Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию некоторые вопросы граждан и ответы на них представительницы органов юстиции Юлии Костюченко.
Предоставьте, пожалуйста, разъяснение: как изменить национальность матери с «украинки» на «словачку» в актовой записи о моем рождении? А.В. Будиловская, г. Калуш.
Отвечает начальник Дарницкого районного отдела государственной регистрации актов гражданского состояния в центральном межрегиональном управлении Министерства юстиции в г. Киеве Юлия Костюченко.
Согласно закону Украины «О государственной регистрации актов гражданского состояния» от 01.07.2010 года (с изменениями и дополнениями) и Правилами государственной регистрации актов гражданского состояния в Украине, утвержденными приказом Министерства юстиции Украины 18.10.2000 года №52/5 (в редакции приказа Министерства юстиции Украины от 24.12.2010 №3307/5), далее правила с изменениями и дополнениями, работники органов государственной регистрации актов гражданского состояния руководствуются законами Украины, постановлениями Верховной рады Украины, указами президента Украины, постановлениями Кабинета министров Украины, нормативно-правовыми актами Министерства юстиции Украины.
Заявление о внесении изменений в актовую запись гражданского состояния по форме подается в отдел государственной регистрации актов гражданского состояния по месту жительства заявителя.
Заявление о внесении изменений в актовую запись гражданского состояния подается:
лицом, в отношении которого была составлена актовая запись; одним из родителей несовершеннолетнего (малолетнего); попечителем несовершеннолетнего и опекуном малолетнего; опекуном недееспособного лица; наследником умершего.
Вместе с заявлением о внесении изменений в актовой записи гражданского состояния заявителем представляются: свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, в которых указаны неверные, неполные сведения или сведения, которые подлежат изменению; паспорт или паспортный документ заявителя, другие документы, необходимые для рассмотрения заявления и решения вопроса по существу.
В подтверждение достоверности представленных заявителем документов о государственной регистрации актов гражданского состояния отделом государственной регистрации актов гражданского состояния прилагаются к материалам дела полные выписки из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, копии соответствующих актовых записей гражданского состояния, на основании которых решается вопрос о необходимости внесения изменений или отказа в этом.
На основании собранных документов и по результатам проверки отдел составляет обоснованный вывод о внесении изменений в актовой записи гражданского состояния или об отказе в этом по установленной форме.
Смена национальности действующим законодательством не предусмотрена, поскольку указ президента Украины от 31.12.1991 года №24 «О порядке изменения гражданами Украины национальности» утратил силу согласно указу президента Украины от 27.01.1999 года №70. Следовательно, действующим законодательством Украины не предусмотрено указание в актовых записях гражданского состояния и свидетельстве о рождении национальности родителей ребенка или лиц, вступающих в брак.
Поэтому считаю целесообразным с данным вопросом обращаться в суд с соответствующим заявлением об установлении факта принадлежности к определенной национальности.
В 2018 году я зарегистрировала брак с гражданином Беларуси. В настоящее время каждый из нас проживает отдельно, брачных отношений нет. Могу ли аннулировать брак? П.А. Никитенко, г. Киев.
Согласно Правилам внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их возобновление и аннулирование, утвержденные приказом Министерства юстиции Украины 12.01.2011 за №96/5 (с изменениями и дополнениями), заявление об аннулировании актовой записи гражданского состояния по установленной форме подается заинтересованным лицом в отдел государственной регистрации актов гражданского состояния по месту жительства или по месту хранения актовой записи, подлежащей аннулированию при предъявлении паспорта или паспортного документа.
Вместе с заявлением об аннулировании актовой записи гражданского состояния подаются: свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит аннулированию; другие документы.
В случае аннулирования восстановленного или повторно составленной актовой записи гражданского состояния заявитель прилагает письменное объяснение относительно проведения двойной государственной регистрации актовой записи гражданского состояния.
Аннулирование восстановленных или повторно составленных актовых записей гражданского состояния производится отделами государственной регистрации актов гражданского состояния в случае обнаружения первичной актовой записи и при отсутствии спора между заинтересованными лицами.
При обнаружении повторно составленной актовой записи гражданского состояния аннулированию подлежит актовая запись, которая составлена позже.
При наличии спора между заинтересованными лицами вопрос об аннулировании восстановленных или повторно составленных актовых записей решается в судебном порядке.
Актовая запись гражданского состояния может быть аннулирована на основании:
— решения суда;
– заключения отдела государственной регистрации актов гражданского состояния, составленного в случаях, предусмотренных статьей 39 Семейного кодекса Украины, по заявлению заинтересованного лица.
– заключения отдела государственной регистрации актов гражданского состояния управления государственной регистрации межрегиональных управлений Министерства юстиции Украины, об аннулировании восстановленного или повторно составленной актовой записи гражданского состояния;
— заключения дипломатического представительства или консульского учреждения Украины об аннулировании первичной актовой записи гражданского состояния.
Отдел государственной регистрации актов гражданского состояния, дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины аннулирует первичные актовые записи гражданского состояния на основании решения суда об: аннулировании актовой записи гражданского состояния; признании брака недействительным; признании брака незаключенным; признании расторжения брака фиктивным; отмене решения суда о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим в случаях, предусмотренных статьей 118 Семейного кодекса Украины.
Актовая запись о расторжении брака аннулируется на основании решения суда об отмене решения суда о признании лица безвестно отсутствующим в случае возобновления брака по совместному заявлению супругов.
Отдел государственной регистрации актов гражданского состояния, дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины рассматривает заявление заинтересованного лица о признании брака недействительным и составляет заключение об аннулировании актовой записи о браке, если брак зарегистрирован: с лицом, которое одновременно находится в другом зарегистрированном браке; между лицами, которые являются родственниками прямой линии родства, а также между родными братом и сестрой; с лицом, которое признано недееспособным.
В указанных случаях актовая запись о браке аннулируется независимо от смерти лиц, с которыми был зарегистрирован брак.
Если брак зарегистрирован с лицом, которое уже состоит в другом браке, то в случае прекращения предыдущего брака до аннулирования актовой записи относительно повторного брака указанный повторный брак становится действительным с момента прекращения предыдущего брака. Об этом делается соответствующая отметка в первом и втором экземплярах актовой записи о браке.
Наличие одновременного пребывания в другом зарегистрированном браке должно быть подтверждено выписками из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан или копиями соответствующих актовых записей о браке. Родственные отношения также должны быть подтверждены документально.
В этих случаях составляется заключение об аннулировании актовой записи о браке, который является недействительным в соответствии со статьей 39 Семейного кодекса Украины, что вместе с собранными документами направляется для выполнения в отдел государственной регистрации актов гражданского состояния по месту хранения первого экземпляра актовой записи, подлежащей аннулированию.
При отсутствии документов, подтверждающих указанный факт, составляется вывод об отказе.
Отдел государственной регистрации актов гражданского состояния, дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины по месту представления заявления об аннулировании восстановленного или повторно составленной актовой записи гражданского состояния собирает и направляет для окончательного рассмотрения все собранные материалы в отдел государственной регистрации актов гражданского состояния управления государственной регистрации межрегиональных управлений Министерства юстиции Украины по месту хранения актовой записи, подлежащей аннулированию, для составления заключения о его аннулировании или об отказе в этом.
В случае сохранения актовой записи гражданского состояния на временно неподконтрольной территории Украины вывод о его аннулировании или отказе в этом составляет соответствующий отдел государственной регистрации актов гражданского состояния управления государственной регистрации межрегионального управления Министерства юстиции Украины по местонахождению отдела государственной регистрации актов гражданского состояния, в который подано заявление об аннулировании; центральный отдел государственной регистрации актов гражданского состояния управления государственной регистрации центрального межрегионального управления Министерства юстиции Украины в случае подачи заявления в дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины.
Заключение об аннулировании возобновленной или повторно составленной актовой записи гражданского состояния или отказе составляется в двух экземплярах.
Второй экземпляр заключения об аннулировании актовой записи или об отказе в этом выдается заявителю.
Одновременно с принятием решения об аннулировании актовой записи гражданского состояния отдел государственной регистрации актов гражданского состояния, дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины, на основании заключения которых проводится аннулирование актовой записи гражданского состояния, принимает решение об изъятии и возврате соответствующего свидетельства отдела государственной регистрации актов гражданского состояния по месту хранения актовой записи, подлежащей аннулированию.
Для подтверждения родственных отношений в посольство необходимо предоставить свидетельства о рождении и браке бабушки. Как их мне получить? И.И. Коваль, г. Львов.
Законом Украины «О государственной регистрации актов гражданского состояния», Правилами государственной регистрации актов гражданского состояния в Украине, утвержденными приказом Министерства юстиции Украины 18.10.2000 №52/5 (в редакции приказа Министерства юстиции Украины от 24.12.2010 №3307/5, с изменениями и дополнениями) и Порядком ведения Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 22.08.2007 №1064 (с изменениями и дополнениями), Инструкцией по ведению Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины 24.07.2008 №1269/5 регулируется право на получение и порядок выдачи документов о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Повторная выдача свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется районными, районными в городах, городскими (городов областного значения), межрайонными, межрайонными отделами государственной регистрации актов гражданского состояния межрегиональных управлений Министерства юстиции Украины и отделами государственной регистрации актов гражданского состояния управлений государственной регистрации межрегиональных управлений Министерства юстиции Украины, а также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины.
Если оригинал свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния украден, утерян, поврежден или уничтожен, повторная выдача свидетельства осуществляется отделами государственной регистрации актов гражданского состояния на основании актовой записи гражданского состояния, составленного как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
Повторная выдача свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в таком случае осуществляется отделами государственной регистрации актов гражданского состояния независимо от места государственной регистрации акта гражданского состояния и места проживания заявителя.
Повторная выдача свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния осуществляется по заявлению лица, в отношении которого составлена запись, родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, представителя учреждения здравоохранения, учебного или другого детского учреждения, где постоянно находится ребенок, органа опеки и попечительства. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается представителям указанных учреждений по доверенности учреждения и при предъявлении документов, удостоверяющих их личность.
Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния повторно выдается при наличии паспорта (паспортного документа) заявителя.
Свидетельства о рождении детей повторно выдаются их родителям и усыновителям независимо от возраста ребенка.
Свидетельство о смерти повторно выдается второму из супругов, а также детям, в том числе и усыновленным, и их законным представителям, близким родственникам умершего (братьям и сестрам, внукам, дедушке и бабушке, как со стороны отца, так и со стороны матери), лицу, которое является наследником по закону или завещанию, представителю органа опеки и попечительства в случае исполнения им полномочий по опеке и попечительству в отношении лиц, которые имеют право на получение такого свидетельства.
Лицу, лишенному родительских прав, свидетельства о рождении детей повторно не выдаются.
После прекращения брака вследствие его расторжения свидетельства о браке повторно не выдаются. В таких случаях по письменной просьбе заявителей отдел государственной регистрации актов гражданского состояния выдает выписку из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о браке относительно подтверждения добрачной фамилии.
Свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния могут повторно выдаваться представителю лица, которое имеет право на повторное получение свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в случае представления доверенности, удостоверенной в соответствии с законом Украины «О нотариате» или документа, удостоверяющего полномочия такого представителя, согласно закону Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».
Лицам, которые обратились в отдел государственной регистрации актов гражданского состояния лично, свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния повторно выдаются в тот же день при предъявлении ими паспорта или паспортного документа.
Извлечение из реестра выдается регистратором или получается путем непосредственного доступа независимо от места государственной регистрации акта гражданского состояния и места жительства заявителя.
Физическое лицо по достижении 16-летнего возраста имеет право на получение выписки из реестра относительно сведений о себе и о своих родственниках при условии предъявления паспорта или паспортного документа и документов, подтверждающих родственные отношения.
Выдача свидетельств осуществляется после оплаты государственной пошлины, если лицо не освобождено от оплаты согласно с декретом Кабинета министров Украины «О государственной пошлине» от 21.01.1993 №7-93.
Выписка выдается после оплаты стоимости в сумме 73,00 грн., которая предусмотрена постановлением Кабинета министров Украины от 22.08.2007 №1064 «Об утверждении порядка в ведении Государственного реестра актов гражданского состояния граждан» (с изменениями и дополнениями). Обращаю внимание, что льготы по оплате за выдачу данных выдержек действующим законодательством не предусмотрены.
Источник: Правительственный курьер
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.