Национальный банк Украины предан идее прозрачной и понятной коммуникации с обществом. Для этого в 2018 году мы продолжили работать над совершенствованием уже существующих коммуникационных инструментов и предложили нашим аудиториям новые продукты и решения. Об этом говорится в годовом отчете Национального банка Украины.
Новая стратегия коммуникаций: говорить больше, говорить понятно
Утвержденная в конце 2018 года новая стратегия коммуникаций призвана усилить эффективность донесения до общества информации о том, что и зачем делает центральный банк, как он своими решениями влияет на жизнь граждан и развитие экономики в целом. Прогрессивные центральные банки мира уже признали: без коммуникации невозможна эффективная реализация политик центробанка. И для Национального банка они являются стратегической функцией.
Новая стратегия коммуникаций имеет три главные цели.
Первая – укрепить доверие к самому Национальному банку, что является важной предпосылкой для повышения доверия к национальной денежной единице и банковскому сектору в целом.
Вторая – максимизировать влияние на поведение экономических агентов, управляя их ожиданиями и создав развитую культуру потребления финансовых продуктов.
Третья – снизить информационную асимметрию и уровень неопределенности в экономике посредством обеспечения доступа к информации, необходимой для принятия информированных решений.
Новая стратегия коммуникаций учитывает основные тренды информационной сферы, в частности развитие социальных сетей, снижение доверие к медиа и государственным институтам. Национальный банк усиливает интенсивность прямого диалога, с различными аудиториями увеличивая свое присутствие в социальных сетях и частотность офлайн-мероприятий – рабочих встреч, круглых столов, конференций, лекций.
Фокус на клиента: как мы общаемся с разными целевыми аудиториями
Традиционные каналы коммуникаций для центрального банка – публикации на официальном веб-сайте, публичные мероприятия для клиентов и партнеров, а также общение со СМИ – в 2018 году продолжили демонстрировать позитивную динамику.
В 2018 году на 63% возросло количество опубликованных пресс-релизов, спикеры Национального банка дали 55 интервью для ТВ, радио, Интернета и печатной прессы, проведено более 50 мероприятий для СМИ и подготовлено 807 ответов на запросы журналистов. Эта активность рассчитана, прежде всего, на общение с субъектами государственной политики и экономической деятельности, экспертным и академическим сообществами, международными партнерами центрального банка.
Прямая коммуникация с аудиторией в социальных сетях в 2018 году, также набирала мощности. В пяти социальных сетях Facebook, Twitter, Instagram, YouTube и Flickr рос охват и количество читателей. В Facebook, Instagram теперь наши аудитории составляют 38 000, 6 000 и 1 800 читателей соответственно. Мы адаптируем контент для аудитории каждой из них, делая акценты на англоязычном новостном компоненте для Twitter, визуальных и более демократичных продуктах для Instagram.
Ключевым публичным событием для клиентов Национального банка стала презентация 16 марта 2018 года Стратегии центрального банка, которая устанавливает цели на среднесрочный период.
На презентации присутствовали представители международных финансовых институтов, посольств, регуляторов финансового рынка, банковского сообщества, общественных организаций, экспертных кругов и медиа, чиновники, а также команда центробанка.
Перенимая опыт наиболее коммуникационных мощных центральных банков мира, мы продолжили выстраивать коммуникации с клиентами в регионах. Информационные дни имеют два основных компонента:
просветительский, что направлен на молодежь, – лекции в высших учебных заведениях, и разъяснительный с фокусом на политику Национального банка – встречи с представителями бизнес-общества. Четыре региональные информационные дни объединили более 100 представителей бизнеса и 1200 студентов и преподавателей.
На пути к Национальной стратегии по финансовой грамотности
Потребители финансовых услуг и общественность в целом нуждаются в простой и понятной коммуникации от центрального банка. Речь идет не только о разъяснении мандата и функций Национального банка, но и о формировании новой, европейской культуры потребления финансовых услуг. В этой работе наша ключевая аудитория – молодежь, ведь именно она будет формировать будущее страны.
В 2018 году Национальный банк уже традиционно стал национальным лидером мероприятий в рамках международной инициативы «Всемирная неделя денег» (Global Money Week), которая длилась с 12 по 18 марта. Мастер-классы, лекции, экскурсии и финансовые флешмобы под лозунгом «Деньги имеют значение» охватили почти 150 тысяч украинских учеников и студентов.
Среди других мероприятий для молодежи – лекции руководящего состава Национального банка в вузах, мотивирующие встречи и финансовый квест в стенах Национального банка во время проекта «Форум государственных деятелей».
Продолжая политику открытости и прозрачности, Музей денег Национального банка в 2018 году был основной внутренней площадкой для образовательных мероприятий и коммуникаций с молодежной аудиторией. Из более 6000 посетителей музея взрослая аудитория составила лишь шестую часть.
В 2018 году Музей денег значительно расширил свою продуктовую линейку. Отныне, кроме рассказа об исторической коллекции денег и экскурсии в здании Национального банка на Институтской 9, гостям доступны лекции на экономическую тематику, квесты и мастер-классы, а также пешеходная экскурсия «Институтская – финансовый центр Киева XIX – начала ХХ века».
Продолжается работа по разработке Национальной стратегии по финансовой грамотности, что станет путеводной звездой для всех заинтересованных сторон и объединит их усилия. На уровне Национального банка усилено международное сотрудничество с Международной сетью финансового просвещения Организации экономического сотрудничества и развития (OECD/INFE), а также привлечена лучшая мировая экспертиза для получения консультаций.
Мощный бренд как залог усиления доверия
Важное направление коммуникационной работы – увеличение доверия к регулятору через построение мощного бренда. Речь идет о формировании знаний в аудитории о Национальном банке как современной независимой институции, архитектора финансового сектора и лидера реформ, эффективного центрального банка, который обеспечивает ценовую и финансовую стабильность, способствуя экономическому росту страны.
Первый шаг в этом направлении мы сделали в 2018 году, начав с ребрендинга. Новая айдентика призвана визуализировать глубинные изменения, что уже состоялись во время трансформации Национального банка. И они отражают его видение, миссию и ценности. Новый брендбук заработал: в 2018 году в новом корпоративном стиле реализовано более 330 информационных продуктов Национального банка.
Международное признание. Награда Central Banking Awards за «Прозрачность». Значительные достижения Национального банка в прозрачности и развитии диалога со стейкхолдерами отмечены престижной международной наградой Central Banking Awards от профильного журнала Сentral Banking.
Как отметили в Central Banking Awards, с 2014 года Национальный банк столкнулся с многочисленными вызовами – конфликтом в восточных регионах страны, ростом инфляции, неработающей банковской системой. В таких условиях центробанку было легко поддаться соблазну не обнародовать никакой информации или даже снизить прозрачность институтов.
Однако Национальный банк во главе с Валерией Гонтаревой и Яковом Смолием избрал другой путь, значительно увеличив объем распространяемой информации о том, как он выполняет свою работу и упорно работает над тем, чтобы эта информация была доступной, понятной и своевременной для тех, кто в ней нуждается. Эта награда свидетельствует, что в своей коммуникационной стратегии Национальный банк движется в правильном направлении.
То, что международное сообщество поставило Национальный банк Украины в один ряд с центробанками Швеции, Канады, Чехии, Ирландии и Израиля, является бесспорным признанием наших достижений.
Управление человеческим капиталом
2018 год для управления человеческим капиталом стал определяющим, ведь мы впервые в своей истории приняли HR-стратегию на 2018 – 2020 годы, одновременно определив стратегические цели для HR, метрики их достижения и обновили систему управления человеческим капиталом.
Мы ввели новую политику вознаграждения работников на базе грейдинга и впервые в истории Национального банка подписали коллективный договор между руководством и трудовым коллективом.
Также изменения претерпели подходы к развитию лидерства, корпоративной культуры и внутренних коммуникаций.
HR-стратегия 2018-2020
Принятая HR-стратегия Национального банка является ориентиром для каждого нашего работника в саморазвитии, мотивации, формировании команд и совершенствовании процессов. Она разработана на 2018 – 2020 годы согласно Стратегии Национального банка и определяет пути построения современного, открытого, независимого, эффективного центрального банка по управлению человеческим капиталом.
Главная цель HR-стратегии – развитие человеческого капитала: новое лидерство, командное взаимодействие и фокус на личности. Стратегия определяет пять стратегических целей в направлении формирования и развития человеческого капитала:
создание гибкой системы мотивации (материальной и нематериальной);
развитие гибкой и инновационной корпоративной культуры;
внедрение нового лидерства;
продвижение бренда работодателя;
организационное развитие (содействие институциональной способности центрального банка).
Для каждой стратегической цели разработаны план действий, метрики и KPI их достижения. В то же время обновлена система управления персоналом, включающая новые продукты и инструменты.
HR-стратегия является результатом совместной работы всех подразделений Национального банка, а во время ее разработки мы тщательно изучили как предпосылки, сформировавшиеся внутри организации, так и общие тенденции рынка труда в Украине и мире.
Новое лидерство
Развитие лидерства в Национальном банке осуществляется по двум направлениям:
развернутая оценка управленческого потенциала руководителей (в двух вертикалях – лидер и команда) в рамках ежегодной оценки деятельности и дополнительных опросов.
создание среды и условий для саморазвития и совершенствования опыта лидеров, для чего реализуется программа ротации, проводятся мастер-классы, воркшопы для руководителей, продолжается развитие культуры постоянной обратной связи.
Развитие корпоративной культуры и внутренних коммуникаций
В 2018 году мы развивали адаптивную и гибкую корпоративную культуру, которая основывается на принципах сбалансированности решений, инновационности идей и открытости к новому, социальной и эко — ответственности, скорости реагирования на изменения, многозадачности и широты мышления.
Поэтому, по нашему убеждению, работники, независимо от уровня их должности, могут находиться в разных ролях и иметь разный уровень влияния на корпоративную культуру – от принятия решений и развития команд в трансляции культуры внутри и за пределами организации.
В третий раз проведено ежегодное исследование корпоративной культуры Национального банка, на этот раз оно было сосредоточено на оценке индекса мотивации работников по таким факторам:
взаимодействие в коллективе и на уровне работник – руководитель;
доступные возможности развития;
условия труда;
смысл и наполнение работы.
Исследование показало, что общий уровень мотивации работников составил 77%, что является достаточно высоким показателем.
Во внутренних коммуникациях был смещен акцент с информирования на повышение вовлеченности работников, в том числе через непосредственное общение работников. Ключевая роль в построении единого информационного поля внутри организации постепенно начала переходить к лидерам подразделений и их команд.
Во внерабочее время проходили экскурсии работников в Музей денег Национального банка и лекции на финансовую и экономическую тематику. Кроме того, в 2018 году стартовал цикл интеллектуальных мероприятий на манере «Что? Где? Когда?», где наши работники могут посоревноваться между собой в эрудиции.
Новая политика вознаграждения и нематериальная мотивация
В 2018 году мы внедрили новую систему оплаты труда, основанную на грейдинге, поэтому отныне общая заработная плата каждого работника центрального банка зависит от грейда его должности.
Грейд-уровень ценности определенной функции (должности) в рамках текущей деятельности банка. Он определяется по единым критериям экспертности, сложности и ответственности. Минимальное и максимальное значение (вилка) для каждого грейда основываются на результатах исследований украинского рынка заработной платы, что делает их сопоставимыми и конкурентоспособными на рынке.
Как результат, переход на новую политику вознаграждения позволил определить наши позиции на рынке труда. В дальнейшем мы планируем оптимизировать и автоматизировать процессы, а также построить гибкие системы материальной и нематериальной мотивации персонала.
Кроме того, изменился подход к нематериальной мотивации. Так, во время награждения самых эффективных работников и команд впервые номинантов на одну из наград определял весь коллектив общим онлайн-голосованием.
Усовершенствование Performance Management System
Мы используем две модели компетенций – управленческую и функциональную, которые введены в 2018 году.
Управленческая модель компетенций (для руководителей Board, Board-1, Board-2) состоит из трех общих для всех работников корпоративных компетенций (результативность, активность, сотрудничество) и двух управленческих (ответственное лидерство и эффективное управление).
Функциональная модель компетенций (для руководителей уровня Board-3 и работников не руководящих должностей) состоит из трех корпоративных компетенций и двух функциональных, которые основываются на требованиях стандарта поведения работников, определенного функционального направления деятельности центрального банка.
Среди таких компетенций – ответственность в работе, ориентированность на клиента, аналитическое и системное мышление, стрессоустойчивость и адаптивность, качественная коммуникация, эмоциональный интеллект.
Новые компетенции используются для планирования деятельности на 2019 год во время ежегодной оценки деятельности.
Коллективный договор между руководством и трудовым коллективом
Впервые в деятельности центробанка заключен Коллективный договор между руководством (администрацией) и трудовым коллективом центрального аппарата Национального банка на 2018 – 2023 годы.
Этот документ регулирует производственные, трудовые и социально-экономические отношения, согласовывает интересы работников и администрации в вопросах:
организации и оплаты труда;
гарантий и льгот в сфере социального обеспечения;
медицинского обслуживания;
организации оздоровления и отдыха работников.
Над разработкой договора работала комиссия в составе представителей администрации и первичных профсоюзных организаций Национального банка.
Центробанк открыт для молодежи
В течение 2018 года мы активно привлекали молодых специалистов и талантливых студентов к сотрудничеству и презентовали возможности стажировки и трудоустройства на профильных выставках и ярмарках вакансий. Мы знакомили молодежь со своей деятельностью во время дней открытых дверей и других мероприятий для студенчества.
Летом студенты имели возможность решить предложенный нами кейс «Спаси 2018 год» и в игровой форме проанализировать стратегические цели центробанка и определить для каждой:
потребности клиентов;
продукты, которые будут их удовлетворять;
а также риски, связанные с реализацией.
Задачи решали более 300 участников, которые предложили 21 решение.
Студенты, которые, по мнению жюри, справились с заданием лучше, получили приглашение на стажировку в Национальный банк. Всего в течение года в центральном банке стажировалось 54 студента.
Баланс рабочего и личного
От начала 2018 года наши сотрудники получили возможность сбалансировать свое рабочее и личное время и выбирать удобный для себя график работы в рамках с 07.00 до 20.00. И уже более 11% сотрудников начали пользоваться преимуществами гибкого графика.
