Автомобиль способен приносить регулярный доход. Как можно зарабатывать на машинах, какими будут затраты, окупаемость и риски?
Традиционно в качестве инструмента сохранения денег граждане выбирают депозиты в банках или инвестируют в недвижимость. Впрочем, учитывая темпы инфляции, это, скорее, инструмент защиты денег от обесценивания, чем полноценный заработок. Доходность гривневых депозитов сейчас не превышает 9% годовых, валютных – 4%.
Инвестиции в реальный сектор экономики более высокорисковые и требуют больше времени. Не каждый готов строить бизнес или инвестировать в новое дело. Тем более, если это дело потребует постоянного участия и отказа от нынешней работы. Однако многим удается находить «золотую середину», построить небольшой бизнес и получать с него постоянный доход без активного участия и параллельно работать в другой сфере.
ЭП планирует рассказывать о таких успешных и провальных кейсах. Первый материал – о возможных вариантах пассивного дохода для автовладельцев.
С бюджетом 10-20 тыс. долл. можно приобрести автомобиль, чтобы сдавать его в аренду. Арендаторами могут быть службы такси или прокатные сервисы, также можно нанять водителей самостоятельно. Как это работает?
Автомобиль в аренду для такси
Здесь подойдет любой автомобиль, независимо от пробега и года выпуска. Марка авто будет влиять только на тариф. «Обычно до 25% от тарифа получает оператор такси, 30% – водитель, 20-25% идут на заправку и ремонт автомобиля, 20% – заработок владельца авто», – рассказывает ЭП предприниматель, который занимался таким бизнесом.
Комиссия у разных операторов отличается в зависимости от города. Для Киева комиссия в Uber и Bolt – 25%, в Uklon – 15%. В меньших городах комиссия на 5-10% ниже. Если водитель самостоятельно ремонтирует и заправляет машину, то он получает до 50% от стоимости поездки.
Чтобы приносить своему владельцу 5 тыс. долл. в год, автомобиль должен работать шесть дней в неделю в две смены с двумя водителями. Каждый водитель будет проводить за рулем 10-12 часов. Автомобиль будет работать круглосуточно. Средняя стоимость поездки по Киеву составляет 110 грн. За сутки осуществляется около 20 поездок. Водителям платят ставку или процент. Независимо от подхода, каждый из них за месяц зарабатывает минимум 12 тыс. грн.
«Рынок перенасыщен, поэтому найти водителя трудно. Промо для поиска водителя стоит около 6 тысяч гривен. Мы получали два собеседования и, в среднем, брали на работу одного водителя. Это с учетом того, что у нас автомобили среднего класса. На худший автомобиль найти водителя еще труднее», — рассказывает предприниматель.
Кроме того, среди водителей большая текучесть кадров. Обычно человек работает несколько месяцев и уходит. «Поработал два дня на авто компании. Доход 50/50, заправка моя. В первый день ездил восемь часов. После отчисления 25% комиссии Uber осталось 802 гривны. 401 гривну отдал владельцам авто, на 200 гривен заправился. Мой заработок за восемь часов работы составил 200 гривен», — рассказал один из водителей журналисту ЭП.
При таких условиях найти водителя действительно сложно. Однако такой низкий заработок бывает не каждый день и не у всех операторов. Обычно в часы пик или в плохую погоду тарифы могут расти вдвое и более. Кроме того, операторы предлагают бонусы. Например, 100-150 грн. за пять поездок в утреннее время и чуть меньше – в вечернее.
«Иногда за три утренних часа мне удавалось заработать в Uklon 700-800 гривен, учитывая бонус 125 гривен и с вычетом комиссии 15%. Тариф в такое время в 1,5-2 раза выше, чем днем. Когда идут дождь или снег, то бывают поездки с коэффициентом 2,5-3», – делится опытом другой водитель.
Плюс реклама
Увеличить доход можно, забрендировав автомобиль логотипом службы такси. Операторы платят за такую услугу по-разному. В Uber на брендированном авто можно заработать дополнительно до 12 тыс. грн. в месяц. Для этого авто должно быть электромобилем, выпущенным в 2013 году или позже, и совершить более 600 поездок в Киеве. Выполнить это условие, учитывая перерыв на зарядку авто, почти невозможно. За 300 поездок в месяц начисляют 4 тыс. грн. бонуса. Уровень выплат растет с каждой сотней поездок в месяц.
Выплаты за брендирование авто с ДВС немного ниже: от 3 600 грн. за 300 поездок в месяц до 10 тыс. грн. за 600 поездок. В Uklon бонусы за брендирование составляют 2,5-11 тыс. грн., в Bolt – 4,5-12 тыс. грн. В целом правила брендирования у компаний примерно одинаковые: авто должно быть выпущено после 2013 года, водитель должен иметь высокий рейтинг и низкое количество непринятых заказов.
Кроме того, компании не брендируют авто класса «А», поэтому шансов получить дополнительный доход у водителей Daewoo Lanos нет. Есть компании, которые предлагают разместить на автомобиль платную рекламу. Обычно владельцу авто выплачивают за это до 2 тыс. грн. в месяц. Однако совмещать такую рекламу с брендированием от службы такси не получится.
Не все так просто
Стоимость ремонта автомобиля зависит от марки и состояния. «Бывали месяцы, когда ремонт автомобиля стоил 10 тысяч гривен, а бывали – когда 2 тысячи», – отмечает предприниматель, который использовал свои авто как такси и нанимал для этого водителей.
По его словам, в таком бизнесе немало рисков. «Иногда мы месяц искали водителя, а в это время машина не работала. Другой случай: водитель оставил автомобиль и скрылся с деньгами. Был случай, когда водитель долго ехал на спущенном колесе. Пришлось менять диск и ремонтировать ходовую часть», – говорит собеседник.
Финансовые риски можно уменьшить в крупной компании, где есть много автомобилей, ведется постоянная работа с персоналом и есть своя станция технического обслуживания.
Средний чек поездки в Киеве – 110 грн. Автомобиль при условии работы в две смены может выполнить около 20 поездок. Из общей суммы оператор такси получает 15% (16,5 грн.), 20% (22 грн.) идут на ремонт и заправку, остальное, по 35,75 грн., делят между собой владелец автомобиля и водитель. Получается 715 грн. в сутки на двух водителей без учета бонусов и доплат за брендирование.
Выполняя 20 поездок ежедневно, автомобиль может претендовать на дополнительные 10-12 тыс. грн. за брендирование. А также на бонусы за работу в часы пик. В результате каждый водитель за месяц заработает 12-15 тыс. грн. Примерно столько же получает владелец авто. Значит, приобретя подержанный автомобиль за 10 тыс. долл., в течение двух лет можно вернуть инвестированные средства, а дальше авто будет работать на своего владельца. Конечно, лучше покупать, как можно более новую машину — это позволит сэкономить на ремонте.
Бюджет: 10-20 тыс. долл.
Окупаемость: около двух лет
Время: требует ежедневного двухчасового участия для контроля водителя и отчетности
Рынок, тенденции: высокая конкуренция за клиента, меньший спрос на услуги из-за коронавируса, снижение цен на услуги, трудности с поиском водителей
Риски: ДТП, вынужденный простой, поломка, угон автомобиля.
Авто для прокатных сервисов
Другой вариант получения пассивного дохода с автомобиля – сдавать его в аренду компаниям, которые занимаются прокатом. Среди преимуществ – автомобиль не будет ездить 24/7, поэтому будет меньше изнашиваться. Однако требования к авто здесь значительно выше. Автомобиль не должен быть старше трех лет, а пробег не должен превышать 40 тыс. км. Кроме того, большинство компаний не берут авто, пригнанные из США.
Владелец автомобиля получает 70% от выручки. «В среднем автомобиль используется 20 дней в месяц. Машина может стоять два месяца, а может полгода ездить у одного клиента», – говорит менеджер одной из компаний, которая сдает автомобили в аренду. Он добавляет, что это сезонный бизнес. Самый высокий спрос – с апреля по октябрь. Также спрос повышается на новогодние праздники.
Техобслуживанием и текущим ремонтом автомобиля занимается владелец. Обязательным условием является наличие полиса страхования КАСКО. «Если автомобиль нуждается в ремонте по вине клиента, например, из-за ДТП, то ремонт покрывает страховая компания, а мы взимаем с клиента страховую франшизу», — отмечает менеджер.
Автомобиль может находиться в компании постоянно или будет стоять у владельца. В последнем случае представитель компании за два-три дня до заказа звонит и согласовывает время и условия его доставки.
Стоимость аренды автомобиля эконом-класса стартует от 15 долл. в день, премиум-класса – от 600 долл. Аренда авто среднего класса в зависимости от продолжительности пользования стоит 30-70 долл. в день.
Если автомобиль Hyundai i30 будет ездить 20 дней в месяц в течение семи месяцев со средним тарифом 45 долл. в день, то за сезон он принесет 6,3 тыс. долл. Если он будет работать весь год, то выручка составит 8 тыс. долл. Из этой суммы владелец автомобиля получит 5,6 тыс. долл.
Средняя стоимость нового Hyundai i30 с автоматической КП — 20 тыс. долл. С учетом технического обслуживания и покупки КАСКО (от 10 тыс. грн. в год), автомобиль полностью окупится за четыре-пять лет. Подержанный автомобиль окупится быстрее. В этом случае все будет зависеть от его состояния, ведь обслуживание остается на собственнике. Один из вариантов — авто из Кореи или стран ЕС.
Бизнес на аренде авто более выгоден, чем традиционные способы сбережений украинцев, однако риски тоже высокие. Наименее болезненный – простой авто по причине отсутствия водителя для работы в такси или клиента при сотрудничестве с рентал-сервисом.
Значительно более серьезный риск – вероятность попадания авто в ДТП. Конечно, страховая компания компенсирует стоимость автомобиля, но владелец потеряет самое ценное в таком способе заработка – время. Также есть риск, что авто могут угнать. Хотя владельцы или компании обычно устанавливают технические средства для отслеживания, но случаи угона, когда авто не находят, тоже случаются. Впрочем, от таких ситуаций не застрахован любой владелец автомобиля.
Бюджет: 15-25 тыс. долл.
Окупаемость: три-четыре года
Время: не требует участия, контроль над использованием автомобиля и сервис обеспечивает компания-посредник
Рынок, тенденции: сезонность бизнеса, рынок в Украине развивается, высокий спрос в сезон
Риски: ДТП, вынужденный простой, поломка, угон автомобиля.
Вместо заключения
Одним из преимуществ бизнеса по аренде автомобилей является то, что при относительно небольшой стоимости входа он требует внимания владельца только в организационных моментах и контроле. Для работы с рентал-сервисами достаточно приобрести авто и заключить сделку. Авто для такси требует большего внимания владельца, особенно во время подбора водителя, но доходность здесь немного выше.
Риски в таком бизнесе также высоки и зависят не только от тенденций рынка, но и от других факторов. Риски можно застраховать, но ни одна компания не застрахует от длительного времени окупаемости.
Автор: Владимир Рыхлицкий
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.