Государственная поддержка очень важна для многих украинцев, особенно для социально уязвимых слоев населения. Это стало очень актуальным в нынешние времена коронавирусного кризиса и непростой экономической ситуации в стране. Поэтому в начале года правительство одобрило законопроекты в поддержку тех, кто в этом больше всего нуждается.
О самых актуальных вопросах в социальной сфере и законодательных инициативах правительства последнего времени говорим с министром социальной политики Мариной Лазебной.
— Марина Владимировна, среди упомянутых законопроектов — введение новой современной методологии исчисления прожиточного минимума. Чем она существенно будет отличаться от старой и почему потребность в этом возникла именно сейчас?
– Реформа прожиточного минимума нужна давно. Ведь никто не будет отрицать, что нынешний его размер очень низкий. И как базовый социальный стандарт он не выполняет своей функции. Минсоцполитики ежемесячно рассчитывает прожиточный минимум нормативным методом, то есть вычисляет, сколько стоит потребительская корзина, которая включает минимальные наборы продуктов питания, продовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека.
Это огромные объемы данных. Ассортимент там очень устаревший и не соответствует потребностям современного человека. Последний раз в Украине состав корзины пересматривали в 2016 году, но постановление Кабмина, которым он был утвержден, не действует.
А тот прожиточный минимум, заложенный в Государственном бюджете, определяется ресурсным методом, учитывая имеющиеся в стране ресурсы. В зависимости от него определяется прожиточный минимум для отдельных категорий граждан: трудоспособных и нетрудоспособных, детей до 6 и до 18 лет и др. Поэтому фактически в государстве два размера прожиточного минимума.
Почему так, почему нельзя в государственном бюджете сразу записать прожиточный минимум размером 4000 вместо 2189 гривен? Потому что сейчас к прожиточному минимуму привязано более 180 различных видов платежей, большая часть из которых не имеет никакого отношения к социальным стандартам.
Это штрафы, взыскания, сборы. Законодателям так было удобно считать. Но это сдерживает повышение прожиточного минимума. Ибо любое его увеличение автоматически приводит к пересчету значительного количества этих выплат и необходимости изыскивать дополнительные ресурсы на расходы в бюджетах всех уровней. Это сдерживает рост социальных стандартов.
Поэтому в этой сфере давно следовало навести порядок и восстановить справедливость в частности в отношении людей пенсионного возраста. В базовом пенсионном законе говорится, что минимальная пенсия по возрасту должна соответствовать прожиточному минимуму, и это правильно. Это должен быть базовый социальный стандарт, который на минимальном уровне обеспечивает необходимое для жизни человека. Но следует честно сказать, каким именно должен быть такой стандарт и обеспечить, чтобы государство могло выполнить свои обязательства по нему.
Поэтому мы понимали, что необходимо изменить методологию расчета прожиточного минимума, искали новую и объективную. Для этого изучали опыт многих стран.
На парламентских слушаниях, которые состоялись в Украине в прошлом году в мае, специалисты определили, что для нас это лучший нормативно-структурный метод. Он заключается в том, что МИНЗДРАВ определяет нормативы продовольственной части (сколько и чего человеку нужно потреблять, чтобы нормально функционировать), а непродовольственная часть определяется как 50% стоимости потребительской корзины.
Такой метод позволяет избежать постоянных манипуляций с перечнем необходимых товаров и услуг. Именно такой метод расчета прожиточного минимума мы предложили в правительственном законопроекте.
Далее следовало оптимизировать сферу применения прожиточного минимума. Мы провели полный аудит отечественного законодательства, чтобы найти все, где есть привязка к нему и предложить, чем его заменить.
Ведь прожиточный минимум должен быть основой исключительно для социальных гарантий, которые для человека – основной источник существования. И это четко прописано в статье 46 Конституции Украины. Это минимальная заработная плата, минимальная пенсия по возрасту, государственная социальная помощь малообеспеченным семьям. Поэтому так важно, чтобы размер прожиточного минимума был реальным, достаточным для удовлетворения базовых потребностей в реальном времени.
А что же тогда делать со сборами, взысканиями и прочим? Так возникла идея ввести в законодательное поле новые базовые величины.
Для определения социальных выплат, устанавливаемых к пенсии, государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии, государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, стипендий и других выплат применять базовую величину для социальных выплат населению и базовую величину для социальных выплат на детей.
Для расчета размеров денежных платежей и взысканий – применять базовую величину для денежных платежей и взысканий. А для оплат за административные услуги — базовую величину для административных сборов. Размер этих базовых величин ежегодно будут утверждать законом «О государственном бюджете» на соответствующий год.
Так мы возвращаем прожиточному минимуму его суть и, оптимизируя сферу применения, убираем законодательные преграды для его роста. Надеемся, что парламентарии поддержат нашу инициативу. Ведь это о социальной справедливости и обеспечении основных условий жизнедеятельности людей.
– Еще одна ваша инициатива – индексация пенсий с 1 марта и законодательное закрепление этого вопроса. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
— Начнем с истории. В 2004 году вступил в силу закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Первая часть статьи 42 этого закона утверждает, что пенсию надо индексировать, когда в стране ощутимо растут цены.
Вторая часть этой статьи о том, как и когда необходимо осовременивать пенсии. Это важно, например для того, чтобы не было значительного разрыва между пенсиями людей одной профессии с одинаковым стажем, которые ушли на заслуженный отдых в разные годы, имея разную величину зарплаты. Тогда в законе была прописана четкая дата индексации пенсий: 1 марта ежегодно.
С 2014-го до 2016 года индексацию пенсий в Украине не проводили совсем из-за тяжелого финансового состояния. Было вдвое уменьшено отчисление в Пенсионный фонд. Рост пенсий отставал от увеличения зарплат в два раза, и коэффициент замещения упал с 52% до 29%.
В 2017-м была проведена пенсионная реформа, внесены изменения в пенсионное законодательство, увеличен пенсионный возраст и требования к стажу, изменена формула исчисления пенсий, из закона изъята дата ежегодной индексации, то есть 1 марта, определено, что индексируются только пенсии по закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
И главное – забыли о почти миллионе пенсионеров, пенсии которым назначены по другим законам: военных, ученых, госслужащих и других. Их просто потеряли. Пожалуй, главной целью реформы было снять бремя с экономики. Потому что как следствие той реформы, уменьшен с 18% до 9% удельный вес расходов на пенсии к ВВП.
Когда в 2020 году пришло наше правительство, а было это уже после 1 марта, выяснили, что поскольку конкретную дату индексации из закона убрали, то из-за ограниченности ресурсов в госбюджете проводить ее с 1 марта даже не планировали, средства были заложены в бюджете Пенсионного фонда на декабрь. Если нет, законного требования проводить индексацию — следовательно, нет обязательств, можно выбирать дату в течение года.
Поэтому моей главной задачей было как можно быстрее провести индексацию пенсий. К тому времени уже началась пандемия коронавируса, и мы понимали, что пожилые люди очень нуждаются в государственной поддержке. Поэтому мы разработали план повышения пенсий: в апреле повысили пенсии людям возрастной категории 80+, установили им ежемесячные доплаты к пенсии в размере 500 гривен.
В мае провели индексацию пенсий в 11%, и повышение получили 8,4 миллиона пенсионеров. Обеспечили выплату по тысяче гривен пенсионерам по программе президента по поддержке на время пандемии.
По моему убеждению, дату индексации пенсий следует зафиксировать в законодательстве, должна работать четко спланированная система, а не каждый раз включать ручной режим.
Именно поэтому сейчас предлагаем закрепить в законе дату ежегодной индексации пенсий – 1 марта, чтобы в дальнейшем избежать каких-либо политических манипуляций в этом вопросе. Также предлагаем осуществлять ежегодную индексацию пенсий всем категориям пенсионеров. Это и ученым, и военнослужащим, и государственным служащим и другим категориям – на общих условиях.
Понимая проблемы, с которыми люди предпенсионного возраста сталкиваются при трудоустройстве, мы предложили назначать пенсии досрочно за полтора года до достижения пенсионного возраста тем людям, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с изменениями в организации производства и других условий. А еще назначать досрочно пенсии матерям и родителям детей, больных тяжелыми, редкими заболеваниями, которым не установлена инвалидность. Это все также о социальной справедливости.
Надеемся, что все наши законодательные предложения поддержит Верховная рада в этом году и они заработают с 2022-го.
— Введение обязательного накопительного уровня пенсионной системы. Вопрос не новый, неоднократно его поднимали предыдущие правительства. Но логического завершения оно так и не получило. Что планирует нынешнее правительство?
— Считаю, что именно в 2021 году должно быть определено будущее пенсионной системы нашего государства. Мы не имеем права медлить. В стране с такой демографической ситуацией, теневым рынком труда и трудовой миграцией, как в Украине, не может существовать только солидарный уровень пенсии. Он всегда будет недофинансированным. Если ничего не менять, через 30 лет пенсия составит не более 18% заработной платы. Сейчас — 29%. А раньше было даже 56%.
В европейских и других странах солидарный уровень уже давно подкреплен накопительным. И дело не только в достижении баланса. Накопительная пенсионная система — это о создании условий, обеспечивающих людям достойную жизнь и свободное развитие. Это о доверии к власти и желании жить в своей стране, о выборе самостоятельно формировать свою пенсию.
И думаю, что в этом году станет в достатке политической воли для завершения реформы, которая началась еще в 2003-м, и внедрения той модели накопительной пенсионной системы, которая максимально будет защищать сбережения людей.
Добровольный уровень накоплений в Украине существует. Решение, принимать ли в нем участие, люди принимают сами и делают взносы в самостоятельно выбранные фонды. Государство в течение 16 лет не развивало системы добровольных пенсионных накоплений, не популяризировало, не формировало финансовую культуру накопления на старость. Около миллиона украинцев выбрали для себя этот путь.
Внедрить обязательный накопительный уровень предлагаем для людей с тяжелыми и вредными условиями труда с 2022 года, для остальных – с 2023 года.
Сумма взноса вначале составит лишь 2% зарплаты ежемесячно. Так что это не ударит по кошельку людей. Дополнительно к этим взносам на собственный счет каждого участника системы 2% ежемесячно будет платить работодатель. Следовательно, человек сразу получит вдвое больше, чем перечислил сам.
Нижнего предела по возрасту здесь не будет. Формулируем: «с первого рабочего места». Верхнюю возрастную границу предлагаем установить так, что люди в возрасте 50 + сами будут решать, хотят ли они быть участниками накопительной пенсионной системы или нет. Ведь за 10 лет до выхода на пенсию существенных сумм, которые бы стали серьезным ежемесячным дополнением к солидарной пенсии, большинству накопить не удастся.
Но поскольку взносы платит не только работник, но и работодатель, то люди могут быть заинтересованы платить, скажем, 200 гривен взноса, получать сразу 400 на свой счет ежемесячно. А после выхода на заслуженный отдых забрать все эти накопления одной суммой, если их не хватает, чтобы растянуть на пожизненную пенсию. Поэтому те, кто старше 50 лет, не будут иметь обязанности быть участниками, но будут иметь такое право.
Мы предложили и регуляторные механизмы защиты накоплений граждан. Снижение рисков коррупции и злоупотреблений за счет единых подходов к фондам и компаниям, предоставляющих услуги в системе накопительного пенсионного обеспечения, без создания особых условий для отдельных структур, даже если их учредитель – государство. И это правильно, ведь должен быть рынок. Но, конечно, четко урегулированный рынок законодательством.
Мы выступаем за усиление ответственности всех лиц, которые будут предоставлять здесь услуги. А Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку будет следить, чтобы законы выполняли, рынок работал честно и прозрачно.
Эту систему нельзя создавать для построения причудливых структур, государственных, квазигосударственных или частных монополистов, которые не будут работать на людей. Эта система нужна каждому из нас, нашим детям и нашей стране. Поэтому без политической воли и патриотизма, я убеждена, ничего не удастся. Удастся тогда, когда патриотизм будет не с громкими лозунгами, а с мыслью о каждом конкретном человеке и ежедневными делами, когда мы перестанем бояться и запугивать, а возьмемся вместе и построим систему, которая плодотворно будет работать для всех украинцев.
— Государственная компенсация за подорожание электроэнергии. Кто ее получит, и почему в этом перечне нет пенсионеров? Ведь многие из них из-за невысоких пенсий старались не использовать более 100 кВт/ч в месяц.
— Упомянутое вами постановление №64 правительство приняло 1 февраля 2021 года. Оно называется «Вопрос предоставления компенсации некоторым категориям потребителей электрической энергии». По категориям туда вошли те, у кого был льготный тариф на электроэнергию, который составлял 90 копеек за кВт. Это люди, которые в своих домах установили электрическое отопление. Жители домов, где нет централизованного теплоснабжения, и эти дома не газифицированы. А также многодетные семьи, те, где есть дети под опекой и попечительством, и детские дома семейного типа (ДДСТ).
Для этих семей мы также пересмотрели нормы для получения субсидий. Ведь, скажем, для ДДСТ государство сооружало крупные дома, где живут 10 и даже больше детей. Поэтому и сами дома немалые. Отныне их квадратные метры не подпадают под ограничение отапливаемой площади, определенной для получения субсидии, как это было раньше. Значит, субсидию будут предоставлять теперь на всю отапливаемую площадь такого дома.
Также мы сняли ограничения по применению социальных нормативов на электроэнергию для них. Ведь по субсидии это составляет от 190 до 250 кВт/ч в месяц. И не учитываем доходы детей из ДДСТ и приемных семей в общий доход семьи для получения субсидии.
Пенсионеры не попали в этот перечень потому, что, во-первых, они не имели льготы 90 копеек на более 100 кВт/ч в месяц, а во-вторых, большинство из них пользуются программами субсидий или льгот на уплату за коммунальные услуги. Тем, кто получает льготы, их предоставляют в размере от 25% до 100% оплаты за коммунальные услуги в зависимости от категории льготника. Конечно, в пределах установленных социальных нормативов пользования этими услугами.
К льготникам относятся участники боевых действий, лица с инвалидностью вследствие боевых действий, участники войны, пострадавшие от последствий Чернобыльской катастрофы, жертвы нацистских преследований, ветераны и некоторые другие категории. Большинство из них — лица почтенного возраста, и их сейчас около 8 миллионов. Государство заботится о них, просто использует для этого другие программы оказания помощи.
Подытоживая, хочу подчеркнуть, что все наши задачи объединяет одна цель, это создание социально справедливого общества для всех украинцев. И мы упорно над этим работаем.
Досье
Марина Лазебная. Родилась 10 июня 1975 года. С 2000-го работала на должностях социального направления в Министерстве экономики. В 2003-2011 годах – в секретариате Кабинета министров. В 2011-2013 гг. – директор департамента рынка труда и занятости Минсоцполитики. В 2013-2019 годах возглавляла государственную службу занятости, работала в проектах Всемирного банка и возглавляла государственную социальную службу. 4 марта 2020 года она назначена на должность министра социальной политики Украины.
Автор: Любомира Коваль
Источник: Правительственный курьер
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.