт — от 70 до 100 лет.

Поэтому идея проста: или мы вкладываем в модернизацию шахт, увеличиваем добычу и уменьшаем государственные дотации, или не вкладываем ничего и движемся в том направлении, которое теперь.

Министерство в начале 2017 года разработало план реформирования, предусматривалось финансирование отрасли. Но как реформировать, если выделяются копейки? Поэтому на государственных угольных шахтах траншею копают лопатами, а кто — экскаватором. Так делает ДТЭК, потому что там сделаны инвестиции в переоборудование шахт. Поэтому государственные шахты с частными никак не могут тягаться в плане себестоимости.

В бюджете на этот год на шахты выделено 1,6 млрд. грн., потом дополнительно дали еще миллиард — якобы на модернизацию, но все ушло на зарплаты. Даже если бы сюда поставили Илона Маска, то все равно никакого результата не было бы — до тех пор, пока не будет инвестировано в переоснащение технических комплексов.

«Все пошло на зарплаты». Почему же тогда горняки госпредприятия «Львовуголь» объявляли забастовку, требовали погасить долги.

На погашение задолженности из заработной платы работникам государственных угледобывающих предприятий 12 июня направлено 295,5 млн. грн. Из них работникам ГП «Львовуголь» направлено 41 млн. гривен. Тогда же компания «Центрэнерго» перечислила львовским шахтерам 50 млн. грн. долга за поставленный уголь. В целом шахтерам «Львовуголь» перечислено 91 млн. грн.

Кроме того, 12 июня на заседании у премьер-министра Фонд государственного имущества поставил ряд вопросов перед «Центрэнерго» по реализации угля государственных шахт…

Сейчас будем решать, чтобы средства пошли по назначению — шахтерам.

После вашего назначения в министерство курсировали слухи о том, что в вашем ведомстве функции «смотрящего» от депутата Игоря Кононенко выполняет бизнесмен Виталий Кропачев. Какие у вас отношения с Кропачевым? 

В принципе, «смотрящим» так можно назвать кого угодно, кто работает в угольной отрасли. Но чтобы всем было понятно, в чем заключается суть сотрудничества с Кропачевым, объясняю: в системе Углепрома не существует обогатительных фабрик — их все продали, теперь они частные. Ни одна из обогатительных фабрик не в собственности государства. В то же время 70% добытой продукции должна некондиционно обогащаться на фабриках для того, чтобы ее покупали тепловые электростанции.

Так вот, Кропачев является владельцем трех обогатительных фабрик, через которые проходит 85% угля, добытого на государственных шахтах. Поэтому хотим мы или нет, но должны с ними сотрудничать – и мы это делаем, кстати, на тендерных условиях.

Вы с ним часто встречаетесь?

Часто, потому что он забирает уголь из государственных шахт, а надо же его еще и оплачивать. Поэтому мы ведем переговоры о том, чтобы оплата шла в первую очередь – для этого он должен расписывать график расчетов.

Вы нормально с ним договариваетесь, нет разногласий?

Есть разногласия. Потому что мы хотим, чтобы углеобогащение было как можно дешевле, а он, наоборот, чтобы это было дороже.

«Мы знаем, с чем выходить на газовые переговоры с РФ» 

Судьба транзита российского газа через Украину после 2019 года. Минэнерго не является участником переговоров. Но все-таки поинтересуемся у вас, будет ли подписан новый контракт? 

Я скажу вам свое мнение, но не как министр. Кто проводил переговоры с Российской Федерацией? Министр иностранных дел Павел Климкин при посредничестве ЕС. Наша делегация требовала: давайте будем работать по европейским правилам. А были ли у нашей делегации инструменты для сотрудничества по европейским правилам? Нет, не было, потому что этим инструментом может быть только сертифицированный оператор. Его не было, и нет до сих пор.

По данным «Укртрансгаза», транзит газа из России через территорию Украины в страны Европы за пять месяцев 2019 года в сравнении с аналогичным периодом 2018 года вырос на 7,8% — до 37,6 млрд. куб м.

«Нафтогаз» отмечает, что у нас только его дочерний «Укртрансгаз» сертифицирован.

Важно понимать: когда требуют европейских правил, то сертифицированный оператор должен быть выделен из состава «Нафтогаза Украины». Поэтому мы все делали для того, чтобы созданная правительством компания «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) стала субъектом переговоров между Россией и Украиной, а не НАК «Нафтогаз Украины». Но МГУ до сих пор не участвует в переговорах.

Конфигурация переговоров должна быть такая: Министерство топлива и энергетики России, РАО «Газпром», МГУ и Минэнергоугля Украины. Вот в этом четырехугольнике результат будет найден.

И когда же такой формат будет создан? 

Правительство внесло изменения в постановление Кабинета министров № 496 о реструктуризации «Нафтогаза» — там четко определено, что с 1 января 2020 года ПАО «Магистральные газопроводы Украины» становится независимым оператором. Этот шаг тяжело дался правительству, но теперь можно сказать: мы знаем, с чем выходить на переговоры с РФ.

Это постановление обеспечивает выделение оператора управления газотранспортной системы из состава НАК, а, следовательно, этот вопрос переходит из политической в сугубо экономическую плоскость. 1 января ПАО «Магистральные газопроводы Украины» уже должно выйти как отдельная структура, что дает возможность проводить переговорный процесс с «Газпромом».

Правительство решило временно, до 1 января 2020 года, передать структуру по управлению газотранспортной системы «Магистральные газопроводы Украины» в состав НАК «Нафтогаз Украины», но в обязательном порядке должна быть выведена не позднее 1 января 2020 года, то есть после истечения срока действующего контракта на транзит между «Нафтогазом» и «Газпромом». Итак, новый контракт на транзит газа с «Газпромом» должна подписать новая структура – ОАО «МГУ», право на корпоративное управление ею имеет Минэнергоугля.

Руководство «Нафтогаза» утверждает, что в переговорном процессе обязательно должен участвовать «Нафтогаз», иначе Украина рискует потерять несколько миллиардов долларов…

Что такое НАК «Нафтогаз» Украины? Это надстройка, которая создана в 1998 году для Игоря Бакая под выборы президента Леонида Кучмы. Но третий энергетический пакет ЕС требует выделить из ее состава «Укртрансгаз», «Укргаздобыча» — как только завершится запланированное реформирование отдельно, НАК «Нафтогаз» станет обычным трейдером на рынке газа.

Миллиардер Коломойский озвучил в прессе предложение о назначении премьером Андрея Коболева. Что вы думаете по этому поводу?

Я не могу сказать, что Андрей Коболев – не специалист. Но если бы его профессиональные возможности использовались на благо государства, они были бы более эффективны. Это, в первую очередь, касается цены на газ для населения.

Минэнергоугля «борется» с малыми солнечными электростанциями (СЭС) домохозяйств в угоду крупным промышленным электростанциям. Что скажете по поводу таких обвинений?

Альтернативная энергетика скоро будет большой проблемой для нашего государства, потому что парламент сделал самую большую ошибку, когда с помощью закона установил размер «зеленого» тарифа – то была чисто лоббистская акция. Устанавливать тарифы на десятки лет вперед — это не функция Верховной Рады, это функция независимого государственного регулятора — НКРЭКУ.

Философия «зеленой» энергетики состоит в том, чтобы уменьшать производство тепловой генерации. Но законодательство нужно было выстраивать так, чтобы 30% от электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников, использовалось для суточного регулирования нагрузки в энергосистеме государства.

Зеленые производители энергии должны позаботиться о создании «банков» энергии — energy storage. И тогда эти банки энергии должны были участвовать в суточном регулировании. А теперь развитие «зеленой» энергетики побуждает к еще большему развитию суточного регулирования. И вот в этом проблема — я об этом говорю уже три года.

Для большинства рядовых украинцев проблематично оплатить установку солнечной станции даже на 5 кВт – частному домохозяйству это обойдется почти в $5 тыс.

Почему законом ограничили возможность для домашних хозяйств устанавливать СЭС на приусадебных участках, то есть на земле? Потому что нужно четко определиться: вы либо рядовой потребитель, либо же производитель. А сейчас на Киевщине на крышах норковой фермы построили крупнейшую в Украине крышную станцию мощностью 12,4 МВт, и это считается индивидуальное производство. Владелец 5% производимой электроэнергии использует для собственных нужд, а остальное продает. А надо было бы четко разделить.

Каденция этого правительства подходит к концу. Если говорить про вашу отрасль, насколько украинская энергетика стала действительно независимой от России? 

Если сравнить состояние объединенной энергосистемы 2016 и 2019 годов, то станет понятно, что это две разные системы. В 2016 году в «Энергоатоме» были полностью заблокированы все счета, тогда как в то время компания работала над продлением срока эксплуатации атомных энергоблоков на 10 лет — ремонтные работы на одном блоке длились по 260-275 дней.

Из-за того, что проводились работы по продлению срока эксплуатации блоков-миллионников, в энергосистеме возник дефицит генерирующих мощностей, а, следовательно, объединенная энергосистема была не способна удовлетворить спрос потребителей, поэтому уже в мае 2016 года начались веерные отключения.

Нам удалось все это стабилизировать. Мы разбили график ремонтных работ на три года, сконцентрировав ремонтные работы весной и в начале осени, обеспечив максимальный режим генерации зимой, то есть в период наибольшего потребления, а также в жаркий летний период – в июле и августе.

Вторая большая проблема, которую удалось преодолеть: мы увеличили поставки ядерного топлива американской Westinghouse для украинских АЭС. В 2015 году доля американского топлива составляла лишь 15% от общей потребности, а остальные 85% поставлялись из РФ. На сегодня это распределение составляет 50 на 50. Вместе с тем проведенные работы позволяют полностью перейти на топливо Westinghouse в случае, если Россия вдруг полностью прекратит поставки.

Более того, мы приняли решение о строительстве завода на базе Южно-Украинской АЭС по производству топливных кассет для атомных станций (сборка Твэлов) по лицензии Westinghouse. Я уже подписал все необходимые документы. Учитывая то, что Украина — не ядерная держава, обогащение урана можно будет заказывать в Китае, Америке, Франции.

Какова ситуация с вывозом отработанного ядерного топлива с украинских АЭС в Россию?

В 2017 году было принято решение начать строительство централизованного хранилища для безопасного хранения отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) трех украинских АЭС совместно с американской компанией Holtec International. Первая очередь ЦХОЯТ запускается уже сейчас и сразу же начнется эксплуатация хранилища.

Мы полностью отказываемся от транспортировки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) реакторов типа ВВЭР в России – ежегодно эти услуги обходились для «Энергоатома» $200-210 млн. На реализацию этого проекта стоимостью 37 млрд. грн. мы не взяли ни копейки из бюджета. Я подписал с американцами контракт о кредитовании, частично взяли средства из тарифа для «Энергоатома».

Как решены проблемы с поставками антрацитового угля, добыча которого осталась на неподконтрольных территориях? 

В 2017 г. нам полностью перекрыли поставки антрацита из так называемых ОРДЛО – а это 10,5 млн. тонн в год. Наверное, все помнят, как из Америки встречали первый 60-тонный танкер? Только никто не посчитал: чтобы полностью обеспечить потребности тепловых электростанций в антраците, нужно было эти танкеры через день встречать. Поэтому министерство в 2016 году принимает стратегически правильное решение о переоборудовании всех энергоблоков ТЭС на уголь газовой группы.

Мы это сделали, впервые опередив в переоборудовании блоков даже частную компанию ДТЭК. В результате потребности в антраците сократились с 10,5 до 3,5 млн. т в год. Этот антрацит потребляет «Донбассэнерго», но в конце прошлого года компания подписала контракт с китайскими компаниями на переоснащение своих энергоблоков.

Проблемной пока остается Луганская ТЭС, антрацитовый уголь на которую напрямую поставляется из РФ. Из Америки уголь уже не возим, да и вообще мы уже не импортируем уголь газовой группы.

«У мужчины должен быть какой-то недостаток», — так объясняет многочисленные пачки сигарет Мальборо на своем рабочем столе спортивный министр действующего правительства 

Недавно прозвучало заявление Зеленского о возможности снятия экономической блокады. Это сделано с целью ввоза угля с неподконтрольной территории? 

Мы работали с неподконтрольной территорией тогда, когда шахты были зарегистрированы на территории Украины, когда налоги шли в бюджет Украины. Они взяли и все «национализировали». Как только это произошло, СНБО принял решение, что мы разрываем с ними все экономические отношения.

В 2015 году вы неожиданно оказались в Донецке. Прокомментируйте тот скандал. Что вы там тогда делали?

Эту ситуацию использовали очень просто. На выборах баллотировался мой брат, и 1+1 фейковым методом выбросили одну частицу с видео, которое, между прочим, снимали мы сами.

В январе-феврале 2015 года, когда падает Донецкий аэропорт и когда начинается Дебальцево, ко мне, как депутату, избранному от Калуша, обратилась одна из матерей наших воинов. Она рассказала, что ее сын, калушанин, попал в плен, и попросила меня помочь. Буквально так и сказала: «Хоть сами туда езжайте». И я поехал. Взял телевидение из Калуша, взял разрешение в СБУ и отправился в Донецк.

В отеле мы также взяли интервью у Ташкента (так называемый министр доходов ДНР Александр Тимофеев, после гибели Александра Захарченко потерял должность и скрывается в России). Попросили его показать нам, в каких условиях находятся наши пленные, и он дал разрешение.

Когда мы заехали в Калиновскую больницу, там был отдельный блок, где содержали пленных. Мы нашли того парня. В палате их было четверо, всех их забрали из аэропорта без рук, без ног. Сын той женщины из Калуша был без ноги. Всех их мы вывезли. Но не в тот же визит. Мне сказали: если ты привезешь детский инсулин, то они уедут. Я тогда собирал с депутатами Верховной Рады средства, мы завезли туда фуру инсулина. Всего было освобождено восемь человек.

А по телевизору показали следующее: министр энергетики договаривается об угле с боевиками. И это тогда, когда я, чтобы тех ребят привезти из Марьинки в Киев, заправлял машины «скорой помощи» своим бензином. Потом попросил Олю Богомолец, чтобы ему сделали протез, и он сейчас служит в десантных войсках с протезом. Мужественный парень.

И напоследок прокомментируйте историю с выводом из госсобственности Калушской ТЭЦ. Вас обвиняют в том, что вы хотите ее присвоить, ведь этим городом долгие годы руководили вы и теперь можете вернуться. 

В рамках программы децентрализации премьер-министр Украины поручил вице-премьеру Геннадию Зубко передать в общины шесть теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), которые имеются на тех или иных территориях, и Калужскую в том числе. Ее передать в коммунальную собственность было достаточно легко, ибо она не имеет долговых обязательств. А все остальные пять ТЭЦ имеют вместе где-то 2,5 млрд. грн., поэтому они, сначала должны очиститься от долгов, а потом можно их передать городам.

Самый большой фейк – что я хочу отдать Калушскую ТЭЦ Лукойлу или ДТЭК. Только никто не смотрит, что постановлением о передаче целостного имущественного комплекса Калушской ТЭЦ и решением городского совета запрещена приватизация ТЭЦ. Итак, станция будет работать, как работает. Как я могу ее присвоить, когда она в городской общине без права приватизации?

Авторы: Наталка Прудка, Микола Пидвезяный, Станислав Груздев

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий