Что же такое органик, как его выращивать, проходить сертификацию, куда продавать, и кем представлен украинский рынок. Реальный опыт.
Что такое органические продукты, даже сейчас понимают не все потребители, а относительно их влияния на организм ходят легенды. Одни считают «органик» очередной модой, другие уверены в пользе этих продуктов.
Действительно ли они полезны? Что нужно для их выращивания и почему это непростое дело?
ЭП подробно объясняет, что такое «органический» бизнес, как проходить сертификацию, какой может быть рентабельность для производителей такой продукции и что выращивать сейчас, чтобы быть в тренде на мировом рынке.
Что такое органик
Картофель или молоко от «бабушек» – это не органик. Локальные фермерские продукты — тоже. Органический продукт – это тот, при выращивании которого не используют ядохимикаты, синтетические минеральные удобрения, генетически модифицированные организмы. В животноводстве не применяют гормоны, стимуляторы роста, антибиотики.
Все условия, которым должны соответствовать органическое производство и продукты, описанные в законе №2496-VIII. То, что они соблюдены, может подтвердить только сертификат. Без него наносить логотип и позиционировать продукт как органический нельзя.
Органическое производство минимально влияет на природу. Все растет и развивается в условиях, максимально приближенных к естественным показателям.
Значит, organic — это не про прямую пользу для здоровья, это больше про сохранение природы и разумное хозяйствование.
Впрочем, в мире до сих пор не прописаны требования к упаковке органической продукции, поэтому экотовары иногда пакуют в пакеты-шуршики или другую тару, которую сложно переработать.
По чьим правилам играет украинский рынок
В Украине для сертификации до недавнего времени использовали европейское законодательство. Хотя украинский закон уже есть, сейчас прописывают механизм его действия и гармонизируют его нормы с европейскими практиками.
Постановление Кабмина №970 от 2019 года утверждает порядок органического производства и оборота продукции, а №1032 – сертификации.
Как маркируют органические продукты
Официальный европейский логотип органических продуктов питания – это знак «Евролисток» (12 звезд на зеленом фоне). В 2019 году разработали украинский логотип. Использовать его начнут с февраля 2021 года.
Как получить органик-сертификат
В Украине 18 органов по сертификации аккредитованы на международном уровне и включены в официальный перечень органов сертификации в органической сфере. Среди них — ООО «Органик стандарт».
Директор компании Сергей Галашевский рассказал, как происходит процедура сертификации.
Сначала предприятие подает заявку. Затем подписывает договор с органом сертификации и готовится к инспекции.
Далее самый сложный этап — проверка. Инспектор выезжает на производство. Проверяет, какие семена использует фермер, чем удобряет землю, как бережет почвы, как и где, хранит продукт. Результат – сертификат или отказ в его выдаче.
«Стоимость сертификата рассчитывают индивидуально. Она зависит от многих критериев, стандартов, категорий деятельности, количества мощностей производства», – пояснил Галашевский.
Сертификат выдают на год. Компания проводит анонсированные и внезапные проверки органического производителя, а также ведет дистанционный мониторинг в течение года.
На сайте есть реестр операторов, в котором можно проверить компанию по номеру сертификата.
Что органическое выращивают в Украине
Зерно, молочные продукты, крупы, мясо, фрукты и овощи – в лидерах. Однако ассортимент в магазинах до сих пор неполный.
На полках, кроме перечисленного, есть яйца, мука, макароны, масло, соки, травяные чаи, шоколад, мед, специи, консервированные продукты (ягодные пасты, джемы, сиропы), полуфабрикаты, снеки.
Где продают
Развитие внутреннего рынка органических продуктов тормозит низкая покупательная способность и неосведомленность населения.
В ЕС с этим работают на уровне государства. В 2021 году там планируют выделить 40 млн. евро на популяризацию органического производства, в том числе на кампании по повышению осведомленности потребителей.
В Украине же открывают органические фермы, чтобы отправлять продукцию на экспорт.
«По итогам 2019 года Украина заняла общее второе место среди всех стран по объемам поставок органической продукции в ЕС, но по стоимости мы не вошли даже в десятку. Одна из причин – Украина экспортирует преимущественно сырье и продукцию без добавленной стоимости», – пояснил Галашевский.
Сколько органик-производителей в Украине
По данным мониторинга Минэкономики, в конце 2019 года в Украине было 617 органик-производителей, из них 470 – сельхозпроизводители. В ноябре 2020 года зафиксировано 722 оператора органического рынка.
Площадь земель с органическим статусом — 384,5 тыс. га и почти 84 тыс. га – со статусом переходного периода.
Реальный опыт
ЭП пообщалась с тремя органическими производителями, чтобы понять, как они работают, сколько им «стоит» быть органическими, сложно ли проходить сертификацию и насколько себестоимость органического продукта больше традиционного.
Забегая вперед, уточню, что большинство из них отмечают, что рентабельнее делать продукт с добавленной стоимостью, а не быть сырьевым придатком, и все настроены на продажи за рубеж.
Выращивание голубики: ООО «Органический сад»
Компания работает с 2017 года. На Львовщине выращивает голубику под торговой маркой Stynava Organic Garden. Для этого арендовала 48 га земли. Сейчас голубика растет на 12 га, есть подготовленный участок на 6 га. Остальную площадь надо разлесивать.
«Мы единственные в Украине имеем промышленную плантацию органической голубики в Карпатах. Процесс сертификации органического производства начали сразу после приобретения земельных прав. Этот участок не использовался для конвенционного сельского хозяйства, поэтому мы обходим процедуру перехода от интенсивного к органическому хозяйству.
Этот период может длиться пять лет. По правилам, сначала надо сертифицировать поле и только потом, при условии соблюдения органических стандартов, получить сертификат на выращенную продукцию», – рассказал директор производства Богдан Боднар.
В 2020 году стоимость сертификации составляла более 22 тыс. грн. На каждый новый урожай нужен отдельный сертификат.
Инспекторы проверяют документацию предприятия и соблюдение инструкций по ведению органического производства: правильное применение разрешенных средств защиты и питания растений, сохранение экосистемы, действия для восстановления плодородия почвы и природных ресурсов, предотвращения эрозии.
«Себестоимость ягоды формирует агротехника – цена средств защиты растений и питания – и стоимость человеческих ресурсов. Цены на данные ресурсы в двух вариантах (при органическом и традиционном выращивании) почти одинаковые.
Единственное отличие, что в органике средства защиты и питания применяют чаще. Это, на мой взгляд, удорожает конечный продукт примерно на 20%», – поделился предприниматель.
В 2020 году ООО «Органический сад» получило первый урожай. Всю ягоду продали в Украине. На зарубежные рынки планируют выйти через два года самостоятельно или путем кооперации с другими производителями, чтобы сформировать соответствующую партию ягод.
Производитель молочной продукции и мяса ЧАО «Этнопродукт»
Это украинско-швейцарское аграрное предприятие с замкнутым циклом производства органической сельхозпродукции. Ферма и земля находятся на Черниговщине.
По словам члена наблюдательного совета предприятия Андрея Николаюка, все поля соответствуют требованиям органического производства.
Первый органический сертификат получили в конце 2010 года. Сейчас изготавливают только органические молочные продукты. Планируют расширять ассортимент.
Цены сравнивать сложно, поскольку более 50% молока производят домохозяйства. По приблизительным подсчетам, разница в цене составляет около 20%.
«Ранее основное количество произведенного продукта на полях мы экспортировали на требовательные рынки Западной Европы. Среди клиентов были мировые производители продуктов детского питания, чем мы очень гордимся.
Наше зерно проходило кошерную сертификацию, мы много экспортировали в Израиль. Два года назад решили переформатировать деятельность на производство продуктов с добавленной стоимостью и сейчас над этим работаем», – рассказал Николаюк.
Овощи и травы от ООО «Органик Эксперт»
Предприятие на Киевщине выращивает ревень, огурцы, картофель, спаржевую фасоль, сахарную кукурузу, патиссоны, цукини, кабачки, тыкву, зелень и лекарственные травы. Все под торговой маркой «Осе – органические продукты».
Всю продукцию сбывают в Украине. В 2021 году планируют экспортировать суперфуд ревеня.
«Пройти сертификацию сложно, но сложнее соответствовать стандарту и соблюдать требования. Стоимость сертификации — от 25 тыс. грн. ежегодно в зависимости от объемов и вида деятельности», – рассказала руководящий партнер компании Юлия Ворощук.
По ее словам, органическая продукция иногда дороже на 70%, иногда – на 10%. Бывает, что она стоит столько же, как и товары традиционного сельского хозяйства. Все зависит от состояния рынка.
«Самое дорогое – это труд людей, потом идут семена, саженцы, компосты, технические орудия. Все, что выращиваем, продаем, но рентабельность зависит от рынка. Выгоднее продукт переработать и продавать с добавленной стоимостью. Если работать как сырьевой придаток, то это ненадолго, бизнес потребует постоянных инвестиций. Мы заморозили ревень и начали делать собственные крафтовые джемы, соусы и консервацию – пока как пилотный проект. В 2021 году планируем расширять производство и совершенствовать вкусности», – поделилась Ворощук.
Какие органические продукты перспективны для экспорта
Консультант по международной торговле органической продукцией, председатель правления ГС «Украинский органический кластер» Мария Махновец рассказала о приоритетных направлениях органического производства.
Она отметила перспективы плодоовощного сектора. Компании экспортируют свежие и замороженные продукты, концентраты.
«Не могу сказать, что вижу большую перспективу для готовых органических пищевых продуктов без поддержки государства. К сожалению, мы очень долго обсуждаем экспорт таких продуктов, но не экспортируем. Между тем количество конкурентов постоянно растет. Сейчас во время пандемии наблюдается тенденция к стимулированию странами потребления локально произведенных продуктов, разрушению привычных цепей поставок и уменьшению затрат на логистику», – пояснила она.
Для украинского экспорта интересны ЕС, США, Канада, страны Скандинавии, Китай, Вьетнам, Индия, Япония, Южная Корея, Китай, страны Ближнего Востока, Израиль, Австралия и Новая Зеландия.
Впрочем, есть органик — секторы, которые в Украине еще не начали осваивать. Это ингредиенты для производства пищевых продуктов и косметики, пищевые добавки, органический текстиль.
«Эти направления требуют большего внимания, надо уметь работать глобально. Это не только экспорт и внедрение инноваций, но и импорт для переработки и производства. Для таких стартапов нужен благоприятный бизнес-климат», – добавила Махновец.
2 декабря президент подписал изменения в закон о поддержке сельского хозяйства (законопроект №3295), который, в частности, предусматривает поддержку органических производителей через бюджетные субсидии.
Возвращать планируют до 30% стоимости затрат на сертификацию. Столько же процентов расходов — на приобретение разрешенных средств защиты растений, удобрений, семян и кормов.
В ЕС движение в сторону потребления органических продуктов подкреплено Европейским зеленым соглашением. Это происходит по стратегическим сельскохозяйственным программам «От фермы до вилки» и через биологическое разнообразие.
Полезны ли органические продукты
«Одно из исследований доказывает, что органические продукты полезнее, вкуснее и безопаснее. Впрочем, изучение продуктов показало, что существенной разницы нет», – пояснила врач клиники диетологии Самойленко, Диана Зубач и привела факты из исследований.
Антиоксиданты и цинк, витамин С и железо. Одни исследования доказывают, что уровень антиоксидантов в таких продуктах на 70% выше, чем у традиционных, другие показали меньшие результаты.
«Причина в том, что при выращивании органических продуктов не применяют пестициды, поэтому органические растения продуцируют больше собственных защитных соединений, которые называют антиоксидантами», – объясняет диетолог.
Нитраты. Исследование показало, что их на 30% меньше, чем у традиционных аналогах.
Омега-3 жирные кислоты, железо и витамин D в молочных продуктах. Более высокое содержание этих элементов объясняют свободным выгулом животных и качеством кормов. Однако органическое молоко может содержать меньше селена и йода, а эти два минерала важны для щитовидной железы.
Содержание кадмия на 48% ниже, чем в неорганических продуктах. Однако, по словам диетолога, кадмий в неорганике ниже предела безопасности.
Бактерии. Мясо, которое выращивают традиционно, может содержать больше бактерий, устойчивых к антибиотикам, однако риск бактериального заражения при употреблении органических продуктов такой же.
«Несколько исследований доказывают, что органические продукты содержат больше питательных веществ. Однако обзор 233 исследований показал, что нет убедительных доказательств, что органические продукты более питательны, чем обычные. Также нет достаточных доказательств, чтобы рекомендовать органические продукты вместо традиционных и утверждать, что органические продукты более полезны, чем обычные», – подытожила она.
Зубач отмечает, что на результаты исследований влияют многие факторы, которые невозможно предсказать, например, качество почвы, условия хранения и даже генетика животных.
Автор: Наталья Найдюк
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.