Пять миллионов разворованной земли. Именно с таким результатом Украина подошла к моменту введения рынка земли. Об этом LB.ua в своем первом большом интервью для СМИ рассказал министр аграрной политики Роман Лещенко. Воровали землю по разным схемам. Но уже в ближайшее время вопросом потери значительных земельных массивов займется СНБО.
Против причастных лиц к махинациям, среди которых могут быть и владельцы земли, и чиновники, будут применены санкции.
«К этим делам причастно огромное количество чиновников, мы обнародуем соответствующие списки собственников земель и связанных с ними лиц, причастных к этим махинациям», — пообещал Лещенко.
В его планах – снизить ставку НДС с 20% до 14% на всю группу сельскохозяйственных товаров и бороться с контрабандой. Магазины, торгующие контрабандными итальянскими продуктами, могут исчезнуть. Еще Лещенко настаивает на законе о внутренней торговле и в ближайшее время планирует провести закрытую встречу с представителями торговых сетей, которые почти 13 лет противятся его принятию.
«Ирригационная реформа сможет вдвое увеличить урожайность на юге Украины»
Почти полгода, как вы работаете – достаточно, чтобы говорить о первых результатах. Какие они?
Я назначен министром 17 декабря 2020 года.
Фактически пять месяцев. И уже есть три хороших новости. Нам в этот понедельник (17 мая) передали помещение на Крещатике, 24; нам подписали бюджет в конце апреля и мы уже сформировали бюджетные паспорта. И со следующей недели заимеем расчетный счет, имеем штат и можем подбирать людей.
Что с заместителями? Кто будут ими?
Начинаю вносить представление на заместителей министра аграрной политики. Сейчас есть кандидатура первого заместителя и заместителя по цифровой трансформации. Тарас Высоцкий (Высоцкий назначен заместителем министра 26 мая) и Тарас Дзюба – это люди, которые со мной двигаются совместно в вопросах реализации земельной реформы и цифровизации.
Из-за того, что к нам переходит аграрная политика от Минэкономики, соответственно будет формирование нового штата. Я начну политические консультации с премьером с точки зрения внесения соответствующих кандидатур.
Сколько их будет всего, и по каким направлениям?
Четыре заместителя. У нас министерство формирует политику по следующим направлениям: земельная реформа и государственная поддержка – это Госгеокадастр, ирригационная реформа – новое агентство, которое мы планируем сформировать на следующей неделе (выйдет постановление о Государственном агентстве мелиорации и рыбного хозяйства), третье – продовольственная безопасность и диджитализация. И четвертый заместитель будет отвечать за международное сотрудничество – евроинтеграция, международные рынки, инвестиционные проекты.
В течение пяти месяцев министерство фактически не работало, что вы сами делали все это время?
Докладываю. Министерство уже работает. Смотрите, что было сделано за это время: было принято соответствующее положение о Министерстве аграрной политики, подготовили и приняли изменения в бюджет, чтобы распределить Минэкономики и Минагро, утверждена государственная поддержка для аграриев, и это очень сложные процедуры. Я прошел три бюджетных комитета, первое и второе чтение в Верховной раде.
Президент подписал соответствующий закон, я принял все бюджетные паспорта, сформировал штатное расписание, и сформировал позицию по секторам и векторам развития – заложил институциональные основы.
Что такое новое Министерство аграрной политики? Это исключительно институты, которые осуществляют регуляторную политику. Мы оговорили институт по европейскому формату. Значит, министерство формирует политику через центральные органы исполнительной власти. Отдельно, что мы сделали, это в рамках земельной реформы с президентом проговорили концепцию, что после права собственности на землю, которое мы даем людям, следующий масштабный проект – ирригационная реформа.
Мы забираем мелиорацию, орошение и дренаж из водного агентства, создаем институты под мелиорацию и запускаем проект орошения на юге Украины. Речь идет о 4 млн. гектаров, которые вследствие глобальных изменений климата очень сильно страдают.
Это, в каких регионах?
Речь в первую очередь идет о Херсонской, Николаевской, Одесской, Запорожской области. Это – основные области. Там в очень плачевном состоянии находятся мелиоративные каналы. Сегодня, когда перекрыта вода в Крым, водный ресурс в канале надо направить на усиление сельского хозяйства.
Мы, за счет того, если сейчас проведем ирригационную реформу, примем законы и дадим финансирование, сможем вдвое увеличить урожайность на юге Украины по отдельным культурам. И сможем дать реально новый толчок для развития там сельского хозяйства. Это вообще следующий проект после земельной реформы.
Увеличить вдвое урожайность…?
Да, вдвое. На юге Украины за счет орошения мы можем именно так поднять урожайность по отдельным культурам. Например, в Запорожской области по озимой пшенице без орошения урожайность — 2,9 тонн с гектара, а с орошением – 6,3, подсолнечника соответственно 1,38 и 2,94, по сое – 0,72 и 2,79, кукурузе – 4,68 и 9,52. Примерно такие же цифры в Херсонской и Николаевской области.
Вы переводите персонал, работавший в Минэкономики в направлении сельского хозяйства к себе?
Мы уже перевели более 100 человек.
Значит, после назначения заместителей Министерство АПК заработает на полную мощность, можно так сказать?
С 1 июня министерство будет работать на полную мощность со сформированной командой замов и штатом. И хочу заметить — с центральными органами исполнительной власти. В том числе с Государственным агентством мелиорации. Это уже будет сделано.
«Представьте себе, что в Украине есть внутренние оффшоры, в рамках чего 4 млн. гектаров свободно торгуется, покупается»
С 1 июля в Украине должен запуститься рынок земли. Все готово для этого?
Приняты все необходимые законы для запуска рынка земли. Все, в том числе законы №2194 – это по децентрализации, №2195 – по электронному обслуживанию. Сейчас мы в течение месяца примем подзаконные акты, которые необходимы для запуска рынка земли, обеспечим через программу финансирование «5-7-9» — финансирование для фермеров с точки зрения дешевого кредитного ресурса. Ну и с 1 июля 2021 года мы фактически, согласно графику, запустим рынок земли.
Что это практически будет означать для украинских граждан?
Это значит, что вы с 1 июля можете купить сельскохозяйственную землю без необходимости порождать какие-то схемы, обходить мораторий и т.п. Мораторий отменяется — его нет. Вы цивилизованно можете купить землю до 100 гектаров, согласно тем ограничениям, которые мы прописали в законе №2178-10.
Ладно. Например, я захотел. Что делать, кому нести деньги?
Собственно, если есть продавец, который готов продать вам как гражданину Украины землю, у вас есть соответственно задекларированный доход, что вы можете эту землю купить, и если земля не обременена любой арендой, то есть имеется свободный земельный участок, вы можете его купить, по цене не меньшей нормативно-денежной оценки такого земельного участка. Государство установило минимальный порог такой стоимости на земельные участки.
Оценка уже есть и в каждом регионе она разная?
Каждый земельный пай имеет свою нормативно денежную оценку, указанную в государственном акте на землю.
Все цифры уже зафиксированы?
Да. Но смотрите, это — минимальная цена. Расчет может осуществляться лишь в безналичной форме – никакого кэша. С нотариальным удостоверением, через банковский перерасчет, официально, с уплатой всех налогов.
Значит, землю можно будет купить почти как квартиру?
Именно так. Абсолютно. Это как купить квартиру, как купить что-либо другое. Только смотрите, какое условие — если эта земля не в аренде.
А у нас много земель не в аренде?
Немало.
Как в процентном соотношении?
У нас более 60% земель в аренде, и 40% не в аренде.
Ту землю, которая в аренде — ее как купить?
Тут уже вопрос преимущественного права. Если гражданин, у которого есть земельный пай и он в аренде, захочет продать его, он должен обратиться с соответствующим письмом к арендатору – он имеет преимущественное право купить эту землю. За два месяца арендатор должен решить, покупать ему пай, или нет. Если нет, то пай можно продать, но полноценно распоряжаться этой землей без обременений аренды можно будет после того, как закончится договор аренды.
А если он захочет ее купить?
Без проблем. Он может ее купить по цене, о которой они договорятся.
А если инициатива будет от арендатора?
Можно и так. Он сможет обратиться с соответствующим обращением к владельцу этой земли. Есть очень много критики относительно продажи земли в том виде, который есть. У нас, в Украине, земля давно покупается и продается.
