Какие тренды возникли в онлайн-торговле из-за пандемии, на какие товары растет спрос, как предприниматели зарабатывают на популярных маркетплейсах.
Читайте также: Интересный кейс онлайн-гипермаркета Pan.by о развитии отдела продаж и внедрении CRM системы на сайте Btools.by
Пока одни ломают головы, как пережить карантинные ограничения, установленные государством, другие изрядно зарабатывают. Бытовая химия, мебель и спортивные товары – с начала карантина спрос на эти категории товаров в интернете вырос в 2-3 раза и именно по ним сообразительные представители малого и среднего бизнеса получают наибольшие прибыли.
Карантин также спровоцировал 22% рост среднего чека на товары в категории «мода и стиль», на 17% – в категории «электроника», на 9% – в категории «детские товары».
Данные, полученные ЭП от маркетплейсов Rozetka, «Алло» и OLX свидетельствуют, что реальность вызвана карантинными ограничениями из-за пандемии COVID-19, одних предпринимателей поставила на грань выживания, а другим открыла новые возможности и перспективы.
Какие тренды возникли в онлайн-торговле из-за пандемии, на какие товары растет спрос, как именно предприниматели зарабатывают на Rozetka, Алло и OLX?
Главные тенденции онлайн-торговли
Представители крупнейших в Украине маркетплейсов отмечают шесть трендов в сфере онлайн-торговли среди малого и среднего бизнеса (МСБ), которые появились из-за пандемии коронавируса.
Первое – это рост предложения товаров из категорий личная гигиена, медицинские приборы, продукты питания, одежда и обувь.
Второе – рост количества продавцов, частных предпринимателей, которые только начали заниматься онлайн-торговлей.
Третье — повышение качества обработки заказов продавцами, уже длительное время занимающимися онлайн-торговлей. Через рост предложения и усиление конкуренции.
Четвертое – увеличение количества категорий в онлайне, в частности, стремительное увеличение оборотов в категории «продукты питания».
Пятое — ускорение развития рынка курьерских услуг.
Шестое – рост количества покупателей в интернете. За 2020 год количество онлайн покупателей в мире выросло настолько, насколько оно выросло в течение последних вместе взятых 9 лет.
«Самый интересный тренд — нестандартные паттерны поведения в онлайн-торговле, которые сложно было бы предсказать еще год назад. Например, идея покупать овощи онлайн», – рассказал ЭП представитель OLX.
По словам собеседника ЭП, сейчас успешно развиваются сервисы доставки овощей, которые родились лишь в апреле-мае этого года. Предприниматели строят новые бизнес-модели, объединяя фермеров, онлайн площадки и службы доставки.
Стремительно развивается и экосистема доставок. По данным Госкомстата, в третьем квартале 2020 года показатель капитальных инвестиций в почтовую и курьерскую деятельность вырос в 7,9 раза по сравнению с 2019 годом.
Количество бизнес-аккаунтов и товарных позиций
В Rozetka констатируют, что количество продавцов на маркетплейсе с начала карантина увеличилось, поскольку многие люди потеряли работу и решили продавать через интернет.
Кроме того, большинство оффлайн-бизнесов во время локдауна было закрыто, и если раньше они не рассматривали направление продаж через интернет как перспективное, то сейчас поняли, что время попробовать пришло.
В Rozetka также сообщили о росте количества наименований продукции, хотя конкретных цифр, которые бы позволили оценить тенденцию, не предоставили. Единственное что заметили в маркетплейсе — это рост предложения украинских производителей товаров.
С февраля по ноябрь 2020 года количество бизнес-аккаунтов в «Алло» выросло почти втрое и сегодня составляет «несколько тысяч», сообщили ЭП. За это же время ассортимент маркетплейса увеличился почти в 4 раза: с 1,3 млн. единиц товаров до более 5 млн. единиц.
За этот же период количество бизнес-пользователей OLX выросло на 10%. Эту цифру в компании называют хорошим показателем.
Средний чек, и на какие товары растет спрос
Средний чек в одном заказе в Rozetka в этом году уменьшился, но средние суммы ежемесячных заказов каждого из клиентов выросли. Пользователи покупают в среднем больше, чем раньше, но не одним заказом в месяц, а несколькими, более мелкими.
Всего по оборотам в Rozetka выросли следующие товарные категории:
- личная гигиена;
- бытовая химия;
- медицинские приборы;
- одежда и обувь;
- товары для спорта;
- товары для детей.
Небольшой рост по сравнению с 2019 годом показали бытовая техника, телевизоры, ноутбуки и смартфоны. Значительных падений не зафиксировано ни в одной из категорий.
С начала года средний чек в «Алло» уменьшился на 30%. Но это связано не только с падением покупательной способности, но и с изменением структуры продаж. Так, в этом году на allo.ua увеличился спрос на товары с низким средним чеком. Например, товаров из категорий: «одежда и обувь», «FMCG» и «товары медицинского направления». Но при всем этом количество продаж выросло более чем вдвое.
ТОП-6 товарных позиций с самым высоким средним чеком на конец года в «Алло» остается в неизменном формате:
- ноутбуки;
- фотоаппараты;
- видеокарты;
- машины для приготовления кофе;
- беговые дорожки;
- холодильники.
Наибольший рост спроса наблюдался в категориях:
- товары медицинского назначения;
- бытовая химия (стиральные порошки, подгузники);
- мебель;
- автотовары;
- товары для спорта.
На OLX больше всего изменился средний чек в категории «мода и стиль» – рост на 22%: если в феврале он составлял 591 грн., то в ноябре уже 718 грн.
Значительно вырос средний чек на электронику — с 1 392 грн. до 1 579 грн., то есть на 17%. На 9% выросла сумма, на которую заказывают детские товары – 541 грн. в ноябре против 498 грн. в феврале.
Фактически не изменились средние чеки на запчасти (694 грн. в феврале и 711 грн. в ноябре) и товары для дома и сада (678 674 грн. соответственно). Уменьшился чек на товары для спорта и отдыха (-7%).
В октябрьском опросе OLX самый большой процент бизнес-пользователей пожаловались на падение доходов в категории запчастей для транспорта (57%) и транспорта (54%).
Среди тех, кто чаще всего отмечал рост доходов, так же продавцы электроники (15%), а также бизнес-пользователи из категорий «мода и стиль» (13%) и «дом и сад» (11%).
Как предприниматели зарабатывают на маркетплейсах
На платформе «Алло» существуют три основные бизнес-модели:
- Производители – это те, кто предлагают товары собственного производства, как правило, узкий ассортимент.
- Мелкий опт – это те, кто закупает товар оптом, а потом распродает его в розницу. Имеют свои остатки на складах.
- Дропшиппер – это предприниматель, который не имеет офиса, склада, штата, и товара как такового, но он публикует товары фирмы поставщика.
Когда клиент покупает товар, дропшиппер сообщает фирме-поставщику адрес, куда нужно прислать товар. Прибыль дропшиппера формируется за счет разницы между ценой, которую он платит поставщику, и розничной ценой, по которой продает товар клиенту.
«Добавленная стоимость на товар зависит от бизнес-модели продавца, мы же, в свою очередь, обеспечиваем целевой трафик, для обеспечения постоянного спроса на представленные товары продавцов, которые в свою очередь продают товар на своих условиях», – объясняют в «Алло».
Количество товарных позиций одного продавца на платформе компании варьируется от 10 наименований до 5 тыс.
Такие же бизнес-модели используют торговцы на платформе Rozetka. Зарегистрироваться здесь может любое юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель. Для этого нужно будет загрузить на сайт соответствующие документы.
За использование платформы компания берет ежемесячный платеж 100 грн. и комиссию 5-20% с каждой продажи в зависимости от категории товара.
Для сравнения, в «Алло» нет ежемесячной платы за бизнес-аккаунт, но платформа, как и Rozetka, берет комиссию 5-25% с каждой продажи в зависимости от категории товара.
«Хотя выход на платформу allo.ua не требует значительных инвестиций, успех зависит от следующих составляющих: спроса, конкурентной цены, качества контента, сроков доставки», – отмечают в «Алло».
На OLX открытие бизнес-аккаунта, абонентская плата за аккаунт и комиссия по продажам отсутствуют. Однако бизнес-пользователи платят за размещение каждого объявления, независимо от того, продан товар или нет.
Например, размещение одного товара в популярной категории «мода и стиль» будет стоить 14-18 грн., в категории «электроника» – 28-35 грн., в категории «детские товары» – 10-15 грн.
На какие товары будет расти спрос
В Rozetka ожидают, что в ближайшие шесть месяцев спрос будет расти в следующих товарных группах:
- одежда и обувь;
- товары личной гигиены;
- бытовая химия;
- товары для детей;
- спортивные товары.
В «Алло» ближайшие шесть месяцев условно делят на два этапа: на подарочный (День св. Николая, Новый год, День всех влюбленных) и весенний сезон. Поэтому для каждого этапа в компании отдельные прогнозы спроса:
Подарочный сезон:
- гаджеты;
- одежда и обувь;
- игрушки;
- духи и косметика;
- алкогольные напитки.
Весенний сезон:
- шины;
- велосипеды;
- сад и огород;
- одежда и обувь;
- спортивные товары.
В OLX спрос на товары зависит от сезонных тенденций. Значит, с конца осени до середины зимы растет спрос на зимнюю одежду и обувь. С марта – это велосипеды, детский транспорт и мототранспорт, детские коляски и др.
Автор: Всеволод Некрасов
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.