Министр Виктор Ляшко: Невозможно провести вакцинальную кампанию без вакцин

В четверг Виктора Ляшко назначили министром здравоохранения. Выступая перед Верховной радой, он успел дать несколько очень ярких обещаний: вакцинировать 5 млн. человек в течение лета, настроить собственное производство вакцин в государстве и даже представить концепцию страховой медицины.

Последнее обещание особенно интригует, поскольку запустить страховую медицину в течение двух лет в 2019-м обещал президент Владимир Зеленский. За два года так и не стало известно, какой же видят страховую медицину в Украине «слуги народа». Готова ли власть, что часто склонна к популизму, объявить о сборе нового налога в специальный фонд медицинского страхования? Или, возможно, предложит гражданам покупать страховки?

Поговорить об этом мы пришли на интервью к новому министру. Это — его первое интервью на новой должности. Правда, обсуждать страховую медицину Виктор Кириллович не захотел, и вообще был очень осторожен в высказываниях. Впрочем, из этого разговора точно можно сделать выводы о том, что будет происходить в ближайшее время в системе здравоохранения.

О кадрах: «Я не буду подбирать только тех, с кем мне комфортно» 

Итак, что изменится в МОЗ после вашего назначения?

Многое. В первую очередь 50% руководящего состава.

Это три из шести заместителей министра?

Да. И дальше уже профильные заместители будут работать со своими директоратами. Но у меня просьба была ко всем, с кем я уже проводил переговоры, в том числе к заместителям, которые остаются, чтобы за период моего пребывания на посту был сформирован сильный кадровый состав на уровне руководителей директоратов и руководителей экспертных групп. Чтобы независимо от того, как меняется политическая ситуация, было правопреемство, и была историческая память о том, что происходит и куда движется система здравоохранения.

Также будет сформирован состав коллегии Минздрава, потому что до этого ее не было.

Кто войдет в коллегию?

Она будет состоять из большого количества людей. Я не буду подбирать только тех, с кем мне комфортно. Предварительно, в работу будут привлечены и представители министерства, и ГП “Медицинские закупки”, и Центра общественного здравоохранения, и Национальной службы здоровья Украины, и Академии медицинских наук, и ведущие специалисты.

Также я хочу, чтобы в коллегию вошло несколько семейных врачей, которые работают непосредственно на первичном уровне, а также врачи вторичного уровня и высокоспециализированной помощи. Чтобы иметь всеобъемлющую картинку.

Если такая коллегия соберется, то здесь будут постоянные ссоры. 

Это нужно. Чтобы была дискуссия, чтобы принимались решения, которые позволят двигаться вперед.

Также относительно изменений — в ближайшее время будет заслушан аудит…

Что, опять?

Нет, смотрите, в отличие от … Нет, никогда не буду говорить этого слова.

Вы хотели сказать, «в отличие от предшественников»?

Не я это сказал. Так вот, есть решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенное в действие приказом президента, которое ставит перед Минздравом задачу провести аудит.

Создана рабочая группа, ее возглавляет министр здравоохранения. Я вам скажу, что этот аудит был проведен с боем. Мы начали его в апреле – и теперь знаем все пробелы системы здравоохранения за год. Мы проверили все проблемные вопросы в Программе медицинских гарантий, в организации управления в системе здравоохранения, в системе противоэпидемической защиты, в системе закупок, поскольку есть вопросы закупок в плановом порядке, и вопрос экстренных закупок, которые должны решаться быстро. Это, прежде всего маски, средства защиты, вакцины.

Кто должен проводить закупки: Минздрав или ГП «Медицинские закупки»? 

ГП “Медицинские закупки” МОЗ Украины должно стать центральной закупочной организацией.

Я буду делать все возможное, чтобы улучшить закупочную способность этой институции (ГП «Медицинские закупки») и ее команды.

Будете работать с Жумадиловым?

Мы с ним имели встречу, проговорили все аспекты сотрудничества. На этом этапе начинаем работать.

Каждый действиями и результатами должен доказывать, что он соответствует своей должности. Никакие дружеские отношения или что-то другое не будет стоять на преграде принятию решений, если человек не справляется со своими должностными обязанностями.

А у вас с кем-то имеются дружеские отношения?

Я говорю в том смысле, что такого не будет. А дружеские отношения у меня со всеми.

«Критиковали, что в стране большое количество койко-мест на такое количество населения. Но пандемия показала, что они нужны» 

С кадрами разобрались. Что еще будет меняться с назначением нового министра? 

В планах – разработать стратегию, посвященную тому, куда должна идти система здравоохранения к 2030 году. Если помните, после революции была написана стратегия развития системы здравоохранения до 2020 года. После этого мы живем без стратегии. Понятно, что мы реализуем Программу медицинских гарантий в том или ином виде, но надо также понимать, как мы движемся вперед.

Поэтому моя задача – разработать стратегию до 2030 года, совместив здравоохранение с целями устойчивого развития ООН и сделав приоритеты на развитие там, где они должны быть. Мы говорим сегодня, что у нас есть приоритетные заболевания: инфаркты, инсульты; есть определенные состояния, на которые мы делаем акцент – это роды. Но мы забываем о детской смертности, материнской смертности, снижение уровня которых является целями устойчивого развития. От этого зависит формирование человеческого капитала.

От LB.ua. Что интересно, такая стратегия уже была разработана и представлена группой экспертов в апреле.

Кроме того, в понедельник я буду обращаться в Кабинет министров Украины для того, чтобы объявить конкурс на главу Национальной службы здоровья Украины. Предыдущий конкурс провели в апреле, но по его результатам так никого и не назначили.

Предыдущий министр критиковал реформу здравоохранения, которая продолжается с 2017 года, называл проформой и делал заявления, которые дискредитировали ее. После вашего назначения изменится ли позиция Минздрава в этом вопросе? 

Хороший вопрос. Программа медицинских гарантий останется.

Минздрав начнет позитивно коммуницировать тему реформы? Будете ли говорить о том, что происходящие изменения позитивны? 

Минздрав меняет подходы к коммуникации. В Минздраве будет коммуникация министерства и системы здравоохранения. В систему входят и сеть больниц, и департаменты здравоохранения, и НСЗУ, и Государственная служба по лекарственным средствам.

Будете ли вы защитником начатой реформы в дальнейшем? Той, которую Минздрав вообще-то должен был бы возглавлять. 

Минздрав возглавляет. Если я на этом посту, то значит, будем двигаться так, как в этом нуждаются вызовы времени.

Вот вас начали называть “супрунятком”. А вы считаете себя последователем реформы Супрун? 

Не считаю. Что значит вопрос реформы Супрун? Реформа началась давно, был первый этап в 2017 году, а второй стартовал в 2020 году, уже, когда Супрун не было на должности.

Это вопрос для дискуссий в публичном пространстве, кто поддерживает реформу Супрун, а кто не поддерживает реформу Супрун. Я пришел на должность выполнять Конституцию и законы Украины. Есть закон “О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения”, который четко говорит, что должны делать министр и НСЗУ для того, чтобы обеспечить доступ к медицинской помощи, равенство в оказании данной медицинской помощи и базовую защиту от болезней.

Программа медицинских гарантий идеальная? Нет. Но она наиболее целесообразна в этот период развития, как нашей страны, так и нашей системы здравоохранения. Она уже показала свои результаты, и мы видим большое количество плюсов, но видим и минусы. Плюсов гораздо больше.

По минусам — над ними работаем командой с и. о. председателя НСЗУ Андреем Виленским. Есть некоторое количество заведений, которые сегодня провисают, недополучают финансирование на том уровне, который у них был до 2020 года. В этих заведениях будет проведен дополнительный аудит, будет поручение НСЗУ, будут круглые столы с председателями областных советов и председателями областных государственных администраций. Для того чтобы определиться, что дальше делать с этими заведениями и как их можно поддержать.

Это те заведения, которые получали переходное финансирование в прошлом году?

Да. И они должны были разработать дорожную карту, как им зайти в программу медицинских гарантий, чтобы получить больше финансирования. Я уже встречался в понедельник с первым заместителем председателя областного совета Ровенской области, с директором департамента. Было пять фтизиатрических больниц на территории области, они объединились в один центр, и сейчас он провисает по финансированию. Собрались, посмотрели, знаем варианты решения, в ближайшее время решим.

Вы думаете, что эти заведения-аутсайдеры надо тянуть дальше, и не дать им умереть? 

Здесь не может быть одного правильного ответа. Если это единственное фтизиопульмонологическое заведение в области, как на Ровенщине, то его точно нельзя закрывать.

1 апреля 2021 года началась оплата за ведение пациентов с туберкулезом на первичном уровне, амбулаторным способом. Впервые за время независимости семейный врач получает дополнительные средства за то, что лечит больного туберкулезом. Так же и фтизиопульмонологические больницы.

Но есть разная эпидемиологическая ситуация. Волынскую и Ровенскую область нельзя сравнивать по количеству больных туберкулезом с Днепропетровской, Одесской или Николаевской, где за счет большего количества пациентов заведения получают значительно большее финансирование. Для тех областей, где больных меньше, надо проработать варианты. На этом этапе, с учетом эпидемии туберкулеза и того, что есть не выявленный туберкулез, больницы должны работать, закрывать их нельзя.

Вот критиковали, что в стране большое количество койко-мест на такое количество населения. Но определенная критическая ситуация – пандемия – показала, что такое количество коек иногда необходимо.

Поэтому надо подготовиться к таким ситуациям, как пандемия. Опять же, и я об этом в Верховной раде говорил, что мы должны быть готовы и к радиационной опасности, поскольку у нас есть атомные станции, и к вооруженной агрессии. Мы видим, какой сейчас беспокойный мир. Есть страны, которые готовы и нарушать международные конвенции, и применить виды оружия, запрещенные всеми конвенциями.

Поэтому когда мы говорим о койко-местах, невозможно их расценивать исключительно в рамках Программы медицинских гарантий. Мы должны смотреть и на готовность к определенным опасностям.

Кроме того, закрывая больницу, разве мы приближаем медицинскую помощь? С другой стороны, мы не должны приближать медицинскую помощь только на бумаге. Чтобы не было такого, что человек пришел в заведение и не получил помощи.

Или даже хуже – получил помощь низкого качества.

Должна быть сбалансированность. Чтобы был поэтапный план, которого можно четко держаться на всех уровнях. Будет и политическая составляющая в этом вопросе, поскольку есть народные депутаты, областные депутаты, объединенные территориальные общины, которые хотят сохранить медицинские учреждения. И это вопрос диалога. Я не могу сказать, что вот за мою каденцию будут ликвидированы все неуспешные заведения, а останутся только успешные. Нет, но за мою каденцию будет проработано, почему у нас есть заведения неуспешные и что делать, чтобы таких не было.

У вас еще было недавно заявление о регулировании зарплат в медицинских учреждениях. Как можно регулировать зарплаты в автономных заведениях? 

Путем корпоративного управления в этих заведениях можно уменьшить разрыв и диспропорцию между зарплатами администрации и работников. Поскольку сегодня у нас есть диспропорция: 90 000 зарплата руководителя и 4000 — персонала.

Но проблема не в том, что руководитель зарабатывает 90 000.

Проблема в том, что руководитель не может зарабатывать 90 000, если 85-90% всех других работников в заведении зарабатывают 4000.

Корпоративное управление будет иметь, какой вид? 

Дополнительный договор между администрацией больницы и работниками, плюс наблюдательные опекунские советы.

Договор в придачу к коллективному договору?  

Это сейчас прорабатывают юристы. У нас есть четкая аналитика от финансистов и экономистов. Сейчас мы это обсудим еще с НСЗУ, чтобы не было никаких противоречий при заключении контрактов в заведениях.

В НСЗУ поддерживают эту идею?

Да, поддерживают. Мы с Андреем Виленским также проговаривали на вчерашней встрече вопрос, действительно ли везде у нас такой разрыв заработной платы.

Вот вы опять говорите о разрыве, диспропорции. А я еще раз спрошу: разве в этом проблема? Если ликвидировать диспропорцию и сделать всем зарплату 4 тысячи – и главному, и остальным врачам, то что, это будет нормально?  

Вопрос в том, что мы сейчас берем общую ситуацию по стране и видим, что в некоторых больницах уровень зарплаты крайне низкий. Делаю маленькую поправку: я не считаю, что сегодня средний уровень заработной платы в медицинской системе достаточен. Он крайне низкий для врачей и для всех остальных работников учреждений здравоохранения.

Это можно решить коллективным договором. 

Нет.

Почему?

Потому что, опять же, мы говорим, что один из первых этапов – устранение диспропорции – это раз. Два — мы сейчас смотрим среднюю заработную плату по определенным больницам. Есть вопросы успешных больниц, и есть вопросы неуспешных больниц. Тех, кто законтрактован на большое количество пакетов и получает значительно большее количество средств по сравнению с тем, что они получали, когда была субвенция. И тех, кто законтрактован на маленькое количество пакетов.

Достаточно ли сейчас денег в программе медицинских гарантий? Нет, недостаточно, надо увеличивать. Надо наращивать потенциал для того, чтобы повышались зарплаты, для того, чтобы развивалась материально-техническая база, для того, чтобы покрывалось полностью все лечение, которое входит в пакеты медицинских услуг, и чтобы забыть о теневых платежах.

Сколько средств нужно? Опять же, есть расчеты. Сейчас будет рассматриваться программа, бюджетная декларация на 2022-2024 годы. С министром финансов Сергеем Марченко поговорили об этом в пятницу на заседании правительства. У меня достаточно мало времени, чтобы четко обосновать, почему нужно больше средств на медицинскую систему.

И все же вы согласны, что зарплаты в успешных заведениях можно поднять уже сейчас, и это не то, что уменьшить диспропорцию? 

Да, есть вопросы успешных заведений, там уменьшать диспропорцию не надо. У них есть удовлетворенность — не скажу, что полная, но большая – действующим уровнем заработной платы. Больше, чем в больницах, которые мы относим к неуспешным.

Теперь как министр вы будете приходить на телевидение и говорить: врачи, требуйте повышения заработной платы у своего главного врача, если у вас успешная больница, которая имеет десятки миллионов на своем счету? Будете ли такое говорить? 

Я как министр здравоохранения, как глава отрасли буду отстаивать увеличение заработной платы работникам учреждений здравоохранения, и механизмы для этого я предложу в ближайшее время в презентации своей программы на первые 100 дней.

Это ответ «да» или «нет»?

Смотрите, любой глава отрасли должен беспокоиться о системе здравоохранения.

Говорите, как Степанов.

Назовите мне, кто из 25 человек, назначенных руководить МОЗ, не говорил, что зарплаты медицинским работникам должны увеличиваться.

И так, все говорили.

Что вы ожидаете, когда мне задаете вопрос? Что я буду первым, кто этого не скажет? Нет, я буду говорить, что это будет приоритетом моей деятельности.

Ожидаю, что вы скажете врачам, что они уже сейчас могут получить большие зарплаты из-за изменения коллективного договора.

Я еще раз говорю: есть успешные больницы, а есть больницы, которые проседают.

И успешных много.

Да, и мы будем эти кейсы подсвечивать, показывать. Но с неуспешными заведениями мы будем работать и думать, почему так происходит, что надо сделать, как улучшить их материально-техническую базу.

Есть вызовы программы медицинских гарантий. Один из этих вызовов — низкая заработная плата. И один из вариантов для ликвидации дисбаланса, который мы уже проработали с НСЗУ, – это сделать так, чтобы коммунальные платежи также входили в тариф.

Я уже знаю сумму, которая нужна, чтобы покрыть все коэффициенты.

«Готовимся к тому, чтобы открыть больше центров вакцинации. Но они откроются, когда будет больше вакцин» 

В парламенте Вы говорили о медицинском страховании как о возможном источнике дополнительного финансирования для программы медицинских гарантий. Вы имели в виду, что будет введен дополнительный налог, деньги с которого пойдут на медицину? 

Я сказал, что есть разные варианты. Как минимум два, и я о них не буду говорить сейчас.

Почему? Это же важно.

Да, я знаю, но это еще рано. Здесь исключительно мое видение не должно быть единственным вектором развития медицинского страхования в Украине.

Оно и не будет, для этого есть Верховная рада. Но каково ваше видение – хотелось бы услышать. 

Если я расскажу, уже начнутся дискуссии. Я не хочу, чтобы началась дискуссия до того, как мы обсудим это на отдельной площадке с экспертами в области, как медицины, так и в финансово-экономической сфере.

Дискуссия уже началась, потому что вы об этом уже заявили.

Да, но сейчас несколько вариантов. Смотрите, это не является проблемой, мы понимаем, как надо делать. Если мы посмотрим план действий правительства, то увидим там довольно интересные вещи, которые должны были появиться до конца мая от Минздрава. Мы должны были представить один законопроект, показывающий, где мы можем применить медицинскую страховку. Это проведение совместной оплаты, например, в программе медицинских гарантий.

Значит, медицинским страхованием может называться совместная оплата? Изначально в проекте закона «О государственных финансовых гарантиях была заложена совместная оплата – пациенты должны были частично оплачивать некоторые услуги. Но потом совместную оплату из законопроекта вычеркнули.

Нет, это разные вещи. Совместная оплата может быть как напрямую, так и можно застраховать себя от возможной совместной оплаты в дальнейшем при внедрении медицинского страхования. Но опять же, это еще преждевременно, стратегии выдам позже.

Надо говорить о последовательности. Если эти вещи есть в программе президента и правительства, их нужно рассматривать. А если это не будет введено, то мы должны выйти и сказать: вот, в соответствии с программой действий правительства, был разработан законопроект, его обсудили и признали либо преждевременность таких изменений, либо неуместность.

Потому что по факту в стране введено солидарное медицинское страхование. Но достаточно ли его — вопрос. Точнее есть четкий ответ: недостаточно. И нам надо что-то делать. Нельзя просто выходить с популистскими заявлениями, что министерству на Программу медицинских гарантий надо большущий бюджет, понимая, что такого бюджета в нашей экономике быть не может.

Надо продумывать и прорабатывать решения, как выходить из этой ситуации. Есть вариант законопроекта, который предусматривает, каким образом Украина может дойти до необходимых 6% от ВВП на медицину.

Этот законопроект связан с медицинским страхованием?

Он связан с увеличением поступления средств из государственного бюджета в систему здравоохранения.

Степанова уволили за провал вакцинации от коронавируса. Но за то, как проводилась вакцинация, ответственны в значительной степени и вы. Что вы будете делать теперь иначе?

Невозможно провести вакцинальную кампанию без вакцин.

100%, мы уже попробовали.

Я думаю, что вы слушали брифинги министра здравоохранения, на которых он неоднократно говорил, кто отвечает за закупку вакцин – министр, а кто за организацию вакцинации – главный государственный санитарный врач.

Мы готовимся к тому, чтобы открыть больше центров вакцинации. Но они откроются, когда будет больше вакцин.

Поэтому мои первые шаги на посту, которые уже начал делать – пересмотрел все контракты и поставки вакцин. И закупочные организации сейчас еще подготовят аналитику, что и когда будет поставлено в Украину.

Также я уже начал процесс переговоров о переносе поставок с четвертого квартала 2021 года на летние месяцы. Плюс ведутся переговоры с компаниями, с которыми ранее активных переговоров не было о приоритетности поставок летом.

У меня есть амбициозная цель – в течение лета вакцинировать 5 миллионов украинцев двумя дозами, то есть полностью вакцинировать. Или же сделать 10 миллионов доз. Поэтому я не буду делать никаких заявлений, а буду показывать работу своими действиями.

Через 100 дней моей работы буду выходить на пресс-брифинг, приду на заседание фракции – и будет приниматься решение, выполнил ли я обещанное и работаю ли дальше. Я не держусь за кресло, я серьезно говорю, что пришел выполнить поставленную цель – изменить систему здравоохранения и улучшить здоровье украинцев.

И все же вы собираетесь разблокировать работу тех центров вакцинации, которые уже есть? И разрешить, наконец, им вакцинировать всех желающих согласно записи. 

Нельзя их разблокировать при отсутствии вакцины. 500 тысяч доз вакцины на 3000 кабинетов прививки – это ни о чем. Такая разблокировка внесет дисбаланс и распылит организационный процесс.

Как бы мне тяжело ни давались эти решения, но эти решения, которые мы сейчас принимаем – наиболее целесообразны. С точки зрения устранения программных ошибок и с точки зрения баланса, как работать с теми дозами вакцины, которые у нас есть. Когда приехали 367 000 доз AstraZeneca, мы показали, насколько быстро мы можем работать. В пунктах вакцинации привилось по 70 тысяч человек в день, но длилось это всего два дня, 29 и 30 апреля. Мне нужна вакцина для того, чтобы система заработала так, как она должна работать.

Когда будет ближайшая поставка?

Когда она будет, вы узнаете.

Значит, пока вам это неизвестно? 

Когда она будет, я сообщу.

О собственном производстве вакцин: «Минимум три наших крупных завода способны» 

Вы заявили также перед парламентом, что Украине надо открыть собственное производство вакцин, чтобы иметь фармацевтическую независимость. И раньше говорили, что договариваетесь о трансфере технологий с иностранными производителями вакцин. О чем именно идет речь? О разливе чужой вакцины, о переупаковке или о полном цикле производства?

Самая быстрая возможность запуска собственного производства вакцин — трансфер технологий. Это когда ведущая компания передает технологию с полным циклом завода- изготовителя в Украине.

Передает безвозмездно или за деньги?

Есть разные механизмы сотрудничества между производителем и площадкой, которая получает технологии. Главная задача государства — это чтобы у нас появилось собственное производство. Соответственно, мы должны обеспечить государственный заказ на этот продукт.

Также при обсуждении трансфера технологий иногда есть определенные предостережения от компании, которая передает технологии, об особенностях дальнейшего функционирования этой площадки. Поэтому, я думаю, что без изменений в законодательстве это не может быть реализовано. Например, кто-то из тех, кто будет нам давать технологии, будет просить о налоговых льготах и тому подобное.

Какие украинские заводы готовы принять трансфер технологии полного цикла производства вакцин? 

Некоторые.

Можете назвать?

Нет.

Почему?

Зачем сейчас об этом говорить? Это крупные заводы, как минимум три.

Я не буду сейчас говорить вещи, которые не подкреплены определенными действиями. Я вам рассказываю идеологию. Что с той стороны кто-то рассматривает вопрос возможности передачи технологий в Украину, а с этой стороны кто-то готов принять. Но пока нет подписанных меморандумов и нет понимания, что должно гарантировать государство, чтобы это произошло. Пока все еще на стадии переговоров.

Также вопрос трансфера технологий производства вакцин не надо сужать исключительно до вакцины против коронавирусной болезни. Но если мы делаем трансфер технологии также и тех вакцин, которые входят в Национальный календарь прививок, фармацевтическая компания, которая забирает этот трансфер технологии, инвестирует собственные средства в модернизацию линий или строительство линий для производства этих вакцин.

Компания инвестирует собственные деньги и соответственно хочет, чтобы ей гарантировали государственный заказ?

Они же это делают для чего-то, это частный бизнес. А бизнес работает для прибыли.

Поэтому нам надо говорить и просчитывать. Например, это может быть публичный договор между государством, заводом, который передает технологии, и заводом, который их получает, о трехлетнем — пятилетнем заказе. Но появляется потенциальный риск, что кто-то предложит более низкую цену на покупку этой вакцины за рубежом, чем та цена, которая у нас будет в государстве.

И что тогда? 

А тогда… Опять же так, давайте все отдадим на закупку – и нет никакой фармацевтической независимости. Потому что, не модернизировав систему, не запустив производство, мы остаемся полностью зависимыми от других.

Сейчас переговоры о трансфере технологий находятся, на каком этапе?

Я их точно начал. С американскими партнерами и с партнерами из Евросоюза.

Но договоренностей пока нет?  

Да.

И как вы оцениваете наши шансы на то, чтобы иметь собственное производство?

Как большие. Следите за новостями. Я не хотел бы, чтобы меня сейчас подлавливали, что Ляшко пообещал…

Да вы уже столько всего пообещали. И 5 миллионов вакцинированных, и собственное производство вакцин, и – изюминка – страховая медицина.

Да, но с какого года?

Я даже не спрашиваю, с какого года. Это старая байка, никто не воспринимает ее всерьез. Обещание Зеленского, которое уже выполняли три министра и вот собирается выполнять четвертый.

Который займется этим вопросом, выйдет и скажет: либо это будет, либо нет. Поверьте, я тот министр, который не боится говорить о том, чего не произойдет.

Значит, возможно, вы выйдете и скажете: медицинского страхования не будет?

Если мы сейчас соберемся всеми платформами, поговорим с бюджетным, налоговым комитетом, а также с профильным комитетом, с Минфином, с НСЗУ и решим, что не получается. Но я уверен, что получится.

Автор: Виктория Гуерра

Источник: LB.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий