Министр социальной политики Марина Лазебная о пенсионной прокрастинации и возможности разорвать круг бедности

В Украине работающего населения становится все меньше, а пенсионеров все больше. Соответственно, размер пенсии тоже будет сокращаться. Что делать?

В чем проблема?

Недавно премьер-министр Денис Шмыгаль ярко проиллюстрировал демографические тенденции в Украине и пенсионные перспективы через 15 лет. Он четко, честно и громко сформулировал правду, которую подавляющее большинство политиков боялись и до сих пор боятся озвучить, хотя всем она давно понятна. Просто невыгодно быть тем, кто доносит это обществу.

Безусловно, государство будет обеспечивать пенсиями людей. Вопрос в том, на каком уровне, будут ли удовлетворять пенсии людей, и откуда брать на это средства. Ведь в солидарной системе или нужно увеличить количество людей, которые будут платить взносы в эту систему, либо повышать налоги с бизнеса и работающих или забирать из других социальных расходов? Очень не хотелось бы, чтобы мы встали перед этим выбором, и обеспечивали лишь минимально установленный размер пенсии.

Минимально необходимый уровень пенсий по стандартам Международной организации труда, которые обязалась выполнять Украина, — 40% от зарплаты. Уже сейчас имеем среднюю пенсию в 29% от средней зарплаты, а в перспективе будет не более 20%. Например, имея зарплату 10 000 гривен, человек получит 2 000 гривен пенсии. Вот об этом говорил премьер. Будет ли это та пенсия, которая обеспечит достойную жизнь? Точно нет.

Пенсии выплачиваются из тех взносов, которые осуществляют работающие люди. Каждый год работающих лиц по отношению к пенсионерам становится все меньше. Поэтому солидарные пенсии будут все меньше относительно зарплат. На будущее есть только три пути:

— существенно увеличить налоги (нагрузка на работающих лиц и бизнес),

— снизить размер пенсий (который и сейчас маловат),

— сделать нормой, когда у пенсионеров, помимо солидарной пенсии, есть хотя бы еще один источник дохода, который не зависит от соотношения работающих и пенсионеров – собственные пенсионные накопления.

То, что слова премьера горячо обсуждают в обществе, – большое достижение. Это дает надежду, что они станут отправной точкой для революционных изменений в сознании людей в нашей стране, в том числе и тех, от которых зависит принятие законодательных решений. Ведь от позиции страуса, которую политики всех расцветок практиковали предыдущие 16 лет, не решая вопроса, по сути, проблема не исчезла. Наоборот обострилась.

Мы потратили слишком много времени. Несколько поколений потеряли возможность увеличить свои доходы на пенсии за счет накопительной системы, страна не получила внутреннего долгосрочного инвестора.

Мы имеем шанс, сейчас разорвать этот замкнутый круг, который приводит к бедности в пожилом возрасте.

Что делать?

Эта ситуация не уникальна для Украины, с ней столкнулись все развитые страны мира. Поэтому они начали вводить системы пенсионного накопления в разных формах. Согласно последнему отчету ОЭСР из 66 стран, которые они исследовали, и у которых есть накопительные пенсионные системы, в восьми странах, например, активы накопительных фондов превышают по размерам годовой ВВП. В среднем по странам ОЭСР активы накопительных пенсионных фондов составляют около 70% от ВВП.

В странах, где отказались от солидарного уровня вообще или существенно его сократили, проблемы с пенсионным обеспечением остались. Самые устойчивые пенсионные системы — многоуровневые, где один уровень дополняет другой и уменьшает риски для человека.

Для того чтобы пенсионные накопления у нас стали нормой, должна заработать система, которая привлечет большинство работающих к накоплению, а пенсионные средства направит на развитие экономики.

Это возможно сделать в ближайшее время по следующей дорожной карте.

  1. До конца 2020 года принять закон, который вводит обязательные пенсионные накопления, с введением его в действие с 1 января 2021 года и стартом взносов с 1 января 2022 года.

В принципе, это можно сделать и на базе уже зарегистрированного в Верховной Раде законопроекта №2683. Но обязательно доработав его с учетом предложений, обобщенных Минсоцполитики, в которые вошли предложения Европейской бизнес ассоциации, Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов, Всеукраинской ассоциации негосударственных пенсионных фондов, Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса, экспертов РПР, позиции ТПП, УСПП, профсоюзов транспортников, энергетиков, работников угольной промышленности.

  1. Подготовить инфраструктуру к 1 июля 2021 года: обеспечить техническую готовность ГПС, казначейства, ПФУ, отбор и авторизацию НПФ для работы на втором уровне.
  1. Обеспечить выбор НПФ для накоплений с 1 июля по 1 января 2021 – 2022 гг. Провести широкомасштабную информационную кампанию, стимулировать сознательный выбор человеком НПФ для накоплений на пенсию, обеспечить прием ПФУ заявлений людей о выборе НПФ в электронной форме через личный кабинет на сайте ПФУ, мобильное приложение, непосредственно в отделениях ПФУ.
  1. Провести тестирование взаимодействия с 1 июля 2021 г. до 1 января 2022 г., в тестовом режиме обеспечить обмен информацией между работодателями, ГПС, казначейством, ПФУ и администраторами авторизованных НПФ «без денег».
  1. Старт взносов осуществить с 1 января 2022 года.

Важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других уровней пенсионной системы – солидарного и добровольного накопительного. Для этого правила работы должны быть максимально унифицированы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция поставщиков услуг, не должно быть монополий.

Тогда человек осуществляет сознательный выбор, понимает, что пенсионные накопления – его собственность, которой он управляет, привыкает пользоваться накопительными фондами по единым правилам, развиваются добровольные накопления, человек заинтересован в «белой» зарплате – дополнительном стимуле детенизации зарплат, что увеличивает поступление в солидарную систему.

Что может помешать?

Может помешать популизм отдельных политических сил, которые на самом деле не заинтересованы в том, чтобы люди были финансово независимыми, ведь легче управлять теми, для кого от решения властей о поднятии пенсии на 200 гривен зависит, будет ли что есть завтра. И это противно – загонять людей в такую зависимость.

Могут помешать манипуляции «экспертов», для которых пенсионная тема – абстрактная теория, а не конкретные жизни людей, площадка для красноречия, возможность пиара, которые не чувствуют собственной ответственности за то, чтобы будущие поколения имели достаточные доходы на пенсии.

Чтобы оценить, высок ли этот риск, достаточно почитать высказывания в прессе относительно накопительных пенсий. Наряду с вполне профессиональными комментариями политиков и экспертов, которые оценивают риски, ищут пути их уменьшения, обеспечение надежного сохранения средств в течение длительного времени именно в наших условиях, я вижу множество манипулятивных и безответственных лозунгов вроде «не дадим украсть деньги людей, отдайте все государству», или «сначала построим светлое будущее, а потом…».

Я уверена, что необходимо наоборот, дать человеку право и инструменты самостоятельно контролировать свои пенсионные накопления, выбирать, где он желает их осуществлять, дать право переводить их в другое место, если что-то не нравится. Должен работать рынок, разумно контролируемый государством, а не советские шаблоны «сдайте все средства в государственную казну (Пенсионное казначейство)».

Также я уверена, что идеальных условий не будет никогда, мы живем в мире, когда неопределенность лишь усиливается. Поэтому бесконечное откладывание для «создания предпосылок» – это обычная прокрастинация. Лучшее время сделать это сегодня.

Автор: Марина Лазебная, министр социальной политики

Источник: Finance.Liga.Net

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий