25.07.2018 – В 2018 году прогноз инфляции остался неизменным – 8.9%, тогда как прогноз базовой инфляции был снижен до 7.1%. Более быстрое, чем прогнозировалось, замедление инфляции в мае-июне текущего года будет нивелировано во втором полугодии из-за усиления влияния инфляционных факторов. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.
Читайте также: Инфляция в Украине в июне 2018 г. опустилась ниже прогнозной траектории
Как купить Zcash (ZEC) картой Сбербанка ОнЛ@йн
В конце текущего года ожидается более существенное, чем предполагалось ранее, повышение административно регулируемых цен и тарифов из-за приближения цен на газ на внутреннем рынке к цене импортного паритета. Этот фактор также будет влиять на уровень инфляции и на протяжении первых трех кварталов следующего года, что не позволит НБУ привести ее в пределы целевого диапазона ранее IV квартала 2019 года.
В то же время на уровень инфляции во второй половине 2018 и в 2019 году будет оказывать давление ряд факторов, эффекты которых, в отличие от повышения административно регулируемых цен и тарифов, имеют более фундаментальный характер.
Среди них:
активный рост потребительского спроса за счет увеличения доходов населения (от повышения социальных стандартов, дальнейшего роста заработной платы и переводов за границы из-за усиления трудовой миграции);
инфляционные ожидания, которые продолжают превышать инфляционные цели НБУ;
снижение интереса инвесторов к украинским суверенным обязательствам вследствие глобальной тенденции выхода инвесторов из активов развивающихся стран и отсрочки получения финансирования по программе сотрудничества с МВФ.
Проведение жесткой монетарной политики будет компенсировать действие этих факторов и станет одним из ключевых факторов, который позволит привести инфляцию в рамки целевого диапазона в IV квартале 2019 года. Также этому будут способствовать сдержанная фискальная политика по бюджетным ограничениям из-за значительных объемов погашений государственного долга, умеренные темпы импортируемой инфляции, относительно низкая курсовая волатильность и уменьшение взноса административной составляющей инфляции.
Среди других факторов отмечается некоторое ослабление давления со стороны цен на продовольственные товары в текущем году. Особенно это касается цен на фрукты и овощи. В то же время по отдельным продуктам (в частности, масло, яйца) сильный внешний спрос, приближение украинских цен на продовольствие к ценам в странах-соседях, расширение экспортных возможностей отечественных предприятий будет стимулировать рост цен высокими темпами.
Соответственно, прогноз инфляции остается без изменений и на последующие годы – потребительская инфляция составит 5.8% на конец 2019 года, в 2020 году замедлится до 5.0% и, таким образом, достигнет центрального значения целевого диапазона (5.0% ± 1 п.п.).
Базовая инфляция к концу текущего года снизится до 7.1% под воздействием жесткой монетарной политики, вторичных эффектов от замедления продовольственной инфляции, а также снижения импортированной инфляции в условиях умеренной волатильности обменного курса. Основными факторами роста базового ИПЦ будут оставаться высокие темпы роста доходов населения (в частности, заработных плат, пенсий, денежных переводов) которые будут определять инфляционное давление со стороны спроса.
Кроме того, высокие темпы роста заработных плат будут увеличивать производственные затраты бизнеса и соответственно себестоимость продукции. Соответственно самыми высокими темпами среди составляющих базовой инфляции будет расти стоимость рыночных услуг, где вес расходов на оплату труда является наибольшим.
В 2019 – 2020 годах базовая инфляция продолжит снижаться (до 4.6% и 3.6% соответственно) за счет низкой импортируемой инфляции и достаточно жесткой монетарной и фискальной политики.
В 2018 году инфляция сырых продовольственных товаров существенно снизится (до 5.4%) под влиянием исчерпания действия факторов предложения, связанных с активным ростом экспорта отдельных видов украинской продукции, что определяли ускорение продовольственной инфляции в прошлом году. Усиление ориентации на экспорт украинских производителей пищевой продукции все еще будет определять дополнительное давление на цены из-за уменьшения предложения на внутреннем рынке.
В среднесрочном периоде при условии отсутствия существенных изменений в предложениях, ожидается умеренный рост цен на сырые продовольственные товары (4.0% на конец 2019 года и 3.5% – в 2020 году соответственно). В значительной степени за счет влияния роста номинальных и реальных доходов домохозяйств, а также эффекта конвергенции внутренних цен на продовольственную продукцию к мировым ценам, из-за роста международной торговли.
Ожидаемое повышение объемов выпуска продукции сельского хозяйства (как результат осуществленных инвестиций и роста производительности в отрасли) будет сдерживать продовольственную инфляцию.
Административно-регулируемые цены в 2018 году вырастут на 16.6%. Ускорение административной составляющей инфляции в конце года связано с учетом базового сценария выполнения правительством Украины обязательств перед МВФ относительно приближения тарифов на газ для населения до импортного паритета. Кроме того, дальнейшее повышение заработных плат, в частности для персонала в сфере ЖКХ, также будет определять постепенное повышение административно-регулируемых цен, в т.ч. в среднесрочной перспективе.
Подорожание табачной и алкогольной продукции (соответственно на 19% и 11% в текущем году и в пределах 9 – 13% в следующих годах) будет формировать существенный вклад в инфляцию административно-регулируемых цен и в дальнейшем, в значительной мере будут определяться продолжением повышения ставок акцизных сборов в следующих бюджетных периодах.
В 2019 – 2020 годах рост административных цен замедлится, однако остается все еще на высоком уровне – более 10%.
Прогнозируется, что топливная составляющая потребительской корзины (непосредственно топливо и масла) в текущем году подорожает на 10%, а в дальнейшем эти темпы замедлятся до 4-5% в год, преимущественно отражая изменение мировых цен на нефть в гривневом эквиваленте.
СПРОС И ВЫПУСК
После ускорения в 2018 году экономический рост несколько замедлится. Как и ранее, НБУ прогнозирует ускорение роста реального ВВП в 2018 году до 3.4%. Основной движущей силой останется частное потребление, что в текущем году стимулируется мощным ростом заработных плат, денежных переводов, пенсионных выплат. Ожидается сохранение высокой инвестиционной активности.
Благоприятные условия торговли, восстановление промышленного производства и расширение доступа украинских экспортеров на внешние рынки будут определять сокращение отрицательного вклада чистого экспорта в ВВП.
Однако в 2019 году экономический рост замедлится до 2.5% (в предыдущем прогнозе – 2.9%). Это будет происходить из-за исчерпания эффектов повышения социальных стандартов, жестких монетарных условий, необходимых для возвращения инфляции к цели. Также довольно сдержанной будет фискальная политика из-за необходимости погашения значительных объемов государственного долга.
В 2020 году реальный рост экономики составит 2.9%. Основным драйвером в среднесрочном периоде продолжит быть частное потребление, что дополнительно будет стимулироваться денежными переводами вследствие усиления трудовой миграции. В то же время, миграция будет иметь и обратный эффект на экономический рост. Это сокращение имеющейся рабочей силы и снижение финансовых возможностей компаний для наращивания инвестиций, из-за стремительного повышения заработной платы.
Главную роль в экономическом росте на всем прогнозном периоде будет играть частное потребление. В текущем году оно увеличится на 5.5% за счет высоких темпов роста реальных зарплат, а также других доходов населения (в частности пенсий). Дополнительным стимулирующим фактором для частного потребления становятся переводы из-за границы, которые выросли из-за усиления трудовой миграции.
Однако в дальнейшем рост частного потребления замедлится (до 3.7% в 2019 году и 3% в 2020 году), в том числе из-за исчерпания эффектов фискального смягчения в 2018 году и перехода к более жесткой фискальной политике в последующих годах, а также за счет жесткой монетарной политики. Сдерживающим фактором станет продолжение политики постепенного снижения норм субсидий на оплату услуг ЖКХ и рост затрат на оплату энергоносителей.
Активная инвестиционная деятельность будет играть весомую роль в росте экономики. Существенным стимулом к повышению инвестиционной активности будет оставаться необходимость модернизации производства и сертификации продукции для расширения доступа к европейскому рынку. Инвестиции и дальше будут расти самыми высокими темпами из всех компонентов ВВП, однако в среднесрочной перспективе наращивание их уровня замедлится (до 7% ежегодно) в связи с постепенным достижением достаточного уровня инвестиций для поддержания производственных нужд.
Активная инвестиционная деятельность по-прежнему ожидается в отраслях, прежде всего ориентированных на экспорт (в частности, в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности). Инвестиционные расходы государства на прогнозном периоде могут быть ограничены из-за необходимости экономии средств (в первую очередь – на капитальных и других незащищенных расходах бюджета) в связи с большими выплатами по государственному долгу.
Рост инвестиций в основной капитал будет определять увеличение инвестиционного импорта, в основном машин и оборудования. Повышение спроса на продукцию машиностроения и химической промышленности (в частности со стороны аграриев) также будет реализовываться в значительной степени за счет импорта. Дополнительный спрос на импортируемую продукцию ожидается также со стороны домохозяйств, в связи с продолжением повышения их реальных располагаемых доходов. Соответственно общие физические объемы импорта в текущем году вырастут на 4%.
Сдерживающим фактором станет сокращение объемов энергетического импорта. В среднесрочной перспективе его доля в импорте будет снижаться, чему будет способствовать повышение энергоэффективности и постепенный рост внутренней добычи энергоресурсов. Соответственно в 2019 – 2020 годах темпы роста импорта останутся невысокими (в пределах 4 – 5% ежегодно).
Физические объемы экспорта в 2018 – 2020 годах будут расти на 2 – 2.5% ежегодно. Этому будет способствовать наращивание поставок металлургии из-за высокого спроса на внешних рынках, возобновление производства в химической промышленности и расширение внешних рынков сбыта для продукции машиностроения и сельскохозяйственной продукции.
Макроэкономический прогноз НБУ основывается на достаточно консервативных предположениях относительно темпов реализации структурных реформ. Проведение более решительных мер, в частности: полноценный запуск рынка земли, реализация судебной реформы для повышения уровня защиты прав частной собственности, снижение уровня коррупции, приватизация ряда неэффективных и даже убыточных государственных предприятий, позволит существенно увеличить объемы инвестиций и потенциал экономического роста в Украине.
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО УРОВНЯ ВВП И ЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
В 2018 – 2020 годах рост потенциального ВВП продолжится до уровня 3.8%. Основным фактором роста потенциального ВВП будет оставаться конвергенция экономики Украины к экономикам развитых стран, что обеспечит рост совокупной производительности факторов производства.
Основным фактором сдерживания роста потенциального ВВП является сохранение миграционных тенденций, что приведет к снижению уровня экономически активного населения. Уровень естественной безработицы будет оставаться высоким, спустя структурные диспропорции на рынке труда. В 2018 году отрицательный вклад капитала в потенциальный ВВП снизится к нулю, вследствие роста доли капитальных инвестиций в ВВП, в предыдущих годах.
В следующих годах положительный вклад капитала в рост потенциального ВВП будет постепенно увеличиваться, поскольку темпы накопления основного капитала превысят уровень амортизации, что обусловит рост капитала в реальном измерении.
Благоприятные условия торговли, оживление потребительского и инвестиционного спроса обусловили закрытие отрицательного разрыва ВВП в I квартале. Дополнительный фискальный импульс на фоне повышения социальных стандартов правительством Украины и сохранение благоприятных условий торговли приведет к образованию положительного разрыва ВВП в 2018 году. Однако в 2019 и 2020 годах на фоне жесткой монетарной и фискальной политики разрыв ВВП снова станет отрицательным, но не будет превышать 1.5%.
Влияние фискальной политики в экономическом развитии страны в текущем году оценивается, как инфляционное. В большей степени это определяется увеличением расходов СЗГУ социального направления, в частности пенсий, в результате пенсионной реформы, заработных плат бюджетным работникам и военным. Соответственно ожидается, что дефицит бюджета СЗГУ в 2018 году превысит прошлогодний и составит около 2% ВВП.
Рост налоговых доходов сводного бюджета в 2018 году оценивается в 16%. Больше всего (свыше 20%), по оценкам НБУ, возрастут поступления от налога на прибыль предприятий, а также от НДФЛ, который будет определяться высокими темпами роста номинальной заработной платы в экономике.
Высокие темпы роста государственных расходов социального характера (более 20%) будут стимулировать расширение внутреннего спроса. Однако из-за необходимости удержания дефицита СЗГУ в соответствии с обязательствами перед МВФ существенно уменьшатся возможности государства по наращиванию капитальных расходов – они останутся на уровне около 3% ВВП.
Кроме этого расходы (а вместе с ними и дефицит бюджета) ограничиваются ухудшением состояния бюджетной ликвидности из-за недопоступления плановых доходов государственного бюджета, а также низких объемов финансирования (в том числе за счет внешних заимствований и приватизации).
Приближение периода пиковых выплат по внешнему государственному долгу в условиях роста процентных ставок на внешних рынках и завершение программы с МВФ в 2019 году создает предпосылки к проведению более жесткой фискальной политики в 2019 – 2020 годах со сдерживающим эффектом, как экономического роста, так и инфляции. В этот период дефицит бюджета для базового сценария прогнозируется в размере не выше 1.5% ВВП, а первичное сальдо будет положительным и составит около 1.5% ВВП.
Соответственно государственный и гарантированный долг, в процентах к ВВП продолжит снижаться в течение прогнозного периода. Этому будут способствовать высокие темпы роста номинального ВВП, умеренная волатильность обменного курса, а также постепенное сокращение доли внешнего государственного долга на фоне значительных погашений государственного сектора.
Ситуация на рынке труда будет постепенно улучшаться и уровень безработицы снижаться в течение прогнозного горизонта. Это будет определяться как дальнейшим ростом экономики, так и продолжением процессов трудовой миграции в соседние страны. Благодаря этому конкуренция за рабочую силу среди работодателей на внутреннем рынке будет усиливаться, что будет отображаться на продолжении роста заработных плат в экономике.
Номинальная заработная плата будет расти более высокими темпами, чем инфляция (в частности, около 21% в текущем году), а реальная заработная плата вырастет на 9.5%, 5.6% и 4.2% в 2018, 2019 и 2020 годах соответственно. Этому также будет способствовать продолжение государственной политики по дальнейшему повышению минимальной заработной платы.
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
Дефицит внешней торговли будет сохраняться и даже расширяться, поскольку значительная часть внутреннего потребительского спроса и инвестиций в основной капитал будет удовлетворяться за счет импорта. Экспорт также будет расти, прежде всего, в результате увеличения спроса со стороны стран — ОТП.
Продолжится увеличение поступлений от трудовых мигрантов, как от усиления миграционных процессов, так и вследствие увеличения номинальных доходов мигрантов за рубежом в долларовом эквиваленте. В результате дефицит текущего счета будет постепенно расширяться до 2.4% от ВВП, в 2020 году.
Ключевым предположением макроэкономического прогноза остается дальнейший прогресс в осуществлении структурных реформ, предусмотренных программой сотрудничества с МВФ и подписанием новой программы в 2020 году. Это позволит сохранить доступ к международным рынкам капитала на прогнозном горизонте. Однако приток инвестиционного и долгового капитала в частный сектор и рыночные привлечения правительства ожидаются достаточно сдержанными.
Размещение ОВГЗ в 2018 – 2020 годах и получение внешних государственных кредитов позволят рефинансировать часть внешнего государственного долга, пик выплат по которым придется на 2019 – 2020 годы.
Объемы наличной валюты вне банков останутся почти неизменными: рост объемов частных денежных переводов от трудовых мигрантов будет компенсирован увеличением продажи валюты населением.
В 2018 году профицит сводного платежного баланса вместе с получением финансирования от МВФ даст возможность аккумулировать международные резервы в размере 20.7 млрд. долл. (или 3.5 месяца импорта будущего периода). Однако к концу 2020 года на фоне незначительного дефицита сводного счета платежного баланса и выплат перед МВФ резервы снизятся до 19.7 млрд. долл. (или 3.0 месяца импорта будущего периода).
Дефицит текущего счета будет расширяться из-за увеличения дефицита торговли и достигнет 2.4% от ВВП в 2020 году. В 2018 году темпы роста экспорта и импорта товаров и услуг будут почти одинаковыми: высокий инвестиционный спрос, вместе с улучшением потребительских настроений населения и увеличением количества путешествующих будет поддерживать рост импорта, в то же время экспорт будет расти из-за лучших условий торговли.
В 2019 – 2020 годах рост импорта товаров и услуг будет опережать рост экспорта из-за сохранения высокого внутреннего спроса, в то же время темпы роста экспорта снизятся больше, чем в 2018 году, из-за условий торговли.
В 2018 году рост экспорта товаров ожидается около 10% благодаря сохранению благоприятных условий торговли, прежде всего высоких цен на металлы на фоне роста мирового спроса, и на зерновые, на фоне ожидания более низкого урожая из-за засушливой погоды в странах, являющихся основными экспортерами. Рост экспорта продукции металлургии (на 29%) произойдет за счет наращивания объемов поставок, прежде всего на азиатский рынок, из-за роста спроса со стороны Индии.
Рост экспорта зерновых составит около 12%, преимущественно за счет повышения цен (на 11%), экспорт зерновых ожидается около 40 млн. т в 2017/2018 МГ.
В 2019 году экспорт товаров останется практически на уровне предыдущего года вследствие ухудшения условий торговли. Но уже в 2020 году ожидается возобновление роста экспорта товаров на уровне 5%. Рост физических объемов экспорта в 2019 – 2020 годах будет происходить в результате роста производительности в аграрном секторе и высокого урожая зерновых. Также будет продолжать расти экспорт продукции металлургии благодаря высокому спросу на азиатском рынке.
Кроме того, ожидается рост экспорта продукции машиностроения. Наращивание объемов производства удобрений на фоне антидемпинговых мер правительства обеспечит увеличение экспорта химической продукции.
Рост импорта товаров на 10% в 2018 году будет обеспечиваться неэнергетическим импортом, который вырастет на 12% в 2018 году с последующим замедлением до 4% и 6% в 2019 и 2020 годах соответственно. Улучшение покупательной способности граждан вследствие роста реальной заработной платы и социальных выплат, в частности пенсий, в 2018 году будет способствовать росту потребительского импорта, в первую очередь продовольственных и промышленных товаров, а также легковых автомобилей.
Рост импорта продукции машиностроения будет поддерживаться неудовлетворенной потребностью в обновлении основных фондов металлургического и аграрного сектора.
В 2018 году объемы закупок газа уменьшатся почти на 4 млрд. м3 (до 10 млрд. м3) из-за значительных запасов газа в хранилищах в начале года. В то же время ожидается увеличение импорта угля (на 3 млн. т), прежде всего коксующегося, на фоне возобновления работы Авдеевского коксохимического завода. Незначительное увеличение энергетического импорта в 2018 – 2020 годах будет обусловлено ростом цен на энергоносители.
В 2018 – 2019 годах ожидается сохранение профицита торговли услугами на уровне предыдущих лет. Продолжение роста количества путешествующих и соответственно импорта услуг будет компенсироваться увеличением экспорта транспортных и IT-услуг. Уменьшение объемов транзита газа после завершения действующего контракта с ОАО “Газпром” в 2020 году может обусловить дефицит торговли услугами.
В 2018 – 2019 годах продолжится тенденция роста количества трудовых мигрантов, прежде всего, благодаря упрощению трудоустройства в Польше и Чехии из-за дефицита работников на их рынках труда. С 2020 года ожидается приостановка увеличения количества трудовых мигрантов, однако рост экономик этих стран обеспечит дальнейшее увеличение денежных поступлений.
Выплаты по начисленным дивидендам в последующих годах останутся значительными на фоне постепенной либерализации движения капитала и хороших финансовых результатов предприятий с иностранным капиталом.
В 2018 году чистые поступления по финансовому счету составят 4.0 млрд. долл. преимущественно благодаря привлечениям государственного сектора. Продолжение программы с МВФ даст возможность получить кредиты от ЕС (по 0.6 млрд. долл. в 2018 и 2019 годах) и Всемирного банка (0.8 млрд. долл.). Кроме того, в 2018 – 2020 годах ожидается продолжение размещений ОВГЗ (1.5 млрд. долл., 1.5 млрд. долл. и 2.5 млрд. долл. соответственно).
Однако в целом в 2019 – 2020 годах прогнозируется сокращение чистого притока капитала вследствие пиковых выплат государственного сектора по внешним обязательствам. В 2020 году ожидается подписание новой программы с МВФ и ЕС.
Приток долгового капитала в частный сектор будет несколько расти на прогнозном горизонте, на фоне высоких процентных ставок. А поступление прямых иностранных инвестиций останется почти неизменным вследствие очень медленного улучшения бизнес-климата. Объемы наличной валюты вне банков останутся почти неизменными: рост объемов частных денежных переводов от трудовых мигрантов будет компенсирован увеличением продажи валюты населением.
Профицит сводного платежного баланса вместе с чистым поступлением денежных средств от МВФ по программе EFF позволит увеличить международные резервы до 20.7 млрд. долл. (или 3.5 месяца импорта будущего периода) на конец 2018 года. Это составит более 70% от композитного критерия МВФ относительно адекватности резервов. Однако к концу 2020 года объемы международных резервов сократятся до 19.7 млрд. долл. (или 3.0 месяца импорта будущего периода).
МОНЕТАРНЫЙ СЕКТОР И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
На прогнозном горизонте ожидается продолжение проведение достаточно жесткой монетарной политики. Сохранение инфляционных рисков и необходимость снижения инфляции к целевому уровню будут основными факторами удержания ключевой процентной ставки на высоком уровне.
Высокие реальные процентные ставки на фоне дальнейшего развития безналичных расчетов, обуславливают снижение спроса на наличные средства. Также они будут стимулировать рост сбережений в национальной валюте достаточно высокими темпами. Во II квартале 2018 года наблюдалось некоторое оживление спроса на наличные деньги, что отразилось в более высоких, чем ожидалось, темпах роста денежной базы.
Во второй половине года, за счет проведения жесткой монетарной политики, рост денег в экономике будет происходить медленнее, чем рост номинального ВВП. В частности, высокая альтернативная стоимость содержания наличных и продолжение развития безналичных расчетов будут сдерживать рост объемов наличных денег в обращении. Вместе с постепенным ростом корсчетов банков это приведет к приросту денежной базы на уровне около 11% в 2018 году и на уровне 5-6% в 2019 – 2020 годах.
Одновременно высокие реальные процентные ставки, обуславливают постепенное увеличение склонности населения к сбережениям. В результате ожидается прирост денежной массы на прогнозном горизонте на уровне 8-10%. Сейчас восстановление кредитной активности сдерживается высокими рисками институционального характера и значительной долей проблемной задолженности.
Ожидается, что принятие законопроекта “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возобновления кредитования” будет способствовать уменьшению рисков кредиторов, снижению стоимости кредитных ресурсов, и облегчит доступ к банковским займам.
В текущем году будет сохраняться профицит ликвидности, а операции НБУ по выпуску депозитных сертификатов будут оставаться основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы. Однако ожидается, что в дальнейшем объем таких операций снизится в результате постепенного уменьшения ликвидности банковской системы.
Ключевыми факторами ее уменьшения будут погашения правительством ОВГЗ в портфеле НБУ и рост наличности в обращении, что в определенной степени будет компенсировано покупкой НБУ иностранной валюты для пополнения международных резервов и перечислением прибыли в государственный бюджет.
В случае существенного роста спроса на наличные и/или купли правительством иностранной валюты у НБУ для погашения внешних долгов банковская система может перейти в состояние структурного дефицита. При таких условиях основными операциями НБУ станут операции по предоставлению ликвидности.
Сохранение высокой ключевой ставки сформирует достаточно жесткие монетарные условия, что обеспечит дезинфляцию и возвращение инфляции к целевому диапазону в конце 2019 года и достижение ее центральной точки – среднесрочной инфляционной цели (5%) в 2020 году.
РИСКИ ПРОГНОЗА
Основным риском для реализации указанного прогнозного сценария, НБУ считает отсутствие прогресса в проведении структурных реформ, необходимых для сохранения макрофинансовой стабильности, и продление действующей программы с МВФ. Дальнейшее промедление с реализацией условий программы сотрудничества с МВФ уменьшает вероятность получения финансирования, предусмотренного программой.
Это все больше сужает окно возможностей в привлечении долговых ресурсов на международных рынках капитала, необходимых для осуществления пиковых выплат по государственному долгу.
Следовательно, недополучения запланированных поступлений обостряет проблемы финансирования бюджетных расходов, а также ухудшает девальвационные и инфляционные ожидания, на которых также скажется традиционное усиление неопределенности в предвыборный период.
Основная неопределенность для инфляционного развития также связана с приведением цены на природный газ для населения к импортному паритету. Отсрочка такого решения, как и изменение принципов расчета импортного паритета цен может существенно отклонять траекторию инфляции от базового сценария за счет изменения величины и сроков коррекции административно-регулируемых тарифов.
Риск от шоков предложения продовольственных товаров, связанных с урожаем, ценами и условиями доступа украинской продовольственной продукции на внешние рынки является симметричным на прогнозном периоде.
Существенным фактором неопределенности остается развитие ситуации на востоке Украины. При благоприятной ситуации инвестиционная привлекательность страны будет расти за счет снижения премии за риск, что будет стимулировать приток капитала, ускоряя экономический рост и создавая ревальвационное давление. Однако эскалация боевых действий может привести к ухудшению ожиданий и к негативным социально-экономическим последствиям.
Одним из основных среднесрочных рисков базового сценария являются процессы трудовой миграции. Увеличение оттока рабочей силы из Украины будет создавать дальнейшее повышение диспропорций между спросом и предложением на рынке труда, что будет сопровождаться ростом заработных плат. Продолжение оттока трудовых мигрантов текущими темпами, или его усиление приведет к негативным последствиям для потенциала экономики.
Сейчас к рискам базового сценария принадлежит неопределенность относительно объемов транзита газа через Украину в результате строительства обходных газопроводов в Европу и западную Азию. В связи с этим с 2020 года возможно существенное снижение транзита газа или полное прекращение его транспортировки украинским газопроводом.
Учитывая, что темпы роста во многих странах будут оставаться выше тренда в 2018-2019 годах, существует значительная вероятность перегрева глобальной экономики и постепенный переход в фазу спада. Среди других возможных причин рецессии следует выделить риски эскалации торговых войн, инициатором которых являются США, относительно других крупнейших экономик мира (ЕС, Китай).
Замедление мировой торговли из-за многочисленных торговых противостояний и возникновения проблем в финансовой системе Китая, как одного из главных импортеров сырья на большинстве рынков, может существенно повлиять на общую динамику глобальной экономики.
Отрицательным эффектом таких противостояний может быть избыток предложения сырьевых товаров с соответствующим давлением на цены в сторону снижения. В таком случае или в случае потери доступа к отдельным рынкам сбыта, валютные поступления от экспорта будут сокращаться с соответствующим давлением на обменный курс гривны и соответственно инфляцию.
В таком случае НБУ будет вынужден проводить более жесткую монетарную политику, чем это предусматривается базовым сценарием, для компенсации негативного влияния на инфляцию внешних шоков.
Также усиливаются риски оттока капитала у развивающихся стран. Одним из триггеров таких событий может быть слишком быстрый переход центральными банками ведущих стран к более жесткой монетарной политике, что может повлечь отток капитала из стран, рынки которых развиваются, в том числе Украины.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.