Мэр Тернополя Сергей Надал: Более 60% бюджета города – это выплаты работникам бюджетных учреждений и оплата энергоносителей

03.03.2020 – Сергей Надал находится на посту мэра Тернополя уже второй срок подряд. И планирует снова баллотироваться на ближайших местных выборах. Несмотря на то, что его личный рейтинг в несколько раз выше партии «Свобода», которую он представляет, Надал не намерен идти в другую политическую силу.

Чтобы обновить город, власть Тернополя привлекает долгосрочные кредитные программы под малые проценты.

«Давайте будем откровенны, государство не финансирует крупные инфраструктурные проекты десятки лет. Транспорт, тепловые сети — в изношенном состоянии. Они нуждаются в замене. Другого способа, как привлечь инвестиции для этого, не существует. Самые дешевые инвестиции — это средства международных финансовых доноров, которые мы можем получать на 15-25 лет под 1-5%, в зависимости от формы и условий кредита», — говорит Надал.

От децентрализации органы местного самоуправления, по его словам, получили в основном финансовую нагрузку, в частности, на образование, охрану здоровья, в том числе на больных диабетом, потребляющих инсулин. Такие расходы в этом году из городского бюджета Тернополя будут составлять около 50-60 млн. грн.

О встрече с Владимиром Зеленским, коммуникации с нынешним составом Кабмина, введении коммунальной транспортной компании, инфраструктурных проектах города и политических амбициях, — в интервью LB.ua с Сергеем Надалем.

Сергей Надал — лауреат общенациональной программы «Человек года-2019» в номинации «Городской глава года».

«Тернополь не может быть неким островком, отдельно взятым регионом в Украине» 

Тернополь занял восьмое место по уровню комфорта жизни, по данным группы “Рейтинг” по состоянию на декабрь прошлого года. Вместе с тем, в регионе — одни из самых низких заработных плат и высоких уровней безработицы. В чем причина, по вашему мнению?

Действительно, Тернополь несколько лет подряд попадает в десятку городов по уровню комфорта. Вместе с тем, могу говорить, что мы все-таки не на последнем месте в Украине по уровню заработной платы, мы поднимаемся выше и выше.

Имеется низкий уровень заработных плат, но и ниже стоимость жизни, по сравнению с другими городами Украины. Но, безусловно, мы работаем над тем, чтобы у нас были более высокие доходы населения.

Относительно безработицы, то также не могу с вами согласиться на 100%. Сегодня в Тернополе немало предложений по трудоустройству. Вместе с тем, имеем ситуацию, когда люди в силу различных обстоятельств не идут даже на хорошую работу.

Приведу пример. На коммунальном предприятии “Тернопольэлектротранс” зарплата водителя троллейбуса или автобуса — от 12 до 18 тысяч гривен. Это – довольно неплохая зарплата для Тернополя. При этом гарантируется бесплатное обучение, официальное трудоустройство.

Однако, сегодня – около 25% незаполненных вакансий. Того самого транспорта (автобусов, троллейбусов) становится больше, чем водителей.

Довольно часто молодые люди не соглашаются на зарплату в 7-10 тысяч гривен, объясняя, мол, для чего работать, если мама или папа присылают из Испании 500 евро в месяц. Можно ничего не делать.

Как раз хотела вас спросить, какой уровень миграции, в частности в Тернополе, за последние несколько лет?

Высокий уровень, как и во многих регионах Украины. Хотя точной цифры никто не знает. Немало жителей едет за границу на три-шесть месяцев, некоторые выезжают на постоянное жительство. Видим длинные очереди в банки, где платят средства за рабочую визу. Правда, позитивом является то, что немало средств, которые люди зарабатывают за рубежом, возвращаются в Украину.

Сегодня они (работники) являются одними из крупнейших инвесторов в Украине, в том числе в Тернополе. За что мы очень благодарны.

Что делает местная власть, чтобы уровень эмиграции был меньше? 

Тернополь не может быть неким островком, отдельно взятым регионом в Украине. Любые действия должны быть общегосударственными.

Сегодня критически необходимо создать государственную программу, которая бы давала определенные преференции молодым людям. Надо уменьшать налоговое давление, чтобы предприниматели имели возможность спокойно работать. Но это происходит как раз наоборот: давление усиливается, особенно, на мелкий бизнес, на тех, кто проявляет инициативу, чтобы создать, по крайней мере, одно-два рабочих места, обеспечить себя и свою семью.

Опять же, чтобы люди не уезжали за границу, очевидно, зарплаты должны быть выше, чтобы им были не выгодными заработки.

Во-первых, человек должен иметь гарантии своей работы, своей зарплаты. Не должны меняться условия для бизнеса в зависимости от того, кто выиграет выборы. К сожалению, в нашей стране традиционно весь бизнес после каждых выборов “замирает”, ожидая “сюрпризов”.

Во-вторых, сегодня в Тернополе действует несколько программ, которые стимулируют развитие бизнеса. Мы приняли решение на сессии горсовета, согласно которому всем субъектам хозяйствования, имеющим в аренде земельный участок или коммунальное имущество, автоматически продлевается договор аренды. Без дополнительных согласований, сессий, бюрократических процедур.

Кроме того, в городе действует программа малого предпринимательства, предусматривающая покрытие процентов по кредиту для мелкого бизнеса.

Впрочем, люди не чувствуют уверенности в государстве в целом, в том числе в государственных органах. Инвесторы, с которыми мы общаемся, говорят нам: окей, вы нам гарантируете нормальное общение с представителями горсовета. А кто гарантирует нормальное общение с таможней, налоговой, отсутствие давления со стороны полиции, других правоохранительных органов? Они не чувствуют уверенности, что этого не будет. И мы этого не можем гарантировать.

Если говорить в целом о численности населения региона, то по данным электронной переписи Дмитрия Дубилета, количество населения Тернопольщины – 760 тыс. человек. Согласно статистике, обнародованной на сайте горсовета, в областном центре проживает чуть более 220 тыс.

У нас есть информация из нескольких источников. Первая — та, которую обнародовало правительство по якобы электронной переписи, хотя она странным образом проведена. Вторая — ведем мониторинг количества жителей города по уровню потребления воды, количеству твердых бытовых отходов.

По этим данным, количество населения Тернополя составляет примерно 230-250 тыс. человек. Примерно такая же цифра (220-250 тыс.) — статистика других органов власти. Опять же, их нельзя назвать окончательными, поскольку есть люди, которые зарегистрированы в Тернополе, а есть те, кто временно проживает в городе.

Из около 220 тыс. населения более 60 тысяч — это студенты и учащиеся. В Тернополе есть четыре национальных университета и очень большое количество студентов. А значит, есть те, кто временно (на период обучения) регистрируются и проживают в общежитиях.

Значительным позитивом является то, что несколько лет подряд имеется положительная динамика относительно естественного прироста: в отличие от многих областных центров, в Тернополе рождаемость преобладает над смертностью. А это свидетельствует о том, что все-таки город развивается, и в нем хотят оставаться молодые люди.

«Инвестиции в инфраструктуру города не вкладывались минимум 30-40 лет» 

Какой бюджет города на этот год?

Бюджет, утвержденный на сессии горсовета, составляет 2 млрд. 600 млн. гривен. Он примерно на 360 млн. меньше, чем был в 2019 году. Это обусловлено лишь тем, что государство приняло новую тактику и стратегию. И теперь выплата государственных льгот и субсидий будет поступать из госбюджета непосредственно к получателю, минуя бюджет города.

Если же брать бюджет города по собственным поступлениям, то он вырос более чем на 260 млн. гривен.

В основном бюджет направлен на то, чтобы обеспечить все-таки социальную составляющую. Более 60% бюджета города, это средства, которые предусмотрены на зарплаты работников бюджетных учреждений и оплату энергоносителей. Около 40% бюджета города — это средства, которые предусмотрены на учебные заведения. Все же образование — это будущее нашего города, будущее нашей страны. Это инвестиции, которые положительно повлияют на наш город.

Вместе с этим такая правительственная стратегия свидетельствует, что государство с каждым днем все больше и больше своих полномочий переводит непосредственно на органы местного самоуправления.

Это те расходы, которые легли на местный бюджет в рамках децентрализации?

Именно так. Потому что государство оставило за собой финансирование исключительно педагогических работников. Это зарплаты работников, не являющихся педагогическими работниками, оплата энергоносителей, плюс — финансирование всех внешкольных образовательных учреждений, художественных, музыкальных, спортивных школ, — теперь это проблемы местной власти.

Откуда берете средства? Основные статьи дохода бюджета?

В первую очередь, это налог с физлиц, плата за аренду земли, акцизный сбор с продажи алкоголя и табака.

Около 590 млн. гривен составляет дефицит по специальному фонду местного бюджета…

Это средства, которые предусмотрены по программе сотрудничества с Всемирным банком, где гарантом выступает Минфин. Это привлеченные средства, которыми надеемся, в этом году, наконец, удастся этот проект реализовать.

Мы работаем для реализации проекта по ремонту школ и садиков, включая ремонт фасадов, их утепление, замену освещения. Конечно, что этот проект невозможно реализовать за один год, но это, собственно, те средства, которые должны быть освоены в этом году.

Кроме того, я видела на сайте горсовета информацию о еще нескольких кредитных программах. Там информация за 2018 год. Уточните ее, пожалуйста.

Мы активно привлекаем средства международных финансовых организаций. Эти средства направлены в основном на реализацию инфраструктурных проектов, в частности, сеть теплоснабжения, водоснабжения, транспорт. Будем откровенны, инвестиции в инфраструктуру города не вкладывались минимум 30-40 лет.

Мы имеем несколько проектов, которые реализуем совместно с Европейским банком реконструкции и развития, с Всемирным банком, Европейским инвестиционным банком.

Один из проектов — это реконструкция системы теплоснабжения, который предусматривает замену 4-трубной системы подачи тепла и горячей воды на 2-трубную. Это уменьшит потребление газа, электроэнергии. Кроме того, планируем установить тепловые пункты в каждом жилом доме, что даст возможность обеспечить круглосуточную подачу воды по всему городу.

Следующий проект реализуем с Всемирным банком и «Тернопольводоканалом». Он предусматривает замену сетей водоснабжения, установление единой системы контроля над подачей воды и водоотведением, а также модернизацию строительства новых очистных сооружений и станции обезжелезивания воды. Вода в Тернополе имеет несколько повышенное содержание металлов. Справиться с этой проблемой нам поможет подобная станция.

Какова стоимость проекта?

$36 млн. Все эти проекты – долгосрочные, срок кредитования – 15-20 лет. И реализуются они под минимальные проценты: от 1% до 5%. Их компенсация будет происходить коммунальным предприятием за счет уменьшения потребления, за счет уменьшения расходов.

К примеру, сейчас актуальным вопросом является уменьшение оплаты за теплоснабжение. Первым, кто это сделал в Украине, был Тернополь. Еще задолго до постановления правительства. Потому что на протяжении предыдущих лет мы провели серьезные работы в «Тернопольтеплокоммунэнерго». Как следствие, произошло существенное уменьшение потребления электроэнергии.

Плюс — мы видели ожидаемые цены на газ на 2020 год и отчетность «Тернопольтеплокоммунэнерго». И еще 16 декабря исполнительный комитет городского совета обязал коммунальное предприятие сделать перерасчет по подаче тепла и горячей воды для населения. Это не только за счет уменьшения цены на газ, а и за счет того, что проводили мероприятия по энергосбережению, которые дали существенную экономию.

Если подытожить, какую сумму из местного бюджета нужно платить за месяц или год, для погашения этих кредитов? 

Эти суммы заложены ежегодно в городском бюджете как гарантия. Но платятся они не из городского бюджета, а коммунальными предприятиями. В частности, “Тернопольтеплокоммунэнерго” и “Тернопольводоканал” за счет экономии потребления. Те суммы, проценты, которые уплачиваются значительно в меньших размерах, чем расходы, за счет внедрения нового оборудования и новых технологий.

Значит, обновить инфраструктуру города невозможно без привлечения кредитов?

Невозможно. Давайте будем откровенны, государство не финансирует крупные инфраструктурные проекты десятки лет. Транспорт, тепловые сети — в изношенном состоянии. Они нуждаются в замене. Другого способа, как привлечь инвестиции для этого, не существует.

Самые дешевые инвестиции — это средства международных финансовых доноров, которые мы можем получать на 15-25 лет под 1-5%, в зависимости от формы и условий кредита. Таких дешевых ресурсов, к сожалению, украинские банки не предлагают. Даже для города или коммунальных предприятий они дают кредиты под 18-19% в гривне. Это — чрезвычайно невыгодные условия.

Еще один проект — реконструкция системы наружного освещения, реализация которого также запланирована на этот год. Кредит — 12 млн. грн.

Этот проект хотим реализовать совместно с корпорацией Нефко (NEFCO). Он предусматривает замену всего освещения, которое сегодня работает на ртутной лампе, на новое, светодиодное. Оно — более экономное, а поэтому компенсация этих кредитных средств будет происходить за счет уменьшения потребления электроэнергии.

Опять же, получателем средств будет коммунальное предприятие «Тернопольэнерго». Бюджет города Тернополя будет исключительным гарантом, что расчеты будут проведены должным образом. И если коммунальное предприятие не сможет компенсировать эти средства, тогда это будет происходить из городского бюджета.

Как изменился бюджет города вследствие децентрализации? В частности, ранее вы говорили, что в 2015 году Тернополь получил на 40% больше средств, чем в 2014. Однако на местный бюджет легли обязательства по оплате зарплат педагогам, медикам, содержание профтехучилищ. 

Начну с того, что реформа является очень правильной. Украина делала очень правильные шаги, начиная с 2014 года. К сожалению, в 2015-2016 годах ситуация начала несколько меняться. Несмотря на то, что органы местного самоуправления получили определенные полномочия, они получили и дополнительные расходы.

Как следствие, в течение 2018-2019 годов сумма расходов, которые получил город, была вдвое больше суммы полученных доходов.

Значит, положительных последствий децентрализации вы не почувствовали?

Мы получили возможность более свободно, на усмотрение общины, использовать местные бюджеты. Раньше и это было зарегулировано.

Но нет четкого определения, где имеются обязательства и ответственность государства, а где — местной власти. Немало расходов, которые в Конституции и законодательстве закреплены за государственным бюджетом, финансируются из местных.

Во время скандала с повышением стоимости проезда в ноябре 2018 года вы объясняли, что это был вынужденный шаг, поскольку в конце года нужно было погасить долг педагогам и медикам в размере 40 млн. грн. 

Тогда с этим столкнулись практически все города, потому что была недофинансирована зарплата педагогам и медикам. К сожалению, эта ситуация возникает практически каждый год. Разница заключается лишь в том, что иногда мы в начале года понимаем, какую сумму нужно будет закрыть из местного бюджета, и рассчитываем ее.

А иногда нам об этом сообщают в конце года, когда бюджетный год запланирован, но нам говорят, что мы вынуждены найти десятки миллионов гривен, чтобы выплатить зарплаты учителям и врачам, поскольку это — жители Тернополя. Конечно, мы это делаем, но это — средства, которые мы заложили для ремонтных работ, закупки техники и тому подобное.

К сожалению, подобная тенденция сохраняется и в этом году. Город имеет расходы на образование, здравоохранение, в том числе расходы на потребность закупок инсулина.

Какая сумма дополнительно ляжет на плечи городской власти?

По предварительным подсчетам, около 50-60 млн. грн.

Эти средства уже заложены в бюджет?

Часть средств заложена, часть, надеемся, правительство выделит. Очень обидно, когда слышим одни обещания с экрана телевизора, а в ответ на обращение нам говорят: реорганизовывайтесь, оптимизируйте расходы, находите возможность компенсировать сами… Нас искусственно толкают на сокращение количества учителей, врачей. Но этого нельзя делать, если в этих специалистах нуждаются жители города. Поэтому мы вынуждены дофинансировать выплату зарплат из городского бюджета.

Изменилась ли коммуникация у вас с представителями нынешнего правительства, по сравнению с предыдущим?

С предыдущим правительством коммуникация была лучшей, более конструктивной. К сожалению, пока этого не видим. Происходит игнорирование не только представителей отдельного города, а даже Ассоциаций городов Украины — органа, который представляет интересы всех населенных пунктов.

Ассоциация собрала проблемы, предложения от представителей разных городов Украины, обращалась с этим в правительство, к отдельным министрам, инициировала совместные совещания. Мы встречались, находили какое-то понимание, кто и в чем может пойти на встречу. Фактически все заинтересованы в одном — в развитии страны. Могу сказать, что даже по количеству подобных встреч, сегодня их значительно меньше, чем было раньше.

Депутаты провластной фракции, прошедшие от Тернополя, являются вашими единомышленниками? Способствуют ли решению проблемы с финансированием?

По большинству проблем, о которых мы говорим, я с ними общался. И хочу поблагодарить, что они понимают и практически всегда, когда мы просим, помогают, относительно деятельности парламента, правительства.

Каким образом помогают? Приобщаются к коммуникации, лоббируют выделение средств для Тернополя?

Приобщаются к коммуникации с правительством, к процессу принятия тех или иных решений в комитетах или сессионном зале. В настоящее время я хочу поблагодарить депутатов, избранных от Тернополя, что они все-таки поддерживают город.

О проекте реформы децентрализации Зеленского: «Мнение общества, депутатов может быть нивелировано желанием или нежеланием одного лица» 

Свою реформу децентрализации предложил президент Владимир Зеленский. Он вернул проект на доработку. Как раз с таким обращением к главе государства обращался и городской совет Тернополя. В частности, возмутили полномочия префекта, что фактически означало формирование вертикали президента.

Введение института префекта — это нормальная европейская практика. Вопрос в том, какие полномочия должны у него быть. Возмутило как раз то, что проект предусматривал, что префект единолично может прекратить действие любых решений органов местного самоуправления. Мнение общества, депутатов может быть нивелировано желанием или нежеланием одного лица. Его хорошим или плохим настроением. До этого таких полномочий не имел никто, ни органы прокуратуры, ни облгосадминистрация.

Сегодня существует нормальная практика, что если, по мнению представителей государственных органов, органов прокуратуры определенные решения местного совета являются незаконными, они могут обжаловать их в суде. И суд имеет право их отменить.

Кроме того, в проекте закона предлагалось лишить Тернополь статуса областного центра. Это значит, что уравниваются все города. Это серьезно влияет и на уровень поступлений, и на уровень развития города. Это была еще одна причина, почему мы обращались к президенту.

Другой момент, относительно права органов власти расформировать или ликвидировать любую территориальную общину. Этой нормой вообще нивелируется вопрос местного самоуправления. Сегодня захотели — создали, завтра — разогнали. Как же тогда планирование развития города?.. Это, в частности, те аспекты, которые возмутили депутатов городского совета. И я хочу поблагодарить президента, что он прислушался к нашим замечаниям и отозвал законопроект.

Когда президент Зеленский приезжал в Тернополь, то, скажу откровенно, произвел на меня впечатление человека, который все же хочет слышать и прислушивается к людям. В крайнем случае, у меня сложилось такое впечатление из общения с ним лично.

Как происходила ваша встреча с Зеленским (1 ноября 2019 года президент приезжал в Тернополь для представления нового председателя облгосадминистрации — Игоря Сопеля)? 

Это была очень короткая встреча. После его совещания с руководством области, общения с людьми, была короткая спонтанная встреча. Мы общались об определенных проблемах и путях их решения. Как по мне, встреча была очень позитивной. Я все же жду, что те предложения, которые мы подали, будут учтены.

О каких проблемах говорили?

Речь шла о том, как привлечь больше средств в экономику страны, как упростить жизнь украинцам, как стимулировать развитие городов. Были предложения, которые он поручил проработать министру экономики Милованову. Надеюсь, что они будут реализованы.

А о каких предложениях шла речь?

Например, сегодня каждый город должен быть самодостаточным, думать, где взять средства на реализацию тех или иных проектов, как компенсировать эти средства, чтобы не ездить и не просить их у Киева.

Чтобы привлечь средства, даже грантовые, под минимальные проценты, нужно согласовать это с министерствами. Это — долгий путь, очень сложный. В странах Европы этот процесс гораздо проще и не требует таких согласований. Если бы такие же условия действовали в Украине, это дало бы приток инвестиций в города, а соответственно, дало бы толчок для создания новых рабочих мест, возможности для развития бизнеса.

Кроме того, мы говорили с президентом о ряде объектов, например, про аэропорт Тернополя, которые не могут быть выставлены на приватизацию. Было предложение, чтобы город выкупил его, чтобы часть аэропорта использовалась для нужд города, что даст возможность для его развития, а не будет использована инвестором под другие цели.

Что касается обращения к Милованову, вы получили уже какой-то фитбек от него?

Пока происходило общение на уровне консультации, но конечного ответа мы все же не имеем.

Как вам то, как встретили Зеленского в Тернополе? 

Вы имеете в виду общение с людьми?

Да. Ему же кричали «Позор».

Было несколько групп людей: те, кто очень одобрительно встречал президента, а также те, кто не совсем одобрительно. И сторонники, и противники готовились к этому визиту. И каждая сторона организовывала группу людей, которая должна была каким-то образом выразить свое уважение или неуважение к президенту. Но все произошло, как по мне, довольно демократично. К чести президента, он не прятался, не проходил в облгосадминистрацию с черного хода. Он все-таки прошел через колонну людей.

До назначения вы были знакомы с председателем ОГА Игорем Сопелем (интервью было записано до отставки Сопеля)?

Нет.

О его назначении вы узнали в день его представления? 

За несколько дней до назначения распространялась информация, что может быть и другой человек назначенный руководителем ОГА.

Какие у вас связи?

Достаточно хорошие. Мы общаемся. Надеюсь, это будет иметь продолжение в реализации реальных проектов. Думаю, у него есть понимание того, что чем лучше города, тем лучшими будут области. И нужно вместе над этим работать. Особенно, когда с начала года формируются планы на год, бюджеты. Есть ряд проектов, которые мы запланировали вместе реализовать. Пока не буду забегать вперед, надеюсь, удастся сохранить сотрудничество.

То, что вы — представитель «Свободы» влияет ли на коммуникацию с президентом Зеленским, или с “его” человеком — председателем облгосадминистрации?

Не влияет. Речь идет о политических предпочтениях и политической принадлежности. А моя задача — обеспечить полноценное функционирование города. И я прекрасно понимаю, что в Тернополе живут приверженцы разных политических партий, но они имеют общие интересы в развитии города.

Я работаю над тем, чтобы проживание в городе было комфортным. Есть политическая позиция по идеологии. Это мои ценности и убеждения. Видение, каким должно быть государство. А есть вопросы, связанные в первую очередь с жизнедеятельностью города. Ими руководствуюсь в вопросах управления городом. То же самое я пока вижу в действиях главы администрации. Он не навязывает свою политическую позицию.

«Сегодня 85 млн. грн. из бюджета город тратит на обеспечение проезда льготников» 

Перейдем к вопросам местного значения. В ноябре 2018 года в Тернополе возникли акции протеста из-за повышения стоимости проезда. Тогда городская власть повысила тарифы на проезд сначала до 8-9 грн. Это вызвало возмущение тернополян. Затем исполком снизил тариф, это привело к забастовке водителей маршруток. И, в конце концов, горсовет снова повысил тариф до 5-6 грн.

Вы объясняли, что тариф на проезд — нерентабелен. Была введена “Карточка тернополянина” и планировалось создать единую коммунальную транспортную компанию, чтобы повысить качество услуг. Как удалось выйти из этого кризиса?

Удалось найти взаимопонимание с общиной города. Те тарифы, которые существовали на то время, были убыточными. Более того, наша задача не просто поднять тарифы для перевозчиков, а максимально вывезти из обращения наличные. Поэтому в Тернополе, активно начался процесс внедрения электронной системы оплаты за проезд. Внедрялась “Карточка тернополянина”. И встала цель — сделать проезд намного ниже в случае уплаты электронной картой, чем наличными. Чтобы средства попадали перевозчику на счет, а не в карман водителю.

Таким образом, мы получаем информацию о реальных доходах перевозчиков и количестве льготников. Поскольку перевозчик получал компенсацию из городского бюджета на льготников.

В маршрутках не могли ехать одновременно больше, чем три льготника… 

Да. Об этом сейчас отмечу.

Тогда в ноябре 2018 года мы поставили себе задачу — ввести такую стоимость проезда, чтобы заинтересовать людей переходить на электронную систему оплаты. Это возмутило общественность, и мы вынуждены были на это отреагировать.

Мы приняли заключение независимой аудиторской компании по себестоимости проезда, вывод депутатов горсовета, учли пожелания общественных активистов, которые выступили против повышения. В результате сформировали тариф, который был гораздо ниже первого и даже ниже того, о котором нам говорили активисты. Но он полностью компенсировал расходы и не был убыточным для перевозчиков.

Вы говорите о 5-6 грн.?

Да. Пять гривен — стоимость проезда в троллейбусе и шесть — в автобусе. Причем оплата «карточкой тернополянина» – ниже на одну гривну, чем наличными.

Благодаря внедрению “карты” мы выяснили реальный учет всех льготников, которые ездят в общественном транспорте. И оказалось, что их количество значительно меньше, чем то, которое мы до тех пор учитывали. Фактически это дало существенную экономию средств. И мы сняли ограничение по количеству льготников, которые одновременно могут ехать в маршрутных автобусах.

Такие нововведения дают возможность нам видеть также реальный пассажиропоток, а значит, рассчитывать маршруты транспорта, менять остановки и тому подобное.

Более того, ранее учащиеся и студенты оплачивали 50% стоимости проезда. Начиная с сентября 2019 года, те из них, кто пользуется “Картой тернополянина”, имеют возможность бесплатного проезда.

Сколько денежных средств городской бюджет компенсирует за проезд льготников? 

В бюджете 2020 года мы предусмотрели 15 млн. грн. компенсации за убыточную деятельность КП “Тернопольэлектротранс” и 70 млн. — КП “Тернопольэлектротранс” и другим перевозчикам на проезд льготников.

Какая реальная стоимость проезда? 

По расчетам “Тернопольэлектротранс” — 9 грн.

Тогда проезд был бы…

Рентабельным.

Но упал бы ваш рейтинг (улыбаюсь).

Вопрос не в рейтинге. Вопрос в том, что мы же хотим иметь современный транспорт, чтобы водители имели достойную зарплату, а не ухали на работу в Польшу. Эти факторы влияют на себестоимость проезда. Сегодня 85 млн. грн. из бюджета город тратит на обеспечение проезда льготников.

Вы говорили о том, что планировалось создать единую коммунальную транспортную компанию. Вместе с тем, есть вопрос, не нарушит ли это антимонопольное законодательство.

Да, сегодня действует антимонопольное законодательство, согласно которому не может предоставляться 100% услуг только одной компанией. Должны быть разные формы собственности и несколько перевозчиков. Но все-таки, мы работаем над тем, чтобы максимальное количество общественного транспорта перевести в коммунальную форму собственности. Дойти до той границы, которая разрешена антимонопольным законодательством. Правда, даже это сделать слишком сложно.

Ведь для того, чтобы обеспечить полноценную работу общественного транспорта в Тернополе нужно, в частности, примерно 120 автобусов. Приобрести такое количество транспорта — очень большие расходы для города.

Сколько примерно это может стоить?

В зависимости, какой транспорт покупать. Новый автобус стоит сегодня от 4 млн. грн. Нам удалось найти современный европейский транспорт — автобусы МАН. Это автобусы, которые отвечают требованиям ЕВРО-5, которые работают на дизельном топливе. Они оборудованы кондиционерами, местами для инвалидов…

Белорусского производства?

Нет, это немецкие автобусы. Мы ищем их в Европе. Уже завезли более 20. Стоимость одного вместе с доставкой в Тернополь — 1 млн. грн. Да, это не новые автобусы, они были в пользовании, но их качество намного выше, чем современных украинских.

Кроме того, мы планируем приобрести на условиях лизинга белорусские автобусы МАЗ. К сожалению, в Украине сегодня можно купить автобусы белорусского производства под значительно более низкие проценты, чем украинские.

Украинские производители предлагают более дорогие автобусы, чем белорусские?

Да, плюс — кредитование для приобретения белорусских автобусов значительно дешевле, чем для приобретения украинских.

Кредитование белорусской стороной?

Нет, украинским банком. Кроме того, действует программа правительства Беларуси, которая компенсирует расходы украинским банкам.

Белорусские автобусы изготавливаются из немецких, японских, американских комплектующих, они достаточно качественные. Кроме того, украинский производитель не в состоянии производить столько автобусов. К примеру, в Львове, где есть производитель автобусов — “Электрон” — он не способен даже обеспечить нужды своего города.

«Ведется активная реконструкция моста уже год. Фактически это строительство нового моста» 

В Тернополе происходит ремонт Привокзальной площади, был ремонт набережной, разных улиц по городу. Вместе с тем, вас очень активно критикуют из-за Гаевского моста, который длительное время не могут отремонтировать. На мосту установили ограничитель по высоте, поэтому не все транспортные средства могут проехать, в результате чего часто образуются пробки, случаются аварии.

Неправильно говорить, что мост не ремонтируется. Ведется активная реконструкция моста уже год. Фактически это строительство нового моста.

Несколько лет назад мы привлекли специалистов МЧС и провели осмотр моста. Было установлено, что он находится в аварийном состоянии. Фактически это – чрезвычайная ситуация местного значения. Информацию передали в Кабмин, и представители власти обещали выделить 20 млн. грн., чтобы устранить эту аварийную ситуацию. К сожалению, средств так и не получили.

Гаевский мост является коммунальной дорогой города и частью международной трассы Берлин-Киев, которая проходит через Тернопольскую объездную дорогу.

Город заказал проектно-сметную документацию, которая предполагает не только ремонт данного моста, но и обустройство новой транспортной развязки с въездами-выездами с улиц Тернополя, соседних населенных пунктов. Это бы разгрузило город от грузового транспорта. Общая проектная стоимость — более 200 млн. гривен. Мы провели тендерные процедуры и определили победителем строительную компанию, которая обязалась эти работы провести за 160 млн. гривен.

Конечно, такая сумма — чрезвычайно велика для бюджета города Тернополя. Поэтому мы рассчитывали, поскольку мост является частью общегосударственной трассы, что все же сможем получить средства из государственного бюджета.

Мы вынуждены были прекратить движение транспорта частично по данному мосту. Тем более, мост находится над железнодорожной колеей, по которой курсируют поезда международного значения, которые перевозят и пассажиров, и грузы, в том числе опасные. Если бы не дай Бог произошел обвал этого моста, то последствия могли бы быть чрезвычайно трагичны.

Сегодня существует угроза, что мост обвалится?

В настоящее время угрозы нет. По аварийному участку движение прекращено. По другому участку движение разрешено, кроме крупногабаритного транспорта, чтобы он не разрушал эту часть. Собственно именно для того и установлен ограничитель по высоте. Полиция не может там стоять постоянно, чтобы контролировать движение транспорта.

На всем участке, начиная с въезда в город, стоят предупредительные знаки и схема объезда. Кстати, весь транзитный (иногородний) крупногабаритный транспорт учитывает эти знаки и объезжает этот участок. Но почему-то подавляющее большинство местных пытаются все-таки как-то проскочить эту часть.

Работы по строительству моста ведутся очень активно. Завершена первая часть. И уже сейчас приступаем к покрытию проезжей полосы. В этом году приступим к работе по другой части моста.

Чем обусловлено то, что работы проводятся длительное время? Во-первых, повторюсь, они ведутся над железнодорожной колеей, по которой постоянно курсируют поезда. И работать строители могут только в определенные часы и определенные дни, которые определила железная дорога, когда не проходят поезда.

Во-вторых, все зависит от финансов. Мы выделяем средства из городского бюджета. Надеюсь, что в этом году сможем привлечь дополнительные средства… Есть понимание новоизбранных депутатов, нового главы администрации. И я думаю, что совместными усилиями удастся решить эту проблему.

Речь идет ли о выделении средств из областного бюджета на ремонт моста?

Областной бюджет таких средств пока не выделил. Хотя сейчас мы работаем над тем, чтобы перераспределить финансы, которые приходят в область на коммунальные и местные дороги. Привлекаем средства из государственного бюджета и часть средств — из городского.

Вопрос финансирования ремонта моста, насколько мне известно, стал одним из конфликтных при обсуждении бюджета области. И в том числе стал препятствием для принятия бюджета облсоветом до нового года.

Я не думаю, что этот вопрос был причиной конфликта. Возможно, этот вопрос озвучивали отдельные депутаты, избранные от города.

Вообще конфликт был в самом принципе принятия бюджета и относительно перечня объектов, на которые планировалось распределить финансирование, в том числе по Гаевскому мосту. Но сегодня практически у всех ветвей власти, которые работают в городе и области, есть понимание, что этот мост нужно ремонтировать, что это — общая проблема. Потому что по этой объездной дороге лишь 27% — движение транспорта жителей Тернополя. Остальные — это транзитный транспорт, в том числе транспорт области.

Ваши оппоненты считают, что ремонт этого моста, ввиду его значительной стоимости, не выгоден вам с электоральной точки зрения. Отремонтировать этот мост вам не так выгодно, как, например, произвести ремонты дворовых дорог, парков или набережной. 

Не вопрос выгоды, приоритеты расставляют жители. Мы постоянно опрашиваем тернополян, какие проблемы в городе являются главными. Как раз готовим перечень объектов, которые планируем ремонтировать в 2020 году.

У меня есть список пожеланий тернополян, поверьте, этот мост далеко не на первом месте. Для людей в большинстве более важные вопросы их дворов, проезжей части, отопления, ремонта дома, крыши и тому подобное. Собственно поэтому будем делать в первую очередь то, что требуют люди.

«Никто не собирался за такие деньги (15 млн. грн.) продавать этот объект (здание бывшей железнодорожной больницы на улице Ивана Франко) — это под очень жестким контролем» 

Несколько недель назад Служба безопасности Украины заявила о предотвращении незаконной продажи исторического здания бывшей железнодорожной больницы на улице Ивана Франко в Тернополе.

Следствие считает, что здание стоимостью 15 млн. гривен собирались продать со скидкой нынешнему арендатору на основании фиктивного ремонта отдельных помещений. Городской совет пояснил, что только определил возможность приватизации больницы, однако процедура не реализована, договор купли-продажи не заключен. Почему так активизировалась СБУ? Объясните ситуацию в целом. 

Скажу сразу, что это чушь.

Почему активизировалось СБУ? Потому что в Тернополе произошли определенные изменения — новый руководитель как СБУ, так и областной прокуратуры. Возможно, их подчиненные хотят показать бешеную видимость работы.

Этот объект определен сессией городского совета для продажи, определена его стоимость. Но он не продан, подчеркиваю. Он будет продаваться на условиях, которые определены действующим законодательством.

После обнародования этой информации я общался с руководством СБУ и спрашивал, для чего они так подали информацию. Мне объяснили, мол, имеют претензии к арендатору, а не к городскому совету. Никто не собирался за такие деньги (15 млн. грн.) продавать этот объект, этот вопрос — под очень жестким контролем.

На здание больницы наложен арест?

Это здание находится в коммунальной собственности. Оно передано в аренду и за него поступают средства в городской бюджет.

Можно ли считать, что новое руководство СБУ и прокуратуры пытаются таким образом навести определенные контакты с вами? Насколько я знаю, они — не местные. 

Руководители действительно не местные. Подобная ситуация случалась в течение последних лет. Очень часто это напоминает то, что делали во времена президента Януковича. Когда в год могло быть возбуждено 20-30 уголовных дел, и они использовались как возможность давления на местную власть. Я вижу, что процедура может опять повторяться, но мы это проходили, к этому готовы, и знаем, что наши действия полностью соответствуют условиям действующего законодательства. И только на этих условиях будем общаться с представителями любых органов.

Значит, методы те же?

К сожалению, да.

Сколько обысков было в горсовете во времена ваших двух каденций?

Не помню, но не столь много. Сегодня обыски — это нормальное явление со стороны правоохранительных органов. Ими уже трудно кого-то удивить. Очень часто это делается для того, чтобы показать значимость и большую важность работы.

Когда есть решение суда, который предусматривает предоставление определенного документа, который хранится в помещении по адресу ул. Ноябрьская, 5, правоохранители приходят туда, а им говорят, что таких документов здесь нет. Городской совет находится в пяти помещениях. Документ — по другому адресу. А они говорят нам, мол, хорошо, тогда придем с обыском…

«Я готов на любые переговоры, которые дадут позитив для Тернополя» 

Еще несколько вопросов о вашем политическом будущем. Вы — мэр Тернополя уже два срока. И, я так думаю, что будете снова баллотироваться на эту должность. Или не так?

Мы (я и команда людей, которые работают вместе со мной) имеем план развития города на следующие десять лет. Есть целый комплекс работ, которые начаты и требуют логического завершения. Конечно, хотелось бы довести их до логического завершения, обеспечить полноценное развитие Тернополя.

Поэтому, очевидно, что будем участвовать в местных выборах. Конечно, это будет зависеть, в первую очередь, от мнения тернополян. Если мы будем чувствовать, что есть определенная поддержка и желание тернополян дальше вместе работать, развивать город и поддерживать команду городской главы, конечно, будем это делать.

Измеряли ли Вы уровень своей поддержки?

Это регулярно делают различные политические силы. Затем эти рейтинги публикуются. Результаты показывают достаточно высокую поддержку происходящего в городе. Я за это благодарю тернополян. Потому что это все делается в первую очередь благодаря им.

По моим данным, вы проводили электоральные замеры своего рейтинга и рейтинга партии “Свобода” в Тернополе. Ваши оппоненты говорят, что ваш рейтинг – около 36%. 

Мы говорим о разных рейтингах. Мы слышим от 36 до 60%, в зависимости от того, как ставится вопрос и о чем идет речь.

Значит, у вас сохраняются шансы выиграть выборы в один тур, как в прошлый раз? 

Ну, это определяют горожане.

Вместе с тем, рейтинг “Свободы” в городе — около 8%, даже, несмотря на то, что вы — ее представитель. Планируете ли вы себя дальше сочетать с этой политической силой, или возможно, присоединитесь к другой?

Я являюсь представителем “Свободы”, и мы будем работать и в дальнейшем на этих выборах с той политической силой, с которой был на протяжении всего этого времени. Если вы говорите о процентах, я думаю, что это сегодня не настолько актуально, потому что, давайте говорить откровенно, ни у одной из политических партий сейчас нет больших рейтингов, кроме президентской партии, но и она теряет.

Большинство людей утомили “старые” политики. Они хотят перемен. Идет поиск. А определяться будут ближе к выборам. В конце концов, политическую силу выбирают не за рейтинг, а ценности, которые она исповедует.

В этом феномен Зеленского в Тернополе? 

Да. В этом феномен Зеленского. Хотя я думаю, что с каждым днем они определяются, нравится им, то новое, или все же это не то, что они ожидали. И я думаю, что будет еще немало других предложений.

Кроме того, люди четко различают, как голосовать за президента, Верховную Раду, а как — в регионах. И очень часто, к примеру, в Тернополе, они могут поддержать совсем разные политические силы, делегируя их в эти три органа.

Даже если вам придется иметь довольно слабое большинство в горсовете, или вообще его не иметь вы останетесь в “Свободе”?

Давайте будем работать на то, чтобы она была достаточно сильной.

Готовы ли вы на определенные переговоры с представителями провластной политической силы, чтобы стать некой компромиссной фигурой на местных выборах?

Я готов на любые переговоры, которые дадут позитив для Тернополя. Для того чтобы сформировать действенный орган — городской совет, который будет полноценно работать с теми, кто заинтересован в позитивных изменениях для развития города.

Сегодня нет той ситуации, которая была при президенте Януковиче, когда приходила Партия регионов, с которой мы категорически не хотели работать. С политическими силами, которые сегодня есть в Тернополе можно работать, договариваться. Они однозначно декларируют проукраинскую позицию, вектор на европейское развитие, на развитие не только города, но и страны.

Достаточно ли развивается партия “Свобода”, как думаете? По-моему, не очень.

Я не могу комментировать вопрос о развитии всей политической силы, поскольку этим занимается политическое руководство партии. Мои функции несколько иные, потому что я старался себя больше посвятить все-таки работе в городе, как руководитель города. Есть отдельные люди, ответственные за работу партии, ее имидж, развитие. Надеюсь, что в этом году нам удастся это совместить. Это усилит, в том числе и партийные позиции, и мои. И даст позитив городу, в том числе.

Вы финансируете региональную ячейку партии? 

Как я могу финансировать партию?

Из своих доходов.

На том же уровне, что и другие члены партии, — за счет членских взносов. Но мы все-таки надеемся, что будем иметь сторонников, которые согласятся финансировать партию на выборах.

Видите ли вы перспективы партии, чтобы она снова прошла в парламент, к примеру?

Мы все — оптимисты, мы надеемся, что ситуация будет лучше. Что будет запрос на наши идеи и ценности.

Очевидно, хорошего мэра и с таким рейтингом хотела бы взять любая политическая сила. Почему вы до сих пор остаетесь в “Свободе”? Вас мало кто ассоциирует со “Свободой”. 

На самом деле это не так. Для тернополян Сергей Надал — это «Свобода», а ”Свобода» — это Сергей Надал. Возможно, кто-то из представителей политических партий имеет другое мнение. Но это, опять же, их мнение. Я много лет работаю вместе с партией “Свобода”. У меня есть определенные личные и политические убеждения, с которыми я пришел в “Свободу”. И не знаю, что должно произойти, чтобы что-то изменилось.

Автор: Виктория Матола

Источник: LB.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий