В статье говорится об обнаружении связей между факторами мотивации к занятости граждан и укомплектованностью воинских должностей контрактным способом.
По результатам проведенного исследования впервые получена модель поведения значений показателя «уровень безработицы» во времени с учетом авторегрессии и интервенции и модель связи между значениями показателей «уровень безработицы» и «укомплектованность воинских должностей», которые в совокупности дают возможность прогнозировать укомплектованность воинских должностей рядового, сержантского и старшинского состава, прапорщиков.
Ключевые слова: занятость, укомплектованность воинских должностей, военная служба по контракту, военные формирования и правоохранительные органы специального назначения, моделирование, уровень безработицы.
Постановка проблемы. Несмотря на усиление угроз в обеспечении национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины, был принят закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине».
Согласно этому закону военнослужащих лишают льгот, а лицам, уволенным с военной службы, уменьшают пенсионное обеспечение, что, в свою очередь, привело к освобождению значительного количества военнослужащих – опытных специалистов.
До упомянутых изменений и без этого были проблемы укомплектования воинских должностей. Как рядового, сержантского и старшинского состава (в период с января 2008 года по май 2013 г. значение укомплектованности контрактным способом колебалось от 47,7 до 52%). Так и офицерского состава (значение отношения количества уволенных молодых офицеров в течение 2,5 лет к общей численности выпускников Академии внутренних войск МВД Украины 2001-2009 гг. колебалось от 8 до 23%).
С целью предотвращения ухудшения комплектования воинских должностей, формирование нормативно-правовых актов следует сопровождать оценкой их влияния на возможности гарантированного комплектования воинских должностей контрактным способом и прогнозированием обеспечения необходимых для этого условий.
Анализ последних исследований. Выявлением факторов, влияющих на принятие гражданином решения подписать контракт о прохождении военной службы, занимались следующие ученые. Это В.М. Артюх (V.M. Artiukh), Ю.А. Калагин (Yu.A. Kalahin), О.М. Лойко (O.M. Lojko), И.С. Печенюк (I.S. Pecheniuk), И.И. Приходько (I.I. Prykhod’ko), О.Г. Разумцев (O.H. Razumtsev), В.В. Стасюк (V.V. Stasiuk) и другие. Все они к основным факторам относят: денежное обеспечение военнослужащего, их социальную защиту и тому подобное.
Военнослужащий и члены его семьи – это домохозяйство, в котором хотя бы один из его членов выступает как наемный работник, продающий свои услуги труда для создания такого общественного блага как «военная безопасность», а их защита – составляющие цены этого труда наемного работника.
Согласно закону Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» государство гарантирует военнослужащим достаточное материальное, денежное и другие виды обеспечения в объеме, соответствующем условиям военной службы, стимулирует закрепление квалифицированных военных кадров.
Целью статьи является выявление существования связей укомплектованности воинских должностей с основными факторами, влияющими на нее, для оценки и совершенствования механизма регулирования занятости в воинских формированиях и правоохранительных органах специального назначения.
Изложение основного материала. Для выявления упомянутых связей необходимо рассмотреть понятия занятость, комплектование воинских должностей, а также принципы занятости.
Занятость – это не запрещенная законодательством деятельность лиц, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей с целью получения дохода (заработной платы) в денежной или какой-либо другой форме.
Деятельность, которую осуществляют военные формирования и правоохранительные органы специального назначения, называют служебно-боевой. Ученый А. М. Шмаков (O.M. Shmakov) дает следующее определение.
Что служебно-боевая деятельность это вид правоохранительной деятельности, свойственный силам (формированиям) безопасности (силам охраны правопорядка). Он заключается в профилактических, охранных, режимных, защитных, изоляционно-ограниченных мероприятиях и специальных (и даже боевых) действиях, проводимых при обычных обстоятельствах, чрезвычайных обстоятельствах и в военное время.
К занятому населению также относятся лица, проходящие военную службу.
Комплектование воинских должностей – это обеспечение потребности военных формирований и правоохранительных органов специального назначения в личном составе в соответствии со штатами мирного и военного времени. Если ограничиться мирным временем, то можно считать, что понятие «комплектование» контрактным способом от понятия «занятость» в военных формированиях и правоохранительных органах специального назначения ничем не отличается.
Логично, что, придерживаясь принципа государственной политики занятости населения «приоритетность свободно избранной занятости», способ комплектования военных формирований и правоохранительных органов специального назначения должен быть контрактным.
Занятость в военных формированиях и правоохранительных органах специального назначения, по сути, является отраслевой занятостью, где не может происходить саморегулирование занятости. Здесь работает кейнсианская теория.
В рыночной среде (когда речь идет о государственном регулировании) экономические регуляторы остаются базисными, а правовые и административные – являются надстройкой, которые действуют при достаточных условиях обеспечения отрасли трудовыми ресурсами. При отсутствии таких условий и правовые, и административные регуляторы являются не эффективными.
В воинских формированиях и правоохранительных органах специального назначения есть как военные должности, так и гражданские. Данное исследование посвящено именно комплектованию воинских должностей.
По мнению экспертов, эффективность процесса комплектования будет достигаться при условии, когда значение показателя «укомплектованность воинских должностей» Y = 0,9 (90%). Укомплектованность контрактниками воинских должностей рядового, сержантского и старшинского состава, прапорщиков внутренних войск МВД Украины военнослужащими по контракту в период с января 2008 г. по май 2013 г. колебалась от 47,7 до 52%.
Военнослужащими-контрактниками 6 воинских частей Внутренних войск укомплектовано полностью, 15 – более чем на 60 процентов. Укомплектованность воинских должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил Украины контрактным способом с начала 2012 г. увеличилась и на настоящее время составляет 51%.
Для изменения значений исходного показателя — «укомплектованность воинских должностей» необходимо определить множество факторов, влияющих на реализацию процесса комплектования воинских должностей, характер их влияния, а также возможность управления ими.
Средой, в которой реализуют процесс комплектования воинских формирований и правоохранительных органов специального назначения контрактным способом, является рынок труда. Субъектами на этом рынке являются продавцы, то есть те, кто ищет работу по найму.
И те, кто уже оказывает услуги труда (в том числе потенциальные военнослужащие-контрактники и военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); покупатели – те, кто предлагает рабочие места наемным работникам (работодатели, среди которых есть воинские формирования и правоохранительные органы специального назначения). Мотивы поведения обоих субъектов рынка труда обусловлены ценой труда Pt.
Таким образом, лица, желающие работать по найму, предлагают свои услуги труда L с целью получения дохода в форме заработной платы. По макроэкономической теории, в конкурентной среде существует прямая зависимость совокупного предложения труда ASL от уровня заработной платы и обратная зависимость совокупного спроса труда ADL от цены труда (теоретическая модель конкуренции на рынке труда). Значительная часть продавцов услуг труда, не отличает цену труда от заработной платы (PL = WL).
По состоянию на 2006 г. денежное обеспечение военнослужащего внутренних войск, который подписал первый контракт, составляло в среднем 556,61 грн, в мае 2007 г. было повышено до 1000 грн. Очередное повышение денежного обеспечения с четко определенными минимальными предельными их значениями произошли в начале 2008 г. (1200 грн), в июне 2010 г. (1500 грн), и в сентябре 2012 г. (1850 грн).
На конец 2012 года доходы военнослужащих Военно-Морских Сил и военных частей, дислоцированных на территории Автономной Республики Крым, наземных авиационных специалистов, обеспечивающих безопасность полетов, а также военнослужащих частей и подразделений высокомобильных десантных войск и специального назначения увеличилось в 2 раза. А минимальное денежное обеспечение военнослужащих-контрактников почти достигло уровня средней заработной платы в Украине.
Следовательно, основным фактором, который влияет на комплектование воинских должностей, является денежное обеспечение, а показатель, что его характеризует – отношение денежного обеспечения военнослужащего W* к средней заработной плате W, которая сформировалась на рынке труда.
Предположим, что P * / P = W * / W. Тогда рассмотрим условия на рынке труда и определим достаточность показателя «отношение денежного обеспечения военнослужащего к средней заработной плате». При условии, когда совокупный спрос на труд больше совокупного предложения (ADL > ASL), достаточность значения показателя «отношение денежного обеспечения военнослужащего к средней заработной плате» примет вид W*/ W > 1.
В случае если совокупный спрос на труд не больше совокупного предложения (ADL < ASL), а значение показателя «уровень безработицы» U < 6% (такие значения считаются допустимыми), то достаточность значения показателя W*/W = 1.
При условии, если совокупный спрос на труд меньше совокупного предложения (ADL < ASL), а значение показателя «уровень безработицы» U > 6%, то достаточность значения показателя «уровень безработицы» с начала 2009 г. по май 2013 г. во всех регионах Украины были больше 6%, то есть для отечественного рынка труда характерно третье условие.
Самое высокое его значение наблюдалось в январе-марте 2009 г. – 10,3, что является следствием влияния финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Пороговым значением этого показателя во многих странах, в том числе и в Украине, считается 10%.
В результате предыдущих исследований нами впервые получен лаг в зависимости значений показателя «укомплектованность воинских должностей» от значений показателей «отношение денежного обеспечения военнослужащего к средней заработной плате» и «уровень безработицы».
Значения показателей «отношение денежного обеспечения военнослужащего к средней заработной плате» и «уровень безработицы» влияют на значение показателя «укомплектованность воинских должностей» не ранее, чем через три месяца.
Проанализировав данные за 2008-2013 гг., заключим, что влияние таких переменных, как W*/W и t на Y является не значимым, а влияние U на Y характеризуется достаточно значимым коэффициентом детерминации.
Для анализа укомплектованности воинских должностей необходимо определить особенности поведения значений показателя «уровень безработицы» во времени. С учетом авто регрессии и интервенции (поскольку на интервале 4-й квартал 2008 г. – 1-й квартал 2009 г. наблюдаем стремительную смену значений показателя), а также найти связь между значениями показателей «уровень безработицы» и «укомплектованность воинских должностей».
Модели, которые необходимо построить для этого, имеют следующие ограничения. Показатель «укомплектованность воинских должностей» является отношением количества занятых воинских должностей к их штатной численности, поэтому его значения не могут быть больше единицы (Y < 1).
На основании положений экономической теории и теории экономической безопасности можно отразить теоретическую модель связи между значениями показателей «уровень безработицы» и «укомплектованность воинских должностей».
Исходя из полученных нами данных значений упомянутых показателей, ограничение по показателю «уровень безработицы» в моделях приобретает вид 0,06 < U < 0,1.
Модель может быть интерпретирована как адекватная характеристика процесса изменения безработицы в пространстве: «уровень безработицы» в предыдущий момент t-1 объясняет поведение показателя «уровень безработицы» на текущий момент t.
Необходимо обратить внимание, что в данном случае наблюдается сезонность. Проведя соответствующие расчеты путем усреднения данных, выявлено наличие сезонности в первом, третьем и четвертом кварталах.
Однако целью построения модели является не столько получение точных прогнозных данных укомплектованности, сколько проверка возможности реализации административных решений при существующих условиях. Поэтому и выявленная сезонность в данной модели поведения значений показателя «уровень безработицы» не учитывается.
С помощью диаграммы значений показателей «уровень безработицы» и «укомплектованность воинских должностей» построим линию тренда.
Как видно в работе, метод наименьших квадратов сработал. Получена модель связи между значениями показателей «уровень безработицы» и «укомплектованность воинских должностей»:
Полученная модель является адекватной: показатель «уровень безработицы» объясняет поведение показателя «укомплектованность воинских должностей» на 78%.
Используя прогнозные значения показателя «уровень безработицы», полученные в результате построения модели поведения значений показателя «уровень безработицы» во времени, с учетом авто регрессии и интервенции, в модели связи между значениями показателей «уровень безработицы» и «укомплектованность воинских должностей» получим следующее. Что показатель укомплектованности воинских должностей» в период с января по сентябрь 2014 г. будет набирать значение в 49 процента.
Необходимо обратить внимание на то, что прогноз значений показателя «уровень безработицы» приведен лишь к июню 2014 г., а прогноз значений показателя «укомплектованность воинских должностей» – к сентябрю 2014 г. Это объясняется наличием лага.
Выводы. По результатам проведенного исследования получена модель поведения значений показателя «уровень безработицы» во времени, с учетом авто регрессии и интервенции, и модель связи между значениями показателей «уровень безработицы» и «укомплектованность воинских должностей», которые в совокупности дают возможность прогнозировать укомплектованность воинских должностей рядового, сержантского и старшинского состава, прапорщиков.
Определено, что целью подписания контракта о прохождении военной службы наемным работником является не столько получение доходов, как избежание безработицы. При таких условиях не имеется отбора на воинские должности рядового, сержантского и старшинского состава, что отражается на результатах служебно-боевой деятельности воинских частей.
Значительная часть военнослужащих по контракту рядового и сержантского состава, не проходит военную службу больше одного срока контракта. На освобожденные военные должности приходят другие, которые стоят перед выбором: проходить срочную военную службу (1 год) или военную службу по контракту (3 года).
Такое явление гораздо лучше, ведь в течение двух лет из трех военную службу проходит более подготовленный человек. Однако, с полной ликвидацией призыва на срочную военную службу, укомплектованность воинских должностей контрактным способом серьезно ухудшится.
По мнению автора, завершение изменения способа комплектования военных формирований и правоохранительных органов специального назначения с призывного на контрактный метод является необходимым. Но нецелесообразным из-за отсутствия обеспечения достаточных условий гарантированного комплектования воинских должностей контрактным способом.
Однако этот процесс должен сопровождаться проведением эффективной политики максимизации полезности работодателя (государства) и наемного работника от ресурсов государства, которые выделяются на завершение изменения способа комплектования военных формирований и правоохранительных органов специального назначения, чему и будут посвящены последующие наши исследования.
Автор: М.М. Медведь, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, докторант, Академия внутренних войск МВД Украины, E-mail: medvidmm@ya.ru
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.