Это по факту, но юридически этого нет.
К сожалению, есть и по факту, и юридически. Например, у нас в Украине, более 4 млн. гектаров земель находятся в правовом статусе – личное крестьянское хозяйство (ЛКХ). Все, что вы приватизируете по 2 гектара – это земля по ЛКХ. Свободно продается, свободно покупается и юридическими лицами, и иностранцами и гражданами Украины. Что угодно. Просто вот есть такая схема, по которой можно покупать через ЛКХ земли Украины.
Представьте себе, что в Украине есть внутренние оффшоры, в рамках чего 4 млн. гектаров свободно торгуется, покупается. А есть более 6 млн. украинцев, они являются владельцами земельных паев, которые не могут полноценно распоряжаться своей землей, потому что есть мораторий. И право собственности на землю переходит только в том случае, если человек умер. Ну, вы понимаете, это просто какое-то крепостное право.
И фактически, когда нам говорят о том, что нельзя землю продавать, то она давно по схемам вся продается. Фактически в чем суть того, что мы делаем с земельной реформой. Мы на белое говорим белое, а на черное – черное. Мы просто легализуем то, что и так существует. Но мы поставили ограничения – иностранцы могут купить только через референдум и концентрация в одни руки до 100 гектаров.
И не верьте в историю о банках (о том, что банки смогут покупать землю). Это все фейки. Банки, с точки зрения тех предохранителей и ограничений, которые мы поставили, не являются полноценными субъектами рынка земли. Фактически у нас будет рынок для граждан Украины, которые могут покупать и продавать землю.
Практически концентрация земли возможна, если будет кредит под залог этой земли.
Верно. Но это насколько усложненная юридическая схема… И по этой схеме банк все же обязан в течение двухлетнего периода отчуждать эту землю. И еще. Когда Юлия Владимировна говорила о том, что земля будет вся продана, то мы написали закон таким образом, что транснациональные компании, аграрные холдинги, украинские банки с иностранным капиталом не имеют возможности свободно консолидировать земельные массивы. Экономического содержания в этом процессе нет.
Если бы у нас была редакция, которую предлагал премьер Гончарук – 200 тыс. гектаров в одни руки, где иностранцы могли бы покупать землю хоть завтра, покупать массово. Тогда фактически, имея либеральную модель рынка, можно было бы большие массивы консолидировать, продавать и покупать. А мы сделали таким образом, что по иностранцам на референдум, по юридическим лицам – с 2024 года, и то не факт. Будем смотреть.
Сейчас смогут покупать только украинцы в ограничениях до 100 гектаров. Мы отслеживаем все транзакции – кто купил, по какой цене купил, в какой период, где он взял деньги на это все. Мы делаем очень консервативную земельную реформу. Очень мягкую, поэтапную, без каких-либо резких движений. Мы никуда не спешим с рынком земли. Мы очень плавно идем для того, чтобы просто легализовать и признать, наконец, право собственности на землю.
И мы ожидаем, что в течение первых полгода вообще у нас будет минимальный процент купли-продажи. Основная масса, которая будет, это будет легализация уже существующих договоров.
Значит, до конца года ожидается только юридическая легализация, а того, что называют экономический эффект не будет?
Да, с точки зрения экономики эффект будет минимальным. Мы ожидаем для себя, что первые полгода, это будет так называемый подготовительный период. Институциональная подготовка, правоприменительная практика, нотариусы, реестры. Процесс будет идти очень плавно.
Для начала мы легализуем землю с точки зрения права собственности. Например, у меня есть 100 гектаров орехового сада. Я уже понимаю, что это моя земля, и я могу вложить деньги в орошение. Я хочу сделать овощеводство, сделать переработку ореха. Уже будет понимание, что деньги вкладываются в свою землю. Право собственности стимулирует собственника вкладывать инвестиции.
«Земли, которые были отведены, а под ними недра, надо будет возвращать»
Оппозиция утверждает, что рынок земли сделает проблемой контроль государства над недрами.
Процесс по недрам контролирует Госгеонедра. Мы отвечаем за землю. Смотрите, в режиме бесплатной приватизации за 20 лет было выведено из государственной в частную собственность более 5 млн. гектаров земли. Фактически, украли территорию Словакии на территории Украины. При том воровали все и лучшие земли. Чернозем и т.п., а также забирали недра.
Например, есть земельный участок в Полтаве – просто чернозем. Но по странному стечению обстоятельств на этом земельном участке в 100 га, находятся нефтегазовые месторождения. И странным образом некий сын чиновника из Госгеокадастра получал со своей семьей там по 2 гектара.
Повезло.
Да, просто счастливчик. А вот так, например, литиевые месторождения у страны были забраны, так были забраны залежи ильменитов, меди. Все наиболее ценное, вот этими двумя гектарами, фактически было отчуждено по всей стране. Это была схема, по которой отрабатывали отчуждение этих земель. Поэтому мы сейчас вместе с Госгеонедра производим обмен информацией.
Скажу откровенно, в этих 5 млн. гектаров огромное количество земель выведено из недр нашего государства. И их надо будет возвращать. Есть несколько вариантов, как мы это будем делать. В том числе через механизм санкций, который будем применять. Потому что в этих делах замешано огромное количество чиновников.
По результатам независимого международного антикоррупционного аудита, мы обнародуем соответствующие списки владельцев земель и связанных схемами лиц, причастных к этим махинациям, схемы, по которым осуществлялось выведение земель из государственной в частную собственность, и отразим это на публичной карте портала Национальной инфраструктуры геопространственных данных.
В свою очередь, правоохранительные органы проведут соответствующую аналитическую и процессуальную работу с целью подачи данных материалов СНБО на предмет угроз национальной безопасности относительно потери значительных массивов государственных земель.
И по результатам коллегиального рассмотрения, СНБО будет принимать соответствующие решения. По какому принципу будут формироваться списки махинаторов, какими будут пороги украденного; в списки попадут только владельцы награбленного или также служащие, которые способствовали махинациям – вопрос уже правоохранительных органов.
В каких регионах больше всего отчуждали земли таким образом?
Смотрите, практически в каждой области есть те или иные виды полезных ископаемых. Они просто по схеме отчуждались. Чтобы вы понимали цинизм ситуации, даже каолиновые глины – очень качественные, чтобы производить керамическую плитку — даже их по 2 гектара все приватизировали. И потом успешно продают инвестиционные проекты под строительство заводов по производству плитки.
«Разумный» подход.
Отсутствие земельной реформы на протяжении 20 лет было выгодно политическим элитам, которые были у власти. Потому что в этот период времени они аккумулировали лучшие земли и забрали ключевые недра страны – в режиме бесплатной приватизации. И сегодня зарегистрировав на оффшорные, позиционируют себя, как международные инвестиционные компании, которые будут защищать свои права через арбитражные суды. Потому что мы якобы нарушили их право на землю, и на месторождения, которые есть под этой землей.
«Мировые цены растут, но в Украине они растут спекулятивно быстро»
Минагро — это не только земля. Да, цены на мясо растут, судя по всему, есть дефицит мяса.
Мировые цены растут, после ковида многие страны включили печатный станок, и в мире сформировалась экстра-ликвидность денег. Это порождает большую инфляцию в мире. Страны, понимая, что они сделали большую беду, напечатав эти деньги и просто раздав людям в условиях ковида, чтобы частично побороть гиперинфляцию, ничего лучшего не сформировали, как через мировые рынки, comodities, запустить эти деньги в сырьевые товары.
Да, мясо относится к биржевым товарам.
Мясо продается на мировых рынках, но мы говорим о зерне, как определяющем факторе. Представьте себе, что сегодня форварды по кукурузе достигают 280 долларов за тонну. Притом, что в прошлом году форварды по кукурузе по Украине были в районе 140 долларов. Почти вдвое поднялась цена за год. Руда выросла в 2,5 раза. В мире количества зерна больше не стало. Все, как было, так и есть.
Будет больше, когда мы это сделаем.
Правильно. Но сейчас баланс зерна в мире не изменился. Просто рынки стали спекулятивными. К чему это привело? Сейчас аграрию проще сеять кукурузу, собрать ее и продать по 280 долларов. А животноводство — рынки мяса и молока, они всегда идут производными от зерновых и не успевают за ростом цен на них с точки зрения переработки.
Сегодня, выращивая свинину и продавая живое мясо, вы по большей части терпите убытки. Потому что на рынках неадекватно начали расти цены. И это породило огромную инфляцию, как в Украине, так и в других странах мира. В России цены на продукцию растут, в Украине, в Польше – везде. Но у нас есть трагедия – мировые цены растут, но в Украине они растут спекулятивно быстро. Потому что у нас есть, к сожалению, проблемы в системах внутренней торговли.
Почему так происходит?
У нас волатильность рынков дошла до абсурда. Мы аналитику делали по подсолнечному маслу. Торговые сети подняли цены на подсолнечное масло настолько быстро – притом, что есть продуктовый запас, имеются этапы в поставках – что сейчас украинское масло в польском супермаркете на прилавке стоит на 10% дешевле, чем в нашей украинской торговой сети.
Но чтобы украинское масло доставить в Польшу его надо растаможить, надо уплатить налоги, сборы и другие обязательные платежи, сделать торговую наценку и др. И мы видим, что есть проблема. Нам срочно надо принять закон о внутренней торговле. Надо сбалансировать ценообразование. Антимонопольный комитет должен работать на полную мощь.
Для того, чтобы сбалансировать инфляцию и предотвратить резкий рост цен, я поддерживаю инициативу, что действует в европейский странах. На сельскохозяйственную группу товаров, в первую очередь социально значимые: масло, масло подсолнечное, необходимо снижать ставку НДС. Не ставить квоты, ограничения, закрывать рынки, а сбалансировать стоимость из-за сниженной ставки НДС на сельскохозяйственную продукцию для конечного потребителя.
На какие товары и насколько?
До 14% на всю группу сельскохозяйственных товаров надо снизить НДС, чтобы стабилизировать инфляцию, которая нас ждет в этом и следующем году. На часть сельскохозяйственной продукции у нас действует ставка в 14%. Моя цель — достичь расширения ставки в 14% на всю группу сельскохозяйственной продукции.
Значит, в гастрономе будет действовать, грубо говоря, на все сельскохозяйственные товары ставка НДС 14%?
Да. Чтобы сбить цену до конечного потребителя. Чтобы люди меньше платили НДС за продукты, которые они потребляют. Это моя амбиция.
Снизив ставку НДС для всех, мы еще и боремся с налоговыми схемами. И еще хочу сказать, что за счет того, что мы снижаем ставку НДС, мы минимизируем риски работать в тени по зерну.
У нас более 8 млн. земель сельскохозяйственного назначения находится в тени. С этих земель не платятся никакие налоги. Люди выращивают зерно, продают его за наличные. Компании, которые имеют налоговый кредит у себя на балансе, которые, как например, завозят «бананы» в Украину. Товары, которые в основном продают за наличные. Они берут на приход и скручивают в зерно и в цепи контрагентов проводят куплю-продажу товаров.
Затем это зерно с теневой земли, с которой не уплачены налоги, экспортируют за рубеж, получают фиктивное возмещение НДС. Тогда как деньги, они, как и валютная выручка, должны прийти в страну, но они залегают в оффшорных компаниях. И наше государство теряет 4 раза.
Первый раз теряет с земельного налога. Второй раз — на схемах налогового кредита. Третий раз – государство таким схемщикам возмещает НДС. Потому что у них все фейковые документы, это просто трэш. А четвертый – страна теряет на валютной выручке, которая может вообще не приходить в страну. И речь идет о миллиардных убытках для страны.
«У государства осталось на балансе 750 тыс. гектаров земли»
Что ожидает земли Академии наук, в каком они сейчас статусе?
Когда я пришел на должность, декларировалось, что у нас в государстве есть 10 млн. гектаров земли. Мы сделали аудит — нет более 5 млн. гектаров. Все, что было в Госгеокадастре на балансе – 3 млн. гектаров.
2,3 млн. гектаров земель я передал из государственной в коммунальную собственность объединенным территориальным общинам (после местных выборов, согласно указу президента). А у государства осталось на балансе 750 тыс. гектаров земель. Из них половина – земли Академии наук. Часть – пенициарной службы при Минюсте. И часть земель, которые есть в Минэкономики, ГП «Коневодство Украины», и в Фонде госимущества, в государственных сельскохозяйственных предприятиях, которые не распаеваны.
Мы сейчас проводим инвентаризацию, восстанавливаем документы на эту землю и возвращаем ее государству. Я буквально два дня назад вернул государству 50 тыс. гектаров земель, которые принадлежали ГП «Коневодство Украины» – это ГП в структуре Минэкономики. Мы зарегистрировали более 250 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения Минобороны. Мы вернули государству Уманский аэропорт. Зарегистрировали земли аэропортов в Закарпатской, Днепропетровской области, и тому подобное. Сейчас мы проводим инвентаризацию земель Академии наук.
В чем сложность?
Блокируют процесс инвентаризации. Хотят эти земли распаивать. Отсутствие документов на землю дает возможность теневой обработки – выращивать зерно, продавать его за кэш.
Насколько я знаю, эти земли так и использовали длительное время.
Да. Вы же должны понимать, что это зерно обычно продавали за наличные.
И его не фиксировали официально.
Правильно. И это опять схема – налоговый спрут. Этот спрут идет на экспорт зерна, получает возмещение НДС, дальше – оффшор и там эти деньги зависали. Представьте себе, что государство из своих 750 тысяч гектаров земель получает операционные убытки. И эти предприятия (государственные) постоянно теряют ликвидность. Потом их признают банкротами. А дальше — смотрите, есть свободная земля. Давайте по 2 гектара раздадим «порядочным людям».
У государства на 1991 год было полтора миллионов гектаров. На тридцатом году осталось 750 тыс., которые мы сейчас инвентаризируем. Большинство документов потеряно. Мы по крупицам собираем эти документы, восстанавливаем и т.д. У меня иногда складывается впечатление, что только нескольким людям в стране это надо – вернуть землю государству.
«Если мы не поставим торговые сети в рамки, то дойдем до абсурда, когда в Европе наша продукция будет дешевле, чем здесь»
Вернусь к закону о внутренней торговле. Его начали разрабатывать еще в 2008 году. Даже ввели должность отдельного заместителя министра экономики по внутренней торговле. Однако торговые сети успешно сопротивлялись все эти годы. Почему вы сейчас думаете, что удастся провести этот закон?
Меня часто критикуют, что я очень много ссылаюсь на опыт Польши. Концепция земельной реформы, которую там сделали, мне близка. В Польше недавно очень круто провели закон о внутренней торговле. В чем проблема?
Ситуация, которая есть сейчас, когда нет закона и регулирования, позволяет торговым сетям делать любую наценку. Позволяет сетям навязывать кабальные договоры поставщикам – рассчитываться с ними через 120 дней, через 180 дней, возвращать продукцию, которая их не устраивает. Позволяет им не ставить товар на прилавок или требовать, чтобы была доплата за полку, применять штрафные санкции к товаропроизводителям.
Сегодня торговые сети входят в топ-30 крупнейших налогоплательщиков. Это компании с десятками миллиардов гривен оборота. И если мы примем закон о внутренней торговле, поставим их в рамки, поменяем формат сотрудничества с поставщиками, то они перестанут получать сверхприбыли. Поэтому этого закона так и не приняли.
Почему это сделаем мы? Объясняю. Если мы не поставим торговые сети в рамки правового регулирования, у нас не только масло будет дорожать на 30-40%, мы дойдем до абсурда, когда в Европе наша продукция будет дешевле, чем здесь. Это может привести к гиперинфляции и росту социального напряжения.
Ведь государство, если не контролирует внутреннюю торговлю, со временем будет вынуждено прибегать к административному регулированию. Однако это неправильно. Мы нуждаемся в понятных нормальных торговых правилах торговых сетей. Плюс надо, чтобы Госпродслужба взяла на контроль качество товаров, их сертификацию, маркировку и тому подобное. В этом смысле у нас есть серьезные проблемы.
Почему вы уверены, что сейчас преодолеете сопротивление сетей?
Есть политическая воля президента Украины. И есть поддержка в парламенте сегодня. Все светлые, правильные инициативы, нацеленные на наведение порядка, получают более 230-250 голосов в ВР. Президент имеет четкое понимание, что без наведения порядка с торговыми сетями, мы не можем сбалансировать ценообразование на социально значимые группы товаров.
А с сетями уже были какие-то консультации по этому поводу?
Минагрополитики в ближайшее время должно провести закрытое совещание с ними и очень серьезно обсудить эту тему. Мы готовы предложить новую редакцию закона о внутренней торговле. У нас уже все для этого готово.
Для того чтобы овладеть инфляцией на группу сельскохозяйственной продукции, нужны три компонента. Первое, навести порядок во внутренней торговле, второе – сбалансировать ставку налога на добавленную стоимость, а третье – решить вопрос контроля над импортом. Возникает все больше вопросов относительно ввозимой продукции. Я говорю о контрабанде.
«Польский фермер получает еще дотацию на корову, на молоко, зерно, а украинский не получает. Потому что у нас нет 70 млрд. долларов ЕС дотации, понимаете?»
Контрабанда — это не прямая ваша тема.
Да. Но ведь проблема существует и она общая. Вы никогда не обращали внимания на то, что в киевских киосках продают какие-то итальянские товары — макароны, сыр, колбасу?
Обращал. Там товары из Италии, Германии, Польши…
Вы понимаете, что это все контрабанда? Там нет сертификации.
Да. Я даже подкалываю иногда продавцов – спрашиваю, что интересного в новой партии контрабанды.
Это сотни миллионов долларов контрабанды в Украину. Например, где-то на Волыни, в условном месте, польская колбаса, которая в два раза дешевле украинской, нормально идет. Потому что есть люди, у которых доход меньше, чем два доллара в день. Поэтому украинский производитель мяса находится в невыгодном положении. Сегодня в Украине – вы вдумайтесь, что только за прошлый год более чем на 100% вырос импорт сыров! Официально. Молоко импортируется из-за рубежа.
Почему так?
Когда Украина подписывала ассоциацию с ЕС, должностные лица детально не отработали вопрос защиты рынков. Мы свои рынки не защищали, мы открыли их для всего мира, а о себе не позаботились. И сегодня украинский аграрий, который растит корову, производит молоко или мясо, имеет неконкурентную цену. Потому что польский фермер получает еще дотацию на корову, на молоко, зерно, а украинский не получает. Потому что у нас нет 70 млрд. долларов как в ЕС на дотации, понимаете?
Поэтому сегодня контрабандой привозится замороженное мясо, и продается в виде фарша, продается колбаса и т.п., а украинское мясо становится неконкурентным.
У Украины есть возможность инициировать изменения в соглашение о ЗСТ с ЕС. Как раз сейчас начался процесс пересмотра условий.
Как раз сейчас будет очень жесткий разговор с нашими торговыми партнерами. Мы покажем антидемпинговые аналитические данные о том, что наши европейские партнеры, используя механизм дотаций и незащищенность украинского рынка, убивают целые отрасли в Украине – молочную, мясную.
Какие изменения будете предлагать?
Будем предлагать зеркальные условия работы. Если Украина открывается, то Европа должна открыться также. А не так, что у нас квоты в Европу маленькие, а Украина рынок открыла.
Здесь вопрос не только в квотах.
Абсолютно. Я просто не хочу раскрывать все детали нашей переговорной позиции.
Можно не все.
Если Европа будет продолжать блокировать импорт украинских товаров и ставить жесткое квотирование, Украина будет защищать свои рынки так же. Через антидемпинговые расследования, через введение дополнительных налогов и сборов и других обязательных платежей.
Молочная отрасль Украины не имеет перспектив начать нормально работать, если мы не будем защищать свой рынок. В первую очередь, от импортного сыра, молока. Потому что сегодня животноводство в Украине просто умирает. У нас сегодня меньше коров, чем в 1946 году! Украинскому фермеру заниматься животноводством просто не выгодно, потому что государство не создает стимулов.
Поэтому сейчас министерство вместе с президентом прорабатывает вопрос развития украинского животноводства. Будет отдельная программа господдержки за счет детенизации земли. Мы планируем в ближайшее время внесение законопроекта по детенизации более восьми млн. гектаров земель.
Средства, которые мы получим от детенизации, мы хотим направить на развитие агросектора. Президент стремится увеличить государственную поддержку сельского хозяйства до 1% ВВП страны.
Автор: Юрий Дощатов
Источник: LB.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.