Заботясь о личностном развитии работников и эффективном снижении уровня стресса на работе, в 2018 году мы организовали программу Mindfulness. Более 100 участников вместе с профессиональным тренером в нерабочее время учились осознанному наблюдению за своим эмоциональным и физическим состоянием, развивали внимательность и эмоциональный интеллект для предупреждения возможного «профессионального выгорания» и повышения эффективности труда.
Заботе о здоровье работников способствовала также программа добровольного медицинского страхования, участниками которой уже стали более 2 900 наших работников.
В рамках спортивных инициатив, первичной профсоюзной организацией работников Национального банка в 2018 году сформирована волейбольная и баскетбольная команда, продолжила функционировать футбольная команда.
Социальная ответственность – инициатива работников
Работники Национального банка продолжали поддерживать мобилизованных коллег и их собратьев в зоне проведения Операции Объединенных сил, а также раненых бойцов, которые лечились в Главном военном клиническом госпитале в Киеве.
Продолжалась реализация инициатив, направленных на поддержку воспитанников детских домов, одиноких людей пожилого возраста, приютов для животных. Помощь оказывалась на принципах корпоративного волонтерства за счет наших неравнодушных работников.
В июне при поддержке профсоюзной организации команда Национального банка приняла участие в 26-м благотворительном «Пробеге под каштанами» и таким образом приобщилась к помощи Центру детской кардиологии и кардиохирургии МОЗ Украины.
Весной и осенью состоялись два дня донора вместе с Национальным институтом сердечно-сосудистой хирургии им. М. Амосова и Киевским городским центром крови. К инициативе в целом присоединилось более 100 неравнодушных работников.
Модернизация систем отчетности и развитие открытых данных
Мы завершили последний этап модернизации системы статистической отчетности в рамках трехлетнего проекта «Реинжиниринг процессов сбора, обработки и использования банковской отчетности и информации». Его результатом стало внедрение передовых технологий сбора и распространения данных статистической отчетности.
В рамках проекта мы окончательно отказались от сбора отчетности на бумажных носителях, усовершенствовав использование электронной подписи, ввели стандартный формат XML для представления отчетности и перешли к использованию открытых каналов для передачи данных с высоким уровнем защиты информации, а именно, через веб-портал Национального банка или АPI.
Процесс передачи данных существенно облегчился, ведь для этого банки теперь могут использовать даже собственное программное обеспечение. Для удобства отчитывающихся учреждений мы также разработали публичный реестр показателей статистической отчетности на основе модели данных с публикацией детального описания контрольных элементов, формул расчета и необходимых справочников.
Новые правила организации статистической отчетности (утверждены постановлением правления Национального банка от 13.11.2018 №120) не только сделали процесс передачи данных учреждениями, что отчитываются, быстрыми и удобными, но и повысят гибкость процесса обновления требований к статистической отчетности в будущем.
В то же время качество отчетных данных возрастет в результате совершенствования алгоритмов контроля при формировании статистической отчетности.
Для приведения отчетности финансового сектора к европейским стандартам в 2018 году мы утвердили Правила формирования и обнародования обобщенной финансовой отчетности банков согласно таксономии FINREP XBRL. Этот документ формирует основы для перехода к представлению отчетности нами европейским регуляторам.
Внедрение новых подходов в системе статистической отчетности было направлено, прежде всего, на достижение баланса между отчетной нагрузкой на респондентов и обусловлено нашими потребностями в получении полной, своевременной и достоверной статистической отчетности для использования во время выполнения возложенных на нас функций.
Мы продолжили модернизацию системы монетарной и финансовой статистики. В частности, начато использование современных концепций и классификаций финансовых корпораций по секторам экономики в соответствии обновленного стандарта Системы национальных счетов, финансовых активов и обязательств с учетом внедрения МСФО 9 кредитов в разрезе субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, ценных бумаг в разрезе отдельных кодов.
Учитывая существенные изменения, произошедшие в миграционных потоках, мы усовершенствовали методику оценки объемов частных переводов и уточнили их оценки за 2015 – 2017 годы. Использование данных основных стран-партнеров, результатов последнего исследования Государственной службы статистики Украины (далее – ГССУ) по трудовой миграции и новых подходов к расчету данных по отдельным странам позволило существенно улучшить оценку частных переводов и повысить достоверность данных платежного баланса.
Модернизация коснулась также статистика прямых иностранных инвестиций. Да, мы переняли от ГССУ функцию формирования данных прямых иностранных инвестиций банковского сектора и осуществили ретроспективный просмотр данных статистики внешнего сектора с учетом реинвестированных доходов банков. Применение новых подходов позволило нам существенно приблизить стоимость прямых инвестиций к рыночным реалиям и уменьшить разногласия в наших и ГССУ данных.
Объемы прямых иностранных инвестиций, в которых конечным контролирующим инвестором является резидент, были оценены за период с 2010 до 2017 года. По результатам оценки определены объемы поступления прямых инвестиций именно иностранного происхождения в Украину.
Мы продолжили развитие в направлении распространения открытых данных. Так, в 2018 году был расширен перечень публичной информации о внешнем долге Украины. В частности, мы начали ежеквартальную публикацию информации о плановых платежах по внешнему долгу, что будет способствовать более качественному анализу потенциальных рисков ликвидности и платежеспособности экономики страны.
Кроме этого, мы расширили наборы данных в машиносчитываемом формате (XML, JSON), которые доступны через API. Это, например, показатели балансовых отчетов и обзоров финансовых корпораций, а также широкий спектр данных по показателям деятельности банков, как в агрегированном виде, так и в разрезе отдельных банков, расширен перечень информации о внешнем долге Украины.
Внутренний аудит
Департамент внутреннего аудита Национального банка в течение 2018 года оценивал и способствовал совершенствованию процессов корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля через проведение аудиторских проверок. Проверки были сориентированы на ключевые процессы, осуществляемые в Национальном банке.
В течение 2018 года в Национальном банке проведено 23 аудиторские проверки эффективности управления рисками и внутреннего контроля по основным направлениям деятельности структурных подразделений регулятора. В частности, это были проверки на выполнение рекомендаций МВФ по результатам оценки защитных механизмов, и в соответствии с положениями Меморандума об экономической и финансовой политике с МВФ.
Проверки осуществлялись в соответствии с Планом проведения внутреннего аудита в структурных подразделениях Национального банка Украины в 2018 году, утвержденного советом Национального банка.
Плановые аудиторские проверки охватили все функциональные направления нашей деятельности, осуществлялись с применением процессного и риск-ориентированного подхода к объектам аудита.
В 2018 году департамент внутреннего аудита на постоянной основе взаимодействовал с аудиторским комитетом совета, советом Национального банка и правлением – информировал о результатах проведенных проверок и выявленных рисках. С целью оценки эффективности внутреннего контроля материалы аудиторских проверок в течение 2018 года неоднократно приобщались к рассмотрению соответствующих вопросов на заседаниях совета и аудиторского комитета совета.
В течение 2018 года также реализовывалась Комплексная программа обеспечения и повышения качества внутреннего аудита, которая включала программу постоянного профессионального развития аудиторов в рамках внутренней школы аудита, организованной для наших работников.
Система управления рисками
Для достижения своих стратегических целей и эффективного исполнения функций, определенных законом Украины «О Национальном банке Украины», мы внедрили и продолжаем совершенствовать свою систему управления рисками. Она сосредоточена на поддержке нашей институциональной способности и независимости через защиту активов, капитала и репутации, а также поддержании уровня доверия к центробанку и к политике, которую мы как регулятор определяем и осуществляем.
Профиль наших рисков формирует финансовые и нефинансовые риски. К финансовым относятся наши риски, возникающие в связи с финансовыми инструментами. К нефинансовым – риски, возникающие в связи с факторами рисков нефинансового происхождения, а именно операционные, комплаенс и стратегические риски.
Наши процессы по управлению рисками включают следующие этапы:
организация системы управления рисками;
выявление негативных событий и идентификация рисков в наших процессах и продуктах;
оценка рисков;
определение и принятие мер в ответ на риски;
контрольная деятельность;
коммуникация и отчетность;
мониторинг системы управления рисками.
Управление операционными рисками
Во время управления операционными рисками мы основываемся на следующих основных направлениях:
выявление и оценка операционных рисков через применение инструментов по управлению операционными рисками;
усиление системы внутреннего контроля с учетом рисков, присущих нашей деятельности;
управление непрерывностью деятельности Национального банка.
В 2018 году мы обновили методологию по управлению операционными рисками, внедрили дополнительные новые инструменты по управлению операционными рисками, которые определяют единый и структурированный подход и требования по осуществлению страхования операционных рисков в Национальном банке и осуществления контроля над использованием аутсорсинговых услуг.
Также мы организовали и обеспечили проведение самостоятельной оценки операционных рисков и средств контроля за 182 процессами второго уровня, по результатам которого подразделения Национального банка разработали мероприятия с целью минимизации выявленных операционных рисков и улучшения средств контроля.
Кроме того, обеспечили мониторинг и отчетность по результатам управления ключевыми индикаторами операционного риска (KIR) по 28 показателям.
С целью усиления культуры управления операционными рисками, повышения осведомленности наших руководителей и работников проводятся регулярные учебные мероприятия. Так, в течение 2018 года проведено 10 очных учебных мероприятий для более 300 наших работников.
В 2018 году состоялось первое совместное с коллегами из Центрального банка Польши заседание круглого стола по вопросам управления операционными рисками.
Система внутреннего контроля
На выполнение комплексной программы развития Национального банка Украины до 2020 года в рамках проекта «Внедрение системы внутреннего контроля» внедряется единый и структурированный подход и требования по осуществлению внутреннего контроля. Это обеспечение эффективного выполнения наших функций, стабильной и непрерывной деятельности, взаимодействия подразделений на всех организационных уровнях и внедрение корпоративной культуры организации и развития системы внутреннего контроля.
Управления непрерывной деятельностью Национального банка
С целью управления непрерывной деятельностью в 2018 году:
проводилось тестирование и настройка резервных рабочих мест сотрудников в рамках общего тестирования плана обеспечения непрерывной деятельности Национального банка, и Плана восстановления IТ-ресурсов после сбоев;
проводилась ежегодная процедура анализа влияния негативных факторов на процессы Национального банка и непрерывную работу его подразделений;
обновлялись планы по обеспечению непрерывной деятельности Национального банка.
Управление финансовыми рисками
Во время управления финансовыми рисками мы основываемся на следующих основных направлениях:
выявление и оценка финансовых рисков;
использование различных видов обеспечения выполнения обязательств должником или контрагентом, оценка и мониторинг залогов, корректировки справедливой стоимости залога с учетом скидок за риски или корректирующих коэффициентов для уменьшения финансовых рисков;
установление и контроль над соблюдением лимитов на количественные показатели финансовых рисков;
определение условий и правил для качественных показателей финансовых рисков;
создание резервов и покрытие финансовых рисков за счет собственных ресурсов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
В 2018 году мы разработали новую политику управления финансовыми рисками, которая определяет единый процесс управления финансовыми рисками, устанавливает толерантность к разным группам финансовых рисков в зависимости от их влияния на нашу деятельность и достижение наших целей и систематизирует основные мероприятия, которые мы можем употреблять в ответ на финансовые риски.
Политика управления финансовыми рисками Национального банка распространяется на все активы и обязательства Национального банка (как балансовые, так и не балансовые).
Мы в основном принимаем финансовые риски, связанные с политикой, которую мы как регулятор определяем и осуществляем, активно управляем финансовыми рисками международных резервов и стараемся минимизировать все другие финансовые риски. В частности, для минимизации других финансовых рисков мы проводим активную работу по погашению задолженности по кредитам неплатежеспособных банков.
Работа по погашению задолженности по кредитам неплатежеспособных банков
В 2018 году мы получили на погашение задолженности по кредитам неплатежеспособных банков 2,6 млрд. грн.
Больше всего средств получено от реализации имущественных прав – 1 237,7 млн. грн. Еще 681,6 млн. грн. поступили от реализации недвижимого имущества. Другими источниками погашения задолженности по кредитам неплатежеспособных банков стали средства от:
погашения ОВГЗ на сумму 434,8 млн. грн.;
приобретения в собственность недвижимого имущества имущественных поручителей банков на сумму 132,3 млн. грн.;
получение средств от погашения задолженности по составленным Национальным банком кредитным договорам на сумму 154,4 млн. грн.
В 2018 году объем согласования нами начальных цен реализации имущественных прав по составленным кредитным договорам увеличился более чем вдвое – до 100,5 млрд. грн. – против 2017 года (45 млрд. грн.). Это связано с введением портфельного согласования реализации активов, а также с упрощением процедуры определения начальной цены реализации активов, которая соответствует сумме общей задолженности по кредитным договорам.
В течение 2014 – 2018 годов мы инициировали подачу 115 судебных исков с целью возврата неплатежеспособными банками задолженности по кредитным договорам за счет активов имущественных и финансовых поручителей. Общая сумма исковых требований составляет 37 млрд. грн.
В частности, в отношении финансовых поручителей было инициировано 10 судебных исков на сумму требований около 11 млрд. грн., имущественных поручителей – 105 судебных исков на сумму 26 млрд. грн.
Консолидированная финансовая отчетность за 2018 год
Национальный банк составляет финансовую отчетность с использованием принципов и подходов Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО) с 1998 года, а в полном соответствии с МСФО – с 2012 года.
Финансовая отчетность Национального банка – консолидированная финансовая отчетность, которая включает в себя активы, обязательства и результаты деятельности Национального банка, его дочерней компании и результаты деятельности ассоциированных компаний в соответствии с долей владения.
По состоянию на конец 2018 года валюта баланса Национального банка выросла на 2% и составила 1 049 млрд. грн.
В течение 2018 года Национальный банк продолжал выполнять свои функции как центральный банк страны, что формирует соответствующий профиль активов, обязательств и собственного капитала.
Основными статьями активов Национального банка являются:
ценные бумаги нерезидентов;
ценные бумаги Украины;
средства и депозиты в иностранной валюте и банковских металлах.
Основными статьями обязательств Национального банка являются:
банкноты и монеты в обращении;
обязательства перед МВФ, кроме обязательств по уплате взноса по квоте;
долговые обязательства в пользу МВФ по уплате взноса по квоте;
средства банков, государственных и других учреждений;
обязательства по перечислению прибыли к распределению в государственный бюджет Украины;
депозитные сертификаты, эмитированные Национальным банком.
В течение 2018 года в активах и обязательствах Национального банка произошли некоторые изменения.
Выросли международные резервы, что является результатом активной политики Национального банка по их наращиванию.
В целом международные резервы выросли на 10,6% – с 18,8 млрд. долл. США на конец 2017 года до 20,8 млрд. долл. США по состоянию на конец 2018 года. В 2018 году, в отличие от предыдущих лет, рост международных резервов обусловлен исключительно абсолютным приростом объемов, поскольку по состоянию на конец года курс гривны к иностранным валютам укрепился впервые за несколько лет.
Такой рост произошел благодаря покупке валютных средств на межбанковском валютном рынке Украины и привлечению валютных средств в рамках программ финансирования от МВФ и международных финансовых учреждений.
Рост международных резервов способствовал увеличению в 4,6 раза объемов средств и депозитов в иностранной валюте и банковских металлах. Кроме того, вырос на 4,5% объем портфеля ценных бумаг нерезидентов. Однако авуары в специальных правах заимствования составляют незначительную долю в международных резервах вследствие почти полного их использования в связи с погашением обязательств перед МВФ и уплатой процентов за пользование займом МВФ.
В то же время рост международных резервов благодаря получению в 2018 году средств по программе «Стенд-бай» повлиял на рост долговых обязательств Национального банка в пользу МВФ из-за покупки специальных прав заимствований (кредиты, полученные от МВФ) на 5,4%, достигнув 217 млрд. грн. (эквивалент 7,8 млрд. долл.).
Основная статья активов Национального банка, номинированных в национальной валюте, – ценные бумаги Украины, портфель которых в 2018 году уменьшился на 11,3 млрд. грн., или на 3,0%, и составил 361 млрд. грн.
В связи с этим, а также учитывая рост объемов активов, которые формируют международные резервы, доля ценных бумаг в валюте баланса снизилась и составила 34,4% в 2018 году против 36,3% в 2017 году. 99,8% всех ценных бумаг составляют ценные бумаги, удерживаемые с целью получения денежных потоков согласно условиям выпуска и учитываются по амортизированной себестоимости.
Кредитный портфель Национального банка уменьшился на 31,7% главным образом благодаря объемам. Так, валовая балансовая стоимость кредитов (собственная задолженность) уменьшилась почти на 12 млрд. грн. – до 63 млрд. грн. Одновременно уменьшилась и сумма ожидаемых кредитных убытков (сформированных резервов) по кредитам – на 1,7 млрд. грн.
В связи с улучшением макроэкономической ситуации и снижением потребности в кредитовании для поддержания ликвидности произошел возврат кредитов банками, работающими на рынке после очистки банковской системы. Учитывая это, почти вся задолженность, которая осталась непогашенной по состоянию на конец 2018 года, является проблемной и связана с банками, которые выводятся с рынка.
Основные изменения в разделе обязательств Национального банка, кроме обязательств перед МВФ, прошли по статьям:
увеличение банкнот и монет в обращении – на 11%;
увеличение обязательств по перечислению прибыли в бюджет – на 45,5%;
уменьшение объемов средств государственных и других учреждений – на 15%;
уменьшение депозитных сертификатов, эмитированных Национальным банком, – на 8%.
Финансовые результаты
Основными факторами влияния на прибыль Национального банка являются процентные доходы и курсовая разница – результаты переоценки монетарных активов и обязательств в связи с изменением официального валютного курса.
Сумма процентных доходов, основным источником которых являются ценные бумаги Украины и кредиты, предоставленные банкам, если сравнить с 2017 годом, уменьшилась и составила 47,9 млрд. грн. из-за одновременного уменьшения объемов соответствующих активов.
Сумма процентных расходов увеличилась на 16% и составила в 2018 году 13,5 млрд. грн. прежде всего благодаря:
увеличению расходов по депозитным сертификатам Национального банка, что связано с повышением средневзвешенных процентных ставок по 13,40% в 2017 году до 17,03% в 2018 году;
увеличению обязательств перед МВФ, по которым выплачиваются проценты.
В 2018 году сохранилось, хотя и значительно замедлилось, высвобождение Национальным банком резервов под обесценение кредитов, предоставленных банкам. В целом сумма уменьшения расходов, связанных с уменьшением/восстановлением полезности по основным финансовым активам, составляет 498 млн. грн. (в 2017 году – 3 151 млн. грн.).
Общая сумма чистых процентных доходов (с учетом высвобождения резервов под обесценение) составила в 2018 году 34,9 млрд. грн., что на 23% ниже, чем в 2017 году.
Традиционно изменения валютных курсов существенно влияют на результаты деятельности Национального банка после введения режима гибкого обменного курса. В частности, в 2018 году результат от изменения валютных курсов впервые с 2013 года был отрицательным и составлял 2,2 млрд. грн. (общая сумма прибыли за год – 37,8 млрд. грн.). Это связано с укреплением курса гривны к иностранным валютам.
Расходы Национального банка уменьшились с 3 622 млн. грн. (в 2017 году) до 1 711 млн. грн. (в 2018 году). Главным образом за счет расформирования обеспечения по юридическим обязательствам (в результате прошлых событий), в том числе по судебным искам, урегулирование которых с высокой степенью вероятности (в большей степени ожидается негативное развитие событий, чем положительное) должно привести к выбытию ресурсов, содержащих экономическую выгоду.
В целом структура активов за последние пять лет менялась по наращиванию международных резервов, уменьшению портфеля кредитов банкам, а также изменениям в портфеле ценных бумаг, который представлен в основном государственными облигациями.
В части обязательств Национального банка наблюдается их диверсификация, связанная с традиционным наличием основного (специфического для центрального банка как эмиссионного центра страны) вида обязательств – банкнот и монет в обращении.
В последние годы наблюдается значительное наращивание внешних заимствований, прежде всего – обязательств перед МВФ. Существенную часть обязательств Национального банка составляют депозитные сертификаты, эмитированные Национальным банком, и обязательства по перечислению части прибыли в Государственный бюджет Украины.
Собственный капитал Национального банка, что представляет собой остаточную стоимость активов после вычета всех обязательств, формируется преимущественно не за счет взносов государства. Он состоит из отложенных нереализованных результатов переоценки активов и обязательств Национального банка, в частности в результате изменений валютного курса, и части прибыли, оставленной в Национальном банке в соответствии с законодательством как резерв.
В структуре финансовых результатов Национального банка традиционно ключевой статьей является чистый процентный доход. Существенное влияние на финансовый результат оказывает также результат изменения валютных курсов в связи с действием режима гибкого валютного курса и значительной долей валютных статей в балансе Национального банка. Однако доля результата от изменения валютных курсов в общей прибыли Национального банка постепенно уменьшилась ввиду стабилизации курса гривны к иностранным валютам.
Расчеты с Государственным бюджетом
В 2018 году сумма перечислений в Государственный бюджет Украины составила 44,6 млрд. грн., а по состоянию на 31 декабря 2018 года признано обязательство по уплате части прибыли в Государственный бюджет Украины в 2019 году в сумме 64,9 млрд. грн.
Остальная прибыль Национального банка, предусмотрена для распределения, в сумме 3,6 млрд. грн. направляется на формирование общих резервов Национального банка после утверждения годовой финансовой отчетности советом Национального банка.
Прибыль к распределению Национального банка по 2018 году, а также признанные обязательства перед Государственным бюджетом Украины включают корректировки прибыли прошлых лет в сумме 22 млрд. грн. в связи с ретроспективным применением изменений учетной политики Национального банка и внедрением нового порядка определения нереализованных и реализованных результатов переоценки.
Введение МСФО 9
2018 года Национальный банк совместно с украинскими банками перешли на новый международный стандарт финансовой отчетности – МСФО 9. Переход происходил одновременно с другими представителями международного финансового сообщества.
МСФО 9 стал ответом на потребность упрощения подходов и усовершенствования требований к классификации финансовых инструментов и оценки кредитных рисков.
Главные его новации – введение новой классификации финансовых активов, прямо базирующееся на моделях управления активами, сформировавшихся в банке, и экономических характеристиках тех денежных потоков, которые порождаются финансовым инструментом в соответствии с контрактными условиями, а также внедрение новой модели оценки кредитных убытков. Что важно, речь не об понесенных убытках, как это было до введения нового стандарта, а ожидаемых, которые оцениваются на основе потенциальных рисков.
Кроме того, мы уверены, что отчетность в соответствии с МСФО 9 в целом повысит доверие ключевых стейкхолдеров к финансовой отчетности украинской банковской системы.
Напомним, Национальный банк одним из первых в мире начал переход на МСФО 9, учитывая важность его влияния на развитие экономики и финансовых рынков и содействие формированию прозрачной информационной инфраструктуры в стране. Это важно также и потому, что результаты деятельности Национального банка имеют прямое влияние на государственные финансы. Наличие собственного опыта по переходу на МСФО 9 дала нам возможность:
обеспечить плавный переход украинской банковской системы на новый стандарт;
делиться им с другими центральными банками, что происходило во время проведения международного круглого стола осенью 2018 года.
Банковский сектор переходил на МСФО 9 постепенно:
в начале 2018 года банкам предоставлен трехмесячный переходный период, в течение которого не применялись меры воздействия за нарушения нормативов и правил отчетности, вызванных изменением оценки финансовых инструментов в соответствии с МСФО 9;
позже этот переходный период был продлен до конца июня, чтобы банки могли постепенно адаптироваться к подготовке промежуточной отчетности.
В результате, переход на новый стандарт не имел существенных последствий для операционной эффективности банковского сектора. Кроме того, несмотря на опасения, что новый стандарт отчетности приведет к необходимости дополнительной капитализации, переход на МСФО 9 не сказался на достаточности капитала банков.
В целом применение МСФО 9 в Украине — это позитивный шаг, который будет побуждать банковскую систему быть ответственнее и сознательнее брать на себя риски, а значит, вся банковская система сможет более превентивно реагировать на возможные угрозы финансовой стабильности и вовремя устранять их.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.