Министр Владимир Омелян: Мне надоела эта должность, но я не уйду – никому такой радости не подарю

17.09.2018 – 13 сентября правоохранители сообщили о подозрении министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, а уже сегодня Соломенский суд Киева избирал для него меру пресечения. Суд принял решение отдать Омеляна на поруки министра по вопросам молодежи и спорта Игоря Жданова и народного депутата «Народного фронта» Федора Бендюженка.

Читайте также: Владимир Омелян: На железной дороге всем надоело, что нет никакой перспективы, что плохие условия работы и никаких улучшений не планируется

Бизнесмен Алексей Вадатурский: В Министерстве инфраструктуры нас сделали врагом №1

Правительство миллионеров. Что показали декларации украинских министров

Виталий Руденко: Иногда удивляюсь их жадности. Дубневичи сегодня монополизировали тендера на «УЖД» на несколько миллиардов гривен в год

Председатель «Укравтодора» про свою зарплату, основную беду украинцев и где брать деньги на ремонт дорог

Детективы Национального антикоррупционного бюро под процессуальным руководством Антикоррупционной прокуратуры обвиняют Омеляна по двум статьям: незаконное обогащение и не декларирование доходов (ч.3 ст.368-2 и ст.366-1 Уголовного кодекса Украины). Сам министр сразу же начал активно оправдываться: мол, ему вручили подозрение за «незаконное обогащение» десять лет назад.

Речь шла о «пользовании или приобретении» машины для брата и не декларировании проживания в доме в течение двух недель в 2016 году. НАБУ сразу же среагировало: «Информация, которую распространяет министр инфраструктуры Украины относительно содержания сообщенного ему подозрения в незаконном обогащении и декларировании недостоверной информации, не соответствует действительности и вводит в заблуждение общество».

Согласно сообщения Бюро, Омеляну инкриминируются исключительно те действия, которые совершены в период с апреля 2015 года по настоящее время. По данным НАБУ, в мае 2015 года министр приобрел в собственность новый автомобиль BMW Х5, стоимостью 1,415 млн. грн., зарегистрировав право собственности на своего брата.

Следствие утверждает, что внедорожник находился в фактическом владении, пользовании и распоряжении чиновника. «Этот факт в е-декларации министра за 2015 и 2016 годы отражения не нашел. Так же, как и право пользования, домом в пригороде Киева площадью около 270 кв. м и стоимостью почти 6 млн. грн., в котором он проживал с начала декабря 2016 года (сведения должны быть указаны в декларации за 2016 год, но этого не произошло)», — подчеркнули в НАБУ.

Там также добавляют, что министр не имел законных источников происхождения сбережений в размере $90 тыс. и 25 тыс. евро — сведения об этих средствах указаны в декларации за 2015 год как такие, что находятся в собственности Омеляна. Следствие также установило, что министр пытался скрыть нарушения и незаконно влиял на результаты проверки, которая проводилась в отношении него НАПК.

Омелян повторно опроверг все выдвинутые обвинения во время брифинга, который дал вчера вечером. Правда, на этот раз он был осторожнее в формулировках и сказал, что без адвоката подробно обсуждать обвинения не будет.

«Главком» успел записать большое интервью с министром еще до всех этих событий. В первой части разговора Омелян рассказал, как правительство планирует решать проблему аварийных мостов, о претензиях к новому менеджменту «Украинской железной дороги». Во второй части беседы речь пошла об изменениях на рынке автоперевозок, новых лоукостерах, идущих с Украины. Министр также рассказал, почему его дети рождаются в США.

Кроме того, в связи с коррупционным скандалом, который разгорелся вокруг Омеляна, в конце этой недели, редакция также добавила в интервью несколько вопросов и ответов, которые прозвучали вчера во время срочной пресс-конференции министра.

НАБУ объявило Вам о подозрении в незаконном обогащении и не декларировании имущества…

Брал ли я взятки? Или отстаивал интересы олигархов? Однозначно, нет, ибо иначе именно это было бы в подозрении. Буду защищать свое имя, буду требовать привлечения к ответственности следователей НАБУ. Хочу заявить, что на меня оказывается давление со стороны руководства НАБУ. Мне известно о фактах политического сотрудничества руководства НАБУ с украинскими политиками, и об этом я буду говорить в суде.

Надо учесть, что НАБУ против меня работало над делом полтора года. Интересовались, чем я жил, чем дышал, где я спал и чем питался. Но не нашли ни офшоров, ни огромных счетов, ни драгоценностей, ни незаконно приобретенных состояний.

«Я сейчас не готов без юристов это все подробно обосновывать» 

По информации НАБУ, только за 2015 год Вы задекларировали дорогой внедорожник и немало наличных в долларах и евро — на 4,2 млн. грн. Тогда как ваш официальный доход с 2000 по 2018 годы составил 2,17 млн. грн. Как вы это прокомментируете? 

Я все данные отмечаю в декларации. В этих обвинениях речь не идет о нарушении ни на десятки, не на сотни миллионов гривен. Кое-кто отдыхает на суммы большие, чем мои сбережения за всю жизнь. Что касается автомобиля, то его купил мой брат. Он более 10 лет работает в иностранных компаниях, и получают зарплату на порядок большую, чем я.

В 2017 году наша семья переехала за город. У меня было старое Volvo, непригодное для дальних расстояний. Поэтому я попросил у своего брата BMW, задекларировал его, и договорился пользоваться им, пока не приобрету новый автомобиль. Надеюсь, это будет электромобиль.

Я все время пользуюсь служебным автомобилем. Я сейчас не готов без юристов более подробно это все обосновывать.

Подадите ли Вы в отставку?

Честно говоря, мне эта должность надоела до печенок. Кроме того, я убежден: как только уйду с поста, 99% публичных обвинений исчезнет. Но я такой радости на этом этапе никому не подарю.

НАБУ требовали в суде 5 млн. грн. залога. Готовы ли Вы были бы заплатить? 

У меня нет 5 млн. грн. У меня семья, двое детей, они должны как-то жить. Что будет на суде — увидим. Готов к любым вариантам, даже готов пойти путем Нельсона Манделы (Омелян подразумевает отсидеть срок в тюрьме).

Ваша младшая дочь Анна родилась в США. Перед тем и сын Марк появился на свет тоже в Америке. Вы выбрали не какую-то из стран Европы, а именно Соединенные Штаты, которые сразу предоставляют гражданство детям. Почему был именно такой выбор оба раза? И Вы уже зарегистрировали Анну в Украине, как обещали журналистам?

Да, в обоих моих детей украинское гражданство: и у Марка, и у Анны. Считаю, что я детей рожаю не для Facebook, не для СМИ. Мне было интересно увидеть, что мы конкурируем с королевской семьей Британии во время рождения нашего ребенка по количеству упоминаний в прессе. Хочу успокоить украинскую общественность: я имею только украинский паспорт и работаю на Украину. Это видимо то, что должно было бы волновать налогоплательщиков. Относительно того, кто мои дети, бабушки и дедушки: они – не министры. Министром работаю я.

Я предоставил все объяснения в Facebook, которые считал возможными. Хотя я не поп-звезда или мега-топ-олигарх, который владеет Бог, знает чем, и непонятно, откуда оно взялось. Копаться в этом я не хочу. Я думаю, что через 18-20 лет общественности будет наплевать на мою дочь, а я останусь со своими детьми.

Кроме Марка и Анны — детей от второго брака – у Вас есть еще старший сын Северин. По данным прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры, Северин имеет австрийское гражданство, а Марк и Анна – американское. 

Власть должна была бы строить страну для следующих поколений, для своих детей… 

Я имею только украинское гражданство. В жизни мне дважды попадалась возможность его изменить и остаться в гораздо более развитых странах, чем моя по состоянию на сегодня. Но я в Украине и в Украине останусь.

«Мы планируем заставить перевозчиков отказаться от «Спринтеров» 

Страна не первый год переживает волну страшных ДТП с маршрутками. Вы говорили, что контроль над перевозчиками осуществляет полиция. Как это происходит?

Относительно абсолютных цифр, то на самом деле мы имеем обратную картину ДТП, чем это есть сейчас в публичном восприятии этой ситуации. Если в 2015 году в ДТП погибли более 5 тыс. людей, то в 2017 году примерно 3,5 тыс. В первом полугодии этого года мы имеем очередное сокращение смертности где-то на 10-15%. Конечно, ДТП которые попадают в Facebook, действительно резонансные, много людей погибает одномоментно, это ужасная картина…

С апреля этого года мы начали совместные рейды с Нацполицией. После ряда ДТП эта работа тогда была усилена. Проблема в том, что у нас до сих пор действует мораторий на проверки: выехать на автобазы и проверить перевозчика, мы не имеем права. Это можно делать только когда есть согласованная, рассматриваемая жалоба, процедура же согласования занимает длительное время.

Мы обратились в Кабмин, чтобы этот мораторий отменить в части перевозчиков для транспортной инспекции. Я очень просил и транспортных инспекторов, и Нацполицию не заниматься формальными вещами, не придираться к наличию или отсутствию брызговиков или еще чего-то в автомобиле.

Мы должны зачистить рынок от «черных перевозчиков». От людей, которые ездят на переоборудованных грузовых бусах в пассажирские, без всякой лицензии. Нелегалы реально подрывают рынок, они демпингуют, носятся по трассам со скоростью более 150 км в час, а это вообще недопустимо для микроавтобусов.

Второй вопрос — убрать так называемые «Спринтеры» из межобластных перевозок. Не одномоменто по всей Украине, но там, где могут ходить «Неопланы», должны ходить «Неопланы» — автобусы на более чем 20 посадочных мест.

С 1 января 2019-го мы планируем запустить обязательные тахографы, устройства, которые считывают скорость транспортного средства на коммерческом транспорте. Плюс — ограничение максимальной скорости для автобусов: максимум 110 км в час.

Мы планируем заставить перевозчиков отказаться от «Спринтеров», как класса и перейти на туристические автобусы. Но это требует государственной поддержки, потому что перевозчики справедливо замечают: стоимость нового автобуса плюс-минус 200 тыс. евро. Применяемые транспортные средства на «Евро-3», «Евро-4» запрещено продавать в Украину, хотя они намного дешевле. В целом же я считаю, что здесь перспективы хорошие, главное, чтобы правительство сейчас поддержало это накануне предвыборной гонки.

Вам известно, что на определенных маршрутах перевозчики вступают в сговор? Например, цена внутри страны на маршрутах с одинаковыми расстояниями может различаться в полтора раза, а то и вдвое.

Министерство не вмешивается в ценовую политику, ее регулирует рынок. То, о чем Вы говорите, — это естественный заговор, и в этом Украина не уникальна. Там, где большая интенсивность движения, в нормальных странах возникает естественная конкуренция, там количество участников намного выше. Перевозчики стабилизируют среднюю цену. Если определенным направлением пользуется меньше людей, то цена будет выше, потому что рентабельность таких услуг ниже. И конкуренция гораздо ниже.

Ценовое регулирование — не функция министерства. Для того чтобы не было сговоров на уровне чиновников, которые продвигают свои компании-перевозчики и зарабатывают на этом нелегальные средства, мы максимально либерализовали правила выдачи лицензии на перевозку. Сейчас ее просто получить по заявительному принципу: подать 5 или 7 документов в министерство, в течение короткого времени получить согласие, если ваши автобусы соответствуют нормам, если техника безопасности соблюдена и у вас есть опыт работы.

Внутри области выдают маршруты на уровне облгосадминистрации, района – на уровне райгосадминистраций, города — горсовета. Единственное, что мы смогли сделать — это упростить правила этих конкурсов.

Не может ли возникнуть ситуация, что перевозчики сговорятся, например, возить людей не за 40 грн., а за 300-400? А людям надо ехать…

Я не допускаю себе такой ситуации, потому что если будет слишком высокая рентабельность, получится как с аптеками. Когда поняли, что фармацевтика – дело прибыльное, начали открывать много аптек и, соответственно, цены на лекарства начали падать. Такое было, например, и с караоке… Чем больше участников, тем ниже падает цена.

«Если закрыть плохие авиакомпании, то кто будет летать?» 

Ситуация с авиаперевозками. Этим летом в Украине произошел настоящий коллапс: люди не могли вылететь на отдых или вернуться с него. Журналист Александр Дубинский утверждает, что один из основателей компании SkyUp, которая тоже имела проблемы, — ваш родственник. Правда ли это? 

(Смеется) Да Вы что!? А где он такое писал? На самом деле я глубоко уважаю этого журналиста, тем не менее, здесь он в очередной раз врет. Я являюсь счастливым министром в том смысле, что у меня нет никакой компании, созданной для того, чтобы обслуживать мои интересы. Ни до моего пребывания в Министерстве инфраструктуры, ни во время.

И родственников, и даже свою жену во время своей работы еще заместителем министра инфраструктуры я предупредил, что если, не дай Бог, она получит любой заказ на пошив одежды от компании, которая тем или иным образом связана с транспортной отраслью, она должна отказаться, даже если это будет означать убыток. Это репутационные потери для нас.

Я понимаю позицию господина Дубинского, понимаю, чего он нервничает сейчас из-за SkyUp, точнее, он не нервничает, а другая компания. (Омелян намекает на МАУ, владельцем которой является олигарх Игорь Коломойский, который также контролирует телеканал 1+1, где работает Дубинский, что связано с господином Дубинским). Ничего страшного, они пережили Ryanair, переживут и SkyUp. Я ценю роль МАУ в развитии авиации Украины. Украине важно, чтобы эта компания развивалась. Как бы там не было, это украинская авиакомпания. Даже, если она основана в офшоре.

SkyUp в свое время с помпой запускался, говорили, это будет государственный лоукостер. Действительно ли теперь внутренние авиаперевозки стали доступнее? 

По SkyUp — они молодцы хотя бы потому, что инвестируют в покупку самолетов, ожидается третий самолет, со сроком эксплуатации от 3 до 5 лет. Они поместили заказ на первые «Боинги», на пять единиц. Я считаю, что задача их поддержать, моя задача как министра, чтобы и на внутреннем рынке авиаперевозок, не только на международных направлениях, была нормальная конкуренция. Нормальная конкуренция будет, когда будут действовать 2-3 компании.

Мы сейчас проводим переговоры еще с одной компанией, которая, я надеюсь, в этом году объявит о намерении летать внутри Украины.

Можете ее назвать?

Переговоры еще продолжаются.

Цены сравняются, условно говоря, с железнодорожным транспортом? 

Собственно, наша цель в том, чтобы была одинаковая цена, и люди просто сами выбирали с учетом того, чтобы было время доехать, пройти чекин, чтобы сам полет был непродолжительным. А поездом удобно, потому, что этот маршрут из центра города в центр города. То, что предлагает SkyUp, не предлагает пока ни одна другая компания. Они ориентируются на цену условно Киев-Одесса или Харьков-Одесса, это от 500 до 1000 грн. за билет. Это уже конкурентно даже сравнивая с поездом.

Такие «дешевые» рейсы уже выполняются?

Нет, планируют с сентября запуститься. Сейчас ждут третий самолет.

Вы в Facebook обнародовали рейтинг пунктуальности авиакомпаний, и перевозчик Bravo оказался где-то в конце списка. Действительно ли, Bravo – это просто переименованные «Средиземноморские авиалинии», к которым в свое время тоже было немало претензий. 

В свое время Туркменистан предъявлял претензии по поводу исчезновения «Аэросвета» и появления МАУ. Они считают, что связь есть, мы считаем, что нет. Относительно связи между Bravo и «Средиземноморскими авиалиниями…», владелец утверждает, что нет. Насколько это все правдиво, я не готов сейчас комментировать. Возможно, это даже не моя функция. По закрытию… Если закрыть плохие авиакомпании, то кто будет летать?

Они просто уйдут на другой рынок, и украинцам не станет альтернативы дешевого авиасообщения. Я точно не являюсь фанатом Bravo, у меня с ними очень непростая дискуссия. Мы договорились, что они сейчас обновят салоны своих самолетов, будут больше внимания уделять пунктуальности. Посмотрим, как они смогут это сделать.

Но в последнее время меня не радует компания Ernest Airlines из Италии. Будто молодая компания, но практикуют постоянные отмены рейсов со Львова, с Киева — это выходит за любые рамки. Я вынужден обратиться к итальянским органам власти, чтобы приняли какие-то меры.

Вы можете наказывать непунктуальных авиаперевозчиков? 

Мы штрафуем, Госавиаслужба это делает постоянно. Штраф выписывается, техническое состояние самолетов усиленно инспектируется.

Каков порядок этих штрафов? Это сколько?

Это может быть и сотни тысяч гривен, в зависимости от каждого конкретного случая. Все штрафы прописаны в авиационном кодексе, и они не являются низкими.

Платят?

Да.

Какие выводы были сделаны после этого туристического сезона? Бывало, Вы писали в Facebook, что проблемы решены и все улетели, и здесь опять кто-то застревает… 

Когда писал, что проблема решена, это касалось больше чем тысячи людей, которые застряли одномоментно. Проблема была решена с авиакомпанией Bravo, и все люди были перевезены. Потом, когда что-то происходило, речь шла про десятки-сотни людей. Значит, масштабы были уже не те. Задержки есть, и это проблема. Рынок оказался не готов к такому количеству отдыхающих.

Когда все говорят об ухудшении, обнищании и развале, мы можем это опровергнуть четкими цифрами: пассажиропоток чартерных рейсов вырос вдвое с 2015 года. Количество украинцев, которые летают отдохнуть заграницу, выросло даже более чем вдвое.

Когда мы говорим, что мы перевезли в сезоне 2,5 млн. пассажиров, и из них где-то тысяча попала в какую-то передрягу, в процентном соотношении это небольшая цифра. Но это неприятно. Я надеюсь, относительно туроператоров будут задействованы соответствующие меры, но приятно, что они более ответственно стали относиться к своей работе. Если раньше туристы останавливались посреди поля, самолета нет, туроператора нет, то сейчас они (туроператоры) уже общаются с людьми, объясняют, забирают в отеле. Кстати, в Европе ежесуточно в 50 тысяч пассажиров задерживаются вылеты.

Авиационный рынок быстро растет. Не хватает всего: самолетов, пилотов, возможностей. И это не только в Украине, это во всем мире. Еще одна проблема – возродить школу пилотов в Украине.

Пилоты бегут заграницу?

Убегают, но тут тоже трагедии на самом деле нет. Пилот не убегает куда-то навсегда, работает в какой-то авиакомпании, но у него семья и дом остаются здесь. Он возит деньги в Украину. Это гораздо лучше, чем любой гастарбайтер, который уехал и не вернулся.

Здесь работает рынок. Если хотите получить качественного специалиста, то ему надо платить деньги. Если отнестись к этому прохладно, то будете иметь проблемы. Такие проблемы есть в Ryanair.

Вы заявляли прессе, что не будете выдавать лицензии перевозчикам, у которых лайнерам более 20 лет. После того появилась волна критики со стороны экспертов, которые говорили, что 20 лет — это не возраст для самолета при условии надлежащего техобслуживания.

20 лет — это брался средний показатель. На самом деле ключевым для авиации является показатель налета — то есть в среднем 20 лет это 55-65 тыс. часов. Есть такая статистика, что после 20 лет количество поломок самолета растет в геометрической прогрессии – так произошло и в Украине. Некоторые авиакомпании, максимально нагружая свой флот, считали, что могут сделать обещанное количество рейсов гарантированно. А оказалось, что нет. Потому что на каждый второй-третий рейс самолет ломался.

Мы объясняем: да, дешевле взять в лизинг или купить подержанный старый самолет, но надежность нового будет в разы выше. Хочу подчеркнуть, что самолетами летать не страшно, за техническое состояние мы отвечаем: если Госавиаслужба проверила самолет, а с ним после этого что-то произошло, то кто-то идет в тюрьму. Не штрафы, не суды, а тюрьма.

«Прозорро» — хороший инструмент, но в случае дорог не все так просто. 

Еще одна больная тема — ремонт дорог. На ремонтах дорог практически во всех областях Украины зарабатывают конкретные люди.

Не мои родственники, надеюсь?

Дороги ремонтируются. Люди видят, что ремонты осуществляются в каждой области. Дорожная реформа является самой популярной среди украинцев, ее поддерживают более 60% людей. Благодаря Дорожному фонду мы впервые получили гарантированный объем средств на каждый год. В случае тендеров, которые проводятся в рамках «Укравтодора» относительно ремонта 47 тыс. км автодорог, я спокоен за ситуацию, там нормальная конкуренция, нет экономии средств, а имеется гарантия качества от подрядчика минимум на пять лет.

В городах ситуация хуже. На города мы вообще повлиять не можем. Они самостоятельно проводят тендеры, самостоятельно заказывают все работы. С областями тоже ситуация хуже. Был выделен огромный ресурс, более 11 млрд. грн. в этом году на областные дороги. И когда увидели, что кто-то продолжает игнорировать проблему дорог, мы начали публиковать рейтинг областей, чтобы все люди видели: деньги есть. Просто область их не использует или использует неэффективно.

«Прозорро» — хороший инструмент, но в случае дорог не все так просто. Представители европейских компаний говорят: Владимир, если у вас единственный критерий это цена, мы никогда не выиграем. Всегда местные компании выигрывают, потому, что они предлагают более низкую цену, но не высокое качество. Поэтому мы сейчас работаем с командой Максима Нефедова для того, чтобы ввести другие критерии, кроме цены в систему «Прозорро».

Читайте также: Замминистра Максим Нефедов: На государственную службу легче попасть, чем из нее уйти

Мы хотим ввести ряд ограничений, в частности, относительно того, если компания выиграла тендер, минимум 60% работ в рамках тендера должна выполнять эта компания. Не может быть субподрядов на огромный объем.

Как контролируется качество ремонта? Например, на трассе Киев-Одесса снова ямы. 

Спросите тех, кто ее строил и ремонтировал. Червоненко (экс-министр инфраструктуры) очень любит комментировать, что и как он это построил, а преемники все развалили. У него спросите, чего он так плохо построил, что трасса развалилась сейчас на куски.

Одним из элементов, который действительно предотвращает коррупцию и технологические нарушения, является простая гарантия. Каждая компания, которая будет выполнять подряд в рамках тендера, подписывает обязательство, что пять лет, а со следующего года — 10 лет, она в рамках контракта будет вынуждена устранить все дефекты на дороге, вызванные некачественным строительством. Они это делают. И каждый год мы проверяем.

Конкретно трасса Киев-Одесса. Кто и как контролирует эти аспекты?

Все дороги, которые делались раньше, вообще были без гарантии. Дорога Киев-Чоп, которая строилась под «Евро-2012», имела гарантию один год. В рамках Киев-Одесса то, что мы сейчас ремонтируем, гарантия будет.

У нас дыра в бюджете и МВФ требует сбалансировать наши расходы. Есть ли опасность, что это случится за счет как раз инфраструктурных проектов?

Так всегда случалось. Я очень рад, что есть Дорожный фонд, это большая победа для отрасли. Если бы не было Фонда, все работы остановились в июне или июле. Этого не произошло, это защищенная статья. Я не вижу своей сейчас угрозы. Есть временные проблемы, но это не хронического характера.

Вы упомянули о Червоненко. Он утверждает, что дьюти-фри в аэропорту «Борисполь» принадлежит народному депутату из «Народного фронта» Иванчуку, который делится доходами с Арсением Яценюком. И еще ни одной копейки «Борисполь» с этого дьюти-фри не получил. Что Вам об этом известно?

Я думаю, что в жизни господина Червоненко было много ярких эпизодов, которые он не любит вспоминать, тем не менее, о которых все знают.

О ситуации с дьюти-фри в «Борисполе»: работает одна из крупнейших компаний мира. Думаю, по доходности «Борисполь» доволен сотрудничеством с ними. В отношении всех остальных случаев, я не готов комментировать, возможно, это может лучше прокомментировать господин Рябикин (гендиректор аэропорта «Борисполь» Павел Рябикин).

Автор: Наталья Сокирчук

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий