Определены перспективные направления и принципы модернизации социально-трудовых отношений в Украине, предусматривающие их качественное обновление и приведение в соответствие к требованиям развития демократичного общества на основе эффективного использования собственных ресурсов развития и консолидации украинского общества.
Ключевые слова: модернизация социально-трудовых отношений, формы модернизации, взаимодействие субъектов, политика модернизации, принципы и направления модернизации социально-трудовых отношений.
Постановка проблемы. Научная проблематика, связанная с модернизацией социально-трудовых отношений с целью укрепления социального капитала страны и ее регионов, определяет новые направления экономического мышления и формируется как целостная парадигма. Актуализация этой проблемы обусловлена необходимостью формирования новой концепции общественного развития на основе глубокого переосмысления сущности и движущих сил модернизации и преобразований.
В основу современных процессов модернизации украинского общества, национальной экономики положены идеи либерализма и демократии, формирования социально уравновешенной модели общественного развития, что открывает новые возможности для достижения баланса общественных и индивидуальных интересов.
Теоретические разработки этих проблем и своеобразные концептуальные подходы отражены в работах Л. Ханифана, Д. Джекобса, П. Бурдье, Р. Патнама, С. Боргатти, К. Джонса, М. Г. Эверета, Ф. Фукуямы. Они получили дальнейшее развитие в работах таких отечественных ученых, как В. Геец, О. Гришнова, А. Колот, Е. Либанова, А. Макарова, М. Лесечко, Л. Лисогор, В. Оникиенко, Ю. Саенко, В. Сикора, А. Сидорчук, Л. Черенько и других.
В то же время практически отсутствует концептуально целостное видение направлений и конкретных форм модернизации социально-трудовых отношений в Украине и ее регионах, с учетом сложившейся системы ограничений и угроз, при достаточно сложных социально-экономических условиях реализации модернизации и преобразований.
Цель статьи заключается в обосновании концептуальных основ модернизации социально-трудовых отношений, с определением ее приоритетов, целесообразных форм, направлений и принципов реализации в контексте задач формирования мощного социального капитала.
Изложение основного материала. Насущная потребность в развитии новых парадигм модернизации социально-трудовых отношений возникает на том этапе, когда, во-первых, предложенные модели не соответствуют многомерной и противоречивой реальности и возникают трудности методологического и прикладного характера в анализе, в оценке и прогнозе социально-экономичных процессов.
Во-вторых, из-за социально-экономической нестабильности, глубоких системных кризисов, изменения базовых институтов развития общества; в-третьих, в условиях, когда приходится решать сложные задачи стратегического характера, связанные с изменениями в реализации геополитической, структурной, инвестиционной политике государства.
Сейчас в Украине практически отсутствует целостная и внутренне непротиворечивая модель модернизации социально-трудовых отношений, которая концентрировала бы видение перспектив развития этой сферы и механизмов ее обеспечения на основе реализации национальных интересов страны, что развивается в едином глобальном пространстве со странами, более успешными в осуществлении модернизации и преобразований.
В общенаучном понимании любая модернизация – это длительный процесс качественного обновления базиса формирования тех или иных отношений. Совокупность предложенных наукой моделей общественной модернизации является весьма ограниченной. В концептуальном виде они могут быть представлены как линеарная модель, парциальная, много линейная, авторская. По линеарной модели (У. Ростоу, С. Блэк, М. Леви и др.)
Этот процесс может состоять из следующих основных фаз: первая — формирование тех сил и сторонников, которые заинтересованы в осуществлении модернизации; вторая – консолидация элиты, настроенной на достижение целей модернизации. Третья – реализация экономической и социальной модернизации как главных составляющих этих процессов; четвертая – интеграция общества вокруг идей модернизации и готовность его членов позитивно воспринимать осуществляемые изменения.
По модели парциальной или так называемой частичной модернизации (Д. Рюшемейер) она происходит в основном путем диффузии, то есть через взаимодействие обществ, проникновение социальных ценностей высшего порядка в обществе с низким уровнем социально-экономического развития.
Много линейная модель модернизации (Г. Робетсон, В. Бек, К. Мюллер и других) трактует ее как сложный эндогенно-экзогенный процесс со многими эпицентрами, что не предусматривает системной общественной трансформации, а, следовательно, не может существенно изменять внутреннее пространство любой страны.
Авторская модель модернизации (Т. Пиирайнен) основывается на идеях использования механизмов социальной интеграции и актуализации задач свободного выбора человеком тех или иных сдвигов в общественной жизни.
В современной трактовке природы процессов модернизации она является нормативной стратегией, ориентированной на достижение определенных целей. В основе ее в основном находится активный мобилизационный процесс, предусматривающий пространственную и временную концентрацию ресурсов с целью приближения к четко определенной цели, в качестве которой в основном выступают достижения стран с более высоким уровнем социально-экономического развития.
Вряд ли можно осуществить полные или частичные изменения в социально-трудовой сфере Украины за пределами современной конституционно-правовой, экономической, социальной, технологической и культурной модернизации. Они не только формируют необходимое пространство, но и активно влияют на собственный процесс формирования и развития социально-трудовых отношений.
Учитывая, что основой конституционно-правовой модернизации является утверждение принципов реального народовластия, преодоление отчуждения власти и общества, соблюдение принципов легитимности, можно ожидать, что ее осуществление создаст необходимые предпосылки для успешной демократизации социально-трудовых отношений.
Следует отметить важность расширения экономической базы современной модернизации социально-трудовых отношений в стране.
В частности, через развитие факторов производства и стимулирование инвестиционной активности субъектов хозяйствования, с тем, чтобы ограничить проявления довольно специфического поведения субъектов предпринимательства, ориентированного на максимальное обогащение в короткий срок через механизмы перераспределения созданного валового продукта, а не на основе участия в реальных воспроизводственных процессах.
Актуализируется задача ускорения технологической модернизации, что позволит сформировать инновационный фундамент развития социально-трудовых отношений на основе продуктивных рабочих мест, создание которых требует значительных инвестиций.
Ради подъема инвестиционной деятельности, направленной именно на процесс разветвления существующей системы рабочих мест, был принят закон Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест» № 5205-VI от 06.09.2012 г.
Он предусматривает государственную поддержку инвестиционной деятельности в виде освобождения от уплаты налога на прибыль до 2017 года и ввозной пошлины в рамках четырех приоритетных отраслей, которые определило правительство: жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура, машиностроение и агропромышленный комплекс.
Изменения, произошедшие в течение последних лет в формировании социально-трудовых отношений или социально-экономических условиях, их осуществление следует рассматривать как весьма противоречивые с позиции успешности модернизации и преобразований; среди них можно выделить следующие.
Во-первых, произошло становление рыночных много субъектных социально-трудовых отношений через увеличение количества индивидуальных предпринимателей, посредников в сфере трудоустройства на фоне существенного усиления позиций работодателей вследствие высокого уровня монополизации экономики, их мощного представительства в органах законодательной и исполнительной власти.
По оценкам Антимонопольного комитета Украины уровня конкурентоспособности внутреннего товарного рынка, лишь 53,1% продукции реализовывалось на рынках с конкурентной структурой, 6,7% – на рынках так называемой чистой монополии (с долей монополиста до 90% товарной продукции); 25,8% – на рынках с признаками доминирования крупнейшего предприятия и его долей в пределах 35-90%; 14,4% – на рынках так называемой жесткой олигополии с долей крупнейших предприятий свыше 50%.
Во-вторых, это интенсивное распространение неформальных по характеру трудовых отношений, которыми в 2012 г. было охвачено около 23,0% занятого населения (численность неформально занятых выросло в 1,6 раза в течение 2000-2012 гг.), прежде всего за счет его роста в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в сфере услуг.
Причины деформации социально-трудовых отношений весьма разнообразны и нередко неявные. От медленных темпов структурной трансформации национальной экономики, непоследовательности экономических преобразований, ограниченного финансирования государственного сектора при отсутствии надлежащих нормативно-правовых основ в развитии частного сектора, до несостоятельности субъектов предпринимательства в реальном секторе экономики в обеспечении работникам приемлемого уровня доходов и надлежащих условий труда.
В-третьих, сохраняется незавершенность процесса институционально-экономического обеспечения модернизации социально-трудовых отношений (низкий уровень доверия к институтам по трудоустройству, невыполнение условий коллективных договоров, задолженность по заработной плате и социальным выплатам, нарушение конституционных прав наемных работников на надлежащие условия труда, низкие социально-трудовые стандарты, нарушения в квалификационных оценках и оплате труда исходных принципов редукции труда).
В-четвертых, наблюдается структурное упрощение экономической основы модернизации социально-трудовых отношений в стране в результате формирования не диверсифицированной (нередко и моно отраслевой) структуры отечественной экономики, разрушения перспективных наукоемких производств, сокращения образовательных, научных и медицинских учреждений, учреждений по оказанию социальной помощи населению и другое.
В-пятых, деградация системы рабочих мест в реальном секторе экономики вследствие их инвестиционной непривлекательности для отечественного и иностранного инвестора, заинтересованного в быстрой окупаемости вложенных средств, высокой рентабельности произведенной продукции. Спекулятивный финансовый капитал, ориентирующийся на высокодоходные сферы экономической деятельности, не заинтересован в восстановлении мощного национального производства, тем больше его высокотехнологичных секторов.
В-шестых, ослабление мотивационных основ развития социально-трудовых отношений в связи с невысоким уровнем сознательного стремления субъектов этих отношений к изменению статуса КВО из-за неуверенности в получении положительных результатов модернизации перемен и ожидания нежелательных эффектов из-за недоверия к партнерам.
Наблюдается нарушение условий трудовых соглашений, низко результативная деятельность институтов в сфере трудоустройства при высоких расходах на их содержание, неоплачиваемый труд и другие.
Вследствие этого снижается и мотивация к профессиональному саморазвитию и самообразованию занятого населения из-за его бедности и ожидания ухудшений экономической ситуации в стране и ее регионах.
В-седьмых, низкая эффективность государственной политики занятости в части поддержания необходимого уровня эффективного спроса на ресурсы труда и положительной динамики, вновь созданных рабочих мест, минимизации застойных форм безработицы, неполной занятости или необоснованных увольнений работников по инициативе администрации.
В-восьмых, распространение деформированных представлений основных субъектов о целесообразном характере социального взаимодействия в трудовой сфере, и, следовательно – ослабление конструктивных социальных основ их развития и деформализация. При этом коллективно-договорное регулирование заработной платы представлено в основном оплатой труда в конвертах, принудительным ненормированным рабочим временем, неэквивалентным обменом трудовых услуг в фонд жизненных благ и тому подобное.
В-девятых, отсутствие единой консолидирующей основы сближения интересов основных субъектов социально-трудовых отношений по росту производительности трудовой деятельности, повышение конкурентоспособности продукции и услуг, достижение целей корпоративного развития.
Оценивая сложившиеся в Украине условия модернизации социально-трудовых отношений, можно выделить следующие существенные ограничения и риски. Это макроэкономические, представленные слабостью институциональных факторов их развития, существенными инвестиционными рисками и неоптимальной структурой отечественных и иностранных инвестиций в стационарные рабочие места, высокой неравномерностью распределения доходов в обществе.
Мезоэкономические, обусловленные низкой результативностью региональной политики в социально-трудовой сфере, проблемами межбюджетных отношений, региональной асимметрией развития социально-трудовой сферы, неэффективностью местной власти и территориальных общин в решении социально-трудовых проблем.
Микроэкономические, включающих низкую мотивацию субъектов хозяйствования и занятого населения к производительному труду вследствие неадекватности оплаты труда реальному трудовому вкладу, низкой прибыльности операционной деятельности хозяйствующих субъектов, высокой доли убыточных предприятий промышленности и агропромышленного комплекса.
Учитывая достаточно высокую вариативность процессов модернизации социально-трудовых отношений, широкий диапазон ее возможных сценариев и средств реализации, можно классифицировать ее основные формы по характеру и ресурсным обеспечениям, сроком реализации и другим критериям и признакам.
Формирование и осуществление варианта органической модернизации социально-трудовых отношений, то есть такого, который осуществляется преимущественно за счет собственных ресурсов, с четким определением источников и механизма инвестиционного обеспечения инновационных средств и видением ожидаемых социальных результатов должно иметь комплексный характер, предусматривать использование стратегии системного влияния на экономическое поведение субъектов этих отношений.
Сейчас в Украине отсутствие достаточно мотивированного субъекта модернизации социально-трудовых отношений является очевидным, вследствие чего в стране длительное время сохраняется низкая производительность системы занятости населения, невысокие показатели производства валового внутреннего продукта, продукции промышленности и сельского хозяйства в расчете на одного человека, в сравнении с такими странами, как Россия, Казахстан, Азербайджан, Беларусь.
Для социально-трудовой сферы Украины это оборачивается монопольным положением работодателя, ограниченным выбором сферы приложения труда для наемных работников, низкой стоимостью рабочей силы и слабой защитой ее трудовых прав.
Общепризнанно, что страны мира с высоким уровнем социально-экономического развития не испытывают такой острой потребности в модернизации и преобразованиях. Поскольку опираются на достаточно эффективно функционирующую власть и гражданское общество, которое не только активно осуществляет диагностику неотложных социальных проблем, но и ведет активный поиск новых решений, стимулируя тем самым власть к принятию необходимых институциональных решений.
Именно через постоянную модификацию функций и полномочий институциональных структур происходит формирование мощного институционального капитала, ориентированного на прогрессивные социально-экономические изменения.
Институциональное обеспечение играет решающую роль в реализации возможностей продуктивной модернизации социально-трудовых отношений – именно от институциональной среды зависит принятие или отторжение обществом тех или иных изменений.
Сохранение в Украине в течение длительного времени институциональной неопределенности способствовало быстрому перераспределению национального богатства страны в пользу олигархических групп.
Значительные экономические ресурсы и общественная собственность, по сути, были выведены из материального производства и высокотехнологичных секторов экономики в другие (финансовый сектор, торговля, услуги предпринимателям) с быстрым оборотом капитала, высокой доходностью и более низким финансовым риском.
Это обернулось для социально-трудовой сферы страны такими регрессивными изменениями, как потеря рабочих мест для значительной части наемных работников (так называемых массовых профессий). У ведущих отраслей, ранее конкурентоспособных в специализации украинской экономики. А также ухудшением условий труда и его охраны, распространением неформальных трудовых отношений.
Декларируя цели модернизации социально-трудовых отношений на инновационных принципах, приоритетность стимулирования инвестиционной деятельности и занятости в машиностроении, агропромышленном комплексе, транспортной инфраструктуре, фактически экономической практикой мы формируем совсем другие приоритеты и пропорции.
Имеющиеся финансовые, материальные и человеческие ресурсы перераспределяются в пользу сфер экономической деятельности с быстрой окупаемостью вложений и высокой рентабельностью операционной деятельности, то есть тех, которые не ориентированы на инновационные задачи в социально-трудовой сфере.
За 2001-2012 гг. в структуре инвестиций в основной капитал как основу создания стационарных рабочих мест существенно снизилась доля промышленности и, соответственно, повысился удельный вес строительства, операций с недвижимым имуществом, транспорта и связи.
В структуре иностранных инвестиций в страну доля инвестиций в ремонт автомобилей, бытовых изделий является вдвое выше, чем в строительство, транспорт и связь; в пять раз выше, чем инвестирование в сельское хозяйство, охоту, сферы культуры и спорта, предоставления коммунальных и индивидуальных услуг.
В странах Центральной и Восточной Европы подавляющее большинство проектов с привлечением иностранных инвестиций реализуют именно в промышленном производстве, стимулируя его к инновационному обновлению и созданию дополнительных рабочих мест.
Обращает на себя внимание, что гипертрофированное развитие таких сфер экономической деятельности, как торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – по темпам роста занятых (увеличение их доли в структуре занятых с 15,5% в 2000 г. до 24,0% в 2012 г.) они значительно опережают другие виды экономической деятельности.
При этом, поглощая значительную долю выпускников высших учебных заведений, которые профессионально готовили для других сфер экономической деятельности, предлагая им выполнение достаточно простых трудовых функций. В то же время происходит быстрое снижение как абсолютных, так и относительных показателей занятости в ведущих отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Практика бывших социалистических стран показала, что слабость влияния государственных институтов на социально-трудовую сферу обусловливает появление неформальных групп нелегитимной деятельности с признаками своеобразного социального института.
Это определенная система ценностей, наличие материальной структуры, специализации и устойчивых связей, удовлетворение определенных потребностей, обмен ресурсами, которые прибегают к использованию схем минимизации налоговых обязательств, рейдерства, нарушения прав собственности и тому подобное.
При таких условиях только корректное институциональное вмешательство государства в социально-трудовые процессы, постоянное совершенствование законодательства, а также контроль со стороны общества за его соблюдением будут предупреждать появление нежелательных эффектов.
Оценивая современные социально-трудовые отношения с позиции результативности взаимодействия их основных субъектов, приходится признать функциональное доминирование государственных институтов.
Поскольку именно органы законодательной власти, центральной исполнительной власти и органы местной власти осуществляют их нормативно-правовое обеспечение, определяют и утверждают социально-трудовые стандарты (прежде всего, уровень минимальной оплаты труда и социальных гарантий в трудовой сфере), осуществляют разработку соответствующих программных документов в сфере занятости и обеспечивают реализацию соответствующей политики.
Их доминирующая позиция в качестве сильной стороны социально-трудовых отношений в украинских реалиях нередко усиливается весьма своеобразными и нелегитимными методами, среди которых образование неформальных альянсов с объединениями работодателей, что позволяет достаточно мощно противостоять требованиям профсоюзов.
Конечный результат такого социального взаимодействия для подавляющего большинства украинских граждан можно определить как ослабление гарантий защиты прав и интересов наемных работников. На фоне таких нежелательных явлений обычным стало нарушение норм трудового законодательства.
Сейчас отношения между государственными институтами и профсоюзными объединениями формируются в основном по образцу советских времен, то есть в значительной зависимости от государственных институтов, работодателей, обладающих необходимыми ресурсами для отстаивания собственных интересов и средствами влияния на другие стороны социально-трудового взаимодействия.
Из-за быстрого распространения в стране неформальной занятости интересы значительной части наемных работников, по сути, не представлены в процедурах социального диалога, вследствие чего усиливается неравенство социальных сил и возможностей в процессах социально-трудового взаимодействия.
В контексте этих проблем в ближайшей перспективе в Украине необходимо обеспечить осуществление таких модернизаций и изменений. Это достижения паритетности представительства интересов различных субъектов социально-трудовых отношений в системе социального диалога с определенным ограничением монопольного положения работодателей, в том числе представителей крупного капитала.
Усиление позиций наемных работников через повышение минимальных социально-трудовых стандартов, создание благоприятных условий труда и участия в управлении; активизация деятельности независимых профсоюзов, создание в организациях с неудовлетворительной работой профсоюзных объединений соответствующих советов трудовых коллективов.
Невозможность выполнения профсоюзными объединениями несвойственных им административных функций, которые в основном отвечают интересам работодателей. Создание условий для обеспечения постепенной трансформации неформальной занятости в формальную на основе увеличения вместимости официального сектора в занятости населения. Создание новых продуктивных рабочих мест в приоритетных сферах экономической деятельности.
Формирование оптимальных отраслевых, территориальных, секторных пропорций занятости населения с целью ограничения чрезмерной концентрации ресурсов труда в определенных сферах экономической деятельности и формирования кадрового дефицита – в других.
Развитие производственной демократии; усиление публичного контроля над конфликтными ситуациями в сфере социально-трудовых отношений, предубеждение практики нарушения трудовых прав субъектов, которые взаимодействуют в пределах нестандартных форм занятости.
Современная модернизация социально-трудовых отношений в Украине должна осуществляться по программно-целевым подходам (альтернативным проектам революционной модернизации), с четким определением алгоритма и механизма ее реализации, действенных рычагов и ожидаемого экономического и социального эффекта.
Очевидно, что главные цели и задачи современной модернизации социально-трудовой сферы необходимо сконцентрировать, прежде всего, на обеспечении демократического развития этих отношений на принципах законности, прозрачности, легитимности и межсубъектной паритетности.
Учитывая эти аспекты, система приоритетных направлений модернизации социально-трудовых отношений в реалиях украинской экономики и задач формирования социального капитала примет такой вид:
— институционализация отношений между трудом и капиталом с целью ограничения, а в дальнейшем и преодоления деструктивных процессов полного или частичного игнорирования норм трудового и налогового законодательства, социальных гарантий, прав человека на достойный труд и соответствующего вознаграждения за его результаты;
— формирование мощных мотивационных основ развития социально-трудовых отношений с учетом функций, полномочий и компетенций государственных органов управления, обязательств работодателей, территориальных общин, наемных работников, профсоюзных объединений различных типов;
— создание на государственном уровне надежного финансово-кредитного механизма ускорения процессов модернизации социально-трудовых отношений в целях концентрации необходимых ресурсов на приоритетных ее направлениях;
— поиск новых стабильных инвестиционных источников создания новых высокотехнологических и продуктивных рабочих мест в сфере материального производства и стимулирование повышения качественных параметров занятой рабочей силы;
— имплементация отдельных функций регулирования социально-трудовых отношений, в частности тех, что включают механизм определения приоритетов инвестирования рабочих мест на локальном уровне и решение задачи минимизации безработицы, к полномочиям и компетенции местной власти.
В контексте задач модернизации социально-трудовых отношений следует обратить внимание на то, что сейчас эти проблемы находятся вне поля зрения властных органов на региональном и местном уровне. Хотя именно они обладают необходимой для принятия эффективных управленческих решений информацией относительно инвестиционного потенциала создания новых рабочих мест и специфики структуры экономики, кадрового потенциала, развития предпринимательских структур и тому подобное.
В отличие от мировой практики, формирование современной региональной социальной политики, в том числе в сфере социально-трудовых отношений, происходит в Украине эмпирическим путем, то есть в основном через приспособление к сложившейся экономической ситуации.
В условиях циклического экономического развития и необходимости ограничения бедности работающего населения государственная региональная социальная политика должна иметь более высокий уровень целевой направленности на процессы модернизации, учитывая усиление дифференциации и индивидуализации трудовой деятельности, значительной региональной и отраслевой сегментации сложившейся системы рынков, рост территориальной мобильности рабочей силы.
Арсенал этой политики должен обогатиться принципиально новыми антикризисными рычагами, ориентированными на решение таких задач, как уменьшение долговременной и скрытой безработицы, неполной и неформальной занятости населения, поддержка и содействие социальной адаптации проблемных категорий населения, создание надлежащих социально-экономических условий для реализации трудового потенциала экономически активного населения во всех регионах страны.
Важно расширить спектр превентивных профессиональных ориентационных услуг лицам, высвобождаемых в результате ликвидации или реструктуризации предприятий; активизировать проведение консультаций на предприятиях по вопросам трудового законодательства и предоставление сотрудникам полной информации о наличии свободных рабочих мест и возможностей трудоустройства в других регионах страны.
В Украине и ее регионах необходимо разработать и реализовать на концептуально новых принципах сценарий продуктивной модернизации социально-трудовых отношений. Такой высоко результативной модернизации, которая будет обеспечивать максимально полный учет экономических интересов и социальных потребностей различных слоев населения.
А, следовательно, будет генерировать новые стимулы для развития как чисто трудовой сферы, так и важных для него сфер общественной жизни (создание благотворительных фондов, развитие волонтерства, активизация деятельности общественных объединений).
В этом контексте важное значение приобретает усиление социальной ответственности государства, бизнеса, граждан за формирование социально этических норм в трудовой сфере, что будет способствовать, в конце концов, повышению стоимости рабочей силы и защите интересов наемных работников на основе достижения компромиссных решений между капиталом и трудом.
Необходимо через программные механизмы, прямой государственный контроль, ценовую и налоговую политику обеспечить выполнение важных социальных функций работодателей, связанных с созданием новых рабочих мест, расширением сферы продуктивной занятости наемных работников с сохранением их профессионального здоровья, улучшением санитарно-гигиенических условий труда и тому подобное.
Выводы. Современная модернизация социально-трудовых отношений требует разработки структурно целостных, согласованных по целям, задачам, инструментам концепций и стратегий ее формирования и реализации, главной задачей которой является мобилизация необходимых ресурсов на ее приоритетных направлениях.
Переход через модернизацию на новую траекторию развития социально-трудовых отношений требует, прежде всего, изменения экономической основы их формирования, представленной монополизированными секторами экономики, ее моно отраслевой структурой, низким уровнем конкурентоспособности отраслей специализации регионов страны, невысоким развитием инфраструктуры.
В то же время речь идет о необходимости изменения современных методов формирования и реализации государственной социально-экономической политики в направлении стимулирования инвестиций в стационарные рабочие места, повышения заинтересованности работодателей в увеличении емкости сферы приложения труда – с одной стороны, и социальной ответственности субъектов социально-трудовых отношений – с другой.
Автор: Т.А. Заяц, доктор экономических наук, профессор, зав. отдела Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: scap@online.ua
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.