В конце второго тысячелетия мир постепенно вошел в принципиально новый этап своего развития, характеризующийся значительным усилением не прогнозируемости и неопределенности. Соответственно, неизбежным становится постоянное возникновение кризисов (не только экономических) в различных локальных пространствах глобального мира.
В значительной степени из-за усиления различных связей – как функциональных, так и территориальных — различные кризисы будут периодически объединяться, формируя системный глобальный кризис.
И сегодня мы живем в условиях именно такого глобального кризиса, который далеко выходит за пределы финансово-экономической сферы. Экономический спад, нестабильность банковской системы и тому подобное лишь отражают внешний толчок, данный разрушением еще неизданной в истории глобальной финансовой пирамиды.
Биржевые крахи наблюдались и раньше, они всегда были следствием слишком рискованной игры, но еще никогда не приобретали такого масштаба, поскольку еще никогда связи и взаимозависимость разных стран не была такой сильной.
Современный кризис распространяется едва ли не на все аспекты жизни, приобретая системный характер. Значительная часть мира живет в условиях депопуляции и стремительного демографического старения, окружающая среда является настолько загрязненной, что природа уже не в состоянии компенсировать гигантскую техногенную нагрузку и все чаще реагирует аномалиями и катаклизмами.
Несмотря на все усилия, усиливающийся разрыв между богатыми и бедными (речь идет как о странах, так и об отдельных слоях населения), реальностью стали масштабные политические беспорядки и терроризм.
И этот кризис еще не завершен. Напротив, на мировых экономических форумах говорят о его углублении, чреватом дефолтом и валютными войнами ведущих экономик, усилением Национального протекционизма и, в конце концов, перерастанием конкуренции за ресурсы и доходы в глобальное противостояние.
Поскольку кризис имеет не финансово-экономический, а системный характер, и его корни кроются в общих общественных неурядицах, в частности в тотальном недоверии, которое царит в современном мире, его преодоление связано с модернизацией всего общества.
Составляющими этого процесса является модернизация экономики, модернизация государства и модернизация общественных отношений, а сочетание и взаимодействие всех 3-х субъектов обуславливает теоретическую невозможность влияния на любую одну составляющую без адекватных действий в других сферах.
Мир столкнулся с полным исчерпанием возможностей дальнейшего развития путем накопления материальных благ — если бы все страны вышли на современный уровень потребления США, ресурсов хватило бы лишь на несколько лет. Поэтому мировое сообщество вынуждено уже в скором времени пересмотреть свои представления о прогрессе и его формах.
Насущной необходимостью является гармонизация общественных отношений, в частности отношения общества к природе и ресурсам. Необходимо восстановление в системе ценностей трудовой этики, бережливости, рационального поведения как важных составляющих формирования успешных граждан и обществ. Отдельной проблемой является снижение неравенства, преодоление социального отторжения и маргинализации.
Модернизация экономики. Экономическое развитие уже далеко вышло за пределы рыночных законов организации экономики. В частности, наблюдается неустанный рост доли общественных благ, производство, распределение и потребление которых не регулируется (и теоретически не может регулироваться) чисто рыночными механизмами.
Усиливается — особенно стремительно в последние годы в рамках стратегий преодоления кризиса – влияние государства: времена рыночного фундаментализма завершились, и общество, органы государственной власти довольно жестко регулируют правила экономических отношений. Уже формируются и постепенно внедряются в практику рычаги другого, нерыночного характера, которые обеспечат развитие новой, более эффективной (не только с позиций доходности) экономики через ее модернизацию.
Необходимый для этого гуманитарный потенциал формируют современные высокие технологии, а решающее значение для его реализации принадлежит политике по ускоренному формированию бизнеса с успешным высокотехнологичным производством, способным конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Однако развитие конкуренции не означает ослабление государственных рычагов регулирования экономики — напротив, единственное, что объединяет большинство стратегий преодоления кризиса, это усиление роли государства.
Составляющими модернизации экономики являются обоснованная макроэкономическая политика, макроэкономическая стабильность и экономический рост. Но их ни в коем случае нельзя трактовать как задачи модернизации – конечной целью является обеспечение экономических возможностей развития человеческого потенциала.
Обоснованная макроэкономическая политика должна обеспечить макроэкономическую стабильность и способствовать экономическому росту. Бесспорно, ключевая роль, особенно в Украине, экономика которой в большой степени зависит от мировой конъюнктуры, принадлежит монетарной политике, в том числе курсовой.
Однако нельзя недооценивать опасность стремления макроэкономической стабильности лишь (или даже преимущественно) монетарными средствами. Несбалансированность интересов экспортеров украинских товаров и потребителей нефти и газа, в сочетании со стагнацией легальных объемов производства неизбежно сделает невозможным и макроэкономическую стабильность, и экономический рост.
Однако не меньшее значение имеют бюджетная и налоговая политики. Бюджет — это мощный источник обеспечения справедливости и преодоления бедности не только через разнообразные формы социальной поддержки бедных, но и через обеспечение доступности образовательных и медицинских услуг, средств коммуникаций, кредитов и тому подобное.
Наполняется бюджет через налоговую систему. И в этом контексте стоит заметить, что простая и понятная система налогообложения с конкурентными ставками, по результатам исследований специалистов МВФ, Всемирного банка, ряда ведущих западных университетов, для долговременного инвестора оказывается привлекательнее дискретных льгот и преференций. Последние имеют приоритетное значение для тех инвесторов, которые ориентированы на быстрое получение прибыли.
Система с конкурентными ставками предусматривает относительно небольшое количество налогов с невысокими ставками, налогообложение всех без исключения доходов (если речь идет о населении, то сопоставимо должны облагаться не только заработная плата, но и дивиденды, недвижимость, наследство и т.д.), прогрессивную шкалу налогообложения с весьма умеренным ростом ставок.
О значении макроэкономической стабильности в формировании экономического роста написано много. Стоит лишь заметить, что вряд ли нужно любой ценой стремиться к не дефицитному бюджету и минимизации инфляции. Разные страны используют разные модели, что в частности, различаются и по этим параметрам.
Можно вспомнить, например, Турцию, которая достигла значительных успехов в последние десятилетия не только в экономике, но и в приумножении человеческого капитала, в частности огромного роста средней продолжительности жизни населения. Хотя, бесспорно, в целом высокий бюджетный дефицит ассоциируется с низким ВВП.
Говоря о смысле и значении экономического роста, следует отметить его непосредственную связь с повышением качества жизни, в том числе и снижением бедности. Однако, хотя именно улучшение экономической ситуации является ключевой детерминантой, функциональной связи между этими процессами нет.
Неравномерный экономический рост — скорее неравное распределение его результатов между отдельными слоями населения — может иметь дестабилизирующий эффект и в конечном итоге вызвать катастрофу.
Новейшая мировая история дает этому достаточно примеров. Если оценивать результаты экономического развития Украины только по макроэкономическим параметрам, то прошлое десятилетие – несмотря на провалы в отдельные годы – следует признать в целом удачным: ВВП увеличился на 61,4%, масштабы безработицы (по методологии МОТ) сократились на 40,3%.
И нет признаков адекватного улучшения качества жизни. По расчетам специалистов Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины, уровень бедности (по относительному критерию) остался практически неизменным (27,8% в 1999 году и 25,1% в 2010).
Средняя продолжительность жизни выросла слишком мало (на 2,14 года – 2,57 для мужчин и 1,54 для женщин), и по этому показателю Украина занимает предпоследнее место в регионе Европа и Центральная Азия; не улучшилась доступность качественных медицинских и образовательных услуг, индекс человеческого развития повысился лишь на 0,06 балла (с 0,649 до 0,710), и по этому показателю Украина занимает 69 место в мире.
Однако, хотя в целом уровень удовлетворения своей жизнью и уступает европейским аналогам, доля тех, кто им доволен, выросла в 2,3 раза (с 15,2 до 34,8%), а доля недовольных – соответственно уменьшилась на 39,5% (с 65,6 до 39,7%).
Приведенные данные свидетельствуют лишь о том, что экономический рост сам по себе не гарантирует улучшения качества жизни населения, преодоления бедности и социального отторжения. Экономические трансформации должны (по крайней мере, в Украине) сопровождаться максимальной экономией ресурсов, внедрением новых продуктов и технологий.
При этом изобретение исключительно новых технологий является значительно более рискованным и требует больше средств, а необходимой предпосылкой внедрения иностранных технологий должна стать их доработка согласно внутренним требованиям. Украина, которая имеет высокие технологии в ядерной энергетике, космических программах, самолетостроении и т.д., способна не догонять развитые страны, а реализовать органично присущую именно нам модель модернизации.
Приоритеты стоит предоставлять проектам, которые обеспечат отрыв в соответствующей сфере по критерию способности конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.
Необходимой предпосылкой является упорядочение сотрудничества бизнеса и научных учреждений. Должны формироваться институты развития, использующие инновационные механизмы взаимодействия общества, власти, бизнеса через сетевую, кластерную, корпоративную модели и государственно-частное и публично-частное партнерство, альянсы сообществ бизнеса с органами власти на всех уровнях (государство, регион, муниципалитет).
Залогом успешной модернизации является привлечение к конструктивному сотрудничеству рабочей силы; основой должен стать высокий уровень подготовки и обеспечения институционального доверия.
К сожалению, в Украине доминирует атмосфера неуверенности в дееспособности и эффективности новых социальных институтов, распространен правовой нигилизм, а, следовательно, склонность к коррупции, которая стала укорененной чертой не только в политической и экономической элите, но и в массовом сознании.
Первоочередным требованием времени по обеспечению процессов модернизации экономики является создание своеобразных консорциумов из университетов, научно-исследовательских учреждений и бизнеса, что станет необходимой предпосылкой творческой деятельности всех участников производственного процесса. Государство должно ввести механизмы стимулирования и финансовой поддержки их развития, а корпорации – обеспечить реализацию наработок.
Непосредственное участие государства требуется там, где есть возможность нахождения новых технологических решений, реализация которых не дает гарантий бизнесу быстро получить дивиденды, то есть государственные ресурсы направляются либо на рискованные исследования, либо на отдаленную перспективу. Из успешного опыта других стран: в такие проекты государство может вкладывать до 20% расходов на науку.
Массовое обновление на других направлениях предусматривает предварительное определение критических технологий, способных обеспечить технологическую модернизацию капиталоемких отраслей экономики, традиционных для украинской экономики, и нуждающихся для модернизации исключительно новых технологических решений.
В частности, это касается авиационной и ракетно-космической техники, энергоэффективности и энергообеспечения, инфраструктуры энергетики, энергетики, безопасности жизнедеятельности.
Структурный кризис – а в Украине он, бесспорно, имеет место — преодолевается введением новых технологий, открывающих новые производственные возможности, которые собственно и обеспечивают прорыв в росте эффективности экономики и переход к новому этапу ее развития.
Обычно снижение экономической активности не распространяется на перспективные производства нового технологического уклада, имеющие потенциал роста и способные стать локомотивами будущего экономического развития.
Наоборот, именно на фоне общего спада происходит рост производства принципиально новых товаров, повышение инвестиционной и инновационной активности на перспективных направлениях. Инвестиции в новые технологии оказываются более привлекательными по сравнению с существующими воспроизводственными структурами, рентабельность которых снижается.
Происходит «образовательное разрушение» технологической структуры, ее модернизация на основе расширения нового технологического уклада, предоставляющего новые возможности для экономического роста. Идет интенсивный переток капитала из устаревших производств в новые. Поскольку продолжение инвестиций в существующих направлениях оказывается более рискованным из-за инвестиций в нововведения.
Однако в Украине патологическая технологическая много вкладная экономика, в отличие от экономически развитых стран, не только не преодолевается за счет более высоких темпов развития передовых технологических укладов. Темпы роста пятого технологического уклада в новых индустриальных тиграх – Китае, Индии, Бразилии – более чем в пять раз, превышают общие темпы роста. А, наоборот, углубляется из-за разрушения высокотехнологичных производств.
Эта деградация технологической структуры происходит под влиянием втягивания украинской экономики в замкнутый круг неэквивалентного внешнего обмена сырья на готовую продукцию.
Анализ конкурентоспособности отраслей украинской экономики свидетельствует о неопределенности дальнейшего развития даже передовых по своему технологическому уровню производств – авиационной и ракетно-космической отраслей. Вырваться из сырьевой ловушки с каждым годом становится все труднее из-за усиления глобальной конкуренции, которую Украина явно проигрывает.
Необратимо утрачены возможности «встраивания» в ядро пятого технологического уклада. Перспективы своевременного формирования ключевых направлений развития шестого технологического уклада сужаются мерой его структурирования в масштабах мировой экономики и соответствующей специализации отдельных стран.
Мы все время говорим о роли металлургии и химии в украинской экономике, в торговом балансе страны и тому подобное. Но о каком экспорте идет речь? О какой продукции? О какой производительности? О какой рабочей силе, которая эту продукцию производит? Эти отрасли могут решить текущие проблемы страны, но не обеспечить выход из структурного кризиса.
Развитие современной экономики знаний — это задача не одного десятилетия, поскольку в Украине еще не завершен переход к индустриальному этапу развития. Да и доминирование 5-6 укладов в украинской экономике вряд ли целесообразно ввиду эффективности, например, производства продуктов питания, что нельзя к ним отнести. Но это не означает возможности игнорирования современных требований – насущной необходимостью являются структурные сдвиги.
Агрессивное проведение структурных реформ требует соответствующих институтов развития, направленных на технологическое обновление базовых производств, традиционных для специализации и экономики Украины и создания принципиально новых.
Модернизация экономики в организационном плане — это совокупность политических решений относительно ее институциональной обусловленности, с одной стороны, и разработка технологических и инновационных проектов – с другой. Нужны время и специалисты, способные проводить исследования, и экспертиза ожидаемых результатов.
Именно качественная экспертиза способна обезопасить от принятия решений под давлением лоббистов, которые успешно отстаивают интересы соответствующих структур бизнеса. Особенно важной представляется организация такой деятельности по национальным и инфраструктурным проектам, начатым в Украине.
Модернизация экономики должна привести к развитию принципиально новой для Украины составляющей – экономики знаний. По экспертным оценкам, с середины прошлого столетия общий объем знаний человечества удваивается каждые 20 лет.
По данным РАН, 90% общего объема знаний получено в течение последних 30 лет, а 90% общей численности ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации – наши современники. Это наиболее очевидные признаки перехода от экономики, основанной на использовании капитала и природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях. Следовательно, мировое общество начинает новую жизнь — жизнь в эпоху знаний и новых технологий.
Уже в 1980 г. в США 45,8% общего рабочего времени тратилось на деятельность (в 1950г. – 30,7%). Вклад в ВВП США сектора, где осуществляется сбор и обработка информации, увеличился с 29% в 1958 году до 34% в 1980 г. В странах ОЭСР этот показатель еще в середине 1980-х достиг 50 процентов. Именно инвестиции в информационно-коммуникативные технологии обеспечивают четверть прироста ВВП развитых стран, а инвестиции в интеллектуальные активы – до 11 процентов.
Так может ли Украина хоть приблизиться к таким ориентирам? Каковы резервы: финансовые, материальные, социальные, человеческие? Если практически все эксперты признают почти полное отсутствие финансовых и материальных ресурсов, то относительно человеческих и социальных мнения расходятся. В частности, широко распространена уверенность в высоком качестве рабочей силы, о чем свидетельствуют и различные международные рейтинги.
Однако не стоит переоценивать этот фактор — численные показатели образованности, в частности распространение высшего образования, к сожалению, камуфлируют проблемы качества. Оценивая соответствие украинского образования современным требованиям, следует подчеркнуть его чрезмерное направление исключительно на усвоение знаний, неудовлетворительную профессиональную ориентационную работу среди молодежи, отсутствие практики приобретения новых знаний и навыков в зрелом возрасте.
В результате структура профессиональной подготовки украинской молодежи — и по специальности – и по квалификационным уровням — не соответствует требованиям рынка труда; более 40% населения (по отдельным группам профессий – до 70%) работают не по полученной в учебном заведении профессии.
Многие специалисты с высшим образованием, старше 40 лет, опираются на давно устаревшие знания, не имея понятия о современных мировых и даже отечественных разработках; практически не ведется подготовка работников, способных создавать и внедрять инновационные технологии (подготовка кадров по специальностям, определяющим новые технологические уклады, не достигает даже 0,6% ежегодного выпуска).
Реформа системы образования должна выйти за рамки изменений системы управления учебными заведениями, включая финансирование. Чрезвычайно важно для обеспечения успеха реформ усилить государственное влияние на профессионально-квалификационную структуру подготовки, ориентируясь на долго — и среднесрочные прогнозы развития экономики и соответственно спроса на рабочую силу.
Однако необходимость и целесообразность увеличения масштабов и удельного веса специалистов по техническим дисциплинам должна обязательно сопровождаться гуманитарностью технического образования, не только высшего, но и среднего.
Увлечение частными образовательными учреждениями, потеря государственного контроля при отсутствии должной добросовестности их владельцев и менеджеров вполне закономерно повлекли катастрофическое снижение качества подготовки специалистов из-за отсутствия и квалифицированных преподавателей, и оторванности от практики, и ориентации почти целиком на текущую выгоду.
Стратегические направления развития, к сожалению, недостаточно принимают во внимание даже в ведущих учебных заведениях. Можно сколько угодно говорить о недостаточном финансировании, о низких заработных платах, о необходимости для преподавателей поиска дополнительной занятости, и все это не объясняет массовое равнодушие студентов к получению знаний.
Они не требуют от образовательного учреждения выполнения своих непосредственных функций, а стремятся, во что бы то ни стало получить желаемый сертификат. К сожалению, такая же ситуация и с аспирантурой и докторантурой: качество диссертаций стремительно падает, все соприкасающиеся с этой проблемой это прекрасно понимают, но ничего не меняется.
Модернизация государства. Определяющей характеристикой украинской государственности в будущем должна быть стабильность демократии. Авторитет власти, доверие к ней могут опираться только на ее готовность и способность сочетать укрепление государственного управления с углублением демократии. И в этом смысле заслуживает внимания тот факт, что лишь 17,8% населения удовлетворены развитием демократии в Украине, а 50,2% – не удовлетворены.
Конечно, значительная часть населения просто имеет ложное представление о демократии как таковой, часто отождествляя ее с возможностью несоблюдения тех законов, которые кажутся несправедливыми или и невыгодными. К сожалению, и политики и государственные служащие не всегда четко позиционируют себя в процессе модернизации, не демонстрируют четкого понимания возможностей преодоления кризиса.
Главной проблемой, как свидетельствует опыт ряда стран Латинской Америки, Африки, бывших республик СССР, включая, к большому сожалению и Украину, является обеспечение справедливого распределения результатов экономического роста, с одной стороны, и агрессивное проведение структурных реформ – с другой.
Это возможно только при наличии институтов высокого качества, способных производить и реализовывать политику наращивания т. н. институционального капитала, доктрина которого получила распространение в современном мире в течение прошлого десятилетия, заменив доктрины, поочередно доминировавшие на протяжении послевоенных времен.
Основными факторами формирования институционального капитала являются улучшение управления и преодоление коррупции. Исходя из этого, Украина в осмыслении и научном обосновании задач модернизации государства отстала, по крайней мере, на полтора десятилетия. Что же касается практики, то коррупция превратилась едва ли не в главный регуляторный рычаг всех общественных процессов.
Развертывание процесса демократизации требует целенаправленных усилий, как власти, так и гражданского общества. Нужна общенациональная дискуссия о путях выхода из того глубокого кризиса, в котором оказалась Украина. В этой дискуссии научно-теоретическое мнение должно быть соединено с опытом практического управления, общественной и политической деятельности, итогом чего станет консенсус модели общественно-политического устройства страны.
Говоря о структуре власти как неотъемлемой составляющей государственного устройства страны, нельзя пренебрегать распространенными в обществе настроениями и предпочтениями. Нравится это или нет, но украинское население в подавляющей степени ориентировано на важность роли президента страны.
В частности, 58,3% (в 2000 году — 62,3%) опрошенных граждан считают, что президент должен быть председателем правительства и брать на себя всю полноту ответственности за внешнюю и внутреннюю политику (по образцу США). И только 7,7% (5,1% в 2000 году) считают, что президент должен быть главой государства, «символом нации» без властных полномочий (по образцу Италии и ФРГ, где президента избирает парламент).
Теоретическое осмысление функции государства в его отношениях с обществом дает возможность формирования такой модели отношений власти и общества, которая обеспечила бы власти должный авторитет и доверие не через увеличение концентрации руководящих полномочий, а, наоборот, путем передачи части функций (прав и обязанностей) структурам гражданского общества.
Государство должно совершенствоваться не только организационными изменениями, но и усилением кадрового потенциала, и именно этот аспект административной реформы должен играть ключевую роль в ее проведении.
Административная реформа сможет обеспечить крайне необходимую модернизацию государства лишь при условии четкого определения и разграничения функций отдельных властных структур. Речь идет как о функциях различных структур одного иерархического уровня, так и о функциях разных уровней.
Должны быть выработаны, осмыслены, распространены в обществе (и восприняты им), введены в практику государственного управления и местного самоуправления критерии, по которым будет происходить селекция чиновников всех уровней. Это высокие моральные и этические качества, глубокое чувство ответственности, способность определять приоритет общенациональных интересов перед групповыми или местными.
А также патриотизм; эрудиция и квалифицированность, достаточные для выхода за пределы узко-профильного видения проблем и чтобы принимать решения с учетом всех последствий, включая социальные и экологические; осознание того, что модернизация экономики является стратегической задачей власти; готовность к постоянному повышению своей профессиональной квалификации.
Отделение власти от бизнеса должно из декларации превратиться в реальность, для чего должны быть созданы подконтрольные обществу трастовые компании, с одной стороны, и открытые для общественности сведения о владельцах банков, промышленных, строительных, торговых и других структур бизнеса — с другой.
Императивом общественного развития является согласование региональных и национальных целей и приоритетов развития. Важная роль в этом процессе принадлежит развертыванию межрегиональных связей как основы самодостаточных национальных рынков.
В то же время весомое значение представительного органа власти центрального уровня требует наполнения его депутатами, которые, имея четкую программу для всей Украины, сохраняют непосредственные связи со своими избирателями. Для этого нужны изменения избирательной системы. Это переход либо к мажоритарной системе, либо к пропорциональной системе с открытыми списками.
Украина сможет сохранить себя и приблизиться к уровню передовых стран только как общество знаний во всех сферах своего функционирования. Государство, его институты должны быть примером инновационной открытости, заинтересованности в развитии науки и техники как своеобразного “пускового механизма” модернизации и прорыва страны.
Модернизация общественных отношений напрямую связана с подъемом духа, формированием настроенности населения на перемены. Без этого, как свидетельствуют и мировой, и отечественный опыт, нельзя достичь поставленной цели – достаточно вспомнить материальную и духовную базу в программе индустриализации, реализованную в СССР в 30-х годах прошлого столетия, или масштабную модернизацию английской экономики, которая опиралась на протестантскую реформацию.
Краеугольным камнем модернизации общества является формирование социальной ответственности и позитивного социально-психологического климата.
Без социальной ответственности, субъектами которой являются государство, продуктивный бизнес и гражданское общество, репрезентирующее население, все трансформации неизбежно будут провоцировать дальнейшее усиление коррупции, экономического и правового расслоения, маргинализации и иждивенцев в обществе.
К сожалению, в массовом сознании ныне укоренилась только социальная ответственность государства, хотя из-за финансовых трудностей это не всегда реализовывалось в полной мере. Социальная ответственность бизнеса в лучшем случае подменена благотворительностью.
Социальная ответственность населения распространяется только на сферу текущих заработков – население преимущественно не воспринимает необходимость заботиться о будущих доходах (например, о своей же собственной пенсии), о диверсификации рисков потери доходов (например, путем страхования имущества), даже о собственном здоровье (придерживаясь здорового образа жизни, предотвращая инфекционные заболевания путем вакцинации и т.д.).
Достичь желаемых изменений одними только лозунгами нельзя – необходимы новые гуманитарные технологии, направленные на интенсивное использование человеческого потенциала.
Ключевым фактором формирования современного кризиса является потеря доверия. Это — типичное явление для большинства стран мира, но в Украине можно говорить о тотальном недоверии между всеми основными субъектами общественных отношений – властью, бизнесом, населением.
Власть подозревает каждого бизнесмена и даже каждого работника в попытке, во что бы то ни стало уклониться от уплаты налогов, а население и бизнес — в стремлении разворовывать бюджетные средства, лоббировать собственные интересы и тому подобное.
Работодатели в подавляющей степени стараются недоплачивать своим работникам, ограничивать их трудовые и социальные права, в частности уплачивая и без того низкую заработную плату в конвертах, соответственно без взносов на социальное страхование. Наемные работники — со своей стороны — не стремятся полностью реализовать свои возможности в производственном процессе, а при случае часто не брезгуют и прямыми нарушениями трудового законодательства.
Врачи не доверяют своим пациентам, подозревая их в симуляции и желании получить бюллетень или безвозмездно находиться в больнице при отсутствии прямой необходимости в этом, а население не доверяет медикам, их добросовестности и квалификации. Непосредственным следствием является снижение уровня вакцинации, что чревато новыми вспышками эпидемий.
Учителя и преподаватели профессиональных учебных заведений не доверяют своим ученикам и студентам, а те, в свою очередь, не доверяют им. Банки не доверяют своим клиентам, а клиенты не доверяют банкам, хотя и держат там средства и пользуются кредитами.
Вектор доверия, приведенный в данном исследовании, ярко свидетельствует о том, что доверием населения Украины пользуются преимущественно родственники, соседи и коллеги. Такой уровень доверия в отсутствие развитого гражданского общества не способствует проведению реформ.
Одной из главных проблем является формирование положительного социально-психологического климата. Ее решение связано с правовыми и управленческими технологиями развития диалога и партнерства государства, бизнеса и гражданского общества; построением модели всеобъемлющей системы правового и экономического обучения населения.
А также рационализацией форм организации просветительской деятельности и патриотического, гражданского воспитания с учетом потребностей и интересов различных социальных групп и региональных различий; выяснением положительных и отрицательных тенденций в развитии отечественных масс-медиа, обоснованием мер, направленных на подъем их роли в модернизации украинского общества.
Не следует все время говорить только о невзгодах, неудачах, постоянно ковыряясь в своих ранах и вспоминая только исторические катастрофы. Плач Ярославны может дать эффект, мобилизуя окружающих, но не тогда, когда он раздается повседневно.
Государство — уже 20 лет подряд – занимается исключительно финансовыми проблемами, связанными с невозможностью выполнения всего объема своих социальных обязательств. Насущной необходимостью является создание целостной внутренне непротиворечивой системы государственных социальных гарантий и ее функциональных обязанностей.
Чрезмерная, экономически необоснованная дифференциация населения по доходам, по доступу к базовым социальным услугам вызывает не только социальное недовольство, а провоцирует разрушение моральных ценностей, коррупцию и криминализацию общества, мешает развитию экономики и демократизации. Значительные массы населения оказываются отторгнутыми от общественной жизни, от возможностей реализации своих прав.
Поэтому снижение чрезмерного неравенства, преодоление бедности, предотвращение социального отторжения и маргинализации следует признать насущной необходимостью. Едва ли не самым простым, достаточно эффективным и дешевым путем уменьшения неравенства по доходам является восстановление (с очень умеренными шагами повышения ставок) прогрессивной шкалы налогообложения доходов населения.
Однако первоочередное внимание по модернизации общества необходимо уделять программам привлечения и интеграции обездоленных групп населения. Конечным результатом модернизации общественных отношений должны стать:
— консолидация украинского общества;
— развитие институтов гражданского общества и расширение участия граждан в решении общественных проблем;
— сохранение и развитие национального гуманитарного пространства; обеспечение интересов общества и государства путем развития языковой и культурно-информационной политики, в частности использования интеллектуальных методологий для укрепления позиций украинского языка в различных сферах общественной жизни;
— преодоление коррупции.
Модернизация украинского общества — это не цель, а магистральный и единственно возможный путь преодоления системного кризиса, в частности достижения высоких стандартов качества жизни. Но достичь этого можно лишь путем последовательного и целенаправленного воздействия на все сферы общественного бытия – экономику, государство и общественные отношения – одновременно.
При таких условиях есть основания рассчитывать на синергетический эффект — пренебрежение же хотя бы одним из направлений неизбежно повлечет ослабление или даже аннигиляцию результатов.
Автор: Е.М. Либанова, академик НАН Украины, директор Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.