Мировой ритейл открывает Украину

02.08.2019 – В последнее время украинские любители шопинга получают все больше поводов радоваться – в Украину приходят известные мировые бренды. При чем совершенно разнообразные. От представителей массмаркета до торговых марок премиум класса.

Читайте также: Модная детская одежда Сток и Секонд-хенд на сайте Styki

В целом по итогам 2018 года на рынок Украины вышли или вернулись 22 международных бренда. Для большого количества модников самым ожидаемым в прошлом году стал выход шведского H&M. Их первый магазин в Украине появился в Киевском торгово-развлекательном центре Lavina Mall, а уже через несколько месяцев открылся второй киевский магазин в ТРЦ Sky Mall.

К слову, разговоры о приходе этой компании в Украину велись давно. Еще в 2013 году H&M имел подписанные контракты по определенным торговым центрам. Но в связи с кризисом они так и не пришли на рынок. Только после стабилизации ситуации в стране осторожные шведы все-таки решились и, как оказалось, не зря.

Ведь, по словам генерального директора украинского представительства сети консалтинговых компаний NAI Global Виталия Бойко, киевский магазин H&M в Lavina Mall входит в пятерку самых успешных магазинов этого бренда по продажам в мире.

Вслед за H&M в прошлом году в Украину пришел еще ряд известных зарубежных брендов. По данным консалтинговой компании Ukrainian Trade Guild (Украинская торговая гильдия), в 2018 году в нашей стране кроме упомянутого H&M появились магазины одежды и аксессуаров DeFacto, KOTON, Gerry Weber, Baldessarini, AllSaints’, PennyBlack, Tru Trussardi, Laurel, Polo Ralph Loren, Livly, Emporio Armani, Daniel Hechter, Ted Baker.

Кроме того, появились бренды обуви и аксессуаров XTI, Santoni и Alpina. Ювелирный сегмент украинского рынка пополнил TrollBeads, и парфюмерного бренда Kilian и Jo Malone.

Также, в прошлом году в Украине появился японский бренд аксессуаров, товаров для дома и игрушек Usupso. А бренд одежды Zara дополнил свое присутствие в Украине магазинами товаров для дома — Zara Home.

Новые лица моды 

Текущий год также обещает появление в Украине не менее именитых гигантов ритейла. Уже открылись магазины спортивной одежды Decathlon и магазины модной одежды In Wear Matinique и The Kooples. Самым желанным брендом этого года должен стать крупнейший в мире продавец мебели и товаров для дома – транснациональная компания со шведскими корнями IKEA. Ведь разговоры об их приходе в Украину ведутся не один год.

Открытие первого магазина IKEA в Киеве планировалось еще осенью 2006 года, однако тогда этот процесс затянулся из-за проблемы с выделением земельных участков. Лишь в конце 2017 года компания сообщила, что может открыть свой первый магазин в Украине в течение одного-двух лет. Недавно IKEA запустила веб-сайт для украинских потребителей и начала кампанию по набору персонала в Украине.

Также IKEA уже подписала договор на открытие магазина площадью около 6000 кв. м в ТРЦ Blockbuster Mall проспект Степана Бандеры в Киеве, который обещают ввести в эксплуатацию в конце 2019 года. Поэтому, скорее всего, под Новый год на радость киевлянам откроется и первая украинская IKEA.

Но это еще не все. По данным консалтинговой компании Ukrainian Trade Guild, ожидается, что до конца текущего года в Украине появится магазины одежды FUNDAY, а также американский обувной бренд Steve Madden, магазин игрушек Coin и итальянская сеть ресторанов и маркетов Eataly.

Свою деятельность в Украине планирует также американский бренд The North Face, который специализируется на производстве верхней одежды, обуви, рюкзаков, палаток и спальных мешков.

Кроме вышеупомянутых брендов в этом году, по данным менеджера по коммерческой недвижимости NAI Ukraine Марины Супруненко, которая работает с международными ритейлерами, в 2019 году в Украину обещает зайти новый турецкий обувной бренд – FLO.

Также, в Blockbuster Mall впервые на украинском рынке будет представлен турецкий бренд AVVA. При этом Супруненко отметила, что в ближайшие годы в Украине может появиться еще больше именитых ритейлеров. В частности, известный на весь мир элитный Versace.

«Сейчас мы общаемся с большим количеством международных брендов. Мы стараемся, чтобы компании выходили напрямую, но если они не готовы к такому варианту развития, помогаем им находить партнеров. На сегодняшний день превалирует тенденция выходить через франчайзи, поскольку это минимизирует риски, связанные со спецификой локального рынка. Однако есть компании, которые предпочитают работать без привлечения партнеров. В основном, это касается брендов класса люкс. Например, мы общаемся с директором по развитию Versace, они планируют в ближайшие годы развиваться в Украине», — рассказала эксперт.

Также, по словам Супруненко, в тесном контакте представители таких брендов, как американские Bürger King, Starbucks, французская Galleries Lafayette, однако переговоры с ними находятся на разных этапах.

«Среди новых брендов, с кем ведем переговоры и кто готов прийти или уже ищет партнеров: Jennyfer (Франция), AC&CO (Турция), Medicine (Польша), Big Chefs (Турция), Nordsee (Германия)», – сообщила Супруненко.

Быть или не быть?

Почему же такой бум ритейла в нашей стране стал возможен лишь в последние два года? По словам руководителя отдела оценки и консалтинга компании NAI Ukraine Ирины Труновой, активная экспансия иностранных сетей на украинский рынок в последние годы свидетельствует о том, что негативные стереотипы об украинском рынке постепенно разрушаются, и международные компании воспринимают его как очень привлекательный для инвестиций.

Трунова отмечает, что отсутствие многих международных брендов в Украине — это скорее «недоразумение», вызванное не объективными экономическими причинами, а субъективными факторами.

«У каждого бренда может быть своя «история вхождения» в Украине. Какие-то из них совершали неудачные попытки в прошлом, однако вынуждены были отступить из-за сложной политической ситуации. Сейчас, по их мнению, любые угрозы для успешной работы исчезли», — отметила эксперт.

Другие, по словам Труновой, не развивались потому, что их стратегия не включала в себя расширение в нашем регионе.

«Например, французский ритейлер Decathlon недавно изменил правила развития. Ранее сеть выходила только в одну новую страну в год, сейчас этих ограничений нет, и за последние два года Decathlon расширил свою географию с двадцати до 56 стран. Украина оказалась в их числе», — считает эксперт.

Директор по развитию бизнеса компании Ukrainian Trade Guild Сергей Заика считает, что главным фактором, который привлек приход на рынок Украины именно сейчас такие компании, как IKEA и H&M есть, в первую очередь, экономический рост и качество новых строящихся торговых центров.

«Совпало сразу несколько факторов. Если говорить об ИКЕА, то это, во-первых, экономический рост и политическая ситуация в Украине. Во-вторых, компания запустила новый уменьшенный формат, который сокращает сроки выхода и уменьшает риски. В-третьих, качество и количество новых строящихся торговых центров», — отметил Заика.

Действительно, в последнее время в Украине появляется все больше современных крупных торговых центров с развлекательными парками. Ярким примером является киевский Lavina Mall, который был открыт в 2016 году.

Кроме того, в декабре в Киеве собираются открыть крупнейший торгово-развлекательный центр в стране — Blockbuster Mall площадь которого составит 450 тысяч квадратных метров. Стоит отметить, что активное развитие торговых площадей происходит не только в столице, но и в регионах.

Так, в 2016 году в Львове открылся торгово-развлекательный центр Victoria Gardens, который стал самым большим торговым центром Западной Украины.

Менеджер по коммерческой недвижимости NAI Ukraine Марина Супруненко отмечает, что на международных выставках для тех представителей международных брендов, которые мало знакомы с Украиной, настоящим «шоком» явилось и открытие ТРЦ из «сети мега-моллов» — Lavina Mall, Blockbuster Mall, Ocean Mall и ряд будущих объектов.

«Их очень удивляет не только масштаб, но и качество торговых центров, зона entertainment — огромные современные развлекательные парки, которых нет даже в Европе. Международным брендам не приходится объяснять, что расположение магазинов рядом с развлекательными объектами обещает большие доходы», — отметила она.

Также, по словам Супруненко, положительным сигналом для ритейлеров являются показатели их конкурентов. «Когда они узнают, что в Украину пришли Н&М и IKEA, а другие бренды давно и успешно работают в стране, их интерес к рынку резко возрастает и переговоры переходят в другое русло. Чем больше новых брендов выходит на рынок, тем больше растет доверие к рынку у других брендов. Выход новых брендов повышает уровень Украины на международной арене, делая страну все более и более привлекательной», — объясняет Супруненко.

Еще одним позитивным знаком для инвесторов, по словам Ирины Труновой, является признание одним из крупнейших в мире поставщиков финансовой информации Bloomberg украинской гривны как четвертой по эффективности валюты в мире по отношению к доллару в этом году. «Интерес со стороны инвесторов в целом подтверждается более чем успешным привлечением инвестиций под семилетние еврооблигации», — отметила эксперт.

А вот руководитель департамента стратегического консалтинга компании Ukrainian Trade Guild Константин Олейник считает, что во многом приход зарубежных брендов в Украине также связан со снижением маржи прибыльности их бизнеса на существующих рынках.

«Постепенная стабилизация экономической ситуации в Украине совпала с падением потребительских настроений в странах Европы, стремительным развитием online-торговли, высоким уровнем конкуренции в сегменте одежды и обуви, ростом зарплат персонала. Это привело к снижению маржи доходности и накопления товарных запасов, заставив крупные транснациональные ритейлеры искать новые рынки сбыта и открывать магазины в неохваченных странах», — считает эксперт.

Нет предела самосовершенствованию

Приход на украинский рынок в Украину новых именитых игроков придает оптимизма. Однако это вовсе не означает, что можно почивать на лаврах и собирать сливки. В нашей стране остается много проблем, которые тормозят приход инвесторов. И не только в сферу розничной торговли.

Основными барьерами для выхода на украинский рынок, по словам руководителя отдела торговых площадей компании JLL (Украина) Екатерины Весны, является недостаточная легкость в работе бизнеса.

«В Украине достаточно сложная система организации бизнес-процессов. Поэтому владельцам иногда стоит делить риски с потенциальным партнером», — отметила она.

При этом Весна подчеркнула, что для развития ритейла необходима политическая стабильность.

«Если все будет двигаться таким же позитивным трендом как прошлые несколько лет, если новые политические лидеры не изменят кардинально курс, то я думаю, что мы будем видеть новые имена», — подчеркнула эксперт.

Вместе с тем, как считает Сергей Заика, для прихода новых брендов необходимы повышение покупательной способности украинцев и дальнейшее улучшение экономической ситуации.

«Большинство брендов приходит по франшизе, и курсовые колебания несут неподъемные риски. Мы сейчас видим снова всплеск заинтересованности в франшизах, он вызван относительной стабильностью курса за последние полтора года. Если такая ситуация сохранится, то в ближайшее время мы увидим новые бренды в Украине», — отметил эксперт.

Низкая покупательная способность по сравнению с европейскими странами, конечно, может отпугивать инвесторов. Однако не стоит забывать, что наша страна уникальна. Ведь, кроме официальных данных в Украине часть экономики находится в тени.

«NAI Ukraine целенаправленно готовит экономические отчеты для международных ритейлеров: это неотъемлемая стратегия работы с ними. Во время переговоров на любом этапе возникает необходимость представить объективные данные о рынке. Мы демонстрируем показатели с учетом теневой экономики, которые гораздо объективнее отражают ситуацию на рынке, кроме этого, делаем сравнительную характеристику с другими странами. Это является более показательным для инвесторов», — подчеркивает руководитель отдела оценки и консалтинга компании NAI Ukraine Ирина Трунова.

Оказывается, что даже, несмотря на низкие, по сравнению с европейскими странами, официальные доходы населения, потребительские расходы украинцев достаточно высокие.

«Украина занимает девятнадцатое место среди европейских стран по объему потребительских расходов по паритету покупательной способности. По объему розничного товарооборота, Киев занимает место выше Хельсинки – 8,6 миллиардов долларов против 7,5 миллиардов долларов. Но находится на ступень ниже Будапешта – девять миллиардов долларов», — подчеркнула Трунова.

Не пасти задних

Приход именитых раскрученных брендов расширяет возможности украинцев. Но и Украине есть что показать.

По словам Олейника, в 2014-2017 годах и без того ограниченный ассортимент сетей национального масштаба дополнительно сократился, спровоцировав рост вакантности в торговых объектах страны.

«На фоне ограниченного спроса и волны патриотизма ряд управляющих компаний предложили украинским операторам льготные условия аренды, дав толчок украинским производителям и дизайнерам по активному развитию и построению своих розничных сетей», — отметил он.

Это позволило появиться или усилить свои позиции ряду национальных производителей.

Такой всплеск национальных брендов и приход новых зарубежных позволяет украинскому покупателю чувствовать настоящую свободу выбора. Однако во всем есть плюсы и минусы. Приход зарубежных игроков, мягко говоря, не выгоден отечественным производителям. По словам Олейника, рост конкуренции с международными сетями может приостановить развитие молодых украинских сетей, которые не успели наработать лояльность со стороны покупателей. Ведь, увеличение конкуренции означает снижение уровня вакантности в торговых центрах и рост ставок аренды.

Очевидно, что Украина постепенно превращается в современную европейскую страну. И то, что именитые бренды уже не смотрят на нас, как на серую зону, этому яркое доказательство.

Однако не стоит останавливаться на достигнутом. В Украине еще нет многих. Среди ожидаемых можно назвать сеть кафе и магазины Nespresso, универмаги Primark и Uniqlo, Amazon store и концептуальный салон Tesla, фаст фуд сети Subway, Burger King и Pizza hut. Еще можно вспомнить Tk Maxx, CNDK, Abercrombie&Fitch, Forever21, косметику The Body Shop.

Чтобы эти и многие другие бренды хотели работать в нашей стране, украинские чиновники должны день и ночь упрощать ведение бизнеса, развивать экономику и делать все для популяризации Украины в мире. А украинцам стоит повышать производительность, больше зарабатывать, и начать освобождать места на полках в своих шкафах. Новый яркий модный мир входит в нашу жизнь.

Автор: Александр Куницкий

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий