Модернизация сельского жилищного фонда в Украине

Целью статьи является определение современных тенденций и новых подходов к улучшению качества коммунальных благ для жилья в сельских поселениях и использование оставленного жителями жилищного фонда в зависимости от его состояния и потребностей населения.

Определены характерные особенности и современное состояние сельского жилищного фонда Украины. Дана асимметричность качества жилищного фонда в городской и сельской местности. Обосновано, что уровень обеспеченности жильем в сельской местности выше, чем в городской, значительную часть фонда составляют дома старой застройки, которые нуждаются в реконструкции и модернизации.

Выявлена взаимосвязь демографического фактора и структурных изменений сельского жилищного фонда, значительную роль в котором играют негативные процессы естественного и механического прироста населения. Это приводит к росту количества покинутых жителями домов, создавая при этом проблему сохранения жилищного фонда и потребность поиска новых подходов к ее решению с учетом общественных трансформаций. Проанализированы индикаторы обустройства жилищного фонда в сельской местности.

Построен интегральный индекс модернизации сельского жилищного фонда, что указывает на сохранение территориальных диспропорций на протяжении 2013-2017 гг. Оценены количественные и качественные показатели жилищных условий сельского населения, определяющих степень удовлетворения его социальных потребностей. Выявлены положительные тенденции модернизации сельского жилищного фонда в некоторых регионах Украины.

Определены приоритетные направления создания комфортной жилой среды в сельских поселениях, в зависимости от состояния жилищного фонда и потребностей населения. Основное внимание направлено на реконструкцию заброшенного жителями жилищного фонда с использованием экологических технологий, адаптации новых стилей интерьера.

Предложены новые подходы в использовании  оставленного жителями сельского жилищного фонда в контексте вызовов общества.

Помещения ныне закрытых профтехучилищ для создания реабилитационных, социальных и молодежных центров; жилые оставленные жителями дома – для создания сети социального лофт-жилья для малообеспеченных семей, переселенцев, пострадавших в результате техногенных или природных ситуаций, временного социального жилья для молодых специалистов.

А также аренды усадеб для применения в сфере туризма, в частности в развитии туристических кластеров, что является актуальным в формировании тенденций к росту сельского туризма и разнообразия его видов.

Ключевые слова: сельский жилищный фонд, сельское население, сельская местность, сельские поселения, индикаторы, модернизация, направления.

Постановка проблемы. Взаимозависимость материальной обеспеченности крестьян, уровня их занятости, места нахождения поселений и их социально-экономического развития обусловливает особенности формирования современного сельского жилищного фонда, формирует оценку количественных и качественных показателей жилищных условий сельского населения, в частности комфортность жилья, его обустройство коммунальными удобствами.

Трансформационные изменения в улучшении качественных индикаторов условий проживания сельского населения состоялись в течение 2000-2017 гг. Однако, в общем, сельский жилищный фонд Украины является устаревшим и нуждается в обновлении. Росту привлекательности сельских территорий способствует модернизация имеющегося жилья и построение нового.

Поэтому необходимо создать систему новых подходов в строительстве и реконструкции жилья в соответствии с потребностями и возможностями населения, в использовании значительной доли усадеб, оставленных жителями.

Анализ последних исследований и публикаций. Разносторонность проблематики социального развития сельских поселений привлекает внимание многих отечественных ученых.

Аспекты социально-демографического развития сельских поселений на национальном и муниципальном уровне освещены в трудах Е. М. Либановой (E.M. Libanova), О. В. Макаровой (O.V. Makarova), Т. А. Заяц (T.A. Zajats), В. Н. Новикова (V. M. Novikov), О. Ф. Новиковой (O.F. Novikovа), В. Л. Жаховской, А. И. Дьяконенко (O.I. Diakonenko) и других.

Компаративный анализ количественных и качественных показателей развития жилищного хозяйства и жилищных условий населения в европейских странах и в Украине осуществил А. П. Тищенко (O.P. Tyshchenko).

Актуальные проблемы и экономическую эффективность реконструкции жилья в Украине и пути их решения исследовал Г. И. Онищук (G.I. Onishchuk). Комплексный анализ количественных и качественных составляющих условий проживания, в частности в разрезе местности проживания населения осуществлен В. В. Черниченко (V. V. Chernychenko).

Комплексная оценка бедности населения по жилищным условиям изложена в трудах В. С. Шишкина (V. S. Shishkin).

Несмотря на значительную исследованность различных аспектов использования сельского жилищного фонда, изменения демографического состава сельского населения и появление новых вызовов обуславливает необходимость соответствующих исследований, и тема остается актуальной. А вопросы модернизации и приоритетные направления использования сельского жилищного фонда, оставленного жителями, являются насущными для развития сельских поселений и сохранения системы сельского расселения Украины.

Новизна. Исследовано современное состояние сельского жилищного фонда и определены индикаторы его обустройства. Обоснованы изменения рейтингов регионов по интегральному индексу модернизации сельского жилищного фонда.

Цель статьи — определение современных тенденций и новых подходов к улучшению качества коммунальных благ жилья сельских поселений и использование жилищного фонда оставленного жителями, в зависимости от его состояния и потребностей населения.

Методы исследования. Методология исследования основывается на применении следующих методов:

Статистический метод – для формирования динамического ряда соответствующих показателей,

Индексный метод – для определения рейтинга регионов в контексте модернизации сельского жилищного фонда;

Сравнительный метод, абстрактно-логический – для определения изменений тенденций в сельском жилищном фонде на протяжении исследуемого периода, для изучения опыта европейских стран в контексте определения приоритетных направлений использования оставленного жильцами жилого фонда.

Изложение основного материала. Обеспечение жильем является первоочередной потребностью жизненных благ, получение которых является различным и зависит от места жительства. Количественные и качественные показатели жилищных условий определяют степень удовлетворения социальных потребностей и решения жилищных проблем. По состоянию на 2018 г. 39,1% общей площади жилищного фонда Украины расположено в сельской местности.

В течение 2000-2017 гг. в динамике формирования жилищного фонда Украины определились характерные особенности.  Из-за сохранения тенденций роста объема сельского жилищного фонда на 3,2% в отличие от городского, наблюдается замедление темпов наращивания жилищного фонда в стране.

Одной из причин незначительного прироста жилой площади в сельской местности является сокращение численности населения вследствие уменьшения его естественного и механического воспроизводства.

По данным выборочного обследования условий жизни домохозяйств, выполненного Госстатом Украины, уровень обеспеченности жильем в расчете на одного человека по состоянию на 2018 г. в сельской местности выше на 18%, чем в городах: в среднем на одного жителя 26,8 22,7 м2 и м2 соответственно. Доля домохозяйств, жилая площадь которых была ниже санитарной нормы (13,65 м2 на одно лицо), составляла 30,3% в сельской местности против 42,9% в городах.

В перенаселенном жилье проживает почти на 10% меньше сельского населения, чем городского. Согласно этому более высокий показатель обеспеченности сельского населения отдельными комнатами в расчете на одного человека.

Около половины домохозяйств (42,7%) имеют жилье с тремя комнатами. В течение 2013-2017 гг. доля поступлений общей площади жилых помещений в жилищный фонд в некоторых регионах выросла и составила, в процентах: в Сумской области – 21,6, Днепропетровской – 14,9, Николаевской – 11,7 и Черниговской – 11,2.

Несмотря на указанные выше положительные показатели, вопросы о степени загруженности жилищного фонда в сельской местности остаются актуальными. Это, прежде всего, касается снижения качества жилья, поскольку сформировано неравномерное распределение сельского жилищного фонда по периодам застройки.

Более половины (50,6%) сельского жилищного фонда построено в течение 1944-1970 гг. Незначительная доля жилья (5,3%) построена в 1990-х годах и менее 3% сельского жилищного фонда – в 2000-х.

Причинами торможения темпов жилищного строительства в сельской местности в течение длительного времени были общественно-политические и экономические трансформации: крайне неэффективная государственная социальная политика обусловила миграционный отток сельского населения и отрицательные темпы его естественного прироста.

В связи с тем, что половина жилищного фонда имеет устаревшую структуру, усиление несбалансированности процессов экономического и социального потенциала населения (ограниченность финансовой состоятельности крестьян, увеличение категории лиц старше трудоспособного возраста) привело к уменьшению возможностей крестьян по улучшению жилищных условий, росту уровня изношенности домов.

В большинстве регионов количество ветхих и аварийных жилых домов осталось на уровне 2014 г., а в некоторых сформировалась тенденция к росту соответствующих показателей. По состоянию на 2018 г. почти 26% домохозяйств имеют жилье, которое построено в 1940-1950-х, 47,2% – в 1960-1970-х годах, 24,8% – после 1980-х годов.

Наличие зданий старой застройки, ухудшение жилищных условий в них приводит к неполному использованию и опустошению жилого фонда.

В течение 1996-2014 гг. вырос на 2,2% удельный вес домов, которые используются сезонно (2014 г. – 5,7% от общего количества жилых домов), при этом на 8,1% стало больше домов покинутых жителями (2014 г. – 10,2%).

Замедление темпов использования сельского жилищного фонда приводит к ускорению процессов разрушения зданий, росту объема средств для их реставрации при необходимости, поиску населением более привлекательного жилья в других поселениях, а это и является одной из причин вымирания сел.

Весомыми критериями оценки сельского жилищного фонда является комфортность жилья, которая характеризуется оптимальной системой показателей. Но формирование современного рынка жилья и невысокий уровень материального обеспечения домохозяйств ограничивают возможности улучшения жилищных условий и обусловливают асимметрию качества жилищного фонда в городской и сельской местности.

За последние годы незначительная положительная динамика современного оборудования жилищного фонда коммунальными удобствами происходила за счет увеличения доли жилья, оборудованного газом, водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией.

В течение 2001-2017 гг. наблюдалась тенденция к постепенному улучшению качественных индикаторов условий проживания сельского населения. Однако степень обеспеченности большинством видов благоустройства сельского жилищного фонда отстает от аналогичных городских показателей в среднем более чем вдвое.

Причиной этого является принцип предоставления коммунальных услуг сельскому населению сельскими предприятиями и сельсоветами, которым хронически не хватает оборотных средств для улучшения комфортности жилья жителей сел, или эти услуги являются слишком дорогими для крестьян.

По состоянию на 2018 г. в сельской местности Украины водопроводом оборудовано 31,5% жилья, горячим водоснабжением – 19,1%, канализацией – 27,7%, природным газом – 53,8%.

Значительная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных составляющих комфортности. Об этом свидетельствует показатель доли населения, сельских домохозяйств, лишенных жилья в нормальном состоянии – 12,2%, без водопровода в жилище – 35,1%, без ванной или душевой комнаты внутри жилья – 37,7%, без туалета со сливом внутри жилья – 45,7%.

Сейчас насущной является потребность поиска новых подходов к улучшению качества коммунальных благ жилья в сельских поселениях в зависимости от состояния жилищного фонда и потребностей населения.

Модернизация сельского жилищного фонда является одним из приоритетов сохранения сельских поселений, устойчивого развития сельских территорий. Весомая роль в этом контексте принадлежит финансовой поддержке со стороны государства с учетом региональной оценки.

Поэтому автором системно проанализированы названные показатели за 2013-2017 гг. На основе метода попарных сравнений с применением весовых коэффициентов показателей осуществлено ранжирование регионов по индексу модернизации сельского жилищного фонда. Благодаря анализу первичных показателей и характеру их влияния определены факторы, которые обусловили изменения в жилищном фонде.

Если шкалу значений интегрального индекса модернизации сельского жилищного фонда разделить на пять групп, начиная с минимального значения, установленного в исследуемом периоде (<0,325), к максимальному (0,901), то регионы Украины распределятся следующим образом.

В 2013 г. аутсайдерами было шесть регионов; ведущую позицию занял один регион; в 2017 г. в группу лидеров вошли два региона, при чем один из них сохранял ведущие позиции на протяжении всего исследуемого периода; в группу аутсайдеров вошли три области. Большинство регионов имеют средний уровень модернизации жилищного фонда.

Важной особенностью обустройства жилищного фонда является сохранение территориальных диспропорций. Абсолютными лидерами по уровню модернизации жилищного фонда в сельской местности являются Закарпатская и Тернопольская области. В течение 2013– 2017 гг. в Закарпатской области более чем на 10% вырос удельный вес домов, оборудованных водопроводом и канализацией. Тернопольская область занимает второе место по удельному весу (75,8%) домов, оборудованных природным газом.

По состоянию на 2017 г. удельный вес выбывшего жилищного фонда в сельской местности упомянутых областей составляет 0,03 и 0,71% соответственно. Улучшению жилищно-бытовых условий сельского населения этих областей способствует выравнивание доходов за счет внешней трудовой миграции.

В целом сельский жилищный фонд Украины является устаревшим и нуждается в обновлении. Росту привлекательности сельских территорий способствует модернизация имеющегося жилья и построение нового. Требует проработки система новых подходов в строительстве жилья в соответствии с потребностями и возможностями населения, использования значительной доли усадеб, оставленных жителями.

Приоритетным направлением жилищного фонда, оставленного жильцами, является создание молодежных центров, реабилитационных наркологических центров для наркологических и алкозависимых, социальных центров для малообеспеченных, центров социально-психологической помощи для воинов из зоны проведения операции объединенных сил.

Ресурсной базой для создания центров являются помещения закрытых ныне профтехучилищ. Расширение сети данных учреждений будет способствовать устранению угроз гуманитарных кризисов.

Значимую роль в решении этого вопроса играет участие благотворительных фондов. В частности, под эгидой благотворительного фонда Caritas-Spes открыты реабилитационные наркологические центры в селе Заречаны Житомирской области и в поселке Залесцы Хмельницкой области. Благодаря функционированию социальных центров для малообеспеченных реализуются проекты для удовлетворения их потребностей.

По мнению И. И. Кулиша, целесообразно было бы исследовать возможности государства и выкупать у населения или территориальных общин сельских населенных пунктов оставленные жителями дома и предлагать их на условиях удешевленной ипотеки семьям или отдельным лицам. В том числе беженцам, которые остро нуждаются в улучшении жилищных условий и согласны переехать в сельскую местность для проживания и работы.

Активизация внутреннего туризма, в частности сельского зеленого туризма, создает предпосылки к использованию заброшенных усадеб как объектов размещения.

Это поможет изменить статус безлюдных сел на поселение рекреационной специализации, экологических поселений, что является актуальным в контексте развития туристических кластеров. Территории, через которые целесообразно прокладывать экологические тропы и туристические маршруты, должны иметь и должным образом обустроенные для расположения туристов населенные пункты.

Особенно это актуально на пути к евроинтеграции. Одним из критериев, которым должна отвечать страна-кандидат на вступление в ЕС, является наличие 15% специальных природоохранных территорий.

По состоянию на 2018 г. доля фактической площади природно-заповедного фонда Украины составляет 6,6%. Создание природных парков вблизи сел дает возможность не только обеспечить использование оставленного жильцами жилищного фонда, но и решить социальные проблемы местного населения путем создания новых рабочих мест.

В контексте децентрализации территориальные общины могут выделить средства для реконструкции зданий в соответствии с действующим законодательством. Выполнение работ по утеплению и облицовке наружных стен зданий, замене окон и тому подобное, обеспечит решение проблем энергосбережения и длительного использования сельского жилищного фонда, в том числе летом и в межсезонье.

В ведущих европейских странах популяризируется индивидуальное строительство в сельской местности с использованием «зеленых» технологий. Приоритетным становится максимально эффективное использование энергетических, водных и других ресурсов, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, создание экологически чистой среды в здании для обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека.

Актуальность приобретает начатая Институтом пассивного дома (Passive House Institute, PHI, Германия, г. Дармштадт), концепция Пассивного дома (Passive House) в рамках которой в 1991 г. построен первый дом. В пассивном доме тепловой комфорт достигается преимущественно пассивными мерами – усиленной внешней изоляцией ограждающих конструкций, рекуперацией тепла, пассивным использованием солнечной энергии и внутренних источников тепла.

Концепция предусматривает сбережения на одной из двух систем – отопительной или вентиляционной. Этого можно достичь путем установки, например, только системы вытяжной вентиляции, тогда здание будет энергосберегающим домом с обычным отоплением.

Стратегия использования таких зданий предусматривает такие преимущества: в летний период в помещении сохраняется прохлада, именно за счет хорошей изоляции, что имеет особое значение в условиях общего потепления; с помощью инновационного инженерного оборудования дома вырабатывается столько энергии, сколько необходимо для потребления его жителям.

PHI разработал пакет планировки пассивных домов. В рамках программы разрабатывается проект дома согласно определенным потребителем критериям и с возможностью устранения недостатков во время проектирования.

Главной особенностью пассивного дома является снижение разработчиками его стоимости более чем вдвое с момента появления первого такого дома. Теперь, по расчетам PHI, стоимость такого дома всего лишь на 10% больше стоимости обычного.

Важной прерогативой немецкого опыта по реконструкции домов является эффективная и действенная государственная политика снижения энергопотребления, согласно концепции, по которой собственники жилья получают налоговые льготы в размере 20% и банковские кредиты с низкой процентной ставкой.

Важным фактором улучшения условий жизни в сельских поселениях является внедрение процесса децентрализации и дальнейшее направление выполнения задач реформы.

В развитии территориальных общин весомую роль играет дифференциация регионов Украины по уровню благоустройства и жилищного фонда в частности, что будет способствовать усовершенствованию механизмов государственного управления социально-экономическим развитием, как соответствующих территорий, так и сельских поселений.

Выводы. Ухудшение количественных и качественных показателей жилищных условий не удовлетворяет социальные потребности, усиливает миграционный отток, особенно молодежи, и повышает риск уменьшения общего количества сельского населения.

Значительная часть домохозяйств из-за нехватки средств не могут самостоятельно улучшить свои жилищные условия, поэтому вынуждены жить в аварийных домах. Жилые дома старше 50 лет нуждаются в срочной модернизации, обновлении технико-эксплуатационного состояния.

Сохранение тенденций физического износа жилых домов приводит к неполному использованию жилого фонда. Улучшить эту ситуацию можно путем активного внедрения децентрализации при поддержке государства в осуществлении эффективной жилищной политики.

Реализация проектов центрального водоснабжения, газификации сельских поселений в имеющихся ОТГ дает большие возможности владельцам домохозяйств улучшить комфортность жилья, и, соответственно, уменьшить социальную напряженность в обществе.

Жилье является одной из главных составляющих жизненных потребностей человека, поэтому улучшение жилищных условий в сельской местности должно стать мощным стимулятором развития ОТГ, что одновременно обеспечит социальную стабильность общества.

Приоритетными направлениями модернизации и реконструкции оставленного жителями сельского жилищного фонда является создание социального лофт-жилья для малообеспеченных семей, переселенцев, пострадавших в результате техногенных или природных ситуаций.

А также аренда усадеб как средства для размещения туристических объектов в контексте развития туристических кластеров и природно-заповедных территорий; перестройка жилья с использованием экологических технологий; адаптация новых стилей интерьера для создания комфортной жилой среды, в частности временного социального жилья для молодых специалистов.

Автор: Л.В. Головко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: holovko_lilia@ukr.net, ORCID 0000-0002-3372-764X

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий